Научная статья на тему 'Проблемы перехода к Болонской модели высшего образования'

Проблемы перехода к Болонской модели высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЕЙ / СОГЛАШЕНИЕ / РЕФОРМА 2. УНИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3. БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ДОКТОРАНТУРА. 4. КОСМЕТИЧЕСКИЙ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 5. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ - ДОБРОВОЛЬНОСТЬ 6. МОБИЛЬНОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧИЙ СИЛЫ 7. СТРУКТУРЫ И КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 9. МНОГОУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 10. ВНЕДРЕНИЕ ПРАВИЛ ДЕКЛАРАЦИИ / СОГЛАШЕНИЯ / РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов В.Г.

В постиндустриальном обществе будущее человечества в значительной степени зависит от культурного, научного и технологического развития, которое создается в центрах культуры и знаний. Высшие учебные заведения являются одними из таких центров. Для создания равных возможностей в Европейском пространстве высшего образования по распространению знаний, была принята Болонская декларация. В данной работе рассматриваются проблемы перехода к этой модели в Европе и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы перехода к Болонской модели высшего образования»

Проблемы перехода к Болонской модели высшего образования

Transition challenges. The Bologna model of the higher education area

В.Г. ПОПОВ,

первый проректор Международного университета в Москве (гуманитарный), к.э.н.

V.G. POPOV,

master of science first Vice Rector, International University in Moscow, candidate of economic sciences

Аннотация

В постиндустриальном обществе будущее человечества в значительной степени зависит от культурного, научного и технологического развития, которое создается в центрах культуры и знаний. Высшие учебные заведения являются одними из таких центров. Для создания равных возможностей в европейском пространстве высшего образования по распространению знаний была принята Болонская декларация. В данной работе рассматриваются проблемы перехода к этой модели в Европе и России.

Abstract

In the era ofpostindustrial society, the future of human civilization largely depends upon cultural, scientific and technological development, which, in turn, is created in cultural and scientific centers, among them - universities. The Bologna Declaration was signed in order to create equal opportunities in the European higher education area. Here, I have tried to analyze some problems which have been created in the European and Russian higher

education area during transition period from its current status to the Bologna model.

Ключевые слова

1. Болонская декларация, соглашение, реформа

2. Унификация системы высшего образования

3. Бакалавриат, магистратура, докторантура

4. Косметический изменения учебных программ

5. Основной принцип проведения реформ - добровольность

6. Мобильность квалифицированной рабочей силы

7. Структуры и качество высшего образования

8. Лицензионные и аккредитационные требования

9. Многоуровневое высшее образование

10. Внедрение правил декларации, соглашения, реформы

Key words

1. Bologna declaration, agreement, reform

2. Unification of the higher education area

3. Bachelor, masters, doctorate programs

4. Cosmetic changes of the academic program

5. Reform's main principle - voluntariness

6. Mobility of the white-color labor

7. Structure and quality of the higher education area

8. License's and accreditation's requirements

9. Multi-level's higher education area

10.Implementation of the Bologna declaration, agreement, reform

Болонский процесс в Европе

Гармонизация разобщенной Европейской системы высшего образования никогда не была простой. Когда в 1999 году впервые 29 европейских стран поставили свои подписи под Болонской декларацией, эта идея считалась стоящей внимания, не более того.

Тем не менее структурные реформы в сфере высшего образования европейского региона не только начались, но и продолжаются до настоящего момента. В общем-то, это довольно неожиданно,

принимая во внимание тот факт, что Болонская декларация является добровольным межправительственным соглашением. В то время как намеченный срок завершения Болонских реформ (2010 г.) приближается, почти все подписавшиеся страны прошли всего лишь первоначальную стадию выполнения условий этого соглашения.

Основными целями Болонского соглашения являются:

Унификация системы высшего образования, и как следствие:

Увеличение мобильности студенческого и профессорско-преподавательского состава.

Увеличение мобильности квалифицированной рабочей силы между участниками соглашения, то есть Европейскими государствами.

Повышение международной конкурентной способности европейского высшего образования.

Соглашение было принято с энтузиазмом и признанием того, что в глобальной экономике единая общая структура высшего образования, легко понимаемая работодателями, абсолютно необходима. В настоящий момент 46 европейских стран подписали это соглашение.

Общая хронология Болонского процесса выглядит так:

1988 г. - Великая хартия университетов, подписана в г. Болонья. Ректора европейских университетов устанавливают фундаментальные принципы и средства деятельности вузов.

1997 г. - Лиссабонская конвенция. Определяются критерии высшего образования в Европе.

1998 г. - Сорбоннская декларация: Великобритания, Франция, Германия и Италия предпринимают первые шаги по согласованию принципов единой Европейской системы высшего образования.

1999 г. - Болонская Декларация: 29 Европейских стран договариваются создать Европейскую систему высшего образования к 2010 году.

2001 г. - Саламанкская конвенция европейских вузов. Определяются цели, принципы и приоритеты единой Европейской системы высшего образования.

2001 г. - Саммит в Праге: члены Болонской декларации обсуждают и предлагают структуры степеней, введения систем кредитов и некоторых других аспектов сферы высшего образования.

2003 г. - Конференция министров образования в Берлине закрепляют структуру степеней, систему кредитов и т.д. в сфере высшего образования.

2005 г. - Саммит в Бергене: принимаются стандарты качества и направления развития Европейской системы высшего образования.

2005 г. - Россия присоединяется к Болонской декларации.

2010 г. - Конечный срок исполнения Болонской декларации.

«В общем, Болонский процесс вызывает оптимизм», - говорит Гордон Шентон, заместитель директора департамента качества услуг Европейского фонда развития менеджмента. «Я думаю, стремление участников Болонского соглашения завершить начатое -достаточно основательное, хотя и имеются очевидные проблемы. Впрочем, то, что уже достигнуто, впечатляет».

Но стоит немного углубиться в суть вопроса, как появляются проблемы. «Болонский процесс - добровольное межправительственное соглашение с множеством интерпретаций на местах», - говорит Питер Вильямс, президент Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), консультант Болонского процесса. «Мы все используем одну и ту же терминологию, но она интерпретируется по-разному; это похоже на использования одного языка, но который имеет множество диалектов».

Проблемы реализации Болонской модели в Европе.

Одним из основных «камней преткновения» является трехступенчатая система высшего образования, к которой призывает Бо-лонское соглашение:

• бакалавриат,

• магистратура,

• докторантура.

Практически все университеты неохотно соглашаются с тем, что первая ступень образовательного процесса - бакалавриат, где продолжительность обучения должна составлять всего три года. Университеты рассматривают степень бакалавра как промежуточную, а основная цель обучения - это степень магистра, для получения которой студенты должны будут готовить научный проект и диссертацию. При этом такие вопросы, как содержание и объем

программ бакалавриата и магистратуры, необходимость проведения конкурса при поступлении в магистратуру и т.д., определяют сами университеты.

Продолжительность программ на степень магистра - одна из областей, в которой необходимо изучить различные подходы. Так, в Англии и Уэльсе традиционно - это один год, во многих странах континентальной Европы - два года. «В Великобритании предполагают, что программы одного года не будут соответствовать Бо-лонскому соглашению», - говорит г-н Вильямс. Однако он утверждает, что им опасаться нечего, так как каждая страна должна определить сама, насколько ее образование соответствует требованиям Болонского процесса. «Не должно возникать трудностей при подтверждении соответствия тех или иных степеней Болонскому процессу. Этого можно достигнуть путем тщательной, подтверждаемой извне, внутренней сертификации программ». Эта проблема стала особенно актуальной, так как один из благоприятных и ожидаемых аспектов Болонского соглашения - это значительное увеличение спроса на рынке образовательных услуг магистратуры в Европе. Совет GMAC (Gradúate Management Admission Council), изучая Болонский процесс, предсказал, что благодаря этой инициативе только по специализации менеджмент в сфере послевузовского образования в Европе появилось более 12 000 программ магистров.

Однако существуют и другие проблемы. Многие вузы пока только присматриваются к модели системы образования, которую предлагает Болонское соглашение, т.е. основанной на научных исследованиях.

Переход от модели обучения со значительным преподавательским надзором к модели обучения, предусматривающей большую самостоятельность студентов, также требует пересмотра многих учебных программ.

Другая потенциальная проблема - признание системы квалификации. Европейская кредитная зачетная система (The European Crédit Transfer System, или ECTS) традиционно определяет количество кредитов, зачитываемых по той или иной дисциплине, по количеству академических часов и сопутствующей нагрузке, утвержденной Болонским процессом.

В то же время в сфере высшего образования некоторых стран, например в Великобритании, значимость той или иной дисциплины определяется не академической нагрузкой, а качеством изучаемого академического материала и результатами обучения. Хотя ЕСТ8 должна рассматривать результаты обучения, но в других странах, система по-прежнему основана на зачете только академических часов. Это, в свою очередь, затрудняет сравнение одних и тех же дисциплин, преподаваемых в Великобритании и других европейских странах.

Основная опасность в проведении реформ заключается в том, что университеты произведут косметические изменения своих учебных программ, чтобы соответствовать требованиям реформы, при этом не будут затронуты действительно насущные проблемы. В конце концов каждый университет уже просто привык к процессу обучения по уже существующим учебным программам. Внедрение новых программ иногда ведет не только к значительным изменениям в академических подразделениях того или иного университета, но и к изменениям в управленческой структуре этого университета. Это очень, очень трудный шаг, и представляется маловероятным, чтобы все университеты завершили этот процесс в намеченный срок.

С появлением Болонского процесса «движение за преобразования вышло на арену европейского высшего образования». По словам Питера Вильямса, правительства некоторых стран использовали Болонский процесс для достижения своих внутренних целей, говоря университетам, что они должны преобразовать определенные сферы высшего образования «так, как этого требует Болон-ское соглашение», что не всегда является действительностью.

«Потребуется много времени, чтобы прийти к необходимому общему пониманию и достижению действительного уважения к различным национальным культурным ценностям, прежде чем возникнет единое европейское высшее образование. Нам необходимо истинное понимание наших общих культурных ценностей, того, что нас разъединяет, и почему это происходит. Реальность состоит в том, что существуют различные подходы к высшему образованию», - замечает Питер Вильямс.

Каковы бы ни были трудности, можно с уверенностью утверждать, что время, когда можно было остановить Болонский процесс, не прошло. И, наверное, никто не будет даже пытаться это делать. Объединение различных систем высшего образования, мобильность студенческого контингента и профессорско-преподавательского состава только во благо объединенной Европе. Движение идет в правильном направлении, но многое еще необходимо сделать, прежде чем возникнет единая функциональная система образования.

Проблемы реализации Болонской модели в России

Основной принцип проведения реформ в вузах по условиям Бо-лонской конвенции - добровольность, по существу, просто проигнорирован в российской системе высшего образования. Этот принцип никогда не упоминается и даже не рассматривается в дискуссиях и выступлениях руководителей вузов и Минобрнауки, преподавателей и администраторов вузов, чиновников министерства. Это произошло совершенно неслучайно. Абсолютное большинство вузов страны - государственные, которые должны подчиняться решению Минобрнауки в силу своего юридического статуса. Доля негосударственных вузов, которые в теории могли бы иметь свободу выбора, незначительна (по количеству обучающихся в них студентов эта доля просто ничтожно мала). Однако и эта свобода выбора является чистой утопией. Лицензионные (обязательные для всех вузов без исключения) и аккредитационные (обязательные для тех вузов, кто выдает государственный диплом) требования Минобрнауки заставляют любой вуз следовать указаниям свыше.

Россия вступила в Болонский процесс в 2005 году, т.е. через семь лет после его начала1, и, соответственно, на проведение реформ высшего образования наша страна имеет только 45% того времени2, которое имели инициаторы этого процесса. Как уже упоминалось ранее, по различным заявлениям некоторых представителей сферы высшего образования европейских стран, для ини-

1 См. хронологию Болонского процесса.

2 См. хронологию Болонского процесса.

циаторов этого соглашения одиннадцатилетний период, предусмотренный для его выполнения, скорее всего, будет недостаточным. Тем не менее, несмотря на это обстоятельство, Минобрнауки в настоящий момент намерено завершить проведение всех реформ в срок, т.е. к 2010 году, возможно, даже быстрее, чем страны -инициаторы этого соглашения. Конечно, существуют страны, которые подписали соглашение после России3 и, соответственно, имеют еще меньше времени для проведения реформ. Однако не поддается сравнению масштаб систем образования и, соответственно, масштаб проводимых реформ в России и в этих странах.

Обычно при подписании того или иного соглашения разумная логика требует рассматривать основные цели данного соглашения и их полезность (необходимость) тому, кто подписывает данное соглашение. Большинство дискуссий о необходимости участия России в соглашении ведется в контексте осуществимости (или, наоборот, в зависимости от участвующих сторон) проведения реформ, упомянутых выше.

К сожалению, очень мало подвергался обсуждению вопрос (если вообще обсуждался) о необходимости достижения основных целей (их, в общем-то, всего две) Болонского соглашения в российской системе образования.

Один из основных вопросов - нужна ли российскому рынку труда квалифицированной рабочей силы мобильность с европейским?

Допустим, эта мобильность имеет место. Что получают от этого участники рынка труда в России: работодатели и наемные служащие? В настоящий момент этот вопрос не стоит на повестке дня. Мобильность квалифицированной рабочей силы просто невозможна вследствие визовых ограничений между Россией и Европой. Если достижение основной цели соглашения в настоящий момент невозможно, то, может быть, и вступление России в Болонское соглашение было просто преждевременным? Это большой предмет для обсуждения и требует огромного к себе внимания, которое до сих пор, по моему мнению, ему не оказывалось.

Если действительно проведение реформ в российской системе образования согласно условиям Болонской конвенции пройдет ус-

3 Например - Черногория подписала Болонское соглашение в 2007 г.

пешно, то, естественно, его конкурентная способность только повысится. С другой стороны, что именно определяет международную конкурентную способность сферы высшего образования: его структура или качество? Конечно, в идеальной ситуации нужно иметь и конкурентоспособную структуру и качество. В настоящий момент конкурентная способность российской системы образования базируется на качестве. Реформы Болонской конвенции должны, если они проходят успешно, добавить структуру. А если нет? Достаточно ли будет наличия одной структуры, без качества? Как видно из некоторых дискуссий между руководителями Ми-нобрнауки и вузов, большинство последних считает, что реформы могут иметь как положительный, так и резко отрицательный эффект на систему образования. Соответственно, в результате мы вполне можем получить систему высшего образования с идеальной структурой и с далеко не идеальном качеством.

До подписания Болонского соглашения системы образования европейских стран поражали своим многообразием. Не только в разных странах, но и в разных университетах одной страны учебные программы имели существенные различия как по срокам обучения, так и по объему изучаемого материала. В совокупности с не менее многообразным средним образованием фактически складывалась ситуация, когда невозможно было понять, что именно считать критерием высшего образования. В этом контексте желание европейцев унифицировать систему высшего образования вполне объяснимо.

В российской системе высшего образования никогда не возникало подобных проблем. Более того, в нашей стране ситуация практически прямо противоположна европейской. Лицензионные и аккредитационные требования Минобрнауки (и его предшественника - Минобразования) всегда унифицировали всю систему образования в России (включая высшее)! Критерий высшего образования в России был всегда предельно четко определен.

Реализация Болонской модели в России

Для того чтобы вписаться в создаваемую общеевропейскую систему высшего образования и выполнить основные требования

Болонской конвенции, в российской системе высшего образования необходимо провести следующие реформы.

Ввести систему многоуровневого высшего образования: 1-й уровень - первое высшее образование, 3-4 года обучения. 2-й уровень - магистр, 1-2 года обучения.

Поступление в вузы на основе результатов Единого вступительного экзамена. В России - Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Переход на систему учета изучаемых дисциплин, т.е. кредитную систему зачетных единиц.

Рассмотрим некоторые особенности процесса проведения этих реформ.

До настоящего момента складывается следующая ситуация по выполнению (или невыполнению) каждого из основных условий:

По 1-му условию. Однажды, в середине 90-х годов, такая попытка уже была осуществлена Министерством образования. В РФ были введены бакалавр и магистр, как ступени образования4, т.е. выполнены условие конвенции (1). Однако нежелание государственных органов управления образованием проводить дальнейшую реформу на тот период времени привело к тому, что в РФ практически существуют две системы научных степеней и образовательных ступеней в рамках одной системы образования. При этом как со стороны обучающихся, так и стороны работодателей ступени образования и научные степени5 советской системы образования (ныне - российской) пользуются большим спросом на рынке образовательных услуг, чем ступени образования и научные степени Европейской системы образования6. Несмотря на такой характер спроса, в результате Болонских реформ упразднению подлежит именно бывшая советская, а ныне - российская система.

По 2-му условию. Единый экзамен для поступающих в вузы абитуриентов действительно существует практически во всех образовательных системах постиндустриальных стран. Однако суще-

4 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

5 Специалист - кандидат наук - доктор наук

6 Бакалавр - магистр - доктор наук.

ствуют также и значительные отличия между тем, как работает система единых экзаменов для поступающих в вузы абитуриентов в других странах, и тем, как эта система внедряется в российской образовательной системе, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведением единых экзаменов в системах образования постиндустриальных стран занимается, как правило, независимое агентство (компания). Например, в системе образования США существует частная компания - Educational Testing Services, которой предоставлено государством монопольное право на проведение подобных экзаменов7 для различных уровней обучения (беспрецедентный случай для США). Проведением подобных экзаменов в РФ занимается Минобрнауки, отсюда, по-видимому, и название -Единый государственный экзамен.

В России, по замыслу чиновников Минобрнауки, результаты ЕГЭ должны быть обязательными практически для всех вузов, как для государственных (что совершенно естественно, они обязаны подчинятся Минобрнауки), так и для негосударственных (если они имеют аккредитацию). В других странах сами вузы определяют, на каких условиях к ним поступают абитуриенты, требовать или нет сдачу единого экзамена от абитуриентов, какие результаты этого экзамена считать проходным баллом.

По 3-му условию. Система учета объема изучаемых дисциплин через кредитную систему зачетных единиц не только является новой и оригинальной формой оценки изучаемого материала. В этой системе предусматривается оценка каждой дисциплины в зависимости от объема изучаемого материала определенным количеством кредитов. При этом необходимым условием получения диплома является получение определенного количества кредитов8.

Главная цель этой системы - обеспечить прозрачность (для студента и администрации вуза) оценки изученного материала, что, в свою очередь, совершенно необходимо при переводе из одного вуза в другой, при возобновлении обучения после отчисления и академического отпуска и т.д. В настоящий момент, хорошо это или плохо, мобильность обучающихся в российской системе образования достаточно

7 Например, SAT, TOFEL, GRE, GMAT, LSAT.

8 Например, для степени магистра, это, как правило, составляет 61.5 кредит. 226

низкая. Поэтому вопрос об использовании этой системи не стоит так остро, как другие условия Болонской конвенции.

Россия, как известно, не может стоять в стороне от интеграции в международное образовательное пространство постиндустриального общества. Если Болонская конвенция определяет правила деятельности на этом пространстве, то нравятся нам эти выдвигаемые условия или нет, рано или поздно их необходимо будет внедрять.

Минобрнауки стремится к проведению и выполнению Болон-ских реформ практически любой ценой. Ситуация полностью соответствует мнению Питера Вильямса, т.е. государство (в лице Минобрнауки) использует Болонский процесс для достижения своих внутренних целей, говоря университетам, что они должны преобразовать определенные сферы высшего образования «так, как этого требует Болонское соглашение».

Впрочем, это неудивительно, так как внедрением правил Болонской конвенции в России занимается именно государство (в лице Минобр-науки), а не коалиция различных представителей системы высшего образования в России. Теоретически в такой коалиции могли бы работать совместно представители государственной власти, т.е. руководители Минобрнауки и подчиненных министерству федеральных агентств и служб, представители государственных и негосударственных вузов, т.е. руководители ведущих отраслевых и региональных вузов, и руководители основных образовательных ассоциаций как государственных, так и негосударственных вузов.

Библиографический список

1. Великая хартия университетов. Болонья - Италия, сентября 1988 г. http://www.russianenic.ru/int/bol/; http://ec.europa.eu/education/

2. higher-education/doc1290_en.htm

3. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, Совет Европы и ЮНЕСКО. Лиссабон - Португалия, апрель 1997 г. http://www.rus-sianenic.ru/int/bol/

4. Сорбоннская совместная декларация. Совместная декларация о гармонизации архитектуры Европейской системы высшего обра-

зования. Сорбонна - Франция, май 1998 г. http://ec.europa.eu/edu-cation/programmes/tempus/back_en.html

5. Болонская декларация. Совместная декларация европейских министров образования. Болонья - Италия, июнь 1999 г. http://ec.euro-pa.eu/education/programmes/tempus/back_en.html

6. Послание от Саламанкской конвенции европейских высших учебных заведений. Формирование европейского пространства высшего образования. Формирование европейского пространства высшего образования. Саламанка - Испания, март 2001 г. http://bp. spbu.ru/GeneralDocs/RussianLanguagePublications. doc

7. К европейскому пространству высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, ответственных за высшее образование. Прага, май 2001 г.

8. Реализация европейского пространства высшего образования. Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование. Берлин - Германия, апрель 2004 г. http://ec.eu-ropa.eu/education/higher-education/doc1290_en.htm

9. Позиция Ассоциации европейских университетов по отношению к оценке качества в контексте Берлинского коммюнике. Брюссель - Бельгия, апрель 2004 г.

10. Европейское пространство высшего образования - достижение целей. Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Берген - Норвегия, май 2005 г. http://ec.europa.eu/education/higher-education/doc1290_en.htm.

11. Соображения и рекомендации. Управление высшим образованием, между демократической культурой, академическими устремлениями и рыночными силами. Форум Совета Европы по высшему образованию. Страсбург - Франция, сентябрь 2005 г.

Bibliographical list

1. Magna Charta Universitatum, Bologna, Italy, September 18, 1988 http: //www. russianenic. ru/int/bol/; http: //ec. europa. eu/education/ highereducation/doc1290_en.htm

2. higher-education/doc 1290_en.htm

3. Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region, Lisbon, 11. IV. 1997 http://www. russianenic. ru/int/bol/

4. Sorbonne Joint Declaration. Joint declaration on harmonization of the architecture of the European higher education system by the four Ministers in charge for France, Germany, Italy and the United Kingdom, Paris, the Sorbonne, May 25 - 1998.

5. The Bologna Declaration of the 19 June, 1999. Joint declaration of the European Ministers of Education/ http://ec.europa.eu/edu-cation/programmes/tempus/back_en.html

6. Message from the Salamanca Convention of the European higher education institutions. Shaping the European higher education area.

7. Towards the European higher education area. Communiqué of the meeting of European Ministers in charge of Higher Education in Prague on May 19th 2001 http://ec.europa.eu/education/higher-education/doc1290_en.htm

8. «Realising the European Higher Education Area. Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September, 2003 http://ec.europa.eu/education/higher-education/doc1290_en.htm

9. EUAs QA policy position in the context of the Berlin Communiqué, 12 April, 2004.

10. The European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May, 2005 http://ec.europa. eu/edu-cation/higher-education/doc1290_en.htm

11. Considerations and Recommendations. Higher Education Governance, between democratic culture, academic aspirations and market forces. Council of Europe Higher Education, Strasbourg, 22-23 September, 2005.

Контактная информация

125040, РФ, Москва, Ленинградский проспект, 17

Te л.: 495-250-40-49

Contact links

125040, RF, Moscow, Leningradski prospect, 17

Tel.: 495-250-40-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.