Развитие социальной активности личности в детском объединении The development of social activity of the individual in the children's association
Муминова Ленара Ленмаровна
Студент 1 курса Факультет Биологии и химии
ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского» Таврическая академия,
Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь.
e-mail: [email protected]
Muminova Lenara Lenmarovna
Student 1 term
Faculty of Biology and Chemistry FGAOU VO «Crimean Federal University. V.I. Vernadsky Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol.
e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены подходы к определению сущности понятий «социальная активность» с философского, психологического и педагогического аспекта. Проанализированы теоретические и методологические основы формирования социальной активности личности в детском объединении. Приведены доводы, свидетельствующие о том, что участие детей в деятельности общественных организаций дает им возможность получить опыт проявления социальной активности в различных сферах общественной жизни.
Annotation.
The article considers approaches to the definition of the essence of the concepts of "social activity" and "the formation of social activity" from a philosophical, psychological and pedagogical aspect. Analyzed the theoretical and methodological foundations of the formation of social activity of the individual in the children's association. Arguments are given that indicate that the participation of children in the activities of public organizations gives them the opportunity to gain experience in the manifestation of social activity in various spheres of public life.
Ключевые слова: социальная активность, социальная активность подростка, детское объединение, подростки.
Key words: social activity, social activity of a teenager, children's association, teenagers.
В современном обществе человек все больше выступает субъектом в собственной жизни и общественных отношений, становясь ответственным за принимаемые решения. Субъективно развиваясь человек адаптируется к существующей общественной реальности, а также на ее основе выстраивает собственную жизнедеятельность, детерминированную как требованиями общества, так и своими внутренними потребностями.
Именно поэтому социальное воспитание подрастающего поколения должно ориентироваться на развитие социальности индивида, состоящая из социальной активности, социальной мобильности и социальной зрелости, так как в современном мире уже нельзя ограничиваться только усвоением социального опыта, общественно признанных норм и правил.
Оценивая множественность институтов социального влияния на личность подростка, необходимо также учитывать и воздействие на него детских объединений, которые выступают одним из факторов формирования социальной активности подрастающего поколения [1]. Формирование социальной активности личности не является преходящим: человек в той мере социальное существо, в которой он самоопределяется в обществе, проявляя в нем активность, превращая его и самого себя как субъекта социальных отношений [6].
Понятие "социальная активность" тесно взаимосвязано с такими понятиями как деятельность, общение, социальная ответственность, жизненная позиция, общественный долг, социальная адаптация, социализация и т.д., поэтому данный феномен рассматривают в различных аспектах.
В философском аспекте социальная активность рассматривается как особая форма взаимодействия субъекта с окружающей средой, как особое состояние любой деятельности, которая положительно характеризуется выраженной стороной.
В психологическом аспекте данное понятие «социальной активности личности» раскрывается с точки зрения представлений о природе качества личности как системы действий, потребностей и мотивов поведения. Социальную активность как качество личности характеризуют не только общественно ценные мотивы, а и активное поведение, умение не только приспосабливаться к различным обстоятельствам, но и учитывать, а также изменять их в соответствии с усвоенными нравственными требованиями.
Развитие социальной активности личности происходит в результате усвоения общественных ценностей в процессе общения со значимыми людьми, освоения социальных ролей, гуманного отношения к окружающему миру, имитации. Эта деятельность направлена на обеспечение внутренних установок для развития самостоятельности и создание благоприятных внешних условий, в том числе межличностных отношений, среды жизнедеятельности и психологического климата.
Социальная активность - деятельное состояние, активное и энергичное проявление в чем-либо. Она является одной из характеристик образа жизни субъекта (личности, группы, сообщества), и благодаря освоению, сохранению или преобразованию существующих, или созданию новых условий, жизненно важных связей с природной и социальной средой, формированию личных социальных качеств она отражает степень направленности способностей, знаний, навыков, концентрации волевых, творческих усилий на реализацию внутренних потребностей, интересов и целей. Она осуществляется в индивидуальной, групповой, коллективной, массовой формах и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: трудовой, политической, профессиональной, культурно-досуговый, бытовой и др.
Таким образом, социальная активность - динамическое образование, субъектом которой является человек. Она имеет разную степень проявления и зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками общества. Через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения происходит развитие социальной активности. Она проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.
Российские психологи совсем недавно в научный оборот ввели термин «социальная активность подростка». Психологическими детерминантами развития которой они считают специфические новообразования подросткового возраста: достаточный уровень самосознания, группирования со сверстниками, стремлением к самоутверждению и самореализации, проявления взрослости, выраженные в эмансипации, конформизм [4]. Динамическим процессом «восхождение к социальной активности», по мнению ученых, является деятельность во внеурочное время, путем участия в волонтерской работе, социальных программах, проектах, инициативах и т.д. [5].
На уровень социальной активности подростков оказывает влияние:
- мобильность субъекта;
- разнообразие сфер и способов его деятельности;
- осознание общественной значимости определенной деятельности;
- использование опыта других;
- креативный подход к решению поставленных задач.
Ученными были выделены следующие критерии сформированности социальной активности подростков: содержание и нормы деятельности; мотивы и направленность социальной ориентации подростков; чувство ответственности за совершенные действия.
Для того чтобы воспитать социальную активность у каждого подростка необходимо, чтобы присутствовала субъектная - внутренняя активность. Благодаря субъектной активности подростки проявляют все важнейшие социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность, которые способствуют воспитанию внутренней социальной активности личности.
Социальная активность подростка является составляющей его социального становления, утверждения себя как члена определенного сообщества или общества [3]. Благодаря участию подростков в деятельности детских объединений происходит развитие важнейших компонентов социальной активности подростка таких, как: общественно-общественный, коммуникативный, экологический, трудовой, художественно-творческий и другие [1]. Они реализуются комплексно в различных детских объединениях или целенаправленно в детских объединениях определенного направления (например, «АДС», «МОО АЮЛ» и др.).
Анализ программных документов различных общественных объединений показал, что совокупность составляющих их деятельность, направленна на: реализацию направления "Я - Я" (рефлексию и самосовершенствования в ситуации публичного представления результатов, усвоение в социальном взаимодействии общественно важных ценностей), реализацию направления "Я - и другие" (самоорганизации добровольной совместной взаимодействия с другими), реализацию направления "Я - окружающий мир» (преобразования окружающей действительности, решение различных актуальных проблем). Участие подростка в этих направлениях обеспечивает формирование его социальной активности [2].
С целью обобщения особенностей воспитательного воздействия детских общественных организаций на формирование социальной активности подростков был проведен метод экспертных оценок. В исследовании, принимали участие 35 человек из числа директоров, социальных педагогов, учителей общеобразовательных учебных заведений, внешкольных учреждений. Они отметили, что участие ребенка в деятельности общественной организации дает возможность:
- развивать свои коммуникативные, организаторские и лидерские качества;
- реализовать личностный и творческий потенциал;
- почувствовать причастность к общественным и государственным делам;
- самосовершенствоваться и самореализовываться в различных видах общественно полезной деятельности;
- приобрести опыт волонтерской работы;
- реализовать собственные инициативы;
- найти свое место в общественной жизни.
Таким образом, как свидетельствуют ответы экспертов, участие детей в деятельности общественных организаций дает им возможность получить опыт проявления социальной активности в различных сферах общественной жизни.
Формирование социальной активности подростков в детской организации разделяют на несколько этапов: этап социальной пробы, который характеризуется приобретением учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни; этап в котором учащиеся принимают участие в социально-значимых делах, организованных взрослыми и этап инициирования различных дел, самостоятельная организация их выполнения, привлечения сверстников к реализации инициатив.
На первых этапах немаловажная роль принадлежит педагогическому воздействию на развитие и реализацию социальной активности подростков в детском общественном объединении [3]. Педагог наполняет жизнь объединения социально значимым содержанием, поскольку именно это обеспечивает возможность для развития организации как социального института воспитания. Он инициирует привлекательные цели и содержания деятельности организации. Его значение следует с позиции взрослого как организатора детской активности.
Педагог также поддерживает коллективную самостоятельность. Вдохновение примером личной социальной активности - один из наиболее значимых путей влияния на социальную активность в детских общественных объединениях. Активность организатора детского общественного объединения в социуме, определяется его способностью увидеть и порекомендовать реальные социально значимые цели, которые зададут направленность активности подростков, предоставить социальную значимость деятельности, а также осуществить ее как общественную деятельность. Такая социальная активность взрослого - важнейшее условие его лидерства в объединении активных ребят, а, следовательно, и существования детского общественного объединения путем педагогического воздействия на развитие социальной активности подростков [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном социокультурном обществе детские общественные организации, являются первоначальным центром приобретения ребенком опыта социальной активности путем поиска своего места в постоянно изменяющимся обществе. Они дают возможность детям сориентироваться в системе социальных взаимосвязей, овладеть механизмами регулирования социального поведения, осуществить анализ собственных возможностей и реализовать их в общественной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 512 с.
2. Смирнова А.А. Педагогические условия развития социальной активности старшеклассников в процессе школьного самоуправления // А.А. Смирнова, 2006. - 189 с.
3. Чугунова А.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.06 // А.Д. Чугонова - Кострома, 2000. - 186 с.
4. Igropulo V.S. Development of research activities of school children under the conditions of an integrated educational system // V.S. Igropulo
5. Poulin F. Participation in organized leisure activities as a context for the development of social competence among preschool children, 2012.
6. Social activity as an occupational guidance factor // S.T. Khalilova