Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поштарева Татьяна Витальевна, Подкопов Владимир Александрович

Статья посвящена проблемам адаптации иностранных курсантов военных вузов. В ней обосновывается необходимость развития социального интеллекта иностранных курсантов для повышения эффективности адаптации в новой образовательной среде. Авторы выделяют проблемы исследования социального интеллекта, анализируют существующие подходы к раскрытию его природы, обобщают сущностные характеристики социального интеллекта. Также характеризуются возможности и результаты целенаправленного развития социального интеллекта иностранных курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поштарева Татьяна Витальевна, Подкопов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE OF FOREIGN CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The article is devoted to the problems of adaptation of foreign cadets of military universities. It substantiates the need to develop the social intelligence of foreign cadets to improve the effectiveness of adaptation in a new educational environment. The authors identify the problems of social intelligence research, analyze existing approaches to the disclosure of its nature, generalize the essential characteristics of social intelligence. The possibilities and results of purposeful development of social intelligence of foreign cadets are also characterized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

7. Российская Федерация. Президент (2021; В.В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: от 21 апреля 2021 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 21.10.2021).

8. Шмелёва, С.А. Трудности будущего педагога на современном этапе развития общества / С.А. Шмелева // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: материалы Ill междунар. науч.-практ. конф. - 2013. - С. 155-160.

Педагогика

УДК 37.025

доктор педагогических наук, профессор Поштарева Татьяна Витальевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Северо-Кавказский социальный институт» (г. Ставрополь); аспирант Подкопов Владимир Александрович Автономная некоммерческая организация высшего образования «Северо-Кавказский социальный институт» (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена проблемам адаптации иностранных курсантов военных вузов. В ней обосновывается необходимость развития социального интеллекта иностранных курсантов для повышения эффективности адаптации в новой образовательной среде. Авторы выделяют проблемы исследования социального интеллекта, анализируют существующие подходы к раскрытию его природы, обобщают сущностные характеристики социального интеллекта. Также характеризуются возможности и результаты целенаправленного развития социального интеллекта иностранных курсантов.

Ключевые слова: иностранные курсанты военных вузов, адаптация иностранных курсантов, адаптационный потенциал, профессиональная успешность, социальный интеллект, концепции социального интеллекта, развитие социального интеллекта.

Annotation. The article is devoted to the problems of adaptation of foreign cadets of military universities. It substantiates the need to develop the social intelligence of foreign cadets to improve the effectiveness of adaptation in a new educational environment. The authors identify the problems of social intelligence research, analyze existing approaches to the disclosure of its nature, generalize the essential characteristics of social intelligence. The possibilities and results of purposeful development of social intelligence of foreign cadets are also characterized.

Keywords: foreign cadets of military universities, adaptation of foreign cadets, adaptive potential, professional success, social intelligence, concepts of social intelligence, development of social intelligence.

Введение. Интеграционные процессы, характерные для современной системы образования актуализируют необходимость выхода отечественных вузов на международный рынок образовательных услуг. В настоящее время можно уверенно говорить о повышении конкурентоспособности российских вузов в данной сфере. Однако повышение спроса на отечественные образовательные услуги и массовое привлечение иностранных обучающихся требует более пристального внимания к проблемам их адаптации. Вузам необходимо создавать условия для комфортного и быстрого вхождения иностранных обучающихся в новую для них социальную и образовательную среду. Адаптация иностранных обучающихся сложный динамический процесс, включающий в себя приспособление к иной языковой и социокультурной среде, часовому поясу и климатическим особенностям, новым условиям обучения, новому учебному коллективу, системе управления и контроля учебной деятельности и т.п. Эффективность адаптации иностранных обучающихся зависит от двух групп факторов, во-первых, от целенаправленных действий сотрудников образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению адаптационных процессов и, во-вторых, от адаптационного потенциала самого обучающегося.

Поднятая проблематика в полной мере касается и военных вузов, в которых количество иностранных курсантов неуклонно растет год от года. При этом необходимо помнить, что профессиональная подготовка военнослужащих ориентирована не только на освоение соответствующих знаний, умений и навыков, но и на формирование профессионально значимых личностных характеристик. В этом контексте представляется важным концентрировать усилия на развитии социального интеллекта иностранных курсантов, поскольку высокий уровень социального интеллекта не только позволяет быстрее и продуктивнее адаптироваться к новым условиям и требованиям, но и является залогом профессиональной успешности военных кадров, создает предпосылки для профессиональной самореализации и саморазвития.

Изложение основного материала статьи. Социальный интеллект как научная категория имеет достаточно длительную историю рассмотрения в психологических и педагогических исследованиях. Несмотря на это данный феномен и в настоящее время остается недостаточно раскрытым, теоретически обоснованным и экспериментально разработанным. На наш взгляд, это связано как с трудностями методологического характера (в частности обоснованностью выделения социального интеллекта как специфического вида интеллекта), так и с наличием большого числа подходов к интерпретации понятия «социальный интеллект», со слишком обобщенными, или наоборот излишне детализированными и развернутыми определениями.

Подтверждение выдвинутому предположению мы находим в трудах отечественных ученых. Так Л.В. Лунева в качестве основных проблем исследования социального интеллекта выделяет:

1. Существование множества подходов, раскрывающих сущность социального интеллекта, большинство из которых трудно признать достаточно разработанными в контексте обоснования природы рассматриваемого феномена. Здесь речь идет прежде всего о недоработанности выдвигаемых концептуальных положений о природе социального интеллекта, что не позволяет операционализировать само понятие и эмпирически обосновать научные предположения. Можно также выявить определенную закономерность - наиболее теоретически обоснованными являются те подходы, которые основываются на авторской структуре социального интеллекта. К сожалению, практически все наиболее известные конструкты социального интеллекта так и не нашли свое воплощение в соответствующем диагностическом инструментарии, признанным валидным и надежным.

2. Дефицит качественного инструментария оценки уровня развития социального интеллекта. Во-первых, большинство существующих методик не отвечают запросам практики, они труднореализуемы и не позволяют получить однозначно достоверный результат. Во-вторых, методики, претендующие на некую универсальность (например, тест Дж. Гилфорда и М. Салливан «Диагностика социального интеллекта») не учитывают возрастные особенности испытуемых и как правило основываются на определении взаимосвязи и соотношения определенных характеристик со степенью выраженности

социального интеллекта. В-третьих, в современных исследованиях доминирует подход к оценке уровня социального интеллекта на основе измерения отдельных его элементов по уже существующим методикам, но здесь встает вопрос об обоснованности совокупности этих элементов (конструкта социального интеллекта).

3. Оторванность концепций социального интеллекта от конкретного носителя и его социальной жизни и ведущей деятельности. Несмотря на то, что научные круги признают взаимосвязь социального интеллекта с поведением личности в социуме в значительном числе существующих концепций, отсутствует «привязка» социального интеллекта к определенному типу носителя (возрастной, демографической, социальной, профессиональной группе и т.п.). Следовательно, многие важные характеристики носителя социального интеллекта в теоретических и эмпирических исследованиях не учитываются. Наиболее же распространенными являются исследования социального интеллекта отдельной личности, без конкретизации ее принадлежности к какой-либо из указанных выше групп, или социального интеллекта обучающихся (школьники, студенты). Также редко учитывается контекст реального взаимодействия индивида/группы индивидов с конкретной социальной средой [3].

Рассмотрим наиболее значимые для нашего исследования интерпретации понятия «социальный интеллект».

Одним из первых в отечественной науке к проблематике социального интеллекта обратился Ю.Н. Емельянов, который предложил рассматривать данный феномен как способность понимать субъектов социального взаимодействия, их состояние, особенности поведения и процесса выстраивания взаимоотношений в текущий момент и перспективе, основанную на соответствующих мыслительных операциях и накопленном социальном опыте [1]. При этом Ю.Н. Емельянов связывал социальный интеллект с коммуникативной компетентностью и подчеркивал, что социальный интеллект предполагает восприятие и осмысление социальной среды и взаимодействие с этой средой посредством конструктивной кооперации.

Из более поздних работ следует выделить структурно-динамическую теорию Д.В. Ушакова, в рамках которой социальный интеллект понимается как способность познавать социальную действительность во всем ее многообразии, обладающую следующими специфическими характеристиками: континуальный характер, поскольку индивид постоянно взаимодействует с социумом, а, следовательно, непрерывно анализирует его, осмысливает результаты анализа и применяет их на практике; «считывание» и использование средств невербальной репрезентации в процессе социального взаимодействия; учет фактора возможной потери точности и объективности социального оценивания при вербализации; опора на накопленный социальный опыт; преимущественное формирование посредством имплицитного научения, при сохранении возможности целенаправленного развития [4].

Определенный интерес представляют и разработки О.Б. Чесноковой, которая подчеркивала, что при рассмотрении социального интеллекта нельзя концентрироваться исключительно на когнитивных операциях и процессах, упуская аффективную составляющую, мотивы и потребности личности. В таком ключе социальный интеллект представляет собой способность вычленять и оценивать всю совокупность сущностных характеристик коммуникативной ситуации, в том числе недоступных для непосредственного наблюдения (чувства, мотивы, намерения, возможные причины поведения, личностную и социальную позицию и т.п.) и на этой основе определять конструктивные стратегии достижения предопределенных целевых установок [5].

Наиболее полно, на наш, взгляд природа социального интеллекта отражена в трудах В.Н. Куницыной, где социальный интеллект представлен как сложная структура, объединяющая интеллектуальные, личностные, коммуникативные и поведенческие характеристики, отвечающие за получение и интерпретацию информации о коммуникативной ситуации, прогнозирование вариантов ее развития, готовность к принятию решения относительно наиболее эффективных способов социального взаимодействия, максимально полно соответствующих конкретной ситуации. В.Н. Куницына в структуре социального интеллекта выделяет такие аспекты как:

- коммуникативно-личностный потенциал, совокупность свойств и способностей, влияющих на процесс выстраивания коммуникативного акта (аттрактивность, контактность, конфликтоустойчивость, коммуникативные ориентации личности);

- характеристики самосознания (адекватная самооценка, в том числе и оценка себя как субъекта коммуникативного процесса, самоуважение, готовность воспринимать новое, толерантное отношение к проявлениям «инаковости»);

- социальная направленность мышления, способность к социальному восприятию, познанию и воображению, развитая социальная память;

- активационно-энергетический потенциал (активность, энергичность, способность выносить различного рода нагрузки, перераспределять и мобилизовать имеющие ресурсы) [2].

В целом проведенный анализ позволил выделить ряд концептуально важных моментов в понимании сущности социального интеллекта:

1. Социальный интеллект - это интегрированная способность, имеющая сложную структуру и обеспечивающая эффективность взаимодействия личности с социальной средой, успешность социальной адаптации, управляемость и результативность коммуникативного акта/процесса.

2. Социальный интеллект представлен различными составляющими, среди которых чаще всего выделяют: объективное и полное восприятие коммуникативной ситуации, ее оперативная оценка, быстрая ориентация в ситуации и своевременное реагирование на актуальные и потенциальные изменения; понимание индивидуальных особенностей партнеров по коммуникативному акту, их состояния и прогнозирование с учетом этого вариантов поведения и ответной реакции на предпринимаемые действия; принятие особенностей коммуникативных партнеров, проявление адекватного отношения к ним, готовности выстраивать конструктивный диалог несмотря на возможные различия и противоречия; анализ собственного поведения, его критическая оценка, контроль поведенческих реакций; наличие соответствующих знаний, успешного опыта применения умений и навыков социального взаимодействия.

3. Социальный интеллект формируется преимущественно стихийно в процессе жизнедеятельности человека, на основе накопления индивидуального опыта взаимодействия с социальной средой (по утверждению некоторых ученых в основном посредством имплицитного научения), что не снижает потенциал целенаправленного развития социального интеллекта путем организации соответствующего психолого-педагогического воздействия.

Возвращаясь к заявленной проблематике отметим, что целенаправленное развитие социального интеллекта иностранных курсантов военных вузов позволит достичь следующих результатов:

- повысит скорость и эффективность адаптации иностранных курсантов в новой социальной и образовательной среде, обеспечит приращение их адаптационного потенциала, что в дальнейшем положительно скажется на вероятности достижения профессиональной успешности;

- снизит риски появления негативных психических состояний в сложных ситуациях, связанных как с периодом приспособления к новым условиям обучения, так и с освоением военной профессии, а в будущем и с ее осуществлением, поскольку уровень социального интеллекта непосредственно влияет на готовность к деятельности в ситуациях с элементами экстремальности, успешность их преодоления;

- будет способствовать развитию, связанных с социальным интеллектом личностных качеств, способностей и умений, востребованных в избранной профессиональной деятельности: коммуникативные ценностные ориентации; умение грамотно осуществлять целеполагание в коммуникативной сфере; умение организовать пространство и информационное поле коммуникации с учетом профессиональных норм и регламентов; способность быстро ориентироваться в коммуникативной ситуации, гибко реагировать на ее изменения; способность контролировать интенсивность и динамику коммуникативных процессов, управлять их ходом, добиваться решения поставленных задач; наблюдательность, умение оперативно и объективно распознавать особенности состояния и поведения партнеров по коммуникации, прогнозировать их дальнейшее развитие; активность и инициативность в общении, легкость в установлении социальных и профессиональных контактов; способность предвидеть возможные последствия предпринимаемых действия, принимать за них ответственность и т.п.

Выводы. Для отечественной системы высшего образования, в том числе и военного крайне важно устойчиво закрепиться на международном рынке образовательных услуг. Поэтому психолого-педагогическому сопровождению адаптации иностранных курсантов следует уделять больше внимания, делая акцент на развитии тех личностных характеристик и способностей, которые повысят их адаптационный потенциал и профессиональную успешность. Курсант, обладающий высоким уровнем социального интеллекта способен максимально быстро и эффективно получать информацию необходимую для конструктивного выстраивания коммуникативного процесса, управлять им, прогнозировать возможные трудности и находить пути их преодоления, что способствует успешной адаптации к новой социальной и образовательной среде, а в дальнейшем и в профессиональной среде. Значимость развития социального интеллекта иностранных курсантов военных вузов обусловлена его ролью в регуляции социального поведения, познании социальной действительности. Ведь благодаря социальному интеллекту обеспечивается интерпретация информации о социальном окружении во всем его многообразии, понимание участников социального взаимодействия, адаптация к системам взаимоотношений между людьми, успешность учебной деятельности и дальнейшего профессионального развития. Образовательная среда выполняет функцию стимулирования развития социального интеллекта благодаря возможности реализовать соответствующие условия и оказывать необходимое психолого-педагогическое воздействие.

Литература:

1. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

3. Лунева О.В. Социальный интеллект: основные проблемы и перспективы исследования // Прикладная юридическая психология. - 2015. - №1. - С. 41-51.

4. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.

5. Чеснокова О.Б. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. - 2010. - Т. 2. - № 4. - С. 22-29.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Прозорова Мария Николаевна

Кировское областное государственное профессиональное образовательной учреждение «Кировский медицинский колледж» (г. Киров), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров); аспирант Рязанова Людмила Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» (г. Киров)

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Трансформация системы профессионального образования для будущих специалистов ставит под сомнение эффективность построение карьеры молодого специалиста. В рамках теоретического исследования выполняется анализ понятий технологии наставничества и формирование профессиональной самооценки будущих специалистов, замысел которой получил характеристику в данной статье.

Ключевые слова: наставничество, технология, профессиональная самооценка, образовательная организация, специалист.

Annotation. The transformation of the vocational education system for future specialists casts doubt on the effectiveness of building a career for a young specialist. Within the framework of theoretical research, the concepts of mentoring technology and the formation of professional self-esteem of future specialists are analyzed, the idea of which has been characterized in this article.

Keywords: mentoring: technology, professional self-assessment, educational organization, specialist.

Введение. Главным элементом готовности к самостоятельной профессиональной деятельности будущего специалиста является профессиональная самооценка, понимаемая как комплексное образование, система функциональных, оперативных и личностных компонентов. Определяющее значение в становлении профессиональной самооценки играет наставник, выступающий в разных ролях: профессионал, советчик, педагог, партнер, друг.

Существует множество видов современной профессиональной деятельности, где темой деятельности является общение с другим человеком, то есть один и тот же человек проявляет себя в современном мире с особых сторон исходя из различных условий. В любой профессиональной области сферы «Человек - человек» компетентный специалист, который должен обладать знаниями и навыками работы с людьми, а также владеть специальными профессиональными знаниями и навыками. Это один из универсальных внутренних и внешних механизмов повышения эффективности, особенно молодого специалиста: система принятия решений, поведение команды, работа, выполняемая в профессиональной среде, а также развитие всех профессиональных навыков и привычек. Многочисленные виды современной профессиональной деятельности, создают такие условия, в которых специалист подвергает свои профессиональные навыки и умения испытаниям, что в итоге приводит к профессиональному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.