УДК 796.32
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ В ДЮСШ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ «ШКОЛЫ МЯЧА»
© Александр Викторович ВИННИЧЕНКО
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: [email protected]
Представлена методика развития координационных способностей баскетболистов 11-12 лет, разработанная на основе теории «школы мяча». Экспериментально доказано, что последовательное применение упражнений с мячами разной формы, веса, размера и материала позволяет значительно повысить уровень проявления координационных способностей в сенситивный период их развития.
Ключевые слова: методика; баскетболисты; координационные способности; школа мяча.
Актуальность. Особое значение в физической подготовке баскетболистов отводится развитию координационных способностей. Необходимость повышения уровня развития этих способностей у современных баскетболистов определяется следующими обстоятельствами:
1) координационные способности относятся к спортивно важным качествам баскетболистов и закономерно включаются в содержание специальной физической подготовки игроков;
2) повышение интенсивности соревновательно-игровой деятельности заставляет тренеров искать новые пути повышения координационной подготовленности баскетболистов;
3) в мировом баскетболе отмечаются тенденции значительного повышения уровня технической оснащенности игроков, применения новых неожиданных приемов, финтов, дальних бросков в кольцо и других тактикотехнических действий, которые основываются на тщательной физической подготовке с применением упражнений на развитие координационных способностей;
4) рост высококвалифицированных баскетболистов с годами постоянно увеличивается. Так, на примере сборных олимпийских команд США и СССР (затем России) по баскетболу с 1952 по 1996 гг. средний рост баскетболистов увеличился примерно на 14 см [1] и продолжает прогрессировать. Это обстоятельство приводит к определенным затруднениям в проявлении координационных способностей у высокорослых спортсменов (например, при подборе мяча с игровой пло-
щадки). Указанные причины определяют необходимость разработки новых подходов, средств и методов развития координационных способностей у начинающих баскетболистов.
В современном баскетболе растет значение углубленной специальной физической подготовки, поэтому в новых подходах к разработке методик развития координационных способностей баскетболистов следует ориентироваться на специальные координационные способности, к которым, в частности, относят «ловкость рук», ориентировку в пространстве, способность сохранять равновесие. Большое значение при этом имеет владение предметом игры - баскетбольным мячом. Ведущей перспективной идеей развития координационных способностей баскетболистов может быть методика, опирающаяся на классические положения, которые относятся к теории «школы мяча» П.Ф. Лес-гафта [2; 3-5]. Однако применительно к развитию координационных способностей у юных баскетболистов такая методика еще не имеет экспериментального обоснования, что и определяет актуальность исследования.
Методика и организация исследования. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, педагогическое наблюдение, тесты на оценку координационных способностей; анкетирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки полученных данных. В статье представлены, главным образом, результаты экспериментальной части исследования.
Формирующий педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ № 3 г. Курска в период с декабря 2011 г. по май 2012 г. В нем участвовали юные баскетболисты 11-12 лет, занимающиеся в двух группах - в контрольной группе было 24 человека, в экспериментальной - 23.
В начале и в конце эксперимента для оценки координационных способностей применялась батарея тестов. Для измерения общих координационных способностей применялись: тесты для оценки способности сохранять динамическое равновесие (ходьба по гимнастической скамейке на время) [6], способности сохранять статическое равновесие с помощью пробы Ромберга [6], способности дифференцировать временные интервалы с помощью миллисекундомера [7; 8], способности дифференцировать силовые напряжения (с помощью кистевого динамометра) [6], способности дифференцировать пространственные характеристики движений с помощью прыжка в длину с места на результат, равный 50 % от максимального [9].
Тесты для оценки специфических координационных способностей для игры в баскетбол взяты из программы дополнительного образования для детско-юношеских спортивных школ [10]. В их число были включены:
- передвижения в защитной стойке на время (сек);
- скоростное ведение - 3 обводки, 2 броска (фиксируется время и количество попаданий);
- передача мяча на точность - бросок мяча с расстояния 8 м таким образом, чтобы после отскока от пола он попал в вертикально расположенный обруч. Считается количество попаданий в пространство, ограниченное обручем, при этом не допускается касание мячом обруча. Выполняется 10 бросков;
- выполнение 10 бросков мяча в кольцо (3 слева от линии штрафного броска, 3 справа от линии штрафного броска и 4 с линии штрафного броска). Считается количество попаданий в кольцо.
Результаты исследования и их анализ. При разработке методики развития координационных способностей у юных баскетболистов 11-12 лет использовалось положение о том, что главной сутью теории «школы мяча» является овладение основными или базовыми движениями с мячом и при этом точ-
ное выполнение действий без лишних движений в соответствии с поставленной задачей [2; 3-5]. Новизна заключалась в том, что в методике вводился дополнительный затрудняющий фактор - применение мячей разной формы, величины, веса и материала. В эксперименте использовались 6 видов мячей:
1) мелкие мячи (например, теннисные мячи);
2) средние мячи (по размеру больше мелких, но меньше баскетбольного) - футбольный (окружность 68-71 см, вес 396453 гм), гандбольный (окружность 58-60 см, вес 425-475 гм), волейбольный (окружность 65-67 см, вес 260-280 гм);
3) баскетбольный мяч (окружность 74,9-78 см, вес 567-650 гм);
4) большие мячи (любые мячи по окружности больше баскетбольного);
5) очень легкие мячи (надувные шары);
6) самые тяжелые мячи (набивные мячи весом 1 кг).
Содержание экспериментальной методики опиралось на специфические принципы спортивной тренировки: постепенного увеличения тренировочной нагрузки, сочетания общей и специальной физической подготовки, направленности к высшим достижениям, углубленной специализации, непрерывности тренировочного процесса, волнообразности и вариативности нагрузки, цикличности подготовки спортсменов, взаимосвязи соревновательной и тренировочной деятельности [11].
В процессе экспериментальной работы упражнения с различными мячами включались в определенной последовательности в два этапа.
На первом этапе выполнялись упражнения, приближенно подобранные к структуре «школы мяча» по П.Ф. Лесгафту [2]:
1) сначала осваивались упражнения в метании мячей в вертикальном направлении (прямо вверх, прямо вниз, прямо вперед, прямо назад (через верх - выполняется в парах);
2) затем выполнялись упражнения в косом направлении (под углом вверх-вперед с отскоком от стены - поймать мяч, под углом вперед-вниз с отскоком от стены - поймать мяч, правой рукой справа под углом в стену влево с отскоком от стены - поймать мяч, левой рукой слева под углом в стену вправо с отскоком от стены - поймать мяч);
3) в дугообразном направлении (подбросить мяч дугообразно вверх-вперед в стену - с отскоком от стены - поймать мяч, дугообразно бросить мяч вниз с отскоком от пола в стену и поймать мяч, дугообразно бросить вверх-вперед справа правой рукой влево с отскоком от стены - поймать мяч, дугообразно бросить вверх-вперед слева левой рукой с отскоком от стены - поймать мяч. С учетом того, что мячи использовались разные, не все упражнения выполнялись в полном объеме. Например, метания набивного мяча выполнялось в парах-тройках прямо-вверх, вперед, косое направление - вверх-вперед и вправо (влево), дугообразное направление - вверх-вперед, вправо (влево).
Все упражнения выполнялись по 6-8 раз на каждом занятии, чтобы освоить упражнение без ошибок. Применение разных мячей также имело определенную последовательность: сначала занимались с надувными шарами, затем с резиновыми мячами, с теннисными мячами, со средними мячами (волейбольным, гандбольным, футбольным), набивными мячами и в конце - с баскетбольными мячами.
На втором этапе выполнялись упражнения с баскетбольными мячами: броски прямо вверх (поймать мяч), броски прямо вниз (после отскока поймать мяч), броски вправо двумя руками от груди (выполнялись в парах), то же влево, броски вниз под углом, броски по дуге (вверх-вперед, вверх-назад, влево одной рукой и вправо), броски двумя руками от груди в кольцо снизу, сверху, броски в кольцо правой рукой справа в кольцо и левой рукой слева в кольцо, броски из разных положений в движении одной и двумя руками.
Во время экспериментальной работы использовались различные методы тренировки: игровой, повторный, круговой, соревновательный.
Программа занятий выстраивалась в течение пяти месяцев в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла. В содержание занятий упражнения с мячами включались наряду с традиционными средствами тренировки, применяемыми ранее.
Первый месяц представлял собой мезо-цикл (вводный) малой интенсивности нагрузки. Здесь с помощью повторного, игрового методов включались упражнения с на-
дувными шарами и самыми большими резиновыми мячами. Таким образом, облегчалось освоение движений в замедленном темпе.
Второй месяц (базовый мезоцикл) средней интенсивности включал упражнения с большими мячами и с теннисными мячами для отработки двигательного ощущения при выполнении упражнений с мячами разного размера (повторный, круговой, игровой методы).
Третий месяц (мезоцикл повышенной интенсивности - ударный) включал упражнения с теннисными мячами, а также со средними мячами (гандбольным, волейбольным, футбольным), что позволяло отрабатывать «чувство мяча» при смене его параметров. Применялись игровой, повторный, круговой, соревновательный методы тренировки.
Четвертый месяц (предсоревнователь-ный мезоцикл) включал упражнения с набивными мячами и с обычными баскетбольными мячами и был направлен на отработку силовой координации с последующим переходом к соревновательным упражнениям в баскетболе. Здесь использовались игровой, повторный и соревновательный методы.
Пятый месяц (соревновательный мезо-цикл) включал упражнения только с баскетбольным мячом для формирования навыка выполнения соревновательных действий (основные методы - игровой и повторный).
Физическая нагрузка в процессе тренировки повышалась до 170-180 уд ./мин. и снижалась до 150-130 уд ./мин., поскольку координационные действия требуют согласования различных параметров движения в условиях работы разной интенсивности.
В процессе тренировочных занятий предусматривалась допустимая коррекция в их содержании с учетом происходящих изменений в проявлении координационных способностей у юных баскетболистов и воздействия определенных негативных факторов на целенаправленное развитие физических качеств занимающихся. В начале и в конце эксперимента проводилось контрольное тестирование занимающихся. По ходу проведения педагогического эксперимента у юных баскетболистов наблюдалось постепенное повышение уровня координационных способностей благодаря применению разработанной методики (табл. 1). Дети сами отмечали, что им легче становится контролировать мяч рука-
ми - это им позволяет чувствовать себя в игре уверенней, поднимать голову от мяча, лучше видеть своих партнеров и изменения, происходящие на баскетбольной площадке.
При этом зафиксированы достоверные изменения показателей, характеризующих общекоординационные способности юных баскетболистов (табл. 1).
В большей степени выросли показатели способностей сохранять статическое равновесие, дифференцировать силовые способности, пространственные параметры. Эти показатели увеличились почти в два раза. Другие способности изменились в меньшей степени, но также оказались достоверно выше (при Р < 0,05) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Специальные координационные способности также развивались достаточно динамично (табл. 2). В экспериментальной группе выявлены достоверные различия при сравнении с контрольной группой по таким показателям, как способность к скоростному дриблингу, точность передачи мяча, точность попадания мяча в кольцо (Р < 0,05).
Не выявлено достоверных различий в способности к специфическим передвижениям в игре, но уровень результатов в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной. Возможно, это обстоятельство объясняется тем, что данный показатель не всегда связан с действиями с мячом.
Таблица 1
Изменения показателей общекоординационных способностей баскетболистов после окончания педагогического эксперимента
№ п/п Показатели Тесты М ± т Уровень значимости Р
Экспериментальная группа Контрольная группа
1 Способность сохранять динамическое равновесие Ходьба по желобу гимнастической скамейки (с) 8,60 ± 0,43 12,4 ± 0,43 < 0,05
2 Способность сохранять статическое равновесие Проба Ромберга (с) 11,40 ± 0,69 6,60 ± 0,35 < 0,05
3 Способность дифференцировать временные интервалы Нажатие секундомера (с) 0,50 ± 0,04 0,80 ± 0,03 < 0,05
4 Способность дифференцировать силовые возможности Нажатие кистевого динамометра (кг) 2,20 ± 0,24 4,40 ± 0,24 < 0,05
5 Способность дифференцировать пространственные параметры Прыжок в длину с места в половину усилий (см) 14,30 ± 1,63 23,80 ± 1,46 < 0,05
Таблица 2
Изменения показателей специальных координационных способностей баскетболистов после окончания педагогического эксперимента
№ п/п Показатели Тесты М ± т Уровень значимости Р
Экспериментальная группа Контрольная группа
1 Способность к специфическим передвижениям в игре Передвижение в защитной стойке баскетболиста (с) 9,80 ± 0,06 10,00 ± 0,06 > 0,05
2 Способность к скоростному дриблингу Скоростное ведение мяча (с) 14,70 ± 0,06 15,90 ± 0,09 < 0,05
3 Точность передачи мяча Передача мяча с попаданием в обруч (количество раз) 3,90 ± 0,37 1,70 ± 0,28 < 0,05
4 Точность попадания мяча в кольцо Броски в кольцо (количество попаданий в кольцо) 3,60 ± 0,28 1,30 ± 0,09 < 0,05
Полученные результаты подтверждались также наблюдениями тренеров, отмечавших более свободное владение мячом у детей экспериментальной группы, их более уверенное поведение во время учебных игр и соревнований.
Заключение. В результате проведенного исследования экспериментально доказано, что систематическое применение методики тренировки, включающей выполнение упражнений с мячами разного веса, формы, размера и материала в два этапа: 1) выполнение упражнений на основе теории «школы мяча», когда осваиваются базовые движения с мячами в виде бросков в разных направлениях; 2) выполнение основных специальных упражнений в виде бросков баскетбольного мяча в разных направлениях и с разными задачами позволяет добиваться более высоких результатов в развитии координационных способностей у юных баскетболистов 1112 лет, чем с помощью традиционной методики тренировки.
По данным эксперимента, показатели общекоординационных способностей в экспериментальной группе юных спортсменов почти в два раза оказались выше, чем в контрольной группе.
После применения разработанной методики такие специальные координационные способности юных баскетболистов, как способность к скоростному дриблингу, точность передачи мяча и точность попадания мяча после броска в кольцо стали достоверно выше (при Р < 0,05), чем в группе, где эта методика не применялась.
Есть основания полагать, что предлагаемая методика, благодаря развитию координационных способностей баскетболистов, позволит в дальнейшем успешно овладевать технико-тактическими действиями игроков и
обеспечит их высокую результативность в соревнованиях.
1. Спортивные игры. Техника, тактика обучения / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2001.
2. Лесгафт П.Ф. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1951.
3. Никоноров В.Т. Педагогические условия формирования школы мяча в физическом воспитании детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008.
4. Федорова М.Ю. Развивающее обучение в формировании «школы мяча» по баскетболу у детей начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
5. «Школа мяча» по П.Ф. Лесгафту // Физическая культура в школе. 2005. № 5. С. 45-47.
6. Некрасов А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006.
7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. М., 1986.
8. Правдов М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
9. Бубе X., Фэк Г., Штюблер X. Тесты в спортивной практике: пер. с нем. М., 1968.
10. Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР). М., 2004.
11. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение. К., 2004.
Поступила в редакцию 2.03.2013 г.
UDC 796.32
METHODS OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT OF 11-12 YEAR OLD BASKETBALL PLAYERS IN YOUTH SPORT SCHOOLS OF INITIAL TRAINING ON THE BASIS OF “SCHOOL OF BALL”
Aleksander Viktorovich VINNICHENKO, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methodics of Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
The technique of coordination abilities of 11-12 year old basketball players, developed on the basis of the theory of “School of Ball” is presented. Experimentally it is proved that the consistent application of exercises with balls of different shapes, weight, size and material can significantly increase the level of manifestation of coordination abilities in a sensitive period of development.
Key words: methods; basketball players; coordination abilities; school of ball.