Научная статья на тему 'Содержание речевого воспитания дошкольника в современных программах'

Содержание речевого воспитания дошкольника в современных программах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2464
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВЫЕ ОБОБЩЕНИЯ / СЛОВОТВОРЧЕСТВО / VOCAL DEVELOPMENT / LINGUISTIC GENERALIZATIONS / WORD CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сат Надесса Дарымаевна

В статье проанализированы содержание и требования к речевому развитию дошкольников в разных образовательных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE

The demands in the speech development of pre-school aged children are analysed in this article.

Текст научной работы на тему «Содержание речевого воспитания дошкольника в современных программах»

УДК 372+372.61

СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ

Сат Н.Д.

Тувинский государственный университет, Кызыл

THE TONTENTS AND DEMANDS IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF PRE-SCOOL AGED CHILDREN IN COMPTEMPORARY PROGRAMMS

Sat N.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье проанализированы содержание и требования к речевому развитию дошкольников в разных образовательных программах.

Ключевые слова: речевое развитие, языковые обобщения, словотворчество.

The demands in the speech development of pre-school aged children are analysed in this

article.

Keywords: vocal development, linguistic generalizations, word creation.

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования. Активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребёнку. Отдельные программы представляют собой пропедевтические блоки непрерывных курсов образования, которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребёнка дошкольного возраста по основным направлениям.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью были проанализированы содержание наиболее распространенных программ, задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе и основные требования к речи детей к окончанию обучения в детском саду.

Цель программы «Истоки» [1] - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, её универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребёнка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа развития ребёнка, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

113

Тувинский государственный университет

Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребёнка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Программа содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребёнка навыков общения с взрослыми и сверстниками.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчёркивается особая роль словотворчества и игр ребёнка со звуками и рифмами.

В приложении к программе даны факультативные разделы, среди которых - «Обучение второму языку».

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями по развитию речи и речевого общения (автор А.Г. Арушанова), по обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина).

В программе определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи.

В разделе «Познавательное развитие» выделяют подраздел «Грамота», который состоит из характеристики возрастных возможностей. Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила «жи-ши», «ча-ща», знать все буквы алфавита. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков».

Цель программы «Детство» [2] - обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

В программе выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В разделе «Скоро в школу» доступно изложены показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: содержательность и связность речи (диалога и монолога); развитие речевого творчества, выразительности речи;

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности; подготовка к чтению, чтение.

Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове.

Цель программы «Радуга» [3] - обеспечение всестороннего развития ребёнка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к миру общечеловеческих ценностей.

Программа учитывает современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является содержание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. У детей развивают умение самостоятельно выразить свою мысль; приобщают к речевой культуре и навыкам словесного творчества. Тщательно подбирается литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Подготовка детей к школе начинается задолго до того, как они приходят в подготовительную группу. Эта подготовка включает много направлений: забота о сохранении здоровья детей, об их своевременном и полноценном психическом развитии и эмоциональном благополучии. На занятиях рисованием и лепкой руку готовят к письму, дети овладевают словом, постигают причинно -следственные связи явлений.

Седьмой год жизни рассматривается авторами как этап подготовки к жизни и, в том числе, к обучению в школе. В разделе по развитию речи - «Обучение детей чтению» - указано, что в работу с детьми 6-7 лет необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению. В программе первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи. Оба направления выносятся на фронтальные занятия.

Цель программы «Развитие» [4] - развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также специфических видов деятельности дошкольника. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);

2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности);

3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.

Тувинский государственный университет

Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.

В средней группе поставлена задача подготовки к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах - обучение чтению.

Цель программы «Одаренный ребенок» [5] - развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.

Программа предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет) как уровневый вариант программы «Развитие», разработана тем же авторским коллективом, построена на общих теоретических позициях.

Основное отличие предлагаемой программы состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов (в том числе, «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»), включающих задания на развитие умственных способностей.

В подготовительной к школе группе работа ведется по трем направлениям:

1) ознакомление детей с художественной литературой, знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы - развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы;

2) освоение средств литературно - речевой деятельности: ознакомление детей со средствами речевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Особое внимание уделяется рассказыванию по представлению (без опоры на предмет).

3) развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой (задания на развитие мышления и воображения детей).

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» [6] подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.

Концепция программы базируется на научном положении Ф.А. Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистического развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития -мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками -фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми.

Большинство занятий построено по тематическому принципу - времена года; мир природы, животных и растений; явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми и др. Система обучения предусматривает, что детям сначала предоставляется возможность расширить представления об окружающей жизни, природе; ознакомиться с лучшими образцами художественной литературы, а затем на специальных занятиях по развитию речи они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи.

Каждая из сторон речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) влияет на организацию речевого высказывания и должна соотноситься с формированием связной речи у дошкольников.

Так, в работе над звуковой стороной речи особое внимание обращается на обучение владению такими характеристиками, как темп, сила голоса, логическое ударение, мелодика тона, игра интонаций, которые обеспечивают живость, выразительность высказывания.

В словарной работе больше внимания уделяется освоению значения слова, смысловой стороне слова, что способствует сознательному выбору слов и словосочетаний и точному их употреблению при построении связного высказывания.

В формировании грамматического строя речи ведётся работа по развитию умений конструировать предложения разных типов и правильно согласовывать и изменять слова при высказывании.

При формировании связной речи у детей развивают не только умение строить разные виды высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая структуру текста и используя разнообразные способы внутритекстовой связи, но и умение обогащать высказывание изобразительно-выразительными средствами, что способствует накоплению художественного опыта ребёнка.

К семи годам дети должны осмыслить речь как способ обращения одного человека к другому. Ориентация на воображаемого адресата помогает ребёнку порождать осмысленные, интересные, логично выстроенные тексты.

Тувинский государственный университет

«Развитие связной речи интерпретируется как высшее достижение речевого воспитания дошкольников и главная задача, которая базируется на формировании представлений ребёнка о структуре текста, средствах связи между предложениями, о роли точного отбора лексических, грамматических и смысловых средств в зависимости от типа высказывания: описания, повествования, рассуждения» [7, с. 10].

К окончанию детского сада (7 лет) дети должны быть обучены следующим умениям: строить сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картине, по серии картин, из опыта, небольшие сказки; находить слова с определенными звуками, определять место звука в слове; членить слова на слоги; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов; драматизировать небольшие произведения.

Таким образом, ознакомившись с программами дошкольных учреждений, мы видим, что требования к языковой подготовке дошкольников практически дублируют школьные требования. К 7 годам дошкольники не хуже младших школьников обучены грамоте. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений в полной мере обеспечивают как речевое, так и лингвистическое развитие детей.

Анализ ряда программ для начальной школы («Классическая начальная школа», образовательная система Л.В. Занкова, «Начальная школа XXI века») позволяет выявить общую закономерность: курс русского языка главным образом направлен на знакомство с основами лингвистических знаний, формирование грамотного письма. Задачи развития речи не являются основными, они уступают место задачам освоения языка как учебным предметом; школьников знакомят, прежде всего, с основными категориями и явлениями языка. Развитие речи ограничивается у детей развитием навыков письменной речи, поэтому в школе дети хорошо овладевают такими жанрами, как изложение, сочинение, рецензия, аннотация, отзыв, реферат.

В итоге в школе дети получают хорошую языковую подготовку, владеют речью в письменной форме, но не владеют риторическими навыками, не блещут устным красноречием. Отсюда возникает проблема преемственности устно-речевого (риторического) воспитания детей дошкольных учреждений и начальной школы.

В Республике Тыва педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений работают по таким программам, как: «Радуга», «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой (в частности, МДОУ №2, №11, №25, №32, № 38).

Одним из основных направлений в деятельности детских садов является развитие родной (тувинской) речи детей дошкольного возраста («Программа

обучения детей родному языку» Н.Ч. Дамба, МДОУ №11), а также развитие русской речи в тувинских группах ДОУ («Программа по русскому языку для старшей и подготовительной (тувинских) групп ДОУ» Ф.М. Бартан, МДОУ №32).

В начальных школах Республики действующими программами являются «Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 классы)», «Одаренные дети», образовательная система Л.В. Занкова. Учащиеся начальных классов закрепляют свои знания, умения и навыки по учебным комплектам «Школа XXI века», «Школа России» (в частности, МОУ СОШ №2, №7, №4).

Учебный план начальных школ также включает часы, отводимые на освоение регионального компонента государственного образовательного стандарта («Программа преподавания русского и родного языка в классах с родным (нерусским) языком обучения» под редакцией А.А. Алдын-оол, Ф.М. Бартан, МОУ СОШ №7).

Образовательная область «Филология» в начальных школах представлена курсами «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение». Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка. Программа по русскому языку предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Программа по литературному чтению для младших школьников ориентирована на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения, умение слушать, обогащение словарного запаса учеников.

Таким образом, и на региональном уровне мы наблюдаем характерную картину, присущую в целом российским начальным школам: в начальных школах Республики приоритетным является лингвистическое развитие детей, а речевое воспитание ограничивается пределами или связной письменной речи, или литературного чтения.

Мы считаем, что работа по развитию речи в начальной школе должна проводиться в русле двух самостоятельных предметов: русского языка и риторики; письменную речь необходимо развивать у детей на уроках русского языка, а устную речь - на уроках риторики.

В этом смысле близка к цели образовательная система «Школа 2100», в рамках которой реализуется программа «Риторика» для четырёхлетней начальной школы Т.А. Ладыженской. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебниками, методическими рекомендациями для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Цель уроков риторики - развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Тувинский государственный университет

Библиографический список

1. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnikL.org/ekologiya/319-detstvo-programma-razvitiya-i-vospitaniya-detei-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 22.10.2013).

2. Программа «Истоки». [Электронный ресурс]. URL: http://lib.podelise.ru/docs/25975/ index-4543.html (дата обращения: 22.10.2013).

3. Программа «Одарённый ребёнок». [Электронный ресурс]. URL: http://lib.podelise.ru/ docs/2238/index-1259.html(дата обращения: 22.10.2013).

4. Программа «Развитие». [Электронный ресурс]. URL: http://lib.podelise.ru/docs/2238/ index-1259.html (дата обращения: 22.10.2013).

5. Программа «Радуга». [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolniki.org/ekologiya/318-programma-raduga. html (дата обращения: 22.10.2013).

6. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nou-pchelka.ru/index.php/2009-07-02-18-24-03/77 (дата обращения: 22.10.2013).

7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 240 с.

8. Русский язык. 2-4 классы. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: http://my-shop.ru/shop/books/1090530.html (дата обращения: 22.10.2013).

9. Вариативные учебные методические комплекты в начальной школе. Проблемы их использования. [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru/71/1215-1-variativnye-uchebnye-metodicheskie-komplekty-v-nachal-noiy-shkole-problemy-ih-ispol-zovaniya.html (дата обращения: 22.10.2013).

10. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Программа «Риторика» для четырёхлетней начальной школы. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pskovedu. html (дата обращения: 22.10.2013).

Bibliograflcheskij spisok

1. "Detstvo" - programma razvitiya i vospitaniya detej v detskom sadu. [Elektronnyj resurs]. URL: http://doshkolniki.org/ekologiya/319-detstvo-programma-razvitiya-i-vospitaniya-detej-v-detskom-sadu.html (data obrascheniya: 22.10.2013).

2. Programma "Istoki". [Elektronnyj resurs]. URL:http://lib.podelise.ru/docs/25975/ index-4543.html (data obrascheniya: 22.10.2013).

3. Programma "Odarnnyj rebnok". [Elektronnyj resurs]. URL: http://lib.podelise.ru/ docs/2238/index-1259.html(data obrascheniya: 22.10.2013).

4. Programma "Razvitie". [Elektronnyj resurs]. URL: http://lib.podelise.ru/docs/2238/ index-1259.html (data obrascheniya: 22.10.2013).

5. Programma "raduga". [Elektronnyj resurs]. URL: http://doshkolniki.org/ekologiya/318-programma-raduga. html (data obrascheniya: 22.10.2013).

6. "Programma razvitiya rechi detej doshkolnogo vozrasta v detskom sadu". [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.nou-pchelka.ru/index.php/2009-07-02-18-24-03/77 (data obrascheniya: 22.10.2013).

7. Ushakova, O.S. Razvitie rechi doshkolnikov /O.S. Ushakova. - M.: Izd-vo instituta psikhoterapii, 2001. 240 s.

8. Russkij yazyk. 2-4 klassy. Kontrolnye raboty, testy, diktanty, izlozheniya. fgos. [Elektronnyj resurs]. URL: http://my-shop.ru/shop/books/1090530.html (data obrascheniya: 22.10.2013).

9. Variativnye uchebnye metodicheskie komplekty v nachalnoj shkole. Problemy ikh ispolzovaniya. [Elektronnyj resurs]. URL: http://xreferat.ru/71/1215-1-variativnye-uchebnye-metodicheskie-komplekty-v-nachal-noiy-shkole-problemy-ih-ispol-zovaniya.html (data obrascheniya: 22.10.2013).

10. Ladyzhenskaya T.A., Ladyzhenskaya N.V. Programma "Ritorika" dlya chetyrkhletnej nachalnoj shkoly. [Elektronnyj resurs]. URL: http: //www.pskovedu. html (data obrascheniya: 22.10.2013).

Сат Надесса Дарымаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии КПИ, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: satnd@mail.ru

Sat Odessa - Candidate of Philological Sciences (equivalent to Ph. D), university reader in the Department of Theory and Methods of the language formation and speech therapies, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: satnd@mail.ru

УДК 42/49+371.3:43

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чыпсымаа О.О. Тувинский государственный университет, Кызыл

ETYMOLOGICAL COMMENT OF LANGUAGE UNITS AS A MEANS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Chypsymaa O.

Tuvan state university, Kyzyl

Статья посвящена проблеме использования этимологического комментария на иностранном языке как эффективного методического средства углубления и расширения знаний и умений на завершающем этапе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: этимология, языковая единица, лексема, семантическая структура.

In this article the etymological analysis is introduced as an effective means of teaching a foreign language. As a model, the author makes some etymological notes of the German word 'lächeln'.

Key words: etymology, language unit, lexeme, semantic structure.

Изучение слова в аспекте межкультурного соответствия показывает, что существуют возможные отклонения от правильного понимания кинетического текста при переходе от одной культуры к другой [1, с. 481]. Языковая многоаспектность исследования языковой единицы подтверждается мыслью В. Гумбольдта о том, что объединение характера народа «во всех его независимых от языка проявлениях», субъективного характера индивидуальности, «не зависящего от различных путей мысли и дела» и характера, «которым обладают, или который могут принимать языки», приблизит нас к «проникновению в то многообразие и единство, в котором сходится бесконечное и неисчерпаемое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.