Научная статья на тему 'Методика подготовки баскетболистов с учетом их типологических особенностей'

Методика подготовки баскетболистов с учетом их типологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
301
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетболисты / типологические особенности / нервная система / скоростно-силовые качества / basketball players / typological features / nervous system / speed-power qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

Предложена методика развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14–15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей свойств нервной системы и амплуа игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TRAINING BASKETBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT THEIR TYPOLOGICAL FEATURES

Methodological recommendations for the development of speed-strength qualities of basketball players of 14-15 years of age, depending on the typological characteristics of the properties of the nervous system and the role of the players, are proposed.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки баскетболистов с учетом их типологических особенностей»

СПОРТ

УДК 796.323.2 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10811

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В.В. Борисова

Предложена методика развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей свойств нервной системы и амплуа игроков.

Ключевые слова: баскетболисты, типологические особенности, нервная система, скоростно-силовые качества.

Баскетбол является одним из средств физического развития и вос -питания молодежи. Систематические занятия баскетболом способствуют всестороннему развитию, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость [4, 9]. В последнее время изыскиваются наиболее эффективные средства, связанные с проявлением качественных сторон двигательной деятельности, в совокупности которых скоростно-силовая подготовка занимает ведущее место [5]. Вместе с тем крайне недостаточно учитываются особым образом влияющие на игровую деятельность типологические особенности нервной системы.

В настоящее время актуальным представляется поиск эффективной методики развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей нервной сис -темы.

С января по март 2018 года на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Игровые виды спорта» г. Тулы нами было проведено исследование по выявлению у спортсменов-баскетболистов 14-15 лет типологических особенностей нервной системы и показателей развития скоростно-силовых и других качеств в их взаимосвязи [3].

Проблема исследования представляла собой поиск эффективной методики развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 14-15-летнего возраста в зависимости от типологических особенностей нервной системы.

Объектом исследования являлся тренировочный процесс баскетбо -листов 14-15 лет учебно-тренировочных групп первого года обучения.

Предмет исследования был направлен на проявление скоростно -силовых и других двигательных качеств баскетболистов в соответствии с их типологическими особенностями нервной системы.

В основу гипотезы исследования было положено предположение о том, что проявление скоростно-силовых и других двигательных качеств в тренировочном процессе баскетболистов 14-15 лет в значительной мере обусловлено их типологическими особенностями нервной системы.

Научная новизна заключалась в получении совокупности данных о проявлении скоростно-силовых и других двигательных качеств юных баскетболистов в соответствии с их типологическими особенностями.

Практическая значимость исследования состояла в том, что данные, полученные в ходе исследования, были использованы в практической деятельности тренеров, работающих в специализированных спортивных школах, а также были полезными при подготовке профессиональных специалистов в сфере физического воспитания.

Методологической основой исследования в области теории и методики физической культуры и спорта послужили работы Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка, В.С. Кузнецова, Ж.К. Холодова, Б.А. Ашмарина, в области психологии индивидуальных различий - Б.М. Теплова, В.Н. Небыли-цина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Н.Е. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Е.П. Ильина, В.А. Сальникова, Б.А. Вяткина и других авторов [1, 2, 4, 5, 8, 10].

Результаты исследования подробно изложены в предыдущих публикациях. Напомним, что в результате проведенного исследования было установлено следующее [3]:

1. У баскетболистов, выполняющих амплуа центрового игрока, преимущественно сильная или средне-сильная нервная система (70 %), инертность нервных процессов (71 %). У спортсменов нападающего амплуа превалирует слабая и средне-слабая нервная система (60 %) и достаточно выражена подвижность нервных процессов (50-60 %). У разыгрывающих игроков наблюдается преобладание торможения по внешнему и возбуждения по внутреннему балансу. Задача разыгрываю -щего игрока - быстро оценивать ситуацию на площадке. Это связано со слабой нервной системой по возбуждению (53 %) и достаточно большой подвижностью нервной системы.

2. Уровень проявления качества выносливости выше у «разыгры -вающего», чем «нападающего» (t=2,44, p<0,05), так как амплуа «разводящего» заключается в том, что ему много приходится переме-щаться по площадке, находя наиболее удобную точку для передачи паса. Достоверные различия обнаружены и по скоростно-силовой подготовленности. Это качество выше у «центровых» по сравнению с «разыгрывающими» (t=2,08, p<0,05) и у «нападающих» по сравнению с «разыгрывающим» (t=2,88, p<0,05). Центровые игроки, выполняющие

защитный стиль ведения поединка, должны обладать значительными силовыми качествами, а нападающие - скоростными качествами.

Одной из задач исследования являлась разработка практических рекомендаций по развитию скоростно-силовых качеств баскетболистов с учетом их типологических особенностей свойств нервной системы. Раскроем их подробно.

По результатам проведенного исследования мы выявили три группы баскетболистов, владеющих разным игровым статусом «центровые», «нападающие» и «разыгрывающие». У каждой группы выражается разный типологический комплекс нервной системы, а также разные показатели двигательных качеств. Отсюда можно сказать, что развивать скоростно-силовые качества баскетболистов нужно с учетом их игрового амплуа, так как каждому амплуа присущи особенности скоростно-силовых качеств. Так, например, для центрового большее значение имеет взрывная сила, а для нападающего - комплексное проявление быстроты.

Центровой или пятый номер (позиция игрока в баскетбольной команде) - самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост - 210225 см), основной задачей которого является в игре подбор мяча под кольцом в нападении и защите. Поэтому центровые должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью.

Примерный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств [4, 9] игроков «центрового» амплуа:

1. Выталкивание ногами медицинбола из положений сидя и лежа.

2. Активное выдавливание из круга грудью и спиной без помощи

рук.

3. Передача утяжеленного мяча по дуге из различных положений одной или двумя руками.

4. Прыжки из положения «полуприсед» максимально высоко, в максимально быстром темпе.

5. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа с хлопком после отталкивания руками от пола.

6. Передвижения в баскетбольной стойке с отягощением массой от 20 до 30 кг в руках от 30 с до 1 мин в различных направлениях (во время передвижений осуществляется имитация передачи мяча вверх и вправо-влево).

7. Прыжки на двух ногах по 1 мин с гирей или «блином» в руках над головой массой 20-25 кг (прыжки осуществляются на прямых ногах).

8. Жим штанги лежа с массой до 70 % от собственной массы (жим выполняется со страхующим партнером).

9. Прикладные упражнения (передвижения различными способами) с партнером на спине (масса партнера должна соответствовать или быть близкой к массе тела, выполняющего упражнение).

10. Выпрыгивание из приседа с отягощением (штанга или мешок с песком) на плечах.

Нападающий или третий номер (позиция игрока в баскетбольной команде) - должен набирать очки в игре. В отличие от защитников, такие игроки, как правило, обладают более высоким ростом, а значит, должны лучше подбирать мяч и блокировать броски. У таких спортсменов хорошая точность бросков практически со всех дистанций. Рост нападающих в среднем составляет 190-205 см.

Примерный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых и скоростных качеств [4, 9] у «нападающих»:

1. Прыжки в полном приседе и полуприседе.

2. Подскоки на двух ногах или на одной ноге с продвижением (задача - прыгнуть как можно дальше).

3. Передвижения в баскетбольной стойке в разных направлениях (по квадрату) с отягощением в руках массой 20- 25 кг.

4. Дистанционные броски по кольцу после короткого ведения мяча с манжетами на запястьях.

5. Бросок и ловля отягощения (как правило, используется гиря или медицинбол, высота подбрасывания - 2-2,5 м, упражнение выполняется по заданию тренера сначала двумя, а потом одной рукой).

6. Бег с грузом за спиной.

7. Бег в гору с уклоном 3-8

8. Бег в воде или по песку.

9. Подбрасывание медицинболов различной массы из разных исходных положений на различные расстояния.

10. Упражнение на сопротивление: поднимание рук при давлении на руки партнером через стороны вверх и опускание вниз также с сопротивлением.

Задачей разыгрывающего защитника или первого номера (позиция игрока в баскетбольной команде) является быстрый отрыв, а также позиционная атака. Они должны видеть игровую площадку, оценивать расположение нападающих, создавать условия и ситуации на площадке для того, чтобы каждый партнер мог быть полезен по максимуму в команде. Также баскетболист данного игрового амплуа должен владеть информацией по тактике и технике игры команды соперника. Это необхо -димо для результативности игры путем использования преимущества своей команды. Начало всех комбинаций и действий в защите принадле -жит также разыгрывающему. Кроме того, он подстраховывает команду при быстрых отрывах. Игроки этого амплуа должны свободно владеть мячом, обладать хорошими скоростно-силовыми качествами, почти как ведущие легкоатлеты, должны обладать отличными координационными способностями, обеспечивающими им быстрый и «виртуозный» прорыв к кольцу, владеть хорошим прыжком для того, чтобы закладывать мяч сверху, так же

как и высокорослые баскетболисты. Рост разыгрывающих составляет в среднем 175-190 см.

Примерный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых и скоростных качеств [9] у «разыгрывающих»:

1. Передвижения в стойке баскетболиста с отягощением в руках массой 10-20 кг от 30 с до 1 мин в различных направлениях (руки при этом должны быть согнуты в локтях и выполнять имитацию передачи мяча вверх и в стороны).

2. Передвижения в баскетбольной стойке в разных направлениях (по квадрату) с отягощением в руках массой 10-20 кг.

3. Дистанционные броски по кольцу после короткого ведения мяча с манжетами на запястьях.

4. Прыжки на двух ногах по 1 мин с гирей или «блином» в руках над головой массой 21-20 кг (прыжки осуществляются на прямых ногах).

5. Бег с грузом за спиной.

6. Бег в гору с уклоном 3-8.

7. Ходьба и бег на руках. Упражнение «тачка» (выполняются в быстром темпе от одной лицевой линии до другой, затем следует смена партнеров).

8. Прыжки из положения «полуприсед» максимально высоко, в максимально быстром темпе.

9. Передача набивных мячей ногами (упражнение выполняется стоя, в парах, на расстоянии 3-4 м друг от друга).

10. Прыжки с вращением скакалки вперед, назад, скрестно (по заданию тренера изменяется высота прыжков и темп вращения скакалки).

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить у спортсменов-баскетболистов 14-15 лет типологические особенности нервной системы и уровень развития скоростно-силовых и других качеств в их взаимосвязи. На основе анализа полученных данных, в соответствии с одной из задач исследования, разработаны методические рекомендации для развития скоростно-силовых качеств юных баскетболистов.

Список литературы

1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с.

2. Багадирова С.К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учеб. пособие. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2015. 148 с.

3. Борисова В.В., Архипова С.А., Руднева Л.В. Проявление скоро-стно-силовых качеств баскетболистов 14-15 лет в зависимости от их типологических особенностей нервной системы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 3. С. 58-63.

4. Гомельский А.Я. Библия баскетбола: 1000 баскетбольных упражнений. М.: Эксмо-Пресс, 2016. 256 с.

5. Губа В.П., Родин А.В., Скрипко А.Д. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов // Физическая культура в школе. 2015. № 1. С. 57-60.

6. Ильина М.Н. Типологические особенности в проявлении основных свойств нервной системы и выносливость // Проблемы индустриальной психологии. 1972. С. 122.

7. Маловичка А.Г., Вартанян С.В., Мещерякова О.Н. Развитие физических качеств юных баскетболистов // Научный альманах. 2015. № 12-1(14). С. 546-551.

8. Петров А.В., Лысенко А.В., Ильина Е.К. Исследование личностных факторов достижения успеха юных баскетболисток с различным уровнем тревожности // Физическая культура, спорт, здоровье и долголе -тие: сб. материалов пятой Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. С. 144-146.

9. Специальная физическая подготовка юных баскетболистов 13-14 лет с учетом игрового амплуа / А.С. Касмалиева [и др.] // Наука, новые технологии и инновации. 2017. № 6. С. 172-174.

10. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

METHODOLOGY OF TRAINING BASKETBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT

THEIR TYPOLOGICAL FEATURES

V. V. Borisova

Methodological recommendations for the development of speed-strength qualities of basketball players of 14-15 years of age, depending on the typological characteristics of the properties of the nervous system and the role of the players, are proposed.

Key words: basketball players, typological features, nervous system, speed-power qualities.

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5 aramhler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

References

1. Adler A. Individual'naya psihologiya [Individual psychology]. St. Petersburg: Peter, 2017. 256 p.

2. Bagadirova S.K. Osnovy psihoregulyacii v sportivnoj deyatel'nosti [Fundamentals of psychoregulation in sports activity]: textbook. allowance. Maykop: Magarin OG Publishing House, 2015. 148 p.

3. Borisova V.V., Arhipova S.A., Rudneva L.V. Proyavlenie skorostno-silovyh kachestv basketbolistov 14-15 let v zavisimosti ot ih tipologicheskih osobennostej nervnoj sistemy [Manifestation of speed and strength qualities of basketball players aged 14-15, depending on their typological characteristics of the nervous system] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 3. P. 58-63.

4. Gomel'skij A.Ya. Bibliya basketbola: 1000 basketbol'nyh uprazhnenij [The Basketball bible: 1000 basketball exercises]. M.: Eksmo-Press, 2016. 256 p.

5. Guba V.P., Rodin A.V., Skripko A.D. Ocenka urovnya razvitiya dvigatel'nyh sposobnostej yunyh basketbolistov [Assessment of the level of development of motor abilities of young basketball players] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture in school]. 2015. No. 1. P. 57-60.

6. Il'ina M.N. Tipologicheskie osobennosti v proyavlenii osnovnyh svojstv nervnoj sistemy i vynoslivost' [Typological features in the manifestation of the main properties of the nervous system and endurance] // Problemy industrial'noj psihologii [Problems of industrial psychology]. 1972. P. 122.

7. Malovichka A.G., Vartanyan S.V., Meshcheryakova O.N. Razvitie fizicheskih kachestv yunyh basketbolistov [The development of physical qualities of young basketball players] // Nauchnyj al'manah [Scientific Almanac]. 2015. No. 12-1(14). P. 546-551.

8. Petrov A.V., Lysenko A.V., Il'ina E.K. Issledovanie lichnostnyh faktorov dostizheniya uspekha yunyh basketbolistok s razlichnym urovnem trevozhnosti [Research of personal factors of success achievement of young basketball players with different levels of anxiety] // Physical culture, sport, health and longevity: collection of articles. materials of the fifth All-Russian. scientific. conf. with int. participation. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publishing House, 2016. P. 144-146.

9. Special'naya fizicheskaya podgotovka yunyh basketbolistov 13-14 let s uchetom igrovogo amplua [Special physical training of young basketball players 13-14 years old, taking into account the game role] / A.S. Kasmalieva [et al.] // Nauka, novye tekhnologii i innovacii [Science, new technologies and innovations]. 2017. No. 6. P. 172-174.

10. Struktura psihomotoriki i sensitivnye proyavleniya dvigatel'nyh sposobnostej detej [The structure of psychomotor and sensitive manifestations of the motor abilities of children] / O.P. Panfilov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2012. No. 12. P. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.