Научная статья на тему 'Развитие системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов'

Развитие системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система вознаграждения негосударственных пенсионных фондов / негосударственное пенсионное обеспечение / обязательное пенсионное страхование / управляющая компания / программа долгосрочных сбережений / non-state pension funds remuneration system / non-state pension provision / compulsory pension insurance / management company / long-term savings program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Станиславовна Есаулкова

Рассматриваются основные изменения в системе вознаграждения негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в сфере негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) и обязательного пенсионного страхования (ОПС), произошедшие с начала 2024 г. Сделан акцент на положительное влияние новой системы вознаграждения как на клиентов фондов, так и на сами НПФ. Используя сравнительные анализ, делаются выводы о различиях прежней системы вознаграждения НПФ и текущей. В заключении описаны перспективы дальнейшего развития системы вознаграждения НПФ в пенсионной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татьяна Станиславовна Есаулкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the remuneration system of non-state pension funds

The main changes in the remuneration system of non-state pension funds (NPFs) in the field of non-state pension provision (NGOs) and compulsory pension insurance (OPS) that have occurred since the beginning of 2024 are considered. Emphasis is placed on the positive impact of the new remuneration system on both fund clients and NPFs themselves. Using comparative analysis, conclusions are drawn about the differences between the previous NPF remuneration system and the current one. In conclusion, the prospects for further development of the NPF remuneration system in the pension industry are described.

Текст научной работы на тему «Развитие системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 369.01:33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-233-238 EDN: https://elibrary.ru/ojhzzd NIION: 2003-0059-2/24-029 MOSURED: 77/27-003-2024-02-228

Развитие системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов

Татьяна Станиславовна Есаулкова1'2

1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, tatiana.esaulkova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9595-1794

2 ООО «Специализированная депозитарная компания «Гарант», Москва, Россия

Аннотация. Рассматриваются основные изменения в системе вознаграждения негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в сфере негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) и обязательного пенсионного страхования (ОПС), произошедшие с начала 2024 г. Сделан акцент на положительное влияние новой системы вознаграждения как на клиентов фондов, так и на сами НПФ. Используя сравнительные анализ, делаются выводы о различиях прежней системы вознаграждения НПФ и текущей. В заключении описаны перспективы дальнейшего развития системы вознаграждения НПФ в пенсионной отрасли.

Ключевые слова: система вознаграждения негосударственных пенсионных фондов, негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, управляющая компания, программа долгосрочных сбережений

Для цитирования: Есаулкова Т. С. Развитие системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 233-238. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-233-238. EDN: OJHZZD.

Original article

Development of the remuneration system of non-state pension funds

Tatiana S. Esaulkova1,2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, tatiana.esaulkova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9595-1794

2 LLC «Specialized Depository Company «Garant», Moscow, Russia

Abstract. The main changes in the remuneration system of non-state pension funds (NPFs) in the field of non-state pension provision (NGOs) and compulsory pension insurance (OPS) that have occurred since the beginning of 2024 are considered. Emphasis is placed on the positive impact of the new remuneration system on both fund clients and NPFs themselves. Using comparative analysis, conclusions are drawn about the differences between the previous NPF remuneration system and the current one. In conclusion, the prospects for further development of the NPF remuneration system in the pension industry are described.

Keywords: non-state pension funds remuneration system, non-state pension provision, compulsory pension insurance, management company, long-term savings program

For citation: Esaulkova T. S. Development of the remuneration system of non-state pension funds. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):233-238. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-233-238. EDN: OJHZZD.

С 2024 г., одновременно с запуском нового сберегательного инструмента для граждан Российской Федерации — Программы долгосрочных сбережений (ПДС), негосударственные пенсионные фонды (НПФ) также получили и изменения в отношении своего вознаграждения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Эти изменения относятся ко всем новым договорам, заключаемым фондами с вкладчиками, начиная с 1 января 2024 г. По договорам, заключенным до окончания 2023 г., действует прежняя система определения вознаграждения фондов в НПО. В данной статье предложен

© Есаулкова Т. С., 2024

обзор основных нововведений. Важно отметить, что вознаграждение НПФ, принявших решение участвовать в ПДС и уже вступивших в эту систему, будет определяться аналогично системе НПО. Поскольку у граждан, имеющих пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), имеется возможность перевести накопления из системы ОПС в систему ПДС, в данной публикации произведен сравнительный анализ системы вознаграждения фондов в системе ПДС с действующей системой определения вознаграждения НПФ в системе ОПС.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Прежняя система вознаграждения НПФ,

Управляющей компании (УК), Специализированного депозитария (СД) и оплаты расходов, связанных с инвестированием средств в ОПС

Система вознаграждения НПФ в сфере ОПС, действующая с 2018 г., выглядела следующим образом. Вознаграждение фонда включает в себя постоянную и переменную части вознаграждения1.

Оплата переменной части вознаграждения фонда (success fee) производится за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений и не должна превышать 15 % указанного дохода. Расчет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений для целей расчета переменной части вознаграждения фонд должен осуществлять за отчетный год. Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Это вознаграждение выплачивается не чаще одного раза в год.

Оплата постоянной части вознаграждения фонда (management fee) производится в течение года за счет средств пенсионных накоплений и, соответственно, уменьшает размер пенсионных накоплений. При этом отражение такой оплаты и изменение пенсионных накоплений на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованных лиц происходят в рамках расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений и их отражения на пенсионных счетах застрахованных лиц2. Фонд отражает вытлату постоянной части вознаграждения в составе расходов по средствам пенсионных накоплений и одновременно показывает начисление дохода в составе собственных средств в сумме постоянной части вознаграждения3.

Размер постоянной части вознаграждения фонда за отчетный год и размер необходимых расходов, непосредственно связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений и оплачиваемых из средств пенсионных накоплений, не превышает 0,75 % от средней стоимости чистых активов за отчетный год. Выплата постоянной части вознаграждения фонда производится не чаще одного раза в месяц.

В состав необходимых расходов входят необходимые расходы управляющей компании на инвестирование пенсионных накоплений, определенные договором доверительного управления, оплата гарантийных взносов в ГК АСВ в размере, установленном законодательством, и отчисления в резерв фонда по ОПС в размере, установленном законодательством.

Вознаграждения УК и СД, ставка по которым определяется в рамках договорных отношений, выплачивается по ОПС из собственных средств фонда. Необходимые расходы УК (например, банковская и брокерская комиссии) выплачиваются соответственно за счет средств пенсионных накоплений (ПН). Перечень необходимых расходов, непосредственно связанных с инвестированием средств ПН, устанавливается Договором доверительного управления (ДУ). Необходимые расходы СД по ОПС, перечень которых устанавливается договором со СД, а также договором с управляющей компанией (если это установлено договором СД и УК), выплачиваются за счет собственных средств фонда.

Прежняя система вознаграждения НПФ,

Управляющей компании (УК), Специализированного депозитария (СД) и оплаты расходов, связанных с размещением пенсионных резервов По негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) фонды имели право брать исключительно только переменную часть (success fee) — 15 % от полученного ими инвестиционного дохода от размещения средств пенсионных резервов. Это вознаграждение определялось по итогам отчетного года и выплачивалось не чаще одного раза в год.

Вознаграждения УК и СД, ставка по которым определяется в рамках договорных отношений, выплачивается по НПО из средств пенсионных резервов; предельная величина вознаграждений нормативно не установлена.

Необходимые расходы УК (например, банковская и брокерская комиссии) выплачиваются соответственно за счет средств пенсионных резервов (ПР). Перечень необходимых расходов, непосредственно связанных с размещением средств ПР, устанавливается Договором ДУ. Необходимые расходы СД по НПО, перечень которых устанавливается догово-

1 В соответствии со ст. 36.23 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС «КонсультантПлюс».

2 В соответствии с Указанием Банка России от 23 сентября 2016 г. N° 4139-У «О порядке расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы негосударственного пенсионного фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии» // СПС «КонсультантПлюс».

3 В соответствии с п. 35 МСФО 15.

ECONOMIC SCIENCE

ром с СД, выплачиваются за счет средств пенсионных резервов.

В системе вознаграждения НПФ наличие постоянной части вознаграждения фонда за счет средств пенсионных накоплений объясняется более поздним (по сравнению с НПО) вступлением в действие системы ОПС4, а также теми условиями, в которые были поставлены НПФ, участвующие в системе ОПС. Поэтому изменение системы вознаграждения для НПО было всего лишь вопросом времени, в течение которого расходы НПФ значительно увеличились, соответственно снизив доходность.

Новая система вознаграждения НПФ, УК, СД и оплаты расходов в системе ОПС и НПО, формирования долгосрочных сбережений

Обсуждения новой системы вознаграждения НПФ в рамках НПО велись давно. Инициатором выступила Национальная ассоциация НПФ (НАПФ).

Такому продукту, как НПО, было трудно конкурировать с другими финансовыми продуктами на российском рынке. Причиной тому стало снижение рыночных процентных ставок, а значит, и доходности пенсионных фондов и, как следствие, существенное снижение прибыльности, вымывание капиталов и потенциальная экономическая неэффективность отрасли для инвесторов в целом. НАПФ предложила изменить подход к системе вознаграждения НПФ, который бы помог не допустить снижения инвестиционной привлекательности бизнеса, а именно ввести постоянную часть вознаграждения по НПО по аналогии с ОПС.

Банк России совместно с НПФ приступил к разработке новой системы вознаграждения для фондов. В итоге были представлены изменения в систему вознаграждения НПФ как по ОПС, так и по НПО.

В рамках закона5 была уменьшена постоянная часть вознаграждения по ОПС для НПФ на 0,25 проц. п. с 0,75 до 0,5 % от аккумулированных фондом пенсионных накоплений. Это вознаграждение выплачивается не чаще одного раза в месяц. При этом уровень переменной части будет составлять 20 % по итогам 2024-2026 гг. и 15 %, начиная с 2027 г. и в последующие годы. Переменная часть вознаграждения выплачивается раз в год.

Согласно закону6, размер постоянной части вознаграждения фонда за отчетный год и размер необходимых расходов, непосредственно связанных с

размещением средств ПР и оплачиваемых из средств ПР, не могут превышать 0,6 % от средней совокупной стоимости средств, с 2027 г. — 0,5 %. Данное вознаграждение выплачивается не чаще одного раза в месяц. Плюс НПФ смогут удерживать переменное вознаграждение в размере 20 % от части дохода, которая не превышает индикатор Банка России, и 25 % от части дохода, которая превысит индикатор Банка России. Бенчмарком для определения размера вознаграждения может стать таргетируемая Банком России инфляция. Это вознаграждение выплачивается не чаще одного раза в год. Регулятор в ближайшее время должен дополнительно определить и сам бенчмарк для расчета нового переменного вознаграждения для НПФ.

Идея установления бенчмарка при расчете success fee для НПФ не является новой. Давно прорабатывалась идея, вместо переменной части вознаграждения от абсолютного инвестиционного дохода, ввести вознаграждение от реального дохода, т. е. за вычетом инфляции, которая будет являться базовым обязательством фондов. Однако, возникновение такой связи может оказать негативное влияние на доходность инвестирования и уровень риска инвестиционных стратегий НПФ, а в конечном итоге на финансовую устойчивость фондов и потенциал к дальнейшему развитию всей индустрии.

Вознаграждения УК и СД будут выплачиваться из собственных средств фонда, за исключением договоров НПО, оформленных до 1 января 2024 г., по которым система остается прежней, и вознаграждения будут по-прежнему выплачиваться за счет средств пенсионных резервов. Необходимые расходы УК также будут выплачиваться соответственно за счет средств ПН и пенсионных резервов ПР. Перечень необходимых расходов, непосредственно связанных с инвестированием средств ПН/размещением средств ПР устанавливается Договором ДУ.

Необходимые расходы СД будут оплачиваться за счет собственных средств фонда (в соответствии

4 В соответствии с Федеральным Законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5 В соответствии со ст. 36.23 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС «КонсультантПлюс».

6 В соответствии со ст. 35.4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС «КонсультантПлюс».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

с заключенными договорами СД с фондом) за исключением договоров по НПО, оформленных до 1 января 2024 г.

Анализ нововведений (плюсы и минусы) с точки зрения НПФ и их клиентов (вкладчиков)

Изначально при настройке разных возможностей системы вознаграждений НПФ Банк России пытался дополнительно стимулировать фонды, чтобы увеличивать доходность пенсионных активов7.

Новые ставки вознаграждения по ОПС дают клиентам возможность получать большую доходность на счета при гросс-доходности по портфелю примерно до 4 % годовых. При большей доходности портфеля на счета с новой системой вознаграждения попадает меньше средств, причем разница растет по мере роста доходности. С 2027 г. новая система вознаграждения будет лучше для клиентов НПФ в любом случае.

Также очевидно, что в первые три года в ПДС на счета клиентам будет поступать средств меньше, чем в ОПС (при прежнем или новом подходе и при любой доходности). С 2027 г. примерно с уровня 5,5 % и выше годовых гросс-доходности система вознаграждения ПДС менее выгодна для клиента, чем прежняя система вознаграждения ОПС, при доходности ниже 5,5 % годовых. Да, программа предусматривает обязательную безубыточность инвестиций. Безубыточность взносов гарантируется НПФ на периодах от одного года до пяти лет. При этом закон не обязывает НПФ начислять по счету гражданина какую-то фиксированную ставку дохода, гарантий по минимальному доходу не предусмотрено. Таким образом, для клиента новая система вознаграждения ОПС выгоднее ПДС в любом случае. Чтобы сделать ПДС более привлекательным продуктом для клиентов необходимо внести дополнительные изменения в налоговый кодекс. В настоящее время ПДС, как и НПО, облагается налогом на прибыль, что негативно отразится на доходности, которая будет разнесена на счета участников (по ОПС налога на прибыль нет).

В качестве положительных изменений для клиентов НПФ, прежде всего, выделим:

♦ приближенность новой системы вознаграждений НПО к системе вознаграждений фондов по ОПС. У фонда теперь отсутствует возможность выплаты больших вознаграждений из средств пенсионных резервов непосредственно УК, каким-либо образом связанными с НПФ;

♦ новая система вознаграждений должна привести к снижению комиссий НПФ, что позволит увеличить доходность пенсионных накоплений и резервов;

♦ наличие дополнительного переменного вознаграждения по НПО8 от части дохода, превышающий индикатор Банка России, не повлияет на сохранность пенсионных вложений. НПФ обязан размещать средства своих клиентов на наилучших доступных условиях, в том числе с точки зрения соотношения риска и доходности. Если у НПФ недостаточно собственных средств для покрытия убытка от инвестирования, тогда включается система государственной гарантии, которая предусматривает возмещение вложенных средств9.

Постоянная часть вознаграждения НПФ, по задумке регулятора, должна будет покрывать преимущественно их постоянные издержки, тогда как бонусы и дивиденды НПФ будут формироваться за счет переменной части вознаграждения, взимаемой с части их дохода.

Однако, анализ показателей деятельности НПФ показывает отсутствие зависимости системы вознаграждения НПФ от размера получаемого вознаграждения и в итоге не стимулирует финансовую организацию к повышению доходности инвестирования, на примере инвестирования пенсионных накоплений (табл. 1).

Как можно видеть по данным табл. 1, снижение дохода от инвестирования средств ПН в 2021 г. составило порядка 35 %. Вознаграждение пенсионных фондов (постоянная часть) при этом снизилось на 13 %, а переменное вознаграждение снизилось всего лишь на 29 %, что не совпадает с темпами снижения инвестиционного дохода. В 2020 г. снижение дохода от инвестирования составило порядка 30 % по сравнению с доходами, полученными в 2019 г. Однако вознаграждение НПФ (постоянная часть) при этом практически не сократилось, а вознаграждение УК даже выросло. Переменная часть вознаграждения НПФ сократилась

7 «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях». Банк России. Документ для общественного обсуждения, 2022 // URL://https://cbr.ru/Content/Document/File/ 139354/йпапйа1_тагке^20220804^.

8 Для договоров, оформленных после 1 января 2024 г.

9 В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2022 г. № 555-ФЗ «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» // СПС «КонсультантПлюс».

jjiiL.

-^pr-

ECONOMIC SCIENCE

Таблица I

Показатели деятельности НПФ* 2021 г., тыс. руб.10 2020 г., тыс. руб.11 2019 г., тыс. руб.12

Доход, полученный от инвестирования средств ПН 117 299 357,28 179 627 146,80 270 057 856,30

Постоянная часть вознаграждения НПФ 24 912 624,21 28 670 299,30 28 308 623,85

Переменная часть вознаграждения НПФ 18 626 684,89 26 282 073,60 31 328 405,90

Итого вознаграждение НПФ 43 539 309,10 54 952 372,90 59 637 029,75

Вознаграждение УК по ДДУ СПН — постоянная часть 1 482 926,92 5 238 397,70 1 522 366,72

Вознаграждение УК по ДДУ СПН — переменная часть 4 745 422,36 2 860 104,30 8 460 064,28

Итого вознаграждение УК 6 228 349,28 8 098 502,00 9 982 431,00

Доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, полученный за отчетный год и распределенный по пенсионным счетам накопительной пенсии 89 828 524,90 139 539 346,30 202 204 297,57

* По данным БР.

порядка 16 %, что также не соответствует уровню снижения инвестиционного дохода.

Очевидно, что только два фактора приводят к росту валовой доходности НПФ — это объем привлеченных средств пенсионных накоплений на одно застрахованное лицо и соотношение полного вознаграждения фонда к размеру пенсионных накоплений данного фонда. Остальные факторы оказывают, скорее, обратное воздействие на валовую доходность НПФ.

Если анализировать положительные изменения для НПФ от введения новой системы вознаграждений, то, прежде всего, можно выделить следующие:

♦ вознаграждение может удерживаться в собственные средства НПФ чаще (постоянная часть — не чаще одного раза в месяц), что положительно повлияет на финансовую устойчивость фондов;

♦ возможность в течение текущего отчетного года покрывать текущие расходы НПФ (в том числе вознаграждение УК и СД);

♦ гарантированное получение постоянной части вознаграждения НПФ по всем видам деятельности вне зависимости от наличия дохода от размещения и инвестирования средств;

♦ введение постоянного вознаграждения по НПО улучшит финансовую устойчивость фондов, появится возможность отойти от консервативной стратегии при размещении средств ПР, а значит увеличить потенциальную доходность инвестирования;

♦ введение дополнительного переменного вознаграждения по НПО от части дохода, превышающий бэнчмарк, будет стимулировать фонды с развитой си-

стемой управления рисками к повышению эффективности управления пенсионными резервами.

Перспективы развития системы вознаграждения НПФ, как элемента пенсионной системы страны

Для повышения доходности деятельности НПФ регулятору необходимо разработать современный механизм стимулирования повышения эффективности деятельности управляющих компаний. В настоящее время регулированию подлежит только вознаграждение самого НПФ.

Порядок начисления вознаграждения УК определяется договором с НПФ, и, таким образом, возникает конфликт интересов застрахованных лиц (вкладчиков и участников при заключении договоров доверительного управления средствами ПР) НПФ, заинтересованных в снижении затрат на доверительное управление активами, и руководством НПФ, заключающим соответствующий договор. Соответственные нормы и ограничения при составлении и заключении такого договора могут быть введены как на государственном уровне через указания Банка России, так и на уровне саморегулирования через разработку Базовых стандартов, регулирующих

10 Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов 2021 г. // URL://https://cbr.ш/fmmar-ket/supervisюn/sv_coП/ops_npf/2021y/

11 Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов 2020 г. // URL://https://cbr.ш/fmmar-ket/supervision/sv_coll/ops_npf/2020y/

12 Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов 2019 г. /Ш^Ь:// https://cbr.ru/finmar-ket/supervision/sv_coll/ops_npf/2019у/

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

взаимоотношения НПФ и УК. Устранить полностью несовпадение интересов будущих пенсионеров и учредителей на сегодняшний день не представляется возможным по причине того, что НПФ являются коммерческими организациями. В качестве дополнительных мер для повышения эффективности деятельности НПФ со стороны регулятора потребуется разработка механизма инвестирования «длинных» пенсионных денег в финансовые инструменты, выпущенные непосредственно для НПФ и под гарантии государства, которые будут гарантировать и доходность, и сохранность.

Очевидно, что текущие изменения в системе вознаграждений НПФ положительно оценят, прежде всего, те фонды, которые имеют значительные активы в средствах пенсионных резервов, а также те НПФ, которые смогут привлечь больше клиентов в ПДС в том числе и из других фондов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Банка России, к середине февраля 2024 г. треть российских негосударственных пенсионных фондов стали операторами программы долгосрочных сбережений. Банк России зарегистрировал правила формирования долгосрочных сбережений (ФДС) 13 фондов (всего в России действует 37 НПФ). По данным регулятора, на 16 февраля 2024 г. более 100 тыс. граждан уже приняли участие в этой программе, в среднем участники программы пополняют счет на 8 тыс. руб. Число участников продолжит расти и, по мнению регулятора, покажет пиковые значения ближе к концу 2024 г., в октябре - ноябре 2024 г. в программу ежемесячно ориентировочно будут вступать 250 тыс. человек. Соответственно, к 2030 г. в ПДС будут задействованы средства не менее 9 млн россиян совокупным объемом свыше 1,2 трлн руб.

Однозначно, что для всех НПФ введение новых правил системы вознаграждений означают необходимость пересмотра инвестиционных стратегий и более тщательного отбора управляющих компаний. Фон-

дам придется работать более эффективно, чтобы обеспечить доходность, которая позволит покрыть расходы и получить прибыль. Новая система вознаграждений должна привести к снижению комиссий НПФ, что, в свою очередь, тоже может увеличить доходность пенсионных накоплений и резервов.

Кроме того, НПФ могут переложить часть рисков инвестирования на клиентов, что может привести к более высокой волатильности доходности. В целом, изменения в системе вознаграждения НПФ являются важным шагом на пути к повышению прозрачности и эффективности пенсионной системы. Однако, чтобы оценить окончательно последствия этих изменений, необходимо время.

Библиографический список

1. Жигас М. Г., Огорелкова Н. В., Реутова И. М. Проблемы формирования вознаграждения негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний при инвестировании пенсионных накоплений // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/pro-blemy-formirovaniya-voznagrazhdeniya-negosudarstve nnyh-pensionnyh-fondov-i-upravlyayuschih-kompaniy-pri-investirovanii.

2. Кто захочет участвовать в программе долгосрочных сбережений // Московский комсомолец. 2024. 9 февр.

Bibliographic list

1. Zhigas M. G., Ogorelkova N. V., Reutova I. M. Problems of formation of remuneration of non-state pension funds and management companies when investing pension savings // URL://https://cyberleninka.ru/ artide/n/problemy-formirovaniya-voznagrazhdeniya-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-i-upravlyay-uschih-kompaniy-pri-investirovanii.

2. Who wants to participate in the long-term savings program // Moskovsky Komsomolets. 2024. February 9.

Информация об авторе

Т. С. Есаулкова — профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, генеральный директор ООО «Специализированная депозитарная компания «Гарант», доктор экономических наук.

Information about the author

T. S. Esaulkova — Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, General Director of LLC «Specialized Depository Company «Garant», Doctor of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 05.04.2024. The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 05.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.