Научная статья на тему 'Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст'

Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / REPRODUCTION OF LABOUR POWER / REAL SECTOR OF ECONOMY / VOCATIONAL EDUCATION / LABOR MARKET / THE SYSTEM OF INTERACTION WITH EMPLOYERS / EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов Сергей Юрьевич, Константинова Лариса Владимировна, Яшин Николай Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров для реального сектора экономики в условиях изменившихся социально-экономических реалий и нового управленческого контекста, связанного с реформированием профессионального образования. Анализируются вопросы влияния рынка труда на формирование рынка образовательных услуг. Приводятся аргументы в пользу необходимости развития систем взаимодействия с работодателями в вузах как важного механизма повышения эффективности воспроизводства кадров для реального сектора экономики. Затрагиваются вопросы использования потенциала магистратуры и дополнительного профессионального образования для подготовки топ-менджмента промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумов Сергей Юрьевич, Константинова Лариса Владимировна, Яшин Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION OF LABOUR POWER IN THE REAL SECTOR OF ECONOMY: SOCIAL AND MANAGERIAL CONTEXT

The paper discusses vocational training of specialists for the real sector of economy in the changing socio-economic realities and new managerial context caused by the reform of vocational education, analyzes the correlation between the labor market and market for educational services, and argues for the need to develop interaction systems between employers and universities as an important mechanism for improving the efficiency of reproduction of labour power the real sector of the economy. The authors address the issues of using the potential of master''s courses and vocational education for training top management of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст»

3. Попова Л.Ф. Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия // Вестник СГСЭУ. 2014. № 1 (50). С. 73 - 77.

4. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Практический менеджмент качества. URL: http://www.pqm-online.com/ assets/files/lib/saaty.pdf (дата обращения: 09.11.2013).

5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Методики анализа бизнес-процессов. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/bp-01. gif (дата обращения: 24.02.2014).

6. Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. URL: http://log-in.ru/books/reinzhiniring-biznes-

procsessov-robson-m-ullakh-f-biznes-knigi (дата обращения: 24.02.2014).

7. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/ archive/9/196 (дата обращения: 14.02.2014).

8. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2007.

9. Чупров К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/ express.shtml (дата обращения: 09.11.2013).

Сергей Юрьевич Наумов,

доктор исторических наук, профессор, директор, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

[email protected] Лариса Владимировна Константинова,

доктор социологических наук, профессор, зам. директора по международной деятельности и дополнительному образованию, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

[email protected] Николай Сергеевич Яшин,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал) 33109 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров для реального сектора экономики в условиях изменившихся социально-экономических реалий и нового управленческого контекста, связанного с реформированием профессионального образования. Анализируются вопросы влияния рынка труда на формирование рынка образовательных услуг. Приводятся аргументы в пользу необходимости развития систем взаимодействия с работодателями в вузах как важного механизма повышения эффективности воспроизводства кадров для реального сектора экономики. Затрагиваются вопросы использования потенциала магистратуры и дополнительного профессионального образования для подготовки топ-менджмента промышленных предприятий.

Ключевые слова: воспроизводство кадров, реальный сектор экономики, профессиональное образование, рынок труда, система взаимодействия с работодателями, образовательные стандарты, профессиональные стандарты.

S.Yu. Naumov, L.V. Konstantinova, N.S. Yashin

REPRODUCTION OF LABOUR POWER IN

THE REAL SECTOR OF ECONOMY: SOCIAL AND MANAGERIAL CONTEXT

The paper discusses vocational training of specialists for the real sector of economy in the changing socio-economic realities and new managerial context caused by the reform of vocational education, analyzes the correlation between the labor market and market for educational services, and argues for the need to develop interaction systems between employ-

ers and universities as an important mechanism for improving the efficiency of reproduction of labour power the real sector of the economy. The authors address the issues of using the potential of master's courses and vocational education for training top management of industrial enterprises.

Keywords: reproduction of labour power, real sector of economy, vocational education, labor market, the system of interaction with employers, educational standards, professional standards.

Подготовка кадров для реального сектора экономики всегда была приоритетной задачей развития нашей страны. Особое значение она приобрела в настоящее время в связи с усложнением условий хозяйствования, развитием жесткой конкурентной борьбы на многих товарных рынках, появлением транснациональных компаний в России и их огромным опытом и возможностями не только в конкуренции на отраслевых рынках, но и в борьбе за ресурсы. Подобное усложнение внешних условий деятельности предприятий реального сектора экономики определяет особые требования к квалификации, компетенциям, навыкам и умениям их персонала. Основной вопрос в этой связи заключается в том, где и каким образом реальный сектор может получить подобные трудовые ресурсы. Ответ на первый взгляд прост: через систему высшего и среднего профессионального образования. Но более глубокий анализ показывает, что на сегодняшний день в результате образовательных реформ, активно осуществляемых в последнее время, разрыв между рынком образовательных услуг и потребностями рынка труда (прежде всего в реальном секторе экономики) существенно не уменьшился.

Основная проблема взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда остается пока не решенной, и выражается она в отсутствии полноценного взаимодействия данных рынков на институциональном, организационном, ценностном, поведенческом уровнях. Во многом продолжают доминировать стихийные процессы на формирующихся рынках труда и профессионального образования, что детерминирует стихийное влияние этих процессов друг на друга. При этом анализ такого взаимовлияния осуществляется в ограниченном контекстном поле с использованием односторонней аргументации, что отражается на уровне управленческих решений и законодательных актов.

Требует переосмысления устоявшийся тезис о том, что причины дисбаланса двух рынков находятся лишь в сфере профессионального образования, а рынок труда является некой идеальной определяющей инстанцией, в соответствие с которой должна быть приведена структура профессионального образования. Из этого следует, что решение данной проблемы должно быть связано только с исправлением рынка образовательных услуг. Комплексное же решение проблемы дисбалансов между рынками образования и труда требует целенаправленного воздействия, в том числе и со стороны государства, не только на сферу образования, но и на рынок труда.

Требует уточнения и положение о том, что рынок услуг в сфере профессионального образования развивается по своему собственному вектору, под давлением корпоративных интересов преподавательского сообщества, без учета ситуации на рынке труда. При этом за рамками аналитического контекста остается понимание, что именно та ситуация и те дисбалансы, которые существуют сегодня на российском рынке труда, как раз и

определяют основные тенденции спроса на услуги профессионального образовании, и в первую очередь это дисбалансы в цене рабочей силы в секторальном, отраслевом, региональном разрезах. Борьба за попадание в те сегменты рынка труда, где цена рабочей силы высокая или как минимум адекватная нормальному уровню в представлении большинства населения, начинается на уровне рынка профессионального образования, который естественным образом искажается под давления нерегулируемого рынка труда.

Если рассматривать данную ситуацию на примере Саратовской области, то можно увидеть, что уровень заработной платы в сфере услуг, особенно в таких отраслях, как финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, существенно выше, чем в обрабатывающих производствах или строительстве (табл. 1). Это не может не отражаться на востребованности рабочих мест в реальном секторе экономики.

Существенное влияние на эти же процессы оказывают и нарастающие тенденции сервизации экономики, которые выражаются в преобладании роста сектора производства услуг над динамикой развития реального сектора экономики, что определяет те сферы, где действительно создаются привлекательные рабочие места и формируется реальный спрос на трудовые ресурсы. Так, по Саратовской области численность занятых в сфере услуг в 1,5 раза превышает численность занятых в промышленном производстве, строительстве и сельском хозяйстве, и данный диспаритет за последние несколько лет постоянно увеличивается (табл. 2).

На современном этапе одна из главных проблем заключается в том, что рабочие места в реальном секторе экономики не всегда оказываются привлекательными для современной молодежи по сравнению с другими секторами экономики. Но связано это не только с уровнем заработной платы в данном секторе, но и с произошедшими за последнее время существенными изменениями в структуре ценностей и профессиональных предпочтений молодежи. Приоритет труда рабочего, физического, ручного труда, доминировавший в XX в., в период индустриализации, подпитываемой в Советском Союзе идеологическим возвеличиванием рабочих профессий, уже начиная с конца века в связи с переходом к постиндустриальному обществу смещается в сторону видов профессиональной деятельности, в меньшей степени связанной с физическим трудом. Этому способствовали объективные тенденции развития интеллектуальных секторов экономики, взрывной рост телекоммуникационных сетей и Интернета, расширение линейки программных продуктов и в целом интеллектуального труда. В свою очередь, данные ценностные трансформации в России подкрепляются сменой всего идеологического контекста в сторону ценностей рыночной экономики, предпринимательской и бизнес-деятельности.

Т а б л и ц а 1

Среднемесячная заработная плата работников организаций Саратовской области по видам деятельности, руб. [3]

Виды деятельности 2011 2012

Всего в экономике 16204,7 18803,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9699,0 10883,8

Рыболовство, рыбоводство 9127,0 12320,5

Добыча полезных ископаемых 29290,8 31989,9

Обрабатывающие производства 15948,6 18674,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 21154,6 23361,2

Строительство 19673,0 19959,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12708,9 13591,0

Гостиницы и рестораны 9053,3 10421,4

Транспорт и связь 21243,4 23581,6

Финансовая деятельность 31498,6 33928,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 19125,4 21558,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 21015,0 28376,4

Образование 11371,1 13878,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 12049,6 14011,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 10904,0 13459,6

Т а б л и ц а 2

Среднегодовая численность занятых в экономике Саратовской области по видам экономической деятельности, тыс. чел. [2]

Виды деятельности 2010 2011 2012

Всего в экономике 1209,0 1206,6 1201,5

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 163,3 162,7 161,6

Рыболовство, рыбоводство 0,6 0,6 0,6

Добыча полезных ископаемых 6,3 6,2 6,1

Обрабатывающие производства 179,9 178,5 176,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 47,9 47,4 46,6

Строительство 82,8 82,9 90,4

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 200,0 200,7 201,6

Гостиницы и рестораны 17,2 17,1 17,0

Транспорт и связь 109,9 109,6 105,9

Финансовая деятельность 16,6 17,6 17,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 65,2 65,2 65,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 65,9 65,9 65,0

Образование 115,7 115,4 114,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 91,1 91,1 89,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 46,4 45,7 42,9

Деятельность домашних хозяйств 0,2 - -

Результаты панельного социологического исследования ценностных ориентаций российской молодежи, проведенного в 1991 г. и в 2012 г., подтверждают данные тенденции1.

1 Сравнительное социологическое исследование на тему «Новое поколение: надежды, цели и идеалы» проводилось в 1991 г. и 2012 г. международной исследовательской группой под руководством доктора экономических наук А.А. Овсянникова в крупных регионах России, а также Украины, Белоруссии и Армении. В ходе исследования было опрошено 1500 тыс. студентов вузов различного профиля по репрезентативной выборке.

Из табл. 3 видно, что подавляющее большинство современной молодежи стремится больше заработать, не прилагая для этого особых усилий. Чистую работу респонденты явно предпочитают работе руками, все более привлекательной становится руководящая работа.

Таким образом, проблема воспроизводства кадров для реального сектора экономики имеет весьма широкий контекст, связанный не только с совершенствованием системы профессионального образования. Рассматривать и решать ее следует с учетом трансформаций со-

Т а б л и ц а 3

Работа, которую хотели бы иметь молодые люди, %

Характеристики желаемой работы 1991 2013

Дающая возможность хороших заработков без особого напряжения 64 62

Любая работа, приносящая большие заработки 36 38

Только чистая, интеллигентная работа 40 43

Творческая работа 50 51

Руководящая работа 35 64

Хотят работать руками 22 19

Хотели бы унаследовать профессию своих родителей 13 13

циально-экономического и ценностно-идеологического характера, происходящих в нашем обществе.

Говоря о состоянии профессионального образования в контексте проблемы воспроизводства кадров для реального сектора экономики, необходимо заметить, что одним из важных вопросов, требующих решения, является то, что в самой системе образования либо не присутствует конкретный работодатель или профессиональное сообщество, либо их влияние на содержание и качество образования весьма мало. Динамика же современных технологических процессов настолько велика, что профессиональное образование не может быть качественным без глубокой интеграции с реальной практической сферой.

Что же пока происходит у нас? Федеральные государственные образовательные стандарты, на которые перешла высшая и средняя профессиональная школа в 2011 г., разрабатывались образовательным сообществом под руководством Министерства образования и науки Российской Федерации без существенного участия работодателей и до разработки профессиональных стандартов. А именно эти образовательные стандарты являются сейчас основными нормативными документами, по которым строится весь образовательный процесс. Несмотря на то что проблема участия работодателей в образовательном процессе обсуждается уже давно и для ее решения принимались соответствующие нормативные акты, в целом в силу консервативности процессов образовательные программы создаются и, что самое главное, реализуются при минимальном участии работодателей. Сейчас завершается процесс разработки очередного поколения образовательных стандартов, так называемых «три плюс», профессиональных стандартов, но эти процессы идут параллельно, независимо друг от друга и в разных парадигмах. В то же время президентом Российской Федерации в последнем Послании Федеральному Собранию в качестве важной была обозначена задача приведения образовательных стандартов в соответствие с профессиональными стандартами [1].

Представляется, что главный резерв повышения качества российского образования, обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов кроется в подготовке клиентоориентированных специалистов для конкретных корпораций и предприятий реального сектора экономики, а также в реальном включении работодателей в образовательный процесс на всех его стадиях начиная с разработки образовательных стандартов и

программ и завершая оценкой качества выпускников. В создании в каждом вузе системы взаимодействия с работодателями видится главная цель реформирования профессионального образования в соответствии с требованиями вступившего в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями реального рынка труда.

Одним из инструментов реализации этой цели может стать реальная целевая подготовка в вузах для конкретных субъектов хозяйствования с заключением и обязательным выполнением соответствующих договоров между предприятием или организацией, вузом и самим обучающимся.

Следует признать, что существовавшая в последние годы практика целевого приема без ответственности за возвращение подготовленного специалиста к работодателю, заключившему подобный договор с вузом, фактически превратилась в способ поступления в вузы абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации», а также принятое в его исполнение Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» направлены на существенное изменение данной ситуации. Теперь обязательным условием для участия в отдельном конкурсе в рамках целевого приема в вуз становится заключение абитуриентом договора о целевом обучении с работодателем, направляющим его в вуз и гарантирующим организацию его практики, трудоустройство и меры дополнительной социальной поддержки. Одновременно предусмотрены меры ответственности и в отношении обучающегося: после завершения обучения он должен прийти работать в ту организацию, которая направила его учиться в вуз. Насколько этот процесс будет способствовать сближению реального сектора экономики и образования, покажет время, но нацелен он именно на это. Пока же необходимо проведение работы по информированию заинтересованных работодателей о новых нормативных условиях. И это должно быть заботой не только вузов. Необходима коллективная работа, в том числе и органов власти, Торгово-промышленной палаты, ассоциаций и объединений работодателей, СМИ по разъяснению новых условий и возможностей целевого приема и целевого обучения, чтобы эта система реально заработала.

Встроенность работодателя в образовательный процесс должна быть многогранной. Одним из основных

аспектов может стать участие реального бизнеса в определении тех профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза как потенциальный работник для данного предприятия. Сегодня, например, появились первые профессиональные стандарты для отраслей реального сектора с указанием необходимых квалификаций и компетенций для соискателей должностей топ-менеджмента и среднего уровня менеджмента. Задача заключается в том, чтобы совместить их требования, основанные на потребностях реального бизнеса, и требования, заложенные в федеральных государственных образовательных стандартах, которые дифференцированы относительно двух уровней образования - бакалавриата и магистратуры (а теперь уже прикладного и академического бакалавриата). Цель, которая таким образом может быть достигнута, - это приведение квалификационных требований к профессиям и должностям работников в соответствие с уровнями квалификаций, получаемых в уровневой системе высшего образования. Условно говоря, необходимо понимать, какие должности может занимать бакалавр, а какие - магистр. В этом случае вуз знает и понимает квалификационные требования к подготовке прикладного и академического бакалавра, специалиста или магистра, работодатель понимает, какого квалификационного уровня он приобретает специалиста, а сам выпускник знает, на какую должность в соответствии со своей квалификацией он может рассчитывать. Возможно, подобный подход заставит вернуться на новом уровне к практике использования Единого квалификационного справочника, позволяющего реализовать единый подход к компетенциям и квалификации специалистов.

Безусловно, сегодня вузы стремятся привлечь практикующих специалистов для участия в образовательном процессе в различных формах. Конечно, неоценима помощь реального сектора в организации практик студентов. Тем более что это и возможность для самих работодателей подобрать для себя кадры. Ряд предприятий для этих целей помимо практик организуют стажировки для студентов, в том числе оплачиваемые предприятием. В результате на этих предприятиях трудоустраиваются выпускники, полностью адаптированные и готовые к продуктивной работе. На это же направлены мероприятия по созданию базовых кафедр на ведущих профильных предприятиях и корпорациях. Все это отдельные шаги к выстраиванию моделей партнерских отношений учреждений высшего и среднего образования с работодателями.

Еще один важный вопрос - вопрос корпоративного образования и бизнес-образования в подготовке кадров для инновационной экономики. Во-первых, это объективно определяется концепцией и необходимостью непрерывного образования, во-вторых - тенденциями быстро изменяющегося рынка, появления новых профессий, областей деятельности, диверсификацией производства в реальном секторе экономики.

Еще одна проблема во взаимоотношениях вузов и реального сектора экономики связана с тем, что сегодня вузы готовы по заявкам предприятий готовить специалистов индивидуально, адресно, штучно. Существующая нормативная база позволяет разрабатывать индивидуальные рабочие учебные планы. Также понятно, что это

весьма затратно для всех. В случае если работодатель готов оплачивать эти расходы, что является общемировой практикой, вузы готовы к такой форме сотрудничества. Подобная практика существует в системе дополнительного профессионального образования. Ситуация же сегодняшнего дня, объективное финансовое положение большинства предприятий региона, наличие избыточного предложения на рынке труда толкает предприятия на более легкий путь обеспечения себя персоналом. Отсюда и возникает проблема неадаптированности многих молодых специалистов к требованиям конкретного работодателя.

Говоря о проблемах подготовки кадров для реального сектора экономики, необходимо помнить, что важно не только воспроизводство рабочих и инженерных кадров. Не менее остро стоит вопрос о совершенствовании системы подготовки управленческих и экономических кадров для реального сектора экономики, топ-менеджмента предприятий. И здесь основную роль должна играть практикоориентированная магистерская подготовка и дополнительное профессиональное образование, в частности программы MBA. Развитие этих направлений в качестве стратегических должно стать определяющим в рамках формирования систем непрерывного образования в вузах. Возникает возможность непосредственно ориентироваться на запросы конкретных предприятий и отраслевых комплексов, выстраивать гибкие магистерские программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, встраиваться в корпоративные образовательные системы. В результате можно будет говорить о полноценной системе непрерывного образования, непрерывной подготовки кадров для реального сектора экономики - основной миссии вузов.

Таким образом, решение проблемы воспроизводства кадров для реального сектора экономики должно рассматриваться в широком контексте с учетом всего спектра воздействующих факторов и носить комплексный характер. Анализ развития современного профессионального образования необходимо основывать на том, что процессы функционирования высшей и средней профессиональной школы, тенденции развития рынка образовательных услуг детерминированы экономическими и социально-культурными проблемами российского общества. В связи с этим вопросы реформирования профессионального образования не должны решаться односторонне, нельзя исходить из самодостаточности и изолированности профессионального образования - необходимо одновременно предполагать воздействие на все сферы и институты общества, способные оказывать влияние на процессы воспроизводства кадров для реального сектора экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2013. 13 дек.

2. Сведения о среднегодовой численности занятых в экономике Саратовской области по видам экономической деятельности. URL: http://srtv.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/srtv/ru/ statistics/employment/ (дата обращения: 11.02.2014).

3. Сведения о среднемесячной заработной плате работников организаций Саратовской области по видам деятельности. URL: http://srtv.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/srtv/resources/ htm (дата обращения: 11.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.