Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонализированная система воспитания / индивидуально-образовательный маршрут / индивидуально-воспитательный маршрут / personalized education system / individual educational route / individual educational route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлищук Галина Александровна

Составной частью образовательного процесса в профессиональной образовательной организации является воспитательный компонент. Анализ исследования реальных и потенциальных возможностей воспитательной среды в ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» убедил нас в необходимости создания модели персонализированной воспитательной системы. В статье рассматривается формирование и развитие персонализированной системы воспитания в профессиональной образовательной организации, построенной на основе проектного подхода. В рамках различных научных направлений выделяются основные характеристики персонализации. Уточняются ключевые понятия — «персонализированная система воспитания», «индивидуально-образовательный маршрут», «индивидуально-воспитательный маршрут». Раскрываются методологические основания проблемы персонализированной системы воспитания посредством представления позиции известных ученых по этому вопросу. Согласно методологическим основаниям проблемы персонализированной системы воспитания в статье применялись следующие методологические подходы — системно-синергетический, деятельностный, аксиологический, проектный. Определены принципы инновационного проекта. Показаны этапы реализации инновационного проекта, построенного на основе проектного подхода. Делается акцент на работу персонализированной системы воспитания. Отмечены обязательные условия работы персонализированной системы воспитания в техникуме, а именно — реализация проектов «Я — профессионал», «Я — патриот», «Зеленый патруль», «Творческий звездопад», «Я — спортсмен», «Я — бизнесмен», «Я — лидер». Обозначены наиболее эффективные способы руководства инновационным проектом и его координации. Описаны роли участников инновационного проекта «Формирование условий для персонализированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации». В статье выделяется позиция студента как субъекта воспитательного процесса, делается упор на возможность выбора с учетом интересов и способностей студентов, обозначены механизмы оценивания личностных качеств студентов. Отмечаются положительные результаты внедрения персонализированной системы воспитания в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлищук Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS OF AN INNOVATION PROJECT ON THE PROBLEM OF PERSONALIZED EDUCATIONAL SYSTEM IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

An integral part of the educational process in a professional educational organization is the educational component. An analysis of the study of the real and potential possibilities of the educational environment at the Trinity Technological College convinced us of the need to create a model of a personalized educational system. The article discusses the formation and development of a personalized education system in a professional educational organization built on the basis of a project approach. Within the framework of various scientific directions, the main characteristics of personalization are highlighted. The key concepts are clarified — “personalized education system”, “individual educational route”, “individual educational route”. The methodological foundations of the problem of a personalized education system are revealed by presenting the position of famous scientists on this issue. According to the methodological foundations of the problem of a personalized education system, the following methodological approaches were used in the article: system-synergetic, activitybased, axiological, project-based. The principles of the innovative project are defined. The stages of implementation of an innovative project built on the basis of a project approach are shown. Emphasis is placed on the work of a personalized education system. The mandatory conditions for the functioning of the personalized education system in the technical school are noted, namely the implementation of the projects “I am a professional”, “I am a patriot”, “Green Patrol”, “Creative Starfall”, “I am an athlete”, “I am a businessman”, “I am a leader”. The most effective ways to manage and coordinate an innovative project are outlined. The roles of participants in the innovative project “Creating conditions for personalized educational work in a professional educational organization” are described. The article highlights the position of the student as a subject of the educational process, emphasizes the possibility of choice taking into account the interests and abilities of students, and outlines the mechanisms for assessing the personal qualities of students. Positive results of the implementation of a personalized education system in an educational organization are noted.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 142-148. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):142-148. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.5

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галина Александровна Павлищук, galina.pavlishuk@yandex.ru Троицкий технологический техникум, Троицк, Челябинская область, Россия

Аннотация. Составной частью образовательного процесса в профессиональной образовательной организации является воспитательный компонент. Анализ исследования реальных и потенциальных возможностей воспитательной среды в ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» убедил нас в необходимости создания модели персонализированной воспитательной системы. В статье рассматривается формирование и развитие персонализированной системы воспитания в профессиональной образовательной организации, построенной на основе проектного подхода. В рамках различных научных направлений выделяются основные характеристики персонализации. Уточняются ключевые понятия — «персонализированная система воспитания», «индивидуально-образовательный маршрут», «индивидуально-воспитательный маршрут». Раскрываются методологические основания проблемы персонализированной системы воспитания посредством представления позиции известных ученых по этому вопросу. Согласно методологическим основаниям проблемы персонализированной системы воспитания в статье применялись следующие методологические подходы — системно-синергетиче-ский, деятельностный, аксиологический, проектный. Определены принципы инновационного проекта. Показаны этапы реализации инновационного проекта, построенного на основе проектного подхода. Делается акцент на работу персонализированной системы воспитания. Отмечены обязательные условия работы персонализированной системы воспитания в техникуме, а именно — реализация проектов «Я — профессионал», «Я — патриот», «Зеленый патруль», «Творческий звездопад», «Я — спортсмен», «Я — бизнесмен», «Я — лидер». Обозначены наиболее эффективные способы руководства инновационным проектом и его координации. Описаны роли участников инновационного проекта «Формирование условий для персонализированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации». В статье выделяется позиция студента как субъекта воспитательного процесса, делается упор на возможность выбора с учетом интересов и способностей студентов, обозначены механизмы оценивания личностных качеств студентов. Отмечаются положительные результаты внедрения персонализированной системы воспитания в образовательной организации.

Ключевые слова/ персонализированная система воспитания, индивидуально-образовательный маршрут, индивидуально-воспитательный маршрут

Для цитирования: Павлищук Г. А. Концептуальные основания инновационного проекта по проблеме персонализированной воспитательной системы в условиях образовательной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 142-148.

© Павлищук Г. А., 2024

Original article

CONCEPTUAL BASIS OF AN INNOVATION PROJECT ON THE PROBLEM OF PERSONALIZED EDUCATIONAL SYSTEM IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Galina A. Pavlishchuk, galina.pavlishuk@yandex.ru

Troitsk Technological College, Troitsk, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. An integral part of the educational process in a professional educational organization is the educational component. An analysis of the study of the real and potential possibilities of the educational environment at the Trinity Technological College convinced us of the need to create a model of a personalized educational system. The article discusses the formation and development of a personalized education system in a professional educational organization built on the basis of a project approach. Within the framework of various scientific directions, the main characteristics of personalization are highlighted. The key concepts are clarified — "personalized education system", "individual educational route", "individual educational route". The methodological foundations of the problem of a personalized education system are revealed by presenting the position of famous scientists on this issue. According to the methodological foundations of the problem of a personalized education system, the following methodological approaches were used in the article: system-synergetic, activity-based, axiological, project-based. The principles of the innovative project are defined. The stages of implementation of an innovative project built on the basis of a project approach are shown. Emphasis is placed on the work of a personalized education system. The mandatory conditions for the functioning of the personalized education system in the technical school are noted, namely the implementation of the projects "I am a professional", "I am a patriot", "Green Patrol", "Creative Starfall", "I am an athlete", "I am a businessman", "I am a leader". The most effective ways to manage and coordinate an innovative project are outlined. The roles of participants in the innovative project "Creating conditions for personalized educational work in a professional educational organization" are described. The article highlights the position of the student as a subject of the educational process, emphasizes the possibility of choice taking into account the interests and abilities of students, and outlines the mechanisms for assessing the personal qualities of students. Positive results of the implementation of a personalized education system in an educational organization are noted.

Keywords: personalized education system, individual educational route, individual educational route

For citation: Pavlishchuk GA. Conceptual basis of an innovation project on the problem of personalized educational system in educational activities. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):142-148. (In Russ.).

Введение

Динамизм, многообразие, информатизация характеризуют современное общество. В этих условиях традиционные методы воспитания, основанные на усредненном подходе, становятся все менее эффективными, поскольку каждый студент обладает индивидуальными особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Одним из важнейших направлений развития образования может быть персонализация, предполагающая личностное развитие каждого обучающегося. В этой связи педагогический коллектив ГБ-ПОУ «Троицкий технологический техникум» в рамках региональной инновационной площадки решает задачи персонализированного воспитания, а именно:

- развитие личности каждого студента;

- его самореализация и самоопределение;

- формирование у него ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.

В результате реализации инновационного проекта педагогическим коллективом техникума будут получены следующие результаты:

- создана персонализированная система воспитания, построенная на основе проектного подхода, направленная на формирование личностных качеств студентов;

- разработаны нормативно-правовые, научно-методические документы;

- разработан инструментарий измерений и оценки результатов инновационного проекта;

- подготовлены педагогические кадры, системно повышающие квалификацию, ориентированную на реализацию проекта;

- реализованы такие проекты, как «Я — профессионал», «Я — патриот», «Зеленый патруль»,

«Творческий звездопад», «Я — спортсмен», «Я — бизнесмен», «Я — лидер»;

- предложена личностная траектория развития студента, ориентированная на совершенствование личностных качеств и социальную активность;

- разработан механизм оценивания проявления личностных качеств студентов — порт-фолио «Траектория успеха»;

- создано мобильное приложение «Территория твоего таланта».

Разработка и внедрение персонализированной воспитательной системы позволит повысить эффективность воспитательного процесса, создать условия для развития личности каждого студента, его самореализации и самоопределения [1].

Материалы и методы исследования

Проблема персонализации и индивидуализации образования в настоящее время приобретает особую значимость в связи с современными запросами общества. Наряду с обеспечением доступности и обязательности общего, «массового» образования все более актуальными становятся задачи проектирования пространства персонализированного образования, в котором и педагог, и обучающийся являются субъектами развития и саморазвития.

Так что же такое персонализированное образование? Отвечая на этот вопрос, надо отметить, что в рамках реализации проекта «Формирование организационно-педагогических условий для персонализированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации» были проведены теоретические исследования понятия «персонализация». В научных исследованиях и стратегических документах системы образования оно рассматривается в разных аспектах:

- как особая форма организации образовательного процесса;

- ориентированность на опыт и интересы обучающихся;

- уникальный и индивидуальный опыт воспитания;

- организация воспитательного процесса по индивидуальным воспитательным маршрутам в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями студентов;

- механизм личностного развития обучающегося с опорой на его интересы и потребности, возможности субъективного опыта.

В качестве методологических оснований проблемы персонализированной системы воспитания подростков исследователи рассматри-

вают системно-синергетический, личностно-де-ятельностный, проектный, субъектные подходы.

Теоретический анализ научно-педагогических источников доказывает, что основой персонализированного образования является лич-ностно-деятельностный подход. Основываясь на его идеях, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,

A. Н. Леонтьев [2] и другие исследователи полагают, что в центре обучения стоит личность обучающегося, которая формируется в процессе деятельности, способствующей ее развитию и росту.

Другие источники в качестве основы персонализированного образования выделяют субъектный подход. В публикациях Э. Ф Зее-ра, В. А. Сластенина и др. субъектный подход применяется как ключевой в реализации идей персонализированного образования. При реализации субъектного подхода студент имеет возможность самоорганизации и саморазвития [3].

Теоретические проблемы системно-синер-гетического подхода в трудах В. И. Аршинова,

B. Г. Буданова, Е. Н. Князевой отражают знания о закономерностях самоорганизации, позволяют моделировать состояния социальных систем, прогнозировать возможные пути их развития, выбирать оптимальные варианты и реализовы-вать их на практике. Представители педагогического менеджмента отмечают, что в настоящее время наукой выделяется три аспекта системного толкования развития [4]. Во-первых, развитие в самом общем виде определяется как переход системы с одного уровня целостности на другой, качественно более высокий. Отсюда критерий «степень целостности системы» будет наиболее общим критерием развития. Во-вторых, системный подход к развитию включает в себя требование непрерывного мониторинга за состоянием системы и ее анализа, т. е. постоянное изучение того, что развивается. В-третьих, системный подход к развитию включает изучение структуры самого процесса развития и выделяет такую ее системообразующую связь, как преемственность в различных ее формах [Там же].

Исходя из положений данного подхода, были выделены следующие принципы: целостности, конкретности, субъектности, событийности.

Целостность определяется как важнейшая характеристика персоны студента:

- целостность человеческого индивидуума как целевой ориентир воспитательной деятельности;

- целостность (системность) как атрибутивное свойство процесса воспитания.

Принцип конкретности означает следующее:

- воспитание не абстрактного, а конкретного студента;

- ориентация в воспитательном взаимодействии не столько на возрастные, сколько на индивидуальные особенности растущего человека;

- забота не только о создании воспитательного пространства для всего студенческого коллектива, но и формировании благоприятной среды жизнедеятельности и развития каждого конкретного его члена.

Принцип субъектности нацеливает педагогов на поддержку процессов формирования и проявления субъектной позиции студентов в различных сферах их жизнедеятельности, особенно в деятельности по саморазвитию. Становление такой позиции у студента во многом предопределяет успешность воспитательного процесса, предназначением которого является содействие в развитии личности.

Как видно, персонализированная воспитательная система напрямую связана с качественными изменениями личности как в образовательном процессе, так и в образовании в целом.

С целью выявления эффективности персонализированной системы воспитания студентов техникума производился анализ их портфолио, в которых студенты отмечали свой воспитательный маршрут: ближние и дальние цели обучения, развития, персонализированные формы развития.

Осуществленный анализ показал, что студентами были определены различные цели обучения и развития. Так, некоторые планировали «достижение профессионального мастерства», другие — развиваться в творческом направлении, третьи — победить в спортивных соревнованиях. Также обучающиеся самостоятельно определяли воспитательные формы, выбирали альтернативные проекты, наиболее подходящие под их цели и соответствующие их индивидуальным способностям, склонностям и интересам. Осознанности выбора способствовала диагностика исходного уровня сформированности личностных качеств.

Анализ анкет студентов показал степень их удовлетворенности персонализацией воспитания. В анкету были включены вопросы, касающиеся удовлетворенности организацией воспитательной работы, содержанием проектов в рамках персонализации воспитания, индивидуальным подходом. Большинство студентов продемонстрировали высокий (51 %) и средний (43 %) уровни удовлетворенности по всем

исследуемым параметрам, однако параметр «содержание воспитательных проектов» отмечен достаточно низким уровнем удовлетворенности (27 %). Согласно пояснениям студентов это связано с недостаточно сформированной собственной способностью определять основные характеристики персонализированного развития.

Таким образом, персонализированная воспитательная система предполагает учет образовательных потребностей студента, дает возможность выстраивать собственный воспитательный маршрут, тем самым стимулируя его субъективность и ответственность за личностный рост.

Результаты исследования и их обсуждение

Персонализированную систему воспитания мы рассматриваем как организацию воспитательного процесса техникума, направленную на создание благоприятных условий развития конкретной персоны обучающегося с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей.

Данная система включает три взаимосвязанных этапа реализации: организационно-подготовительный, процессуальный и обобщающий.

Этапы персонализированной системы воспитания соотнесены с содержанием компонентов, построенных на основе проектного подхода и направленных на формирование личностных качеств студентов.

Организационно-подготовительный этап предполагает систему реализуемых педагогическим коллективом техникума мер по созданию условий для развития личностных качеств студентов и включает в себя:

- формирование Проектного офиса как органа управления инновационным проектом в головном учреждении, образовательной площадке и филиале техникума;

- создание творческих коллективов как рабочего органа реализации проектов;

- разработку и утверждение нормативно-правовых локальные актов;

- определение участников инновационного проекта из числа лиц студенческого состава первого курса, студенческого актива;

- разработку вариантов индивидуально-воспитательных маршрутов студентов;

- разработку инструментов измерения и оценки результатов инновационного проекта (критерии и индикативные показатели результативности инновационной деятельности);

- обучение педагогических работников в рамках направления деятельности инновационного проекта;

- определение результатов исследования входной диагностики актуального уровня личностных качеств студентов техникума.

Процессуальный этап предполагает успешное функционирование системы персонализированной воспитательной работы в техникуме.

Обязательным условием работы персонализированной системы воспитания в техникуме является реализация таких проектов, как «Я — профессионал», «Я — патриот», «Зеленый патруль», «Творческий звездопад», «Я — спортсмен», «Я — бизнесмен», «Я — лидер». В проектах отражены цели, задачи, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Руководство реализацией проектов осуществляет координатор инновационного проекта, заместитель директора по воспитательной работе, назначенный приказом директора. Координатор инновационного проекта осуществляет общую организацию деятельности творческих групп, реализующих проекты; определяет механизмы оценивания личностных качеств студентов; координирует формы актуализации вариантов индивидуально-воспитательных маршрутов студентов; руководит комплексом диагностических мероприятий по определению степени педагогического воздействия при использовании; является администратором мобильного приложения «Территория твоего таланта».

Реализацию проектов осуществляют творческие группы, состоящие из числа педагогических работников высшей и первой квалификационной категории, руководителей цикловых методических комиссий, педагогов-организаторов, руководителей физического воспитания, ОБЖ. Творческие группы возглавляют кураторы проектов.

Деятельность кураторов проектов заключается в следующем:

- непосредственное руководство реализацией проектов;

- совместное планирование с педагогами творческих групп календарно-тематического плана деятельности в рамках проектов;

- формирование студенческих коллективов, субъектов инновационной деятельности;

- осуществление контроля достижения целей проектов, графиков выполнения и результатов проектов.

Педагогические работники, участники творческих групп, обеспечивают успешное достижение целей проектов, осуществляют персонализированное педагогическое сопровождения

студента: обучают проектированию персонального воспитательного маршрута, помогают и поддерживают студентов в процессе построения персонализированной воспитательной траектории, содействуют формированию культурно-воспитательного пространства, проявлению интересов обучающихся и реализации инициатив студентов. Таким образом, педагоги при создании и реализации персонализированной системы воспитания выступают как субъекты деятельности.

Проекты являются составной частью программы воспитания и позволяют выстроить модель индивидуального воспитательного маршрута. Проводя исследование, мы пришли к выводу, что в педагогике существует понятие «индивидуально-образовательный маршрут студента». Данное понятие трактуется по-разному: в одних источниках рассматривается как вариативная структура учебной деятельности студентов, проектируемая совместно с преподавателем на основе психолого-педагогической диагностики [5], другие расценивают его как персонализированный путь реализации личностного потенциала каждого студента [6]. Некоторые исследователи понимают индивидуально-образовательный маршрут как реализацию личностного интеллектуального, духовного, нравственного, творческого потенциала студента, основанную на принципах его выбора [7-10]. По нашему мнению, индивидуально-воспитательный маршрут студента — это способ организации воспитания в соответствии с личными интересами и предпочтениями студентов с целью их саморазвития и самореализации. Соответственно, индивидуально-воспитательный маршрут предполагает осознанность, подготовленность действий в направлении формирования личностных качеств студентов. При выстраивании данного маршрута особая роль отводится студенту — участнику проектирования персонализированной программы (индивидуально-воспитательный маршрут). В рамках разработки индивидуально-воспитательного маршрута студент — субъект дифференцированного воспитания, неформальный заказчик, проектировщик собственной траектории развития. При реализации индивидуального воспитательного маршрута студент выступает в качестве субъекта как деятельности, так и управления деятельностью, например, принимает решения об изменении маршрута, содержания. В рамках подведения итогов студент, субъект оценивания, осуществляет самооценку результатов.

Механизмы оценивания проявления личностных качеств студентов представляются посредством портфолио «Траектория успеха».

При осуществлении проекта используется мобильное приложение «Территория твоего таланта», которое позволяет внедрить и апробировать в воспитательной работе техникума индивидуально-воспитательные маршруты студентов с помощью цифровой среды.

Обобщающий этап реализации инновационного проекта предполагает обобщение его результатов, а именно:

- определение степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса результатами инновационного проекта;

- осмысление результатов и подготовка аналитических документов по завершению инновационного проекта;

- издание информационно-аналитических и методических материалов по итогам реализации инновационного проекта и внедрение положительных результатов в практику, подготовка итогового отчета.

Заключение

Таким образом, реализация персонализированной системы воспитания позволяет выделить позицию студента как субъекта, который имеет возможность выбирать отдельные аспекты воспитательного процесса с учетом своих интересов и способностей, что обуславливает выход на реализацию и построение своей индивидуальной образовательной траектории. Среди методологических подходов по проблеме персонализированной системы воспитания подростков можно особо отметить системно-синергетический, деятельностный, аксиологический, проектный, личностно ориентированный методологические подходы, не утверждая их исключительность или полноту. Учитывая, что конкретная методология педагогики представляет собой взаимодополнения различных подходов, можно предположить, что персонализированная система воспитания в ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» позволяет обеспечить занятость студентов в режиме полного дня, скорректировать их личные маршруты, достигнуть ожидаемых результатов.

Список источников

1. Калинина А. Н. Механизмы реализации системы персонализированного воспитания студентов // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 138-148.

2. Абалян Ж. А. Персонализированный подход в обучении. Ретроспективный анализ и обзор современных определений // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С.249-252.

3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17-25.

4. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 4 (14). С. 82-90.

5. Ушева Т. Ф. Опыт организации индивидуальных образовательных маршрутов студентов по курсу «Педагогическая психология» // Инновации в образовании и лингвистике : материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции / ред. Е. В. Авдосенко. Иркутск : ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. С. 83-88. URL https://rucont.ru/efd/179686 (дата обращения: 15.02.2024).

6. Бабкова Н. М. Рейтинг-план как способ организации индивидуальных образовательных маршрутов студентов // Инновации в образовании и лингвистике : материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции / ред. Е. В. Авдосенко. Иркутск : ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. С. 16-18. URL: https://rucont.ru/efd/179686 (дата обращения: 14.02.2024).

7. Кочергина Г. Д. Размышления об оценке эффективности индивидуальных траекторий дополнительного образования // Персонифицированный подход в теории и практике воспитания и дополнительного образования детей : материалы межрегиональной научно-практической конференции 27 февраля 2019 г. Смоленск : ГАУ ДПО СОИРО, 2019. С. 55-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Куришкина Л. А. Использование персонифицированного подхода в проектной деятельности школьника // Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. Управление воспитательным процессом в школе. 2019. № 2. С. 15-20.

9. Петраш Е. А. Неустойчивые формы человеческого бытия и персонифицированное воспитание школьников // Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. Управление воспитательным процессом в школе. 2019. № 2. С. 9-14.

10. Степанов Е. Н. Персонифицированный подход в воспитании детей как основа деятельности педагога // Воспитание школьников. 2017. № 1. С. 20-28.

References

1. Kalinina AN. Mechanisms for implementing the system of personalized education of students. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):138-148. (In Russ.).

2. Abalyan ZhA. Personalized approach to learning. Retrospective analysis and review of modern definitions. Mir nauki. Kul'tury. Obrazovaniya = World of Science, Culture, Education. 2024;(1(104):249-252. (In Russ.).

3. Zeer EF, Symanyuk EE. Theoretical and applied foundations of personalized education: development prospects. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education In Russia. 2021;(1):17-25. (In Russ.). ~

4. Savina NV. Methodological foundations of personalization of education. Nauka o chelove-ke: gumanitarnye issledovaniya = Human Science: Humanitarian Research. 2020;(4(14):82-90. (In Russ.).

5. Usheva TF. Experience in organizing individual educational routes for students in the course "Educational Psychology". In: Innovatsii v obrazovanii i lingvistike = Innovations in education and linguistics. Irkutsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "IGLU"; 2012. Pp. 83-88. URL https://rucont.ru/efd/179686 (access date: 02/15/2024). (In Russ.).

6. Babkova NM. Rating plan as a way to organize individual educational routes for students. In: Innovatsii v obrazovanii i lingvistike = Innovations in education and linguistics. Irkutsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "IGLU"; 2012. Pp. 16-18. URL: https://rucont.ru/efd/179686 (date of access: 02/14/2024). (In Russ.).

7. Kochergina GD. Reflections on assessing the effectiveness of individual trajectories of additional education. In: Personifitsirovannyy podkhod v teorii i praktike vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detey = Personalized approach in the theory and practice of upbringing and additional education of children. Smolensk: GAU DPO SOIRO; 2019. Pp. 55-62. (In Russ.).

8. Kurishkina LA. Using a personalized approach in schoolchildren's project activities. Nauch-no-metodicheskiy zhurnal zamestitelya direktora po VR. Upravlenie vospitatel'nym protsessom v shkole = Scientific and methodological journal of the deputy director for VR. Management of the educational process at school. 2019;(2):15-20. (In Russ.).

9. Petrash EA. Unsustainable forms of human existence and personalized education of schoolchildren. Nauchno-metodicheskiy zhurnal zamestitelya direktora po VR. Upravlenie vospitatel'nym protsessom v shkole = Scientific and methodological journal of the deputy director for VR. Management of the educational process at school. 2019;(2):9-14. (In Russ.).

10. Stepanov EN. Personalized approach to raising children as the basis of a teacher's activities. Vospitanie shkol'nikov = Education of schoolchildren. 2017;(1):20-28. (In Russ.).

Информация об авторе

Г. А. Павлищук — заместитель директора по учебно-методической работе.

Information about the author

G. A. Pavlishchuk — Deputy Director for educational and methodological work.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 14.03.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 07.05.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.