УДК 371 (075)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В.Н. Машин
В статье рассматриваются педагогические условия формирования коммуникативной культуры курсантов военных вузов как профессионалов, будущих офицеров-специалистов. Рассмотрены внешние и внутренние условия развития коммуникативной культуры курсанта военного вуза
Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогические условия, формирование коммуникативной культуры, среда военного вуза
Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности будущего офицера Вооруженных Сил. Поскольку вся профессиональная деятельность
осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста, в том числе военного специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.
Профессиональное общение, являясь одним из главных инструментов профессиональной деятельности, определяющим ее успех, будет зависеть, в том числе, от уровня культуры профессионального общения. Поэтому, употребляя термин «коммуникативная культура», мы имеем в виду культуру профессионального общения.
Под коммуникативной культурой курсанта военного вуза мы понимаем совокупность личностных коммуникативных качеств и умений, которые характеризуется знанием норм и правил профессионального общения, ценностным отношением к субъекту коммуникативного взаимодействия, знанием собственных
коммуникативных качеств и умением владеть коммуникативной ситуацией.
Курсант военного вуза, как и всякий человек, уже обладает определенным жизненным опытом, который по утверждению А.К. Осницкого, складывается из следующих компонентов:
1) ценностный опыт: интересы, идеалы,
убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия человека на формирование коммуникативной культуры;
2) опыт рефлексии: соотнесение знаний о самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачи;
3) опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач);
Машин Валентин Николаевич - ВУНЦ ВВС «ВВА им.
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
4) операциональный опыт: общетрудовые,
профессиональные знания, умения
(коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей);
5) опыт сотрудничества: складывается при
взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует
объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.
Все пять компонентов субъектного опыта составляют целостную систему жизненного опыта субъекта деятельности, в данном случае субъекта общения - будущего офицера. Это составляет первый (начальный) уровень коммуникативной культуры специалиста.
Выявление этого индивидуального коммуникативного опыта есть первое необходимое условие развития коммуникативной культуры курсанта военного вуза как профессионала.
Процесс развития коммуникативной культуры
- сложный, сугубо индивидуальный и длительный процесс. Направленность на личность обучаемого, учет индивидуальных особенностей, внимательное изучение задатков, способностей, качеств и умений курсанта способствует более качественному и эффективному результату в развитии коммуникативной культуры.
Л.М. Митина, изучая профессиональное развитие специалиста на примере профессии учителя, сконструировала модель изменения поведения, состоящую из трех стадий:
1. Стадия подготовки - выяснение степени готовности к изменению поведения.
2. Стадия осознания необходимости
изменения поведения, что связано с некоторой остановкой, фиксацией того уровня развития, на котором в данный момент находится учитель.
3. Стадия переоценки. Остановка и фиксация
и составляют те условия, которые лежат в основе осознания. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению,
противопоставлению, интерпретации
всевозможных точек зрения, позиций, способов и приёмов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах.
Следовательно, получение информации о структуре и функциях коммуникативной культуры курсанта военного вуза как будущего специалиста, изучение, оценка, описание собственных коммуникативных способностей, осознание необходимости их развития на основе сравнения с идеальными - является вторым необходимым условием развития его коммуникативной культуры.
Коммуникативные способности специалиста находятся в центре внимания исследователей в области психологии (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков) [1, 8,
11] и педагогики (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Марков, Л.М. Митина и других [2, 5, 9, 10].
Н.В. Кузьмина определяет коммуникативные способности как «способность устанавливать
правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств» [4].
Общие, специальные профессиональные
способности определены К.К. Платоновым:
«Профессиональные способности - это
совокупность (структура) достаточно стойких,
хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивиду ально-психологических
качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определённой трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней».
Коммуникативные способности относятся к важным способностям будущего офицера. И.А. Зимняя, определяя значимость коммуникативных способностей для педагога, в числе наиболее важных называет «способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта» [2]. Для курсанта военного вуза, на наш взгляд, это способности устанавливать целесообразные с профессиональной точки зрения взаимоотношения, способности к общению с начальниками и подчиненными, вежливость и тактичность во взаимоотношениях с окружающими.
М.И. Станкин определяет коммуникативные способности как «умение легко вступать в контакты с другими людьми, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения». Черты личности, необходимые для установления правильных взаимоотношений, по мнению ученого,
- искренность, доброжелательность, уважение к личности, внимание к ее положительным чертам, вежливость, предупредительность. Он особо подчеркивает нравственную культуру общения, терпимость к слабостям другого, учет их темперамента и характера [12].
В основу коммуникативных способностей авторы единодушно кладут отношения. Отношение к партнеру общения - краеугольный камень коммуникативных способностей, а ценностное отношение к другому - основа, на которой следует
развивать коммуникативные качества курсанта военного вуза.
Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о
коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития
собственной коммуникативной культуры.
Образовательная среда военного вуза
предоставляет в качестве первого, начального средства - учебный предмет. Учебный предмет, как часть образовательной среды, обладает триадой её свойств: информационными, социальными и
технологическими.
Информационный аспект - это содержание учебного предмета, социальный - это субъекты учебной деятельности, технологический - это формы, методы, средства, способы, приёмы развёртывания учебной деятельности её субъектов на базе информационного аспекта.
С целью выявления ориентированности курсантов военного вуза на предмет формирования коммуникативной культуры был проведён опрос курсантов первого и второго курсов. Ответы курсантов первого курса (106 человек) отличаются большим энтузиазмом, увлечённостью, некоторой переоценкой своих возможностей. Ответы курсантов второго курса (143 человека) отличаются сознательной ориентацией на будущую профессию.
Составляющими, которые необходимы для определения понятия «коммуникативная культура будущего офицера», с нашей точки зрения, являются:
• духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;
• знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;
• личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому.
Развитие коммуникативной культуры курсанта военного вуза - перевод будущего офицера, специалиста с начального уровня (коммуникативной грамотности) на уровень коммуникативной компетенции - может произойти при определённых необходимых и достаточных условиях.
В процессе изучения философских и психологических определений понятий «развитие» и «условие», анализа психолого-педагогической литературы, обобщения собственных исследований были выделены четыре блока педагогических условий развития коммуникативной культуры будущего офицера: выявление и анализ опыта коммуникативной деятельности в результате наблюдения за коммуникативной деятельностью специалистов в профессиональной среде и собственной коммуникативной деятельностью; осознание необходимости развития своей коммуникативной культуры на основе изучения и
анализа собственных коммуникативных качеств и усвоения теоретических знаний о компонентах и функциях коммуникативной культуры будущего специалиста; освоение специального курса развития коммуникативной культуры будущего офицера и составление программы дальнейшего саморазвития.
Таким образом, педагогические условия представляют собой систему, включая внешние и внутренние условия развития коммуникативной культуры курсанта военного вуза как будущего офицера, специалиста в военной области.
Литература
1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - 320 с.
2. Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестн. моск. ун-та. -1998. - Сер.10. - № 4. - С.9-13.
3. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология. - Гродно, 1996.
4. Крижанский Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. - Л., 1990.
5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990. - 17 с.
7. Культурология XX век: Антология. - М., 1995.
8. Леонтьев А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия / Под ред.А. А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Из-во МГУ, 1994. - 285 с.
9. Маргулис Е.Д. Обучение учащихся коллективной деятельности // Советская педагогика. -1986. - №7. - С.23.
10. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М., 1995. -142 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
12. Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.
Военный учебно-научный центр ВВС «Военная Воздушная Академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
V.N. Maschin
Pedagogical conditions of formation of communicative culture of cadets of military higher education institutions as professionals, future specialists officers are considered. External and internal conditions of development of communicative culture of the cadet of military higher education institution are discussed.
Key words: communicative culture, pedagogical conditions, formation of communicative culture, circle of the military of higher education institution