Научная статья на тему 'Развитие системы сопровождения воспитания детей в социокультурном пространстве села'

Развитие системы сопровождения воспитания детей в социокультурном пространстве села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОМОГАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ" / "HELP EDUCATION" / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / АДАПТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛА / ADAPTIVE COMPLEXES OF SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE VILLAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котькова Г.Е.

Проблема исследования интересна читателю тем, что помогает понять: чем определяются и в чем состоят возможности системы педагогического сопровождения личностного развития ребенка, становление которого происходит в условиях современного сельского социума? Какие научные и практические подходы способны обеспечить эффективность этого сопровождения? В статье рассматриваются сущность и составляющие компоненты системы сопровождения воспитания детей в социокультурном пространстве села, дан анализ ресурсов и способов взаимодействия различных структур в моделях адаптивных комплексов Орловского региона. Раскрывается характер педагогического сопровождения как комплексного процесса, обеспечивающего гармонию “нравственной необходимости” субъектов межпоколенческих отношений и условий социокультурного пространства. Методами обобщения результатов исследовательской деятельности педагогов сельских школ, моделирования, педагогического эксперимента была создана и апробирована актуальная модель адаптивного комплекса социокультурного пространства села, которая стала инструментом для описания и объяснения чьих-либо действий с точки зрения их духовно-нравственной направленности. Данная педагогическая модель и практика реализации подтверждают, что актуализация развития творческой индивидуальности происходит посредством поэтапного погружения ребенка в “поле социальных отношений” и действий с субъектами компонентов социальных систем, входящих в модель социокультурного пространства села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SYSTEM OF SUPPORT OF EDUCATION OF CHILDREN IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE VILLAGE

The research problem of interest to the reader because it helps to understand what determines and what are the capabilities of the system of pedagogical support of personality development of the child, the formation of which takes place in modern rural society? What scientific and practical approaches capable of ensuring the effectiveness of this support? The article discusses the nature and components of system of support of education of children in socio-cultural space of the village, the analysis of resources and ways of interaction of various structures in models of adaptive complexes in the Orel region. Reveals the nature of the pedagogical support as an integrated process, ensuring the harmony of the “moral necessity” of the subjects of intergenerational relationships and the conditions of the social space. Methods synthesis of the results of research activity of teachers in rural schools, modeling, pedagogical experiment was created and tested an actual model of the complex adaptive socio-cultural space of the village, which has become a tool for the description and explanation of someone's actions from the point of view of their moral and spiritual orientation. This pedagogical model and practice implementation confirm that the actualization of the development of creative individuality occurs through gradual immersion of the child in the “field of social relations” and actions with subjects components of social systems included in the model socio-cultural space of the village.

Текст научной работы на тему «Развитие системы сопровождения воспитания детей в социокультурном пространстве села»

УДК 376.1 (072.8)Л37.013.42 (072.8) КОТЬКОВА Г. Е.

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kotkova-57@mail.ru

UDC 376.1 (072.8)A37.013.42 (072.8)

KOTKOVA G.E.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of Department of theory and history social pedagogy and social work The federal state budget educational institution of higher

education Orel State University E-mail: kotkova-57@mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕЛА

DEVELOPMENT OF SYSTEM OF SUPPORT OF EDUCATION OF CHILDREN IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE VILLAGE

Проблема исследования интересна читателю тем, что помогает понять: чем определяются и в чем состоят возможности системы педагогического сопровождения личностного развития ребенка, становление которого происходит в условиях современного сельского социума? Какие научные и практические подходы способны обеспечить эффективность этого сопровождения? В статье рассматриваются сущность и составляющие компоненты системы сопровождения воспитания детей в социокультурном пространстве села, дан анализ ресурсов и способов взаимодействия различных структур в моделях адаптивных комплексов Орловского региона. Раскрывается характер педагогического сопровождения как комплексного процесса, обеспечивающего гармонию "нравственной необходимости" субъектов межпоколенческих отношений и условий социокультурного пространства. Методами обобщения результатов исследовательской деятельности педагогов сельских школ, моделирования, педагогического эксперимента была создана и апробирована актуальная модель адаптивного комплекса социокультурного пространства села, которая стала инструментом для описания и объяснения чьих-либо действий с точки зрения их духовно-нравственной направленности. Данная педагогическая модель и практика реализации подтверждают, что актуализация развития творческой индивидуальности происходит посредством поэтапного погружения ребенка в "поле социальных отношений" и действий с субъектами компонентов социальных систем, входящих в модель социокультурного пространства села.

Ключевые слова: "помогающее воспитание", межпоколенческие отношения, сопровождение, адаптивные комплексы социокультурного пространства села.

The research problem of interest to the reader because it helps to understand what determines and what are the capabilities of the system of pedagogical support of personality development of the child, the formation of which takes place in modern rural society? What scientific and practical approaches capable of ensuring the effectiveness of this support? The article discusses the nature and components of system of support of education of children in socio-cultural space of the village, the analysis of resources and ways of interaction of various structures in models of adaptive complexes in the Orel region. Reveals the nature of the pedagogical support as an integrated process, ensuring the harmony of the "moral necessity" of the subjects of intergenerational relationships and the conditions of the social space. Methods synthesis of the results of research activity of teachers in rural schools, modeling, pedagogical experiment was created and tested an actual model of the complex adaptive socio-cultural space of the village, which has become a tool for the description and explanation of someone's actions from the point of view of their moral and spiritual orientation. This pedagogical model and practice implementation confirm that the actualization of the development of creative individuality occurs through gradual immersion of the child in the "field of social relations" and actions with subjects components of social systems included in the model socio-cultural space of the village.

Keywords: "help education", intergenerational relationships, support, adaptive complexes of socio-cultural space of the village.

Современное развитие общества подтверждает житейскую мудрость, что в семье закладываются основы воспитания, что именно от нее зависит, каким вырастет человек, какие черты характера приобретет. Для формирования основ полноценного гармоничного развития ребенка необходимо установление контакта между взрослыми и детьми, согласованная деятельность окружающих его взрослых: в семье, школе, социокультурном

пространстве. По мере осмысления взрослыми своих взаимоотношений с ребенком у них также происходят позитивные личностные изменения. И вот поэтому так важна роль системы комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса для коррекции и нормализации межпоколенческих отношений.

По единодушному признанию специалистов, наиболее кризисным звеном в цепи социального воспита-

© Котькова Г.Е. © Kotkova G.E.

ния в социокультурном пространстве в настоящее время является семья. Провоцирующие факторы современности (кризис ценностно-смыслового наполнения, тлетворное влияние СМИ на неокрепшие молодые умы, вредные привычки у части родителей и ряд других) изменили межпоколенческие отношения и по горизонтали (отчужденность родственников ^ распад семь «Я» на индивидуалистов-эгоистов), и по вертикали (потеря уважения, сострадания, потребительские отношения и жестокость). В такой ситуации, по мнению государства, образовательные организации должны возродить сотрудничество, взаимодействие и доверительность в системе семейного воспитания, чтобы родители действительно стали первыми педагогами (ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 18, п. 1).

В качестве нормативного документа школы, определяющего направления воспитательной деятельности в учреждении, государством разрабатывается на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики и программа гражданско- правового и нравственного образования в Российской Федерации.

«Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях межнационального народа Российской Федерации» (ФЗ «Об образовании в РФ» п. 2, ст. 14). В то же время государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы (ГП РО)» отмечает: негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Оценивая современное состояние проблемы межпо-коленческих отношений в социокультурном пространстве села, целесообразно вспомнить, что еще в апреле 2007 года президент В.В. Путин в своем Послании подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

Как известно, воспитание по природе всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития, соответствовать его историческим, этническим, культурным особенностям, духовным идеалам. Социум обращает к педагогике идеи, а педагогика либо принимает их, либо нет.

Ранее ученые по-разному понимали, а значит, и трактовали социальное воспитание, вкладывали и него различное содержание. Современную функцию социального воспитания видим в формировании "нравствен-

ной необходимости" (Соловьев В.С.) [15] - педагогики сотрудничества детей и взрослых в определенном социуме, которую можно рассматривать как всестороннюю воспитательную помощь общества гражданам в обретении ими духовной жизнестойкости в трансформирующихся социально-экономических условиях.

Общественность, прежде всего, педагогическая, осознала, что ресурс государства кроется в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в поддержке семьи как фундаментальной ценности общества. Сегодня и социальные партнеры школы, и сельское учительство уверены, что воспитание без социальной практики ребенка, без налаженных меж-поколенческих отношений в семье, без деятельного участия в жизни односельчан невозможно. Происходит смена целевых установок: от объективно значимых к личностно-значимым; при этом именно деятельность рассматривается как источник разнообразного реального жизненного опыта ребенка. Выбор же приоритетов и моделей деятельности признается за педагогическим сообществом, подтверждается самоопределением регионов.

Практика показывает, что модернизированная модель современного территориального сообщества - это адаптивные комплексы социокультурного пространства конкретного микрорайона, решающие вопросы педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, односельчан, партнеров, педагогов, сельской администрации). При этом социокультурное пространство села является отличной площадкой для формирования духовно-нравственных основ личности ребенка. Основной подход - педагогизация полиэтнического образовательного пространства через раннюю профилактику семейного неблагополучия, организацию комплексного сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии, через совершенствование механизмов общественного регулирования социального поведения жителей, через реконструкцию предыдущего опыта взаимодействия семьи и школы.

Из-за трансформации морально-волевых устоев увеличился в разы контингент "неприкаянных" детей и инфантильных взрослых. В такой ситуации, чтобы общество не поглотило "колесо" безнравственности, педагогам и общественности надо более агрессивно работать в проблемном поле как ребенка, так и родителей - жителей села.

Именно "педагогика на уровне мысли" (Котькова Г.Е.) [9] или нейровоспитание, может и должна активно вторгаться в область межпоколенческих отношений, используя все ресурсы науки и социокультурного пространства села. Анализируя межпоколенческие отношения, целесообразно рассматривать не только уровни отношений и поведения, но и поколен-ческую ситуацию в целом, так как произошел более глубокий разрыв между разными поколениями, а сами "межпоколенческие отношения приобрели новые характеристики, новые аспекты" (Фельдштейн Д.И.) [18].

Предполагаем, что современные межпоколенче-ские отношения в социокультурном пространстве села станут фактором нравственного становления личности гражданина, если:

- школа позиционирует себя как социокультурный центр на селе;

- у жителей территориального сообщества будет доминировать ценностно-смысловое отношение к жизни в русле гуманистической педагогики;

- у старшего поколения будет восстановлена культура ответственности за воспитание подрастающего поколения;

- комплексно сопровождаются и поддерживаются все участники образовательного процесса (дети, родители и семьи, преподаватели и воспитатели).

XXI век поставил новые вопросы в области воспитания: как "педагогика на уровне мысли" осуществляет передачу новым поколениям смысл накопленных ценностей, кто в социуме является главным носителем духовно- нравственных традиций?

Исходя из системного понимания воспитания (целенаправленная организация взаимодействия воспитанника с окружающим миром на уровне современной культуры), нравственности (одна из форм общественного сознания, совокупность принципов и норм поведения), духовности (ценности личности, источник внутренней моральной силы, регулирующие индивидуальное поведение человека), именно духовно-нравственное воспитание считаем "воспитанием на уровне отношений" (Котькова Г.Е.) [1]. Духовно-нравственное воспитание определяет стабильность межпоколенческих отношений.

Как известно, в ряду теорий личности выделяется такая ее характеристика как наличие "определенной жизненной межлюдской нравственной позиции" (Братусь Б.С.) [2]. В основе данной позиции личности, которая представляет собой систему отношений человека к окружающей действительности, другим людям и самому себе, лежат ценностные ориентации. Изменение ценностей и связанные с ним изменения поведенческих актов, как указал М. Рокич [25], могут происходить в результате, во-первых, транформации "Я-концепции" (совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с оценкой), во-вторых, роста осознания несоответствия между "Я-концепцией" с одной стороны и ценностями, установками и поведением с другой.

В современном социокультурном пространстве села ценностно-ориентационная сфера определяет содержание и направленность активности жителей. Несомненно, у каждого человека существует своя систем ценностей, структурированная в определенную иерархию, и изменения в этой сфере влияют на изменение позиции, а порою и всей жизненной направленности, включая детско-родительские отношения.

В контексте изложенного "педагогика на уровне мысли" (нейровоспитание) опирается на "нравственную необходимость" (педагогику сотрудничества) функционирования "культурных институтов" и компо-

нентов социокультурного пространства села, обеспечивая посредством усилий территориальной социальной общности устойчивость культуры, духовность связей и отношений между поколениями.

Таким образом, усвоение и воспроизведение ребенком ценностей культуры и норм социума через межпоколенческие отношения приобретают характер "помогающего воспитания" (Котькова Г.Е.) [12]. Такую специально и особо организованную деятельность называем педагогическое сопровождение.

Педагогическое (в широком значении) сопровождение личностного развития ребенка рассматриваем как "помогающее воспитание", которое призвано стимулировать становление позитивной активности воспитанника- учащегося и помочь подрастающему человеку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте парадигмы самообразования [11].

Исследование проводилось в течение 16 лет, в котором в разные годы участвовали 450 педагогов и специалистов, 600 дошкольников и 2400 учащихся из 15 образовательных учреждений различного типа сельских районов Орловской области.

Учитывая свой опыт и продуктивные идеи практического моделирования комплексов в социокультурном пространстве разных регионов страны, были разработаны теоретические (и апробированы на практике) модели объединения - адаптивные комплексы педагогического сопровождения, интегрирующие функции субъектов сопровождения личностного развития.

Основным критерием оценки качества модели социокультурного пространства была определена адекватность содержания деятельности каждого вида работ системы сопровождения контингенту учащихся, показателем которой является комфортность ребенка в системе, а также положительная динамика уровня воспитанности, социальной зрелости.

Анализ результатов исследования показал, что при использовании организаторами педагогического сопровождения личностного развития ребенка схемы-алгоритма создания адаптивной модели повышается интенсивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Порядок процедур моделирования помогает формировать в любом сельском социокультурном пространстве универсальную адаптированную систему-комплекс.

Функционирование и корректировка моделей социокультурного пространства села, реализующих функцию воспитания, стало главным условием существования системы педагогического сопровождения личностного развития школьника, обеспечивающим адаптацию универсальной разработанной модели к различным условиям сельского социума (см. рис. ).

В адаптивном комплексе, как основной площадке территориального сообщества, формируются ценностные установки семьи, способы взаимодействия детей и взрослых в социуме, обеспечиваются стабильные меж-поколенческие отношения.

АДАПТИВНЫМ КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ЛОКАЛЬНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛА

СМКШ

+

Компоненты СКП села

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ (ситуационная) служба педагогического сопровождения

| ППМС-центр Центр ДТ

ПОЛЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА АКТИВНАЯ ПРОГРАММА

Педагог

Специалист

ТАКТИКИ СОПУТСТВИЯ

■ СЦЕНАРИИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ■

]

Рис. Адаптивная модель комплекса педагогического сопровождения.

Например, "Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа" Мценского района Орловской области, которую открыл для крестьянских детей еще в 1863 г. И.С. Тургенев, тесно сотрудничает с Государственным музеем по духовному возрождению жителей села. "Музейная педагогика" объединила всех жителей села (праздники, встречи, пошив костюмов включены в планы администрации поселения и школы) и помогла открыть музей этнографии села. Школьный музей стал результатом длительной совместной деятельности педагогов, детей и их родителей и является скрепляющей нитью, которая связывает между собой сменяющие друг друга поколения.

В формировании сообщества единомышленников и партнеров села важную роль играют сами жители, имеющие активную гражданскую позицию и являющие образец поведения для детей. Так, особый феномен в образовательной среде с. Знаменское - отец Василий Стойка - Благочинный Знаменского и Хотынецкого округа. Именно по инициативе протоиерея Василия Стойки в Знаменском районе уже не первый год проводятся традиционные турниры по волейболу и футболу, на территории "Орловского Полесья" работает смена православного лагеря "Символик". Также отец Василий Стойка является духовником парусных соревнований, сборов; ежегодно организует велопробег по местам Боевой славы.

Решая задачу воспитания нравственных качеств личности, гуманизации социальной среды, упрочения межпоколенческих связей в Орловской области реализуется с 2013 года (в рамках региональной инновационной площадки) программа "Межпоколенческие отношения в социокультурном пространстве села как фактор нравственного становления личности гражданина" (автор - Котькова Г.Е.). Создано "Содружество" образовательных организаций Орловского, Свердловского, Мценского и Троснянского районов Орловской области.

Так, в д. Жилина Орловского района Орловской области педагоги и воспитатели активно влияют на род-

ственные связи через проблемное поле социализации дошкольников, педагогизацию жителей села.

К числу традиционных форм работы с родителями мы относим собрания и взаимопосещения. В реальной ситуации организации современного жизненного уклада семьи, ежеминутной занятости родителей практикуем так называемые бесконтактные формы взаимодействия. Оформляем информационные стенды, рекламные буклеты, папки-передвижки, информационные листовки, групповую стенгазету, фотовыставки, фоторепортажи.

Несмотря на большую занятость, родители являются активными участниками праздников и семейных проектов ("Родословная семьи", "Герб семьи", "Лента времени" и др.). Отдельные семьи находят время и вместе с детьми пишут сочинения ("Мой ребенок", "Наша любимая семейная книга" и др.) Традицией в детском саду и школе стала ежегодная Декада семьи, в рамках которой организуются консультации для родителей с привлечением заявленных ими специалистов узкой направленности: юристов, докторов, правоведов.

«Исторические аспекты нравственного становления личности через межпоколенческие отношения» - направление в эксперименте, над которым работают учителя истории БОУ ОО Троснянского района «Троснянская СОШ» Фролова Н.В., Шибаев В.В. Учебный предмет «История» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников на основе межпоколенческих отноше-ний.Так, в 9 классе при прохождении тем по Великой Отечественной войне каждый ученик готовит сообщение о своих родственниках - участниках и свидетелях этих страшных событий. Они используют дополнительный материал, беседуют со своими бабушками и дедушками, знакомятся с домашним архивом, в котором хранятся фотографии, письма с фронта и т.д. Ребята узнают много нового, ранее неизвестного, по другому начинают относиться к прошлому своей семьи, страны, проникаются чувством любви и гордости за свою малую родину.

Воспитание нравственности подростков через диалог поколений - так называется направление, в русле которого работает преподаватель этой же школы Кисель Т.В. Мастер-классы «Семейные ценности» и «Славянский код стрелы», открытый урок литературы в 7 классе на тему «Символический смысл «Повести о Петре и Февронии Муромских - вот далеко не полный перечень мероприятий , которые провела Татьяна Валентиновна.

Говоря о значении результатов исследования, следует подчеркнуть, что в 2013-2017 гг. нами апробированы и уже внедрены в практику актуальные модели сопровождения и адаптивные комплексы социокультурного пространства современного села: модель

- "интеграция" (поселок Знаменка Орловского района, поселок Змиевка Свердловского района); модель -"кооперация" (д. Жилина Орловского района); модель

- "содружество" (село Лаврово Орловского района, поселок Тросна Троснянского района); адаптивная шко-

ла (д. Овсянниково Орловского района, с. Куракино Свердловского района).

Адаптивные комплексы педагогического сопровождения, как модель деятельности территориального сообщества социокультурного пространства села, являются стимулирующими факторами стабильности межпоколенческих отношений. Материалы научно-практических конференций (2011-2017 гг.) достоверно подтверждают действенность системы сопровождения в социокультурном пространстве села (более 150 педагогов опубликовали свои статьи). Сегодня адаптивные комплексы села создаются в 10 районах области [1, 3, 9, 24].

В локальном пространстве оптимизация среды обитания осуществляется социальным педагогом/специалистом путем её насыщения духовно- нравственным образами и символами, а созданная воспитательная система комплекса способствует эффективному использованию возможностей компонентов социокультурного пространства села для приобщения ребенка как социального субъекта к конкретно-общественным ценностям.

Адаптивная модель социокультурного пространства села решает воспитательные задачи под руководством Координационного Совета. Приоритетные направления - педагогизация родительской среды через систему лек-

ториев (таких, как "Семь - я", "Семья вместе - душа на месте"), цикла акций в социокультурном пространстве села ("Общечеловеческие ценности", "Их именами названы улицы"), совместных социальных проектов.

Ведущая идея воспитательного процесса реализуется через годовой круг традиционных дел, проводимых совместно с родителями и жителями села; таких, как "Спортивный марафон", "Салют, Победа", "За честь школы - за честь семьи", "Моя Орловщина". При этом создаваемая ситуация успеха, привнесенная в сознание жителей села, подталкивает каждого к самореализации. Именно такая "педагогизация окружающей среды" (С.Т. Шацкий) [21] повышает роль сельской школы в воспитании подрастающего поколения в духе традиций народной педагогики.

В результате выполнения Программы «Межпоколенческие отношения в социокультурном пространстве села как фактор нравственного становления личности гражданина» ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов. Это позволит преодолеть возможные негативные последствия отсутствия должного воспитания в семье и приведет к улучшению психологического климата, повышению нравственно-эмоционального тона внутрисемейных отношений, укреплению института и авторитета семьи в сознании школьников.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы формирования педагогической культуры учителя сельской школы: сборник научных и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию / под ред. Г.Е. Котьковой. Орел: ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева". 2016. 377с. с ил.

2. БратусьБ.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология 1980. №2. С.3-12.

3. Воспитательные ресурсы социокультурного пространства села: монография / под общ. Ред. Г.Е. Котьковой / Орел: ФГБОУ ВПО "ОГУ". 2014. 200с.

4. ВульфовБ.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс / Б.З. Вульфов // Мир образования - образование в мире. 2006. №2(22) С.44.

5. Газман О.С. Неоклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Изд. дом "Новый учебник", 2003. 320 с.

6. Гурьянова М.П. Социальный педагог в сельской России // Научно-популярное издание. Москва: Изд-во "Современное образование". 2014. 248 с.

7. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. - [ЭР]. Режим доступа: jorigami.ru/PP_corner/Classics/Dewey_Schools_of_Future.htm

8. Заславская О.В. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы: дисс. ... д.-ра пед. наук: 13.00.01.: Москва, 1997, 287 с. РГБ ОД. 71:99-13/36-4.

9. Инновации и традиции сельской школы: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Г.Е. Котьковой. Орел: ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева". 2017. 256с.

10. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. Спб.: СПбГУ, 1999. С. 63

11. Котькова Г.Е. Педагогическое сопровождение как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве села Монография. Орел: ГОУ ВПО "ОГУ", ООО ПФ "Оперативная полиграфия". 2010. 304с.

12. Котькова Г.Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: автореф. дис. .док. пед. наук: 13.00.01. Тула, 2011. 43с.

13. Лаборатория сельской школы в Орловском образовательном пространстве / информационно-методическое пособие / редактор составитель - Котькова Г.Е. Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ». 2014. 146с.

14. Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание ... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996. 160 с.

15. СоловьевВ.С. Философские начала цельного знания/ В.С. Соловьев // Мир философии. М., 1991. С. 310-313.

16. СувороваГ.Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе.: РАО. М.: АПО, 1996. - 87 с.: ил.

17. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Гуманитарные технологии: на пути к единому образовательному пространству. Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana), http://www.terrahumana.ru/arhiv/12_04_04_44.pdf

18. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. 2009. №3(20). С. 11.

19. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972. С. 143.

20. Цирульников А.М. Инновационные комплексы в сфере образования. Рекомендации по созданию и управлению / А.М. Цирульников, А.С. Русаков, М.М. Эпштейн // Издатель А.М. Кушнир. Агентство образовательного сотрудничества. М., 2009. С. 160-163.

21. Шацкий С.Т. К вопросу о педагогике деревни // Собр. соч. в 4 ч. Т.3. М., 1969. 492 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. ШиловаМ.И. Изучение воспитанности школьников / М.И. Шилова. М.: Педагогика, 1982. С. 18-23.

23. Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского, Д.В. Григорьева. Е.И. Соколовой. М.: Пед. общ-во России, 2004. 416с.

24. Kotkova G.E. Pedagogical support system (the results of the study) В сборнике: Applied anf Fundamental Studies Proceedings of the 2nd International Academic Conference. Publishing Hoyse "Science and Innovation Center", and the International Journal of Advanced Studies. - Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. (St. Louis), 2013. T.2. P. 25-33.

25. RokeachM. //Understanding Human valkes individual and Social. N.Y. Free Press. 1979. Ed. By M. Rokeach.

References

1. Actual problems of formation of pedagogical culture of teacher of a rural school: collection of scientific and methodological papers presented at the regional scientific-practical conference / ed. by G. E. Kotkova. Orel: The federal state budget educational institution of higher education Orel State University name after I.S. Turgenev, the city of Orel. 2016. 377 p.

2. Bratus B.C. To the study of semantic sphere of the personality // Vestnik of Moscow University. Series 14. Psychology in 1980. No. 2. P. 3-12.

3. Educational resources of the social space of the village: monograph / under total Ed. G. E. Kotkova / Orel: FGBOU VPO "OSU". 2014. 200 p.

4. Woolf B.Z. Pedagogical support: the phenomenon and process // World of education - education in the world. 2006. №2(22) Pp. 44.

5. Gazman O.S. Neoclassical upbringing. From authoritarian pedagogy pedagogy of freedom. Moscow: Publishing House. home "New tutorial", 2003. 320 p.

6. Guryanova M.P. Social worker in rural Russia / by M. P. Gori-John // popular science publication. Moscow: Publishing house "Modern education". 2014. 248 p.

7. Dewey J., Dewey E. school of the future. - [ER]. Mode of access: jori-gami.ru/PP_corner/Classics/Dewey_Schools_of_Future.htm

8. Zaslavskaya O.V. the learning Process and its function in the development of the school educational system]. ... D. RA PED. Sciences: 13.00.01.: Moscow, 1997, 287 p. RSL OD. 71:99-13/36-4.

9. Innovation and tradition in rural schools: proceedings of MEZHREGIONAL-scientific-practical conference / ed. by G. E. Kotkova. Orel: The federal state budget educational institution of higher education Orel State University name after I.S. Turgenev, the city of Orel. 2017. 256 p.

10. Kolesnikova I. A. Pedagogical reality in the mirror Megara-digitalnow reflection . - SPb.: St. Petersburg state University, 1999. -P. 63

11. Kotkova G.E. Pedagogical support as a system a condition of personal development of the child in socio-cultural space of the village Monograph. Eagle: GOU VPO "OSU", OOO PF "instant printing". 2010. 304 p.

12. Kotkova G.E. the Theory and technology of pedagogical support of personal development of the student in socio-cultural space of the village: Avto-Ref. dis. ...Doc. PED. Sciences: 13.00.01 . Tula, 2011. 43 p.

13. Laboratory of rural school in Orel educational space / information Handbook / editor-compiler - Kotkova G. E. Orel: FGBOU VPO "OSU". 2014. 146 p.

14. NovikovaL.I. Upbringing? Education ... Education! Theory and practice of educational systems / L. I. Novikova V. A. Karakovskiy, and N. L. Selivanova. Moscow: New school, 1996. 160 p.

15. Solovyov V.S. Philosophical beginnings of integral knowledge // the World of philosophy. Moscow, 1991. P. 310-313.

16. Suvorova G.F. The Organization of educational classes in rural maloka-platnoy schoolp: RAO. M.: APO, 1996. 87 p.

17. Sultanov K.V., Voskresenskiy A. Humanitarian technology: towards a unified educational space. Society. Environment. Development. (Terra Humana), http://www.terrahumana.ru/arhiv/12_04_04_44.pdf

18. Feldstein D.I. the man in the modern world: prospects of development // Man and education. 2009. №3(20). Pp.11.

19. Kharlamov I.F. Theory of moral education . Minsk, 1972. Pp. 143.

20. TsirulnikovA. M. Innovative systems in the field of education. Recommendations for creation and management /A. M. Tsyrulnikov, A. S. Rusakov, M. M. Epstein // Publisher A. M. Kushnir. The Agency of educational cooperation. M., 2009. Pp. 160-163.

21. Shatsky S.T. To the question about teaching village // Coll. Op. at 4 h. vol. 3. Moscow, 1969. 492 p.

22. ShilovaM.I. a study of the education of students / M. I. Shilova. Moscow: Pedagogy, 1982. Pp. 18-23.

23. School of education: 825 route / ed. by V. A. Krakowskiego, D. V. Grigoriev. E. I. Sokolova. M.: PED. General in Russia, 2004. 416 p.

24. Kotkova G.E. Pedagogical support system (the results of the study) В сборнике: Applied anf Fundamental Studies Proceedings of the 2nd International Academic Conference. Publishing Hoyse "Science and Innovation Center", and the International Journal of Advanced Studies. - Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. (St. Louis), 2013. T.2. Pp. 25-33.

25. RokeachM. //Understanding Human valkes individual and Social. N.Y. Free Press. 1979. Ed. By M. Rokeach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.