Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE REPUBLIC OF ARMENIA FROM THE VIEW OF THEBOLOGNA PROCESSES

Keywords: REFORM OF THE EDUCATION SYSTEM, BOLOGNA PROCESS, GLOBALIZATION, ACCREDITATION, MOBILITY

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие системы образования Армении в контексте Болонского процесса

Закарян Л.С.,

Институт истории НАН РА (Армения, Ереван), E-mail: lilit_zakaryan@mail.ru

Ключевые слова: реформа системы образования, Болонский процесс, глобализация, аккредитация, ECTS, мобильность

The reform of the educational system in the Republic of Armenia from the view of the

Bologna Processes

Zakaryan L.S.

Institute of History of NAS (Armenia, Yerevan), E-mail: lilit zakaryan@mail.ru

Abstract: The new challenges existing for humanity in the result of globalization are discussed in this article. One of the opportunities to neutralize possible risks and not to stay back from the race is the reform of the system of education. In the result of involving in the Bologna Process is to transform the educational system of Armenia both in structure and in essence. Based on Bergen Communiquéa new paradigm has been created for the education quality assurance. The institutional and program accreditation processes have already launched in Armenia, which are new incitements for creating and establishing a new quality culture. Currently the management system of higher education institutions (HEIs) is changing, the academic programs are shifting to research-based education and are gradually being aligned to the ever-changing labor market needs, at the same time students' mobility is increasing.

Keywords: reform of the education system, the Bologna process, globalization, accreditation, the ECTS, mobility

^ppm^rnU hmtfm^mpqJ pmpb^n^nidp ¿mjmuwmUnil Pnphjwh qnp&pUpmghhpJ hmtfmmhpumni.1

Smpmpjmh L. U.

QUU iqiuiniinLpjuih JhuinJinnLin /Ziujiuumiuh, bplimh/

E-mail: lilit_zakaryan@mail.ru

Utf^n^nitf: ¿nq4m&mü phhrnp^ntl hh qmpmngdmh mpqjnLhprnü ümpq^n^pjmh mn2Ü fcmnmgmfc hnp impmmhpm^tphtpp: Zhmpm^np nJu^hpp ¿tqnpmghhini. l ipgrn^rnqpntl htm ¿ühmini. hhmpm-4npnLpjmhhhpJg ih^p ^ppnipjmh hmüm^mpqJ pmph^n^rnlh t: Pnjnhjmh qnp&phpmgrnü hhpqpm44kl.nL mpqjnLghnLÜ ZmjmummhJ ^ppn^pjmh hmüm^mpqp ph 4mnnLg4m&pmjJh, ph pn4mhqm^mjJh mnrnün4 ^n^m4hpi4n^l t, mámü t nmmhnqhhpJ 2mpdmhnLpjnLhp: ¿mhpmihmnLpjmhnLÜ PhpqhhJ ^nljnthJ^hJ hjimh 4pm mnm2mgh^ t ^ppn^pjmh npm^J mimhn4lmh hnp hmpmgnLjg: U4u4h^ t JhumJmnLgJnhm^ l hpmqpmjJh hm4mmmpümqpmüp, npp hnp mqqm^ t hmhqJumhntü npm^J Ü2m4ni-jpJ &lm4nplmh l mpümmm4npümh hmimp:

^Ínnpn2 pmhp ^ppn^pjmh hmüm^mpqJ pmph^n^rnl, Pnjnhjmh hmüm^mpq, qjnpmiJqmgnLÜ, hm4mmmplmqpntl, ECTS, 2mpdmhm4mpjnLh

В конце XX начале XXI веков определились новые вызовы глобализации: с одной стороны огромные возможности благодаря новому технологическому прорыву, большие возможности включения в мировую транснациональную экономику, стандартизация правового поля разных стран, повышение качества жизни, с другой -увеличение разрыва в экономическом развитии между странами, что в свою очередь повышало риск углубления бедности и социального не-

равенства, изменения в области занятостии на рынке труда, что приводило к росту безработицы, угроза финансовых кризисов, глобализация военных конфликтов и терроризма, следствием чего становились неуправляемые миграционные потоки и т.д. Страны становились «участниками глобального соревнования», и казалось, что одни выходили из этой гонки победителями, другие -побежденными.

В Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, возглавляемой Жаком Делором предвиделось: «Основная опасность заключается в том, что возникнет разрыв между меньшинством, способным приспособиться к этому новому, нарождающемуся миру, и большинством, которое будет чувствовать себя песчинками, уносимыми непонятными ими событиями, бессильными оказать какое-либо влияние на судьбу общества, что влечет за собой риск отката демократии и многочисленных бунтов»1. Глобализация вызывала и другие опасения, среди которых не последнее место занимала угроза американизации, потеря национальной идентичности и суверенитета. Причем это вызывало опасения не только у развивающихся стран, но и стран развитых-европейских. В то же время глобализация порождала не только реальные угрозы, но и создавала великие возможности для развития экономики отсталых стран, для поднятия защиты прав человека на новый уровень, для развитие науки и образования, для укрепления мира.

Конкуренция между странами затронула и сферу образования и науки. Эти сферы становились все более прибыльными и оказывали огромное влияние на имидж страны, на развитие экономики и социальной сферы, на укрепление военной мощи. В этой сверхскоростной гонке на первое место по высшему образованию вышли США. Система высшего образования США является предметом гордости американцев. Это совершенно точно выразил Билл Гейтс: «У нас лучшая университетская система на планете. Мы финансируем огромное количество университетских исследований, и это не может не вызывать восхищения»2. Действительно со всего мира шла перекачка умов в США, и работали американские университеты с довольно-таки мотивированной массой. Но в то же время нельзя не признать, что они обеспечивали для студентов достойное образование. В начале века в США было огромное количество вузов. «В Америке 4000 колледжей и университетов. Число высших учебных заведений во всем остальном мире — 7768. В одном только штате Калифорния около

130 колледжей и университетов — в мире есть только 14 стран, где набралось бы столько же»3.

Уже в начале эпохи глобализации было ясно, что изменения в мире происходят с такой скоростью, что знания, полученные в системе образования быстро стареют. «Чем шире мы раздвигаем границы знания и технологии, чем с более сложными задачами может справляться наша техника, тем большим спросом будут пользоваться те, кто обладает специализированным образованием или умением «знать, как узнать», тем больше зарплата, на которую они могут пре-тендовать»4. Выход в сложившейся ситуации эксперты видели в непрерывном образовании. Центральное место в решении этих проблем уделялось базовому образованию, в особенности школе. В вышеупомянутом докладе Международной комиссии по образованию для XXI века об этом было написано: «...желательно, чтобы школа прививала ему вкус к образованию, научила получать удовольствие от учебы, создавала возможности научиться учиться, развивала лю-бознательность».5 Вместе с этими изменениями менялись и требования к образованию. Если в предыдущую эпоху более ценились глубокие академические знания, всестороннее развитие личности, то теперь, когда рынок труда в условиях быстро меняющейся экономики предъявлял все новые и новые требования, значимыми становились такие компетентности, которые давали бы возможность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях, работать в группе, иметь высокую мобильность, иметь высокие коммуникативные способности и т.д. Особая роль в этих процессах уделялась университетам, которые должны были обеспечивать не только надлежащий уровень в содержании профессионального образования, но и выпускать такие кадры, знания и навыки которых давали бы возможность легко адаптироваться к потребностям постоянно меняющейся экономики. Актуальным становились также международное сотрудничество, сопоставимость присуждаемых квалификаций, а значит и содержания академических программ, их конечных результатов и систем оценивания студентов, что могло бы облегчить обмен студентами и преподавателями.

1Образование: сокрытое сокровище, Основные положения

Доклада Международной комиссии по образованию для

XXI века, Издательство ЮНЕСКО 1996, стр.

23М1р8://%г№мгл£ар.гаЛ1Ьгагу/Ьоок201.р(1£

2Билл Гейтс, См. Фридман Томас, Плоский мир: краткая

история ХХ1 века, стр. 168.

http://royallib.com/book/fridman_tomas/ploskiy_mir_kratkaya_ istoriya_hhI_veka.html

3Аллан Э. Гудман, президент Института международного образования, См. Фридман Томас, Плоский мир: краткая история ХХ! века, стр. 169.

http://royallib.com/book/fridman_tomas/ploskiy_mir_kratkaya_

istoriya_hhI_veka.html

4Там же, стр. 165.

5Образование: сокрытое сокровище, Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века, Издательство ЮНЕСКО 1996, стр. 23https://www.ifap.ru/library/book201.pdf, стр.12

Особое место уделялась совместным научным проектам.

Кроме того высшее образование становилось массовым явлением, что тоже было своеобразным вызовом. Это сказывалось на качестве образования, и вынуждало вузы становиться более гибкими, менять методику преподавания, отношения между педагогами и студентами.

Одним из ответом на эти вызовы стал и Болонский процесс или процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Еще в 1986 году Болонский университет обратился к университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов6. В 1988г. Хартия была принята 80 ректорами вузов. То есть инициатива более тесной интеграции исходила от университетов, светочей образования и науки.

В 1997 г. в Лиссабоне министрами образования европейских стран с целью преодоления «двойных стандартов» в Европе была принята Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе. В ней выражалось уверенность, что разнообразие систем образования в европейском регионе, являющееся отражением его культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, исключительное достояние. Вместе с тем была подчеркнута возникшая необходимость облегчения доступа выпускников и учащихся учебных заведений одной страны, к образовательным ресурсам других стран. Лиссабонская конвенция положила начало системе признания дипломов и степеней, полученных в какой-либо стране европейского континента. Согласно конвенции присоединившиеся к ней страны должны были содействовать использованию высшими учебными заведениями приложения к дипломам ЮНЕСКО.

В 1998 г. в Париже четырьмя странами -Францией, Великобританией, Германией и Италией, была подписана Сорбонская декларация7 «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», где впервые была обозначена стратегическая цель - для более успешной конкуренции создание зоны европейского высшего образования. Хотя в декларации не было сказано об успешной конкуренции с какой страной или регионом, но и так все было ясно - с США. В 1999 г. состоялась Первая конференция тридцати европейских министров, на которой была подписана Болонская

6http://www.russianenic.ru/int/bol/charter.html

7http://www.russianenic.ru/int/bol/base1.html

декларация, содержащая шесть основных положений.

Избранная модель Болонского процесса была вовсе не новой, она была скопирована с лучших вузов США и Великобритании, которые на протяжении многих лет традиционно возглавляли рейтинг лучших вузов мира. Согласно этой модели бакалавриат давал прикладные знания и необходимые для рынка труда навыки и создавал базу для их пополнения в течении всей жизни. Магистратура ориентировала учащегося на научно-исследовательскую или преподавательскую деятельность, а также на продолжение более глубоких научных исследований уже в докторантуре.

К Болонской системе вскоре примкнули и постсоветские страны. Их присоединение к системе способствовало повышению конкурентоспособности европейского региона.

Армения присоединилась к Болонскому процессу в 2005 г. К тому времени Болонский процесс уже имел солидную историю. До этого, в 2000 году, Армения присоединилась к Лиссабонской конвенции, но ратифицировано это парламентом страны было значительно позже -14 декабря 2004 г. Все положения Болонского процесса стали приоритетными направлениями в стратегии развития образования. В 2001 г. Положением правительства N24 от 16 января были утверждены государственные стандарты бакалавра (минимальная продолжительность 4 года), дипломированного специалиста (минимальная продолжительность 5 лет), магистра (минимальная продолжительность 2 года). В 2005 г. для принятия системы сопоставимых степеней решением правительства РА был создан Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности. Переход к двухуровневой системе образования должен был завершиться к 2010 году.

22 декабря 2005 г. решением N 2307 Правительства РА система высшего образования перешла на кредитную систему, таким образом в Армении была внедрена Европейская система перезачета зачётных единиц трудоёмкости для поддержки студенческой мобильности (БСТ8). До этого были испробованы некоторые пилотные проекты и внедрены бакалаврские и магистерские программы в некоторые государственные вузы страны. Министерством образования и науки РА был опубликован справочник для перехода на кредитно-рейтинговую систему обучения. Шесть крупнейших университетов республики выработали предложения для принятия Положения. 14 апреля 2005 г. решением правительства N 449 было утверждено «Положение об

образовательных стандартах высшего и поствузовского образования».

Переход на кредитную систему должен был начаться с 2006/2007 учебного года. Поспешность в реализации политики привела к некоторым отклонениям и недочетам. Так несмотря на то, что по Болонской системе для получения степени бакалавра по некоторым специальностям достаточно было накопить 180 кредитов, по Закону РА о высшем и поствузовском образо-ваниии принятых по приказу Министра образования и науки РА «Типовых правилах по организации образовательного процесса в высших учебных заведениях по кредитной системе» для получения степени бакалавра нужно было набрать 240 кредитов, для магистерских программ 60-120 кредитов. Утвержденные после этого государственные стандарты соответствовали 240 кредитам на первом уровне и 120 кредитам на втором. Фактически вместо дипломированного специалиста, которым становились в результате 5 лет учебы, ныне студенты вынуждены были учиться 4 года, чтоб получить степень бакалавра, и 2 года, чтобы получить степень магистра. В Армении высшее образование в основном платное и, естественно, что продление учебы на год вызывало недовольство, тем более, что в первые годы реформ бакалавриат считался неполным образованием, а магистратура для большинства была непонятным явлением. Со второго семестра 2005/2006 кредитная система была внедрена в ЕГУ, Армянском государственном политехническом университете, Ереванском лингвистическом университете им. В.Брюсова, Армянском государственном аграрном университете, Армянском государственном педагогическом университете им Х. Абовяна и Ереванском государственном экономическом институте.

В 2006 году Правительством РА был утвержден «График реализации принципов Болонского процесса», которым предусматривалась разработка типовых правил организации учебного процесса по кредитной системе в высших учебных заведениях, подготовка информационных и методических рекомендаций, утверждение перечня новых профессий, создание новых образовательных стандартов, на основе глубокой перестройки учебных программ, с широким спектром дисциплин по выбору студента. Все это должно быть ориентировано на соответствие с европейскими стандартами и общеевропейским рынком труда.

В 2007 году приказом Министра образования и науки РА от 19-ого июня были утверждены Типовые правила организации учебного процесса в высших учебных заведениях по кре-

дитной системе8. На основе этого были переработаны учебные планы многих государственных вузов. При внедрении кредитной системы трудоёмкость работы студента в основном была перезачтена механически и на самом деле не отражала истинную нагрузку. Расчет кредитов делался на основе аудиторной нагрузки, а перевод самостоятельной работы студента носил формальный характер. Кроме того, из-за налоговых платежей вузам невыгодно было иметь большой преподавательский состав, что существенно сокращало количество специальных курсов и дисциплин по выбору студента. По той же причине не состоялось внедрение индивидуальных учебных планов студентов. То есть реформа по части формирования кредитной системы в Армении была половинчатой и существенных изменений в качестве образования не внесла.

В ноябре 2007 года для внедрения болонских принципов в систему высшего образования по приказу Министра образования и науки РА была создана специальная комиссия и созданы 5 рабочих групп, в состав которых входили и представители вузов, которые специализировались на определенных проблемах:

• Формирование трехуровневой системы вузовского образования

• создание рамки квалификаций Армении

• системы накопления и передачи кредитов

• обеспечения качества образования

• группа по обеспечению необходимой финансовой базы для реформ.

В результате на Лондонском саммите министров образования стран, присоединившихся к Болонскому процессу (2007г.), проведенная в Армении работа была оценена положительно.

В 2007 году в Армении действовали 19 государственных и 72 негосударственных вузов. В 9 вузах Армении действовала аспирантура и докторантура, и лишь в 4-х магистратура9.

В первые годы почти во всех вузах при реформировании системы образования были допущены одинаковые ошибки. Программа пятилетнего обучения была «втиснута» в программу бакалавра, а в магистерских программах часто повторялись бакалаврские предметы. Это приводило к перегруженности программы бакалавра, что в свою очередь не могло не отразиться на формировании необходимых умений и навыков. Кроме того, ресурсная база большинства специальностей в вузах также не способствовала

8https://herearmenia.files.wordpress.com/2011/04/orinakeli_kar gi_final-ects.pdf

9Мкртчян Л.О., Развитие образования Республики Армения,

стр 54, http://pu.by/iss/n24/MKRTCHYAN_24.pdf

подготовке студентов к требованиям рынка труда. Образование в Армении оставалось теоре-тизированным, основной упор ставился на знания, а умения и навыки не оценивались, а значит и не формировались в достаточной степени, что затем приводило к нереализованности кадрового потенциала в сфере занятости.

Однако реформирование образования привело к повышению мобильности студентов. До этого мобильность студентов и преподавателей обеспечивалась двусторонними соглашениями между Арменией и другими странами. 17 января 1997 года в Москве было подписано Соглашение по сотрудничеству в области распространения знаний и непрерывного образования для взрослых, направленное на содействие развитию интеграционных процессов в странах СНГ, в мае 1997 года были заключены двухсторонние соглашения по сотрудничеству в области образования и науки с Грузией, в апреле - с Киргизией, в 2000 г, с Украиной, в 2001 г. с Беларусью, в 2007 г. и в 2015г. с Казахстаном. Соглашения по сотрудничеству в сфере образования были заключены и с другими странами: в 1998 г. с Аргентиной, в 1999г. с Болгарией, в 2001 г. Югославией и Ираном, в 2006 г. с Литвой, Словенией, Эфиопией, в 2007 г. с Финляндией, в 2008 г. с Китаем и Индией, в 2009 г. с Люксембургом, Чехией, Словакией, в 2012 г. с Филиппинами и Испанией, в 2013 г. с Ираком и Индией, в 2014 г. с Иорданией, в 2015 г. со Швецией и Бенином. Но эти соглашения в какой-то мере лишь способствовали признанию дипломов. Несмотря на то, что во многих соглашениях были включены пункты по мобильности, из-за финансовых трудностей студентов и вузов они не способствовали этому.

Сильный толчок программам мобильности дали европейские механизмы типа ERASMUS и ERASMUS+. Однако проведенные в Армении исследования показывают, что пока что говорить о широком внедрении академической мобильности преждевременно. По данным 2012 года примерно 37% вузов не имели программ по академической мобильности10. Основным препятствием для мобильности являлись ограниченные финансовые возможности вузов и населения Армении, а также языковые барьеры. В 20042008 гг. согласно проведенным исследованиям наиболее привлекательными в плане учебы странами для граждан Армении являлись европейские страны. 82% граждан Армении вовлеченных

10Нынешняя ситуация реформ высшего образования в Армении и перспективы в контексте Болонского процесса, ОтчетНационального центра стратегических исследований высшего образования, 2012г.стр. 129Ийр:// ега8шшр1ш. аш/%р-соп1еп1/ир1оа118/2014/09/Во1(^па-Ке1»гт8-т-Armenia_Report_20121.pdf

в программах мобильности направлялись учиться в страны Европы. Среди европейских стран привлекательностью выделялись Германия, Франция, Соединенное Королевство. В американских вузах училось 15% обучающихся в зарубежных вузах студентов11.

В целях содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и разработки сопоставимых критериев и методологий в 2008 году в республике по решению Правительства РА от 27 ноября 2008 года был создан независимый Фонд «Национальный центр по обеспечению качества профессионального образования» (Фонд «НЦОКПО»). Распространению новых процессов по обеспечению качества образования в рамках Болонского процесса способствовали Берлинское коммюнике (2003) и Бергенское соглашение (2005).

В Берлинском коммюнике министры пришли к соглашению, что «... к 2005 году национальные системы обеспечения качества должны включать в себя следующее:

• Определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;

• Оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;

• Систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;

• Свидетельства международного участия в оценке, международного сотрудничества и работы в рамках сетей (networks)12.

В Бергенском коммюнике к этому было добавлено, что к 2007 г. ожидается:

• внедрение стандартов и принципов обеспечения качества в соответствии с предложениями ENQA;

• внедрение национальных квалификационных стандартов;

• присуждение и признание совместных степеней, вплоть до степени Ph. D.;

• создание условий для гибких возможностей получения высшего образования за счет признания ранее полученного образования13. Раннее в структуре Министерства образования и науки РА действовал отдел по лицензированию и аккредитации, в цели которого входил контроль над качеством образования. Благодаря этому государственную аккредитацию прошли

пТам же, стр. 139.

12 Берлинское коммюнике, стр.5, http://www.russianenic.ru/ int/bol/base4 .html

13Бергенское коммюнике, стр. 7 http://www.msmsu.ru/

userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bergenskoe_kommjunike.

pdf

негосударственные вузы республики. После получения аккредитации выпускникам таких вузов выдавался диплом «государственного образца», введенный решением Правительства РА от 15 июня 2000 г.14 Однако эта аккредитация не соответствовала европейским стандартам. Поэтому созданный Национальный центр по обеспечению качества профессионального образования поставил перед собой следующие цели: способствовать пересмотру роли высшего образования, трансформации системы образования в целых создания экономики, основанной на знаниях, содействовать структурным и культурным преобразования в сфере образования, внедрению европейских стандартов и руководящих принципов, скорректировать образовательные программы в соответствии с национальной и европейской рамками квалификаций и с Дублинскими дескрипторами15.

15 апреля 2010 г. решением Правительством РА была утверждена «Национальная стратегия безопасности: введение в деятельность Министерства образования и науки РА». Программой планировалась реализация государственной политики, направленной на укрепление интеллектуального потенциала Армении, приведение системы образования в соответствие с европейскими стандартами и потребностям социально-экономического развития страны, внедрение передовых технологий, коммодификация (товариза-ция) научной продукции, привлечение научного потенциала во все сферы жизни. В программе было отмечено, что «в регионе, который колеблется между различными геополитическими интересами, Армении приняла стратегию активного участия.»16. Это подразумевало активное участие Армениив региональных и глобальных разработках в области науки и образования. Планировалось внедрение европейских стандартов образования и научных исследований и обеспечение высокого качества образования. Это должно было повысить привлекательность системы образования Армении, что в свою очередь могло способствовать приобретению образовательных услуг соседними странами.

На основе предложений Национального центра по обеспечению качества профессионального образования в 2011г. Правительством РА

14Этим положением были утверждены образцы дипломов не только для дипломированных специалистов, но и бакалавров и магистров. В 2007 г. в Положение была добавлена поправка, согласна которой образец диплома выдавался на двух языках- армянском и английском. После перехода на кредитную систему Приложение к диплому также было изменено.

15http://www.anqa.am/ en/about-us/#Mission

1бhttps://www.e-

gov.am/u_files/file/decrees/kar/2010/04/10_0442.pdf

были утверждены Национальная рамка квалификаций Армении17, Положение о государственной аккредитации и Критерии и стандарты государственной аккредитации (Постановление Правительства РА от 30 июня 2007г.)18. В стране начался процесс институциональной аккредитации. На основе европейских стандартов и рекомендаций было разработано 10 критериев, включающих 56 стандартов для институциональной аккредитации. Стандарты включали все сферы деятельности учебных заведений, начиная с миссий и стратегий, управления и администрирования, академических программ, кончая развитием международных связей и обеспечением качества образования. В процессе обязательной институциональной аккредитации приняли участие 20 ведущих вузов республики, прошли аккредитацию 17. Согласно Положению о государственной аккредитации Армении все вузы должны завершить подачу заявлений на институциональную аккредитацию до конца 2018г. После обязательной институциональной аккредитации профессиональные учебные заведения могут пойти на программную. Аккредитация, согласно тому же Положению, отличается цикличностью и способствует реформированию вузов. Первые вузы были аккредитованы в 2015 году.

Благодаря институциональной аккредитации в вузах начинает внедряться стратегическое планирование, отчетность сверху до низу, управление становится более прозрачным, повышается участие преподавателей и студентов в процессах управления вузом, улучшается ресурсная база, повышаются требования к научным исследованиям. Структуры по обеспечению качества образования в вузах, созданные в течении процесса аккредитации, постепенно становятся частью менеджмента, приучая вузы к самоанализу, самооценке и отчетности, способствуют формированию культуры обеспечения качества образования.

Последним в Болонском процессе в 2015 году был Ереванский саммит министров образования Европы, который утвердил обновленные Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования. Основное внимание уделяется Европейским подходам к обеспечению качества совместных программ, Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц.

^Постановление Правительства РА от 31 марта 2011 года

«Об утверждении Национальной рамки квалификаций

Республики Армения)^^^://

www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=66856

18http://www.anqa.am/hy/%D5%B0%D5%A1%D5%BE%D5%

A1%D5%BF%D5%A1%D6%80%D5%B4%D5%A1%D5%A3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%D6%80%D5%B8%D6%82%D5%B4/#Papers

Следующий виток реформ в Армении обхватывает реконструкцию академических программ. В настоящее время НЦОКПО Армении готовит вместе с ведущими вузами готовится к проведению кластерного аудита образовательных программ. Аудит должен подготовить вузы к программной аккредитации.

Использованная литература

1. Образование: сокрытое сокровище, Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века, Издательство ЮНЕСКО 1996.https://www.ifap.ru/library/book201 .pdf

2. Умберто Эко Как написать дипломную работу, М.-2003, http://yanko.lib.ru/books/cultur/eco-diplom.pdf

3. Фридман Томас, Плоский мир: краткая история XXI века, 2005http://royallib.com/book/fridman_ tomas/ploskiy_mir_kratkaya_istoriya_hhI_veka.html

4. ¿ш]шитшЬ^ pшpЛpшqnL]U ^РРпгр]шЬ ршрЬ-фп^пШиЬр^ шп^ш ü hhпшU4шpUhpp

qnp&pUpшg^ hшüшшhpuшnLÜ. St^nLjg/ pшpЛpшqпL]U4pp. пшqüш4шp. hhшшqпш. шqq. ^tUmpnU. -fcp^U, ФГЬЪ№ЪЗ>П, 2012, -222 http://erasmusplus.am/wp-content/uploads/2014/09/ Bologna-Reforms-in-Armenia_Report_20121 .pdf

5. 3nL. L. Uшpqu]шU, U. U. Ртцш^ши, «Pnjn-и^ш]^ qnpЬpUpшдn4 цЬщ^ h4pnщш4шU pшpЛ.-

pшqnL]U ^ppnLp^U mшpш&p (fcP4S). Р^пи^ш^

qnp&pUpшg^ шп^ш ф^ш^р, qшpqшgtfшU tf^rnnrü-

UtpU nL h^üUш^Uq^pUhpр fcP4S-nrtfü ¿]шитш-

Unrtf». ЧtpLnLЬш4шUqh4nL]g. - PшpЛpшqnL]U ^pp-pnLp]шU пшqüш4шpш4шU hhmшqnmnLp]nLUUhp^

шqqш]^U ^tUrnpnU, -fcp., ZZ ^ppmp^U ü q^mnr-p]шU Uш^шpшpnLp]шU mhqh4шq^pp IV, 2007, t2 186-397

6. Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионеhttp: //www.russianenic.ru/ int/ lisbon/conv.html

7. Великая Хартия Европейских Университетов http://www.russianenic.ru/int/bol/charter.html

8. Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования, Париж, Сорбоннаhttp://www.russianenic.ru/int/bol/base1.html

9. Болонская декларация, http://www.russianenic. ru/ int/bol/base2.html

10. Коммюнике Конференции министров, отвечающих за высшее образование Берлин http://www. russianenic. ru/int/bol/base4.html

11. Бергенское коммюнике http://www.msmsu.ru/ userdata/ manual/images/fac/ped_obr/ Bergenskoe_ kommjunike.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.