РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
СГ, СНГ, ЕАЭС
Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор, научный руководитель инновационной площадки
А.В. Гулякевич, канд. юрид. наук, магистр государственного управления Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Республика Беларусь, г. Минск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-3-17-22
Аннотация. Определены научно-методологические основы совершенствования государственной молодежной политики государств-участников СГ, СНГ, ЕАЭС в контексте интеграционных процессов. Предложены конкретные предложения оптимизации национальных механизмов государственной молодежной политики в русле сбалансированности и гармонизации единых подходов (на корригировании материалов Республики Беларусь). Предпринят факторный, событийный, компаративистский анализ ареала темы. Изложены инновационные аспекты системы поддержки инициатив молодежи средствами расширения пространства возможностей для реализации социального, трудового, творческого потенциала молодых людей.
Ключевые слова: молодежь, Евразия, свобода знаний, уникальные компетенции, социальный потенциал, молодежное предпринимательство, патриотическая социализация.
Предпринятый контент-анализ и компаративистский анализ выявил тренды -устойчивые тенденции в обеспечении стратегии сбалансированной молодежной политики государств-участников СГ, СНГ, ЕАЭС в области поддержки и развития молодежных инициатив средствами интеграции [1]. Ключевые тренды в данной работе формулируются как методологические опоры в процессе разработки предложений органам управления в сфере государственной молодежной политики (далее - ГМП) национальных государств и выделены в тексте курсивом.
Одна из ключевых задач интеграционных объединений состоит в создании условий для получения качественного и востребованного на современном рынке труда образования за счет поддержки молодежных инициатив как стратегического ресурса региональной интеграции [2] посредством расширения молодежного участия в проектных разработках конструктивных идей для «Будущего Евразии» на федеральной территории РФ «Сириус» (г. Сочи, 6-9 июня, 2023 г.) и в рамках II Молодежного форума СНГ и ЕАЭС и в целях развития сотрудничества молодежи
в сфере образования, науки, предпринимательства, управления, творчества, представленных в формате многопрофильных площадок «интеллектуальной фабрики интеграционных идей».
Вышеуказанные подходы актуальны для переформатирования республиканского проекта «100 идей для Беларуси» (не только молодежных инициатив-проектов в научно-технологической сфере, но и в других сферах жизнедеятельности общества, а именно: управления, образования, науки, предпринимательства, спорта, экологии и творчества в диапазоне интеграции).
Основным выводом предпринятого нами компаративистского анализа является факторное значение единого механизма принятия и выполнения межправительственных решений в поддержке и развитии молодежного вектора экономической интеграции СГ, СНГ и ЕАЭС на уровне поэтапных задач гармонизации национальных законодательств, создания единой институциональной среды, норм, стандартов, преференций системы поддержки молодежных инициатив в социальном и гуманитарном пространстве постсоветских
стран, адекватных процедур встраивания интеграционных механизмов молодежной политики в национальные механизмы стран-участниц надгосударственных объединений.
Аргументируем. В настоящее время страны-участники ЕАЭС ведут работу над сближением национальных законодательных подходов на уровне вузов. В рамках недавнего II Евразийского экономического форума ректоры ведущих университетов союза подписали соглашение о создании Консорциума в области евразийской интеграции. В намеченных планах предстоит ряд мероприятий по совместной реализации образовательных программ подготовки магистров, повышению квалификации, реализации модульных курсов, проведению научно-исследовательской, образовательной деятельности вузов, научных организаций при профильных высокотехнологичных производствах. Данные тренды послужат для нашего предложения об инициации Республикой Беларусь молодежного научно-образовательного кластера СГ, СНГ, ЕАЭС (далее - в выводах). В частности, в рамках работы Консорциума планируется запуск сетевой магистерской программы ЕАЭС, нацеленной на подготовку специалистов по политическим, экономическим, правовым и другим вопросам евразийской интеграции.
В этой связи Президент РФ В.В. Путин на заседании Высшего Евразийского экономического совета призвал партнеров ЕАЭС обеспечить «свободу знаний» в евразийском союзе, которая позволит повысить уровень подготовки высококвалифицированных кадров и открывать новые квоты на рабочие места для молодежи. Участники Высшего Евразийского экономического совета отметили необходимость координации национальных образовательных и научных программ, гармонизации единых требований к профессиям, выработке общих учебных и профессиональных стандартов, запуску совместных образовательных курсов и единых учебников по дисциплинам. Следует также развивать межвузовское сотрудничество, программы стажировок и академических обменов. При этом сведения о таких возможностях
должны быть доступны в широком свободном формате обучающимся из всех стран ЕАЭС», - отмечал глава РФ. Данные идеи также далее развиваются в предложении об инициации Республикой Беларусь молодежного научно-образовательного кластера СГ, СНГ, ЕАЭС
Наряду с этим на уровне СНГ (2022 г.) принят документ по развитию гуманитарного сотрудничества содружества. Государства содружества осуществляют экспертную разработку Перспективного плана модельного законотворчества по развитию научно-образовательной сферы СНГ на 2023-2025 гг. (методологической основы для авторской разработки предложений о проекте создания научно-образовательного кластера Союзного государства и инициирования данного проекта Республикой Беларусь на территориях стран-государств ЕАЭС СНГ, ЕАЭС). Все вышеуказанные направления, тенденции, тренды интеграции науки и образования выступают в качестве фактора экономического роста государств СНГ, ЕАЭС [3].
Страны-участники Союзного государства, СНГ, ЕАЭС также работают над механизмами поддержки молодежных инициатив в социальной, гуманитарной сфере, предпринимательстве. Партнеры СГ, СНГ, ЕАЭС рассматривают в Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) малый и средний бизнес молодежи как драйвер технологического развития, которому данная комиссия готова оказать целевую мощную финансовую поддержку, что имеет ресурсное значение для инициации проекта создания научно-образовательного кластера Республикой Беларусь на территориях стран-государств ЕАЭС СНГ, ЕАЭС. В частности, ЕАЭС планирует создать консорциум национальных институтов поддержки и развития молодежных инициатив, который окажет поддержку молодым предпринимателям из государств указанных объединений, что позволит сформулировать единые подходы к продвижению кооперационно-интеграционных проектов с высокой добавленной стоимостью, социальными экс-терналиями (эффектами изменений в социумах государств, по М. Портеру) [4].
Например, ранее в Союзном государстве утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства на 2021-2023 гг. В его рамках в том числе сформирован единый реестр технопарков Союзного государства. Практический интерес представляет статистика: по итогам 2022 г. в России число молодых предпринимателей выросло на 50% и превысило 4,4 млн человек. В связи с этим Минэкономразвития России расширило поддержку молодых предпринимателей: им стали доступны гранты на создание и развитие собственного дела. По статистике, данной программой воспользовались более 1500 начинающих бизнесменов. Наряду с этим «Росмолодежь» также реализует Всероссийскую программу поддержки молодежного предпринимательства, которая предусматривает расширение предпринимательских связей с партнерами по СНГ. Наше предложение состоит в следующем; целесообразно объединение потенциалов молодежного предпринимательства Беларуси и России как направления строительства Союзного государства.
В свою очередь, в Беларуси проводится конкурс «100 идей для Беларуси», в рамках которого осуществляется поддержка молодежного стартап-движения и предпринимательства, авторы работы принимали участие в его проведении в ноябре 2022 года (открытие состоялось в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи). В настоящее время в соответствии с Соглашением между Конфедерацией предпринимательства и Государственным комитетом по науке и технологиям на безвозмездной основе проходят консультации для молодых предпринимателей, оказываться разномасштабные меры сопровождения и поддержки. Выстроено конструктивное взаимодействие между властью, бизнесом и молодежью. Аналог данного проекта реализуется в международном молодежном проекте государств-участников Содружества Независимых Государств «100 идей для СНГ». Данный проект проводится в целях реализации Соглашения государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере
работы с молодежью, а также Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на 2021-2030 годы.
Востребованность Проекта предопределила подготовку и принятие Советом глав правительств СНГ 1 июня 2018 года Решения о реализации Международного молодежного проекта государств-участников Содружества Независимых Государств «100 идей для СНГ». Данное Решение подписали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Утверждено Положение о Международном молодежном проекте государств-участников Содружества Независимых Государств «100 идей для СНГ» и поручено правительствам стран СНГ оказывать содействие в его реализации.
С 2022 года начался новый цикл в реализации Проекта «100 идей для СНГ». При этом молодые люди в возрасте до 35 лет, разработки которых стали победителями Проекта «100 идей для СНГ» прошлых лет, смогут участвовать в Проекте, но с новыми оригинальными идеями и продуктами. Практика реализации Международного молодежного проекта «100 идей для СНГ» подтверждает его нацеленность на активизацию инновационной деятельности молодежи, на привлечение ее к решению задач социально-экономического развития государств-участников СНГ. Информация о Международном молодежном проекте государств-участников СНГ размещена на интернет-портале «Молодежь Содружества» - базовой организации государств-участников СНГ.
Показательным для наращивания молодежного вектора интеграции СГ, СНГ, ЕАЭС как фактора экономического и технологического суверенитета является II Молодежный форум СНГ и ЕАЭС (7-9 июня 2023 г., г. Сочи). Мероприятие состоялось в рамках председательства Российской Федерации в органах Евразийского экономического союза в 2023 году. Форум направлен на широкое вовлечение молодых предпринимателей и профессио-
нальной молодежи СНГ и ЕАЭС в процессы евразийской интеграции и ее популяризации, для создания новых возможностей для самореализации представителей молодого поколения. Участниками II Молодежного форума СНГ и ЕАЭС подчеркнуто, что образование и интеллект необходимы для дальнейшей экономической интеграции на Евразийском пространстве. В Сочи на площадке «Сириуса» главы правительств стран СНГ и Евразийского экономического союза обсуждали действия в формате подписанного Соглашения о свободной торговле услугами и инвестициях. Всеобщий интерес был вызван к выставке «Евразия - наш общий дом» с проектами молодежи. Организатором II Молодежного форума СНГ и ЕАЭС выступило Федеральное агентство по делам молодежи при поддержке Евразийской экономической комиссии.
Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что, если мы выработаем план привлекательных действий, наши партнеры обязательно подключатся Казахстан, Узбекистан. Наш союз в рамках Евразийского экономического союза будет крепче. Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович отметил важную роль молодежи в укреплении евразийской интеграции и выступал с рядом инициатив, в том числе по созданию в Комиссии единого окна для рассмотрения предложений молодежи и фонда их реализации. Мероприятие направлено широкое вовлечение молодых предпринимателей и профессиональной молодёжи ЕАЭС в процессы евразийской интеграции, создание новых возможностей для самореализации представителей молодого поколения.
Обобщая характеристику сложившейся архитектоники интеграционного формата «интеллектуальной площадки поддержки и развития инициатив молодежи для евразийской интеграции» (в авторской формулировке) сформулируем предложение об инициировании Республикой Беларусь как полноправного субъекта интеграционных образований СГ, СНГ, ЕАЭС -проекта создания молодежного научно-образовательного кластера государств-участников как наднациональной органи-
зационной структуры индустрии воспроизводства новых знаний креативной обучающейся молодежью в кооперационной сцепке с региональными и межрегиональными научно-технологическими профильными процессами и цепочками (по терминологии М.Портера, методический опыт апробации которого наработан и опубликован) [4]. Назначение кластера такого типа состоит в развитии новых форм многостороннего интеграционного партнерства в рамках различных родственных секторов экономики надгосударственных образований путем сближения, интеграции субъектов экономической деятельности во взаимодействии с «индустрии знаний»: с научными организациями, университетами для совместной разработки инновационных направлений в условиях возрастания потенциала экономической интеграции, единого гуманитарного пространства. В общей теории кластера М.Э. Портера обоснованы особенности, признаки кластерных образований в виде структурно-функциональных свойств: наличие кластерного ядра субъекта управления в сфере инновационного воспроизводства продуктов совместной деятельности; циркуляция вертикально-горизонтальных связей; социально-профессиональные отношения; географическая близость месторасположения субъектов; инновационная активность субъектов, их мотивация; регламентация функций, прав, обязанностей субъектов кластеров; устойчивые, кооперационные отношения субъектов; информационный обмен, взаимообогащение («свобода знаний» по терминологии В.В. Путина в создании кластерных продуктов); технологичность кластерного цикла, идентичного, по сути, инновационному процессу (от целеполагания деятельности до генерирования идеи, полной технологии ее создания и массового тиражирования продукта в рамках интеграционного образования). В частности, М.Э. Портер выделяет типы кластеров: объединения субъектов хозяйственно-экономической деятельности регионального и межрегионального уровня (экономический кластер); объединения администраций, правительств надгосударственно-
го образования, межрегионального уровня (административные кластеры); научно-исследовательские объединения различных отраслей науки (исследовательские кластеры); объединения финансовых учреждений (финансовые кластеры); объединения учреждений образования различного типа, ступеней (общеобразовательных, гимназий, колледжей, вузов).
Предпринятый анализ существующих механизмов развития молодежных инициатив, интеграции науки и высшего образования как структурного базиса экономики Союзного государства, развития академической мобильности обучающихся в условиях единого образовательного пространства показал, что таковые механизмы не в полной мере отвечают новым требованиям в условиях угроз общей безопасности Беларуси и России, обеспечения духовной безопасности народов, молодежи, его будущего. Сформулируем предложение. В силу сложившихся предпосылок углубления экономической интеграции Союзного государства существует настоятельная потребность в разработке нормативной правовой базы формирования и развития научно-образовательных кластеров вузов Беларуси и России по совместной подготовке высококвалифицированных кадров различных направлений подготовки и переподготовки на уровне Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки Российской Федерации с участием Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Как пример. Беларусь имеет опыт разработки и реализации Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь до 2020 г. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 г. № 27). Аналогичный проект кластеризации обобщен, представлен в авторской Концепции формирования и развития академической мобильности студентов в условиях образовательного кластера вузов Союзного государства [3], разработан в рамках НИР (научный руководитель Ф.И. Храмцова), изложен в монографии [4].
Обоснуем перспективное предложение. Исходя из вышеизложенного, необходимо включить в Концепцию проекта научно-образовательного кластера направление переподготовки, повышения квалификации, стажировки высококвалифицированных управленческих кадров цифровой генерации для надгосударственных органов Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации путем академических обменов, цифровизации контента образовательных программ и технологий, создания единой образовательной платформы, профайлов обучающихся на эмпирической базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации с бюджетным финансированием Союзного государства.
Учитывая тенденции снижения общекультурной идентичности белорусских и российских обучающихся, в целом молодежных сообществ, отраженные в анализе результатов пилотного проекта «Культурный код белорусского и российского общества: взгляд молодежи в будущее» в рамках НИР «Образовательный кластер СГ», более 80% российских и белорусских обучающихся имеют фрагментарные представления о культуре народов, истории, национальном характере народов Беларуси и России; фрагментарно осведомлены о строительстве Союзного государства, истории развития, проектах [4].
В этой связи предлагаем перспективное предложение - включить в проект концепции научно-образовательного кластера -сближение, гармонизацию законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в части проработки и согласования содержания программы интегра-тивного модуля «Союзное государство: история, пути развития» - на уровне Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации. Необходимо в соответствии с разработанной программой обеспечить введение интегративного модуля «Союзное государство: история, пути развития» в основные образовательные программы вузов, образовательные
программы повышения квалификации и го образования детей и молодежи Белару-переподготовки; программы ссузов, обще- си и России. го среднего образования и дополнительно-
Библиографический список
1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г., 27 февр. 2022 г. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. - 80 с.
2. Храмцова, Ф.И. Факторная роль адаптации выпускников технических вузов в обеспечении экономического суверенитета (на материалах проекта Белорусской академии связи) / Концепция общества знаний в современной науке. Коллективная монография. Выпуск 76. [Под ред. А.А. Саакисян. - Уфа: Аэтерна, 2023] / Ф.И. Храмцова, М.Ю. Тенянко, Ю.А. Степанчук, Ю. Шинкарь. - С. 167-185.
3. Храмцова, Ф.И. Императив гражданского общества как фактор безопасности Союзного государства / Ф.И. Храмцова //Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 5-6 июля 2018 г., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) / Ред. кол.: С.В. Калашников, А.Н. Наумович, А.В. Туров [и др.]. - ООО «Принт», Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, 2019. - С. 123-127.
4. Храмцова, Ф.И. Кластерный подход в формировании академической мобильности студенческой молодежи в Республике Беларусь. Монография / Ф.И. Храмцова [и др.]. -Минск: Бестпринт, 2017. - 173 с.
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SUPPORT FOR YOUTH INITIATIVES IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF THE INTEGRATION PROCESSES OF THE SG, CIS, EAEU
F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor, Scientific Supervisor of the innovation platform
A.V. Gulyakevich, Candidate of Legal Sciences, Master of Public Administration Academy of Management under the President of the Republic of Belarus (Republic of Belarus, Minsk)
Abstract. The scientific and methodological foundations for improving the state youth policy of the member states of the SG, CIS, EAEU in the context of integration processes are determined. Specific proposals are proposed to optimize the national mechanisms of state youth policy in line with the balance and harmonization of common approaches (based on the correction of materials of the Republic of Belarus). A factorial, event-based, comparative analysis of the area of the topic is undertaken. Innovative aspects of the system of support for youth initiatives by means of expanding the space of opportunities for the realization of social, labor, and creative potential of young people are described.
Keywords: youth, Eurasia, freedom of knowledge, unique competencies, social potential, youth entrepreneurship, patriotic socialization.