СПОРТ
УДК 796.323.2 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10811
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В.В. Борисова
Предложена методика развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей свойств нервной системы и амплуа игроков.
Ключевые слова: баскетболисты, типологические особенности, нервная система, скоростно-силовые качества.
Баскетбол является одним из средств физического развития и вос -питания молодежи. Систематические занятия баскетболом способствуют всестороннему развитию, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость [4, 9]. В последнее время изыскиваются наиболее эффективные средства, связанные с проявлением качественных сторон двигательной деятельности, в совокупности которых скоростно-силовая подготовка занимает ведущее место [5]. Вместе с тем крайне недостаточно учитываются особым образом влияющие на игровую деятельность типологические особенности нервной системы.
В настоящее время актуальным представляется поиск эффективной методики развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей нервной сис -темы.
С января по март 2018 года на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Игровые виды спорта» г. Тулы нами было проведено исследование по выявлению у спортсменов-баскетболистов 14-15 лет типологических особенностей нервной системы и показателей развития скоростно-силовых и других качеств в их взаимосвязи [3].
Проблема исследования представляла собой поиск эффективной методики развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей нервной системы.
Объектом исследования являлся тренировочный процесс баскетбо -листов 14-15 лет учебно-тренировочных групп первого года обучения.
Предмет исследования был направлен на проявление скоростно -силовых и других двигательных качеств баскетболистов в соответствии с их типологическими особенностями нервной системы.
В основу гипотезы исследования было положено предположение о том, что проявление скоростно-силовых и других двигательных качеств в тренировочном процессе баскетболистов 14-15 лет в значительной мере обусловлено их типологическими особенностями нервной системы.
Научная новизна заключалась в получении совокупности данных о проявлении скоростно-силовых и других двигательных качеств юных баскетболистов в соответствии с их типологическими особенностями.
Практическая значимость исследования состояла в том, что данные, полученные в ходе исследования, были использованы в практической деятельности тренеров, работающих в специализированных спортивных школах, а также были полезными при подготовке профессиональных специалистов в сфере физического воспитания.
Методологической основой исследования в области теории и методики физической культуры и спорта послужили работы Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка, В.С. Кузнецова, Ж.К. Холодова, Б.А. Ашмарина, в области психологии индивидуальных различий - Б.М. Теплова, В.Н. Небыли-цина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Н.Е. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Е.П. Ильина, В.А. Сальникова, Б.А. Вяткина и других авторов [1, 2, 4, 5, 8, 10].
Результаты исследования подробно изложены в предыдущих публикациях. Напомним, что в результате проведенного исследования было установлено следующее [3]:
1. У баскетболистов, выполняющих амплуа центрового игрока, преимущественно сильная или средне-сильная нервная система (70 %), инертность нервных процессов (71 %). У спортсменов нападающего амплуа превалирует слабая и средне-слабая нервная система (60 %) и достаточно выражена подвижность нервных процессов (50-60 %). У разыгрывающих игроков наблюдается преобладание торможения по внешнему и возбуждения по внутреннему балансу. Задача разыгрываю -щего игрока - быстро оценивать ситуацию на площадке. Это связано со слабой нервной системой по возбуждению (53 %) и достаточно большой подвижностью нервной системы.
2. Уровень проявления качества выносливости выше у «разыгры -вающего», чем «нападающего» (t=2,44, p<0,05), так как амплуа «разводящего» заключается в том, что ему много приходится переме-щаться по площадке, находя наиболее удобную точку для передачи паса. Достоверные различия обнаружены и по скоростно-силовой подготовленности. Это качество выше у «центровых» по сравнению с «разыгрывающими» (t=2,08, p<0,05) и у «нападающих» по сравнению с «разыгрывающим» (t=2,88, p<0,05). Центровые игроки, выполняющие
защитный стиль ведения поединка, должны обладать значительными силовыми качествами, а нападающие - скоростными качествами.
Одной из задач исследования являлась разработка практических рекомендаций по развитию скоростно-силовых качеств баскетболистов с учетом их типологических особенностей свойств нервной системы. Раскроем их подробно.
По результатам проведенного исследования мы выявили три группы баскетболистов, владеющих разным игровым статусом «центровые», «нападающие» и «разыгрывающие». У каждой группы выражается разный типологический комплекс нервной системы, а также разные показатели двигательных качеств. Отсюда можно сказать, что развивать скоростно-силовые качества баскетболистов нужно с учетом их игрового амплуа, так как каждому амплуа присущи особенности скоростно-силовых качеств. Так, например, для центрового большее значение имеет взрывная сила, а для нападающего - комплексное проявление быстроты.
Центровой или пятый номер (позиция игрока в баскетбольной команде) - самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост - 210225 см), основной задачей которого является в игре подбор мяча под кольцом в нападении и защите. Поэтому центровые должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью.
Примерный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств [4, 9] игроков «центрового» амплуа:
1. Выталкивание ногами медицинбола из положений сидя и лежа.
2. Активное выдавливание из круга грудью и спиной без помощи
рук.
3. Передача утяжеленного мяча по дуге из различных положений одной или двумя руками.
4. Прыжки из положения «полуприсед» максимально высоко, в максимально быстром темпе.
5. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа с хлопком после отталкивания руками от пола.
6. Передвижения в баскетбольной стойке с отягощением массой от 20 до 30 кг в руках от 30 с до 1 мин в различных направлениях (во время передвижений осуществляется имитация передачи мяча вверх и вправо-влево).
7. Прыжки на двух ногах по 1 мин с гирей или «блином» в руках над головой массой 20-25 кг (прыжки осуществляются на прямых ногах).
8. Жим штанги лежа с массой до 70 % от собственной массы (жим выполняется со страхующим партнером).
9. Прикладные упражнения (передвижения различными способами) с партнером на спине (масса партнера должна соответствовать или быть близкой к массе тела, выполняющего упражнение).
10. Выпрыгивание из приседа с отягощением (штанга или мешок с песком) на плечах.
Нападающий или третий номер (позиция игрока в баскетбольной команде) - должен набирать очки в игре. В отличие от защитников, такие игроки, как правило, обладают более высоким ростом, а значит, должны лучше подбирать мяч и блокировать броски. У таких спортсменов хорошая точность бросков практически со всех дистанций. Рост нападающих в среднем составляет 190-205 см.
Примерный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых и скоростных качеств [4, 9] у «нападающих»:
1. Прыжки в полном приседе и полуприседе.
2. Подскоки на двух ногах или на одной ноге с продвижением (задача - прыгнуть как можно дальше).
3. Передвижения в баскетбольной стойке в разных направлениях (по квадрату) с отягощением в руках массой 20- 25 кг.
4. Дистанционные броски по кольцу после короткого ведения мяча с манжетами на запястьях.
5. Бросок и ловля отягощения (как правило, используется гиря или медицинбол, высота подбрасывания - 2-2,5 м, упражнение выполняется по заданию тренера сначала двумя, а потом одной рукой).
6. Бег с грузом за спиной.
7. Бег в гору с уклоном 3-8
8. Бег в воде или по песку.
9. Подбрасывание медицинболов различной массы из разных исходных положений на различные расстояния.
10. Упражнение на сопротивление: поднимание рук при давлении на руки партнером через стороны вверх и опускание вниз также с сопротивлением.
Задачей разыгрывающего защитника или первого номера (позиция игрока в баскетбольной команде) является быстрый отрыв, а также позиционная атака. Они должны видеть игровую площадку, оценивать расположение нападающих, создавать условия и ситуации на площадке для того, чтобы каждый партнер мог быть полезен по максимуму в команде. Также баскетболист данного игрового амплуа должен владеть информацией по тактике и технике игры команды соперника. Это необхо -димо для результативности игры путем использования преимущества своей команды. Начало всех комбинаций и действий в защите принадле -жит также разыгрывающему. Кроме того, он подстраховывает команду при быстрых отрывах. Игроки этого амплуа должны свободно владеть мячом, обладать хорошими скоростно-силовыми качествами, почти как ведущие легкоатлеты, должны обладать отличными координационными способностями, обеспечивающими им быстрый и «виртуозный» прорыв к кольцу, владеть хорошим прыжком для того, чтобы закладывать мяч сверху, так же
как и высокорослые баскетболисты. Рост разыгрывающих составляет в среднем 175-190 см.
Примерный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых и скоростных качеств [9] у «разыгрывающих»:
1. Передвижения в стойке баскетболиста с отягощением в руках массой 10-20 кг от 30 с до 1 мин в различных направлениях (руки при этом должны быть согнуты в локтях и выполнять имитацию передачи мяча вверх и в стороны).
2. Передвижения в баскетбольной стойке в разных направлениях (по квадрату) с отягощением в руках массой 10-20 кг.
3. Дистанционные броски по кольцу после короткого ведения мяча с манжетами на запястьях.
4. Прыжки на двух ногах по 1 мин с гирей или «блином» в руках над головой массой 21-20 кг (прыжки осуществляются на прямых ногах).
5. Бег с грузом за спиной.
6. Бег в гору с уклоном 3-8.
7. Ходьба и бег на руках. Упражнение «тачка» (выполняются в быстром темпе от одной лицевой линии до другой, затем следует смена партнеров).
8. Прыжки из положения «полуприсед» максимально высоко, в максимально быстром темпе.
9. Передача набивных мячей ногами (упражнение выполняется стоя, в парах, на расстоянии 3-4 м друг от друга).
10. Прыжки с вращением скакалки вперед, назад, скрестно (по заданию тренера изменяется высота прыжков и темп вращения скакалки).
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить у спортсменов-баскетболистов 14-15 лет типологические особенности нервной системы и уровень развития скоростно-силовых и других качеств в их взаимосвязи. На основе анализа полученных данных, в соответствии с одной из задач исследования, разработаны методические рекомендации для развития скоростно-силовых качеств юных баскетболистов.
Список литературы
1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с.
2. Багадирова С.К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учеб. пособие. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2015. 148 с.
3. Борисова В.В., Архипова С.А., Руднева Л.В. Проявление скоро-стно-силовых качеств баскетболистов 14-15 лет в зависимости от их типологических особенностей нервной системы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 3. С. 58-63.
4. Гомельский А.Я. Библия баскетбола: 1000 баскетбольных упражнений. М.: Эксмо-Пресс, 2016. 256 с.
5. Губа В.П., Родин А.В., Скрипко А.Д. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов // Физическая культура в школе. 2015. № 1. С. 57-60.
6. Ильина М.Н. Типологические особенности в проявлении основных свойств нервной системы и выносливость // Проблемы индустриальной психологии. 1972. С. 122.
7. Маловичка А.Г., Вартанян С.В., Мещерякова О.Н. Развитие физических качеств юных баскетболистов // Научный альманах. 2015. № 12-1(14). С. 546-551.
8. Петров А.В., Лысенко А.В., Ильина Е.К. Исследование личностных факторов достижения успеха юных баскетболисток с различным уровнем тревожности // Физическая культура, спорт, здоровье и долголе -тие: сб. материалов пятой Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. С. 144-146.
9. Специальная физическая подготовка юных баскетболистов 13-14 лет с учетом игрового амплуа / А.С. Касмалиева [и др.] // Наука, новые технологии и инновации. 2017. № 6. С. 172-174.
10. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
METHODOLOGY OF TRAINING BASKETBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT
THEIR TYPOLOGICAL FEATURES
V. V. Borisova
Methodological recommendations for the development of speed-strength qualities of basketball players of 14-15 years of age, depending on the typological characteristics of the properties of the nervous system and the role of the players, are proposed.
Key words: basketball players, typological features, nervous system, speed-power qualities.
Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5 aramhler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
References
1. Adler A. Individual'naya psihologiya [Individual psychology]. St. Petersburg: Peter, 2017. 256 p.
2. Bagadirova S.K. Osnovy psihoregulyacii v sportivnoj deyatel'nosti [Fundamentals of psychoregulation in sports activity]: textbook. allowance. Maykop: Magarin OG Publishing House, 2015. 148 p.
3. Borisova V.V., Arhipova S.A., Rudneva L.V. Proyavlenie skorostno-silovyh kachestv basketbolistov 14-15 let v zavisimosti ot ih tipologicheskih osobennostej nervnoj sistemy [Manifestation of speed and strength qualities of basketball players aged 14-15, depending on their typological characteristics of the nervous system] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 3. P. 58-63.
4. Gomel'skij A.Ya. Bibliya basketbola: 1000 basketbol'nyh uprazhnenij [The Basketball bible: 1000 basketball exercises]. M.: Eksmo-Press, 2016. 256 p.
5. Guba V.P., Rodin A.V., Skripko A.D. Ocenka urovnya razvitiya dvigatel'nyh sposobnostej yunyh basketbolistov [Assessment of the level of development of motor abilities of young basketball players] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture in school]. 2015. No. 1. P. 57-60.
6. Il'ina M.N. Tipologicheskie osobennosti v proyavlenii osnovnyh svojstv nervnoj sistemy i vynoslivost' [Typological features in the manifestation of the main properties of the nervous system and endurance] // Problemy industrial'noj psihologii [Problems of industrial psychology]. 1972. P. 122.
7. Malovichka A.G., Vartanyan S.V., Meshcheryakova O.N. Razvitie fizicheskih kachestv yunyh basketbolistov [The development of physical qualities of young basketball players] // Nauchnyj al'manah [Scientific Almanac]. 2015. No. 12-1(14). P. 546-551.
8. Petrov A.V., Lysenko A.V., Il'ina E.K. Issledovanie lichnostnyh faktorov dostizheniya uspekha yunyh basketbolistok s razlichnym urovnem trevozhnosti [Research of personal factors of success achievement of young basketball players with different levels of anxiety] // Physical culture, sport, health and longevity: collection of articles. materials of the fifth All-Russian. scientific. conf. with int. participation. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publishing House, 2016. P. 144-146.
9. Special'naya fizicheskaya podgotovka yunyh basketbolistov 13-14 let s uchetom igrovogo amplua [Special physical training of young basketball players 13-14 years old, taking into account the game role] / A.S. Kasmalieva [et al.] // Nauka, novye tekhnologii i innovacii [Science, new technologies and innovations]. 2017. No. 6. P. 172-174.
10. Struktura psihomotoriki i sensitivnye proyavleniya dvigatel'nyh sposobnostej detej [The structure of psychomotor and sensitive manifestations of the motor abilities of children] / O.P. Panfilov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2012. No. 12. P. 38-42.