Научная статья на тему 'Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона'

Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ВУЗАМИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / РЫНОК ТРУДА / UNIVERSITIES / STAFF POTENTIAL OF THE REGIONS / COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES AND AUTHORITIES / LABOR MARKET / UNIVERSITIES GRADUATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагимуллин А. Р.

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала своих регионов. Дается анализ явления «массовизация высшего образования». Рассматриваются задачи региональных органов управления системой высшего образования; анализируются проблемы, препятствующие обеспечению сотрудничества между вузами. Обосновывается необходимость усиления взаимодействия вузов местного и регионального уровней и заинтересованными сторонами в целях укрепления связей с выпускниками вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A PREREQUISITE OF SOCIAL-ECONOMIC FLOURISHING OF THE REGION

The article views the role of higher educational establishments informing the staff potential of their regions. The phenomenon of "mass higher education" is analyzed. The tasks of regional bodies of higher education management are researched, problems impeding universities cooperation are analyzed. Necessity to promote interaction between local and regional universities and stockholders aiming to promoting connections with the graduates is proved.

Текст научной работы на тему «Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона»

УДК 378

А.Р. ШАГИМУЛЛИН, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ РЕГИОНА

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала своих регионов. Дается анализ явления «массовизация высшего образования». Рассматриваются задачи региональных органов управления системой высшего образования; анализируются проблемы, препятствующие обеспечению сотрудничества между вузами. Обосновывается необходимость усиления взаимодействия вузов местного и регионального уровней и заинтересованными

сторонами в целях укрепления связей с выпускниками вузов.

Университеты и другие высшие учебные заведения играют огромную роль в процессе формирования кадрового потенциала регионов. В Татарстане влияние вузов на региональный рынок труда в значительной мере определяется возможностью применения знаний, приобретаемых студентами и выпускниками внутри региона. В республике наблюдается значительное несоответствие между квалификационными возможностями выпускников и потребностями работодателей. Недостаточность же такого соответствия спросу малых предприятий и крупных фирм региона приводит к снижению инновационного потенциала республики. Для РТ характерны не только отсутствие и недостаток кадровых ресурсов необходимой квалификации, но и «перепроизводство» специалистов в некоторых областях в результате несбалансированной подготовки и утечки кадров на местном уровне [1, с. 758]. Фактор участия вузов в жизни регионов приобретает большую значимость. Несколько международных рейтингов вузов включили этот фактор в перечень показателей, по которым ранжируют вузы.

По сути своей деятельности вузы призваны обеспечивать развитие своих регионов путем подготовки новых высококвалифицированных кадров. В случае несоответствия между спросом рынка труда и предложением кадров, выпускаемых вузами, высшее образование может стать не ресурсом развития, а каналом оттока молодых специалистов из региона. Ориентация учебного процесса на потребности сложившихся и, воз-

можно, находящихся в состоянии спада предприятий в целях удержания выпускников вузов в регионе не будет способствовать укреплению экономики региона без целенаправленных усилий по повышению конкурентоспособности этих предприятий за счет повышения квалификации их работников. Очевидно, что научно обоснованные меры в поддержку инновационного развития бизнеса и экономики должны приниматься в сочетании с методически выверенными программами обучения, направленными на укрепление квалификационной базы региона. Хотя связи между казанскими вузами и производственными предприятиями пока еще полностью не сформировались, взаимодействие вузов с работодателями и обществом все же существует: главным образом внимание фокусируется на месте прохождения практики и дальнейшем трудоустройстве выпускников. Университеты также в большей степени ориентированы на интересы существующей промышленной базы, чем на потребности новых перспективных отраслей экономики. В университетах ежегодно вводятся новые курсы и специализации, но доказательств того, что они обусловлены требованиями рынка труда, найти не удалось (за редкими исключениями). В целях повышения доходов вузов разработка и внедрение большинства учебных программ производится в большей степени с учетом собственных представлений руководства вузов и факультетов, чем из реальной востребованности тех или иных специальностей, выясненной с помощью ясных

и научно обоснованных технологий. По причине того, что процесс принятия решений о введении тех или иных новых специальностей и программ не подвергается анализу (или мониторингу), учет реальных потребностей региона в кадрах не может быть обеспечен в полной мере. Таким образом, сегодня основной задачей регионов с точки зрения взаимодействия региональных органов управления с системой высшего образования является переориентация вузов на интересы рынка труда, корректировка квалификационного профиля выпускников вузов.

Для достижения этой цели у органов управления экономикой и образованием существуют свои рычаги переориентации вузов на более точное выполнение заказа (явного или неартикулирован-ного) своего региона: работа с информацией и со структурами, находящимся вне вузов, но одновременно связанными с ними и с рынком труда. Сами вузы обладают достаточно высоким техническим потенциалом для обеспечения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда. Для этого необходимо наличие достоверной информации о положении дел на рынке труда и установление более тесного систематического взаимодействия с местными предприятиями, населением и органами власти. Следует также переосмыслить цели, задачи и принципы деятельности регионального Центра труда и занятости и увязать ее с работой центров труда и занятости в вузах, чтобы эти подразделения не ограничивались обычным трудоустройством выпускников на контрактной основе или устройством студентов на прохождение производственной практики. В связи с этим необходимо уделить пристальное внимание следующим направлениям деятельности: прогнозная работа; серьезные маркетинговые исследования; прямой выход на работодателей с целью уточнения их запроса на те или иные специальности и запроса на квалификацию специалистов; работа по вовлечению представителей реального сектора экономики и бизнеса в деятельность вузов через базовые кафедры, через участие в советах попечителей, через экспертизу программ вузов на предмет их современности и соответствия запросы рынку труда и т.п.

Способность вузов к повышению своей роли в формировании кадрового потенциала регионов и удовлетворении местных и региональных

квалификационных потребностей должна реали-зовываться в четырех ключевых направлениях: расширение доступа к высшему образованию; привлечение талантов; повышение качества информации о положении дел на рынке труда; локализация учебного процесса.

Наращивание кадрового потенциала является одним из ключевых элементов ускорения роста и повышения конкурентоспособности стран и регионов на международном уровне. Равнодоступность высшего образования и, как следствие, его массовизация означают расширение возможностей трудоустройства и повышение доходов граждан, а для регионов - повышение продуктивности и ускорение экономического роста. Равнодоступность в образовании подразумевает, что человеческий потенциал не пропадает зря, и образованные люди вносят свой вклад в обеспечение процветания страны и региона.

Расхождения в уровнях экономического благосостояния между странами и регионами часто объясняются разными уровнями образованности участников рынков труда.

Массовизация высшего образования является общемировым явлением. Развитые страны с этой тенденцией вплотную столкнулись в 70-80-е гг. XX в.; страны с переходной экономикой на 10-20 лет позже. Причина массовости высшего профессионального образования заключалась в резко возросшем числе рабочих мест, требующих более сложной и длительной подготовки, которую не могли обеспечить начальное и среднее профессиональное образование. Кроме того, в условиях, когда ситуация на рынке труда меняется достаточно динамично, а полученные в ходе профессиональной подготовки квалификации устаревают гораздо быстрее, чем работник выходит на пенсию, высшее образование позволяет быстрее переходить с одной кадровой позиции на другую, повышая адаптивный потенциал к перестройке технологических процессов.

И все же в основе тенденции массовизации лежат не только производственно-технологические и демографические причины и правовые возможности (рост числа негосударственных вузов, появление платных мест в государственных вузах и проч.), но и социокультурные причины, связанные, прежде всего, с разрушением в короткие сроки прежних социальных стереотипов и

институтов социальной мобильности. В демократических обществах высшее профессиональное образование открывает людям путь к профессиональной и социальной карьере. В силу этого, начиная со «второй волны» демократизации, в мире встал вопрос о массовом или даже всеобщем высшем профессиональном образовании как чрезвычайно важном элементе этой демократизации. Например, системы высшего образования стран Северной Европы традиционно ориентированы на равнодоступность, обеспечиваемую бесплатным образованием, щедрой поддержкой студентов, повышением территориальной доступности и акцента на предоставлении возможностей для получения открытого и дополнительного образования с помощью неформального образования и новых образовательных технологий.

В настоящее время наблюдается отток из регионов талантливых высокообразованных молодых людей. Это так называемая «утечка мозгов», которую можно использовать во благо региона, превратив в «круговорот мозгов»: повысив квалификацию и приобретя финансовый капитал в другом городе (регионе), выпускники могут вернуться в свой регион и вносить личный вклад в развитие его экономики, став частью общей квалификационной базы региона, привлекающей инвесторов общероссийского или международного рынка. Во многих странах привлечение лучших ученых, исследователей и аналитиков все больше заменяет собой привлечение инвестиций в региональное развитие. Такие механизмы включают налоговые льготы, схемы репатриации и повышение привлекательности карьеры преподавателя.

В целях поддержки уже существующих в регионах точек роста необходимо разработать соответствующую программу привлечения ученых или научно-исследовательских коллективов с большим потенциалом для оказания поддержки в экономическом развитии региона. В Квебеке, например, правительством осуществляется рассчитанная на пять лет программа привлечения иностранных ученых для работы в университетах Квебека в таких направлениях, как информатизация, машиностроение, медицинские науки и финансы. Необходимо усилить взаимодействие между заинтересованными сторонами местного и регионального уровней и вузами в целях укрепления их связей с выпускниками. Особый

интерес представляют выпускники, работающие в настоящее время в зарубежных университетах. Региональным вузам следует всесторонне рассмотреть механизмы, с помощью которых примеры лучшей практики можно было бы включить в деятельность всех или наибольшего числа вузов с целью развития региона. Привлечение ученых и преподавателей из других стран также является экономически эффективным подходом к интернационализации учебных планов и программ, повышению качества образования и обогащению опыта учебной деятельности.

Из-за отсутствия достоверной информации о положении дел на рынке труда и систематического мониторинга трудоустраиваемости и профессиональной деятельности выпускников снижается качество принимаемых решений по внедрению новых и закрытию менее востребованных учебных программ. Вузы лишь в редких случаях используют такие формы изучения рынка труда, как базы данных выпускников, обследования на предмет оценки карьерного роста выпускников, опросы выпускников, списки вакансий для выпускников и аудит трудоустраиваемости. При изучении рынка труда в качестве предмета исследования чаще всего выступает один вуз или одна дисциплина, тогда как представление общей картины развития системы высшего образования требует рассмотрения данной проблемы в более широких масштабах. Отношения с выпускниками часто основываются на личных контактах без систематического включения их в процессы оперативного или стратегического планирования деятельности вузов.

Регион и вузы должны объединить усилия по сбору, выявлению и анализу информации о потребностях региона в определенных специалистах, которые можно удовлетворить. Следует обеспечить наличие информации, квалифицированных кадров и знаний, необходимых для прогнозирования будущих квалификационных потребностей.

Для создания региональной системы изучения рынка выпускников вузов необходимо: 1) проводить региональные обследования, включая опросы выпускников и оценки возможностей занятости для выпускников, трудоустраиваемости выпускников и потребностей работодателей, и на основании информации о спросе и предложении

обеспечивать соответствие между спросом и предложением за счет корректировки учебных курсов в вузах региона; 2) публиковать данные региональных обследований, чтобы студенты могли принимать информационно обоснованные решения с учетом их предпочтений в отношении конечных результатов трудоустройства; 3) использовать эти данные для решения стратегических задач при установлении региональных приоритетов развития и преобразований, а на институциональном уровне - для удовлетворения потребностей в тех

или иных курсах обучения и квалификационных требований, указанных работодателями.

Список литеpатуpы

1. Сульдина Г. А., Владимирова С.А. Региональная система высшего образования в условиях интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг // Государственное управление в XXI в.: традиции и инновации: материалы VI ежегодной международной научной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: MAX Press, 2008. - С. 758-766.

В редакцию материал поступил 02.02.12

Ключевые слова: вузы; кадровый потенциал регионов; сотрудничество между вузами и органами власти; выпускники вузов; рынок труда.

ПОЗНАНИЕ v

.^шшт^ I

ХамидуллинаГ.Р. Актуальные аспекты модернизации организационно-финансового механизма системы образования Республики Татарстан / Г.Р. Хамидуллина, А.В. Тимирясова, Н.Н. Жилина. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2010. - 183 с.

Действующий организационно-экономический механизм деятельности образовательных учреждений характеризуется наличием серьезных недостатков, в том числе связанных с применением устаревших рычагов управления планированием и использованием финансовых ресурсов, отсутствием механизма привлечения ресурсов кредитного рынка, низкой инвестиционной привлекательностью сферы образования для бизнес-сообщества. Ключевыми задачами модернизации российской системы образования, таким образом, становятся создание нового организационно-экономического механизма системы образования, адекватного современным рыночным условиям, направленного на повышение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

В монографии исследуются проблемы финансово-кредитного обеспечения образования, уделяется внимание вопросам развития образовательного кредитования и страхования, разрабатываются направления совершенствования государственно-общественного регулирования сферы образования.

Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами реформирования образовательной системы в России, может быть рекомендована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей.

t J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.