Научная статья на тему 'Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы в разных видах деятельности'

Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы в разных видах деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ / DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / OLDER PRESCHOOLERS / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / LINGUO-DIDACTIC MODEL / МЕТОДИКА / METHOD / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC SPEECH ACTIVITIES / УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕ-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE SPEECH AND PLAY ACTIVITY / TEACHING SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы осуществляется в таких видах деятельности, как: художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально апробированы лингводидактическая модель и методика развития словаря старших дошкольников, которые реализовывались в три этапа: обогатительно-репродуктивный, учебно-уточняющий, продуктивно-развивающий. Для каждого этапа определены приоритетный вид деятельности, содержание, методы и формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE DICTIONARY OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF LITERATURE IN DIFFERENT TYPES OF ACTIVITIES

The development of the dictionary of the senior preschool children by means of literature carried out in these kinds of activities, like: artistic-voice, training voice, speech and games. Developed, scientifically grounded and experimentally tested a didactic model and methodology of development of the dictionary of the senior preschool children, which were implemented in three stages: enrichment-reproductive, educational, clarifying, productive and developmental. A priority activity, content, methods and forms of work are defined for each stage.

Текст научной работы на тему «Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы в разных видах деятельности»

3. Гагонин, С. Г. Развитие теории и практики физической культуры путём обобщения опыта боевых искусств Востока: автореф. дисс. док. пед. наук / С. Г. Гагонин. - СПб., 1998. - 42 с.

4. Долин, А. А. Истоки у-шу : научно-популярное издание / А. А. Долин, А. А. Маслов. - Москва: Наука, 1990. - 467 с.

5. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения / Конфуций. - М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 405 с.

6. Маслов, А. А. Небесный путь боевых искусств. Духовное искусство китайского у-шу: научно-популярное издание / А. А. Маслов. - СПб.: Питер, 1995. - 497 с.

7. Панченко, Г. К. История боевых искусств. Колыбель цивилизаций: научно-популярное издание / Г. К. Панченко. - Москва: ACT, 1996. - 480 с.

8. Передельский, А. А. Философия, педагогика и психология единоборств: монография / А. А. Передельский. - М.: ФиС, 2008. - 168 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, директор Института педагогики,психологии и инклюзивного образования, заведующей кафедрой педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы осуществляется в таких видах деятельности, как: художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально апробированы лингводидактическая модель и методика развития словаря старших дошкольников, которые реализовывались в три этапа: обогатительно-репродуктивный, учебно-уточняющий, продуктивно-развивающий. Для каждого этапа определены приоритетный вид деятельности, содержание, методы и формы работы.

Ключевые слова: развитие словаря, старшие дошкольники, лингводидактическая модель, методика, художественно-речевая деятельность, учебно-речевая деятельность, рече-игровая деятельность.

Annotation. The development of the dictionary of the senior preschool children by means of literature carried out in these kinds of activities, like: artistic-voice, training voice, speech and games. Developed, scientifically grounded and experimentally tested a didactic model and methodology of development of the dictionary of the senior preschool children, which were implemented in three stages: enrichment-reproductive, educational, clarifying, productive and developmental. A priority activity, content, methods and forms of work are defined for each stage.

Keywords: development of the vocabulary, older preschoolers, linguo-didactic model, method, artistic speech activities, teaching speech activity, the speech and play activity.

Введение. Актуальность исследования обусловлена активным, всеохватывающим внедрением родного языка в контексте развития государственности и определяется стратегической задачей - воспитание языковой личности с присущими ей национально-культурными и мировоззренческими приоритетами. Уровень речевой культуры выявляет достаточный словарный багаж, умение точно и уместно использовать его в различных ситуациях общения. Однако, к сожалению, реальный уровень владения речью свидетельствует об остроте проблемы, что обусловлено необходимостью решения совокупности задач, значимость которых отмечается в государственных документах; актуализацией в контексте личностно ориентированного подхода в образовании вопросов формирования детской картины мира, одним из средств отражения которой выступает речь ребенка; изменением образовательных приоритетов и ценностных ориентиров, требует обновления содержания и процессуальных характеристик образовательной среды дошкольной образовательной организации прежде всего в аспекте организации речевой работы с детьми, связанных с обеспечением приоритета опыта познания над научением, разнообразие способов организации детей, форм и методов словарной работы. В то же время реализация этих задач осложняется изменением образовательных приоритетов и ценностных ориентиров, несоответствиями между обновленным содержанием дошкольного образования и несколько устаревшими подходами к созданию образовательной среды в реальной практике дошкольных образовательных организаций, в частности организации речевой работы с детьми.

Изучение теоретических источников и опыта работы дошкольных образовательных организаций, знакомство с традиционными и инновационными подходами к организации речевой работы, в частности лексической, анализ действующих программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста, аналитический обзор методических разработок показывают, что работа по развитию словаря целенаправленно проводится преимущественно в процессе регламентированного обучения, ограничиваясь задачами конкретного занятия, без связи с последующей речевой работой, закреплением словарного запаса, активным его применением детьми в ежедневной речевой практике. Такой подход вызывает недостаточный уровень развития словаря большинства дошкольников, затрудняет реализацию преемственности дошкольной образовательной организации и школы в аспекте обогащения словаря как стержня детского речевого развития. Особенно проблема обостряется в ситуации пребывания детей в полиязыковом окружении, характерном для Крыма. Для успешного решения задач словарной работы с дошкольниками необходима обновленная методика, которая, учитывая указанную специфику, на основе многоуровневой организации лексической работы обеспечила бы прозрачность и преемственность задач развития словаря в различных видах речевой деятельности: художественно-речевой, учебно-речевой и речевой-игровой.

Проблема развития словаря детей исследовалась учеными в различных аспектах: этапность усвоения слова как сигнала в контексте взаимодействия сигнальных систем действительности (И. Горелов, Н. Данилова, М. Кольцова, И. Павлов, К. Седов), фонетические, лексические и грамматические особенности детской речи на начальных этапах развития (А. Гвоздев, К. Крутий, Н. Рыбников, Т. Ушакова, С. Цейтлин,

A. Шахнарович, Н. Швачкин, Н. Юрьева), обогащение словаря детей раннего возраста (Ю. Аркин,

B. Гербова, Г. Лямина Г. Розенгарт-Пупко), особенности становления и развития словаря детей (В. Логинова, В. Коник, М. Конина, В. Яшина), зависимость развития речи от совместной со взрослым деятельности (М. Елагина, М. Лисина, Н. Лепская, В. Ядешко), закономерности, принципы и методы развития речи детей раннего возраста (А. Богуш, К. Крутий, Г. Лямина, Т. Науменко, Л. Олейник, Л. Павлова, А. Сапрыкина, Л. Федоренко, Т. Юртайкина). Проблема развития словаря дошкольников является достаточно сложной и многоаспектной, поэтому решению ее посвящены работы психолингвистов, лингвистов, педагогов, методистов, дефектологов (А. Арушанова, А. Богуш, А. Гвоздев, Л. Калмыкова, Л. Колунова, Г. Николайчук, Ф. Сохин, В. Тищенко, М. Шеремет). Фундаментальные общенаучные положения проблем лексикологии проявляют системные отношения именно в лексике и ее связи с другими уровнями языка (А. Ахманова, В. Виноградов, В. Звегинцев, А. Потебня, А. Уфимцева, Д. Шмелев).

Стержневым моментом ряда научных исследований (Л. Бирюк, Н. Гавриш, А. Илькова, Н. Кирста, Л. Колунова, Н. Кудыкина, Г. Куршева, А. Лаврентьева, С. Макаренко, Ю. Руденко, Е. Савушкина, А. Смага, А. Сомкова, Е. Струнина, А. Ушакова, М. Швачкин, Т. Юртайкина) выступило изучение особенностей усвоения семантики слов, уточнение, расширение значений уже известных слов в определенном контексте, использование тематического принципа введения лексики, ассоциативного сочетание слов. Специальные исследования (А. Арушанова, А. Богуш, Л. Калмыкова, К. Крутий, М. Лаврик, Н. Лопатинская, Н. Маковецкая, Г. Николайчук, Е. Федеравичене) позволили определить лингводидактические и педагогические условия формирования механизма структурирования смысла слова, а также качественного развития словаря. Особенности овладения словарем в ситуации билингвизма исследовались А. Богуш, А. Негневицкой, К. Протасовой, Н. Родиной.

Изучению психологических закономерностей лексики посвящен ряд исследований таких ученых, как П. Блонский, Л. Выготский, А. Захарова, И. Колобова, А. Леонтьев, А. Лурия, Д. Николенко, Н. Попова, Е. Соботович, Ф. Сохин, Д. Эльконин. В рамках лингвистического подхода ученые определяют слово как продукт речевой деятельности по собственной внутренней структурой и категориальными признаками (Л. Булаховский, И. Гальперин, И. Ковалик, В. Костомаров, Л. Лосева, Г. Солганик, С. Франко). Психолингвистические компоненты проблемы развития словаря дошкольников основывается на представлении о месте лексического богатства в структуре речевой деятельности, различные психофизиологические механизмы порождения речи (Л. Бауэр, Т. Бернштам, И. Зимняя, А. Леонтьев, П. Олерон, И. Синица, П. Фресс, Т. Ушакова).

Изучение теоретических основ и практики организации лексической работы в дошкольных образовательных организациях показало наличие противоречий между:

- необходимостью обновления содержания и методов организации лексической работы, насущной потребностью в технологизации процесса развития словаря дошкольников и современным состоянием лексической работы в условиях интегрированного образовательного пространства дошкольной образовательной организации;

- разветвленными педагогическими инновациями в аспекте организации словарной работы и реальным уровнем качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях;

- уровнем требований к речевой компетентности личности детей дошкольного возраста и устойчивостью традиционных методик развития детского словаря.

Формулировка цели статьи. Цель статьи: научно-теоретическое обоснование концептуальных основ и экспериментальной методики развития словаря детей старшего дошкольного возраста в различных видах речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая) на основе многоуровневой организации лексической работы и педагогических условий ее реализации.

Изложение основного материала статьи. Ведущей идеей исследования является положение о том, что оптимальные условия развития и обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста обеспечиваются интеграцией целенаправленной словарной работы в образовательную среду дошкольной образовательной организации с обеспечением взаимосвязанного влияния на развитие словаря различных видов речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая).

Исследование основывается на современных концепциях и положениях о языковом образовании, в которых определены новое понимание процесса формирования речевой культуры как закономерных, последовательных и непрерывных изменений, происходящих в процессе становления национально сознательной языковой личности на всех этапах жизнедеятельности человека от дошкольного до зрелого возраста.

Учитывая сложность и многоплановость исследуемой проблемы, реализовать главную идею оказалось возможным только при условии системного подхода, что и позволило определить концепцию исследования, которая интегрирует в себе такие теоретические положения:

Стратегия развертывания процесса развития словаря старших дошкольников базируется на системном (обусловлено осознанием языка как системы, то есть совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов; слова в языке составляют целостную систему одноуровневых единиц, связанных между собой различными отношениями, характеризующихся многозначностью, согласованностью с другими словами. В то же время слово проявляется на лексическом уровне самостоятельным сложным целостным системным образованием. Методика развития словаря старших дошкольников в разных видах речевой деятельности также относится к категории систем, поскольку как целостное образование выступает упорядоченным множеством взаимосвязанных компонентов и реализуется на разных уровнях организации словарной работы); деятельностного (основаниями для его определения является тот факт, что процесс развития словаря имеет деятельностную природу и происходит в процессе различных видов детской деятельности, осуществляющих вместе с речью взаимообогащающее влияние. Самые эффективные условия для развития словаря ребенка создаются обеспечением взаимосвязанного влияния различных видов речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая), в каждой из которых решаются специфические

задачи развития словаря), компетентностным (обеспечивает формирование ряда компетенций, которыми должен овладеть каждый говорящий (общие компетенции (знания мира, социокультурные знания, практические умения и навыки) и лингвистические, коммуникативные, социолингвистические, дискурсивные) и коммуникативным подходами (различные формы коммуникации выступают решающим фактором развития словаря детей, причем развитие словаря старших дошкольников рассматривается как процесс, связанный с положительной динамикой количественных и качественных изменений, обусловленной освоением слов категориальных групп, находящихся на разных уровнях осмысления и дают возможность ребенку сознательно привлекать богатство собственного словаря в различных ситуациях бытия). Объединяющим стержнем организации словарной работы является учет общих закономерностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, одновременно в каждой из которых словарная работа проявляет свою специфику.

Развитие словаря у старших дошкольников обусловлена рядом факторов: внутренних (желание и потребность овладевать родным языком для получения, трансляции информации, стремление номинировать предметы, объекты окружающей среды, соблюдение определенной последовательности фаз развития) и внешних (погружение детей в развивающую речевую среду; интеграция словарной работы в интегрированную образовательную среду; методическое сопровождение развития словаря дошкольников с учетом различных форм организации словарной работы в образовательной среде дошкольной образовательной организации, внедрение инновационных технологий развития словаря).

Проблема слова принадлежит к одной из самых дискуссионных лингвистических проблем, поскольку именно слово является основной единицей языка. Анализ лингвистических источников позволил констатировать, что слово требует системного изучения и рассматривается с таких позиций:

- слово как одна из основных языковых единиц, которая имеет значение, является элементом системы, проявляет себя на лексическом уровне, является сложным целостным системным образованием;

- общая «очередность» формирования основных подсистем языка, безусловно, выдерживается в онтогенезе речи, и такая же общая последовательность в работе над различными компонентами (подсистемами) языка, обусловливает необходимость соблюдения в структуре «речевой деятельности» по усвоению системы языка;

- рассмотрение вопроса о внутреннем строении языка, его словарный состав позволяет сделать общий методологический вывод: для формирования полноценных языковых представлений о знаках языка, успешного усвоения всей системы родного языка необходимо усвоение знаний как о парадигматической, так и синтагматической системе языка;

- процесс качественного, сознательного развития словаря происходит путем «обрастания» лексическими связями с другими словами.

Слово выступает центральной единицей, пронизывает всю языковую систему; основным строительным материалом высказываний, с помощью которых реализуется общение между людьми; является основной единицей наименования фактов действительности, а также восприятий, мыслей, чувств человека, вызванных этими фактами. слово как языковая единица требует соответствующего своей природе определения, которое бы отделило его от ближайших языковых единиц (морфемы и предложения), соседнего слова. Прежде всего требует аргументации главное место слова в системе языка, которое обусловлено тем, что другие единицы языка (фонемы, морфемы, словосочетания, предложения) в той или иной степени воспринимаются на фоне слова, связанные системными отношениями с ним. Слово является представителем всех компонентов языка -фонетики (состоит из звуков речи), лексики (обозначает, кодирует любое явление действительности, несет смысловую нагрузку), грамматики (в этом случае существует в определенной грамматической форме). Статус фонемы как единицы языка определяется ее ролью в смысловой и формальной дифференциации слов, морфемы как минимальной значимой единицы языка - конструированием слова, а предложения как высшей в иерархии значимой единицы языка - словами в роли его составляющих (Ш. Балли, В. Виноградов, Г. Глисон, М. Кочерган) [1; 2].

Исследования различных аспектов толкования сущности понятия «слово» как основной единицы языка свидетельствует о том, что в современной науке сложились различные подходы к определению его сущностных характеристик. в зависимости от употребления слова в контексте как особой формы отражения действительности, оно выступает понятием, образом, значением, символом, знаком, изображением, а также может быть стимулом к действиям. В лингвистике значение слова трактуется как структура, состоящая из нескольких иерархически связанных между собой субструктур как многослойный комплекс, конституантами которого является семантика, прагматика, синтетика. В результате терминологического анализа уточнена сущность одного из ключевых понятий исследования «лексическое значение», что является обобщенным отражением однородных предметов, действий, явлений, качеств, тесно связанным с грамматическим значением и которое заключается в фиксировании принадлежности слова к той или иной части речи, характеризуя отношения между их формообразующими вариантами в пределах парадигмы каждого слова (В. Виноградов, А. Загнитко, Н. Фомина). К категориальным признакам слова ученые относят: внутреннюю упорядоченность звуков (составляющих слова), ударение; лексическое значение; возможность разделения на меньшие языковые единицы, морфемы; сочетание с другими словами в предложении с помощью содержательной, грамматической связи, стилистическое своеобразие, обусловленное сферой и частотностью употребления, принадлежностью к определенному стилю речи, эмоциональной окраской или его отсутствием, принадлежностью к определенному лексическому слою (В. Виноградов, Д. Ганич, К. Городенская, Н. Зарубина, Л. Мацько, А. Сидоренко, М. Шанский, Н. Шмелев) [2; 3; 4].

Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована лингводидактическая модель развития словаря старших дошкольников, включающая три последовательных этапа работы: обогатительно-репродуктивный, учебно-уточняющий, продуктивно-развивающий. На первом этапе - обогатительно-репродуктивном - приоритетным видом деятельности является художественно-речевая; на учебно-уточняющем - учебно-речевая; на производительно-развивающем - рече-игровая. Ее специфика заключалась в том, что экспериментальная работа четко соотносилась с этапами развития словаря детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление).

Методика развития словаря детей старшего дошкольного возраста является системой педагогических действий и разноуровневой организации обучения: на уровне партнерского взаимодействия «воспитатель -дети», «дети - дети», «ребенок - дети», «ребенок - родители»; на уровне создания надлежащего дидактико-

методического обеспечения; на уровне внедрения поэтапной методики обучения, где каждый из этапов, имея специфическую цель и соответствующие ей содержание, методы и формы работы, выступает одновременно органической составляющей непрерывного процесса развития словаря.

Наиболее эффективными методами и приемами развития словаря старших дошкольников являются лексические упражнения, просмотр театрализованных представлений, чтение художественных произведений, игры, сюжетно-ролевые игры, полилоги, деятельностные групповые проекты; средствами - художественная литература, театр, игра, общение со сверстниками и взрослыми. Указанные методы, приемы, средства позволяют реализовать ключевую идею методики развития словаря детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая), заключающийся в многоуровневой организации словарной работы на разных этапах обучения: погружения, ориентации, дифференциации, активного употребления.

Развитие словаря старших дошкольников на этапе погружения проходило через демонстрацию, показ театрализованных представлений на основе художественных произведений; на этапе ориентации дети воспроизводили небольшие литературные сюжеты; на этапе дифференциации старшие дошкольники участвовали в разработке сценариев и подготовке представлений; на этапе активного употребления дети свободно употребляли лексику в собственной речи.

Выводы. Таким образом, развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы эффективно осуществляется в таких видах деятельности, как: художественно-речевая, учебно-речевая, рече-игровая. Разработаны и экспериментально апробированы лингводидактическая модель и методика развития словаря старших дошкольников, которые реализовывались в три этапа: обогатительно-репродуктивный, учебно-уточняющий, продуктивно-развивающий. Для каждого этапа определены приоритетный вид деятельности, содержание, методы и формы работы.

Литература:

1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - Москва: Изд. иностр. лит., 1955. - 282 с.

2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - Москва: Наука, 1980. - 360 с.

3. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов /Н.М. Шанский, В.В. Иванов. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

4. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). - М., 1973. - С. 23-75.

Педагогика

УДК 378: 372.8: 81'243

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); старший преподаватель Мезенцева Анна Игоревна

Черноморское высшее военно-морское ордена

Красной звезды училище имени П. С. Нахимова (г. Севастополь)

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ БУДУЩИХ

ИНЖЕНЕРОВ-РАДИОТЕХНИКОВ

Аннотация. В данной статье описываются проблемы обучения дисциплине «Иностранный язык» в организациях высшего образования технического профиля для будущих инженеров-радиотехников -недостаточность знаний обучающихся по данному предмету, отсутствие программного обеспечения для решения этой проблемы. В данной статье предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: проблемы обучения, дисциплина «Иностранный язык», организации высшего образования технического профиля, будущие инженеры-радиотехники.

Annotation. This article describes the problems of teaching the discipline "Foreign Language" in organizations of higher education of a technical profile for future engineers-radio technicians - the lack of knowledge of students in this subject. In this article, we propose ways to overcome them.

Keywords: problems of training, discipline "Foreign language", higher education organizations of technical profile, future engineers of radio engineering.

Введение. В настоящее время иностранный язык (ИЯ) становится средством повышения уровня общих, профессиональных и специальных знаний специалиста технического профиля и формирования его профессиональной направленности.

Залогом успешной профессиональной деятельности любого специалиста является активное владение иностранным языком, как на культурно-бытовом уровне, так и в области профессиональной коммуникации. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о преподавании иностранного языка обучающимся технических специальностей в образовательных организациях высшего образования (ООВО).

Теоретические положения о построении программного и организационно-методического обеспечения обучения ИЯ рассмотрены в работах исследователей И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Т.В. Марковой, E.H. Солововой и др.

Имеется ряд исследований, посвященных принципам построения программ, вузовских учебников и учебно-методических комплексов по ИЯ для обучения профессиональной технической межкультурной коммуникации (Д.В. Буримская, М.В. Озерова, Л.М.Орбодоева).

Формулировка цели статьи. Недостаточная научная разработанность вопроса преподавания дисциплины «Иностранный язык» в ООВО технического профиля, что актуализирует проблему данной статьи: рассмотреть проблемы, существующие в преподавании ИЯ, предоставить пути совершенствования программного обеспечения обучения ИЯ обучающихся технического профиля в целях решения вопроса реализации потребности общества в компетентных, конкурентоспособных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.