Научная статья на тему 'Тенденции реформирования российского высшего образования на региональном уровне: проблемы и перспективы'

Тенденции реформирования российского высшего образования на региональном уровне: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / МОБИЛЬНОСТЬ / РАБОТОДАТЕЛИ / HIGHER EDUCATION / REGION / REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / MOBILITY / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Станислав Юрьевич

Приводятся проблемы, с которыми столкнулись региональные вузы в результате модернизации системы высшего образования. Решение проблем видится в концептуально-программном развитии системы регионального образования, при разработке и реализации которого участвуют согласованно вуз, власть и региональный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in Russian higher education reform at the regional level: problems and prospects

The paper presents the problems faced by regional universities as a result of the modernization of the higher education system. Solution of the problems is in the conceptual development of a regional program of education in the development and implementation of which a university, power structures and regional business are working together.

Текст научной работы на тему «Тенденции реформирования российского высшего образования на региональном уровне: проблемы и перспективы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 81-84.

С. Ю. Фролов

ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Приводятся проблемы, с которыми столкнулись региональные вузы в результате модернизации системы высшего образования. Решение проблем видится в концептуально-программном развитии системы регионального образования, при разработке и реализации которого участвуют согласованно вуз, власть и региональный бизнес.

Ключевые слова: высшее образование; регион; региональный вуз; мобильность; работодатели.

Развитие региональных вузов является одним из путей достижения устойчивого развития регионов - предпосылкой социально-экономического подъема, развития интеллектуального потенциала региона.

Образование, являясь стержневой основой и фундаментальным показателем становления и развития человечества, находится в постоянной динамике. Оно выполняет функцию социума, которая обеспечивает его воспроизводство и развитие систем деятельности в постоянно меняющихся социальных отношениях. Данная функция фактически реализуется всей системой человеческих отношений, но как организованный процесс образование осуществляется специальными социальными институтами1.

Вузы оказывают существенное воздействие на все сферы развития региона. В XXI в. образование трансформируется в решающий фактор территориальной организации общества, является одним из основополагающих в формировании региональной культуры, социальной культуры региона, качества жизни населения. Это обусловлено крайне слабо выраженными процессами миграции населения нецентральных районов: отсутствием притока молодежи, квалифицированных кадров и т. п.

Вместе с тем, при возникновении и активном развитии различных транснациональных систем различных областей хозяйствования, образование в регионах призвано выполнять функции безопасности: сохранность традиционных интересов края, приоритетов, уровня жизни населения, защита жизненно важных интересов общества. Безопасность в широком смысле становится решающим фактором в развитии и обеспечении независимости региона во многих сферах жизнедеятельности.

В глобализирующемся обществе данные процессы невозможны без построения концепций региональной безопасности, охватывающей все уровни: личности, общества, государства.

Процессы реформирования системы высшего образования довольно противоречиво сказались на региональных вузах. С одной стороны, позволили высветить ряд проблем, с другой - послужили импульсом поиска инновационных путей развития.

С одной стороны, введение уровневой подготовки дает возможность получения первой образовательной ступени в течение 4 лет, что привлекает в вуз абитуриентов, для которых высшее образование становится доступнее по причине уменьшения оплаты и сроков обучения. С другой стороны, появившаяся возможность выбора обучения в более крупном, перспективном городе, «статусном» (успешном) вузе стимулирует отток абитуриентов из региона. Отсюда - тенденции к ограничению (сокращению) численности контингента обучающихся в региональном вузе.

Второй уровень высшего образования -магистратура - еще более неоднозначный процесс в современных условиях. Прием в магистратуру позволяет усилить привлекательность и конкурентоспособность вуза благодаря возможности обновления состава студентов за счет бакалавров, закончивших другие учебные заведения. Однако к магистерским программам предъявляются очень высокие (и справедливо!) требования, которым, к сожалению, далеко не все даже «сильные вузы» могут соответствовать: кадровый состав, материальная база, уровень научных исследований и т. п. В связи с этим каждый региональный вуз вырабатывает индивиду-

альную траекторию развития - от структуры реализуемых им образовательных программ до возможности создания высокотехнологичных продуктов совместно с предприятиями реального сектора экономики.

Одним из неоспоримых преимуществ реформирования является расширение возможности межвузовского взаимодействия, в том числе и на международном уровне. Это становится возможным посредством семестровых и годовых стажировок студентов. Данные процессы влекут за собой обновление образовательной инфраструктуры, в частности, технических средств, производственно-лабораторного оборудования, т. к. средства могут использоваться и на указанные цели. Однако реалии современной ситуации в образовании среднестатистического регионального вуза не позволяют строить радужных планов в этом отношении.

Территориальная удаленность Сибири от интеллектуальных центров не только Европы, но и России при организации академического обмена студентами требует значительных материальных затрат. О бесплатности процесса академической мобильности вопрос не решен. При решении вопроса оплаты за счет студентов подобная практика приведет к социальному расслоению общества, усилению социального неравенства, т. к. только обеспеченные студенты смогут получать более качественное и конвертируемое образование. Но даже и в этом случае студенты будут стремиться обучаться в ведущих университетах, центральных районах страны.

Реформы образования не должны приводить к коммерциализации. По оценкам специалистов, ожидается, что не более 10 % российских студентов смогут оплатить пребывание в зарубежном вузе. Небольшое количество студентов получат гранты на такое обучение, остальные студенты так и не смогут приблизиться к участию в программах мобильности2.

Сопровождает проблему финансирования и языковой вопрос. Уровень владения иностранным языком, чаще всего английским, должен быть достаточно высоким еще до организации процесса обучения в принимающем вузе. Российские вузы поднимают вопрос об увеличении количества часов по изучению иностранных языков в учебных планах. Проблема также связана с вопросом финансирования.

Обозначенные проблемы можно решить либо при финансовой поддержке государства, либо, что более прогнозируемо для региональных вузов, при поддержке предприятий реального сектора экономики региона, при тесном сотрудничестве с региональным бизнес-сообществом.

Приоритетным в решении данного вопроса признается процесс сопряженности деятельности вуза и региона, усиление интеграции в жизнедеятельность региона. Другими словами, в условиях модернизации различных областей жизни общества подготовка кадров должна иметь опережающий характер для успешного развития реальной экономики региона.

Вопрос перехода на уровневое образование - непростой для вузов и связан с учетом некоторых важных факторов. Для региональных в особенности, т. к. выпускники должны оставаться востребованными потребителями, только в этом случае возможно говорить о конкурентоспособности вуза3.

Во-первых, обеспечение готовности профессорско-преподавательского состава, управленческого персонала к созданию условий по переходу вуза на уровневое образование.

Реорганизация связана с изменением самого образовательного процесса, где студент выбирает образовательную программу, последовательность изучения дисциплин, курсов по выбору, формирует индивидуальный учебный план. Задача вуза - обеспечить этот выбор. Здесь на новые процессы влияют привычки, устои преподавательского корпуса. С трудом меняется методологическая база, методические подходы, призванные обеспечить изменения в содержании и структуре образования, необходимые для вхождения в мировое образовательное пространство.

Во-вторых, научные исследования должны стать платформой для генерации новых знаний и трансфера в образовательный процесс и экономику региона. В настоящее время научные исследования, как правило, направлены на формальное достижение академических и аккредитационных показателей вуза, в первую очередь, по количеству публикаций и защит диссертаций.

Организация научной подготовки через магистратуру влияет на уровень конкурентоспособности выпускника. Укрупнение масштабов исследований, развитие междисциплинарных и полидисциплинарных ис-

Тенденции реформирования российского высшего образования.

83

следований с возможностью коллективного использования дорогостоящего уникального оборудования при подготовке аспирантов и магистрантов - задачи вуза.

Необходимо создавать эффективные механизмы взаимодействия академической науки и реального сектора экономики региона. Проводимые исследования должны обеспечить вузу привлечение дополнительных внебюджетных средств. Вуз должен стать центром для коммуникации бизнеса, общества и государства по вопросам прогнозирования развития региона.

В-третьих, отличительной особенностью региональных вузов является практико-ори-ентированная направленность подготовки выпускников. Вузы готовят выпускников с учетом потребности в кадрах определенного региона. Отмечается недостаточный уровень участия работодателей в данном процессе, не обеспечивается эффективное проведение производственных практик на ведущих предприятиях региона, не решены финансовые и правовые вопросы взаимодействия вузов и предприятий региона. Действующие образовательные стандарты, учебные планы недостаточно адаптированы к условиям производства, зачастую не позволяют получить должную практическую подготовку. По оценке работодателей, уровень теоретической подготовки выпускников оценивается достаточно высоко, практикоориентированность же выпускников во многом их не удовлетворяет.

В свою очередь, вузы испытывают дополнительную потребность в учебно-лабораторных площадях. В связи с этим на основе механизмов частно-государственного партнерства требуется вовлечь в образовательную деятельность предприятия реального сектора экономики, внедряя сетевые формы реализации образовательных программ.

Повышение квалификации преподавателей или организация производственной практики путем стажировки студентов на предприятии позволит определиться с требованиями работодателей, создаст возможность познакомиться с современным оборудованием, на котором предстоит работать выпускникам. На сегодняшний день нет государственной системы, обязывающей работодателей принимать студентов на практику, обеспечивать их рабочими местами, осуществлять наставничество. Не все работодатели заинтересованы в организации на своих предприятиях сту-

денческих практик, поскольку эта деятельность требует дополнительных трудозатрат, средств, в которых предприятия ограничены.

Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является угроза нетрудоустройства выпускников либо трудоустройство не по специальности. Выпускники как молодые специалисты являются одной из слабозащищенных в социальном отношений категорий населения, без соответствующей государственной поддержки и нормативно-правовых механизмов социальной поддержки молодого специалиста. Одному вузу данную проблему не решить.

Таким образом, задача вовлечения представителей предприятий реального сектора экономики в работу по трудоустройству выпускников для вуза является приоритетной, необходимо устанавливать перспективное сотрудничество с предприятиями, заинтересованными в выпускниках.

В связи с этим, весьма важно научиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, и регулировать его соответствующими изменениями в учебных планах, образовательных программах.

В-четвертых, программы дополнительного образования и профессионального обучения, реализуемые вузом, сегодня являются важной составляющей непрерывного образования, призванного эффективно реагировать на новые требования региональной экономики. Массовая подготовка и переподготовка специалистов предприятий возможна через систему дополнительного образования, прежде всего через синергетическое партнерство с промышленными предприятиями региона.

В-пятых, весьма серьезной проблемой остается несформированность системной целенаправленной работы с талантливой молодежью. Необходимо отметить неоднородный охват школьников дополнительными образовательными программами, зачастую в сельской местности наблюдается полное его отсутствие. В данной ситуации необходимо использовать преимущество регионального вуза в близости к абитуриенту, эффективные механизмы отбора качественных абитуриентов. Объединение университета, школ, учреждений профессионального образования позволит, с одной стороны, обеспечить открытость, доступность и вариативность образования в регионе, а также обеспечить

преемственность школьного и вузовского образования.

В соответствии с новыми экономическими отношениями, в целях обеспечения гуманности и придания гибкости системе образования, требуется вовлечь студентов, их родителей, работодателей в образовательный процесс как потребителей, клиентов. Студент из сырья превращается в заказчика, из объекта превращается в субъект образования, становится участником формирования учебного процесса.

Административный подход к качеству образования, в рамках которого качество определяется по итогам сессии как степень владения студентом стандартных знаний, умений и навыков изжил себя.

Существующие проблемы требуют комплексного решения. С точки зрения автора, решение проблемы видится в концептуально-

программном развитии системы регионального образования, при разработке и реализации которого, определении общей стратегии, основных направлений, приоритетных задач участвуют согласованно вуз, власть и региональный бизнес.

Примечания

1 Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение : возможности и перспективы / Л. Б. Осипова, Ю. П. Савицкая // Вестн. Орлов. гос. ун-та. 2014. № 2 (37). С. 42-46.

2 Уткина, А. Н. Проблемы развития региональных вузов // Регионология. 2009. № 2. С. 189-193.

3 Архангельская, Е. А. Современное состояние инженерного образования. Взгляд из региона / Е. А. Архангельская, С. Г. Анцупова // Инженер. образование. 2012. № 9. С. 110-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.