Научная статья на тему 'Развитие системы стратегического управления «Менеджмент-Обучение»'

Развитие системы стратегического управления «Менеджмент-Обучение» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / МЕНЕДЖМЕНТ-ОБУЧЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / LEARNING ORGANIZATION / CONSTANT EDUCATION / KNOWLEDGE MANAGEMENT / MANAGEMENT-TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрылова Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблеме создания эффективной системы стратегического менеджмента на предприятии. Даны методические рекомендации для менеджеров по становлению и развитию стратегического управления «Менеджмент-Обучение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM «MANAGEMENT-TRAINING»1

Article is devoted to a problem of creation of effective system of strategic management at the enterprise. Methodical recommendations for managers on formation and development of strategic management «Management-Training» are made.

Текст научной работы на тему «Развитие системы стратегического управления «Менеджмент-Обучение»»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ-ОБУЧЕНИЕ»

О. А. НЕКРЫЛОВА

Статья посвящена проблеме создания эффективной системы стратегического менеджмента на предприятии. Даны методические рекомендации для менеджеров по становлению и развитию стратегического управления «Менеджмент-Обучение».

Ключевые слова: стратегический менеджмент, обучающаяся организация, непрерывное образование, управление знаниями, менеджмент-обучение.

По данным ряда компетентных исследований, проведенных с 1996 г. в США и других странах Запада, руководители корпораций, консультанты по управлению и преподаватели школ бизнеса едины во мнении: стратегические проблемы развития бизнеса являются ныне приоритетными задачами управления и сохранят свою первостепенную значимость в долгосрочной перспективе. Некоторые авторитетные специалисты считают, что стратегические проблемы бизнеса и в России для многих компаний уже стали наиболее актуальными.

В условиях усиления конкуренции потребность в эффективном стратегическом менеджменте объективно будет нарастать, а адекватное изменение внутрифирменной системы управления станет жизненной необходимостью не только для крупных, но и для средних, а в определенной мере и мелких организаций [1].

Задачи разработки и/или выбора правильной общей стратегии, организации современного стратегического планирования - создания эффективной системы стратегического менеджмента в целом в настоящее время особо актуальны для крупных корпораций, ведущих конкурентную борьбу на глобальных рынках.

В исследуемых организациях первый практический шаг в работе по становлению и/или развитию стратегического управления надо делать в виде обучающего семинара.

Например, это может быть семинар (тренинг) «Стратегический менеджмент как средство достижения успеха в бизнесе» или семинар «Как поставить и/или развивать стратегический менеджмент в современных условиях».

Такой семинар целесообразно проводить именно как обучающий семинар-практикум в ре-

жиме активного диалога с высшими и средними менеджерами организации.

С первого шага процесса становления стратегического менеджмента и на всех последующих этапах его развития на исследуемых предприятия важнейшую роль играет базовый ментальный принцип, который лежит в основе данного процесса, - принцип «Менеджмент-Обучение».

(Management by Learning или MBL).

«Менеджмент-Обучение» (Management by Learning или MBL) - это управленческая система, управленческий подход, современное менеджерские мировоззрение и способ существования, т. е. новая парадигма и новая модель менеджмента.

Наиболее известным из них является теория так называемой обучающейся организации (Learning Organization - LO). Кроме того, параллельно развиваются теории: управление знаниями (Rnowledge Management), менеджмент посредством знаний, Общество-Знание (ТЪе ^owledge Society) и т. д. [3].

Все они по своей сути раскрывают одну и ту же модель в рамках одной и той же управленческой парадигмы - Менеджмент-Обучение (МВL).

Внедрение данной управленческой системы целесообразно в связи с тем, что данное направление теоретического и практического менеджмента на Западе в настоящее время быстро набирает популярность и весьма активно развивается [2]. Фактически все лидеры корпоративного мира в той или иной форме, с той или иной скоростью в своей практике в приоритетном порядке наращивают именно те моменты, которые в теории называются элементами системы LО/МВL, т. е. системы Менеджмент-Обучение.

Методические рекомендации для менеджеров по становлению и развитию стратегического менеджмента:

1. Заручитесь согласием и реальной поддержкой первого менеджера организации.

2. Создайте официальный отдел (подразделение) стратегического развития.

3. Примите в качестве первичной методики деятельности отдела стратегического развития организации настоящие рекомендации.

4. Поставьте стратегические позиции как профессиональную деятельность необходимых подразделениях организации.

5. В деятельность по разработке и развитию общей стратегии вовлеките максимально разумное число специалистов организации (т. е. всех тех, кто реально способен обеспечить высокое качество стратегии).

6. Практикуйте метод коллективного «мозгового штурма» как основной метод достижения в стратегии наиболее значимых результатов.

7. Внедрите стратегические уединения в качестве особой эффективной системы коллективной работы на каждом уединении.

8. Поставьте в системе менеджмента организации подсистему «Менеджмент-Обучение», по стратегическим вопросам.

9. Создайте в Вашей организации систему / культуру «Стратегические беседы».

10. Организуйте результативную деятельность с внешними (привлеченными) консультантами по стратегическим проблемам Вашей организации.

11. Инициируйте подчинение подсистемы стратегического менеджмента непосредственно первому менеджеру организации и/или ее высшему коллегиальному органу управления.

12. Развивайте стратегический менеджмент организации по спирали Менеджмент-Обучение.

Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30-40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении.

Среди основных факторов, иллюстрирующих важность непрерывного образования на исследуемых предприятиях, могут быть выделены следующие:

1. Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникативных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов ра-

бот. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием.

2. Мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного и управленческого высшего образования и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они тем самым имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повышением производительности инженерного и управленческого труда.

3. Изменения во всех областях жизни - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала.

4. Более эффективным и экономичным для фирмы является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Рассматривая важность процесса непрерывного образования на предприятиях в целом, необходимо иметь в виду, что эффективность процесса обучения зависит от успешности каждого отдельного учебного мероприятия. Кумулятивный эффект обучения не может быть получен, если каждое отдельное занятие не будет давать существенного прироста в знаниях, умениях, раскрытии новых возможностей работающих специалистов. Для того чтобы учебные мероприятия проходили более успешно, важно достаточно точно представлять:

1) цели и тип программы обучения;

2) особенности коммуникативного процесса слушателей преподавателей;

3) специфику деятельности преподавателя, работающего со взрослой аудиторией;

4) отличительные параметры самой аудитории взрослых.

«Инновационное» обучение на предприятии подразумевает ориентацию на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз потребности предприятия в изменении профессиональнокадрового потенциала, исходя из соответствующих изменений во внешней среде, в технологии деятельности и системе управления. Административный и управленческий персонал обычно хорошо подготовлен к поддерживающему обучению, но обязанность управленца, ориентированного на стратегическое развитие предприятия - обеспечить потенциал для этого развития, что возможно только путем «инновационного» обучения.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Согласно проведенному нами опросу в исследуемых организациях с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

- организация и формирование персонала управления;

- овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

- воспроизводство персонала;

- интеграция персонала;

- гибкое формирование персонала;

- адаптация;

- внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Согласно данным опроса, работник преследует следующие цели непрерывного образования:

- поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;

Система внутрифирменной подготовки на предприятиях может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

Литература

1. Горбунова О. Н., Гладышева А. В., Селиверстова Е. А. Рынок труда // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей академии экономики и предпринимательства ТГУ им. Г. Р. Державина. Вып. 2 / под общ. ред. О. А. Кацук. Тамбов, 2009.

2. Малышкина Е. А. Кадровый потенциал как фактор повышения конкурентоспособности, предприятий сферы питания // Управление предприятием на конкурентном рынке: мат-лы круглого стола. 19 марта 2010 г. / отв. ред. М. А. Пахомов, В. И. Меньщикова. Тамбов, 2010.

- приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

- приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;

- развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения будет являться связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации [4].

Нами были выделены пять основных ситуаций в обучении для применения в исследуемых организациях (табл. 1).

3. Стаут Л. У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / пер. с англ. М., 2006.

4. Тараненко В. А. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: Тесты для отбора персонала. К., 2006.

* * *

THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM «MANAGEMENT-TRAINING»

O. A. Nekrylova

Article is devoted to a problem of creation of effective system of strategic management at the enterprise. Methodical recommendations for managers on formation and development of strategic management «Management-Training» are made.

Key words: strategic management, learning organization, constant education, knowledge management, management-training.

Пять основных ситуаций в обучении

Таблица 1

Ситуация

Конкретизация потребности в обучении

Метод обучения

Специализированные программы обучения (тренинга продаж, переговоров, креативности) Программы командообразования

Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов

Управленческая подготовка

Подготовка к организационным инновациям_______

Методы поведенческого тренинга

Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации. Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры

Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.