Научная статья на тему 'Развитие социальной компетентности старших дошкольников в игре'

Развитие социальной компетентности старших дошкольников в игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Л.Х., Панеш Б.Х., Симбулетова Р.К.

Статья посвящена актуальной проблеме развития социальной компетентности дошкольников старшего возраста как интегративного личностного образования, включающего знания, умения, навыки и способности, формирующегося в процессе социализации и позволяющего человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Л.Х., Панеш Б.Х., Симбулетова Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS IN THE GAME

The article is devoted to the urgent problem of the development of social competence of older preschool children as an integrative personality education, including knowledge, skills, abilities, which is formed in the process of socialization and allows a person to quickly and adequately adapt in society and effectively interact with the social environment.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной компетентности старших дошкольников в игре»

36 The scientific heritage No 39 (2019)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ

Цеева Л.Х.

кандидат педагогических наук, профессор Адыгейский государственный университет

Панеш Б.Х.

кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет Симбулетова Р.К. кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS IN THE GAME

Tseeva L.

candidate of pedagogical Sciences, Professor Adyghe state University Panesh B.

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Adyghe state University Sambulatova R.

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Adyghe state University

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме развития социальной компетентности дошкольников старшего возраста как интегративного личностного образования, включающего знания, умения, навыки и способности, формирующегося в процессе социализации и позволяющего человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Abstract

The article is devoted to the urgent problem of the development of social competence of older preschool children as an integrative personality education, including knowledge, skills, abilities, which is formed in the process of socialization and allows a person to quickly and adequately adapt in society and effectively interact with the social environment.

Ключевые слова. Социальная компетентность, старший дошкольник, социализация, игровая деятельность.

Keywords. Social competence, senior preschooler, socialization, game activity.

Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования. В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать дошкольникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным векторам развития, но и выработать у них способность и готовность жить в современном динамичном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы [7].

Старший дошкольный возраст, как этап подготовки детей к школьному обучению, позволяет создать условия для приобретения самим ребенком и под руководством взрослых необходимого социального опыта, способствует раскрытию возрастных возможностей дошкольника, его успешной подготовке к обучению в школе, а позже - к взрослой жизни. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит усиленное формирование основ социальной компетентности ребенка, определяется вектор развития и успешная адаптация в меняющемся социуме.

В социально-ориентированной игре дошкольники осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный опыт.

Социальная компетентность, ее сущность, структура и способы формирования изучались и изучаются педагогами и психологами (А.Г. Асмо-лов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Ку-ницина, А.В. Петровский, А.Г. Харчев, и др.) [4].

Понятие «социальная компетентность» понимается многими учеными по-разному, например:

• социальная компетентность - это продукт социальной ситуации, развития специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми (А.Г. Асмолов) [1];

• социальная компетентность - это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности; моральную и правовую зрелость личности; личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности (И.А Зимняя) [4].

Ученые-исследователи пришли к выводу, что существуют разные подходы к толкованию социальной компетентности, но все они отмечают, что социальная компетентность ориентирована на взаимодействие человека с другими людьми, с обществом.

Анализ источников показывает, что социальная компетентность имеет возрастные особенности. Социальная компетентность дошкольника как аспект исследований изучается в трудах Л.В. Коло-мийченко, В.Н. Куницыной, С.А. Лебедева, О.В. Солодянкиной, Л.В. Трубайчук и др.[6,8].

Исследователи определяют социальную компетентность дошкольника как

• сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком социальных норм и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта (Л.В. Коломийченко) [6];

• способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается (А. Голфрид и Р. Дзурилла);

• приобретаемые компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные), ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность (Л.В. Гордиевских);

• способность растущей личности адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность свою и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества (Л.В. Трубайчук) [8].

Проанализировав данные определения, мы пришли к выводу, что в своем исследовании будем опираться на определение социальной компетентности дошкольника, которое предлагает Л.В. Тру-байчук. Все исследователи отмечают, что социальная компетентность имеет свою структуру, которая может быть представлена компонентами или компетенциями.

Социальная компетентность может быть сформирована на различном уровне. Проблемы выявления структуры уровней социальной компетентности рассматриваются в трудах В.Е. Кагана, Н.И. Кузьминой, Е.Е. Кутейниковой, В.В. Мамаевой и др.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка. Она определяется конкретными возрастными особенностями дошкольников и выражается в их психофизическом развитии, личностных достижениях, определенной независимости и самостоятельности при разрешении жизненных проблем, ситуаций и задач, а также в организации общей деятельности со сверстниками и взрослыми [3].

Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами,

правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе [5].

Ребенка можно считать социально компетентным, когда он готов решать различные возникающие проблемы, поставленные перед ним задачи в познании, в общении и в других различных видах деятельности (М.В. Крулехт) [7]. Немаловажную роль в этих процессах занимает игровая деятельность.

Впервые об игре как о ведущем типе деятельности в дошкольном возрасте писал Л.С. Выготский (1966). Он раскрыл ее значение для развития основных новообразований данного периода. Им была установлена связь игры с воображением как основой восприятия и представления целостного предмета, а также была выявлена роль воображения (фантазии) во всех духовных и материальных творческих деяниях человека. Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [2].

Систематическое проведение совместных игр обогащает детей старшего дошкольного возраста новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности [26]. Различные ученые (Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина и многие др.) считают, что наиболее эффективным средством в развитии социальной компетентности дошкольника являются социально-ориентированные игры.

Для старших дошкольников, в соответствии с их возрастными особенностями, более всего подходят ситуационно-ролевые игры и игры-путешествия.

При включении дошкольников в социально-ориентированные игры большое значение приобретают предварительные беседы, в которых происходит обсуждение конкретных ситуаций, требующих согласования в предстоящей деятельности. В ходе таких бесед у дошкольников формируются такие умения, как: ориентироваться на замысел партнеров, оценивать их значение для получения общего результата игры, осуществлять рефлексию общения и деятельности, умения поддержать, выразить согласие или несогласие, учитывать интересы сверстников. В таких беседах педагог выступает как заинтересованный в успехе партнер, дающий совет вместо прямо указания к действию, готовый поразмышлять по поводу ценности того или иного предложения.

У старших дошкольников в игровом общении происходит развитие компонентов социальной компетентности, в частности:

• формируются определенные социальные и коммуникативные навыки;

• увеличивается интерес к более сложным формам творческого взаимодействия с партнерами по игре;

• ребенок становится способным понимать личностные особенности других людей и учитывать их и свои действия, приобретают навык саморегуляции.

Таким образом, социально-ориентированная игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Для старших дошкольников, в соответствии с их возрастными особенностями, более всего подходят ситуационно-ролевые игры и игры-путешествия. Особенностями социально-ориентированных игр дошкольников выступают: коллективный характер деятельности, актуальность содержания, педагогический подход к распределению ролей, уникальность, направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников. В игровом общении у старших дошкольников происходит развитие составляющих социальной компетентности (определенных социальных и коммуникативных навыков; интереса к более сложным формам творческого взаимодействия с партнерами по игре; способность понимать личностные особенности других людей и учитывать их и свои действия; навыка саморегуляции).

Таким образом, старший дошкольный возраст (6-7 лет) является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. В этот период у дошкольников происходит значительный скачок во всех процессах, и сформировываются основные характеристики личности, которые отражают главную суть предпосылок учебной деятельности.

Для детей игра - сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения, освоения необходимого социального опыта. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

В игровом общении у старших дошкольников происходит развитие составляющих социальной

компетентности: определенных социальных и коммуникативных навыков; интереса к более сложным формам творческого взаимодействия с партнерами по игре; способность понимать личностные особенности других людей и учитывать их и свои действия; навыка саморегуляции.

Список литературы

1. Асмолов Г.У. Социальная компетентность: режиссура совместных действий / Г. У. Асмолов, Г. У. Солдатова.- М.: Гратис, 2006. 240 с.

2. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - (Собр. Сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; т.4) .

3. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста / А.Г Го-гоберидзе // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Вестник Красноярского краевого дворца пионеров и школьников. - 2009. - №2.

5. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Касаткина Ю.В.. - Ярославль: Академия развития, 2007.

6. Коломийченко Л. B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2007.

7. Крулехт М. В. Дошкольное детство в аспекте концепции предшкольного образования / М.В. Крулехт // Детство глазами психолога и педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Великий Новгород: НовГУ, 2005.

8. Трубайчук Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования / Л. В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.