Научная статья на тему 'Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси'

Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
948
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ (СГРБ) / ПОСТСОВЕТСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / PUBLIC DIPLOMACY / THE EEU HUMANITARIAN COOPERATION / THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS (USRB) / POST-SOVIET INTEGRATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боришполец Ксения Петровна

Публичная дипломатия стала привычным атрибутом международной жизни начала XXI в. Интерес к публичной дипломатии растёт и на пространстве ЕАЭС. Тем не менее, до сих пор остаётся открытым вопрос о ресурсах публичной дипломатии, которыми располагают интеграционные объединения постсоветских государств, и об опыте их применения в контексте интеграционного сотрудничества. Практика Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) отличается большим спектром публичных инициатив по повышению привлекательности двустороннего интеграционного проекта в глазах общественности, является формой сотрудничества, открытой для контактов с широкой международной средой и тем самым создаёт позитивный имидж российско-белорусскому партнёрству. Публичная дипломатия СГРБ это комплексное явление, сочетающее различные функциональные компоненты, механизмы и задачи. Можно выделить два взаимодополняющих вектора, первый из которых в большей степени соотносится с действиям официальных лиц и лидеров стран-партнёров, а второй с практикой негосударственных акторов в лице общественных организаций, бизнес-сообществ, академических кругов, СМИ. То обстоятельство, что государственные институты совместно с профильными общественными структурами играют важную роль в создании позитивного имиджа российско-белорусского взаимодействия, выступают активными участниками различных проектов, способствующих повышению авторитета СГРБ в глазах населения двух стран и за рубежом, является актуальным примером конструктивного взаимодействия традиционных и новых акторов мирополитических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Public Diplomacy Resources of The Union State of Russia and Belarus

Public diplomacy has become a common attribute of the global political life since the early 21 century. The interest for the public diplomacy is also evident among the EEU countries. Nevertheless, the question of the public diplomacy resource savailable for the integrating post-Soviet states and their usage remains open. The practice of the Union State of Russia and Belarus (USRB) is characterized by a wide range of public initiatives to increase the public attractiveness of the bilateral integration project. It communicates with a broad international environment and thereby creates a positive image for the Russian-Belarusian partnership. Public diplomacy of the USRB is a complex phenomenon combining various functional components, mechanisms and. Two mutually complementary vectors in its development can be distinguished, the first one related to the actions of officials and leaders of partner countries, and the second one to the practice of non-state actors in the form of public organizations, business communities, academics, and the media. The state institutions along with the special social structures are actively involved in different projects boosting the international public image of USRB and play a critical part in creating a positive image of the Russian-Belarus cooperation. This fact represents the growing structural interaction of the traditional and new actors of the world political processes.

Текст научной работы на тему «Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси»

Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54). С. 224-237 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

DOI 10.24833/2071-8160-2017-3-54-224-237

РЕСУРСЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

К.П. Боришполец

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Публичная дипломатия стала привычным атрибутом международной жизни начала XXI в. Интерес к публичной дипломатии растёт и на пространстве ЕАЭС. Тем не менее, до сих пор остаётся открытым вопрос о ресурсах публичной дипломатии, которыми располагают интеграционные объединения постсоветских государств, и об опыте их применения в контексте интеграционного сотрудничества. Практика Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) отличается большим спектром публичных инициатив по повышению привлекательности двустороннего интеграционного проекта в глазах общественности, является формой сотрудничества, открытой для контактов с широкой международной средой и тем самым создаёт позитивный имидж российско-белорусскому партнёрству. Публичная дипломатия СГРБ - это комплексное явление, сочетающее различные функциональные компоненты, механизмы и задачи. Можно выделить два взаимодополняющих вектора, первый из которых в большей степени соотносится с действиям официальных лиц и лидеров стран-партнёров, а второй - с практикой негосударственных акторов в лице общественных организаций, бизнес-сообществ, академических кругов, СМИ. То обстоятельство, что государственные институты совместно с профильными общественными структурами играют важную роль в создании позитивного имиджа российско-белорусского взаимодействия, выступают активными участниками различных проектов, способствующих повышению авторитета СГРБ в глазах населения двух стран и за рубежом, является актуальным примером конструктивного взаимодействия традиционных и новых акторов мирополитических процессов.

Ключевые слова: публичная дипломатия, гуманитарное сотрудничество ЕАЭС, Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ), постсоветская интеграция.

УДК 327.8

Поступила в редакцию 23.06.2016 г. Принята к публикации 21.05.2017 г.

Публичная дипломатия стала неотъемлемым атрибутом международной жизни начала XXI в. Её ресурсы направлены на повышение привлекательности страны в глазах зарубежной общественности и широко применяются в мирополитической практике [1,2,3,4]. Интерес к публичной дипломатии растёт и на пространстве ЕАЭС [5], а также в регионе СНГ в целом. Сохраняется фокус на публичной дипломатии отдельных государств, в частности на ограничениях и оценке эффективности публичной дипломатии России [6, 8, 9]. Тем не менее, до сих пор остаётся открытым вопрос о ресурсах публичной дипломатии, которыми располагают не отдельные страны, а интеграционные объединения постсоветских государств и об опыте их применения в контексте развития интеграционного сотрудничества. Характерным примером такого рода служит практика Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ), которая отличается большим спектром публичных инициатив по укреплению гуманитарных связей между профессиональными коллективами, гражданами и организациями России и Белоруссии, является формой сотрудничества, открытой для контактов с широкой международной средой и тем самым создаёт позитивный имидж российско-белорусскому партнёрству. Эта тема пока является малоисследованной, хотя её значимость отмечается в ряде публикаций [6, 7, 10].

Союзное государство России и Белоруссии - политический проект с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным и гуманитарным пространством, является сегодня не только механизмом регулирования долгосрочного двустороннего сотрудничества. В контексте углубления интеграционных процессов евразийского масштаба наличие такого регулятивного механизма играет комплексную роль в определении ключевых направлений многостороннего сотрудничества, для реализации которых всё большую значимость приобретает активное участие общественных кругов.

В 2015-2016 гг. Россия и Белоруссия продолжили работу по интеграционному сближению по разным направлениям, в том числе, подписав и ратифицировав целый ряд документов в гуманитарной сфере. Как отмечают эксперты, «постепенно добрососедские отношения народов наших стран закрепляются и на законодательном уровне»1. Тесное переплетение деятельности государственных и негосударственных структур, которое отражено в этой формулировке, со всей очевидностью указывает на то, что публичная дипломатия СГРБ - это комплексное явление, сочетающее различные функциональные компоненты, механизмы и задачи. Тем не менее, в интересах прикладного анализа этого феномена целесообразно выделить два взаимодополняющих вектора, первый из которых в большей степени соотносится с действиями официальных лиц, лидеров и других руководителей стран-партнёров, а второй - с практикой негосударственных акторов в лице общественных организаций, бизнес-сообществ, академических кругов, СМИ.

1 Союзное государство: итоги года. URL: http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/23575.html (дата обращения: 1.03.2017)

Одновременно необходимо отметить, что, хотя термин «публичная дипломатия» применяется главным образом для характеристики негосударственных инициатив, однако это не исключает присутствия и этатистских элементов в процессе их подготовки и реализации. Строго говоря, именно этатистский компонент стоял у истоков развития публичной дипломатии как явления социально-политической жизни, когда государства постмодерна осознали необходимость разворота к более открытому управленческому процессу. То обстоятельство, что государственные институты совместно с профильными общественными структурами играют важную роль в создании позитивного имиджа российско-белорусского взаимодействия, выступают активными участниками различных проектов, способствующих повышению авторитета СГРБ в глазах населения двух стран и за рубежом, является актуальным примером конструктивного взаимодействия традиционных и новых акторов мирополитических процессов.

Союзное государство России и Белоруссии как межгосударственное объединение прошло длительную проверку временем2, причём гуманитарная составляющая этого интеграционного проекта во многом является более представительной, чем в других форматах взаимодействия на пространстве СНГ. Благодаря подписанию в 2015 г. ряда новых документов, обеспечивающих на взаимной основе равные права граждан двух стран, белорусы и россияне «чувствуют себя на всей территории Союзного государства, как дома»3. Яркой позитивной новостью стало принятие Государственной думой 22 декабря 2015 г. решения, разрешающего белорусам не сдавать русский язык и историю для получения вида на жительство или временное проживание в России, которое искренне приветствовала белорусская сторона. Атмосферу культурной близости россиян и белорусов подчёркивает и практика регулярных поздравлений лидеров двух стран в адрес выдающихся общественных деятелей и интеллигенции. Например, президенты России и Беларуси в 2015 г. поздравили с семидесятилетним юбилеем композитора Вячеслава Добрынина. Персональные поздравления президента А. Лукашенко получили российские артисты, ряд политиков, учёных и журналистов - Елена Яковлева, Ирина Алфёрова, Станислав Говорухин, Михаил Горбачёв, Жорес Алфёров, Александр Проханов и другие.

Большой интерес в общественной среде Белоруссии вызвала состоявшаяся в мае 2015 г. открытая лекция Сергея Лаврова в Белорусском государственном университете (БГУ). Выступая перед студентами и преподавателями главного белорусского вуза, министр иностранных дел России подробно осветил отечественные подходы к вопросам развития ЕАЭС, сотрудничества с Китаем, борьбы с терроризмом, урегулирования конфликта на Украине, а также роли СМИ, праздновании Дня Победы, новых формах работы с молодёжью. Остановив-

2 Союзное государство - интеграционное объединение, которое прошло проверку временем, - Григорий Рапота. URL: http://www.soyuz.by/news/soyuz/26294.html (дата обращения: 1.03.2017)

3 Союзное государство: итоги года. Общество. URL: http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/23575.html (дата обращения: 1.03.2017)

шись на белорусско-российском сотрудничестве в гуманитарной сфере, С. Лавров отметил, что «Нам нужно больше работать в гуманитарном пространстве. Тем более что к этому есть прямой интерес у белорусов и россиян. Буквально сегодня нас проинформировали о том, что...принято положительное решение об открытии филиала Российского центра науки и культуры в Гомеле»4.

Важным инструментом публичной дипломатии СГРБ стал Информационно-аналитический портал Союзного государства, на котором регулярно размещаются конструктивные информационные материалы, сюжеты различных видеоконференций и брифинги. Тематика этих публикаций достаточно разнообразна, причём содержит отнюдь не традиционные пропагандистские сюжеты, а ориентируется на формирование у населения двух стран осознанного отношения к реалиям интеграционного взаимодействия, откровенно указывая не только на достижения странового партнёрства, но и на трудности, препятствующие дальнейшему сближению.

Показательным с точки зрения прикладных задач работы портала с массовой аудиторией является всё более активное обращение к проблематике, затрагивающей ситуацию общей бизнес-среды и перспектив её гармонизации. Так, в рамках видео-брифинга с председателем Президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Белоруссии В.Н. Карягиным, отмечалось, что, во-первых, «Российский бизнес и российская экономика были и остаются основным партнёром белорусского бизнеса. Более того, сегодня не имеет значения, где зарегистрирована фирма: в России или в Беларуси. Теперь российские фирмы получили больше возможностей для работы в Беларуси без ограничений, как и белорусские». Во-вторых, важность сотрудничества для белорусской стороны, поскольку «Россия для нас - это очень большой рынок сбыта. Россия сегодня стимулирует деятельность российских предприятий на нашем рынке... Это в основном позитивно, потому что российский рынок пользуется ресурсами с очень чёткими интересами. Конечно, он создаёт конкурентное поле для некоторых компаний, но в основном это партнёрские отношения. То есть там, куда приходит российский бизнес, наращивается экономический потенциал.». В-третьих, обращалось внимание на ожидания представителей бизнеса Белоруссии на современном этапе. По словам В.Н. Карягина, «Представители белорусского бизнеса, в первую очередь, ожидают выравнивания экономических и организационных условий между частным и государственным бизнесом, а также между бизнесами в целом. Мы считаем, что необходимо унифицировать налоговое законодательство. Например, на сегодня в Казахстане налог на добавленную стоимость составляет 12%, в России - 18%, а в Беларуси - 20%. Мы также различаемся по налогам на прибыль и по возможностям применения финансовых инструментов, что мешает не только белорусскому бизнесу, но, на наш взгляд, сдерживает и российский бизнес. Необходимо «заточить» наши фи-

4 Сергей Лавров ответил на вопросы белорусских студентов. URL: http://www.soyuz.by/news/actual/26354.html (дата обращения: 1.03.2017)

нансовые институты и налоговую политику под возможность сотрудничества. Это станет дополнительной гарантией для бизнеса. Также необходимо создавать специальные институты финансовой помощи по продвижению интересов бизнеса, так как малый и средний бизнес Беларуси не сможет полноценно сотрудничать с бизнесом России, который, в основном, уже представлен крупными финансово-промышленными группами...Кроме того, нужна аналитика и информация о возможностях рынка. Мы делаем определённые шаги. Совместно с посольством России мы издаём специализированную литературу и пытаемся проанализировать связи Беларуси со всеми российскими регионами. Когда мы знаем потребности, реально оцениваем возможности и находим партнёров, которые готовы чётко и ясно сформулировать проблему или предложение, начинается нормальное сотрудничество»5. Приведённый фрагмент является показательным для характеристики важного качества публичной дипломатии СГРБ - искреннего уважения её акторов к широкой аудитории, стремления к откровенности и отказу от бравурных сообщений о достижениях. Подобный подход ни в коей мере не умаляет привлекательности образа двустороннего сотрудничества, не провоцирует сомнения в возможности альтернативных перспектив, поскольку самым мощным аргументом становится прагматизм, уверенность в необходимости дальнейшей работы и объективной потребности позитивного движения навстречу друг другу.

Самой широкой областью реализации публичной дипломатии СГРБ является сотрудничество в сфере науки, культуры и образования, которое успешно развивается на основе прямых рабочих связей между исследовательскими, творческими и академическими коллективами, а также в рамках проведения различных профессиональных и творческих конкурсов. В частности, академии наук Белоруссии и России регулярно проводят совместный конкурс на соискание межакадемических премий за выдающиеся научные результаты, полученные в ходе совместных исследований двумя авторскими коллективами (обычно в области естественных наук). В настоящее время белорусские и российские учёные сообща работают над повышением эффективности использования углеводородов по линии программы СГРБ «СКИФ-Недра», стартовавшей в 2015 г. и основанной на применении передовых информационных технологий моделировании условий залегания глубинных геологических пластов6. Среди других достижений, позволяющих повысить позитивное восприятие результатов работы СГРБ в научной сфере, следует упомянуть планы развертывания белорусско-российского технопарка в 2016 г., а также общую высокую эффективность реализации технологических программ Союзного государства7.

5 Интернет-видеобрифинг «Российский бизнес: взгляд из Беларуси». URL: http://www.soyuz.by/tv/online-briefing/13779.html (дата обращения: 1.03.2017)

6 Белорусские и российские учёные работают над повышением эффективности использования углеводородов. URL: http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/23978.html (дата обращения: 1.03.2017)

7 Академия наук Беларуси отмечает высокую эффективность реализации программ Союзного государства. URL:http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/24143.html (дата обращения: 1.03.2017)

К практике публичной дипломатии, несомненно, относятся и прямые контакты между российскими и белорусскими предприятиями, которые нередко оформляются посредством заключения договоров о сотрудничестве. В начале 2016 г. такие договора были подписаны между объединениями «Брянсксель-маш» и Донским ГАУ. Национальный исторический музей Беларуси подписал Меморандум о сотрудничестве с Калининградским историко-художественным музеем. Минский городской технопарк будет сотрудничать с Ульяновским центром трансфера технологий. Перечисление примеров включения в орбиту гуманитарных контактов и публичной дипломатии представителей культуры и работников наукоёмких отраслей реального производства в России и Белоруссии можно было бы продолжить, однако и из приведённых примеров становится очевидной ориентация российско-белорусского сотрудничества на, так сказать, «деловую повседневность», когда привлекательность образа страны-партнёра обеспечивается не разовыми мероприятиями, а включённостью партнёрства в рабочий процесс, активное участие в нём рядовых граждан.

Так, в постоянную практику вошли концерты на главных российских и белорусских площадках известных исполнителей двух стран, мероприятия, по-свящённые творческому наследию выдающихся деятелей музыкального и изобразительного искусства, проведение художественных выставок и вручение престижных премий представителям творческой интеллигенции. В 2016 г. в Минске и Могилёве с успехом прошел IV Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Популярностью пользуются обменные гастроли и другие мероприятия с участием общественности. Например, весной нынешнего года состоялись выступления артистов Белорусского музыкального театра и Русского драматического театра Башкортостана, а Союзы женщин Белоруссии и России заявили о планах участия в традиционном фестивале песни им. Анны Герман «Эвридика». В марте 2016 г. в Москве с успехом прошли Белорусские сезоны, на которых были представлены спектакли двух белорусских драматических театров.

Номенклатура культурных мероприятий, осуществляемых в русле российско-белорусского сотрудничества и отражающих творческие возможности двух народов в условиях укрепления союзных связей, постоянно расширяется, в частности за счёт инициатив по проведению гала-концертов бардовской песни «Большая рыбалка» с участием исполнителей из девяти стран, организации творческих вечеров всё большего числа популярных поэтов, дней белорусского кино в российских регионах. В марте 2016 г. с успехом прошли «Белорусские сезоны» в Москве, во время которых спектакли представляли несколько белорусских драматических театров.

Эффект публичной дипломатии СГРБ несомненно присущ и ряду традиционно проводимых в Белоруссии массовых культурных фестивалей с участием России и ряда зарубежных стран. Популярностью пользуется Минский международный культурный фестиваль «Цветы России», во время которого проходят

гала-концерт классической музыки в исполнении юных талантов России, круглые столы для педагогов и работников культуры, ведущих занятия с детскими коллективами8. В течение четверти века крупным событием культурной и общественной жизни, имеющим большой международный резонанс, является Витебский фестиваль искусств «Славянский базар». Предполагается, что некоторые разделы его программы, в частности десятичасовой марафон чтецов стихотворных произведений, будут включены в Книгу рекордов Гиннесса9. Знаковым для граждан двух стран ежегодно становится празднование в начале апреля в России и Белоруссии Дня единения.

Значительным ресурсом публичной дипломатии СГРБ стала сфера высшего образования. В условиях интеграционного развития рынок образовательных услуг является достаточно привлекательным для абитуриентов двух стран, в том числе, благодаря обеспечению равных прав граждан и отсутствию языкового барьера. Сегодня в российских вузах обучается около 18 тыс. белорусских граждан, а в Белоруссии - около полутора тыс. граждан России10. Регулярный характер носят партнёрские связи между белорусскими и российскими вузами, лекционные циклы, мастер-классы, обменные визиты делегаций студентов и преподавателей. Практика межвузовского сотрудничества распространяется на значительный контингент учащихся и преподавателей, поскольку при поддержке Россотрудничества к контактам подключаются не только столичные, но и региональные вузы двух стран.

Многие конструктивные качества публичной дипломатии СГРБ проявляются и в контексте прямого межвузовского партнёрства. Кроме того, можно отметить такие события первой половины 2016 г., как ставшие регулярными преддипломные стажировки студентов-атомщиков из Белорусского национального технического университета на Смоленской АЭС, выступление российских и белорусских студентов с инновационными разработками на Петербургской творческой ярмарке, в которой наряду с представителями СГРБ участвуют студенты из Азербайджана, Армении, Германии, Украины и Словакии. Как чрезвычайно полезный и интересный был оценен опыт проведения российским фондом «Сколково» стартап-тура для молодых исследователей в Минске, Международного турнира естественнонаучных дисциплин (СТЕНД) среди студентов и магистрантов стран СНГ (Минск); конкурсов студентов по международному гуманитарному праву (Москва) и по трудовому праву (Минск), дней Исторического факультета МГУ в Белорусском государственном университете, конкурса студенческих работ по истории «Общий путь к Великой Победе: подвиг народа бессмертен». Результативность этих мероприятий особенно высока, если

8 Фестиваль «Цветы России» открывается сегодня в Минске. URL:http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/25977.html (дата обращения: 1.03.2017)

9 Организаторы «Славянского базара» замахнутся на рекорд для Книги Гиннесса. URL:http://www.soyuz.by/news/ humanitarian-dimension/26106.html (дата обращения: 1.03.2017)

10 В российских вузах обучается около 18 тыс. граждан Беларуси. URL:http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/25243.html (дата обращения: 1.03.2017)

принять во внимание, что они сочетают развитие исторически сложившихся форматов российско-белорусского образовательного сотрудничества с новыми содержательными моментами, учётом актуальных запросов молодёжной среды, адресной работы с различными группами (категориями) молодежи - «физиками», «лириками», «спортсменами» и другими. Что особенно заметно в последние три-четыре года, расширяется массовое участие в профильных мероприятиях, а их география охватывает всё большее число российских и белорусских регионов. Одновременно российско-белорусские образовательные проекты и мероприятия становятся центром притяжения заинтересованных представителей молодого поколения других стран СНГ, а отчасти и дальнего зарубежья СГРБ.

Всё более важным драйвером формирования привлекательного образа российско-белорусского межгосударственного партнёрства становится туризм. Белоруссия, её столица и белорусские курорты пользуются растущей популярностью среди россиян и регулярно презентуются в этом качестве в различных информационных источниках с самой широкой аудиторией. В настоящее время Минск входит в десятку наиболее привлекательных направлений новогодних каникул и краткосрочных праздничных туров для российских граждан. В целом же «Россия даёт Беларуси наибольшее количество иностранных туристов», а «более 80% иностранцев, отдыхающих в белорусских санаториях, составляют россияне»11. На данный момент в Белоруссию на отдых приезжает примерно четверть миллиона россиян, но эта цифра может быть существенно увеличена.

Особой популярностью у российских и других зарубежных гостей пользуются места отдыха, которые располагают современной материально-технической базой, находятся в местах с уникальным природным потенциалом, обладают хорошими коммуникационными ресурсами. Интерес к посещению россиянами братской страны определяется не только бюджетными или языковыми причинами, но во всё большей степени публичными акциями по популяризации объектов историко-культурного наследия, которые становятся основной туристической деятельности белорусских структур и активно рекламируются в электронных СМИ.

Интересным опытом включения туристической сферы в пространство публичной дипломатии стала презентация белорусского календаря туристический событий на 2016 г., в котором отражены события в Минске и различных регионах потенциально интересные для туристов: концерты, выставки, театральные форумы, обрядовые праздники, спортивные мероприятия и другие события. Мероприятия, которые могут заинтересовать иностранных туристов, предполагается рекламировать за рубежом, причём с учётом целевой аудитории акции в Бресте и Гродно будут рекламироваться на польском и литовском языках, а в приграничном с Россией Мстиславле - на русском языке.

11 Россия даёт Беларуси наибольшее количество иностранных туристов. URL:http://www.soyuz.by/news/ humanitarian-dimension/23742.html (дата обращения: 1.03.2017)

Подтверждением растущей значимости туристической составляющей гуманитарного сотрудничества в рамках СГРБ и её вклада в создание привлекательного имиджа двустороннего партнёрства России и Белоруссии стали и достигнутые в апреле 2016 г. между Ростуризмом и белорусским Министерством спорта и туризма договорённостей о взаимном увеличении турпотоков между странами. «Ключевыми направлениями сотрудничества станут санаторно-курортное оздоровление, военно-патриотический туризм и развитие кемпин-гового движения»12.

Виды практической деятельности, укрепляющей основы интеграционного взаимодействия и повышающей социально-политическую привлекательность проектов СГРБ, становятся всё более дифференцированными и ориентируются на различные группы населения России и Белоруссии. Особую значимость приобретает сотрудничество заинтересованных государственных институтов и общественных организаций по вовлечению молодёжи в общественную и политическую жизнь своих стран, открытие разнообразных каналов их позитивного участия в развитии международного гуманитарного взаимодействия на пространстве СНГ и за его пределами. Тем самым молодёжная политика стала важным самостоятельным направлением развития публичной дипломатии СГРБ.

В рамках Союзного государства реализуются различные инициативы по линии молодёжной политики регионального и странового масштаба. Сегодня в рамках интеграционного проекта Белоруссия сотрудничает с 65 российскими регионами в сфере образования и молодёжной политики. Среди наиболее популярных проектов отмечают «Велопробег Союзного государства», а также формирование сводных студенческих строительных отрядов для участия во Всебелорусской молодёжной стройке в Островце и на Ямале. Среди других знаковых проектов, которые реализуются в рамках Союзного государства, называют конкурс «Королева весна», организованный совместно Белорусскими и Российским союзами молодёжи.

Школьники и студенты двух стран регулярно принимают участие в международных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, проходящих в России и Белоруссии. К сфере публичной дипломатии российско-белорусского интеграционного проекта в 2015-2016 гг. относятся, например, такие мероприятия как «Эрудиты Планеты» (Москва), «Лучший молодой учёный» (Российско-белорусский университет), «Мы - будущее литературы»(Минск), «Балтийский научно-инженерный форум» (Санкт-Петербург), Международная школа «Физическое материаловедение» (Тольятти), «Пасхальные песни народов мира» (Москва), «Менделеевская олимпиада по химии» (Москва), «Хранители знаний. Вечный огонь» и многие другие. Молодые граждане двух стран имеют возможность познакомиться со сверстниками, сравнить свои достижения во время фестивалей и форумов: «Молодёжь

12 Ростуризм и Минспорта и туризма Беларуси договорились о взаимном увеличении турпотоков между странами. URL:http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/25557.html (дата обращения: 1.03.2017)

Беларуси и России в XXI в. вместе» (Барановичи), «Две сестры - Беларусь и Россия» (Витебск), «Евразийский научно-практический студенческий форум» (Минск), «Творчество юных» (Минск). Такие акции как Молодёжные велопробеги Союзного государства, стажировка российских студентов в детском лагере «Зубрёнок», специальные туристические мероприятия для групп российских и белорусских школьников являются очень важным инструментом развития совместной работы по линии государственных структур, молодёжных активистов, представителей гражданского общества России и Белоруссии, которые позитивно воспринимаются на массовом уровне и одновременно укрепляют профессиональные контакты между лицами, ведущими повседневную организационную работу с молодёжью.

Развивается и информационная составляющая публичной дипломатии СГРБ, которая ориентирована, прежде всего, на российскую и белорусскую аудиторию. Основной вклад в деятельность на этом направлении вносят информационный портал Союзного государства, материалы ТРО «Союз», журнал «Союзное государство», а также газеты «Союзное вече» и «Союз. Беларусь - Россия». Кроме того, существенную роль в укреплении атмосферы братства, дружбы, всестороннего сотрудничества в контексте информационного обеспечения строительства Союзного государства вносит АО «Издательский дом "Комсомольская правда"». Общими принципиальными установками информационной деятельности союзных СМИ выступают непредвзятость журналистики и умение конструктивно представлять в информационном поле различные точки зрения. Сегодня в Белоруссии широко транслируются российские телеканалы, а Белоруссия усиливает информационное присутствие в России. В процессе углубления двусторонней интеграции постепенно расширяется аудитория телеканала «Беларусь 24», проводятся пресс-туры российских и союзных СМИ по белорусским регионам и пресс-конференции в крупных научных центрах. Так, весной 2016 г. были проведены целевые визиты для журналистского пула в Институт цитологии и генетики НАН Беларуси и в холдинг «Планар» - единый научно-технический комплекс предприятий, которые производят сложнейшее оптико-механическое, контрольно-измерительное и сборочное оборудование13. Подобные визиты направлены на ознакомление специалистов и общественности с достижениями в области научно-прикладных разработок, проводимых на базе белорусских исследовательских организаций, которые очень часто осуществляются в сотрудничестве с российскими коллегами. Отчёты о подобных мероприятиях подтверждают высокий профессиональный уровень научных кадров и эффективность научных проектов проводимых с участием учёных двух братских стран.

Наряду с презентациями конкретных проектов, российские и белорусские структуры проводят и мероприятия, ориентированные на информационное

13 Журналисты ознакомились с реализацией союзных программ в области микросистемотехники. URL: http://www. soyuz.by/news/humanitarian-dimension/24578.html (дата обращения: 1.03.2017)

обеспечение комплекса вопросов союзного взаимодействия. В апреле 2016 г. при участии Министерства информации Республики Беларусь, Постоянного комитета Союзного государства и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Минского городского, Минского и Гродненского областных исполнительных комитетов прошёл XI Белорусский международный медиафорум «Партнёрство во имя будущего», в котором приняли участие представители СМИ, видные политологи, эксперты стран СНГ и дальнего зарубежья. Основными мероприятиями медиафорума, наряду с пленарным заседанием и тематическими панельными дискуссиями, стала школа журналистики с проведением мастер-классов ведущих зарубежных и белорусских журналистов, проект «Культурное наследие Беларуси». Медиафорум подтвердил свой статус привлекательной международной площадки, предоставившей возможность участникам из примерно двадцати стран ознакомиться с реалиями белорусского и регионального развития и обсудить направления будущих профессиональных контактов.

Перспективным в плане расширения возможностей позитивного позиционирования СГРБ на страновом и международном уровне является план запуска союзного радио, который рассматривается в настоящее время белорусской радиостанцией «Альфа Радио» и российским издательским домом «Комсомольская правда».

Большое место в информационных акциях по профилю публичной дипломатии СГРБ занимает военная тематика. При этом акценты СМИ на деятельности выдающихся полководцев или датах знаковых событий мировых войн органично сочетаются с массовыми общественными мероприятиями, в которых участвуют ветераны, представители среднего и молодого поколений. Так, весной 2016 г. появились многочисленные публикации о жизни выдающегося советского военачальника маршала Рокоссовского, истории 810-дневной обороны небольшого городка Сморгони во время Первой мировой войны, торжественным акциям у воинских мемориалов времен Великой Отечественной войны. С 2010 г. в Минске регулярно проводится форум «Великая Победа, добытая единством». В 2016 г. году на него были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, представители руководства Союзного государства, государственных органов стран СНГ, экспертного и научного сообществ, средств массовой информации, лидеры молодёжных организаций из государств СНГ, Балтии и Грузии. В городе-герое Бресте День Победы совместно с представителями белорусской общественности встретили делегации из России, Польши, Венгрии и Словакии. Торжества, прошедшие в Москве и Минске в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, подробно освещались на информационном портале СГРБ под заголовком «В Союзном государстве празднуют День Победы», а

белорусские и российские города активно участвовали в акции «Бессмертный полк»14.

Тренд публичной дипломатии СГРБ находится в процессе становления. К его основным особенностям можно отнести не только тесную сопряжённость с задачами интеграционного строительства, но и большую дифференциацию функциональных направлений, их адресное содержание, ориентацию на постоянное расширение круга государственных и негосударственных акторов. При этом выраженный этатистский компонет является не только данью политическим традициям, но и отражением актуального системообразующего характера государственных институтов в российском и белорусском обществах. В целом, и этатистский, и гражданский компоненты публичной дипломатии СГРБ органично взаимосвязаны в сфере повседневной практики, ориентированы на сбалансированную привлекательность интеграционного проекта как для массовых слоёв населения, так и самой существенной части элит России и Белоруссии. Однако главной характеристикой публичной дипломатии СГРБ является то, что она развивается в чрезвычайно близкой по своим культурным особенностям социальной среде и укрепляет в новых политических обстоятельствах традиционные дружеские связи народов России и Белоруссии.

Термин «публичная дипломатия» не получил пока достаточного распространения в контексте аналитических обсуждений деятельности СГРБ. Но развитие интеграционного процесса предполагает усиление внимания к вопросам, которые ещё не стали предметом активного осмысления. Реалии публичной дипломатии СГРБ, во-первых, вносят значительный вклад в повышение привлекательности интеграционного проекта в глазах населения двух стран, а постепенно и за его пределами, привлекая к участию в мероприятиях гуманитарного содержания представителей различных государств СНГ и даже дальнего зарубежья. Во-вторых, они демонстрируют вариативность практических моделей современной публичной дипломатии, присутствия значительной области конкретных действий, определяемых местной (страновой) и исторической спецификой. В-третьих, Россия и Белоруссия заинтересованы в совершенствовании ресурсов публичной дипломатии СГРБ и применении их инструментов в евразийском формате в целях укрепления гуманитарного сотрудничества, добрососедства и атмосферы доверия в отношениях со своим ближайшим региональным окружением.

Список литературы

1. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипло- 2. Лебедева М.М. Публичная дипломатия в уре-

матии //Международные процессы. 2011. Т. 9. гулировании конфликтов // Международные

№ 1(25). С. 63-732. процессы. 2015.Том 13. № 4 (43).С. 45-56.

14 В Союзном государстве празднуют День Победы. URL:http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/26188. html (дата обращения: 1.03.2017)

3. Лебедева О.В. История возникновения института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. 2016.№ 2. С.126-135.

4. Лебедева М.М., Харкевич М.В. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2(35). С. 10-13.

5. Боришполец К.П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феномена и тенденций развития // Вестник МГИМО-Университета. 2015. №5(44). С. 42-55 7.

6. Balmaceda M.M. Myth and Reality in the Belarusian-Russian Relationship: What the West Must Know // Problems of Post-Communism. 1999. Vol. 46.№3. Рр. 3-14

10.

Forsberg T., Smith H. Russian Cultural Statecraft in the Eurasian Space // Journal Problems of Post-Communism. 2016. Vol.63. №3. Pp. 129-134. Just T. Promoting Russia abroad: Russia's post-Cold war national identity and public diplomacy // The Journal of International Communication. 2016. Vol. 22.№1. Pp. 82-95. Nikitina Y. Measuring the Efficiency of Regional Institutions in Eurasia Is There a Role for Public Diplomacy? // Journal Russian Politics & Law. 2016. Vol.54. № 5-6.Pp. 477-493. Saari S. Russia's Post-Orange Revolution Strategies to Increase its Influence in Former Soviet Republics: Public Diplomacy po russkii // Journal Europe-Asia Studies. 2014.Vol. 66.№ 1. Pp. 50-66.

Об авторе:

Ксения Петровна Боришполец - к.п.н., профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО. E-mail: [email protected]

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-37-11128.

9.

THEPUBLIC DIPLOMACY RESOURCES OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS

K.P. Borishpolets

DOI 10.24833/2071-8160-2017-3-54-224-237 Moscow State Institute of International Relations

Public diplomacy has become a common attribute of the global political life since the early 21 century. The interest for the public diplomacy is also evident among the EEU countries. Nevertheless, the question of the public diplomacy resource savailable for the integrating post-Soviet states and their usage remains open. The practice of the Union State of Russia and Belarus (USRB) is characterized by a wide range of public initiatives to increase the public attractiveness of the bilateral integration project. It communicates with a broad international environment and thereby creates a positive image for the Russian-Belarusian partnership. Public diplomacy of the USRB is a complex phenomenon combining various functional components, mechanisms and. Two mutually complementary vectors in its development can be distinguished, the first one related to the actions of officials and leaders of partner countries, and the second one - to the practice of non-state actors in the form of public organizations, business communities, academics, and the media. The state institutions along with the special social structures are actively involved in different projects boosting the international public image of USRB and play a critical part in creating a positive image of the Russian-Belarus cooperation. This fact represents the growing structural interaction of the traditional and new actors of the world political processes.

Key words: public diplomacy, the EEU humanitarian cooperation, the Union State of Russia and Belarus

(USRB), post-soviet integration.

References

1. Dolinskii A.V. Diskurs o publichnoi ing of the phenomenon and development

diplomatii [Discourse on Public Diplo- trends]. Vestnik MGIMO-Universiteta.

macy]. Mezhdunarodnye protsessy. 2011, 2015, №5(44), pp. 42-55 7.(In Russian).

vol. 9, no. 1(25), pp. 63-732. (In Russian). 6. Balmaceda M.M. Myth and Reality in

2. Lebedeva M.M. Publichnaia diplomatiia the Belarusian-Russian Relationship:

v uregulirovanii konfliktov [Public diplo- What the West Must Know. Problems of

macy in the settlement of conflicts]. Me- Post-Communism. 1999, vol. 46, no. 3.

zhdunarodnye protsessy. 2015, vol. 13, no. pp. 3-14.

4 (43), pp. 45-56.(In Russian). 7. Forsberg T., Smith H. Russian Cultural

3. Lebedeva O. Istoriia vozniknoveniia insti- Statecraft in the Eurasian Space. Problems

tuta publichnoi diplomatii v Rossii [His- of Post-Communism. 2016, vol. 63, no.

tory of the emergence of the Institute of 3,pp. 129-134.

Public Diplomacy in Russia]. Mezhdun- 8. Just T. Promoting Russia abroad: Rus-

arodnaia zhizn'. 2016,no. 2, pp.126-135. sia's post-Cold war national identity and

(In Russian). public diplomacy. The Journal of Interna-

4. Lebedeva M.M., Kharkevich M.V. «Mi- tional Communication. 2016, vol. 22, no.

agkaiasila» Rossii v razvitii integratsion- 1, pp. 82-95.

nykh protsessov na evraziiskom pros- 9. Nikitina Y. Measuring the Efficiency of

transtve ["Soft power" of Russia in the Regional Institutions in Eurasia Is There

development of integration processes in a Role for Public Diplomacy? Russian

the Eurasian space]. Vestnik MGIMO- Politics & Law. 2016, vol.54, no. 5-6,

Universiteta. 2014, №2(35), pp. 10-13.(In pp. 477-493.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian). 10. Saari S. Russia's Post-Orange Revolution

5. Borishpolets K.P. Publichnaia diplo- Strategies to Increase its Influence in For-

matiia na prostranstve EAES: osmyslenie mer Soviet Republics: Public Diplomacy

fenomena i tendentsii razvitiia [Public di- po russkii. Europe-Asia Studies. 2014, vol.

plomacy in the EAEC area: understand- 66, no. 1, pp. 50-66.

About the author:

Ksenia P. Borichpolets - Ph.D. in Political Science, professor of Department of World Poli-

tics, leading research fellow Centre for Post-soviet Studies Institute for International Studies,

MGIMO-University. E-mail: [email protected]

The article is written with the financial support of Russian scientific fund for the humanities,

Grant No. 15-37-11128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.