Научная статья на тему 'Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки'

Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-методическое сопровождение / персонализированный этап / персонализированный маршрут повышения квалификации педагога / information and methodological support / personalized stage / personalized route for advanced training of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлищук Галина Александровна

Повышение квалификации педагогических кадров — одна из стратегических задач развития образования, соответственно важность данного направления нельзя недооценивать. Когда речь идет о воспитании и социализации студентов, вопрос повышения квалификации педагогических кадров является более чем актуальным. В статье представлена информация о системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации инновационного проекта. Выделены основные труды по данной проблеме, раскрыто понятие повышения квалификации с позиции изучавших его ученых. Освещаются результаты диагностических исследований в образовательной организации по вопросам реальных и потенциальных возможностей воспитательной среды в техникуме. Дается правовое обоснование постоянного повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций. Представлен опыт образовательной организации по непрерывному повышению квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки, осуществляемый через систему информационно-методического сопровождения. Описаны основные функции системы информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров: диагностическая, обучающая, прогностическая, консультативная, адаптационная. Автором раскрываются принципы информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров, принцип работы персонализированного маршрута повышения квалификации педагога, этапы реализации информационно-методического сопровождения. Подчеркивается роль методической службы техникума, выделяется широкий спектр направлений деятельности в условиях информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров. Отмечаются положительные результаты указанного сопровождения в условиях реализации персонализированной системы воспитания в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлищук Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a system of continuous advanced training of teaching staff in the context of implementing a regional innovation site

Advanced training of teaching staff is one of the strategic tasks of education development, therefore, the importance of this area cannot be underestimated. When it comes to the education and socialization of students, the issue of advanced training of teaching staff is more than relevant. The article presents information on the system of continuous advanced training of teaching staff in the context of implementing an innovative project. The main works on this problem are highlighted, the concept of advanced training is revealed from the perspective of scientists who studied it. The results of diagnostic studies in an educational organization on the issues of real and potential possibilities of the educational environment in the college are covered. The article provides a legal basis for the continuous professional development of teaching staff in educational organizations. The article presents the experience of an educational organization in the continuous professional development of teaching staff in the context of the implementation of a regional innovation platform, carried out through the information and methodological support system. The main functions of the information and methodological support system for the advanced training of teaching staff are described: diagnostic, training, prognostic, advisory, and adaptive. The author reveals the principles of information and methodological support for the advanced training of teaching staff, the principle of operation of a personalized route for advanced training of a teacher, and the stages of implementation of information and methodological support. The role of the methodological service of the technical school is emphasized, a wide range of areas of activity in the context of information and methodological support for the advanced training of teaching staff is highlighted. Positive results of this support in the context of the implementation of a personalized education system in an educational organization are noted.

Текст научной работы на тему «Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 84-89. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):84-89. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.046.4

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Галина Александровна Павлищук, galina.pavlishuk@yandex.ru Троицкий технологический техникум, Троицк, Челябинская область, Россия

Аннотация. Повышение квалификации педагогических кадров — одна из стратегических задач развития образования, соответственно важность данного направления нельзя недооценивать. Когда речь идет о воспитании и социализации студентов, вопрос повышения квалификации педагогических кадров является более чем актуальным. В статье представлена информация о системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации инновационного проекта. Выделены основные труды по данной проблеме, раскрыто понятие повышения квалификации с позиции изучавших его ученых. Освещаются результаты диагностических исследований в образовательной организации по вопросам реальных и потенциальных возможностей воспитательной среды в техникуме. Дается правовое обоснование постоянного повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций. Представлен опыт образовательной организации по непрерывному повышению квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки, осуществляемый через систему информационно-методического сопровождения. Описаны основные функции системы информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров: диагностическая, обучающая, прогностическая, консультативная, адаптационная. Автором раскрываются принципы информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров, принцип работы персонализированного маршрута повышения квалификации педагога, этапы реализации информационно-методического сопровождения. Подчеркивается роль методической службы техникума, выделяется широкий спектр направлений деятельности в условиях информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров. Отмечаются положительные результаты указанного сопровождения в условиях реализации персонализированной системы воспитания в образовательной организации.

Ключевые слова: информационно-методическое сопровождение, персонализированный этап, персонализированный маршрут повышения квалификации педагога

Для цитирования: Павлищук Г. А. Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 84-89.

© Павлищук Г. А., 2024

Original article

DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF CONTINUOUS ADVANCED TRAINING OF TEACHING STAFF IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING

A REGIONAL INNOVATION SITE

Galina A. Pavlishchuk, galina.pavlishuk@yandex.ru

Troitsk Technological College, Troitsk, Chelyabinsk Region, Russia

Abstract. Advanced training of teaching staff is one of the strategic tasks of education development, therefore, the importance of this area cannot be underestimated. When it comes to the education and socialization of students, the issue of advanced training of teaching staff is more than relevant. The article presents information on the system of continuous advanced training of teaching staff in the context of implementing an innovative project. The main works on this problem are highlighted, the concept of advanced training is revealed from the perspective of scientists who studied it. The results of diagnostic studies in an educational organization on the issues of real and potential possibilities of the educational environment in the college are covered. The article provides a legal basis for the continuous professional development of teaching staff in educational organizations. The article presents the experience of an educational organization in the continuous professional development of teaching staff in the context of the implementation of a regional innovation platform, carried out through the information and methodological support system. The main functions of the information and methodological support system for the advanced training of teaching staff are described: diagnostic, training, prognostic, advisory, and adaptive. The author reveals the principles of information and methodological support for the advanced training of teaching staff, the principle of operation of a personalized route for advanced training of a teacher, and the stages of implementation of information and methodological support. The role of the methodological service of the technical school is emphasized, a wide range of areas of activity in the context of information and methodological support for the advanced training of teaching staff is highlighted. Positive results of this support in the context of the implementation of a personalized education system in an educational organization are noted.

Keywords: information and methodological support, personalized stage, personalized route for advanced training of a teacher

For citation: Pavlishchuk GA. Development of a system of continuous advanced training of teaching staff in the context of implementing a regional innovation site. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):84-89. (In Russ.).

Введение

Одной из главных стратегических задач развития педагогического образования является реализация системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.

Изменения в профессиональном образовании, а также в социальной образовательной среде повышают традиционные и предъявляют новые требования к трудовым качествам педагогических работников среднего профессионального образования.

В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» поставлены такие задачи, как стимули-

рование целенаправленного непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста, повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе и наставнической деятельности в образовательной организации1.

1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/static/garant/images/layout/logo. png?v=2 (дата обращения: 07.06.2024).

Качество любой воспитательной и обучающей среды определяется качеством педагогических кадров. Соответственно, качество образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических работников. Развитие кадрового потенциала в профессиональной образовательной организации, реализующей региональную инновационную площадку, является достаточно актуальной проблемой, которая охватывает, с одной стороны, цели, задачи, этапы реализации инновационных площадок, а с другой — индивидуально-личностные потребности педагогов и других участников проекта [1].

Материалы и методы

При разработке региональной инновационной площадки были изучены теоретические аспекты понятия «повышение квалификации педагогических кадров». Теоретическое изучение данного понятия показало следующее:

- Л. М. Митина под профессиональным развитием педагогических кадров понимает преобразование педагогом своего внутреннего мира [2];

- Б. Г. Ананьев данное понятие рассматривает как «личностное профессиональное развитие» [3];

- Е. М. Иванова, являясь сторонницей дея-тельностного подхода, рассматривает профессиональную деятельность как средство и основу профессионального развития педагога; при этом условием результативности является творческий уровень ее осуществления [4];

- О. Г. Красношлыкова отмечает, что формы повышения квалификации педагогов не имеют связей с потребностями профессионального совершенствования конкретного педагога, поэтому задача образовательных организаций — выработать систему, найти доступные и вместе с тем полезные методы повышения педагогического мастерства [5].

Ученые современности считают, что повышение квалификации педагогических кадров есть постоянное образование, ориентированное на развитие профессионализма [6]. Чтобы увидеть реальные возможности воспитательной среды ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» в формировании модели персонализированной воспитательной работы, нами проводилось анкетирование педагогических работников. Всего в исследованиях приняли участие 59 педагогических работников, что составляет 86,8 % от общего количества педагогического состава техникума [7].

Анализ анкет показал следующий результат: опыт создания персонализированной системы

воспитания у педагогического коллектива отсутствует. Направить свои усилия на проектирование и создание персонализированной воспитательной работы в техникуме пожелали 96 % опрошенных. Определяя функции куратора группы при реализации персонализированной воспитательной работы, непосредственным создателем персонализированной воспитательной системы куратора считают 43 % педагогов, координатором действий участников создания системы — 31 %, ведущим поиск для содействия в реализации идеальных потребностей студентов — 17 %, затруднились ответить 9 % опрошенных. С утверждением, что студент должен играть роль субъекта в создании и функционировании персонализированной системы воспитания, согласны 65 % опрошенных; 31 % респондентов ответили «скорее да, чем нет» и только 6 % опрошенных педагогов с этим категорически не согласны. Таким образом, на основании полученных данных был сделан вывод, что в ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» возникла необходимость в создании персонализированной системы воспитания, которая не только даст возможность сформировать модель персонализированной воспитательной работы, но и окажет положительное влияние на постоянное профессиональное развитие педагогического коллектива.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации региональной инновационной площадки — это целостный процесс, реализующийся на различных этапах и в различной форме, организованный и реализуемый системой информационно-методического сопровождения в профессиональной образовательной организации.

Информационно-методическое сопровождение ориентировано на непрерывное повышение уровня профессионального мастерства педагогов, их определенные профессиональные достижения, формирование у них педагогических компетенций. Данное сопровождение включает в себя различные формальные, неформальные и информальные формы и условия непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, имеющего плановый и управляемый характер [8; 9]. С позиции ГБПОУ «Троицкий технологический техникум», система информационно-методического сопровождения нацелена на содействие повышению профессионального уровня педагогических кадров как важное условие реализации инновационной площадки. С точки зрения отдельного

педагога, целью данной системы является его личностное и профессиональное развитие.

Система информационно-методического сопровождения выполняет следующие функции.

1. Диагностическая функция предусматривает выявление профессиональных проблем педагогов техникума в области выбора оптимальных способов организации воспитательной работы со студентами.

2. Информационная функция предоставляет педагогам техникума необходимую информацию по инновационному развитию педагогического образования.

3. Обучающая функция направлена на обучение педагогов по двум направлениям:

- внутреннее — в образовательной организации посредством реализации программы наставничества «педагог — педагог»;

- внешнее — в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, по программам переподготовки, по программам повышения квалификации.

4. Прогностическая функция направлена на определение перспектив развития и педагогической реальности в области персонализированной воспитательной работы со студентами.

5. Консультативная функция направлена на оказание помощи педагогам по конкретной профессиональной проблеме посредством консультаций, а также указаний на возможные способы ее решения.

6. Адаптационная функция предполагает согласование ожиданий и возможностей педагогов техникума в повышении своего профессионального уровня с требованиями персонализированной воспитательной среды студентов техникума.

Перечисленные функции взаимосвязаны, они отражают и обеспечивают результаты информационно-методического сопровождения педагогических работников. С учетом перечисленных выше функций в техникуме определены принципы информационно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в условиях реализации региональной инновационной площадки:

- системность информационно-методического сопровождения;

- непрерывность профессионального обучения педагогов техникума;

- соответствие требованиям ФГОС;

- личностно-профессиональное развитие педагога в процессе повышения квалификации;

- взаимодействие всех участников реализации региональной инновационной площадки;

- разнообразие направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- многообразие программ, нацеленных на обеспечение реализации региональной инновационной площадки, повышения квалификации.

Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить пошаговое информационно-методическое сопровождение, где выделяются следующие этапы.

Диагностический этап — происходит выявление информации о повышении педагогом своей квалификации (наличие удостоверений, свидетельств), заявка о необходимости повышения квалификации педагогом по определенной программе.

Планирующий этап предполагает совместное проектирование персонализированного маршрута повышения квалификации, включающего в себя программу образовательной деятельности педагога.

Этап реализации персонализированного маршрута повышения квалификации педагога включает оказание необходимой помощи, корректировку персонализированного маршрута повышения квалификации по мере необходимости (персонализированный маршрут повышения квалификации педагога представляет собой проектируемую образовательную программу и обеспечивает педагогу субъективную позицию выбора технологий развития педагогических компетенций, включает в себя цели, содержание и формы).

Информационно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов в условия реализации региональной инновационной площадки осуществляется методической службой техникума.

В содержании деятельности методической службы техникума в системе информационно-методического сопровождения выделяются следующие направления деятельности:

- мониторинг потребностей педагогов техникума в воспитательной деятельности, в повышении квалификации;

- проектирование персонализированного маршрута повышения квалификации педагога, нацеленного на повышение квалификации педагогов техникума в рамках программ воспитания и социализации студентов;

- выбор программ по воспитанию и социализации студентов в организациях дополнительного профессионального образования, специализирующихся на повышении квалификации педагогических работников;

- реализация различных форм методической работы (научно-практические, научно-

методические конференции, постоянно действующий семинар «Реализация региональной инновационной площадки как метод формирования инновационного педагогического опыта»; организация работы в цикловых методических комиссиях, творческих группах; педагогические выставки и методические чтения, посвященные инновациям; система открытых мероприятий — открытые уроки, круглые столы, предметные семинары, конкурсы педагогического мастерства различного уровня);

- взаимодействие техникума с учреждениями дополнительного профессионального образования по вопросам обеспечения условий для инновационной среды;

- разработка методических рекомендаций и информационных материалов по вопросам воспитания и социализации студентов для оказания помощи педагогам по программам повышения квалификации;

- трансляция педагогами опыта инновационной работы по проблеме персонализированной воспитательной системы студентов техникума;

- организация работы наставничества по программам «педагог — педагог»;

- оказание помощи педагогическим работникам в период подготовки к аттестации.

Информационно-педагогическое сопровождение по развитию профессиональных компетенций педагогических работников является важным ресурсом повышения эффек-

тивности педагогической деятельности при реализации инновационной площадки.

Заключение

Таким образом, система информационно-методического сопровождения в образовательной организации позволила организовать процесс повышения квалификации педагогических работников в условиях реализации региональной инновационной площадки. Персонализированный маршрут повышения квалификации педагога стал положительным эффектом от реализации инновационной площадки по проблеме персонализированного воспитания студентов. Данная система позволила осуществлять процесс повышения квалификации педагогов непрерывно, что превратило профессиональный рост педагогических кадров в управляемую систему, позволяющую предметно и содержательно контролировать и оценивать результаты профессионального роста педагогов техникума.

Таким образом, повышение квалификации педагогических работников в условиях реализации региональной инновационной площадки является непрерывным и цикличным процессом, связанным с пересмотром ранее изученных факторов, понятий, закономерностей, развитие которых обусловлено прогрессом педагогической науки и научных компетенций. В условиях повышения квалификации педагоги проводят самоанализ и осмысление собственного педагогического опыта, вырабатывают свою индивидуальную педагогическую концепцию, способствующую проектировочной деятельности.

Список источников

1. Бикменева Е. Г. Развитие непрерывного образования // Россия: тенденции и перспективы развития : материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. Москва, 2021. Вып. 16. Ч. 1. С. 773-776.

2. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы : учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. Москва : Юрайт, 2024. 430 с. URL: https://urait.ru/bcode/543390 (дата обращения: 07.06.2024).

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / сост.: В. П. Лисенкова, Н. В. Кузьмина. Москва : Педагогика, 1980.

4. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности : учебное пособие. Москва : Пер Сэ, 2011. 336 с. URL: https://ibooks.ru/bookshelf/27883/reading (дата обращения: 07.06.2024).

5. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов : монография. Кемерово : Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2021. 389 с.

6. Самарская А. В., Дудаев Г. С.-Х. Роль информального образования в повышении уровня методической компетентности педагогов в рамках республиканского проекта «Региональная система учительского роста» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 109-111.

7. Калинина А. Н. Механизмы реализации системы персонализированного воспитания студентов // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 138-148.

8. Калинкин С. Ю. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства как инновационные площадки развития педагогического сообщества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 2 (68). С. 34-41.

9. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 91-95.

References

1. Bikmeneva EG. Development of continuous education. In: Rossija: tendencii i perspektivy raz-vitija = Russia: trends and prospects of development. Moscow; 2021. Issue 16. Part 1. Pp. 773-776. (In Russ.).

2. Mitina LM. Professional'no-lichnostnoe razvitie pedagoga: diagnostika, tehnologii, program-my = Professional and personal development of a teacher: diagnostics, technologies, programs. Moscow: Yurait; 2024. 430 p. URL: https://urait.ru/bcode/543390 (In Russ.).

3. Ananyev BG. Izbrannye psihologicheskie Trudy = Selected psychological works. Moscow: Pedagogika; 1980. (In Russ.).

4. Ivanova EM. Psihologija professional'noj dejatel'nosti = Psychology of professional activity. Moscow: Per Se; 2011. 336 p. URL: https://ibooks.ru/bookshelf/27883/reading (In Russ.).

5. Krasnoshlykova OG. Metodologija i metodika razvitija professionalizma pedagogov = Methodology and methods of developing teachers' professionalism. Kemerovo: Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers; 2021. 389 p. (In Russ.).

6. Samarskaya AV, Dudayev GS-Kh. The role of informal education in increasing the level of methodological competence of teachers within the framework of the republican project "Regional System of Teacher Growth". Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of Science, Culture, Education. 2021;(1(86):109-111. (In Russ.).

7. Kalinina AN. Mechanisms for the implementation of the system of personalized education of students. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):138-148. (In Russ.).

8. Kalinkin SYu. Centers for continuous professional development as innovative platforms for the development of the pedagogical community. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative projects and programs in education. 2020;(2(68);34-41. (In Russ.).

9. Kolykhmatov VI. Professional development of a teacher in the context of digitalization of education. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of P. F. Lesgaft University. 2019;(8(174):91-95. (In Russ.).

Информация об авторе

Г. А. Павлищук — заместитель директора по учебно-методической работе.

Information about the author

G. A. Pavlishchuk — Deputy Director for Educational and Methodological Work.

Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 14.06.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 25.06.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.