О. С. Воронина
Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
УДК 372.881
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению «soft skills», анализируются требования рынка труда к выпускникам вузов инженерных направлений и доказывается важность формирования «soft skills» у будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки. Значительное внимание уделяется потенциалу дисциплины «иностранный язык» для формирования «soft skills» благодаря использованию инновационных методов обучения в образовательном процессе.
Ключевые слова: soft skills, высшее профессиональное инженерное образование, конкурентоспособность, обучение иностранному языку, эффективные методы формирования soft skills.
DEVELOPING AND FOSTERING SOFT SKILLS WITHIN THE
FRAMEWORK OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ENGINEERING STUDENTS
Abstract. The article deals with the theoretical analysis of the conditions of soft skills development. Engineering universities are to face a challenge of working out a similar educational policy. Much attention is paid to teaching foreign languages as one of the most efficient academic disciplines. That is due to innovative teaching and learning techniques.
Keywords: soft skills, engineering universities, competitiveness, foreign languages teaching, efficient teaching and learning techniques for fostering students' soft skills.
На сегодняшний день не остается ни одной сферы человеческой деятельности, которая не подвергалась бы глобальным изменениям в связи с пандемией и стремительным наступлением VUCA - мира, который из-за перманентных вызовов и неопределенности оказался неподконтрольным современному обществу. Система высшего образования во всем мире также претерпела серьезную трансформацию на фоне всеобщей цифровизации и переформатирования содержания программ и подходов к обучению. Университеты вынуждены постоянно искать новые технологии и формы работы, чтобы соответствовать вызовам времени. Если поначалу учреждения высшего профессионального образования существовали в парадигме подготовки выпускников к профессиям, то в настоящее время осуществляется подготовка специалистов в соответствии с компетенциями, поскольку постоянно изменяющийся рынок труда предъявляет особые требования к выпускникам вузов. В данной статье речь пойдет о студентах инженерных (технических) направлений подготовки, но, естественно, многие положения также относятся и к остальным профилям и направлениям подготовки.
Чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда, будущие выпускники должны обладать конкретных набором компетенций. Выборка первых 100 объявлений по поиску «морской инженер» на популярном сайте по подбору кадров hh.ru [1] показала, что наряду со специальными для данной профессии навыками претендент на вакансию должен также обладать рядом конкретных компетенций, которые востребованы в любой другой отрасли. Такие навыки принято называть «soft skills». Далее рассмотрим подходы к определению этого понятия.
Изучению «soft skills» посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных исследователей. Но до настоящего времени не существует единой формулировки этого понятия. Так, Collins Dictionary трактует «soft skills» как навыки межличностного общения, включая навыки коммуникации и умение работать в команде [2]. Н. В. Жадько называет их «мягкими» навыками, рассматривая каждый навык как единицу деятельности и выделяя в них следующие компоненты: мотивацию, контекст и действия по алгоритму [3]. Д. Татаурщикова рассматривает «мягкие» навыки как унифицированные навыки, которые сложно отследить и проверить [4]. Ряд авторов понимает под «soft skills» «мягкие компетенции»: Е. С. Богдан [5], О. Л. Чуланова, А. И. Ивонина [6], А. Н. Шрайбер [7]. Но большинство авторов разделяют мнение, что «soft skills» являются универсальными и унифицированными навыками (компетенциями), не зависимыми от профессиональной деятельности. Так, А. Н. Шрайбер [7] обращает внимание на второстепенность и междисциплинарность «soft skills» и считает их приобретенными. Подобного мнения придерживаются Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова, относя их к «навыкам трудоустройства», «навыкам общения с людьми» и «непрофессиональным навыкам» [8]. Коллектив авторов вместе с С. Н. Бацуновым называет их метапредметными и надпрофессиональными и рассматривает их как «базовые коммуникативные» навыки [9]. В то же время некоторые исследователи «soft skills» относят их к человеческим качествам [10], чертам характера [11], общечеловеческим навыкам [12].
Междисциплинарный характер «soft skills» также является одной из причин разногласий, связанных с формулировкой определения. Все же стоит отметить то, что подавляющее число ученых, рассматривая «ключевые компетенции XXI века» [13] через призму своих научных интересов, ставят во главу угла коммуникацию. По мнению С. Н. Бацунова, «людям, стремящимся реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным коммуникатором» [9], чтобы соответствовать требованиям времени.
Таким образом, возникает потребность в формировании подобных навыков у студентов вузов, тем более что большинство компетенций прописаны в ФГОС ВО. Но, как пишет Н. В. Жадько [3], система Российского высшего образования «отстает», не успевает за всеми стремительными изменениями. На «устаревание» профессиональной подготовки также указывает С. Н. Бацунов [9, с. 198]. Н. А. Чечева отмечает нацеленность университетских образовательных программ на формирование академических
183
навыков [13], С. А. Шилова отмечает, что «барьером на пути эффективного овладения надпрофессиональными навыками становятся традиционные лек-ционно-семинарские занятия, стереотип ролевого поведения преподавателя» [14, c. 376]. Л. К. Раицкая говорит о «точечных» включениях «soft skills» в учебные программы и почти полное отсутствие сложившихся практик их формирования [8, c. 350]. В исследуемой проблематике возникает вопрос: каким образом возможно развивать универсальные компетенции у студентов в процессе их обучения в вузе. Решение этого вопроса видится в двух подходах - введение в образовательные программы специальных курсов по формированию «soft skills» или использование потенциала уже имеющихся дисциплин.
Если рассматривать специальные образовательные курсы по формированию «soft skills», то эта идея не нова. Так, практически все программы по бизнес-образованию имеют в своих программах курсы по тайм-менеджменту, деловой коммуникации, развитию лидерства.
Само собой разумеется, что та или иная специализация предполагает акцент на определенных навыках. Возвращаясь к требованиям к кандидатам на соискание должности «морской инженер», самыми частотными наряду с профессиональными навыками оказались такие «soft skills», как умение работать в команде, стрессоустойчивость, ответственность, управленческие навыки [i]. Эти требования соответствуют мнению Е. С. Богдан, которая проводила исследование конкурентоспособности выпускников инженерных специальностей Сургутского государственного университета и сделала вывод, что «выпускники вуза должны уметь выделяться на фоне остальных претендентов, демонстрировать не только высокий уровень профессиональных компетенций, но и развитые индивидуальные качества, которые позволят ему эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, быстро оценивать ситуацию, быть мотивированным и организованным» [5].
Проведя анализ объявлений о вакансиях, мы отметили, что большинство вакансий подразумевают наличие у соискателей навыков владения иностранным языком - общим английским на уровнях А1- В2 по общеевропейской компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR); а также специальным (техническим) английским, навыками письменной иноязычной коммуникации, навыками работы со специальной литературой и документацией. Кроме того, некоторые профессии предполагают работу с иностранными специалистами и за рубежом.
Таким образом, становится очевидным, что формирование у студентов иноязычной речевой компетенции следует проводить одновременно с развитием и формированием у них тех надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы на рынке труда для успешной реализации их профессиональной компетенции. Этот факт также подтверждает проведенное Л. К. Раицкой и Е. В. Тихоновой исследование, согласно которому «самыми эффективными дисциплинами для формирования «soft skills» часть академиче-
ского сообщества считает социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, иностранные языки» [8, c. 357].
Учитывая практикоориентрованность дисциплины «иностранный язык» в вузе, следует отметить, что именно методы обучения в большей степени оказывают влияние на формирование «soft skills». По мнению С. А. Шиловой, формированию таких навыков как командная работа, коммуникация и эмоциональный интеллект способствуют микрогрупповые формы обучения, поскольку с их помощью создается ситуация реального общения
[14].
К самым эффективным методам обучения, по традиции, относятся работа в паре и малой группе, метод кейсов, квесты и веб-квесты, сторител-линг, деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, обучение с применением интернет-технологий и различных моделей смешанного обучения (Blended Learning, ротация станций или учебных мест, Flipped Classroom). Эффективность смешанного обучения наглядно продемонстрировал образовательный локдаун, когда обучение из аудиторий было перенесено в онлайн, а университеты и вузы были вынуждены искать новые форматы обучения и пересматривать свои подходы к содержанию образовательных программ.
Не стоит недооценивать и потенциал внеаудиторной деятельности, в частности, Олимпиад, участие в научных конференциях, конкурсах по иностранному языку, а также в международных молодежных обменах.
Как следствие, на первый план выходит необходимость правильной организации самостоятельной работы студентов технического вуза. Особое внимание следует уделять саморазвитию и самообучению, которые подразумевают чтение специальной литературы, поиск обратной связи, посещение сторонних тренингов и прохождение курсов других образовательных учреждений.
Для оформления результатов проведенной работы и собственных достижений от студентов, а впоследствии и работников на предприятии, требуется навыки презентации, под которыми понимают владение не только технической стороной вопроса (создание мультимедийных презентаций, знание правил оформления), но и умение коммуницировать, креативно и критически мыслить.
В связи с этим, можно сделать определенные выводы.
Во-первых, для обеспечения применяемости и практикоориентиро-ванности профессионального инженерного образования возникает необходимость ориентации на концепцию «soft skills», поскольку именно универсальные, надпрофессиональные компетенции являются основой требований рынка труда к будущим специалистам. По нашему мнению, это возможно только при реализации единой политики государства в этой сфере.
Во-вторых, дисциплина «иностранный язык» является самой эффективной для формирования и развития «soft skills» у студентов, поскольку использует передовые методы обучения, позволяющие студентам раскры-
вать свой потенциал и выбирать оптимальные, максимально эффективные виды работы для демонстрации полученных навыков и знаний.
Таким образом, развитие иноязычной компетенции в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе призвано дополнять профессиональную подготовку будущих инженеров формированием у них определенного набора «soft skills» для их последующего успешного трудоустройства и высокой конкурентоспособности.
Список использованной литературы
1. https://spb.hh.ru (дата обращения: 17.02.21).
2. Collins Dictionary https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills (дата обращения: 17.02.21).
3. Жадько Н.В. «Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения // Научные исследования в образовании. 2011. № 8. С. 1922.
4. Татаурщикова Д. Soft skills. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 23.06.2019).
5. Богдан Е.С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений // Вестник Евразийской науки, 2019 №3. URL: https://esj.today/PDF/24ECVN319.pdf (доступ свободный). (дата обращения: 17.02.21).
6. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операци-онализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. №1.
7. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. № 2 (69). 2018.
8. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350—363. doi:10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
9. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4 (апрель). С. 198-207. URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm. (дата обращения: 17.02.21).
10. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere.(дата обращения: 17.02.21).
11. Слезко Ю. В. Формирование "мягких" навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов международников. URL: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84(дата обращения: 17.02.21)
12. Сосницкая О. Softskills: мягкие навыки твердого характера. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13.(дата обращения: 17.02.21).
13. Чечева Н. А. Развитие softskills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (доступ свободный) (дата обращения: 17.02.21).
14. Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 374-380. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380.