УДК316.733 (476+470)
А. В. МОРОЗОВ,
доктор филологических наук, профессор, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск
Н. Л. БАЛИЧ,
кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск
В. Н. МУХА,
кандидат социологических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ1
Анализируются особенности культурой дипломатии как инструмента государственной политики в реализации внешней культурной политики Беларуси и России. Выявляются модели и образовательные средства практической реализации целей культурной дипломатии, направленные на активизацию международного культурного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России.
Ключевые слова: культурная дипломатия, культурная политика, международное сотрудничество, интеграционные процессы.
В последние десятилетия на смену «жестким» политическим инструментам регулирования международных отношений пришла новая, более пластичная система методов установления крепких многосторонних связей и альянсов - «мягкая сила» (английский термин soft power) - форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, цивилизационной симпатии и привлекательности (в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение). Свое окончательное формирование теория «мягкой силы» получила в трудах американского политолога, профессора Гарвардского университета Джозефа Ная [1; 2]. Основными составляющими в концепции «мягкой силы» Дж. Най назвал именно культуру и дипломатию.
Культурная дипломатия является своего рода стержнем публичной дипломатии государства, поскольку именно через культуру нация раскрывает миру
1 Работа выполнена в рамках совместного проекта «Этнокультурные практики в структуре повседневности белорусов и россиян» при финансовой поддержке БРФФИ (договор № Г15Р-032 от 04.05.2015 г.), РГНФ (проект № 15-23-01005 а (м)).
свою идентичность, представляет на международной арене свои ценности и творческие достижения. По причине возрастания роли культурной дипломатии в глобальных политических отношениях в 1999 г. был основан Институт культурной дипломатии - международная неправительственная некоммерческая организация со штабами в Германии и США. Позже при Институте была организована Академия культурной дипломатии в Берлине, а в 2009 г. создан Совет по изучению культурной дипломатии - крупнейшая международная ассоциация и сеть ведущих институтов, действующих в сфере культурной дипломатии. Ассоциация рассматривает культурную дипломатию как междисциплинарную дисциплину, включающую аспекты таких традиционных дисциплин, как международные отношения, политология, международная экономика, дипломатия, религиоведение, философия, изобразительное искусство, история и лингвистика [3].
Культурная дипломатия как действенный инструмент государственной политики осуществляется в строгих рамках внешней культурной политики. Все цивилизованные страны, сознающие свои национальные задачи, прилагают необходимые усилия и, самое главное, выделяют значительные средства для продвижения своей культурной дипломатии. Это направление возведено в разряд высокой государственной задачи.
Одним из важных и дискуссионных вопросов в реализации внешней культурной политики и дипломатии каждой конкретной страны является выбор ее модели, распределение сферы и степени влияния ее акторов. Культурная дипломатия может проявляться в двух формах - позитивной и негативной. Позитивная - поддерживает культурный обмен и использование инициатив «мягкой силы» для того, чтобы укрепить международные отношения и продвинуть национальные интересы. Противоположных принципов придерживается «негативная» культурная дипломатия, которая накладывает ограничения на межкультурные взаимодействия в целях защиты национальных идей и идеалов.
Традиционно к целям культурной дипломатии государства относится: последовательное отстаивание национальных интересов на международной арене в целях решения задач национальной внешней политики и обеспечения национальной безопасности;
строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией;
формирование у зарубежной аудитории позитивного взгляда на цели и ход реализации проводимой государством внешней и внутренней политики;
повышение привлекательности и улучшение имиджа страны посредством развития инструментов эффективной коммуникации с социальными институтами и гражданами зарубежных государств;
создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного государства на международной арене.
Конечный результат культурной дипломатии - сделать страну привлекательной для иностранной аудитории путем поддержки и реализации на международной арене эффективных социокультурных проектов.
Взаимопонимание между народами возможно при принятии и толерантном отношении к ценностям, на которых базируется их мировоззрение. Донесение этих ценностей до сознания людей других культур и цивилизаций в формах, посредством которых они могли бы быть лучшим образом поняты и приняты, - суть и первоочередная задача эффективного межкультурного диалога. Такое сотрудничество не может и не должно осуществляться только силами государственных органов. За осуществление культурной дипломатии в странах мира действительно отвечают различные государственные органы, однако, в отличие от «классической», политической, дипломатии, она не является прерогативой исключительно государственного аппарата управления. Большую роль в ее осуществлении могут играть некоммерческие организации, общественные объединения, частный сектор и отдельные граждане. Понятие народной дипломатии вмещает в себя международные связи и контакты посредством реализации культурных, научных и образовательных программ (обмены делегациями, художественные выставки, фольклорные фестивали, праздники искусств и т. п.) - всю многообразную деятельность по взаимодействию с гражданским обществом и аудиториями зарубежных стран.
Проблема эффективного взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных культур приобретает особую актуальность в связи с интенсификацией процессов интеграции, глобализации, международного сотрудничества в многообразных сферах социокультурной жизни. Характер и содержание межкультурных взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия; незнание особенностей национально-культурной специфики партнера приводит к коммуникативным неудачам и конфликтам.
Большое значение имеют образовательные средства практической реализации целей культурной дипломатии, к числу которых, в первую очередь, относится подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне разрабатывать и осуществлять социокультурные проекты, направленные на активизацию международного культурного сотрудничества.
Важнейшая роль должна отводиться молодежи в рамках осуществления культурной дипломатии на пространстве Союзного государства Беларуси и России. Это обусловлено возрастающей ролью молодежи в общественно-политических процессах и ее стремлением к активному участию в жизни общества, государственном управлении, совместному решению актуальных проблем с учетом передового опыта и использованием современных технологий и эффективных коммуникаций.
Целью молодежного сотрудничества на межгосударственном уровне должно стать содействие: вовлечению молодежи в социально-экономическое развитие своих стран, регионов и всего евразийского пространства; раскры-
тию творческого, научно-образовательного, профессионального и духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения на основе взаимообогащения национальными культурами и передовым опытом государств в данных сферах; обеспечению социальной сплоченности и укреплению отношений дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между нашими странами и народами.
Развитие молодежного парламентаризма на евразийском пространстве может стать одним из актуальных и стратегических направлений сотрудничества, нацеленного на вовлечение подрастающего поколения в укрепление интеграционных процессов, повышение правовой культуры, социальной и гражданской активности молодежи, развитие у нее навыков самоорганизации и самоуправления; расширение практики создания «социальных лифтов» для молодежи, укрепление межпоколенческого диалога и солидарности.
Молодежный парламентаризм следует рассматривать как действенный механизм формирования универсальных и легитимных представительных консультативно-совещательных органов молодежи - молодежных парламентов (советов, палат, форумов) с целью обеспечения эффективного диалога представителей молодежи, молодежных и студенческих объединений с органами государственной власти и местного самоуправления, направленного на совместное решение актуальных проблем молодежи и проведение результативной молодежной политики, отражающей права, законные интересы и разумные инициативы подрастающего поколения.
На наш взгляд, для эффективной реализации целей и задач межкультурного диалога необходима активизация сотрудничества молодежных, студенческих и иных общественных объединений, учебных заведений стран евразийского региона, а также создание в перспективе универсальной, постоянно действующей открытой молодежной платформы, такой как Евразийский молодежный общественный парламент (совет, палата, форум, клуб), деятельность которого будет основана на принципах самоуправления, добровольности, равноправия, взаимного доверия, открытости и широкого доступа молодежи и молодежных объединений к участию в его работе.
На евразийском пространстве уже следует отметить позитивную деятельность таких молодежных объединений, организаций и движений, как Молодежная межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (ММПА СНГ), Совет по делам молодежи государств - участников СНГ, Международная молодежная общественная организация «Содружество», Международное молодежное движение «Евразийский экономический форум молодежи», Международная молодежная организация «Российско-Белорусский Союз Молодежи». Данные молодежные объединения, организации и движения намерены развивать конструктивное сотрудничество с молодежными сообществами других стран и регионов, в частности, стран Балтии, Кавказа, Совета Европы, Европейского союза, стран БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-
Тихоокеанского региона и др. Очевидно, в процессе развития межкультурного диалога средствами народной дипломатии следует особое внимание уделить активному и системному участию в этих процессах представителей молодежных сообществ местного и регионального уровней, особенно приграничных регионов.
Специфика белорусской модели развития культурной дипломатии определяется национальными интересами суверенитета и независимости Республики Беларусь, внутриполитической стабильности и внешней безопасности, сохранения и развития ценностей материальной и духовной культуры. Основа устойчивого развития культурной дипломатии - социокультурное созидание и межцивилизационный диалог.
В настоящее время перед Республикой Беларусь стоит цель создать и упрочить свой имидж как молодого государства с богатым историко-культурным наследием. Такая цель требует ознакомления студентов со всем позитивным, что представляет сегодня бренд Беларуси, методами продвижения ее положительного имиджа, эффективного использования признанных во всем мире технологий брендинга и брендмаркетинга. Кроме того, необходимо усовершенствовать интернет-ресурсы, предоставляющие актуальную информацию о культуре Беларуси зарубежной аудитории.
На укрепление межкультурного диалога направлен комплекс научных, образовательных и культурных мероприятий на пространстве Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Оценивая состояние белорусско-российских отношений и перспективы Союзного государства Беларуси и России, следует отметить, что они формировались под влиянием различных факторов: внутриполитической обстановки в обоих государствах, дезинтеграционных и интеграционных процессов, происходящих в рамках СНГ в 1990-е гг.
Начало широкомасштабной интеграции Беларуси и России было положено 2 апреля 1996 г. (День единения народов Беларуси и России вошел в историю двух суверенных государств).
Ровно через год - 2 апреля 1997 г. - был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Цель создания Союза - сотрудничество государств в политической, экономической, социальной, оборонной сферах, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения материальных и интеллектуальных потенциалов. 23 мая состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.
В 1997-1998 гг. формируются исполнительные органы Союза, общий бюджет, разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.
Важным этапом в развитии союзных отношений Беларуси и России стало подписание 25 декабря 1998 г. Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования. В указанных документах закреплено
поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств - участников Союза. Были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах. В этом же году был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.
Качественно новый уровень развития интеграции Беларуси и России был определен подписанием 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Программа - документ концептуального характера, обеспечивающий выработку согласованных подходов государств-участников к наиболее важным вопросам международных отношений и координацию усилий во внешней политике. После ратификации Договора парламентами двух стран, 26 января 2000 г. он вступил в силу [4].
Россия - основной стратегический партнер Республики Беларусь. По данным республиканских мониторингов, ежегодно проводимых Институтом социологии НАН Беларуси, большинство белорусских граждан считают, что интересам страны в наибольшей степени соответствует сотрудничество с Российской Федерацией. Свою страну белорусы считают надежным внешнеполитическим и экономическим союзником России. По данным опросов за 2015 г., каждый второй житель страны (55,9 %) считает, что Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров. Более трети жителей (38,0 %) убеждены, что Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления. Незначительная часть респондентов (4,3 %) отмечает, что Беларусь может войти в состав России в качестве субъекта(ов) федерации.
Данные сравнительного исследования, проведенного между Институтом социологии НАН Беларуси и Кубанским государственным технологическим университетом в 2016 г., также подтверждают, что население Беларуси и Краснодарского края среди различных межгосударственных объединений больше всего поддерживает сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (такое мнение выразило более 84 % белорусских и российских участников опроса). Анализ позиций различных социально-демографических групп населения показал, что независимо от возраста, пола, региона проживания, национальной принадлежности отношение к процессам сотрудничества (сближения) между Беларусью и Россией поддерживается подавляющим большинством населения двух стран. Среди объединяющих признаков белорусов и россиян наряду с базовой основой единства народов - историческим прошлым, культурой и традициями, менталитетом, общностью языка, белорусские респонденты чаще называют экономические, политические приоритеты в системе ценностей (40 %), российские - религию (41 %).
Большинство белорусов и россиян считают, что интеграционные процессы между Беларусью и Россией позитивно влияют на социально-экономическую, политическую, культурную ситуацию двух стран.
Укреплению дружественных культурных связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией способствует сотрудничество регионов. Следует отметить действующее Соглашение между администрацией Краснодарского края и правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, производственно-техническом, научном и культурном сотрудничестве, подписанное в г. Краснодаре 26 июня 1997 г. Статья 8 Соглашения посвящена культурному обмену: стороны всемерно содействуют развитию связей в области культуры и искусства двух братских славянских народов. Для реализации положения настоящего пункта стороны организуют: проведение декад национального искусства, обмен театральными постановками, выставками, творческими коллективами; взаимодействие между деятелями культуры и искусства, проведение Дней культуры Республики Беларусь в Краснодарском крае и Дней культуры Кубани в Республике Беларусь.
С 26 сентября 2009 г. реализуется Договор о сотрудничестве Копыльского районного исполнительного комитета Республики Беларусь и администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края Российской Федерации. Предмет Договора - сотрудничество сторон в области культуры, образования, социального обеспечения, экологии, охраны памятников, экономического обмена, взаимопонимания и укрепления дружбы между народами.
В сфере искусства памятными событиями являются участие кубанских коллективов «Хуторяночка» и «Раздолье», представляющих Краснодарский край, на Международном фестивале народного искусства «Венок дружбы» в г. Бобруйске Могилевской области в июне 2010 г.
Солисты Кубанского казачьего хора Юрий и Ольга Булавины, братья Роман и Валерий Троян удостоены звания заслуженных артистов Республики Беларусь.
В настоящее время в Союзном государстве Беларуси и России реализуется комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению крупных социально-экономических задач государств - участников Договора, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных и других работ. Действующими программами являются:
Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 20162017 годы, направленная на координацию усилий во внешней политике, координацию действий в решении проблем общеевропейской безопасности в рамках ОБСЕ;
«Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей» («Технология-СГ» 2016-2020 гг.), целью которой является раз-
работка новых перспективных конструкционных наноматериалов для изделий ракетно-космической техники, защита электронной компонентной базы космических аппаратов с длительным сроком активного существования и других технологий;
«Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов», направленная на реализацию основных положений пограничной политики Союзного государства, укрепление пограничной безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь, нейтрализацию основных угроз безопасности и интересам Союзного государства;
Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период 20132016 годов, цель которой - совершенствование политики безопасной жизнедеятельности граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и повышению качества жизни проживающих на загрязненных территориях; ликвидация чрезвычайных ситуаций на радиоактивно загрязненных территориях;
«Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 годы», ориентированная на разработку современных технологий для высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности и товаров народного потребления, укрепление конкурентных позиций химического сектора на внутреннем и внешнем рынках в условиях рыночной экономики и др.;
«Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ») на 2013-2017 годы. Целью программы является создание технологий и программных комплексов в интересах повышения надежности, работоспособности и живучести маломассогабаритных космических средств дистанционного зондирования Земли [4].
Многообразные научные форумы, фестивали, концертно-зрелищные и спортивные мероприятия объединяют в общем созидательном действии представителей различных народов, культур. Творческий диалог с теми, кто готов принимать участие в межкультурном диалоге, может и должен стать отправной точкой эффективного процесса взаимодействия и взаимовлияния.
Среди программ и проектов в сфере культуры и искусства следует выделить:
конкурс молодых литераторов Союзного государства «Мост Дружбы», который ориентирован на поиск, раскрытие и поддержку молодых талантливых авторов;
Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»;
фестиваль «Молодежь - за Союзное государство» (регулярно проводится с 2006 г.). Актуальность фестиваля обусловлена, прежде всего, необходимостью активизации участия молодежи Беларуси и России в программах и мероприятиях Союзного государства. Основные цели фестиваля - созда-
ние единого культурного пространства на территории Союзного государства, укрепление славянского единства, дружбы и взаимопонимания молодежи Беларуси и России, сохранение и развитие лучших традиций в области культуры и искусства, выявление новых талантливых творческих коллективов и исполнителей;
традиционный фестиваль Союзного государства «Творчество юных», который проводится с 2010 г. в городе-курорте Анапа. Основная задача данного фестиваля - укрепить дружественные связи между гражданами России и Беларуси;
конкурс молодых преподавателей России и Беларуси на лучший урок по литературе «Сила Слова» и другие проекты.
Фестивали являются одной из эффективных форм сохранения этнокультурной идентичности и одновременно осуществления межкультурного диалога: кинофестивали, театральные, фольклорно-этнографические и т. п.
Огромный культурно-исторический опыт по формированию этнокультурной идентичности, сохранению межнационального согласия и активизации межкультурного диалога был накоплен в Республике Беларусь со второй половины 90-х гг. XX в. при организации и проведении ставшего традиционным Республиканского фестиваля национальных культур [5]. Данный фестиваль сближает и объединяет все национальные меньшинства, проживающие на территории нашей страны, способствует сохранению национальной самобытности и, вместе с тем, взаимопониманию и взаимообогащению культур.
Организационной особенностью данного фестиваля является его много-этапность: каждый раз его проводят в течение двух лет, сначала в районах, затем в областях республики и, наконец, заключительные мероприятия в столице праздника - многонациональном городе Гродно - областном центре на границе с Польшей и Литвой.
Из года в год растет количество участников заключительного мероприятия - национальных объединений, творческих коллективов и гостей. Если в первом фестивале в 1996 г. можно было составить представление о культуре и традициям 11 национальных объединений, то в 2016 г. (4-5 июня) в XI Республиканском фестивале национальных культур в Гродно (впервые прошел под патронатом ЮНЕСКО) изъявили желание принять участие представители около 40 национальностей. Традиционно главные события разворачиваются на национальных подворьях. Здесь звучат песни, исполняются танцы, предлагаются экзотические блюда национальной кухни, проводятся конкурсы, в которых могут принять участие все желающие. Путешествуя по национальным подворьям, многочисленные гости фестиваля смогли познакомиться с историко-культурным наследием многих народов мира.
Фольклорно-этнографические фестивали помогают приобщить широкие слои населения к лучшим традициям народного искусства и, кроме того, способствуют воспитанию межэтнической толерантности. Следует распространить опыт проведения подобного фестиваля на все евразийское пространство Союзного государства Беларуси и России, возможно, с привлечением уча-
стников из других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ).
Таким образом, интеграционные процессы позитивно влияют на социально-экономическую, политическую, культурную ситуацию в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Межкультурное взаимодействие посредством применения эффективных форм и методов культурной дипломатии в Союзном государстве Беларуси и России определяется основополагающими принципами межкультурного диалога: признания самоценности как любой культуры, так и общего культурного наследия народов Беларуси и России; толерантности; эмпатии; много-уровневости.
Система мероприятий, призванных подкрепить позитивные интеграционные процессы Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, способны активизировать межкультурный диалог с государствами - участниками ЕАЭС - международной организацией, являющейся закономерным итогом многолетнего сотрудничества между нашими странами и, кроме того, олицетворяющей дальнейшее развитие интеграционных отношений Беларуси и России с Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией.
Список использованных источников
1. Nye, J. S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / Joseph S. Nye. - New York : Basic Books, 1991. - 336 p.
2. Nye, J. S. Soft Power. The Means to Success in World Politics / Joseph S. Nye. - New York : Public Affairs, 2004. - 192 p.
3. Institute for Cultural Diplomacy [Electronic resource]. - Mode of access: http://culturaldip-lomacy.org/index.php?en_culturaldiplomacy. - Date of access: 02.08.2016.
4. Документы Союзного государства [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Союзного государства. - Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/. - Дата доступа: 10.01.2016.
5. Республиканский фестиваль национальных культур [Электронный ресурс] // Республиканский центр национальных культур. - Минск, 2007-2016. - Режим доступа: http://centrkult. iatp.by. - Дата доступа: 30.09.2016.
A. V. MOROZOV, N. L. BALICH, V. N. MUKHA
CULTURAL DIPLOMACY IN CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES IN BELARUS
AND RUSSIA
Summary
The features of cultural diplomacy as an instrument of state policy in the implementation of external cultural policy of Belarus and Russia are analyzed. The models and educational means of the practical realization of the objectives of cultural diplomacy, aimed at strengthening the international cultural cooperation within the framework of the Union State of Belarus and Russia were revealed.
Keywords: cultural diplomacy, cultural policy, international cooperation, integration processes.
Поступила 04.12.2016 г.