УДК 327
Алексей ИВАНЦОВ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация. Статья рассматривает основные современные стратегии, реализуемые Российской Федерацией и Республикой Беларусь в международных отношениях. В ней характеризуются векторы направленности носящей согласованный характер внешней политики двух стран, в результате чего Москва и Минск активно выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно взаимодействуют в ООН, других универсальных и региональных организациях. Раскрывается позитивная динамика носящего долговременный стратегический взаимовыгодный характер современного российско-белорусского сотрудничества, начиная с 1992 г., когда страны обрели независимость и начали суверенный путь развития. Подчеркивается, что интеграция российской и белорусской экономик в рамках Союзного государства расширяется и находится в постоянном развитии. Она не имеет аналогов в других государствах постсоветского пространства. Союзники реализуют несколько десятков совместных отраслевых программ. Особое внимание уделяется созданию новейшей наукоемкой продукции, стимулированию бизнеса к активному внедрению инноваций в реальный сектор экономик России и Белоруссии.
Ключевые слова: международные отношения, национальный интерес, политические стратегии международного сотрудничества, интеграция, внешняя политика, региональное сотрудничество.
Российско-белорусские векторы деятельности
Внешнеполитические взаимовыгодные отношения России и Белоруссии продолжаются вот уже более четверти века. За этот относительно недолгий промежуток времени они прошли несколько периодов: от установления дипломатических отношений до их современного состояния, характеризующегося поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, культурно-гуманитарным пространством в рамках Союзного государства.
Характеризуя направления российской внешней политики в целом, а не только в отношении Республики Беларусь, следует отметить, что Российская Федерация в
© Иванцов Алексей Васильевич - аспирант общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета. Адрес: 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. E-mail: Aliaksei.Ivantsou@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520189097
настоящее время реализует свою внешнеполитическую стратегию с учётом достижения государством статуса сверхдержавы, практически аналогичного СССР. Россия продолжает активную политику, направленную на расширение зон своего политического влияния как в имеющих стратегическое значение для Москвы регионах мира, так и в авторитетных международных организациях. Одновременно Россия прилагает значительные усилия для повышения своей роли на региональном уровне в отношении государств бывшего СССР и ближайших соседей. Международная политика, осуществляемая Москвой, отражает сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию России, основанную на том, что процесс повышения её политико-экономического авторитета и влияния в мире базируется на налаживании равноправных и взаимовыгодных отношений с партнёрами, отказе от использования военных, экономических угроз. Следует отметить, что Россия при этом также не избегает использования "мягкой силы" в международных отношениях [Лекции. Орг., 2018].
Таким образом, общегосударственные интересы Российской Федерации формируются в том числе на внешнеполитическом поле, на внеидеологической основе, видоизменяются в зависимости от складывающейся на международном пространстве ситуации [Корзун, 2004] и имеют целью эффективное решение актуальных международных задач России, связанных с выработкой и реализацией политики в отношении к трем основным группам своих внешнеполитических контрагентов: к союзникам, к Западу, к странам "третьего мира".
В соответствии с концепцией внешней политики Российской Федерации, утверждённой президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г., приоритетное развитие уделяется двустороннему и многостороннему сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшему укреплению действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием. Кроме того, предусмотрено расширение стратегического взаимодействия России с Белоруссией в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах [МИД РФ - Концепция внешней политики, 2018].
С учётом изложенного основными приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются:
- создание страной новой системы доверительных взаимовыгодных отношений с бывшими социалистическими странами;
- вхождение Российской Федерации в европейское и мировое политическое сообщество;
- разработка Российской Федерацией новых принципов в межгосударственных отношениях с бывшими республиками СССР;
- разработка Российской Федерацией в изменившемся геополитическом пространстве новой военно-политической доктрины;
- активизация отношений России с Китаем, а также странами Юго-Восточной Азии;
- равноправное и последовательное развитие отношений Российской Федерации с США, при противодействии реализации политики "однополюсного" мира под эгидой США;
- участие Российской Федерации в миротворческих акциях под эгидой ООН [Лекции. Орг., 2018].
Внешнеэкономические отношения
При оценке внешнеэкономической политики России следует учитывать, что её экономика и в настоящее время продолжает в большой степени зависеть от экспорта сырья. Это делает страну зависимой от конъюнктуры мировых рыночных цен. Несмотря на то что страна обладает богатейшими природными ресурсами, большинство полезных ископаемых находится на труднодоступных территориях, их добыча является весьма сложной и дорогостоящей. Это обстоятельство также снижает конкурентоспособность российского экспорта. В непростом положении находится сельскохозяйственный сектор экономики Российской Федерации. Вместе с тем можно констатировать заметную активизацию российского аграрно-промышленного комплекса, вызванную санкционной политикой Запада в отношении страны. Отмечается устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна [Thomas E. Sherer Jr., 2010].
Характеризуя отношения Российской Федерации и Республики Беларусь, следует учитывать историческую и культурную общность братских народов. Начиная с постсоветского периода, Россия и Беларусь являются стратегическими партнёрами во многих сферах. При этом такое партнёрство строится при соблюдении суверенитета и национальных интересов государств. Высокий потенциал российско-белорусских отношений неоднократно подчёркивали главы России и Белоруссии. Так, президент России В.В. Путин в поздравлении А.Г. Лукашенко в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне выразил уверенность, что традиции братской дружбы и взаимопомощи, закалённые в годы Великой Отечественной войны, "останутся надёжной основой для развития отношений между нашими странами". 10 мая 2018 г. в поздравительном послании Д.А. Медведеву по случаю его назначения на должность председателя правительства России президент Белоруссии А.Г. Лукашенко отметил, что "...B Республике Беларусь высоко ценят отношения братской дружбы и стратегического партнёрства с Российской Федерацией, вместе с которой мы реализуем масштабные интеграционные проекты" [БелаПАН, 2018].
Концептуальные положения внешней политики Республики Беларусь в современном мире основываются на исторически сложившихся в конце XX - начале XXI в. императивах, главными из которых являются обеспечение территориальной целостности, сохранение государственного суверенитета и независимости. Международное признание Белоруссии значительно расширилось. Базисом международной стратегии государства стало его дальнейшее включение в общемировые политические, экономические, культурные процессы. Характерной особенностью внешнеполитического курса Белоруссии является многовекторность. Этот принцип обеспечивает выполнение главной задачи внешней политики страны - отстаивание национальных интересов на международной арене, которые рассматриваются в широком контексте формирования нового демократического мироустройства, соблюдения принципа равноправия и невмешательства во внутренние дела. Среди основных интересов государства - геополитические, экономические и военно-политические. Геополитические связаны с поддержанием баланса между европейским и евроазиатским политическим, экономическим и стратегическим пространством, а также борьбой с терроризмом. Экономические направлены на интеграцию белорусской экономики в европейский и мировой процесс. Военно-политические обеспечивают эффективную защиту суверенитета и территориальную целостность государства [Вестник БГУ, 2018].
Республика Беларусь стремится к налаживанию равноправных отношений и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, готовыми идти на контакт при соблюдении этих условий.
Белоруссия имеет выгодное географическое положение, обусловленное её нахождением в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных путей. Экономика республики носит открытый характер и ориентирована на экспорт. Важнейшими её целями являются обеспечение реализации конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли, создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта, расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами, международными экономическими организациями. Интеграция Белоруссии в глобальную систему мирохозяйственных связей способствует процессу её вступления в ВТО, а также формирование в рамках страны и мирового сообщества финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, развитие СЭЗ, евро-регионов и инновационных центров [Корзун, 2004].
Российско-белорусские отношения находятся в перечне основных приоритетов внешней политики обеих стран, установивших дипломатические отношения между собой 25 июня 1992 года.
В апреле 1996 года было создано Сообщество России и Белоруссии, в апреле 1997 г. образован Союз Белоруссии и России.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Этот документ стал вехой в новейшей истории развития России и Белоруссии и определил пути и принципы их дальнейшего сотрудничества.
Руководящим органом Союзного государства является Высший государственный совет, в состав которого входят главы государств, руководители их парламентов и правительств. В Совет министров входят главы правительств, министры иностранных дел, экономики и финансов России и Белоруссии. В рамках Союзного государства действует также парламентское собрание. Рабочим органом Союзного государства является постоянный комитет под руководством государственного секретаря Г.А. Рапоты [Залесский, 2011].
Прямым результатом интеграционных процессов, действующих в рамках Союзного государства, стал выход двух стран на уровень тесного взаимодействия. Правовую базу двусторонних отношений России и Белоруссии составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений в различных областях общественно-политической жизни [Дунец, 2014].
В соответствии с Договором о равных правах граждан, подписанным двумя странами 25 декабря 1998 г., в рамках Союзного государства проводится планомерная работа в социальной сфере. Важным шагом в реализации этого документа стало обеспечение равных возможностей в получении российскими и белорусскими студентами бесплатного образования и их дальнейшее трудоустройство по специальности, а также обеспечение гражданам двух стран одинаковых имущественных прав. Работа в данном направлении существенно активизировалась после вступления в 2006 г. в силу пакета соглашений об обеспечении равенства прав российских граждан, находящихся в Белоруссии, и белорусских граждан, находящихся в России, в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения. Равными правами в сфере образования в настоящее время пользуются более 20 ты-
сяч белорусских студентов, обучающихся в Российской Федерации, и более 2 тысяч россиян, которые проходят обучение в белорусских вузах. Также ведётся работа по гармонизации в рамках Союзного государства законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики и валютного регулирования [Посольство РФ в РБ, 2018].
В настоящее время Россия и Белоруссия по сути находятся в едином миграционном пространстве, благодаря чему обеспечиваются выгодные и удобные условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения гражданами обеих стран таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют возможность находиться на территории другого государства (России или Белоруссии, соответственно) без регистрации и постановки на миграционный учёт в течение 30 дней [Посольство РФ в РБ, 2018].
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. Региональное сотрудничество двух государств базируется на производственной кооперации, взаимной торговле, оказании различных видов услуг, а также на информационном обмене [Бородин, 2010].
На V форуме регионов России и Белоруссии, состоявшемся в октябре 2018 года в г. Могилеве, В.В. Путин подчеркнул, что Россия дорожит союзническими отношениями с Белоруссией. Москва и Минск стремятся наращивать связи по всем направлениям на принципах добрососедства и взаимной выгоды. Большое значение придается торгово-экономическому сотрудничеству, торгово-экономическим связям, укреплению инвестиционного взаимодействия. В рамках Союзного государства осуществляются несколько десятков отраслевых программ. При этом особый упор делается на создание передовой наукоёмкой продукции, стимулирование российского и белорусского бизнеса к более энергичному внедрению инноваций в реальный сектор экономики. А.Г. Лукашенко, в свою очередь, заявил о взаимной заинтересованности в развитии межрегиональных связей, о чём свидетельствует высокая интенсивность обмена визитами делегаций различного уровня. Подписано порядка 80 договоров о сотрудничестве с 36 субъектами Российской Федерации. В настоящее время почти с 60 регионами России созданы совместные рабочие группы и советы по деловому сотрудничеству.
Несмотря на некоторые разногласия по вопросам качества поставляемой из Белоруссии в Россию молочной продукции, Россия продолжает оставаться для нее ключевым рынком.
Международная кооперация
Взаимодействие России и Белоруссии на международной арене характеризуется своей согласованностью. Многосторонние соглашения о сотрудничестве России и Белоруссии связывают их также в рамках таких организаций, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и других международных объединений. Россия и Белоруссия совместно работают над продвижением интеграционных процессов на евразийском пространстве. По линии Евразийского экономического союза формируется единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Успешно реализуется программа согласованных действий России и Белоруссии в сфере внешней политики. Выработке общих решений на внешнеполитическом направлении во многом способствуют проводимые с 1999 г. в регулярном порядке совместные заседания коллегий министерств иностранных дел этих стран и систематические встречи глав их внешнеполитических ведомств.
Важнейшим направлением сотрудничества двух стран является укрепление российско-белорусских отношений в сфере обороны и безопасности. В 2001 г. была принята военная доктрина Союзного государства. 3 февраля 2009 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписано Соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. 10 декабря 2009 г. подписан Договор о развитии военно-технического сотрудничества. Вошли в практику совместные российско-белорусские военные учения, проводимые на территории сторон [Учебные материалы онлайн, 2018].
Следует подчеркнуть, что Россия и Белоруссия осуществляют также взаимодействие в области безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, где обе страны принимают участие в совместных с другими членами этого международного объединения учениях по различной проблематике.
19 июня 2018 г. в Минске прошло заседание Высшего государственного совета в Минске, где обсуждались актуальные вопросы повышения эффективности Союзного государства.
В целом к вопросу повышения эффективности Союзного государства главы Белоруссии и России отнесли дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества, развитие интеграционных процессов и наращивание взаимодействия в экономической сфере.
Подчёркивалась важность закрепления положительных тенденций и обеспечения дальнейшего наращивания торговых отношений, в том числе за счёт устранения взаимных барьеров, изъятий, а также создания равной конкурентной среды.
Глава Белоруссии подчеркнул увеличивающуюся роль постоянного комитета Союзного государства, которому с целью повышения эффективности Союзного государства надо обеспечить системное и регулярное сотрудничество профильных министерств и ведомств Белоруссии и России.
Внешнеполитическое сотрудничество между Белоруссией и Россией представляет собой важный аспект сотрудничества. Планируется улучшение координации подходов к проблемам региональной и общеевропейской безопасности, совместному противодействию новым вызовам и угрозам.
По мнению Владимира Путина, большие перспективы дальнейшего сотрудничества Белоруссии и России в рамках Союзного государства имеются в сфере энергетики. В конце 2019 г. состоится запуск первого энергоблока Белорусской атомной электростанции, а в 2020-м - второго энергоблока. Белоруссия и Россия также реализуют совместные проекты по модернизации газотранспортной системы.
Также, российский лидер отметил, что обеим сторонам необходимо приложить
больше усилий для того, чтобы увеличить выпуск наукоёмкой продукции.
* * *
Российская Федерация и Республика Беларусь являются стратегическими партнёрами на международной политической арене. Страны создали Союзное государство и, несмотря на трудности, успешно реализуют этот уникальный, не имеющий аналогов в мировой практике межгосударственных отношений, совместный интеграционный проект, создающий реальные предпосылки обеспечения национальной безопасности и устойчивого поступательного развития российского и белорусского народов.
Список литературы
Белорусская информационная компания БелаПАН (2018). [Электронный ресурс]. URL: https://naviny.by/new/20180509/1525847857-sdelal-po-svoemu-lukashenko-v-otlichie-ot-putina-pozdravil-margvelashvili-i. (дата доступа: 10.05.2018).
Белорусская информационная компания БелаПАН (2018). [Электронный ресурс]. URL: https://naviny.by/new/20180508/1525779360-putin-pozdravil-lukashenko-s-dnem-pobedy. (дата обращения: 10.05.2018).
Бородин П. (2010) Регионы Беларуси и России — основа торгово-экономического взаимодействия / П. Бородин // Беларусь - Россия: сотрудничество регионов: информ.-интеграц. проект / сост. Б.Л. Залесский, Е.А. Коровкин М.Е. Коровкина. Минск: БЕЛТА. С. 6-13.
Вестник БГУ (2018). Шарапо А.В. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/39829/1/sharapo.pdf. (дата обращения: 04.05.2018).
Дунец Н.А. (2014) Ключевые аспекты военно-политического сотрудничества Беларуси и России на современном этапе / Н. А. Дунец // Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XIII Международной конференции, посвященной 93-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2014 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ. С. 46-48.
Залесский Б.Л. (2011) Движение побратимства и региональная пресса Союзного государства Беларуси и России / Б. Л. Залесский // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов: в 2-х т. Т. 1 / сост. С.В. Анцух; под общ. ред. В.Г. Шадурского. - Минск: Издательство "Четыре четверти". С. 37-39.
Информационно-аналитический портал Союзного государства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.soyuz.by/news/daytheme/bel/40019.html (дата обращения: 16.08.2018).
МИД РФ (2018) Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). С. 2-3.
Корзун В.М. (2004) Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Беларусь в контексте устойчивого развития / В.М. Корзун // Беларусь в современном мире: материалы III Республиканской научной конференции, 28-29 октября 2004 г. / редкол.: А.В. Шарапо [и др.]. Минск: РИВШ. С. 273-275.
Лекции. Орг (2018). Основные направления внешней политики РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. URL : https://lektsii.org/9-64246.html (дата обращения: 01.05.2018).
Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь (2018). Российско-белорусские отношения. [Электронный ресурс]. URL: https://belarus.mid.ru/spravocnye-materialy//asset_publisher/ 9CH6VzS6hIWV/contenc/rossijsko-belorusskie-otnosenia (дата обращения: 02.05.2018).
Учебные материалы онлайн (2018). Современное состояние отношений России и Беларуси. [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1332304/ekonomika/sovremennoe_sostoyanie_ otnosheniy_rossii_i_belarusi. (дата обращения: 02.05.2018).
Электронное периодическое издание "Парламентская газета". [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/rossiya-dorozhit-otnosheniyami-s-belorussiey-zayavil-putin.html (дата обращения: 13.10.2018).
Thomas E. Sherer Jr., Thom Werthman, Joseph Gonzalez (2010) "The Complete Idiot's Guide to Geography". 351 p.
References
Belarusian information company BelaPAN (2018), available at: https://naviny.by/new/20180509/15258 47857-sdelal-po-svoemu-lukashenko-v-otlichie-ot-putina-pozdravil-margvelashvili-i [Accessed: 10.05.2018].
Belarusian information company BelaPAN (2018), available at: https://naviny.by/new/20180508/152577 9360 -putin-pozdravil-lukashenko-s-dnem-pobedy [Accessed: 10.05.2018].
Borodin P., (2010), "Regions of Belarus and Russia - the basis of trade and economic cooperation" ["Regiony Belarusi i Rossii - osnova torgovo-economicheskogo vzaimodeistmiya "]/ P.Borodin // Belarus -Russia: cooperation of regions: inform.-integr. project [Belarus - Rossiya: sotrydnichestvo regionov: inform.-integr. proekta] / auth. B.L. Zalessky, E.A. Korovkin, M.E. Korovkina. - Minsk: BELTA. P. 6-13.
Dunets, N.A. (2014), "Key aspects of military and political cooperations beetween Belarus and Russia at present time" ["Kluchevie aspekty voenno-politicheskogo sotrudnichestva Belarusi I Rossii na sovremennom etape"]/ N.A. Dunets // Belarus in modern world = Belarus in modern world: materials of XIII International conference, devoted to the 93 anniversary of creation Belarusian State University [Belarus v sovremennom mire = Belarus v sovremennom mire: materialy XIII Mezdynarodnoi konferentsii, posvyaschennoi 93-letiu
obrazovaniya Belorysskogo gosydarstvennogo yniversiteta], 30 October 2014. / auth.: V.G. Shadursky [and other]. - Minsk: pubishing center BSU. P. 46-48.
Educational material online (2018), "Current state of relations between Russia and Belarus" ["Sovremen noe sostoyanie otnoshenii Rossii i Belarusi"], available at: https://studwood.ru/1332304/ekonomika/ sov-remennoe_sostoyanie_ otnosheniy_rossii_i_belarusi [Accessed: 02.05.2018].
Elektronnoe periodicheskoe izdanie "Parlamentskaya gazeta" (2018) available at: https://www.pnp.ru/ politics/rossiya-dorozhit-otnosheniyami-s-belorussiey-zayavil-putin.html (Accessed: 13.10.2018).
Embassy of the Russian Federation in the Republic of Belarus (2018), "Russian-Belarusian relations" / [Rossiisko-belorysskie otnosheniya / Posolstvo Rossiiskoi Federatsii v Respublike Belarus], available at: https://belarus.mid.ru/spravocnye-materialy/-/asset_publisher/9CH6VzS6hIWV/ contenc/rossijsko-belorusskie-otnosenia [Accessed: 02.05.2018].
Korzyn, V.M. (2004), "Foreign economic cooperation of the Republic of Belarus in the context of sustainable development" ["Vneshneeconomichskoe sotrydnichestvo Respubliki Belarus v konteksteystoichivogo razvitiya"] / V.M. Korzyn // Belarus in modern world: Materials of III Republican scientific conference [Belarus v sovremennom mire: materialy III Respublikanskoi naychnoi konferentsii], 28-29 October 2004 / auth.: A.V. Sharpo [and other]. - Minsk: RIKC. 273-275 p.
Lektsii.org (2018), "The main directions of foreign policy of the Russian Federation at present stage" ["Osnovnye napravleniya vneshney politiki Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape"], available at: https://lektsii.org/9-64246.html [Accessed: 01.05.2018].
Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation (2018). Conception of foreign policy of Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin 30 November 2016) [Konseptia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (ytverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii)] 2-3 p.
Thomas E. Sherer Jr., Thom Werthman, Joseph Gonzalez (2010) "The Complete Idiot's Guide to Geography". 351 p.
Union State information analysis portal (2018), available at: https://www.soyuz.by/news/daytheme/bel74 0019.html [Accessed: 16.08.2018].
Vestnik BSU (2018) Sharapo, A.V. "Foreign policy of the Republic of Belarus at the present stage" [Vneshnyaya politika Respubliki Belarus na sovremennom etape] available at: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/ 39829/1/sharapo.pdf [Accessed: 04.05.2018].
Zalessky, B.L. (2011), "Movement of sworn brotherhood and regional media of Union State of Belarus and Russia" ["Dvizhenie pobratimstva i regionalnaya pressa Souznogo gosudarstva Belarusi i Rossii"] / B.L. Zalessky // Collection of scientific articles of students, undergraduates, postgraduates: in 2 p. P. 1 [Sbornik naychnyh statey stydentov, magistrov, aspirantov: v 2-h t. T.1] / auth. S.V. Ancuh; under gen.edit. V.G. Sha-durskogo. - Minsk: Publishing house "Four quarters". P. 37-39.
The main stages and preconditions for post-Soviet integration in Russian Federation and the Republic of Belarus
Author. Ivantsov A., Graduate student of the department of Philosophy and Social Sciences of Moscow City Pedagogical University Address: 129226, Russia, Moscow, 2-nd Selskohozyaistvenniy proezd, 4. E-mail: Aliaksei.Ivantsou@yandex.ru
Abstract. The article examines the main modern strategies implemented by the Russian Federation and the Republic of Belarus in international relations. It describes the directional vectors of a coherent nature of the foreign policy of the two countries, as a result of which Moscow and Minsk are actively speaking with one or similar voices on the major international issues, working closely in the UN and other universal and regional organizations. The positive dynamics of the long-term strategic mutually beneficial nature of modern Russian-Belarusian cooperation is revealed, beginning in 1992, when the countries gained independence and began a sovereign path of development. It is emphasized that the integration of the russian and belarussian economies within the framework of the Union State is expanding and is in constant development. It has no analogues in other states of the post-Soviet space. Allies implement several dozen joint industry programs. Particular attention is paid to the creation of the latest high-tech products, stimulating business to actively introduce innovations in the real sector of the economies of Russia and Belarus.
Key words: international relations, national interest, political strategies of international cooperation, integration, foreign policy, regional cooperation.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520189097