Научная статья на тему 'Обогащение словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы'

Обогащение словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2400
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SPEECH / SPEECH DEVELOPMENT / ENRICHMENT OF SPEECH / FICTION / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Ольга Викторовна, Леньшина Татьяна Александровна

В статье рассматриваются проблемы обогащения речи детей дошкольного возраста, раскрывается роль художественной литературы в развитии речи дошкольников, представлена диагностика уровней сформированности словаря детей дошкольного возраста и содержание работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Ольга Викторовна, Леньшина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHMENT OF CHILDREN'S VOCABULARY WITH FICTION

The article discusses the problems of enrichment of speech of children of preschool age, reveals the role of fiction in the development of speech of preschool children, presents the diagnostics of the levels of formation of the dictionary of preschool children and the content of work on enriching the dictionary of preschool children with means of fiction.

Текст научной работы на тему «Обогащение словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»

10. Толстой Л.Н. Дневники. 1847-1894 гг. // Собрание сочинений. В 20-ти т. Т. 19. - М.: Гос. изд-во худ. лит., 1965. - 324 с.

11. Хуторская Л.Н. Избранные педагогические труды / Л.Н. Хуторская; Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. - 21 с. [Электронный ресурс. Режим доступа http: http://eidos.ru/shop/ebooks/220117/]. Версия 1.0.

12. Шоган, В.В. О возникновении нового языка культуры в личностно- ориентированном образовании // Модульная технология в личностно-ориентированном образовании. Вып 2 / В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 24.

Педагогика

УДК: 372.3

кандидат педагогических наук, доцент Исаева Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); студент магистратуры Леньшина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обогащения речи детей дошкольного возраста, раскрывается роль художественной литературы в развитии речи дошкольников, представлена диагностика уровней сформированности словаря детей дошкольного возраста и содержание работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Ключевые слова: речь, развитие речи, обогащение речи, художественная литература, дошкольный возраст.

Annotation. The article discusses the problems of enrichment of speech of children of preschool age, reveals the role of fiction in the development of speech of preschool children, presents the diagnostics of the levels of formation of the dictionary of preschool children and the content of work on enriching the dictionary of preschool children with means of fiction.

Keywords: speech, speech development, enrichment of speech, fiction, preschool age.

Введение. Требования от общества к личности постоянно возрастают, причем требования эти касаются не только взрослых людей, но и детей. Так, к примеру, исследователи-практики отмечают неуклонный рост объема знаний, которые должны быть переданы подрастающему поколению, постоянный рост компетентностей личности и т.д. При этом педагоги стараются делать акцент на качестве приобретенных в ходе воспитания и обучения знаний, умений, навыков, компетентностей, а, следовательно, усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.

Речь воспринимается как одна из основных форм, предназначенных для существования языка, воплощаемой в реализации и использовании его. Речь это одни из способов выражения всех языковых богатств, сопряженных с жизненными обстоятельствами, самим бытом и разнообразными ситуационными задачами. Речь позволяет сформулировать необходимые для коммуникации высказывания, а значит и дает возможность передавать мысль через языковые средства. Любой речевой коммуникант обладает особенностями произношения, своим определенным тезаурусом, обусловленным социальными факторами, а также спецификой построения предложений. Следовательно, сама речь обладает как конкретными особенностями, присущими языку, так и индивидуальными характеристиками, которые присущи лишь коммуниканту. Проводимое исследование ориентировано на изучение особенностей дошкольного возраста, а именно на то каким образом организован и протекает сам процесс обогащения словаря, выступающего в качестве одного из направления развития дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования (ФГОС ДО) говорит о том, что: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря... знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [6].

В разделе, который называется «Речевое развитие», представлены наиболее важные задачи, обусловленные спецификой самого дошкольного образования. Основная задача заключается в том, чтобы суметь сформировать необходимую лексическую основу для речи дошколят. Важно помнить о том, что процесс, благодаря которому речь дошкольников обогащается, носит достаточно сензитивный характер. За счет того,что дети принимают участие в большом количестве разнообразных видов деятельности, у дошкольников проявляется потребность именно в том, чтобы овладеть самой речью.

Наиболее приоритетным направлением в процессе развития речи детей дошкольного возраста является именно знакомство дошкольников с разнообразной художественной литературой. Сама художественная литература призывает и помогает воспитывать в детях любовь, интерес к художественным словам. Большинство, вначале советских, а потом уже и отечественных педагогов, а также психологов, таких как: А. М. Виноградова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина и др. доказали, что применение специфичной детской художественной литературы позволяет не только развивать у детей умственные способности, но и их речевые качества.

Особенностью дошкольного возраста можно считать тот факт, что именно в этот период происходит наиболее интенсивное психическое развитие большинства детей. Главным элементом такого динамичного психического развития является процесс по формированию речи, выступающий в качестве основополагающего условия во всех процессах развития еще не сформировавшей личности дошкольника. Процессы, которые вызывают нарушения в речи ребенка, способны привести к разнообразным нарушениям в

процессе общего развития дошкольника. Именно поэтому роль взрослого человека, родителя, педагога или воспитателя, очень важна при развитии речи дошкольника.

Изложение основного материала статьи. Процесс формирования речи у дошкольников обладает рядом особенностей, в первую очередь к ним относятся количественные и качественные характеристики речи детей. В ходе развития речи ребенок начинает постепенно овладевать различными значениями слов, наполнять их смыслом. Ребенок также пытается освоить словотворчество, что также обусловлено процессом развития речи. Развитие речи ребенка непосредственно связано с использованием предметной деятельности. Через познание окружающего мира, изучение большей части его предметов, разнообразных явлений, дети учатся совершать открытия, которые требуют выражения в словесной форме. Дети впитывают в себя как звучат самые разные звуки, какие запахи есть вокруг, какими размерами обладают предметы вокруг, вкусами и т.д. Для познания мира дети используют сразу несколько видов деятельности, начиная от игровой и заканчивая познавательной. Все это дает детям возможность как можно больше уделять внимания изучению окружающего мира, за счет чего и происходит накопление словарного запаса дошкольника. Тот факт, что дети знакомятся с большим разнообразием различных предметов и явлений заставляет их накапливать как можно больше слов, и уточняет их значения.

Восприятие художественного произведения является непростым психическим процессом. Знакомство с художественной литературой позволяет обогатить лексический запас, накапливать речевые выражения, методы изложения информации, литературные способы с целью передачи характеров, расположений, значения, действий, отличительных черт происшествий и ситуации. Художественные произведения позволяют ощущать характерные черты данного произведения, его речь, образы, выразительные средства. Особое место в процессе развития речи у дошкольников занимает именно художественная литература. Связанно это с тем, что художественные произведения позволяют ребенку использовать как можно больше новых слов. Они также формируют определенное звуковое восприятие, грамматический строй. Закладывают основы для связной речи, и общению в диалоге с окружающими. Ребенок получает навыки по формулированию четких и понятных высказываний. Также при прослушивании художественных произведений у ребенка формируется умение слушать говорящего. Можно говорить о полноценном развитии речи у дошкольников только в том случае, если будет осуществляться максимально комплексный подход к подобному виду деятельности, который находит свое выражение в работе как в рамках дошкольного учреждения, таки в рамках семейного круга.

Огромное значение придается именно развитию у дошкольников речи, поскольку данный процесс непосредственно сопряжен с процессом их умственного воспитания. Главным направлением подобной работы можно считать процесс формирования у детей словаря. То, насколько важен этот процесс, подтверждается и предлагаемыми программами для дошкольных учреждений. Большинство авторов подобных программ делают акцент на том факте, что в процессе обогащения словаря ребенка, происходит еще и формирование его личности.

Следовательно, та работа, которая проводится взрослыми в плане развития речи ребенка, является важной и особо выделяется по сравнению с прочими видами деятельности дошкольника. Работа по развитию речи обладает также и образовательным значением, поскольку способствует решению различных задач, связанных со многими видами деятельности, выполняемыми ребенком.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью обогащения словарного запаса дошкольников при использовании художественной литературы. Всего в исследовании приняли участие 15 воспитанников детского сада.

В исследовательской работе можно выделить три этапа:

1. Констатирующий этап. Данный этап был проведен в самом начале эксперимента, его целью было -определить насколько богат словарный запас каждого из испытуемых;

2. Формирующий этап. В ходе данного этапа была проведена работа, целью которой стало именно обогащение словарного запаса дошкольников за счет использования произведений художественной литературы;

3. Контрольный этап. Целью данного этапа стало наблюдение и фиксация динамики развития словарного запаса каждого из испытуемых дошкольников.

Методика, которая позволяет определить уровень развития словарного запаса дошкольника, принадлежит Л.С. Выготскому, О.Н. Усановой и называется «Диагностика развития словаря» [5], именно она и была выбрана для проведения констатирующего этапа нашего исследования.

Данная методика подразумевает наличие четырех основных заданий. Первое задание связано с подбором картинки «Подбери картинку»; далее идет задание на подбор характеристик к предметам «Какая? Какое? Какие?», либо задание под названием «Кто, что делает?». Детям также было предложено задание «Скажи наоборот». В итоге, баллы, полученные за выполнение каждого из заданий, суммируется и на основании полученной суммы делается вывод о развитии словарного запаса каждого из дошкольников.

Процесс по диагностической работе показал, что только двое детей из старшей дошкольной группы обладают высоким уровнем словарного запаса, это составляет 13%. Эти дети используют разные части речи. Также дети почти не испытывают трудностей с подбором нужных слов. Можно сказать, что словарный запас детей соответствует их возрастной группе. Порядка 10 исследуемых детей, а это 67% показали, что обладают средним уровнем словарного запаса. Они также прибегают к использованию различных частей речи, но их применение сводится к частным случаям. Дети достаточно часто сталкиваются с трудностями, когда необходимо подобрать антонимы или синонимы к различным словам. Низкий уровень был выявлен у троих дошкольников, а это 20% от общего количества исследуем. Дети этой группы пытались использовать разные части речи, но при этом допускали большое количество ошибок.

Следовательно, можно сделать вывод, что на этапе констатирующего исследования, большинство детей относится к среднему уровню развития словаря. Важным фактором необходимо считать тот момент, что словарь большинства детей очень беден, они достаточно часто не способны выражать собственные мысли и использовать те слова, которые подходят к предлагаемой ситуации. А значит, необходимо проводить целенаправленную работу, связанную с развитием словарного запаса детей дошкольного возраста.

Основное содержание работы на формирующем этапе эксперимента по развитию и обогащению речи дошкольников реализовывалось в рамках ДОУ, в ходе поэтапной организации работы с дошкольниками, посредством использования различных методов и приемов в процессе изучения художественной литературы.

Каждый этап работы по развитию и обогащению речи дошкольников посредством изучения произведений художественной литературы включал свои специфические задачи.

На первом этапе мы осуществляли работу по знакомству детей с жанровым разнообразием художественной литературы. Так, в процессе изучения различных жанров произведений, особое внимание уделялось предварительному знакомству детей с содержанием произведения. Содержание предварительной работы было разнообразно: помимо чтения художественной литературы оно включало в себя рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки, чтение отрывков из текста по просьбе детей. На втором этапе работа с дошкольниками в рамках речевого развития посредством художественной литературы строилась так, что вначале детям обеспечивалось полноценное восприятие произведений художественной литературы (чтение, рассматривание иллюстраций и т. д.), а затем за счет используемых педагогических приемов (беседа; выразительное чтение и рассказывание; творческие задания) у детей формировались умения выражать впечатления от прочитанных произведений художественной литературы. На третьем этапе работа с дошкольниками была направлена на развитие творческого мышления и умения пересказывать произведения последовательно и логично. Работа с детьми на данном этапе включала в себя приёмы формирования навыков планирования речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов.

В ходе реализации работы по обогащению речи дошкольников посредством художественной литературы, содержание деятельности было направлено на следующие аспекты: ознакомление дошкольников с жанровым разнообразием произведений детской художественной литературы; развитие у дошкольников навыков эмоционального и осознанного восприятия произведений; формирование у дошкольников умений воспроизведения в устной речи собственных впечатлений, эмоций, отношения к прочитанному произведению. В рамках нашего исследования был применен комплексный подход, который подразумевал взаимосвязь восприятия, воспроизведения и творчества и включал в себя использование не только определенных способов действия, но и совместную работу «педагог-ребенок», «родитель-ребенок».

В процессе представленных занятий, направленных на обогащение речи посредством изучения художественной литературы, у детей дошкольного возраста происходило знакомство с высокохудожественной литературой, формировался запас впечатлений, интерес к творческой деятельности; дети учились выражать свои мысли и чувства в процессе речевой деятельности. Дети проявляли активность и интерес в процессе занятий по работе с литературными произведениями, отмечалось стремление и энтузиазм к работе с художественными произведениями, что отмечалось в положительном эмоциональном отклике при слушании и обсуждении литературных произведений.

Затем был проведен контрольный этап эксперимента. Нами были проведены те же методики, что и на констатирующем, с целью выявления эффективности проведенного нами формирующего этапа эксперимента.

Выводы. Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, мы сделали вывод об улучшении показателей. К высокому уровню развития словаря детей старшего дошкольного возраста нами было отнесено13 детей (87%). У детей данного уровня сформирован словарь, в речи детей часто присутствуют прилагательные, антонимы, глаголы; они умеют правильно подобрать обобщающие слова. К среднему уровню нами отнесено 2 детей (13%), которые могут использовать в речи антонимы, прилагательные, глаголы и обобщающие слова, однако употребление их носит нечастый характер. При этом дети испытывают некоторые трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам. Низкого уровня на данном этапе эксперимента не обнаружено.

Таким образом, анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов позволяет сделать общий вывод о том, что использование художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста оказалось эффективным в развитии словаря дошкольников. Следовательно, художественная литература как средство обогащения словаря дошкольников не просто целесообразно, но и эффективно в системе педагогической работы.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.

3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: ПРЕСС,2001. - 472 с.

4. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб.пособие для студентов фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. Заведений / З.А. Гриценко. - М.: Академия, 2004.

5. Усанова, О.Н. Кейс диагностических материалов «Лилия» / О.Н. Усанова. - М.: Академия, 2008. - 73 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 34 с.

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры физической подготовки и спорта Кабанченко Сергей Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта, кандидат исторических наук, доцент Епифанцев Андрей Анатольевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме подбора оптимальных педагогических технологий специальной физической подготовки курсантов вузов МВД, релевантных общей цели выполнения ими профессиональных задач, особенно актуализирующихся в условиях локальных конфликтов.

Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональные задачи, недостатки специальной физической подготовки, эффективность функционирования системы специальной физической подготовки.

Annotation. The article deals with the approaches to the problem of selection of optimal pedagogical technologies of special physical training of cadets of the Ministry of internal Affairs, relevant to the overall goal of their professional tasks, especially relevant in local conflicts.

Keywords: pedagogical technologies, professional tasks, shortcomings of special physical training, efficiency of functioning of system of special physical training.

Введение. Реалии сложных профессиональных задач, выдвигаемых современным опытом наведения правопорядка на Северном Кавказе, недостаточный уровень не только физической, но и, в первую очередь, психологической подготовленности и навыки выполнения профессиональных действий зачастую приводят к тому, что растет печальная статистика неоправданных потерь сотрудников МВД в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Существует ряд завершенных научных исследований, которые иллюстрируют тот факт, что в современных реалиях можно наблюдать дисбаланс, обусловленный несоответствием того уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений МВД РФ к результатам выполнения тех профессиональных задач, которые необходимо решать в условиях конфликтов в приграничных зонах, территориях локализации напряженности. Но данная информация не может быть воспринята обобщенно и требует серьезной проработки. Одной из современных технологий обобщения подобного рода информации могут служить опросы и интервью. Для определения тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на уровень эффективности, например, профессиональной деятельности выпускников вуза МВД в условиях локальных конфликтов, Андреем Витальевичем Алдошиным был проведен опрос группы офицеров МВД, которые принимали участие в операциях по борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе. После обобщения результатов проведенного опроса, удалось выделить ряд таких факторов [1].

Автор пишет о том, что больше четверти респондентов из среды опрошенных выпускников вузов МВД, считают, что именно уровень той профессиональной подготовки, которую они приобрели в процессе обучения, не обеспечивает возможности должного эффективного решения оперативно-служебных задач в условиях боевых действий, и виной всему отсутствие практических навыков в выполнении служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов,- так считает ряд экспертов.

Если говорить о том, какие именно профессионально важные прикладные навыки, физические и психические качества, необходимы выпускникам вуза МВД, то к ним смело можно отнести эмоциональную устойчивость; быстрое переключение и распределение внимания; не только общую, но и силовую выносливость, ловкость и быстроту в действиях; а также хорошее владение стрелковым оружием и навыками рукопашного боя.

Формулировка цели статьи. В ходе обобщения ряда исследовательских работ, рассматривающих и анализирующих динамику физической подготовленности курсантов вуза МВД, мы встречаем свидетельства и иллюстрации того, что имеет место низкая эффективность функционирования системы физической подготовки.

В качестве недостатков, оказывающих негативное влияние на оптимизацию данной системы, в первую очередь, следует отметить дисбаланс между применяемыми средствами и методами физической тренировки и теми задачами, с которыми сталкиваются выпускники вузов МВД в среде непосредственной служебно-боевой деятельности, а именно в условиях локальных конфликтов. Серьезные опасения вызывает тот факт, что на сегодняшний день практически отсутствуют научно- обоснованные методики, направленные на обеспечение не только физической, но и психологической готовности выпускников вузов МВД к эффективным действиям в экстремальных условиях. В ряде научных исследований по данной проблеме встречаются иллюстрации недостаточно эффективного использования всех форм физической подготовки, направленных на реализацию интересов повышения профессиональной подготовленности. И самое главное, с чем часто сталкиваются эксперты, изучающие качество профессиональной готовности выпускников вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач, это отсутствие спектра объективных критериев и тестов, определяющих степень физической и психологической готовности.

Чтобы создать систему наиболее оптимизированных педагогических технологий образовательной среды вуза МВД в контексте специальной физической подготовки, совершенно необходимо, и этот момент назрел, включить в систему педагогических условий подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности такие, которые бы позволили сформировать у преподавателей (тренеров) по физической подготовке высокий уровень методологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.