Библиографический список
1. БабанскийЮ.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
2. Фатов И.С. Студенческие советы как орга-
ны студенческого самоуправления и соуправле-ния в учреждениях высшего профессионального образования: Нормативно-правовой аспект. II издание - М., 2008.
УДК 371
Четверикова Наталия Алексеевна
Кировский областной Дворец творчества детей и молодёжи
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ «ЛИДЕР»
В статье содержится описание школы «Лидер», содержание и идеи. Представлена форма практической диагностики организаторских умений — ситуационный анализ «Социальный тренажер».
Ключевые слова: социальная инициатива, организаторские способности, личность.
Перед педагогами стоит множество вопросов, как развивать детей сегодня,
. какую цель преследовать, что выбрать в качестве воспитательных средств, какой смысл вкладывать в понятие «лидерство», какие методы и приемы воздействия на детей сегодня могут стать надежными, а какие, наоборот - негодными... Известно много средств решения данной проблемы. Одно из них - обращение к личности самого ребенка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.
Приоритетная занятость общеобразовательной школы проблемой усвоения обучающимися конкретных учебных предметов зачастую не способствует воспитанию современного человека - предприимчивого, творческого, ответственного, умеющего управлять и работать в команде. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования, и, в частности, областной очно-заочной школы «Лидер» КОГОБУ ДОД -Дворца творчества детей и молодёжи (далее ООЗШ), напротив, позволяет помочь личности обрести основные социальные компетентности. Обучение социально-активных подростков региона производится по дополнительной образовательной программе «Развитие социальной инициативы старшеклассников». Опыт реализации идеи развития социальной инициативы, осуществляемый в ООЗШ с 1998 года, показал, что наиболее действенным способом решения данной проблемы является организация обучения детей в рамках взаимосвязанных спецкурсов: «Организация деятельности творческих групп в системе детского самоуправления», «Школа Лидера» и «Основы социального проектирования».
Интеграция этих разделов позволяет сформировать у обучающихся более полное представление о старшекласснике - лидере как о человеке с развитым самосознанием и созидательной социальной направленностью.
Образовательное содержание программы «Развитие социальной инициативы старшеклассников» базируется на следующих педагогических идеях: развитие самоуправления в детских сообществах (М.И. Рожков, 2001); концепция социального воспитания (А.В. Мудрик, Б.В. Куприянов, Л.М. Шакурова, О.В. Миновская и др.).
Реализуя эти идеи, программа ориентирует ее организаторов и участников на создание такого образовательного процесса, в котором приоритетным является личностное развитие ребенка: его стремление познавать себя и других, активизировать становление собственного образа «Я», совершенствовать свой интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал:
- интеллектуальное развитие предполагает расширение представлений о себе в условиях самоорганизации и участия в лидерском движении;
- нравственное развитие включает формирование ответственности за себя и других, ориентирует на выработку заинтересованности участия в социально-значимой деятельности и вовлечения в него сверстников;
- эмоциональное развитие обеспечивает позитивное отношение к себе, уверенность в своих возможностях, побуждает к решению посильных проблем, выводя ребенка на новое творческое освоение содержания детской жизни.
В процессе участия в программе ООЗШ школьники изучают современные способы вклю-
© Четверикова Н.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
217
чения в активную групповую работу; осваивают технологии развития лидерских качеств; получают опыт самостоятельной свободной ориентации в сфере профессий, связанных с управлением. Подбор методик и технологий развития социальной активности подростков позволяет разносторонне и содержательно дать оценку изменений в личностном росте ребёнка, степень сформиро-ванности социальных компетентностей.
Особенно хочется отметить такую форму практической диагностики организаторских умений, как ситуационный анализ «Социальный тренажер». Для изучения была определена группа третьего года обучения (16-17 лет), имеющая высокие показатели по освоению программы, всего 18 человек. Ребятам было предложено несколько вариантов организаторской деятельности, ориентированных на перенос освоенных знаний, навыков, способов реализации группового взаимодействия в новые ситуации в соответствии со спецификой конкретных условий. Например: организация досуговой формы для классного коллектива подростков; разработка и проведение общешкольной патриотической акции ко Дню государственного флага Российской Федерации и т.п.
Во время выполнения задания каждый лидер оценивался по нескольким показателям: «организаторские способности», «личностные качества», «исполнительские способности». Каждый показатель включает несколько характеристик, свойственных лидеру-старшекласснику, например, организаторские способности: умение работать в команде, создание мотивации деятельности других, тайм-менеджмент, умение анализировать работу команды и т.д. В свою очередь, каждая характеристика состоит из пяти критериев, каждый из которых оценен в баллах. Пример -«управленческий навык»: попустительство при организации работы - 1 балл; пытается распределить обязанности в группе, в случае неудачи выполняет всё сам - 2 балла; авторитарно распределяет обязанности, не учитывает мнение команды - 3 балла; незначительные ошибки в распределении обязанностей - 4 балла; объективно распределяет обязанности -5 баллов. Нужно отметить, что эти характеристики составлялись самими обучающимися совместно с кураторами учебных групп (комиссара-
ми), психологами, выпускниками ООЗШ. Соответственно, испытуемый активизировал знания предыдущих этапов обучения, готовил себя к осознанному применению комплекса управленческих умений.
Все эти критерии и показатели размещались в таблице, такая матрица заведена на каждого испытуемого. «Оценки» ставились по трем основаниям: оценка наблюдателя (обучающиеся 45 года, кураторы группы, психологи), оценка группы, самооценка. Затем все баллы суммировались в индивидуальных зачетных листах, испытуемому сообщались результаты, обозначались проблемные зоны, выдавались рекомендации по развитию тех или иных способностей, практических умений. На основании рекомендаций обучающийся мог определить свой дальнейший образовательный маршрут в ООЗШ - выбрать те занятия для углубленного изучения, которые смогли бы помочь в устранении недостатков. Разумеется, основным принципом здесь является анонимность разрешения проблемных ситуаций, непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений.
Созданные в ООЗШ «Лидер» условия для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности с другими позволяет ребенку формировать себя как субъекта собственной жизнедеятельности, активно становиться творцом своей социальной сущности, экспертом собственной состоятельности. Подобный деятельностный подход к обучению лидера-старшеклассника позволяет ребенку наработать собственный технологический опыт и багаж, что приводит, в конечном итоге, к появлению у ребенка собственного стиля лидера-организатора.
Библиографический список
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://президент.рф/news/6683.
2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Са-лина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская / под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
218
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18