ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-13 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ УПРАЖНЕНИЙ С МЕДБОЛАМИ
М.С. ГОЛОВИН, НГПУ, г. Новосибирск, Россия;
Д.В. СЕДОВ,
ЦАФКиС, Новосибирская обл., Россия;
А.Б. КОЛМОГОРОВ, НГТУ, г. Новосибирск, Россия; Е.С. КАЗАРЖЕВСКАЯ, ДЮСШ «Академия», Новосибирская обл., Россия;
Е.И. ГОЛОВИНА, Биотехнологический лицей № 21, Новосибирская обл., Россия
Аннотация
Цель работы - оценка эффективности скоростно-силовой подготовки баскетболистов 10-13 лет с использованием медболов (набивных мячей). Разработана комплексная методика скоростно-силовой подготовки баскетболистов 10-13 лет, которая включает выполнение скоростно-силовых упражнений с медболами. Занятия с утяжеленными мячами способствуют достоверному увеличению дальности броска мяча одной рукой и двумя руками из разных положений, оказывают поддерживающий эффект при максимально быстром беге на 14 м, что является эффективным средством в условиях тренировочных, соревновательных и учебных нагрузок. В экспериментальной группе установлено увеличение дальности прыжка с места после трех месяцев занятий с утяжеленными мячами. Предлагается использование медболов в качестве одного из наиболее эффективных средств развития скоростно-силовых качеств
баскетболистов 10-13 лет.
Ключевые слова: медболы, скоростно-силовые качества, баскетбол, обучающиеся.
DEVELOPMENT OF SPEED-POWER QUALITIES OF 10-13 YEARS OLD BASKETBALL PLAYERS BY MEDBALLS
M.S. GOLOVIN, NSPU, Novosibirsk city, Russia;
D.V. SEDOV,
CAPC&S, Novosibirskaya oblast, Russia;
A.B. KOLMOGOROV, NSTU, Novosibirsk city, Russia; E.S. KAZARZHEVSKAYA, CYSS "Academiya", Novosibirskaya oblast, Russia;
E.I. GOLOVINA, Biotechnological Lyceum No. 21, Novosibirskaya oblast, Russia
Abstract
The purpose of the study is to assess the effectiveness of speed-power training basketball players aged 10-13 using medicine balls. A complex of speed-power training of 10-13-year-old basketball players was developed, which included the speed-strength exercises with medicine balls. Exercises with medicine balls contributed to a significant increase of throwing the ball with one and with two hands from different positions, provided a supporting effect at the fastest run of 14 meters, which is an effective tool in conditions of training, competitive and educational loads. In the experimental group, an increase in the distance of a standing jump was found after three months of training with medicine balls. It is proposed to use medicine balls as one of the most effective means of developing speed-power qualities of 10-13-year-old basketball players.
Keywords: medicine balls, speed-power qualities, basketball, weighted ball, schoolboy.
Введение
Баскетбол - одна из наиболее увлекательных командных игр, способствующая комплексному развитию моторных функций, физических способностей, является важным средством физического воспитания. Скоростно-силовые качества существенно определяют успешность игровой деятельности в баскетболе. В процессе подготовки развитию этих способностей следует уделять особое внимание [1].
В последние годы в области физической культуры и спорта (ФКиС) наблюдается тенденция интеграции методов подготовки спортсменов из одних видов спорта в другие, ориентированные на повышение мотивации, спортивного результата, преодоление барьеров роста, профилактику травм, заболеваний и укрепление здоровья спортсменов [2, 3, 4].
Для развития и совершенствования скоростно-сило-вых способностей у юных баскетболистов рекомендуют использовать бег на короткие дистанции из различных исходных положений, прыжковые упражнения, метания, упражнения с преодолением собственного веса и т.д. [1]. Особую популярность в настоящее время приобретают медицинболы.
Медицинбол - медбол - набивной мяч, утяжеленный мяч, тренировочный мяч или фитнес-мяч. Современный медицинский мяч изготавливается из высокоплотной резины, бывает разных размеров и массы. Особенностью упражнений с набивным мячом является переключение с напряжения мышц на расслабление и обратно. Занятия с медболами не имеют каких-либо специфичных противопоказаний, их используют в тренировках силовой направленности и при кардионагрузках. Комплексы упражнений с медболом включают в работу мышцы-стабилизаторы, укрепляют мышцы рук и ног, формируют мышцы спины и пресса [5]. Физические тренировки с медболами рекомендованы для людей разного возраста (от 5 и более 70 лет) [6, 7]. Упражнения и тесты с медбо-лами легко выполнимы, дозируемы, безопасны, их можно выполнять в разных положениях (сидя, стоя и т.д.) [8]. Мы не обнаружили в литературе сведений о стандартах и нормах при контрольных тестах с медболами, что подчеркивает важность изучаемой цели [5, 9].
Цель настоящего исследования - изучение влияния упражнений с медицинболами на скоростно-силовые качества баскетболистов 10-13 лет.
Методы исследования
В исследовании приняли участие обучающиеся мужского пола МБОУ «Краснообская СОШ № 1» в возрасте от 10 до 13 лет. Все участники относились к основной медицинской группе, имели допуск для занятий спортом и специализировались по направлению «баскетбол». Спортсменов случайным образом разделили на контрольную (КГ, п = 18) и экспериментальную группы (ЭГ, п = 18). Исследование проводили с февраля по июнь 2019 г.
В начале исследования у всех баскетболистов были определены скоростно-силовые качества при помощи контрольных тестов. Далее, в течение 4-х месяцев
в ЭГ проходили тренировки с медболами массой 2 и 3 кг, которая подбиралась индивидуально в зависимости от массы тела спортсменов. В начале педагогического эксперимента баскетболисты выполняли подводящие упражнения, простые в исполнении, не требующие сложной координации. Каждую последующую неделю структура упражнений с утяжеленными мячами изменялась. Добавлялись более сложные технически и физически упражнения (в движении, с перемещением, тренировки на баланс, работа в парах и группах и т.д.). К концу исследования юные баскетболисты уже могли выполнять упражнения с медболами в прыжках, с перемещением, в движении, чего не наблюдалось в начале исследования.
Баскетболисты тренировались четыре раза в неделю по 90 мин, из них две тренировки включали 30-минутные отрезки работы с медболами в основной части занятия. Во время специальных тренировок ЭГ с медболами КГ выполняла стандартные баскетбольные упражнения (тренировки бросков и передач баскетбольного мяча, тренировки на баланс и перемещение). Время занятий во всех группах было одинаковым, тренировки проходили в соответствии с общепринятыми правилами (разминка, основная часть тренировки, заминка). После четырех месяцев эксперимента контрольные тесты были проведены повторно.
Контрольные тесты для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболистов
• Толчок медбола с места от груди двумя руками, правой и левой рукой вперед. На выполнение упражнения дается одна пробная и одна контрольная попытка. На паркете находится лента рулетки с точностью 1 см.
• Толчок медбола с места двумя руками снизу из положения «присев». При выполнении толчка спортсмен выпрыгивает вперед, что придает дополнительный импульс для полета мяча.
• Прыжок в длину с места.
• Бег на расстояние 14 м (половина баскетбольной площадки) с использованием трех различных стартовых команд: произвольное начало движения; сигнал к началу старта подается голосом стартёра (дополнительно голосовой сигнал дублируется визуально взмахом стартового флажка); по касанию туловища сзади. Время на секундомере выключается в момент пересечения спортсменом финишной линии. Точность фиксации времени на секундомере = 0,01 с.
• Перемещение в защитной стойке по периметру трех-секундной зоны в баскетболе. Спортсмен преодолевает расстояние периметра квадрата в обе стороны, используя разные способы перемещения: бег по прямой, перемещение в сторону в защитной стойке баскетболиста, бег спиной вперед.
Методы математической статистики
Результаты обработаны общепринятыми методами математической статистики (программный пакет "Microsoft Excel 2010" и "Statistica 10.0 for Windows") с использованием непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни и считались достоверными при уровне значимости p < 0,05.
<&
ФНЦ ВНИИФК
Теория и методика детско-юношеского спорта
Результаты исследования и их обсуждение
В начале педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная группы спортсменов не отличались статистически значимо между собой по изучаемым показателям, что свидетельствует о правильном формировании репрезентативных выборок методом случайного деления. В результате эксперимента выявлен достоверный положительный эффект экспериментальной методики применения медболов на скоростно-силовые качества баскетболистов.
К концу трех месяцев занятий в ЭГ статистически значимо увеличилась дальность толкания медбола правой и левой рукой (табл. 1), выявлены более сильные броски по сравнению с контролем на первом, втором и третьем
месяцах. Это свидетельствует о положительном влиянии медболов уже после одного месяца занятий. Данные изменения можно объяснить кумулятивным (накопительным) эффектом, который, согласно литературным источникам, может наблюдаться после 2-3 месяцев тренировочных упражнений [10].
Выявлена тенденция увеличения в ЭГ дальности бросания утяжеленного мяча двумя руками от груди и снизу, а к концу педагогического эксперимента различия еще более усилились. Обнаруженные в нашем исследовании быстрые изменения (после месяца занятий), по-видимому, носят функциональный характер, что согласуется с современными представлениями об эффектах трехнедельных микроциклов тренировок [11].
Таблица 1
Контрольные тесты толчков (бросков) медболов
Контрольный тест Этап КГ ЭГ
Начало 706 ± 28 748 ± 40
Правой рукой от груди 1 месяц 692 ± 37 819 ь 38#
(см) 2 месяц 716 ± 36 799 ь 39#
Л ч о 3 месяц 729 ± 35 854 ± 41*#
Начало 599 ± 26 636 ± 30
\о ч си Левой рукой от груди 1 месяц 601 ± 31 709 ± 35
(см) 2 месяц 633 ± 30 710 ± 30*#
о о о 3 месяц 637 ± 32 742 ± 30*#
а \о Начало 760 ± 38 794 ± 42
и о Двумя руками от груди 1 месяц 732 ± 33 862 ь 35#
ч £ (см) 2 месяц 764 ± 42 854 ь 37#
3 месяц 776 ± 39 882 ± 37*#
Начало 800 ± 50 831 ± 43
Двумя руками снизу 1 месяц 799 ± 51 910 ь 45#
(см) 2 месяц 821 ± 53 923 ь 49*
3 месяц 811 ± 55 968 ± 47*#
Примечание к таблицам 1-3:
* - достоверность внутригрупповых различий по сравнению с началом исследования; # - достоверность отличий между группами.
Пробегания 14-метровых отрезков очень часто встречаются в игре. В контрольных беговых тестах были использованы три разных стимула для подачи стартовой команды спортсменам (секундомер включали по началу движения тела, сигналу стартера, касанию рукой спины партнера). Во всех трех испытаниях установлено замедление скорости бега в КГ в конце исследования. В данной работе отдельно не рассматривалась причина отличий скорости бега в зависимости от стартового сигнала, это планируется для будущих работ.
Предполагаем, что установленное замедление бега в КГ может быть связано с двумя причинами. Первая -в тренировочном процессе недостаточно времени уделялось развитию скорости бега в спринте. Эта причина была обсуждена с тренером баскетболистов и действительно нашла свое подтверждение. Вторая причина - возможное физическое утомление у всех баскетболистов, так как
во время педагогического эксперимента они участвовали в различных турнирах по баскетболу. Эти турниры были запланированы в ежегодном плане спортивных соревнований, и возможности повлиять на этот план не было. Однако в нашей работе в данных условиях соревновательной деятельности хорошо виден поддерживающий эффект тренировок с утяжеленными мячами. В ЭГ ухудшения скорости бега не выявлено. Это может свидетельствовать о хорошем профилактическом и поддерживающем эффекте занятия с медицинболами на скорость бега.
Установлена тенденция повышения дальности прыжка в длину с места в ЭГ к концу 3-го месяца, тогда как в КГ достоверные изменения отсутствовали. Это согласуется с ранее обнаруженными поддерживающими эффектами по увеличению дальности бросания утяжеленного мяча от груди и снизу.
Таблица 2
Контрольные тесты бега по прямой
Бег по прямой на 14 метров Контрольный тест Этап КГ ЭГ
Старт произвольно (с) Начало 3,00 ± 0,06 2,98 ± 0,03
1 месяц 3,13 ± 0,08 2,87 ± 0,07
2 месяц 3,27 ± 0,10* 2,96 ± 0,07#
3 месяц 3,19 ± 0,08 2,93 ± 0,06#
Старт по стартовому флажку (с) Начало 3,41 ± 0,12 3,38 ± 0,05
1 месяц 3,63 ± 0,12 3,46 ± 0,07
2 месяц 3,70 ± 0,11* 3,45 ± 0,07#
3 месяц 3,74 ± 0,11* 3,42 ± 0,09#
Старт по касанию спины (с) Начало 3,30 ± 0,09 3,33 ± 0,05
1 месяц 3,41 ± 0,09 3,32 ± 0,07
2 месяц 3,51 ± 0,11* 3,38 ± 0,06
3 месяц 3,47 ± 0,09 3,33 ± 0,08
Для проверки влияния тренингов с утяжеленными мячами на специфические качества баскетболистов был выбран тест «перемещение в защитной стойке по периметру 3-секундной зоны». В начале исследования группы имели одинаковые результаты. В ЭГ статистически значимое повышение скорости перемещения наблюдалось уже после одного месяца тренировок, в КГ повышение установлено только к концу трех месяцев занятий, одна-
ко достоверных отличий между группами не выявлено. Это может свидетельствовать о том, что, по-видимому, в результат данного теста вносят вклад какие-то другие качества. При детальном анализе можно согласиться, что данный тест не выявляет именно скоростно-силовые качества, однако, не смотря на это, он был выбран нами, так как имеет специфическую и прямую связь с игровой баскетбольной практикой.
Таблица 3
Контрольные тесты
Контрольный тест Этап КГ ЭГ
Прыжок в длину с места (см) Начало 170 ± 6 172 ± 6
1 месяц 169 ± 7 174 ± 7
2 месяц 165 ± 8 172 ± 6
3 месяц 166 ± 8 179 ± 7
Перемещение по квадрату в защитной стойке (с) Начало 17,3 ± 0,6 17,1 ± 0,4
1 месяц 16,6 ± 0,5 16,1 ± 0,3#
2 месяц 16,5 ± 0,7 16,0 ± 0,3#
3 месяц 16,1 ± 0,5# 16,0 ± 0,4#
В международной физкультурно-спортивной практике тесты с медболами являются валидным и достоверным методом оценки общего мышечного паттерна движений и физических возможностей спортсменов. Тренировки с медболами имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами скоростно-силовой подготовки [8]. Упражнения с медболами в динамике (с перемещением) способствуют развитию баланса и координации [7]. Они являются одними из наиболее эффективных средств плиометрики, включая тренировки мышц пресса, спины, рук, ног и т.д. [8]. Такие тренировки часто используются в баскетболе, футболе, беге, теннисе и т.д.
Можно предположить, что интегрированные в тренировочный процесс юных спортсменов комплексы упражнений способствуют большему включению двигательных единиц, повышению внутримышечной и межмышечной координации, а именно синхронизации мышц-агонистов, антагонистов, синергистов и стабилизаторов, повышению стабильности пояснично-тазового комплекса, который яв-
ляется очень важным при проявлении скоростных и координационных способностей [5].
В практике физической подготовки ценность упражнений с медболами заключается в том, что они комплексно воздействуют на развитие всех физических качеств, а особенно на взрывную силу, быстроту, ловкость и даже выносливость.
Заключение
Занятия с утяжеленными мячами способствовали достоверному увеличению дальности броска мяча одной рукой и двумя руками из разных положений, оказывали поддерживающий эффект при максимально быстром беге на 14 м, что является эффективным средством в условиях тренировочных, соревновательных и учебных нагрузок. В экспериментальной группе установлено увеличение дальности прыжка с места после трех месяцев занятий с утяжеленными мячами. Это свидетельствует о высокой эффективности скоростно-силовой подготовки с применением набивного мяча.
Литература
1. Малозёмов, О.Ю., Прохорова, О.И., Белькова, А.В., Давыдова, Е.Ю., Галицин, А.Г. Форум молодых ученых. -
2019. - № 10 (38). - С. 407-411.
2. Захарова, Н.А., Коняхина, Г.П., Сайранова, О.С. Скоростно-силовая подготовка волейболистов 18-19 лет с использованием набивного мяча // Успехи гуманитарных наук. - 2019. - № 6. - С. 52-55.
3. Колунин, Е.Т. Конвергирование средств гимнастики в процессе начальной подготовки спортивного резерва // Теория и практика физической культуры. - 2015. -№ 12. - С. 22-25.
4. Палий, В.И. Особенности формирования мотивации у подростков к занятиям мини-футболом на этапе начальной подготовки // Вестник спортивной науки. -
2020. - № 5. - С. 31-35.
5. Salonia, M.A., et.al. Upper-body power as measured by medicine-ball throw distance and its relationship to class level among 10- and 11-year-old female participants in club gymnastics // J. Strength. Cond. Res. - 2004. - No. 18. -Pp. 695-702.
6. Harris, C., et.al. The seated medicine ball throw as a test of upper body power in older adults // J. Strength Cond. Res. - 2011. - 25 (8). - Pp. 2344-2348.
7. Faigenbaum, A., Mediate, P. Medicine ball for all: a novel program that enhances physical fitness in school-age youths // J. Phys. Educ. Recreation Dance. - 2006. - 77. -Pp. 25-30.
8. Stockbrugger, B.A., Haennel, R.G. Validity and reliability of a medicine ball explosive power test // J. Strength Cond. Res. - 2001. - No. 15. - Pp. 431-438.
9. Ebben, W., Blackard, D., Jensen, R. Quantification of medicine ball vertical impact forces: Estimating effective training loads // J. Strength Cond. Res. - 1999. - No. 13. -Pp. 271-274.
10. Самсонова, А.В., Косьмина, Е.А. Кумулятивные тренировочные эффекты воздействия различных вариантов физической нагрузки на скелетные мышцы юношей 16-18 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 99-104.
11. Pedersen, B.K., Saltin, B. Exercise as medicine -evidence for prescribing exercise as therapy in 26 different chronic diseases // Scandinavian Journal of Medicine Science in Sports. - 2015. - No. 25. - Pp. 1-72.
References
1. Malozemov, O.Yu., Prokhorova, O.I., Belkova, A.V., Davydova, E.Yu. and Galitsin, A.G. (2019), Possibilities of the method of circular training in development speedpower abilities of schoolchildren (on the example of the game of basketball), Forum of young scientists, no. 10 (38), pp. 407-411.
2. Zakharova, N.A., Konyakhina, G.P. and Ciranova, O.S. (2019), Speed-power preparation of 18-19 year old volleyball players with the use of medicine ball, Modern humanities success, no. 6, pp. 52-55.
3. Kolunin, E.T. (2015), Gymnastic means convergence in initial training process of sports reserve, Theory and Practice of Physical Culture, no. 12, pp. 22-25.
4. Paliy, V.I. (2020), Especially the formation of motivation in adolescents to engage in mini-football at the stage of initial training, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 31-35.
5. Salonia, M.A., et.al. (2004), Upper-body power as measured by medicine-ball throw distance and its relationship to class level among 10- and 11-year-old female participants in club gymnastics,J. Strength. Cond. Res., no. 18, pp. 695-702.
6. Harris, C., et.al. (2011), The seated medicine ball throw as a test of upper body power in older adults, J. Strength Cond. Res, no. 25 (8), pp. 2344-2348.
7. Faigenbaum, A. and Mediate, P. (2006), Medicine ball for all: a novel program that enhances physical fitness in school-age youths, J. Phys. Educ. Recreation Dance, no. 77, pp. 25-30.
8. Stockbrugger, B.A. and Haennel, R.G. (2001), Validity and reliability of a medicine ball explosive power test, J. Strength Cond. Res., no. 15, pp. 431-438.
9. Ebben, W., Blackard, D. and Jensen, R. (1999), Quantification of medicine ball vertical impact forces: Estimating effective training loads, J. Strength Cond. Res., no. 13, pp. 271-274.
10. Samsonova, A.V. and Kosmina, E.A. (2012), Cumulative training effects of various physical activity loads on skeletal muscles of 16-18-aged boys, Scientific-theoretical journal Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 6 (88), pp. 99-104.
11. Pedersen, B.K. and Saltin, B. (2015), Exercise as medicine - evidence for prescribing exercise as therapy in 26 different chronic diseases, Scandinavian Journal of Medicine Science in Sports, no. 25, pp. 1-72.