Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT-КОМПЕТЕНЦИИ / SOFT SKILLS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ГРУППОВЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутягина Татьяна Владимировна

В статье рассматривается опыт организации образовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», анализируется трактовка понятия soft skills и определяется важная роль учебной дисциплины в формировании значимых для педагога компетенций. Автор дает характеристику технологии реализации дисциплины, методам и приемам организации взаимодействия обучающихся в учебном процессе. Также в статье представлены результаты внедрения технологических приемов работы на практических занятиях и опроса обучающихся по итогам ее освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сутягина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOFT COMPETENCES OF FUTURE PEDAGOGUES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article examines the experience of organising educational activities of students in the field of pedagogic education, we analyse the interpretation of the concept of software skills and determines the significant role of the discipline in the formation of competences significant for the pedagogue. The author gives a description of the technology of discipline implementation, methods and techniques of organising students’ interaction in the educational process. The article also presents the results of the introduction of technological methods of work in practical classes and a survey of students based on the results of its development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 244-250. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 244-250.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378:371

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-244-250

РАЗВИТИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сутягина Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, st980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7998-2072

Аннотация. В статье рассматривается опыт организации образовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», анализируется трактовка понятия soft skills и определяется важная роль учебной дисциплины в формировании значимых для педагога компетенций. Автор дает характеристику технологии реализации дисциплины, методам и приемам организации взаимодействия обучающихся в учебном процессе. Также в статье представлены результаты внедрения технологических приемов работы на практических занятиях и опроса обучающихся по итогам ее освоения.

Ключевые слова: soft-компетенции, soft skills, универсальные компетенции, методика воспитательной работы, групповые и коллективные технологии организации образовательной деятельности.

Для цитирования: Сутягина Т.В. Развитие soft-компетенций будущих педагогов в образовательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 244-250. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-244-250

Research Article

DEVELOPMENT OF SOFT COMPETENCES OF FUTURE PEDAGOGUES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Tatiana V. Sutyagina, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, st980@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-7998-2072

Annotation. The article examines the experience of organising educational activities of students in the field of pedagogic education, we analyse the interpretation of the concept of software skills and determines the significant role of the discipline in the formation of competences significant for the pedagogue. The author gives a description of the technology of discipline implementation, methods and techniques of organising students' interaction in the educational process. The article also presents the results of the introduction of technological methods of work in practical classes and a survey of students based on the results of its development.

Keywords: software competences, software skills, universal competences, methods of educational work, group and collective technologies for organizing educational activities.

For citation: Sutyagina Tatiana V. Development of soft competences of future pedagogues in educational activities. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 244-250. (In Russ.) ISSN 20731426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-244-250

Вестник КГУ -Л 2021

© Сутягина Т.В., 2021

К современному выпускнику высшей школы работодатели предъявляют новые объективные требования, продиктованные реалиями актуального рынка труда. Многие исследователи, представители разных отраслей научного знания отмечают важность soft skills для достижения выпускниками вузов конкурентоспособности на рынке труда.

Говоря о soft skills, часто употребляют такие понятия, как эмоциональный интеллект, межличностные навыки, навыки работы в команде, социальные навыки (умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т. п.) [Сосницкая: 8; Татаурщикова: 9].

Работодатели, с одной стороны, хотят видеть целеустремленных специалистов, имеющих инновационные идеи и способных проявлять инициативу, гибких, ориентированных на развитие, с другой - пунктуальных, умеющих выдерживать временные ограничения и пр. Им нужны сотрудники, склонные к инновациям, способные проанализировать проблему и альтернативы ее решения и в тоже время исполнительные, адекватно оценивающие критику.

Именно поэтому современная целевая модель компетенций включает в себя ключевые универсальные компетенции, без освоения которых невозможно быть профессионалом в XXI веке. К таким компетенциям выпускников относят: коммуникацию, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие, адаптивность, гибкость, решение нестандартных задач, достижение результата, управленческие навыки, организованность, саморазвитие.

Трактовка понятия soft skills была дана рядом авторов: В. Давидовой [Давидова: 7], О. Сосницкой [Сосницкая: 8], Д. Татаурщиковой [Татаурщикова: 9], О.Л. Чулановой [Чуланова: 4, 5], В.Шипиловым [Ши-пилов: 10] и др.

В своей работе мы будем придерживаться определения soft skills, предложенного О.Л. Чулановой [Чуланова: 3]. Soft skills определяются автором «как социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми. К ним относят умение грамотно управлять своим временем, убеждать, вести переговоры, лидерство, эмоциональный интеллект и другие характеристики, необходимые для успешного выполнения работы и соответствия требованиям должности и стратегическим целям организации.

Актуальной задачей современного высшего образования является формирование soft-компетенций студентов. Сформированность таких компетенций особенно важна специалистам в области образования, педагогам, тем, кто будет в дальнейшем гото-

вить подрастающее поколение к жизни в изменяющемся современном обществе.

Soft-компетенции, несомненно, формируются на протяжении всего периода обучения в вузе, в рамках освоения различных дисциплин. Особое внимание, на наш взгляд, и огромный потенциал для формирования данных компетенций имеет дисциплина «Методика воспитательной работы» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование», изучение которой осуществляется в третьем семестре обучения.

Воспитательный процесс по своей сути является очень гибким, многофакторным и специфическим, в отличие от процесса обучения, который имеет четкую логику, систему, алгоритм организации и специфику реализации. Для того чтобы сформировать соответствующие компетенции и умения у детей, необходимо самому владеть соответствующими навыками. Поэтому будущим специалистам в области воспитательной работы важно быть готовым к осуществлению данной деятельности.

Целью освоения дисциплины «Методика воспитательной работы» является формирование теоретико-методологической основы воспитательной работы в образовательных организациях, развитие способностей анализировать проблемы современного воспитания и образования, формирование способностей решать задачи воспитания и осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

В ходе изучения дисциплины формируются такие общепрофессиональные компетенции, как:

- способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3);

- способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4);

- способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-5).

Формирование обязательных общепрофессиональных компетенций сопровождается одновременным развитием soft-компетенций. В процессе преподавания дисциплины особое внимание мы обратили на формирование таких soft-компетенций, как гибкость, коммуникабельность и эмпатия, так как это важные составляющие личностных качеств педагога. Следовательно, целью данной работы является исследование формирования soft-компетенций у студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагоги-

ческое образование» в процессе изучения дисциплины «Методика воспитательной работы».

Освоение дисциплины «Методика воспитательной работы» было организовано для 9 учебных групп в лекционно-семинарской форме обучения, при этом были изменены технологии организации деятельности студентов на занятии.

Лекционные занятия представляли собой рассмотрение общих особенностей, закономерностей и методик организации воспитательного процесса. Изложение материала осуществлялось в форме диалога, фронтальной беседы, решения проблемных ситуаций, через сообщение новой информации и актуализации собственного опыта обучающихся.

Лекционные и практические занятия были связаны между собой следующим образом. С содержанием рассматриваемого на лекции материала студенты знакомились заранее, работая с текстом лекции (техника маркировки текста). Выделяли формулировки и характеристики понятий, структурировали изложенную информацию, фиксировали проблемные вопросы и места затруднений. На лекции материал уже предоставлялся в схематической форме, с более подробным рассмотрением тех вопросов, которые вызывали затруднения у студентов или требовали более детальной проработки.

Семинарские занятия проводились в традиционной форме, но с использованием активных и интерактивных приемов обучения. Студенты всегда знали тему предстоящего занятия, круг рассматриваемых вопросов, задания для индивидуальной самостоятельной работы и рекомендуемый перечень литературы, то есть они владели содержанием рассматриваемой темы. Изначально перед ними стояла задача подготовить теоретический материал для публичного выступления на семинарском занятии, то есть они ожидали репродуктивный уровень воспроизведения актуальной информации.

Однако в режиме реального времени занятия были организованы с помощью нетрадиционных интерактивных приемов взаимодействия, которые и были направленны на формирование soft-компетенций. Они предполагали некоторую систему «внешних вызовов», когда ход, замысел и организация деятельности не были известны студентам заранее.

Для фиксации динамики формирования заявленных компетенций нами был разработан лист самооценки результатов деятельности на занятии, который студенты заполняли по его окончанию, как этап рефлексии.

Для каждой компетенции мы сформулировали ряд индикаторов, проявление которых предлагалось фиксировать по 5-балльной шкале (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы диагностики уровня сформированности компетенции

SOFT компетенции Индикаторы

ГИБКОСТЬ я был способен перестраивать деятельность в соответствии с новой ситуацией я принимал во внимание намерения других участников образовательного процесса я адекватно действовал в ситуации неопределённости

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ я эффективно применял вербальные и невербальные средства взаимодействия я эффективно решал спорные ситуации я сегодня эффективно взаимодействовал с другими участниками образовательного процесса

ЭМПАТИЯ я сегодня чувствовал и понимал состояние других людей я адекватно реагировал на эмоции других людей я делился своими эмоциями с другими людьми

Таблица 2

Лист самооценки результатов деятельности на занятии

Я СЕГОДНЯ на занятии..... 5 4 3 2 1

я был способен перестраивать деятельность в соответствии с новой ситуацией

я адекватно реагировал на эмоции других людей

я адекватно действовал в ситуации неопределённости

я эффективно решал спорные ситуации

я делился своими эмоциями с другими людьми

я сегодня чувствовал и понимал состояние других людей

я принимал во внимание намерения других участников образовательного процесса

я эффективно применял вербальные и невербальные средства взаимодействия

я сегодня эффективно взаимодействовал с другими участниками образовательного процесса

24^1 Вестник КГУ -Л 2021

Таблица 3

Результаты самооценки на первом занятии

Я СЕГОДНЯ на занятии..... Средний балл

я был способен перестраивать деятельность в соответствии с новой ситуацией 2,1

я адекватно реагировал на эмоции других людей 2,3

я адекватно действовал в ситуации неопределённости 1,8

я эффективно решал спорные ситуации 1,8

я делился своими эмоциями с другими людьми 1,5

я сегодня чувствовал и понимал состояние других людей 2

я принимал во внимание намерения других участников образовательного процесса 2,2

я эффективно применял вербальные и невербальные средства взаимодействия 3

я сегодня эффективно взаимодействовал с другими участниками образовательного процесса 3,1

На первом занятии каждой группе студентов был предложен для заполнения лист самооценки результатов деятельности (табл. 2).

Нами были получены следующие результаты (табл. 3).

После первого занятия мы провели диагностику учебной и эмоциональной готовности к изучению дисциплины. На доске была представлена карта местности, на которой изображены условные объекты: море Интереса, озеро Ожиданий, горы Воспитательных технологий, река Скуки и т. д. Каждому предлагалось отметить себя на этой карте, исходя из своего эмоционального состояния после знакомства с учебным материалом. Результаты диагностики показали позитивный эмоциональный настрой и достаточно выраженный познавательный интерес к данной дисциплине: 62 человека из 98 (63 %) определили свое эмоциональное состояние как положительное (радость, хорошее настроение), 32 человека (33 %) - как спокойное, стабильное, ровное и 4 человека (4 %) оценили свое состояние как тревожное или равнодушное. Заинтересованность и высокую мотивацию продемонстрировали 53 человека (54 %), 31 человек (32 %) определили благоприятный настрой на изучение дисциплины, 14 человек (14 %) проявили низкий уровень заинтересованности. Данные результаты были прогнозируемыми в связи с тем, что для студентов данная дисциплины была новой и вызывала интерес.

Для достижения поставленной цели мы использовали групповые и коллективные технологии взаимодействия.

Студенты выполняли задания в группах сменного (по количеству, уровню подготовки, занимаемой позиции в коллективе) состава, в зависимости от рассматриваемой темы и выполняемой задачи. Ответы на вопросы изначально обсуждались в группах меньшего количественного состава (2-3 чел.), а затем результаты обсуждения были презентованы в группах большего количественного состава (4-6 чел.), обобщенные итоги работы студенты демонтировали всей учебной группе.

Кроме групповой работы мы также использовали дискуссии, составление кластера, решение педагогических ситуаций с ролевым проигрыванием действий. Например, на одном из занятий мы применили следующую технологию:

1-й этап. Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов, с последующей публичной презентацией итогов работы группы.

2-й этап. Когда работа в группах было окончена и подготовлены тезисы выступления, группам предлагалось изложить полученные результаты представителям других микрогрупп, которые уже впоследствии должны презентовать итоги работы группы всей учебной группе.

3-й этап. Презентация полученных результатов.

Таким образом, итогом работы является презентация результатов работы не своей группы, а противоположной.

Еще одна технология, которую мы использовали на занятии, предполагала движение каждой группы по определенному маршруту и работу с учебным материалом. Учебная группа разбивается на микрогруппы, каждая из которых проходит ряд этапов, связанных с выполнением конкретных заданий. То есть каждая из пяти групп выполняет одно и то же задание, но с разным учебным материалом, в соответствии с очередностью этапа. На последнем этапе каждая группа обобщает ранее полученную информацию и публично презентует ее всей учебной группе.

Данная технология была реализована на семинарском занятии по теме «Основные направления воспитательной работы в современной образовательной организации», каждый этап условно назывался станцией маршрута (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, трудовое и физическое направление воспитательной работы). Логика движения представлена на рисунке 1.

На каждой станции студенты отвечали на вопросы, связанные с данным направлением воспитательной работы (характеристика направления, цели и задачи, методы и формы работы, основные мероприятия

Рис. 1. Этапы образовательного маршрута «Основные направления воспитательной работы в современной образовательной организации»

Рис. 2. Шкала самооценки

и т. д.). На заключительном этапе (станции) студенты знакомились с ответами на вопросы участников других групп, формулировали обобщенные выводы по каждому направлению воспитательной работы в целом и представляли публичные презентации.

3. С целью формирования умений грамотно аргументировать свою точку зрения, слушать контраргументы и критику в свой адрес нами были использованы такие формы, как дискуссия и диспут, деловая игра. Например, по теме «Многофакторность воспитательного процесса» студенты доказывали, какой фактор является более весомым в процессе воспитания: среда, генетика или воспитательная организация. Каждый выстраивал свое доказательство исходя из заявленной позиции. По вопросам поликультурного воспитания была организована игра-эстафета «В чужой монастырь». На доске были выписаны вопросы эстафеты, студенты по очереди выходили к доске, аргументированно давали ответы на вопросы эстафеты и фиксировали свой ответ знаками «+» - «согласен» и «-» - «не согласен». В качестве аргументов было разрешено использовать примеры из литературных произведений, кинофильмов, высказываний философов, писателей, государственных деятелей, статистические данные и логические умозаключения.

По итогам каждого занятия студенты фиксировали свое эмоциональное состояние с помощью 5-балльной школы, которая представлена на рисунке 2.

Анализ и фиксирование индивидуальных результатов усвоения учебного материала осуществлялись с помощью игрового приема «Мельница. Корзина. Чемодан».

По результатам проведения дисциплины «Методика воспитательной работы» с целью получения обратной связи было проведено исследование. Оно проводилось с использованием полиструктурированного опросника. Анкета включала в себя 12 вопросов закрытого и открытого типов, часть из которых была направлена на определение качества образовательного процесса, а часть - на самооценку уровня сформированное™ готовности к осуществлению самостоятельной воспитательной деятельности.

В опросе приняли участие 100 студентов четырех институтов - Института педагогики и психологии (ИПП), Института гуманитарных наук и социальных технологий (ИГНИСТ), Института физико-математических и естественных наук (ИФМЕН), Института культуры и искусств (ИКИ). Доли респондентов по институтам распределились следующим образом: 30 % респондентов - студенты ИПП, 32 % -студенты ИФМЕН, 20 % - студенты ИГНИСТ, 18 % -студенты ИКИ.

Ряд закрытых вопросов касался оценки качества образовательного процесса, в основе их лежали следующие критерии: информационная насыщенность, новизна, практико-ориентированность, доступность материала, а также возможность проявить субъектную позицию в учебном процессе. Вопросы были построены по типу шкалирования от 1 до 10.

Высокую информационную насыщенность дисциплины отметили 73 % от общего количества опрошенных, новый формат проведения лекций и семинаров - 87 % обучающихся, ориентированность занятий на практическую подготовку - 84 % студентов, возможность проявить себя и продемонстрировать свои умения - 79 %.

Открытые вопросы были направлены на диагностику достигнутого уровня развития soft-компетенций и были представлены в форме кейсов. Один из вопросов был направлен на проявление гибкости в принятии решений, второй - эмпатии, третий - коммуникабельности. Студенты должны были написать, как они видят решение кейса, проявив определенные качества, связанные с данной компетенцией.

Примеры кейсов.

Кейс 1. После уроков к учительнице робко подходит ученик и, страшно смущаясь, просит: «Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой». - «Дима, а зачем тебе?» Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

248

Вестник КГУ 2021

Таблица 4

Результаты самооценки на заключительном занятии

Я СЕГОДНЯ на занятии..... Средний балл

я был способен перестраивать деятельность в соответствии с новой ситуацией 4,2

я адекватно реагировал на эмоции других людей 4

я адекватно действовал в ситуации неопределённости 3,8

я эффективно решал спорные ситуации 3,6

я делился своими эмоциями с другими людьми 3,8

я сегодня чувствовал и понимал состояние других людей 3,4

я принимал во внимание намерения других участников образовательного процесса 3,8

я эффективно применял вербальные и невербальные средства взаимодействия 3,6

я сегодня эффективно взаимодействовал с другими участниками образовательного процесса 4,6

Кейс 2. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать. Сколько тебя ждать? Опоздаем в школу, а я - на работу. Ты руки помыла? Почему тебе надо обо всем напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом. Прекрати болтать ногами... Что ты копаешься. Быстрее...» Оцените стиль общения матери с дочкой. Права ли мать? В чем ее ошибка? Как необходимо строить общение с ребенком?

В процессе решения кейсов были проявлены следующие качества, демонстрирующие сформиро-ванность компетенции: умение действовать нестандартно, прогнозировать последствия собственных действий и принятых решений; ориентированность на потенциальные переживания героев кейса (родителей, педагогов, детей), использование нестандартных решений, выходящих за рамки традиционных форм воспитательного процесса.

Также нами были проанализированы листы самооценки, которые студенты заполнили на заключительном занятии. Результаты самооценки представлены в таблице 4.

Таким образом, сравнивая полученные результаты самооценки на заключительном занятии с результатами, полученными после первого занятия, можно увидеть, что наиболее позитивные сдвиги были зафиксированы по следующим индикаторам: способность перестраивать деятельность в соответствии с новой ситуацией, эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, принимать намерения участников образовательного процесса и адекватно реагировать на них.

То есть обучающиеся стали легче делиться своим эмоциональным состоянием с другими людьми, выстраивать взаимоотношения в ходе учебного процесса и гибко реагировать на возникающие образовательные ситуации. В меньшей степени изменились показатели по способностям проявлять эмпатию, понимать состояние других участников учебного процесса и эффективно решать спорные ситуации, что может быть связано с ограничением времени на учебных занятиях и их небольшим количеством.

Полученные нами данные подтверждаются результатами итоговой аттестации по дисциплине. По завершению изучения дисциплины студенты продемонстрировали следующие результаты итоговой аттестации: 43 человека из 132 (33 %) - получили «отлично», 82 человека (62 %) - «хорошо», 7 человек (5 %) - «удовлетворительно».

Внедрение в образовательный процесс высшей школы технологий групповой работы, интерактивных методов обучения позволяет в рамках достаточно традиционной учебной деятельности формировать soft-компетенции, которые зачастую осваивались студентами в рамках внеаудиторной работы.

В методике преподавания дисциплины необходимо ориентироваться не только на овладение студентами ее предметным содержанием, но и реализовы-вать специальные методы работы, ориентированные на формирование универсальных компетенций выпускника (коммуникации, групповой работы, рефлексии, презентации и др.).

Дисциплина должна преподаваться с постоянной опорой на события современности и жизненный опыт обучающихся.

Список литературы

Вишневская О.Н., Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74-82.

Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9, № 1.

Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Ти-монина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вест-

ник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136-144.

Чуланова О.Л. Вызовы и тренды на рынке труда: синергия цифровизации и soft skills // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2018. Т. 7, № 3. С. 66-72.

Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9, № 1.

Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Сте-паненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Тополь-скаяЕ. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http:// imagesrc.bcg.com/Images/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (дата обращения: 22.04.2019).

Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Дата обращения: 11.12.2018).

Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13 (дата обращения: 11.12.2018).

ТатаурщиковаД. Soft skills. URL: https://4brain.ru/ blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.12.2018).

Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. URL: http://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/softskills.shtml (дата обращения: 11.12.2018).

References

Vishnevskaia O.N., Vorontsova A.V, Vorontsov D.B., Samokhvalova A.G., Tikhomirova E.V. Udovletvoren-nost' studentov organizatsiei distantsionnogo obucheniia v vuze v period samoizoliatsii [Satisfaction of students with the organisation of distance learning at the university during the period of self-isolation]. Vestnik Kostrom-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogi-ka. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socioki-netics], 2021, vol. 27/2, pp. 74-82. (In Russ.)

Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Iu.M. Sovremennye napravleniia teoreticheskikh i metodi-cheskikh razrabotok v oblasti upravleniia: rol' soft-skills i hard skills vprofessional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees]. Naukovedenie: in-ternet-zhurnal [Science Studies: Internetjournal], 2017, vol. 9/1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117. pdf (In Russ.)

Kolobova E.A., Samohvalova A.G., Sokova G.G., Timonina L.I. Rolevaja struktura professional'noj deja-

tel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly [The role structure of professional activity of a teacher of hig her education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psihologija. Socioki-netika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26/1, pp. 136-144. (In Russ.)

Chulanova O.L. Vyzovy i trendy na rynke truda: si-nergiia tsifrovizatsii i soft skills [Challenges and trends in the labor market: synergy of digitalization and soft skills]. Upravleniepersonalom i intellektual'nymi resur-sami v Rossii [Human resources and intellectual resources management in Russia], 2018, vol. 7, № 3, pp. 6672. (In Russ.)

Chulanova O.L. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty upravleniia: emotsional'naia kompetentnost' rukovodite-lia v strukture soft skills (znachenie, podkhody, metody diagnostiki i razvitiia) [Socio-psychological aspects of management: emotional competence of a manager in the soft skills structure (meaning, approaches, methods of diagnosis and development)]. Naukovedenie: internet-zhurnal [Science Studies: Online journal], 2017, vol. 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117. pdf (In Russ.)

Butenko V., Polunin K., Kotov I., Sycheva E., Ste-panenko A., Zanina E., Lomp S., Rudenko V., Topols-kaya E. Rossiia 2025: ot kadrov k talantam [Russia 2025: from cadres to talents]. URL: http://imagesrc.bcg.com/ Images/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (access date: 22.04.2019). (In Russ.)

Davidova V Clushat', govorit' i dogovarivat'sia: chto takoe soft skills i kak ikh razvivat' [Listen, talk and negotiate: what are soft skills and how to develop them]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (access date: 11.12.2018). (In Russ.)

Sosnitskaya O. Soft skills: miagkie navyki tverdo-go kharaktera [Soft skills: soft skills of a firm character]. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13 (access date: 11.12.2018). (In Russ.)

Tataurshchikova D. Soft skills [Soft skills]. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (access date: 11.12.2018). (In Russ.)

Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ikh razvitiia [List of soft-skills and ways of their development]. URL: http://www.cfin.ru/management/people/ dev_val/softskills.shtml (access date: 11.12.2018). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 25.09.2021; одобрена после рецензирования 14.10.2021; принята к публикации 18.10.2021.

The article was submitted 25.09.2021; approved after reviewing 14.10.2021; accepted for publication 18.10.2021.

250

Вестник КГУ -Ш 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.