Научная статья на тему 'Развитие социальной инициативы старшеклассников в условиях очно-заочной школы «Лидер»'

Развитие социальной инициативы старшеклассников в условиях очно-заочной школы «Лидер» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ORGANIZER'S ABILITIES / SOCIAL INITIATIVE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четверикова Наталия Алексеевна

В статье содержится описание школы «Лидер», содержание и идеи. Представлена форма практической диагностики организаторских умений ситуационный анализ «Социальный тренажер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior pupils social initiative development in the conditions of full-time and in absentia school Leader

The article contains school Leader description, content and ideas. Form of organizers abilities practical diagnostics form is presented that is situational analysis Social trainer.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной инициативы старшеклассников в условиях очно-заочной школы «Лидер»»

Библиографический список

1. БабанскийЮ.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.

2. Фатов И.С. Студенческие советы как орга-

ны студенческого самоуправления и соуправле-ния в учреждениях высшего профессионального образования: Нормативно-правовой аспект. II издание - М., 2008.

УДК 371

Четверикова Наталия Алексеевна

Кировский областной Дворец творчества детей и молодёжи

[email protected]

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ «ЛИДЕР»

В статье содержится описание школы «Лидер», содержание и идеи. Представлена форма практической диагностики организаторских умений — ситуационный анализ «Социальный тренажер».

Ключевые слова: социальная инициатива, организаторские способности, личность.

Перед педагогами стоит множество вопросов, как развивать детей сегодня,

. какую цель преследовать, что выбрать в качестве воспитательных средств, какой смысл вкладывать в понятие «лидерство», какие методы и приемы воздействия на детей сегодня могут стать надежными, а какие, наоборот - негодными... Известно много средств решения данной проблемы. Одно из них - обращение к личности самого ребенка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.

Приоритетная занятость общеобразовательной школы проблемой усвоения обучающимися конкретных учебных предметов зачастую не способствует воспитанию современного человека - предприимчивого, творческого, ответственного, умеющего управлять и работать в команде. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования, и, в частности, областной очно-заочной школы «Лидер» КОГОБУ ДОД -Дворца творчества детей и молодёжи (далее ООЗШ), напротив, позволяет помочь личности обрести основные социальные компетентности. Обучение социально-активных подростков региона производится по дополнительной образовательной программе «Развитие социальной инициативы старшеклассников». Опыт реализации идеи развития социальной инициативы, осуществляемый в ООЗШ с 1998 года, показал, что наиболее действенным способом решения данной проблемы является организация обучения детей в рамках взаимосвязанных спецкурсов: «Организация деятельности творческих групп в системе детского самоуправления», «Школа Лидера» и «Основы социального проектирования».

Интеграция этих разделов позволяет сформировать у обучающихся более полное представление о старшекласснике - лидере как о человеке с развитым самосознанием и созидательной социальной направленностью.

Образовательное содержание программы «Развитие социальной инициативы старшеклассников» базируется на следующих педагогических идеях: развитие самоуправления в детских сообществах (М.И. Рожков, 2001); концепция социального воспитания (А.В. Мудрик, Б.В. Куприянов, Л.М. Шакурова, О.В. Миновская и др.).

Реализуя эти идеи, программа ориентирует ее организаторов и участников на создание такого образовательного процесса, в котором приоритетным является личностное развитие ребенка: его стремление познавать себя и других, активизировать становление собственного образа «Я», совершенствовать свой интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал:

- интеллектуальное развитие предполагает расширение представлений о себе в условиях самоорганизации и участия в лидерском движении;

- нравственное развитие включает формирование ответственности за себя и других, ориентирует на выработку заинтересованности участия в социально-значимой деятельности и вовлечения в него сверстников;

- эмоциональное развитие обеспечивает позитивное отношение к себе, уверенность в своих возможностях, побуждает к решению посильных проблем, выводя ребенка на новое творческое освоение содержания детской жизни.

В процессе участия в программе ООЗШ школьники изучают современные способы вклю-

© Четверикова Н.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

217

чения в активную групповую работу; осваивают технологии развития лидерских качеств; получают опыт самостоятельной свободной ориентации в сфере профессий, связанных с управлением. Подбор методик и технологий развития социальной активности подростков позволяет разносторонне и содержательно дать оценку изменений в личностном росте ребёнка, степень сформиро-ванности социальных компетентностей.

Особенно хочется отметить такую форму практической диагностики организаторских умений, как ситуационный анализ «Социальный тренажер». Для изучения была определена группа третьего года обучения (16-17 лет), имеющая высокие показатели по освоению программы, всего 18 человек. Ребятам было предложено несколько вариантов организаторской деятельности, ориентированных на перенос освоенных знаний, навыков, способов реализации группового взаимодействия в новые ситуации в соответствии со спецификой конкретных условий. Например: организация досуговой формы для классного коллектива подростков; разработка и проведение общешкольной патриотической акции ко Дню государственного флага Российской Федерации и т.п.

Во время выполнения задания каждый лидер оценивался по нескольким показателям: «организаторские способности», «личностные качества», «исполнительские способности». Каждый показатель включает несколько характеристик, свойственных лидеру-старшекласснику, например, организаторские способности: умение работать в команде, создание мотивации деятельности других, тайм-менеджмент, умение анализировать работу команды и т.д. В свою очередь, каждая характеристика состоит из пяти критериев, каждый из которых оценен в баллах. Пример -«управленческий навык»: попустительство при организации работы - 1 балл; пытается распределить обязанности в группе, в случае неудачи выполняет всё сам - 2 балла; авторитарно распределяет обязанности, не учитывает мнение команды - 3 балла; незначительные ошибки в распределении обязанностей - 4 балла; объективно распределяет обязанности -5 баллов. Нужно отметить, что эти характеристики составлялись самими обучающимися совместно с кураторами учебных групп (комиссара-

ми), психологами, выпускниками ООЗШ. Соответственно, испытуемый активизировал знания предыдущих этапов обучения, готовил себя к осознанному применению комплекса управленческих умений.

Все эти критерии и показатели размещались в таблице, такая матрица заведена на каждого испытуемого. «Оценки» ставились по трем основаниям: оценка наблюдателя (обучающиеся 45 года, кураторы группы, психологи), оценка группы, самооценка. Затем все баллы суммировались в индивидуальных зачетных листах, испытуемому сообщались результаты, обозначались проблемные зоны, выдавались рекомендации по развитию тех или иных способностей, практических умений. На основании рекомендаций обучающийся мог определить свой дальнейший образовательный маршрут в ООЗШ - выбрать те занятия для углубленного изучения, которые смогли бы помочь в устранении недостатков. Разумеется, основным принципом здесь является анонимность разрешения проблемных ситуаций, непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений.

Созданные в ООЗШ «Лидер» условия для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности с другими позволяет ребенку формировать себя как субъекта собственной жизнедеятельности, активно становиться творцом своей социальной сущности, экспертом собственной состоятельности. Подобный деятельностный подход к обучению лидера-старшеклассника позволяет ребенку наработать собственный технологический опыт и багаж, что приводит, в конечном итоге, к появлению у ребенка собственного стиля лидера-организатора.

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://президент.рф/news/6683.

2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Са-лина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская / под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.