Научная статья на тему 'Влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе'

Влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / TRAINING / ADAPTATION / CADETS / MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Дмитрий Юрьевич, Ичитовкин Сергей Сергеевич, Попов Алексей Сергеевич

Публикация освещает влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе. Рассматривается проблема взаимообусловленности личностных параметров адаптационного комплекса и личностных параметров, определяющих и свидетельствующих о доминирующей роли коммуникативного поведения в адаптации курсантов военного вуза. Результаты исследования свидетельствуют, что коммуникативное поведение выступает одним из внутренних, субъектных факторов социальной адаптации и оказывает существенное влияние на адаптацию и её структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасов Дмитрий Юрьевич, Ичитовкин Сергей Сергеевич, Попов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE COMMUNICATIVE PROPERTIES OF THE INDIVIDUAL TRAINING IN THE MILITARY COLLEGE

This publication highlights the impact of the communicative properties of the individual on training in a military University. The article deals with the problem of interdependence of personal parameters of the adaptation complex and personal parameters that determine and indicate the dominant role of communicative behavior in the adaptation of cadets of a military University. Communicative behavior is one of the internal, subjective factors of social adaptation and has a significant impact on adaptation and its structure.

Текст научной работы на тему «Влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе»

Влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе

Тарасов Дмитрий Юрьевич,

заместитель начальника кафедры, кандидат педагогических наук, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, кафедра гражданского права E-mail: parus77777@yandex.ru

Ичитовкин Сергей Сергеевич,

старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, кафедра теории и истории государства и права E-mail: parus77777@yandex.ru

Попов Алексей Сергеевич,

преподаватель, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, кафедра гражданского права. E-mail: parus77777@yandex.ru

Публикация освещает влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе. Рассматривается проблема взаимообусловленности личностных параметров адаптационного комплекса и личностных параметров, определяющих и свидетельствующих о доминирующей роли коммуникативного поведения в адаптации курсантов военного вуза. Результаты исследования свидетельствуют, что коммуникативное поведение выступает одним из внутренних, субъектных факторов социальной адаптации и оказывает существенное влияние на адаптацию и её структуру.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, обучение, адаптация, курсанты, военное образование.

Образовательная деятельность военных институтов силовых ведомств Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и даёт «путёвку в жизнь» молодым людям решившим связать свою судьбу с военной службой на благо Отечества. Пять лет учёбы в военном вузе Росгвардии - серьёзное испытание для молодого человека, годы профессионального становления мотивируют курсантов приобретать важные, уникальные навыки один из которых умение лаконично, компетентно и доступно объяснять своим подчиненным, командирам, коллегам, гражданам и др. необходимую информацию. Эти навыки курсантов определяют успех выполнения поставленных служебно-боевых задач и эффективность решения быстро возникающих коммутационных проблем. В будущее их важная социальная миссия - охрана общественного порядка и обеспечение общественной и военной безопасности часто вызывает необходимость общения с разными индивидами: с законопослушными и маргинальными гражданами; с боевиками и неприятелем, если это глобальный вооружённый конфликт. При этом стражи правопорядка, в зависимости от обстановки, должны лаконично, настойчиво, дипломатично, в рамках закона заблаговременно купировать противоправные действия оппонентов или обоюдное вооружённое столкновение Функционирование военного вуза Росгвардии, построение процесса обучения в нём имеют значительные отличия от аналогов в других вузах России. Г.Н. Сериков, Ю.В. Подповетная и др. исследователи анализируя положения нормативных актов ряда силовых ведомств, отметили отличительные признаки военного образовательного учреждения высшего образования, такие как: регламент уклада жизнедеятельности; специфичность взаимоотношений; коммуникативная обеспеченность [1]. Тем не менее, военные институты не отделены от мирового образования и используют все актуальные необходимые системы коммуникации с учётом охраны государственной и военной тайны. Понятие соттипюа^о (лат.) известно человечеству со времён античности и воплощает собой приглашение социального окружения к дискуссии по интересующим проблемам. Современное общество наполняет соттипюа^о новым смысловым и ценностным содержанием. Философия, социология, психология, культурология, политология и другие в том числе «точные» науки коммуникацию определяют как трансляцию информации между индивидами, и взаимодействие через содержательную её часть. Понятия коммуникативный подход, ком-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

муникация, коммуникативное поведение, коммуникативные действия, коммуникативная компетентность динамично используются в исследовании проблем ряда наук, в философии, в информационных системах, в технических науках, в методологии науки, в психологии и педагогике. Наше переосмысление изменения современного социума с позиции его коммуникативной сущности, опосредовано активным развитием социума и электронных социальных связей «определяющих как человеческие отношения, так и общественную жизнь, так как только с помощью коммуникации можно осуществлять собственно взаимодействие» [2]. Для авторов проблема коммуникации представляет весомый интерес в научном створе педагогики, культурологи, психологии, социологии. В частности это исследования К.О. Апеля, А.А. Бо-далева, Х. Гадамера, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина, Г.Г. Почепцова, П.А. Сорокина и др. [3,4,5]. Так К.О. Апель в своей теории коммуникативного общества поясняет это с платформы коммуникативной рациональности и для осмысления природы конструктивного социального взаимодействия обращается к основам коммуникаций и коммуникативного процесса. М.С. Каган исследовал цели субъектов коммуникативного процесса и дифференцировал их в зависимости мотивом реципиента и коммуниканта: узнать истинный смысл информации, воздействовать на поведение через передачу информации, обменятся актуальной информацией на основе обоюдной заинтересованности [6]. А.Н. Леонтьев делает акцент на функции (воздействии) коммуникации, на качество общения. Он считает, что развитие социума в объективных проявлениях материальной и духовной культуры проявляется в том что «человек должен вступить в связь с явлениями окружающей действительности через других людей, то есть в процессе общения с ними и этот процесс является по своей функции процессом воспитания» [7]. При осуществлении анализа построения коммуникации как системы взаимодействия между индивидами Б.Ф. Ломов выяснил, что проблемные аспекты перманентно отмечаются в ряде исследований этой сферы, это касается динамики структурирования микрогрупп, личностного восприятия другого индивида, причин изменения поведения людей в определённых социальных условиях [8 С. 243]. Б.Д. Парыгин придерживается точки зрения что, коммуникация это прежде всего общение, содержательно включающая в себя информационный обмен, взаимное влияние, социальный контакт, контакт определённых психотипов людей. [9]. Рассматривает коммуникацию как психологическое проявление взаимодействия П.А. Сорокин считая что, люди осуществляют взаимообмен идеями, мотивами, чув-5 ственными переживаниями. А цивилизационное о движение общества определяет именно коммуникация различных моделей и социумов. При этом ° сфера общественной коммуникации охватывает ав инициатора общения - носителя информации и ре-

ципиента через взаимодействие и общение. Особенно это проявляется в военно-профессиональной деятельности, где участником коммуникация выступает военнослужащий - руководитель и его подчинённые. Для того чтобы эта коммуникация была продуктивной необходимо учитывать профессиональные цели и мотивировано определять содержание, формы общения в военно-профессиональном сообществе. Интерес представляет один из аспектов коммуникативного поведения -информационно-семиотическая теория, Х. Гадамера, Э. Кассирера Д. Дубровского и др., Исследователи считают, что коммуникация является одной из центрирующих основ культуры, личности и общества. Придерживаются позиции что функции коммуникации и информации являются основополагающими. Проявляется коммуникативная функция культуры в форме создание средств и условий человеческого взаимодействия. Личности, входящие в один культурный архетип являются частью соответствующей единой коммуникационной плоскости. Поэтому нет шанса войти в эту социальную группу индивиду, который не приобщается к соответствующему контексту культуры через социальные контакты. Поэтому авторы позиционируют контекст культуры как центрирующую часть модели профессиональной коммуникации.

B.А. Стародубцев считает, что существенным является понимание специфики коммуникации актуального времени с учётом динамики информационно-коммуникационных технологий, виртуальной среды, бурного образования соц. сетей, заменяющих непосредственное личностное общение виртуальным, вызывающим иллюзию его реальности и вторгающимся в моральный и эмоциональный элементы. Эволюция социума в информационно-технический сфере поступательно поднимаёт значение коммуникации, усложняет её проявления Г.Г. Почепцов в свих трудах [10 С. 43], трактует коммуникацию как изменение социальных кодов, установок и мотивов перенаправление их на знаковый, словесный уровень взаимодействия для побуждения человека действовать в интересах другого или интересах третьих лиц т.е. коммуникация - проявление субъектно-объектных отношений (например, коммуникация с курсантами в процессе их обучения, воспитания и адаптации к профессиональной деятельности). Важное значение для понимания влияния коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе занимают научные работы Ю.В. Жукова, Е.И. Мычко,

C.Д. Якушевой, В.Н. Куницыной, М.Г. Рудь, Т.В. Владимировой, А.В. Мудрика, Л.Л. Лузяниной. М.Г. Рудь квалифицирует поведение опосредованное коммуникацией через результат совместного учебного процесса когда личность согласовывает свою деятельность с коллегами, может принять мнение коллеги и обсудить возникшие проблемы, возможность аргументировано приводить факты, аргументы в период взаимодействия в период учёбы. В работах А.В. Мудрика констатация уровня коммуникативной культуры специалиста

осуществляется на основе анализа показателей непренуждённой реализации в эмоциональном и деловом общении образцов поведения, системы ценностей, правовых норм, знаний принятых в конкретном обществе [11]. С позиции анализа компетентного уровня речи и средств общения в диалоге как важного элемента развития коммуникативных особенностей исследовала коммуникативную культуру С.Д. Якушева [12]. В исследовании В.Н. Куни-цыной посвящённом коммуникативному поведению автор пришла к тому что это прежде всего культурный аспект социальных контактов базирующийся на развитой общительности, стабильной мотивации к общению, отмечен динамичными и разнообразными социальными связями [13]. Как ряд упомянутых нами выше коллег Т.В. Владимирова анализируя в своих исследованиях культуру речи преподавателя констатировала прямую её связь с уровнем коммуникации педагога, отметила что развитию коммуникативной культуры способствует определённый уровень навыков, знаний и умений без этого процесс обучения и воспитания учеников будет менее эффективен и не позволит решать стоящие педагогические задачи, при этом педагогический работник должен постоянно совершенствовать свои способности и навыки в сфере коммуникации. Л.Л. Лузянина в своих научных работах стоит на той позиции что культура коммуникации педагога это взаимосвязанное множество умений и личностных свойств коммуникативного профиля, в основе которых стремление к достижению уровня определённого авторитета в сфере коммуникации через понимание и владение качествами и умениями. [2]. Жуков Ю.В. рассматривает в своих трудах коммуникативное общение как определённый союз знаний, норм культуры, ценностных диспозиций которые применяются при коммуникации вообще и в общении в частности. Исследователь сгруппировал направления коммуникативной культуры [14]:

- этикет (коммуникативный) обязательные нормы, правила, манеры поведения и общения, они занимают важное место для субъекта стремящегося продуктивно общаться и взаимодействовать

- типологичность коммуникации т.е. его определённый тип: официальное, духовное, приватное и т.д.

- самопрезентация индивида (презентация личного Я) позволяет воздействовать на понимание другими индивидам своей личности и её выгодного образа, это повышает успешность субъектов общения.

Коммуникативную компетентность рассматривала Г.С. Трофимова считающая, что это личностно-ориентированные контакты в рамках профессионального социального круга личности [15] а «мерилом» коммуникативной культуры как раз и является уровень сформированности квалификации работника. Исследования Мычко Е.И. представляют для нас особый интерес, так как в них прослеживаются раскрытие уровней комму-

никативной культуры в зависимости от степени её сформированности В частности это: включение и передача накопленного общественного опыта -влияет на процесс его передачи; создание единого понимания; схожесть чувств и воли в социальных группах. Педагогическое воздействие осуществляется через художественное обогащение, социальное приобщение к коммуникации в группах. Адаптация к социуму, упрощение процесса привыкания и приспособления людей к необходимым моделям поведения. Ускорение адаптации личности при общении с обществом, выработке при этом специфических правил и видов коммуникации, которые наиболее эффективны для индивида и целей его коммуникации. Т.о. увеличение объёма общения ускоряет процесс адаптации. Происходит корреляция с социумом, это приводит поведение личности к нормативному уровню конкретного общества. Активация в социуме, при воздействии социальной воли, чувств, эмоций, действий у личности адекватно усиливаются и активизируются эти проявления. Общественный контроль, проявляется в совокупности не официальных санкций социума, воздействующих на личностное поведение, социум объединяет и распространяет эти санкции и с помощью них и контролирует личность. Проективное удовлетворение, позволяет освобождать накопившееся в личности психологическое не удовлетворённое напряжение через коммуникацию. Тем самым идёт балансировка общества, стабилизация социальных диспозиций. Указанные уровни имеет между собой органическую взаимосвязь и взаимовлияние. Естественный процесс их формирования происходит в процессе коммуникации курсантов - обучающихся между собой, во время образовательной деятельности через усвоение норм современной культуры, коммуникации при общении с педагогическими работниками и своими непосредственными командирами [16]. О.С. Ис-серс в рамках интересующей нас проблемы освещает, как при общении используются различные коммуникативные стратегии и их алгоритм применения [17]. Мы придерживаемся мнения, что рефлексия обучаемых военных институтов направленная на стратегии коммуникации сопутствует успешному выполнению специальных служебных задач, позволяя воспринимать и в дальнейшем использовать продуктивные коммуникационные инструменты в общении с подчинёнными. Квалифицированно подобранные методы информационного побуждения участников социального взаимодействия открывают перед военным руководителем новые возможности, снижая разногласия и противоречия в коллективе, укрепляя его морально-психологическую ауру [15]. Разнообразие научных подходов к «коммуникации» проявляется например в том что А.В. Соколова, Г.М., Андреева, М.С. Коган не считают одинаковыми в смысловом контексте общение и коммуникативность. Противоположной позиции придерживается С.В. Бори-снёв говоря о близости общения и коммуникации так как распространение информации в социуме

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

по сути и есть коммуникация а её передача происходит в межличностных контактах и групповом общении происходит по разнообразным вербальным и не вербальным каналам [18]. По нашему мнению влияние коммуникативных свойств личности на обучение в военном вузе наиболее полноценно позволяют раскрыть его компоненты [19] когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный. Так когнитивный компонент это совокупность получаемых курсантом специальных умений, навыков, знаний позволяющих эффективно и императивно строить взаимоотношения с подчинёнными, сослуживцами, гражданами в период выполнения профессиональных задач. Его элементы: личностное понимание как эффективно построить взаимоотношения в обществе с разными по характеру, культуре, воспитанности людьми, при этом они могут быть и коллегами по работе; способность организовать передачу успешного служебного профессионального опыта, умение его сохранять, использовать, распространять; умение изучать психологию подчинённых и на основе анализа психологических диспозиций купировать возможные проблемные ситуации; способность компетентно изучить социальный статус подчиненных в коллективе; понимание ценностных ориентиров микрогрупп. Мотивационно-ценностный компонент проявляет себя в мотивации учащегося военного института направленной на установление продуктивных личностных контактов, нахождении смысла ценностей узнаваемых им в процессе общения; дифференциации иной личности как великой ценности, нахождение направления своей деятельности [8]. Дея-тельностный компонент проявляется в умении обучаемого применять коммуникацию в время учёбы в ВУЗе для преодоления проблемных ситуаций, в период выполнения им специальных служебных обязанностей вне зависимости от ситуации, времени, места, своего должностного статуса (подчинённый или руководитель), численности коллектива. Рефлексивный компонент выражен в уровне объективного анализа качеств личного профессионализма, в возможности индивида хладнокровно выявить позитивные и проблемные аспекты личных коммуникативных качеств и склонностей. Поведение индивида, обусловленное уровнем развития его коммуникации проявляется в системной структуре коммуникации и естественно подвержено анализу с этих позиций. Авторы, опираясь на мнение Б.Ф. Ломова предлагающего трех-компонентную структуру личности где основа её свойства, а соответствующие уровни: коммуникативный, регулятивный, интеллектуальный это отражение актуальных общественных отношений констатирующих что функциональное понимание коммуникативного поведения отражает собой причины порождения контактов в социуме. Соответственно 5 уровень цивилизованности этих социальных кон-5 тактов побуждает индивида к личностному росту либо наоборот ведёт к деградации. Что означает, ° по Б.Ф. Ломову - одна из доктринальных функций ав коммуникативного поведения адаптация к соци-

альному окружению. В то же время о динамичном приспособлении личности к новому социуму свидетельствует способы реального её воплощения в практику социальной адаптации, они раскрывались В.Я. Тернопол, И.А. Баевой, Н.А. Ермоленко, С.Д. Артёмовым. Указанные исследователи в совокупности считают что механизм общения выступает как особый феномен, а сама коммуникативность рассматривается сквозь призму онтологии. Это по мнению исследователей, свидетельствует о том что субъективным, личностным фактором социальной адаптации может выступать коммуникативное поведение. Консолидируя имеющиеся позиции, констатируем, что коммуникация это важнейшая детерминанта социального статуса личности, она способствует решению проблем обучения и формированию ценностных ориентиров будущих военных специалистов. В то же время...

1. Термин коммуникация ряд исследователей считают синонимичным терминам взаимодействие и общение, констатируя при этом что коммуникация полифункциональна и многогранна.

2. Коммуникация позиционируется как самодостаточное направление осмысленного существования личности, находящееся в диалектической взаимосвязи с иными направлениями деятельности индивида, в значительной мере это относится к его профессиональной деятельности.

3. Коммуникация предстаёт в виде различного вида общения личностей, через предварительное установление контактов, дальнейшее общение, влияющее на развитее индивида, либо наоборот побуждающее к упадку личностных диспозиций.

На основании данных теоретических построений авторами публикации была проверена гипотеза о том, что уровень личностной коммуникации проявляющейся внешне в коммуникативном поведении коренным образом влияет на личностную адаптацию при этом это влияние воздействует на всю структуру личностных свойств отражающих степень адаптационного процесса личности. Коммуниация может вызывать как положительную (адаптация) так и негативную (реадаптация) динамику корреляционных структурных личностных связей в адаптационном процессе. Полученные данные о значимой роли коммуникативного поведения в период социальной адаптации личности к конкретному социуму, позволили авторам поставить вопрос о способности индивида регулировать на метакогнитивном уровне процесс адаптации и направлять личную вовлечённость в коммуникацию необходимого уровня. Эта проблема обосновала стратегию эмпирического исследования и выборку обследуемых - курсантов будущих военных специалистов 300 человек. Авторский коллектив направил свои усилия на установление характеристик коммуникативного поведения: на психологическую диагностику параметров ме-такогнитивной регуляции, уровней коммуникации адаптационной практики в обследуемой выборке; на установление связей характеристик коммуникативного поведения с параметрами адаптации в выборке курсантов; на определение направленности

корреляционных взаимосвязей коммуникативного поведения и социальной адаптации в общей системе личностных диспозиций. Для воплощения этой стратегии исследования авторы применяли ряд диагностических методик: «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)»; опросник «Уровень субъективного контроля» (Ба-жина Е.Ф., Эткинда А.М.); опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонда); методика Смирнова - Юр-киной по выявлению типа адаптации [20]; «Шкала принятия других» Фейя; методика Ассингера «Стиль общения»; методика А.В. Карпова «Опросник мета-когнитивной включенности в деятельность» (рис.).

Рис.

Полученные авторами результаты исследования констатируют факт непосредственного влияния на коммуникативное поведение индивида личностных параметров имеющих прямую пропорцию связей с адаптационными свойствами. Таким образом, развитие личностных диспозиций детерминирующих коммуникацию способствует ускорению адаптации. Установлен и обратный эффект обратно пропорциональной зависимости личностных свойств и уровня адаптации. Так проявляют себя дискомфорт в эмоциональной сфере, не адекватная завышенная или заниженная самооценка, не восприятие других членов общества, повышенная агрессия, доминирующий уровень общей личностной интернальности в семье и по отношению к состоянию здоровья. Этот факт констатирует возможное отрицательное взаимовлияние личностных свойств обучающихся в военном институте и социальной адаптации - таким образом трудности и длительность адаптационного процесса опосредованы этими личностными диспозициями, а сами свойства коммуникативного поведения проявляют наибольшую количество связей, соответственно коммуникативное поведение проявилось как один из главенствующих факторов социальной адаптации обучаемых - курсантов (будущих военных специалистов).

Выводы

Коммуникативное поведение без преувеличения один из важнейших аспектов влияющих на цивилизованную самореализацию личности (в том числе в профессиональной сфере). Это комплексное психологическое структурное соединение, имеющее личностные и социально-личностные параметры, его компоненты значительно взаимосвязаны с психологическими показателями адаптационного потенциала индивида. Результаты эмпирического исследования позволяют констатировать формирование сложной динамической взаимодействующей связи представляющей собой коммуникативное поведение индивида и процесс его адаптации. Доктри-нальным функциональным проявлением коммуникации проявляющимся во внешнем поведении индивида выступает уровень его общения и социального взаимодействия в обществе. В процессе создания учебного воинского коллектива, адаптации к новой социальной обстановке, взаимного привыкания, уровень коммуникации выходит на первое место обеспечивая индивиду на метакогнитивном уровне своевременное оценивание и адекватное регулирование индивидуального поведения. Всеобъемлющей основой коммуникативновного поведения являются благожелательное отношения к коллегам - их адекватное восприятие и интернальность. Статистически приемлемые данные исследования коммуникативного поведения и социальной адаптации показывают что у обучающихся в военных институтах Росгвардии они имеют высокий и средний показатель, это констатирует стабильное психологическое состояние обучающихся в среднем по выборке. Плотность расположения и взаимная детерминированность личностных свойств формирующих коммуникативное поведение курсантов и параметров адаптации однозначно подтверждает его центрирующую роль у обучающихся в военных институтах Росгвардии

Литература

1. Подповетная, Ю.В. Модель педагогического содействия самообразованию курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08: Челябинск, 2002-183 с.

2. Лузянина, Л.Л. Педагогические условия развития коммуникативной культуры будущего учителя: автореферат дис. ... канд. пед. наук: / Л.Л. Лузянина. - Омск, 2001-24 с.

3. Тарасов Д.Ю., Мотивация курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на начальном этапе освоения профессии: монография -Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала-армии И.К. Яковлева МВД России, 2015. - 116 с.

4. Тарасов, Д.Ю. Буряков, В.Н. Герман, Е.С. Асеев А.Г. Концептуализация военного профессионального образования в изменяющемся образовательном пространстве России / Д.Ю. Тарасов, В.Н. Буряков, Герман Е.С., Асеев А.Г. //

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см со

Мир науки, культуры, образования.-№ 1 (56) -Горно-Алтайск, 2016. - С. 208-211.

5. Тарасов, Д.Ю. Некоторые теоретические аспекты профессионального мировоззрения / Д.Ю. Тарасов // Мир науки, культуры, образова-ния.-№ 1 (44)- Горно-Алтайск, 2014. - С. 63-65.

6. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. -319 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.

8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.; Воронеж: НОУ ВПО МПСИ; МОДЭК, 2011. - 424 с.

9. Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Пары-гин. - СПб.: Изд. дом Михайлова, 1999. - 301 с.

10. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г. Г. По-чепцов. - М.: Рефл-бук, 2001. - 656 с.

11. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время»: Сборник. М.: Знание, 1991. - 80 с.

12. Боровицкий А.М. Педагогические условия развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России Санкт-Петербург - 2016.

13. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения. СПб.: ЭКСМО, 2009

14. Жуков, Ю.В. Эффективность делового общения. / Ю.В. Жуков - М., 1988

15. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты. / Г.С. Трофимова - Монография. Ижевск. 2012

16. Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: дис. ... д-ра пед. наук.: 13.00.08: Калининград, 2002-421с.

17. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - 6-е изд.- / О.С. Иссерс - М.: URSS: ЛКИ, 2012. - 299 с.

18. Бориснев, С.В. Социальная коммуникация. Учеб. Пособие для вузов. / С.В. Бориснев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.

19. Анохина, Г.А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсанта образовательных учреждений МВД России: диссертация ... кандидата педагогических наук / Г.А. Анохина. - Воронеж, 2007172 с.

20. Чихачёв М.В. Коммуникативная компетентность как фактор психологической адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России. Новосибирск 2015.

THE INFLUENCE OF THE COMMUNICATIVE

PROPERTIES OF THE INDIVIDUAL TRAINING

IN THE MILITARY COLLEGE

Tarasov D. Yu., Ichetovkin S.S., Popov A.S.

Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev of

the national guard of the Russian Federation

This publication highlights the impact of the communicative properties of the individual on training in a military University. The article deals with the problem of interdependence of personal parameters of the adaptation complex and personal parameters that determine and indicate the dominant role of communicative behavior in the adaptation of cadets of a military University. Communicative behavior is one of the internal, subjective factors of social adaptation and has a significant impact on adaptation and its structure.

Keywords: communicative behavior, training, adaptation, cadets, military education

References

1. Podpovetny, Y.V. Model of pedagogical assistance to self-education of cadets of military high school: dis. ... Cand. PED. Sciences: 13.00.01, 13.00.08: Chelyabinsk, 2002-183 P.

2. Luzyanina, L.L. Pedagogical conditions for the development of the future teacher's communicative culture: abstract of the dis. ... Cand. PED. Sciences: / L. L. luzyanina. - M, 2001-24 P.

3. Tarasov D. Yu., Motivation of cadets of military higher education institutions of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia at the initial stage of mastering the profession: monograph-Novosibirsk: NVI VV named after General-army I. K. Yakovlev of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2015. -116 p.

4. Tarasov, D. Yu. Buryakov, V.N. German, E.S. Aseev, A.G. Conceptualization of military professional education in the changing educational space of Russia / D. Yu. Tarasov, V.N. Buryakov, E. German.S., Aseev a. G. / / World of science, culture, education. - No. 1 (56) - Gorno-Altaisk, 2016. - Yeah. 208-211.

5. Tarasov, D. Yu. Some theoretical aspects of professional Outlook / D. Yu. Tarasov / / World of science, culture, education. -No. 1 (44) - Gorno-Altaisk, 2014. - Yeah. 63-65.

6. Kagan M.S. The World of communication: the Problem of intersubjective relations M.S. Kagan. - Yeah.: Politizdat, 1988. -319.

7. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leon-tiev. - Yeah.: Sense; Academy, 2005. - 352 p.

8. Lomov B.F. Systematics in psychology / B.F. Lomov. - Yeah.; Voronezh: Nou VPO MPSI; modek, 2011. - 424. - Yeah. Two hundred and forty three

9. Parygin B.D. Anatomy of communication / B.D. Parygin. -Yeah.: Ed. Mikhailov house, 1999. - 301 p.

10. Pocheptsov G.G. Theory of communication / G.G. Pocheptsov. -Yeah.: Refl-Book, 2001. - 656. - Yeah. 43., page Forty-three

11. Mudrik, AV. Socialization and «troubled times»: a Collection. Moscow: Znanie, 1991. 80 PP.

12. Borovitsky A.M. Pedagogical conditions for the development of communicative culture of cadets of the military Institute of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia Saint Pe-tersburg-2016.

13. Kunitsyn, V.N. The difficulties of interpersonal communication. SPb.: EKSMO, 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Zhukov, Yu.V. Efficiency of business communication. / Yu.V. Zhukov-M., 1988

15. Trofimova, G.S. Pedagogical communicative competence: theoretical and applied aspects. / G.S. Trofimova-Monograph. Izhevsk. Two thousand and twelve

16. Mychko E.I. Practice-oriented technologies for the formation of a teacher's communicative culture: dis. . d RA PED. sciences'.: 13.00.08: Kaliningrad, 2002 421c.

17. Issuers O.S. Communicative strategies and tactics of Russian speech. - 6th - / O.S. Issers-M.: URSS: LKI, 2012. - 299.

18. Beresnev, S.V. Social communication. Studies'. The manual for high schools. / S.V. Beresnev. - Yeah.: UNITY-DANA, 2003. -270 p.

19. Anokhina, G.A. Pedagogical conditions for the formation of the communicative culture of the individual cadet of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: dissertation ... candidate of pedagogical Sciences / G.A. Anokhina. - Voronezh, 2007-172C.

20. Chikhachev M.V. Communicative competence as a factor of psychological adaptation of military personnel serving under a contract in the internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia. Novosibirsk 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.