Научная статья на тему 'ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС'

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональные дефициты / индивидуальный образовательный маршрут педагога / самодиагностика / профессионально-личностное развитие. / System for improving the professional skills of teaching staff / professional deficits / individual educational route of a teacher / monitoring of professional deficits.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина Н. Н.

Охарактеризованы особенности организации и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагога; представлен опыт деятельности научно-методического центра сопровождения педагогических работников КГУ в области проведения самодиагностики профессиональных затруднений учителя химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюгина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ELIMINATE PROFESSIONAL DEFICIENCIES OF CHEMISTRY TEACHERS IN ANTICIPATION OF THE IMPLEMENTATION OF THE UPDATED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The place and role of universities that implement pedagogical training in the organization and implementation of individual educational routes for teachers, the experience of the scientific and methodological center for supporting pedagogical workers of KSU are presented.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС»

УДК 37.088

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

© 2024 Н. Н. Пилюгина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии e-mail: pilyugina n n@mail.ru

Курский государственный университет

Охарактеризованы особенности организации и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на непрерывное профессиональное развитие педагога; представлен опыт деятельности научно-методического центра сопровождения педагогических работников КГУ в области проведения самодиагностики профессиональных затруднений учителя химии.

Ключевые слова: профессиональные дефициты, индивидуальный образовательный маршрут педагога, самодиагностика, профессионально-личностное развитие.

WAYS TO ELIMINATE PROFESSIONAL DEFICIENCIES OF CHEMISTRY TEACHERS IN ANTICIPATION OF THE IMPLEMENTATION OF THE UPDATED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

© 2024 N. N. Pilyugina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Chemistry

e-mail: Pilyugina_n_n @ mail. ru

Kursk State University

The place and role of universities that implement pedagogical training in the organization and implementation of individual educational routes for teachers, the experience of the scientific and methodological center for supporting pedagogical workers of KSU are presented.

Keywords: system for improving the professional skills of teaching staff, professional deficits, individual educational route of a teacher, monitoring of professional deficits.

Единственная возможность заставить человека сделать что-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Д. Карнеги

С 2021 г. общеобразовательные учреждения поэтапно стали переходить на реализацию обновленных ФГОС ООО и СОО. В связи с этим произошли изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога являются мотивированность к самообразованию, способность предъявить свой образовательный запрос и владение технологией профессионального развития - проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога - это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития [6]. В Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров понятие «индивидуальный образовательный маршрут» трактуется как «комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования» [1].

В целях реализации пункта 17 основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, национальной системы учительского роста1 в 2021 г. на базе Курского государственного университета был организован научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее Центр) (утв. протоколом заседания Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников № 2 от 25 ноября 2021 г.). Одной из задач Центра является разработка, апробация и внедрение концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития современного педагога в сетевом формате.

Также в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования2 Российской Федерации на базе университета была организована деятельность Федеральной инновационной площадки (ФИП) «Методика персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДНО».

Эти две структуры Курского государственного университета призваны помочь педагогам нашего региона повысить уровень профессиональной компетентности (предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной, 1Т) с учетом разнообразных форм непрерывного профессионально-личностного развития педагогических работников.

Особый акцент в научно-методическом сопровождении учителей общеобразовательных организаций Курской области в рамках работы Центра и ФИП делается на организации деятельности по реализации ИОМ в трех взаимосвязанных плоскостях: 1) самообразование, 2) участие педагога в научно-методической работе,

1 Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».

2 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования»

3) деятельность педагога в профессиональном сообществе на региональном и федеральном уровнях.

Построение индивидуального образовательного маршрута педагога начинается с рефлексии, самодиагностики, анализа профессиональной деятельности и определения своих профессиональных дефицитов, различных затруднений в реализации трудовых функций, продиктованных профессиональными стандартами. Этот этап позволяет сделать выводы о сильных и слабых аспектах педагогической деятельности учителя.

Одной из задач, которая была поставлена перед проектными командами Центра, являлась разработка материалов для самодиагностики учителя с целью выявления профессиональных затруднений, проблем, нерешенных задач, возникающих трудностей, то есть профессиональных дефицитов.

При проектировании оценочных материалов следует учитывать распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана».

Процедуры тестирования являются одной из приоритетных форм самодиагностики. Проектная команда научно-методического сопровождения учителей химии в лице сотрудников кафедры химии разработала материалы в тестовой форме для самодиагностики по вопросу предметной и методической компетенции, а также методики формирования различных структурных компонентов функциональной грамотности в процессе обучения химии. Вывод, который должен был сделать учитель после самодиагностики:

• владею / не владею методикой формирования функциональной грамотности в процессе обучения химии;

• умею / не умею создавать дидактические материалы, способствующие формированию математической (читательской, естественно-научной, финансовой) грамотности, креативного мышления в процессе обучения химии;

• умею / не умею обеспечить результативность формирования функциональной грамотности в процессе обучения химии;

• владею / не владею умением оценивать уровень сформированности видов функциональной грамотности.

Приведем примеры заданий диагностической работы.

1_Соотнесите вид функциональной грамотности с его характеристикой.

1 .Читательская грамотность А. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

2. Естественно-научная грамотность Б. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты

3. Креативное мышление В. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

4. Финансовая грамотность Г. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения

5. Математическая грамотность Д. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

Е. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни

2. Составьте задания на развитие математической грамотности у обучающихся 8 класса на основе содержания химического образования.

3. Предложите критерии оценивания выполнения данного задания.

При проектировании ИОМ учитель химии должен уметь проводить самодиагностику на основании рефлексии профессиональной деятельности, самооценки профессиональных качеств, экспертной оценки практической (предметно-методической) деятельности посредством обсуждения открытых мероприятий (открытых уроков, выступлений в профессиональных аудиториях, участия в профессиональных конкурсах и др.), а также в рамках внутренней системы оценки качества образования. Вместе с тем самодиагностика профессиональных дефицитов учителя должна носить комплексный характер и осуществляться с применением комплексной диагностической методики, включающей разнообразные формы, методы и средства самодиагностики.

На втором этапе построения индивидуального образовательного маршрута продумываются виды деятельности по основным структурным разделам ИОМ, направленные на ликвидацию выявленных затруднений, дефицитов.

Самообразование педагога предполагает изучение литературы, связанной с темой самообразования, современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, самостоятельное освоение онлайн-курсов. Научно-методический центр сопровождения педагогических работников КГУ на своем сайте предлагает учителям химии:

- персонализированное повышение квалификации по программе «Актуальные аспекты деятельности учителя химии в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО и федеральных образовательных программ» с использованием платформы МооШе;

- УоиТиЬе канал ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» на котором размещены авторские видео «Научно-методическое сопровождение учителей химии» по вопросу методики решения типовых расчетных задач;

- участие в мероприятиях неформального обучения (научно-методических вебинарах, дискуссионных площадках, научно-практических конференциях и пр.).

Центр и ФИП организуют поддержку педагога по следующим направлениям:

- профессиональные направления (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

- психологические и педагогические (анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

- методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

- ГТ-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Анализируя образовательные запросы учителей химии общеобразовательных организаций региона можно выделить основные вопросы, которые возникают у учителя химии в связи с реализацией обновленных ФГОС:

- обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО: суть изменений и нововведений;

- разработка рабочих программ учебных предметов с использованием онлайн-сервиса «Конструктор рабочих программ»;

— индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах ФОП ООО и ФОП СОО;

— содержательные единицы углубленного уровня изучения химии;

— реализация рабочей программы с учетом целей и задач программы воспитания.

В качестве основных инструментов индивидуального образовательного маршрута педагога Центр предлагает работу в профессиональном сообществе, самообразование, методическую работу.

Одним из этапов реализации ИОМ является практическое применение ИОМ. Центр предлагает свои площадки для того, чтобы педагоги могли поделиться в профессиональном сообществе своими достижениями в реализации индивидуального образовательного маршрута. Это может быть размещение методической продукции, проведение мастер-класса, творческой мастерской, участие в вебинаре, представление педагогического проекта по выявленной проблеме и др.

Таким образом, образовательные организации высшего образования, реализующие педагогическое направление подготовки, могут стать координаторами деятельности педагога и региональных структур, заинтересованных в повышении квалификации по вопросу реализации обновленных ФГОС. Проектная команда Центра по научно-методическому сопровождению учителей химии совместно с региональным методистом осуществляют консультирование по вопросу разработки индивидуальных образовательных маршрутов учителя химии уже на этапе обучения в магистратуре и бакалавриате; предлагает площадку для взаимодействия и взаимообучения учителей; разрабатывает методическое обеспечение процессов обучения и воспитания; способствует обеспечению высокого методического уровня проведения всех видов занятий в соответствии с методическими требованиями обновленных ФГОС. Многие студенты старших курсов уже осуществляют профессиональную деятельность, но не владеют методами выявления профессиональных затруднений, не могут сформулировать их как условие задачи или проблемы, не знают направления выявления профессиональных дефицитов, в результате чего не видят перспектив профессионального развития.

Проектная команда научно-методического сопровождения учителей химии призвана помочь студентам-учителям провести самодиагностику уровня сформированности профессиональной компетентности, интерпретировать полученные результаты, определить области для улучшения, а также организовать для них методическую помощь посредством презентации передового педагогического опыта, наставнической деятельности, освоения персонализированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, онлайн-курсов.

Библиографический список

1. Распоряжение Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/ (дата обращения: 12.03.2024).

2. Методическое сопровождение педагога в процессе составления и реализации индивидуального образовательного маршрута: учебно-методическое пособие /

Е. А. Чиганова, Н. Ф. Ильина, И. Ю. Степанова, Ю. А. Никитенко, О. В. Богданова, Я. М. Дайнеко, А. А. Ключникова. - Красноярск, 2022. - 88 с.

3. Примерная инструкция по составлению индивидуального образовательного маршрута педагогического работника.

4. Худин, А. Н. Система непрерывной подготовки педагогических кадров в университете / А. Н. Худин // XV Международная научно-практическая конференция «Шамовские чтения» (г. Москва, 21-25 января 2023 г.): сборник статей: в 2 частях. Часть 2. - Москва: Издательство НШУОС, МАНПО, « 5 за знание», 2023. - С. 4-8.

5. Подчалимова, Г. Н. Управление профессиональным ростом педагогов общеобразовательных организаций на персонализированной основе / Г. Н Подчалимова // XV Международная научно-практическая конференция «Шамовские чтения», (г. Москва, 21-25 января 2023 г.): сборник статей: в 2 частях. Часть 2. - Москва: Издательство НШУОС, МАНПО, «5 за знание», 2023. - С. 8-21

6. Подчалимова, Г. Н. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута учителя в условиях цифровой трансформации дополнительного профессионального образования / Г. Н. Подчалимова, С. Н. Белова // Человеческий капитал. - 2022. - Том 2. - № 12. - С. 63-73.

7. Ястребова, Г. А. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / Г. А. Ястребова, Г. В. Цветкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Том 25. - С. 26-30. -иЯЬ: http://e-koncept.ru/2014/55249.htm (дата обращения: 12.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.