Панов Д. В., Сафоник И. В., РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
Ковков Д. В., Саватюгин Б. Г. ПО СОЗДАНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ПЕРЕВООРУЖЕ-
НИЮ НАЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
1.3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ПО СОЗДАНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ПЕРЕВООРУЖЕНИЮ НАЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Панов Дмитрий Витальевич, кандидат юридических
наук, генеральный директор
Место работы: ФГУП «НПО «Техномаш»
Сафоник Иван Васильевич, кандидат технических наук, заместитель генерального директора по координации инвестиционной деятельности - директор Центра инвестиционных программ Место работы: ФГУП «НПО «Техномаш»
Ковков Джордж Владимирович, кандидат технических наук, советник генерального директора по инновационному развитию
Место работы: ФГУП «НПО «Техномаш»
[email protected] Саватюгин Борис Геннадьевич, кандидат технических наук, ведущий специалист Место работы: ФГУП «НПО «Техномаш»
Аннотация: В статье предложены подходы к развитию системы управления инвестиционными проектами по созданию, реконструкции и техническому перевооружению наземной инфраструктуры космической отрасли Российской Федерации. Сформулированы основные направления исследований, которые должны быть проведены для разработки механизмов повышения строительного потенциала отрасли и эффективности капитальных вложений в среднесрочной перспективе. Ключевые слова: система управления, инвестиционные проекты, реконструкция, техническое перевооружение, наземная инфраструктура, космическая отрасль.
Повышение значимости космических систем в современном обществе, науке и промышленности, повышение динамики развития науки и техники, усиление международной конкуренции, изменения политической обстановки диктуют необходимость усиления внимания государства к космической отрасли.
Основами государственной политики России в части космической деятельности, утвержденными главой государ-
DEVELOPMENT OF A MANAGEMENT SYSTEM OF INVESTMENT PROJECTS ON CREATION, RECONSTRUCTION AND MODERNIZATION OF SPACE INDUSTRY GROUND INFRASTRUCTURE
Panov Dmitry V., PhD in Legal Sciences, General Director Work place: FSUE «NPO «Tekhnomash»
Safonik Ivan V., PhD in Technical Sciences, Deputy general director of investing activities coordination - Director of the Centre of investment programs
Work place: FSUE «NPO «Tekhnomash»
Kovkov George V., PhD in Technical Sciences, Advisor to the General director for Innovative Development
Work place: FSUE «NPO «Tekhnomash»
Savatugin Boris G., PhD in Technical Sciences, Senior specialist Work place: FSUE «NPO «Tekhnomash»
Annotation: The authors of the article considers the approaches to the development of investment project management system for the creation, renovation and modernization of Russian space industry ground infrastructure. The basic areas of research is shown that should be undertaken for the development of mechanisms to increase the capacity of the construction industry and the efficiency of capital investments in the medium term. Keywords: control system, investment projects, reconstruction, modernization, ground infrastructure, space industry.
ства в 2013 году, заложены основные цели развития отрасли. В их число входят:
- обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, исключающего потенциальные риски при использовании наземной космической инфраструктуры за рубежом;
- защита государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, включая признанное Уставом ООН право на самооборону;
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
6'2016
- создание информационных полей, обеспечивающих на всей территории страны непрерывную связь, телерадиовещание, навигацию, оперативное получение данных наблюдения Земли и атмосферы из космоса, равноправный доступ граждан Российской Федерации к информационным ресурсам;
- получение научных данных о космосе, Земле и других небесных телах для развития фундаментальной науки, достижения и поддержания лидирующих позиций на наиболее значимых ее направлениях, в том числе в исследовании Луны, Марса, других тел Солнечной системы, использования внеземных ресурсов, познания механизмов образования, развития Земли и эволюции ее климата, для выявления опасных для земной цивилизации угроз из космоса и подготовки мер по их парированию;
- наращивание и использование конкурентных возможностей и преимуществ России в сфере космической деятельности, выход России в число ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ и услуг) и развитие внутреннего рынка таких товаров (работ и услуг);
- развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов и уникальной экспериментальной базы отечественной ракетно-космической промышленности в целях разработки и производства конкурентоспособной космической техники в соответствии с потребностями социально-экономической сферы и науки.
- другие цели, перечисленные в [1].
Решение задач, обеспечивающих достижение указанных целей, возлагается в том числе и на предприятия ракетно-космической промышленности. Уровень, сложность и уникальность решаемых задач определяют повышенные требования к объектам капитального строительства наземной инфраструктуры космической отрасли. В 2006 году Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232-ФЭ [3] в Градостроительный кодекс [2] добавлена статья 48.1 «Особо опасные технически сложные и уникальные объекты», в соответствии с которой «Объекты космической инфраструктуры» отнесены к категории особо опасных и технически сложных. Тем же законом добавлены следующие критерии отнесения объектов к категории уникальных:
- высота более чем 100 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
В данном случае необходимо отметить, что под категорию уникальные объекты в отрасли попадает значительное количество зданий и сооружений. Таким образом, указанные обстоятельства диктуют и существенное повышение требований к системам управления инвестиционными проектами, направленными на создание, совершенствование и восстановление указанных объектов.
Усиление внимания государства к результатам космической деятельности и ракетного вооружения, ускорение научно-технического прогресса в этой отрасли, усиление конкуренции на международном рынке ракетно-космической техники и услуг, а также устаревание промышленной базы обусловили необходимость проведения масштабной модернизации, затрагивающей преобладающее количество капитальных объектов. Соответственно начиная с 2011 года объемы инвестиций, направляемых в капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение отрасли существенно возросли. При этом возникли проблемы, связанные с освоением объемов бюджетных средств, направляемых в капитальные вложения, обусловленные тем, что в период 1990-2010 годов уделялось мало внимания совершенствованию и развитию систем управления инвестициями. Таким образом, ко второму деся-
тилетию 21 века отрасль подошла со значительным устареванием нормативной и правовой базы, не обеспечивающей надежное и своевременное выполнение планов капитального строительства, а также требующей реформирования системой управления инвестициями в капитальные вложения.
Учитывая сказанное, для достижения целей, поставленных перед отраслью руководством страны, необходимо провести определенные реформы, в том числе, и в части управления инвестициями в капитальное строительство. Для разработки механизмов повышения строительного потенциала отрасли и эффективности капитальных вложений в среднесрочной перспективе планируется осуществить ряд научно-исследовательских работ, связанных с разработкой и совершенствованием системы управления инвестиционной деятельностью. Основные направления исследований приведены ниже:
1. Совершенствование методов управления инвестиционной деятельностью, направленной на капитальные вложения, в том числе:
1.1. Разработка и совершенствование методов оперативного, среднесрочного и долгосрочного планирования и осуществления инвестиционной деятельности.
1.2. Разработка и совершенствование методов определения и количественной оценки рисков, возникающих при реализации инвестиционных проектов, и механизмов управления указанными рисками.
1.3. Разработка методов многокритериальной оценки приоритетности инвестиционных программ.
1.4. Разработка и совершенствование методов стратегического планирования развития отрасли.
1.5. Разработка и совершенствование методов прогнозирования объемов производства и инвестиционных потребностей отрасли.
2. Совершенствование методов экономического обоснования инвестиций, в том числе:
2.1. Разработка и совершенствование методов обоснования потребности в инвестициях, при включении инвестиционных проектов в федеральную адресную инвестиционную программу, в том числе разработка методов определения возможностей предприятий отрасли по софинансированию указанных инвестиционных проектов.
2.2. Исследование методов определения стоимости уникального, специализированного производственно-технологического и испытательного оборудования.
2.3. Разработка и совершенствование методов оценки эффективности применения в составе технологических линий отечественных и зарубежных образцов технологического оборудования.
2.4. Разработка и совершенствование методов определения стоимости капитального строительства, учитывающих отраслевые особенности производства работ.
3. Разработка и совершенствование методов организации инвестиционной деятельности, направленной на капитальные вложения.
4. Разработка и совершенствование технологии производства строительных и монтажных работ.
Результаты научных исследований планируется использовать при формировании и развитии системы отраслевых нормативно-методических документов, сметных норм и нормативов. Внедрение передовых технологий управления инвестиционными проектами в организациях ракетно-космической про-
Панов Д. В., Сафоник И. В., РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
Ковков Д. В., Саватюгин Б. Г. ПО СОЗДАНИЮ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ПЕРЕВООРУЖЕ-
НИЮ НАЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
мышленности должно способствовать росту потенциала отрасли в части реализации инвестиционных программ.
Повышения эффективности капитальных вложений, обоснованности экономических расчетов и принимаемых управленческих решений, роста производительности труда персонала,
занятого в управлении инвестиционными проектами планируется достигнуть путем автоматизации процессов подготовки и реализации инвестиций. Организационная схема функциональной части замысла автоматизированной системы управления инвестиционными проектами приведена на рисунке 1.
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
Доведение ФЦП, направление уточненных параметров ГОЗ, нормативных актов, указаний, запросов и т.д.
Центр инвестиционных программ - 800
АРМ СОТРУДНИКОВ ЦИП80С
МОБИЛЬНЫЙ ОФИС СОТРУДНИКОВ ЦИП-80С ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК
Актуализация оперативной информации и отчетной документации
Сопровожден ие ФЦП, внесение в ИСТП ЦИ П-800 сведений о параметрах ФЦП, ГОЗ, нормативных актов, указаний, поручений, запросов, осуществление научно-аналитической и научно-методической деятельности, в соответствии с Положением о ЦИП 800
Доведение ФЦП,
уточнённых параметров ГОЗ, нормативных актов, указаний и запросов, в части касающейся деятельности
Заказчика (застройщика)
ПОДСИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГК РОСКОСМОС
ИСТП ЦИ П-800
Получение актуальной информации о ходе исполнения ФЦП, проектов корректировок действующих ФЦП и предложений по включению объектов во вновь формируемые ФЦП, иной сводной и консолидированной информации в рамках функциональных возможностей ИСТП ЦИП-800
^/ikV
. 2=
Р Сервер обеспечения >1Х защиты данных
Ведение документации
по строительству установленного образца, внесение оперативной информации о ходе строительства
Подготовка предложений в ФЦП, формирование проектов паспортов объекта, внесение в ИСТП ЦИП800 обоснований экономической целесообразности, возможностей софинансирования, формирование титульных списков, технических заданий на проектирование,
строительство, внесение оперативной информации, отчетной и приемосдаточной
документации, внесение сведений об имеющихся производственных мощностях (оборудовании, объектах капитального строительства и др.)
Доведение корректировок ТЗ на проектирование
ПОЛЕВОЙ ОФИС
ОФИС ПРОЕКТИРОВЩИ
Внесение проектной документации, предпроектных проработок, выполняемых в проектной организации
Рисунок 1. Организационная схема функциональной части автоматизированной системы управления инвестиционными проектами.
Как видно из схемы в отрасли планируется создание распределенной автоматизированной системы управления, охватывающей все информационные потоки и этапы подготовки и реализации инвестиционных проектов. Эта система должна связать воедино все организации ракетно-космической отрасли, участвующие в инвестиционном процессе.
На первых этапах разработки системы планируется выйти на практически полную автоматизацию всех функций управления инвестиционными проектами. Дальнейшее развитие системы должно включить в схему и проектирование объекта (в формате мульти Р проектирование) и непосредственно стройку и всех поставщиков как оборудования, так и строительных конструкций, материалов и изделий.
Таким образом, в среднесрочной перспективе планируется перевести инвестиционную деятельность, направленную на
капитальные вложения в отрасли полностью на передовые технологии управления проектами с возможностью декомпозиции стратегических и тактических задач верхнего уровня вплоть до отдельных операций, выполняемых при реализации проектов.
Список литературы:
1. «Основные положения основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 года за № Пр-906;
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2006 № 232-Ф3