Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / социальная компетентность / дети / младший школьный возраст / внеурочная деятельность / development / social competence / children / primary school age / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.М. Миназова, С.А. Башаева, М.Р. Бекова

Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Интерес автора сконцентрирован на вопросе изучения способов развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, регуляция своего поведения в соответствии с принятыми в обществе правилами и нормами. Показана роль внеурочной деятельности как одного из форматов организации образовательного пространства, который полностью соответствует всем параметрам социальной среды, необходимым для развития социальной компетентности у школьников. Опираясь на результаты проведенной программы, мы пришли к выводу, что внеурочные мероприятия способствуют повышению социальной компетентности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the process of development of social competence of primary school age children in extracurricular activities. The authors are interested in the problem of studying the ways of developing social competence of primary school children, which is due to the fact that at this very age the skills of constructive interaction with peers are formed, the regulation of their behavior in accordance with the rules and norms accepted in the society. The role of extracurricular activities as one of the formats of educational environment organization, which fully corresponds to all the parameters of the social environment, necessary for the development of social competence in schoolchildren, is shown. Based on the results of the program the researchers conclude that extracurricular activities contribute to the development of social competence of junior school pupils.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

емым нормам поведения в школе. Ведущая роль в формулировании, предъявлении и контроле исполнения школьных требований принадлежит учителю. Он выстраивает деловые взаимоотношения, предлагая младшим школьникам выполнить учебные задания в подгруппах, принять участие в коллективном обсуждении проблемных вопросов, распределяя общественные поручения. Руководство педагога деловыми взаимоотношениями младших школьников в процессе учебной деятельности способствует достаточно быстрому складыванию структуры ученического коллектива, в котором выделяется актив класса.

К сожалению, как отмечают ряд педагогов (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский и др.), мотивом бурной общественной деятельности отдельных школьников служит желание показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким учащимся приходится подчиняться другим одноклассникам, они обижаются, упрямятся, иногда отказываются от работы.

К существенным факторам, осложняющим налаживание позитивных межличностных взаимоотношений, Т.В. Костяк относит сформировавшиеся в период социально-психологической адаптации негативные способы отношения младших школьников к нормам и требованиям школы.

Основной причиной складывающихся негативных способов отношения к нормам и требованиям школы является противоречие между мотивами «хочу» и «надо», которое неизбежно возникает в период адаптации к требованиям школы.

Также могут затруднить налаживание межличностных взаимоотношений младших школьников их индивидуальные особенности восприятия и понимания другого человека. Нередко негативное отношение к однокласснику со стороны других учеников класса провоцируется характеристиками, которые дает ему педагог Повторяющиеся замечания, критические оценки поступков или учебных действий, некритично воспринимаемые учениками, становятся своеобразными «ярлыками», способствующими отчуждению ученика от одноклассников. Перечисленные трудности, возникающие в налаживании межличностных взаимоотношений младших школьников, позволяют выделить следующие критерии их преодоления: мотивационная направленность на общение и взаимодействие с одноклассниками и педагогом; эмоционально-положительное отношение к со-

Библиографический список

вместной учебной деятельности и налаживанию взаимоотношений с одноклассниками; произвольная регуляция поведения во взаимодействии с одноклассниками.

Перечисленные автором социальные мотивы, которыми руководствуются первоклассники, в полной мере раскрывают критерий мотивационной направленности на общение и взаимодействие с одноклассниками и педагогом. Такая нацеленность на эмоционально-положительное взаимодействие с одноклассниками является основой эмоционального благополучия младших школьников, которое является субъективным показателем динамики социально-психологической адаптации, т. к. проявляется в индивидуальных качествах младших школьников: доброжелательном отношении к одноклассникам, желании поддерживать инициативу других и проявлять собственную познавательную и коммуникативную активность. Следующим критерием налаживания межличностных взаимоотношений младших школьников выступает произвольная регуляция поведения во взаимодействии с одноклассниками. Ряд авторов (Л.И. Божович, К.М. Гуревич, В.К. Катырло и др.) определяют произвольное поведение как сознательно саморегулируемое, в котором человек преодолевает аффективно-отрицательное отношение ради эффективно-положительной цели. Развитие произвольной регуляции поведения в младшем школьном возрасте происходит в процессе учебной деятельности и общения с одноклассниками, когда школьники используют разнообразные модели, способы и стратегии взаимодействия, получая практический опыт достижения позитивного результата взаимодействия. Характеристиками сформированности произвольной регуляции поведения во взаимодействии с одноклассниками являются умение первоклассников использовать стратегии сотрудничества и компромисса, а также доброжелательное отношение к одноклассникам

Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе формирования межличностных взаимоотношений дети проявляют ценимые одноклассниками личностные качества (дружелюбие, общительность, инициативность) и получают высокий социальный статус. Возможность измерить получаемый младшими школьниками социальный статус делает его объективным показателем динамики процесса социально-психологической адаптации.

1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии. 1967; № 6: 115-121.

2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР 1988.

3. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе. Вопросы психологии. 1976; № 3: 16-26.

4. Сидорова В.А. Развитие пространственного мышления у младших школьников. Приоритеты педагогики и современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Пеликан, 2018; № 15: 24-27.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2021.

References

1. Levitov N.D. Frustraciya kak odin iz vidov psihicheskih sostoyanij. Voprosy psihologii. 1967; № 6: 115-121.

2. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti (formy, mehanizmy i strategii). Erevan: Izdatel'stvo AN Armyanskoj SSR, 1988.

3. Petrovskij A.V. O nekotoryh fenomenah mezhlichnostnyh otnoshenij v kollektive. Voprosy psihologii. 1976; № 3: 16-26.

4. Sidorova V.A. Razvitie prostranstvennogo myshleniya u mladshih shkol'nikov. Prioritety pedagogiki i sovremennogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Pelikan, 2018; № 15: 24-27.

5. Tihomirova L.F. Razvitie intellektual'nyh sposobnostejshkol'nika. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2006.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2021.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 37.032

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Bashaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bashaeva72@mail.ru

Bekova M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: bekovama@mail.ru

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article deals with the process of development of social competence of primary school age children in extracurricular activities. The authors are interested in the problem of studying the ways of developing social competence of primary school children, which is due to the fact that at this very age the skills of constructive interaction with peers are formed, the regulation of their behavior in accordance with the rules and norms accepted in the society. The role of extracurricular activities as one of the formats of educational environment organization, which fully corresponds to all the parameters of the social environment, necessary for the development of social competence in schoolchildren, is shown. Based on the results of the program the researchers conclude that extracurricular activities contribute to the development of social competence of junior school pupils.

Key words: development, social competence, children, primary school age, extracurricular activities

B.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

C.А. Башаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: bashaeva72@mail.ru

М.Р. Бекова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: bekovama@mail.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Интерес автора сконцентрирован на вопросе изучения способов развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, регуляция своего поведения в соответствии с принятыми в обществе правилами и нормами. Показана роль внеурочной деятельности как одного из форматов организации образовательного пространства, который полностью соответствует всем параметрам социальной среды, необходимым для развития социальной компетентности у школьников. Опираясь на результаты проведенной программы, мы пришли к выводу, что внеурочные мероприятия способствуют повышению социальной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: развитие, социальная компетентность, дети, младший школьный возраст, внеурочная деятельность

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что социальная компетентность представляет собой многоаспектный социальный феномен, который изучается с позиций различных наук: социологии, психологии, педагогики и др. Важность изучения способов развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что именно в этом возрасте формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, регуляция своего поведения в соответствии с принятыми в обществе правилами и нормами [1-8].

Цель данной статьи заключается в рассмотрении процесса развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать понятие «социальная компетентность» младших школьников; разработать программу внеурочных мероприятий и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками, эксперимент).

Научная новизна статьи определяется изучением понятия «социальная компетентность» младших школьников во внеурочной деятельности.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении педагогического знания о развитии социальной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Практическая значимость представлена через экспериментальную работу по разработке программы внеурочных мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Рассматривая федеральный государственный образовательный стандарт, мы видим, что в его основе лежит компетентный подход, который отличается личностной направленностью на каждого учащегося школы. Необходимо отметить, что личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что оказывает положительное влияние на формирование компетентности у ребенка.

При поступлении младших школьников в первый класс, перед школой стоит задача не только обучения детей, но и их всестороннее развитие. Результатом такого развития является готовность учащегося к саморазвитию, самоопределению, формированию у них учебной мотивации и познавательной активности, системы значимых как социальных, так и межличностных отношений, которые носят свое отражение в личной и гражданской позиции в деятельности, социальная компетентность, умение ставить перед собой цель и определять собственные жизненные планы и др. Восприятие и память являются первоочередными компонентами в структуре мыслительной деятельности первоклассников. Следующими идут речь, мышление, фантазия. Мыслительные и речевые компоненты в интеллекте первых и вторых классов укрепляются. Эти компоненты являются ведущими и у третьеклассников, а третье и четвертое места занимают память и фантазия. Благодаря этим компонентам развивается умение учиться у детей младших классов.

Младшие школьники учатся преодолевать разнообразные трудности, как внешние, так и внутренние. Школа формирует у них волевые качества, во время обучения ученики осознают свои обязанности, учатся слушать, быть внимательными, запоминать, думать. Младшие школьники не могут управлять своими эмоциями, желаниями. Они стремятся подражать своим сверстникам, которые сильнее и отважнее, и это негативно влияет на формирование волевых качеств. И здесь есть важная помощь со стороны взрослых.

Справедливым будет утверждение о том, что младший школьный возраст важен для окончательного формирования необходимых трудовых навыков путем вовлечения в практическую деятельность. Это становится возможным благодаря систематизации регулярных упражнений в школе, где ребенок приучается к порядку, бережному отношению к вещам, появлению заботливости. Итоги трудового воспитания проявляются в формировании навыков самоорганизации и умении последовательно выстраивать свою работу. Этот процесс предполагает, что ребенок проявит аккуратность, настойчивость, желание доводить работу до логического завершения, полностью контролируя свои действия.

Автор Н.Я. Семаго отмечает, что у детей младшего школьного возраста повышается уровень ответственности, формируется чувство долга, сознательного уважения к взрослым, закрепляются навыки культурного поведения, дети овладевают базовыми представлениями о гуманном отношении к окружающим людям. Творческий потенциал и креативные способности, как правило, раскрываются в социальной обстановке, что еще раз подчеркивает важность оказания помощи в построении взаимоотношений с окружающими людьми на основе уважения и внимания к личности. Деятельность детей этой возрастной группы характеризуется большой эмоциональной включенностью и стремлению к поиску. При исследовании мира неизбежно столкновение со сложными и неоднозначными ситуациями для ребенка, в результате чего приобретаются новые знания, накапливается опыт разрешения различных проблем. Зачастую этот процесс сопровождается вовлечением интуитивных качеств, путем проб, ошибок и экспериментов. В частности, Н.Я. Семаго утверждает, что социальное экспериментирование подготавливает базу для исследования собственного внутреннего мира, поиска альтернативных способов удовлетворения своим растущим социальным потребностям [4, с. 84].

В исследовании рассмотрено развитие социальной компетентности у младших школьников. Под социальной компетентностью понимается освоение ребенком общественных правил и норм, умение взаимодействовать с окружающими, понимание собственных особенностей, умение проявить себя в разных видах деятельности, достигать успехов и ценить как себя, так и окружающих. Социальная компетентность исследуется с позиций различных научных дисциплин и может рассматриваться на различных уровнях. Так, если рассматривать социальную компетентность на уровне общества, то она характеризует готовность общественных институтов и структур принимать эффективные решения, которые будут иметь своим результатом стабильность работы общества, его развитие, а также будут препятствовать торможению развития общества и его деградации [5 с. 32].

Если говорить о социальной компетентности на уровне группы, то она представляет собой способность группы к принятию эффективных решений. В результате таких решений группа расширяет возможности своего функционирования и развития, укрепляет свое социальное положение [2, с. 96].

Внеурочная деятельность как один из форматов организации образовательного пространства полностью соответствует всем параметрам социальной среды, необходимым для развития социальной компетентности у школьников. Так, внеурочная деятельность предоставляет возможности для развития активности ребенка, его личной свободы, расширяет образовательную среду, обогащает социальный опыт ребенка.

Как справедливо замечают исследователи, «компетентность» как таковая не может быть сведена просто к знаниям, как принято было рассматривать данный феномен в традиционном подходе. Только знания не могут обеспечить человеку адаптацию в обществе. Компетентность поэтому должна пониматься более широко -не только как знания, но и умения выполнять определенные функции на основе конкретного знания.

Компетентность с точки зрения когнитивного подхода определяется, соответственно, как «наличие определенных знаний и умение ими оперировать» [1, с. 24]. Такое определение объясняет многоуровневость структуры компетентности.

Приведем также определение компетентности, данное М.А. Холодной. Исследователь на основе экспериментальных данных дает следующее определение: компетентность - характеристика личности, формируемая с помощью целенаправленной практики по совершенствованию своих индивидуальных возможностей и способностей, приложения волевых усилий личности, затрат времени с этой целью. М.А. Холодная пишет: «Быть компетентным - значит быть убежденным в том, что мир предсказуем и поддается контролю». Такой вывод социально компетентная личность делает на основе знания и понимания правил и закономерностей в определенной сфере [7, с. 65].

Предпринимаемый этими авторами деятельностный подход к рассмотрению социальной компетентности позволяет им выделять планирование, осуществление и контроль социальных действий как базовые составляющие социально-психологической компетентности.

Успешность формирования различных компонентов социальной компетентности непосредственно зависит от учета временных возможностей в раз-

витии личности, а, следовательно, от верной временной организации и уровня обучения на каждом возрастном этапе развития личности [3, с. 74].

Стремление к успеху также создает правильную необходимую мотивацию, определяющую личностную активность младшего школьника.

Внеурочная деятельность как один из форматов организации образовательной среды полностью соответствует всем параметрам социальной среды, необходимым для развития социальной компетентности у школьников. Так, внеурочная деятельность:

- предоставляет возможности для развития активности ребенка, его личной свободы;

- расширяет образовательную среду, обогащает социальный опыт ребенка посредством экскурсий, посещений учреждений культуры и других форм обучения и воспитания;

- повышает интенсивность образовательной среды, т. к. использует различные формы включения учащихся во взаимодействие с учителями и сверстниками, когда ребенок может проявить себя, свои способности, взять на себя ответственность;

- повышает осознаваемость образовательной среды, т. к. включает в образовательную среду всех субъектов образовательного процесса;

- повышает эмоциональность образовательной среды, т. к. формирует доверительность, взаимный интерес в отношениях, сотрудничество взрослых и детей [6].

Изучив теоретические вопросы формирования и развития социальной компетентности младших школьников, мы сформулировали программу внеурочных мероприятий, которая была проведена в МБОУ «СОШ № 56 им. ПП. Балюка» г. Грозного. Формы проведения мероприятий были выбраны, исходя из выявленных в теоретической части исследования условий, так как они будут отвечать определенным задачам формирования и развития социальной компетентности у детей. Игровые методы и методы моделирования проблемных ситуаций присутствовали в каждом внеурочном мероприятии в формате различных игровых заданий и кейсовых ситуаций. Каждое мероприятие предполагало создание команд из числа обучающихся и групповой коммуникации внутри этих команд для выполнения заданий и решения проблемных ситуаций. Приведем примеры организации внеурочных мероприятиях. Были подготовлены задания различной сложности, а на квесте «Мысли в кучу» обучающиеся сами могли выбирать порядок выполнения заданий, что позволило создать ситуацию успеха для детей [6, с. 45].

Нами разработана программа внеурочных мероприятий:

1. Интеллектуальная игра по мультфильмам киностудии «Союзмультфильм».

2. Квест «Мысли в кучу».

3. Театрализованная сказка «Мужичок с ноготок».

4. Интерактивная игра по правилам дорожного движения.

5. Мастерская памяти.

В рамках внеурочного занятия «Интеллектуальная игра по мультфильмам киностудии «Союзмультфильм» детям предлагалось вспомнить героев, сюжеты, музыку из различных мультфильмов киностудии «Союзмультфильм». Они проявили себя на занятии активно, показали высокий уровень интереса и мотивации. Однако самым важным в данной внеурочной деятельности было наблюдать за командной работой детей и развивать их умение работать в команде. Для этого детям необходимо было совместно решить следующие задачи: придумать название своей команды и обосновать его; назначить капитана команды.

Следующим внеурочным занятием был Квест «Мысли в кучу», на котором обучающихся ждало захватывающее приключение. В самом начале события дети узнали о небольшой легенде: один великий ученый после сильного урагана не смог восстановить все свои заметки для важнейшего изобретения. Объединившись в команды, ребятам необходимо было сначала отыскать все потерянные заметки, используя подсказки, расклеенные по классу. Затем наступил самый интересный и важный этап - расшифровка этих заметок. Так как ученый хотел сохранить в секрете свое будущее изобретение, он зашифровал все свои записи. Для шифровки мы использовали различные ребусы, кроссворды, а также шифры, такие как «Шифр Цезаря», «А1Я33» и «Решётка». Событие закончилось для детей довольно удивительно, ведь расшифровав все заметки ученого и соединив их вместе, они смогли прочитать послание от того самого ученого, в котором говорилось о создании большой коллекции книг, которые сможет читать любой желающий. Совместными усилиями во время рефлексии и подведения итогов внеурочного события обучающиеся пришли к выводу, что ученый хотел изобрести библиотеку, о которой знает каждый из нас. Также совместно мы проанализировали важность чтения книг и приняли решение о создании площадки для Буккроссинга в нашем классе, чтобы ребята могли делиться друг с другом интересными книгами, которые они читают в свободное время.

Библиографический список

Театрализованная сказка «Мужичок с ноготок».

Задачи, которые были поставлены в данном внеурочном мероприятии:

- развивать гуманистические чувства детей (сочувствие, умение поставить себя на место другого человека и понять его чувства - эмпатия);

- развивать умение работать в команде;

- способствовать самовыражению детей, дать возможность всем детям проявить себя, показать свои способности.

Дети очень хорошо справились с заданием, и получилась красивая театрализованная сказка. Для подготовки дети учили свои роли, учились читать текст выразительно, быть в образе, проявлять свои актерские способности. Мы также обсудили мораль данной сказки, и дети в большой степени проявили гуманистические чувства по отношению к главному герою сказки. Они высказали сочувствие, понимание его нелегкой доли и причин того, почему его жизнь была такой нелегкой, понимание силы его характера и доброты, так как он делал нелегкую работу ради своих родных.

В процессе интерактивной игры «Азбука юного пешехода» обучающиеся смогли подробнее познакомиться с правилами дорожного движения в интерактивном формате. Формат командной работы способствовал развитию у школьников навыков кооперации и эффективной коммуникации.

Задачи данного внеурочного мероприятия:

- развить навык коммуникации;

- развить навыки командной работы;

- развить навык принятия решений в сложных ситуациях;

- 'помочь детям усвоить правила дорожного движения.

Большое количество игр и интерактивных заданий были отдельно выделены ребятами в ходе рефлексии. Обучающиеся могли на собственном примере попробовать почувствовать себя пешеходом, даже не выходя на улицу.

Наиболее активное участие школьники приняли в игре «Светофор». Кто-то из обучающихся переключал свет светофора, кто-то зачитывал стихотворения о правилах поведения на пешеходном переходе, а кто-то был пешеходом, переходя дорогу в нужное время и в нужном месте. Викторина в конце внеурочного мероприятия дала возможность обучающимся закрепить полученные знания на практике.

В рамках внеурочного мероприятия «Мастерская памяти» обучающиеся могли развить один из ключевых когнитивных навыков, необходимых для эффективного обучения - память. Школьники узнали о различных техниках развития памяти и основных способах эффективного запоминания информации, о возможностях мозга и о том, как эффективно их применять для повышения учебной мотивации. Обучающиеся познакомились с интересными фактами о нашей памяти, с различными методиками ее развития, а также с новейшими мнемоническими техниками, которые используют современные знатоки и эрудиты.

В ходе внеурочного события «Мастерская памяти» участники разобрали большое количество упражнений для развития памяти: игра «Memo», таблицы Шульте, тестирование Струпа, «Римская комната», а также несколько упражнений на скоростное запоминание предложенной информации.

По итогам внеурочного события обучающиеся создали уникальные подборки упражнений для развития памяти, которые смогут в дальнейшем использовать в повседневной жизни и развивать свою память.

Важно отметить, что все мероприятия связаны между собой общей легендой, где после рефлексии вымышленные персонажи каждого события предлагали детям подсказку для подготовки к следующему мероприятию: единый стиль одежды или канцелярские принадлежности, тем самым создавая проблемную ситуацию, которая требовала от обучающихся ее решения.

Проведенные внеурочные мероприятия способствуют повышению социальной компетентности младших школьников. Так, некоторые дети стали легче брать на себя ответственность, проявлять свои лидерские качества в специально созданных условиях. В некоторых аспектах повысилась мотивация детей к учению, они стали более регулярно и качественно выполнять домашние задания, проявлять интерес к внеклассным, досуговым мероприятиям, кружкам, в целом более осознанно относиться к своим интересам, склонностям.

Таким образом, можно сделать выводы, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализованных внеурочных мероприятий, способствующих повышению социальной компетентности младших школьников. Для этого необходимо отбирать материал для внеурочных мероприятий, который будет развивать именно те компоненты, которые находятся в структуре социальной компетентности. При соблюдении необходимых условий для организации внеурочных мероприятий, а именно - соблюдении параметров образовательной среды, педагогических и организационных условий и использовании разнообразных форм деятельности, проведенные внеурочные мероприятия способствовали повышению социальной компетентности младших школьников.

1. Калинина Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Ульяновск: УИПКПРО, 2018.

2. Попов В.Г Формирование социальной компетентности муниципальных служащих в современной России: социологический анализ. Екатеринбург: ЧиновникЪ, 2006.

3. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. Москва: Национальный книжный центр, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Санкт-Петербург: Речь, 2011.

5. Струк Е.Н. Социальная компетентность: научный журнал. 2019; Т. 4, № 1: 95.

6. Федосеенко Э.В., Охлопкова И.Е. Из опыта организации внеурочной деятельности в начальной школе. Авторская программа внеурочных занятий «Мой выбор» для начальной школы Современное начальное образование в условиях реализации ФГОС НОО: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. Орехово-Зуево: Издательство «МГОГИ», 2012.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

8. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ 2004. References

1. Kalinina N.V. Psihologicheskie aspekty razvitiya social'nojkompetentnostiShkolnikov. Ul'yanovsk: UIPKPRO, 2018.

2. Popov V.G. Formirovanie social'noj kompetentnosti municipal'nyh sluzhaschih v sovremennoj Rossii: sociologicheskij analiz. Ekaterinburg: Chinovnik", 2006.

3. Savenkov A.I. Razvitie 'emocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej. Moskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2015.

4. Semago N.Ya. Teoriya ipraktika ocenkipsihicheskogo razvitiya rebenka: doshkol'nyji mladshijshkol'nyj vozrast. Sankt-Peterburg: Rech', 2011.

5. Struk E.N. Social'naya kompetentnost': nauchnyj zhurnal. 2019; T. 4, № 1: 95.

6. Fedoseenko 'E.V., Ohlopkova I.E. Iz opyta organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole. Avtorskaya programma vneurochnyh zanyatij «Moj vybor» dlya nachal'noj shkoly Sovremennoe nachal'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS NOO: nauchnye podhody, opyt, problemy, perspektivy. Orehovo-Zuevo: Izdatel'stvo «MGOGI», 2012.

7. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: Paradoksy issledovanij. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

8. Scherbakova T.N. Psihologicheskaya kompetentnost' uchitelya: soderzhanie, mehanizmy i usloviya razvitiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGU, 2004.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 378.14

Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations

(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: rimn4@yandex.ru

UPDATING THE MENTAL HEALTH OF A TEACHER: ON THE 200TH ANNIVERSARY SINCE THE BIRTHDAY OF D.K. USHINSKY. The article discusses a phenomenon of mental health of a teacher of higher education through the legacy of D.K. Ushinsky, who carries out professional activities in accordance with the programs of higher education. The most significant features of mental health and ways of its preservation are considered. The study cites numerous materials by K.D. Ushinsky, who noted the importance of psychology for pedagogical science, which ranks first among all sciences, that the body has an effect on the soul, and the soul, in turn, has the same effect on the body, manifesting itself through its nervous organism, that psychology alone can give the teacher fidelity of view and that strength in action, in which he will be able to freely give the soul of the student this or that direction, according to his own convictions. The author notes that the mental health of a person is a multifaceted phenomenon that includes socio-economic, political, professional, personal, biological, physiological, mental and other factors, therefore, he proposes to focus on one of the barriers to the formation of a healthy psyche and mental health teacher - manifestation of irritation and aggressive behavior of a teacher of higher education, affecting his ability to create a favorable psychological climate in the team, respond to new challenges of the information space and digitalization of education. In the applied aspect, the author's research and analysis of a survey of university teachers on the subject of what situations and facts are strong irritants and cause aggressive behavior is important.

Key words: legacy of D.K. Ushinsky, mental health, educator, teacher, aggressive behavior, irritation

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: rimn4@yandex.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.К. УШИНСКОГО

В настоящей статье рассматривается феномен психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования. Рассматриваются наиболее значимые черты психического здоровья и пути его сохранности. В исследовании цитируются многочисленные материалы К.Д. Ушинского, отмечавшего значимость психологии для педагогической науки, которая занимает первое место среди всех наук, что тело имеет влияние на душу, а душа, в свою очередь, имеет такое же влияние на тело, проявляясь через его нервный организм, что психология одна может дать педагогу верность взгляда и ту силу в действиях, при которых он будет в состоянии свободно давать душе ученика то или другое направление, согласно его собственным убеждениям. Автор отмечает, что психическое здоровье личности -многогранный феномен, включающий в себя социально-экономические, политические, профессионально-личностные, биологические, физиологические, психические и другие факторы, поэтому предлагает сделать акцент на одном из барьеров на пути формирования здоровой психики и психического здоровья педагога - проявлении раздражения и агрессивного поведения педагога высшей школы, влияющих на его способность создавать благоприятный психологический климат в коллективе, отвечать на новые вызовы информационного пространства и цифровизации образования. В прикладном аспекте имеет значение приведенное автором исследование и анализ опроса педагогов вуза на предмет того, какие ситуации и факты являются сильными раздражителями и вызывают агрессивное поведение.

Ключевые слова: наследие Д.К. Ушинского, психическое здоровье, педагог, учитель, агрессивное поведение, раздражение

Актуальность исследования психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского обусловлено стремительными изменениями в области информатизации, цифровизации системы высшего образования, вызванными ускоренным научно-техническим прогрессом XXI века. Технологические образовательные метаморфозы предъявляют все больше требований к современному педагогу в рамках владения инновационными методами, способами, средствами обучения. Данные факты вызывают у педагогов ослабление психического здоровья, душевного благополучия - нервозность, срывы, раздражительность и, как результат, - профессиональное выгорание. Нарастающий информационный поток, требования и нехватка времени выливаются подчас в хроническую усталость педагога.

Цель данной статьи состоит в изучении феномена психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть феномен психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского; проанализировать наиболее значимые черты психического здоровья и пути его сохранности.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Научная новизна статьи состоит в рассмотрении наиболее значимых черт психического здоровья и выявлении путей его сохранности.

Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении феномена психического здоровья педагога высшей школы через наследие Д.К. Ушинского, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования.

Практическая значимость состоит в выявлении наиболее значимых черт психического здоровья и путей его сохранности.

Известно, что психическое здоровье личности - многогранный феномен, включающий в себя социально-экономические, политические, профессионально-личностные, биологические, физиологические, психические и другие факторы. Остановимся на одном из барьеров на пути формирования здоровой психики и психического здоровья педагога - проявлении раздражения и агрессивного поведения, влияющих на его способность создавать благоприятный психологический климат в коллективе, отвечать на новые вызовы информационного пространства и цифровизации образования. Процесс цифровизации, распространение электронного обучения не отменить, так как они являются приоритетными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.