ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
41
2017. Т. 27, вып. 1
Междисциплинарные исследования
УДК 316(063)
О.В. Санникова, В.Ю. Хотинец
ТРАНЗИТНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФАКТОР МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ1
В статье анализируется статус регионального российского университета в условиях учебной миграции студентов. Утверждается, что существует риск превращения региональных университетов в транзитные образовательные зоны. Установлены причины такого превращения, связанные с двухуровневой системой обучения «бакалавриат-магистратура», стимулирующей академические перемещения студентов. В связи с тем, что региональный университет предъявляет более низкие требования к абитуриентам, студенты воспринимают региональный вуз как стартовую площадку для перемещения в более престижные столичные вузы. Формируется особый тип межрегиональной образовательной миграции с невозвратным перемещением студентов из региональных в центральные (престижные) вузы. Такое перемещение вызвано неудовлетворенностью студентов социально-экономическими условиями региона, условиями обучения в региональном вузе и стремлением получить диплом престижного вуза с перспективами гарантированного трудоустройства.
Ключевые слова: образовательная миграция, региональный университет, транзитная миграция, миграционные намерения, транзитный университет.
Специфика современного образования предполагает широкий доступ к знаниям, связанный с возможностью академической (образовательной) мобильности, которая открывает новые возможности формирования и развития образовательных и профессиональных навыков, карьерные перспективы. В общем понимании академическая мобильность представляет собой временное перемещение студента для получения специфических знаний, академической подготовки с обязательным последующим возвращением к месту постоянного обучения, проживания.
Студенческая молодежь традиционно характеризуется как социальная группа транзита. Один из видов транзита молодежи (завершение образования и переход к профессиональной занятости) долгое время рассматривался как элемент линейного транзитивного процесса, последовательно синхронизированный с переходом к самостоятельному проживанию и созданием собственной семьи. Но ввиду роста неопределенности на рынке труда, повышающхся требований работодателей к квалификации и стажу работы соискателей рабочих мест, профессиональный транзит обретает черты нелинейности и стохастичности [1. С. 205-219]. Двухуровневая система «бакалавриат-магистратура» и распространенность платного образования позволяют неоднократно возвращаться к обучению (в том числе и к новым квалификациям) после получения профессиональной подготовки и начала трудовой деятельности. С одной стороны, эти возможности повышают адаптивность молодежи к изменяющимся условиям на рынке труда, с другой - создают неопределенность индивидуального смысло- и целеполагания в построении образовательных и профессиональных траекторий.
Однако в современных российских условиях процессы образовательной или учебной мобильности трансформируются, превращаются в образовательную миграцию. Если образовательные мигранты не возвращаются в родные места для завершения образования или трудоустройства, а стремятся сделать свое академическое географическое перемещение необратимым и невозвратным, то такая образовательная миграция становится некомпенсируемой.
В то же время для регионов России она создает серьезные проблемы обеспечения всех отраслей хозяйства молодыми квалифицированными кадрами. Российская периферия фактически становится донором перспективных и социально активных молодых кадров, обеспечивая ими центральные регионы России.
Негативные последствия некомпенсируемой образовательной миграции характерны и для Удмуртской Республики. Проблемы с воспроизводством региональных кадров тормозят развитие эко-
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-13-18001.
42_О.В. Санникова, В.Ю. Хотинец_
2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
номики Удмуртии, снижая образовательный и культурный уровни ее населения. Некомпенсируемая образовательная миграция молодежи наносит невосполнимый ущерб национальной культуре, языку и этничности в целом. Возникает угроза экономической безопасности, культурной и социальной стабильности Удмуртской Республики.
Под влиянием некомпенсируемой образовательной миграции негативные трансформации претерпевают не только региональная экономика и культура, но и региональная система высшего образования. Университет как социальный институт в глазах его студентов воспринимается как место временного пребывания, результаты которого не обеспечивают конкурентоспособности, не становятся окончательным продуктом, востребованным обществом и рынком труда.
Руководство Удмуртской Республики и вузов Удмуртии, осознавая глубину проблемы, прикладывает немало организационных и финансовых усилий для повышения качества образования всех уровней, обеспечения привлекательности республиканских учреждений образования для выпускников школ. Так, с 2014 г. учреждена премия для тех школ республики, максимальное количество выпускников которых поступит в вузы Удмуртии, Сами же вузы выделяют дополнительную выплату к стипендии первокурсникам, поступившим с высокими баллами ЕГЭ.
Однако эти усилия университетов оказываются напрасными, если их выпускники невозвратно покидают регион для продолжения обучения в магистратуре, аспирантуре или на бакалавриате другого направления в центральных вузах. В таких случаях региональные вузы становятся для центральных университетов донорами хорошо подготовленных, мотивированных, адаптированных к успешной учебной и исследовательской деятельности студентов. Студенты же используют возможности академических перемещений, чтобы применить региональный университет как стартовую площадку, как зону временного пребывания в ожидании более удобного, подходящего, престижного варианта продолжения обучения в столичном вузе. Вуз становится транзитным, когда обучение в нем рассматривается не как условие трудоустройства, а как возможность для продолжения учебы на том же или более высоком уровне обучения (магистратуре, аспирантуре).
Обучение в транзитном вузе используется для создания ресурса социального и учебного опыта, который будет эффективного использоваться в желаемом университете. Таким ресурсом являются навыки быстрой и малотравматичной адаптации к условиям обучения, к академическим требованиям, навыки самостоятельного проживания вдали от родительского дома.
Транзитную образовательную миграцию связывают с привлекательностью для выпускников школ более престижных центральных вузов, поскольку требования к поступлению в такие вузы зачастую более строгие, чем в периферийных университетах. Это и высокий суммарный проходной балл ЕГЭ, и наличие собственного внутреннего экзамена и необходимость предоставления результатов определенных достижений в учебной и исследовательской деятельности учащегося (портфолио, победы в олимпиадах и конкурсах и т. п.). Транзитный университет избирается для стартового обучения, т.к. требования к абитуриентам на «входе» вынуждено предъявляются ниже, чем в центральных вузах. При этом предоставляются возможности академической мобильности (не только межрегиональной, но и международной), достаточные, чтобы сменить место обучения, переместиться в желаемый вуз и получить его диплом. Стратегии такого транзита поражают растущим многообразием, при этом оставаясь в рамках нормативных требований российского государства к академическим перемещениям студентов.
Другим фактором превращения регионального вуза в «транзитный университет» является вызванная присоединением к болонскому соглашению двухуровневая (бакалавриат - магистратура) система образования в России. В эту систему уже изначально заложено условие образовательной мобильности как перехода между образовательными уровнями, который может сопровождаться географическими перемещениями, то есть превращаться в образовательную миграцию. Стимулирование академической студенческой мобильности обострило проблему обеспечения непрерывности внутри-российского образовательного пространства. Эта проблема крайне осложнилась введением компе-тентностного подхода к отечественному высшее образование. Этот подход принес новые проблемы, связанные с неопределенностью трактовки компетенций, неразработанностью единого механизма контроля за их освоением, участием работодателей в этом процессе. До конца не выработаны способы взаимосвязи между образовательными и профессиональными компетенциями (требованиями к способностям выполнять конкретный вид профессиональной деятельности).
Единые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) по специальностям или направлениям подготовки могли бы снять остроту этих проблем, обеспечив непрерывность и единство россий-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2017. Т. 27, вып. 1
ского образовательного пространства. Но в рамках этих стандартов вузы получили право вариативного отношения, самостоятельного определения содержания компетенций. Появились вузы «центра» и вузы «периферии».
К вузам «центра» относятся два университета с особым статусом, имеющие исторический ресурс «первородства»: Московский государственный университет (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), - которые получают особую финансовую поддержку от российского государства. Благодаря такому статусу МГУ вправе устанавливать собственные стандарты обучения. На другом уровне иерархии находятся исследовательские университеты, призванные обеспечить технологический и экономический прорывы внутри страны и конкурентоспособность на внешнем рынке на основе соединения обучения с исследованиями для получения нового знания. Следующий уровень иерархии вузов «центра» составляют федеральные университеты, созданные в крупнейших регионах страны (Сибирский, Южный, Дальневосточный, Уральский и др.). Их задача -обеспечение высокого качества образования и научных исследований и содействие социальному и культурному развитию регионов.
К этому «центру», благодаря значительной поддержке государства, стягиваются финансовые, материальные и человеческие ресурсы. Но параллельно с «центром» возникает маргинализированная «периферия», на которую периферию вытесняются региональные университеты. Региональный университет в российском регионе выделяется не столько по формально-административному подчинению и географическому положению, сколько своим статусом в системе организаций высшего образования, постепенно формирующейся в России. Её составляют федеральные вузы (федеральные университеты), отраслевые исследовательские вузы (университеты) и региональные вузы (университеты), у которых «... меньше человеческих и материальных ресурсов, не настолько широкая известность, преимущественная ориентация на интересы региона и, как следствие, невысокий уровень поддержки со стороны федеральных и международных ресурсных центров» [3. С. 24-25].
Региональные вузы вынуждены конкурировать не только между собой - за государственное субсидирование, но и с вузами «центра» - за абитуриентов. Концентрация ресурсов в «центре» и обострение демографической ситуации ведет за собой и перемещение абитуриентов из провинции в центральные вузы. Стремление учиться в престижном вузе «центра» не сопровождается зачастую устойчивой мотивацией абитуриентов получить определенные профессиональные знания, чтобы работать по специальности получаемого диплома. Возможности использовать результаты ЕГЭ дают абитуриенту право подавать заявления на несколько направлений (специальностей) в различных вузах одновременно. Изменяется само понимание конкурсного отбора на бюджетные места в отечественных вузах.
В Удмуртском государственном университете (УдГУ) было исследовано явление «псевдоконкурса», когда при поступлении в вузы наблюдается конкурс не абитуриентов, а заявлений [2]. «Псевдоконкурс» скрывает реальную картину востребованности обучения в региональном университете, причиной чего является не только введение ЕГЭ, но и профессиональная дезориентация выпускников школ.
В результате региональные вузы воспринимаются абитуриентами как некий «запасной вариант» на случай, если они не пройдут по конкурсу в столичные вузы. Региональные вузы становятся периферийными, так как лишаются самых подготовленных абитуриентов. Между тем региональные вузы выполняют собственную миссию, решая задачу сохранения экономической и социальной стабильности в регионе, его культурной, национальной самобытности.
В Нашей республике поддержку и развитие национально-государственного образовательного пространства осуществляет УдГУ -единственный отечественный вуз, готовящий специалистов в области финно-угорской культуры, удмуртской филологии (языка и литературы) и возглавляющий Ассоциацию финно-угорских университетов России.
УдГУ обеспечивает подготовку востребованных специалистов по фундаментальным наукам, по педагогическим и социально-гуманитарным специальностям. В 2015 г. в УдГУ от всех студентов республики обучалось 87,3 % направления «Математические и естественные науки»; 44,8 % - направления «Науки об обществе»; 30,5 % - направления «Образование и педагогические науки»; 87,6 % - направления «Гуманитарные науки»; 73,6 % - направления «Искусство и культура»; 80 % выпускников УдГУ в 2015 г. трудоустроились по профилю полученного образования [4].
Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ) видит свою миссию в подготовке высококвалифицированных инженерно-технических кадров для ВПК и гражданских отраслей производства в Удмуртии и России. Успехи ИжГТУ в развитии инновационных технологий обучения востребованных и конкурентоспособных специалистов финансово поддерживаются государством [5].
44_О.В. Санникова, В.Ю. Хотинец_
2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
В марте 2016 г. в УдГУ был проведен опрос студентов для выявления их образовательных миграционных намерений во время обучения в УдГУ или по его окончании, их оценок привлекательности вузов Удмуртии для обучения и территории республики - для проживания и трудоустройства.
В анкетном опросе участвовали 600 студентов УдГУ, средний возраст респондентов - 22,4 года.
Выяснилось, что привлекает студентов обучение в вузах Удмуртии достаточным выбором специальностей, направлений обучения (44 % опрошенных), доступностью обучения (невысоким конкурсом, доступной оплатой обучения) (44 % опрошенных). Устраивает студентов и то, что с дипломами региональных вузов можно благополучно трудоустроится на предприятиях Удмуртии, где выпускников привлекает достаточный выбор специальностей, профессий, (34,7 % опрошенных), доступность трудоустройства (38,7 % опрошенных), приемлемый уровень зарплат на предприятиях, в организациях Удмуртии (38,7 % опрошенных). По мнению респондентов, Удмуртия как российский регион, отличающийся социальной и политической стабильностью, отсутствием острых социально-политических конфликтов (41,3 % опрошенных), привлекателен для проживания и после окончания вуза.
Не устраивает же респондентов обучение в вузах Удмуртии тем, что дипломы этих вузов не котируются у работодателей. Вузы не обладают престижем, известностью, что не дает возможности на старте трудовой деятельности претендовать на высокие карьерные позиции, высокую зарплату (40 % опрошенных). Скептическое отношение к возможностям трудоустройства на предприятиях и в организациях Удмуртии выразили 52 % опрошенных - из-за низких шансов получить престижную высокооплачиваемую работу, 45 % опрошенных не устраивает низкий уровень заработной платы, 37 % опрошенных настораживает спад экономической активности на территории Республики, вызванный кризисными процессами в целом в стране. Перспективы проживания на территории Удмуртии не видят 33 % опрошенных из-за низкой возможности проявлять инициативу и предприимчивость, реализовать себя.
Респонденты оценили привлекательность обучения в региональных вузах исходя не только из условий обучения, но и из перспектив дальнейшего трудоустройства и проживания в Удмуртии.
Основанием для позитивных оценок послужили доступность обучения и расположение в социально и политически стабильном регионе, привлекающем наличием свободных рабочих мест, стабильной, хотя и невысокой, зарплатой на предприятиях и в организациях. Основание для негативных оценок - престиж региональных вузов и их дипломов, не гарантирующих перспективу индивидуальной карьеры и роста зарплаты; расположение вузов в регионе с низкими перспективами экономического развития. В результате около половины (40 %) опрошенных студентов время от времени думают о переводе в другой вуз для продолжения обучения.
Как показало исследование [6] (2005 г., студенты УдГУ, N = 92), скептическое отношение студентов регионального университета к возможностям удовлетворения образовательных потребностей и интересов в рамках периферийного обучения ведет к заниженному уровню субъективного благополучия. Именно актуализацией проблемы грядущего трудоустройства объясняется то, что в первые два года у студентов не изменяются показатели как аффективного (интенсивность положительных и негативных эмоций и настроения), так и когнитивного (оценка удовлетворенности деятельностью и жизнью) компонентов субъективного благополучия. На третьем году обучения появляются негативные эмоции и снижается настроение, а на завершающем этапе обучения понижается удовлетворенность образовательным процессом. В этой ситуации образовательная миграция оценивается студентами как приятное путешествие, всегда сопровождается положительными эмоциями и яркими впечатлениями, длительно оказывающими эффект на их субъективное благополучие [7].
Наличие таких субъективных негативных оценок обучения в региональном вузе говорит о том, что существует риск превращения такого вуза в своеобразную транзитную образовательную зону, транзитный университет. Обладая способностями миграционного «притяжения», такой университет обеспечивает временную стабильность, промежуточную, но важную сертификацию образовательных достижений. Однако ему присущи и способности миграционного отталкивания, поскольку он оценивается как зона временного пребывания, стартовая площадка для дальнейших миграционных образовательных перемещений. Так формируются предпосылки к транзитной образовательной миграции, то есть временному нахождению образовательного мигранта в транзитном университете по пути в университет назначения. В таком случае транзитный университет - это транзитная зона для получения образования и накопления социального опыта с целью последующей образовательной миграции в вузы более благополучных регионов России.
Таким образом, факторы превращения региональных университетов в транзитные образовательные зоны следующие:
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2017. Т. 27, вып. 1
- двухуровневая (бакалавриат-магистратура) структура российского высшего образования, способствующая межрегиональной образовательной мобильности;
- различие в уровне социально-экономического развития регионов страны;
- предпочтения абитуриентов, ориентированных на престижные вузы с узнаваемым брендом и признаваемым сертификатом (дипломом);
- пессимистические оценки потенциала экономического и социального развития региона;
- высокие зарплатные претензии выпускников школ на старте карьеры;
- неудовлетворенность обучающихся образовательными услугами в материально-техническом оснащении и обеспечении информационными и коммуникационными технологиями в образовательном процессе вуза.
Итак, риск превращения региональных вузов в транзитные университеты создает угрозу для всей системы высшего образования Удмуртии, а вместе с ней и угрозу устойчивости республиканского рынка труда и социальной стабильности субъекта Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирнов В. А. Основные концепции молодости в западной социологии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 3.
2. Макарова М.Н., Мерзлякова И. А. Псевдоконкурс как механизм трансформации системы отбора в региональный вуз // Вопросы образования. 2009. № 2.
3. Гринкруг Л. С., Толстогузов П. Н. Региональный университет и вузовская реформа // Аккредитация в образовании. 2013. № 1 (61).
4. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования 2016 г. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/inst.php?id=303/.
5. ИжГТУ получит федеральную субсидию на поддержку шести проектов // Известия Удмуртской республики. 2016. 21 окт. URL: http://www.izvestiaur.ru/news/view/12047101.html.
6. Хотинец В.Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. 152 с.
7. Luhmann M., Hofmann W., Eid M., Lucas, R.E. Subjective Well-Being and Adaptation to Life Events: A Meta-Analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102, No. 3. P. 592-615.
Поступила в редакцию 18.01.17
O.V. Sannikova, V.Yu. Khotinets
TRANSIT UNIVERSITY AS A FACTOR OF INTERREGIONAL EDUCATIONAL MIGRATION
The article analyzes the status of Russia's regional university affected by student educational migration. The author claims that there is a risk of transforming regional universities into transit educational centers. This transformation is caused by introducing a two-tier "bachelor-master" system, which allows student academic migration. Eventually, a regional university sets lower enrolment requirements, which cause students to see the regional university as a starting point to move to more prestigious metropolitan educational institutions. A special type of interregional educational migration is about to develop, i.e., students irreversibly move from regional universities to central prestigious educational institutions. The reason for such migrations is that students are dissatisfied with regional social and economic conditions, regional educational facilities, and are striving to receive a diploma from a prestigious institution that can guarantee employment.
Keywords: educational migration, regional university, transit migration, migration intentions, transit university.
Санникова Ольга Владимировна, доктор социологических наук, доцент E-mail: [email protected] Хотинец Вера Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии E-mail: [email protected]
Sannikova O.V.,
Doctor of Sociology, associate professor E-mail: [email protected]
Khotinets V.Yu., Doctor of Psychology, Professor, Head of general psychology chair E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034