Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портфолио / индивидуальная образовательная траектория / направленность личности / развитие навыков рефлексивной деятельности обучающегося / portfolio / individual educational trajectory / personality orientation / development of student’s refl ective activity skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Алевтина Николаевна

Освещается деятельность профессиональной образовательной организации по формированию персонализированной системы воспитания обучающихся. Указывается, что механизмами воспитательного воздействия могут стать портфолио индивидуальных образовательных достижений студентов техникума и специально разработанное для их личного пользования мобильное приложение «Территория твоего таланта». Портфолио выступает также в качестве наглядного представления индивидуальных учебно-профессиональных результатов, в котором при помощи определенной структуры демонстрируется степень продвижения студента к результату своей образовательной деятельности. Показана структура портфолио, требования к оформлению содержания и наполняемости папок документами. Выделены критерии оценивания и защиты студенческого индивидуального портфолио «Траектория успеха». Отмечается, что портфолио студента может рассматриваться и как одно из условий успешности реализации инновационного проекта «Формирование условий для персонифицированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации», который реализуется в техникуме с 2021 г. Методами исследования являются анализ научных публикаций по рассматриваемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов, анкетирование, метод проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Алевтина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPLEMENTING THE SYSTEM OF PERSONALIZED EDUCATION OF STUDENTS

The activities of a professional educational organization in the formation of a personalized system of education for students are covered. It is indicated that the portfolio of individual educational achievements of technical school students and the mobile application “Territory of Your Talent”, specially developed for their personal use, can become mechanisms of educational infl uence. The portfolio also acts as a visual representation of individual educational and professional results, in which, using a certain structure, the degree of progress of the student towards the result of his educational activities is demonstrated. The structure of the portfolio, requirements for the design of content and the fi lling of folders with documents are shown. The criteria for assessing and protecting the student’s individual portfolio “Trajectory of Success” are highlighted. It is noted that a student’s portfolio can also be considered as one of the conditions for the success of the implementation of the innovative project “Creating conditions for personalized educational work in a professional educational organization,” which has been implemented at the technical school since 2021. Research methods include analysis of scientifi c publications on the problem under consideration, study of regulatory documents, questionnaires, and project method.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 138-148. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):138-148. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 37.042

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Алевтина Николаевна Калинина, alya-08.09@mail.ru

Троицкий технологический техникум, Троицк, Челябинская область, Россия

Аннотация. Освещается деятельность профессиональной образовательной организации по формированию персонализированной системы воспитания обучающихся. Указывается, что механизмами воспитательного воздействия могут стать портфолио индивидуальных образовательных достижений студентов техникума и специально разработанное для их личного пользования мобильное приложение «Территория твоего таланта». Портфолио выступает также в качестве наглядного представления индивидуальных учебно-профессиональных результатов, в котором при помощи определенной структуры демонстрируется степень продвижения студента к результату своей образовательной деятельности. Показана структура портфолио, требования к оформлению содержания и наполняемости папок документами. Выделены критерии оценивания и защиты студенческого индивидуального портфолио «Траектория успеха». Отмечается, что портфолио студента может рассматриваться и как одно из условий успешности реализации инновационного проекта «Формирование условий для персонифицированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации», который реализуется в техникуме с 2021 г. Методами исследования являются анализ научных публикаций по рассматриваемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов, анкетирование, метод проектов.

Ключевые слова: портфолио, индивидуальная образовательная траектория, направленность личности, развитие навыков рефлексивной деятельности обучающегося

Для цитирования: Калинина А. Н. Механизмы реализации системы персонализированного воспитания студентов // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 138-148.

Original article

MECHANISMS FOR IMPLEMENTING THE SYSTEM OF PERSONALIZED EDUCATION OF STUDENTS

Alevtina N. Kalinina, alya-08.09@mail.ru

Troitsk Technological College, Troitsk, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. The activities of a professional educational organization in the formation of a personalized system of education for students are covered. It is indicated that the portfolio of individual educational achievements of technical school students and the mobile application "Territory of Your Talent", specially developed for their personal use, can become mechanisms of educational influence. The portfolio also acts as a visual representation of individual educational and professional results, in which, using a certain structure, the degree of progress of the student towards the result of his educational activities is demonstrated. The structure of the portfolio, requirements for the design of content and the filling of folders with documents are shown. The criteria for assessing and protecting the student's individual portfolio "Trajectory of Success" are highlighted. It is noted that a student's portfolio can also be considered as one of the conditions for the success of the implementation of the innovative project "Creating conditions for personalized educational work in a professional educational organization,"

© Калинина А. Н., 2024

which has been implemented at the technical school since 2021. Research methods include analysis of scientific publications on the problem under consideration, study of regulatory documents, questionnaires, and project method.

Keywords: portfolio, individual educational trajectory, personality orientation, development of student's reflective activity skills

For citation: Kalinina AN. Mechanisms for implementing the system of personalized education of students. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):138-148. (In Russ.).

Введение

На современном этапе развития системы образования при формировании у студентов необходимых компетенций в процессе профессиональной подготовки на первое место выходит понимание того, что студент выступает главным субъектом образования. Исходя из вышесказанного педагогический коллектив ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» (далее — техникум) сформулировал инновационные задачи обучения и воспитания и постоянно осуществляет поиск их решения. Важную роль в этом процессе играет воспитательная работа, которая призвана устранить противоречия между:

- федеральным государственным образовательным стандартом, предъявляющим требования к формированию общих компетенций у выпускников профессиональных образовательных организаций, и недостаточно высоким уровнем их реализации в системе образования;

- необходимостью осуществления систематической работы по воспитанию (с использованием проектного подхода) личности будущего выпускника для его успешной трудовой деятельности и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данной проблемы в педагогической науке и практике;

- потребностью педагогов в научно обоснованных рекомендациях в части использования проектного подхода при реализации персонализированной системы воспитания студентов и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.

Таким образом, данные противоречия определили проблему исследования, активно решаемую педагогическими работниками техникума и заключающуюся в адаптации существующих в педагогической практике персонализированных воспитательных систем к условиям СПО, что требует разработки научно-методического обеспечения этого процесса.

Материалы и методы исследования

В 2021 г. техникум начал работу по реализации инновационного проекта, связанного с построением персонализированной системы воспитательной работы обучающихся, оценив

инновационный потенциал педагогических работников и взвесив ресурсные возможности. Педагоги техникума выразили личную заинтересованность в решении вышеупомянутой актуальной проблемы. Кроме того, современные педагогические технологии дают возможность расширить поле влияния на сознание молодых людей через активную коллективную и индивидуальную деятельность. Фаворитом среди современных педагогических (воспитательных) технологий стал проектный подход. Использование метода проектов в построении персонализированной воспитательной модели стало актуальным и необходимым для образовательного процесса техникума в рамках инновационного проекта.

Результаты исследования и их обсуждение

Обязательным условием построения персонализированной модели воспитания в техникуме является реализация проектов, таких как: «Я — профессионал», «Я — патриот», «Зеленый патруль», «Творческий звездопад», «Я — спортсмен», «Я — бизнесмен», «Я — звезда», «Я — лидер». В проектах отражены цели, задачи, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию; они являются составной частью программы воспитания и позволяют выстроить модель индивидуально-воспитательного маршрута. Такой маршрут становится визитной карточкой не только самого студента, его куратора, но и техникума в целом. Студенты приняли эту новинку с энтузиазмом, так как это дает им свободу в выборе путей проявления своей социальной активности.

Реализация персонализированной модели воспитания позволяет обеспечить занятость студентов в режиме полного дня, систематически отслеживать их результаты в развитии и вносить изменения в индивидуальный маршрут при необходимости. Подобная система опирается на внутренние ресурсы студентов, что позволяет корректировать их личные маршруты, достигать ожидаемых результатов.

В рамках данного проекта реализуется работа мобильного приложения «Территория твоего

таланта» (ТТТ74), которое позволило внедрить и апробировать в воспитательной работе техникума индивидуально-воспитательные маршруты посредством освоения и использования цифровой среды [1].

Мобильное приложение (англ. mobileapp) — это программное обеспечение, специально разработанное под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone и т. д.). Предназначено для использования на смартфонах, фаблетах, планшетах, умных часах и других мобильных устройствах [2].

Целью приложения является персонализированный учет личностных достижений студентов средствами портфолио, обеспечивающийся активным функционированием мобильного приложения «Территория твоего таланта», а также повышение степени лояльности студентов и при-

влечение абитуриентов за счет удобства и простоты доступа к информации техникума.

Мобильное приложение включает следующие элементы: профиль; новостную рассылку событий техникума; обновляемое расписание; информацию о преподавателях и партнерах; информацию о вакансиях и актуальных рабочих местах; онлайн-чат для студентов в мессендже-ре «Телеграм» и соцсети «ВКонтакте»; информацию для абитуриентов; перечень выполняемых проектов РИП; учитывает участие студентов в проектах РИП и рейтинговую оценку.

Несмотря на простоту и компактность, мобильное приложение содержит весь необходимый набор информационных инструментов для студента.

Форма главного меню мобильного приложения представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Функции мобильного приложения ТТТ74

В профиле представлена персональная информация о студенте, его роли в техникуме, участии в проектах РИП и рейтинговая оценка. Оценка выставляется администратором тем студентам, которые принимают активное участие

в жизни техникума. С ее помощью студенты могут оценивать свой рейтинг в студенческом сообществе Троицкого технологического техникума.

Форма профиля мобильного приложения представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Профиль мобильного приложения ТТТ74 140

Новостная рассылка (окно «Новости и со- тема тегирования настроена так, что студенты, бытия», рис. 3) помогает студентам находиться задействованные в проектных портфелях, полу-в курсе всех событий техникума. Причем сис- чают новости и сообщения адресно.

Новостная рассылка

РшЬ-уведомления

Тегированная рассылка проектам РИП

Рис. 3. Окно «Новости и события»

Обновляемое расписание подключено Проколледж (рис. 4). Вкладка «Преподаватели» к программам-парсерам, которые считывают (рис. 5) содержит информацию о педагогах тех-его с официального сайта и программы АСУ никума и адрес электронной почты.

Рис. 4. Окно «Расписание»

Рис. 5. Окно «Преподаватели» 141

Во вкладке «Партнеры» (рис. 6) представлены предложения и акции партнеров техникума (к примеру, студенты техникума при совершении покупки в библиотеке Либрес получат определенный бонус).

Во вкладке «Вакансии» (рис. 7) партнеры техникума, а также городской Центр занято-

сти населения размещают информацию о вакантных рабочих местах. Студенту достаточно позвонить по указанным телефонам, чтобы устроиться на работу или практику, т. е. это действенный инструмент профориентации.

Вкладка «Справочник» (рис. 8) содержит информацию о техникуме в целом.

Рис. 6. Окно «Партнеры»

Рис. 7. Окно «Вакансии»

Контакты техникума

Путеводитель по корпусам и площадкам

) Прямое обращение к директору техникума

) Онлайн-чат для студентов в Telegram

Информация для абитуриентов

Прямые ссылки на социальные сети техникума

Рис. 8. Окно «Справочник» 142

Таким образом, мобильное приложение, будучи довольно простым, удобным и компактным, содержит весь необходимый набор информационных инструментов для студента, это своего рода техникум в смартфоне. По отзывам наших студентов и преподавателей, оно отлично экономит время и позволяет постоянно быть в курсе происходящих в техникуме событий, а также стимулирует студентов к самоактивности и саморазвитию [3].

Проблемно ориентированный анализ воспитательной деятельности техникума показал, что 97 % педагогических работников мотивированы на инновационную деятельность; 78 % предлагают для этого введение новых форм дополнительного образования; 100 % выбирают организацию индивидуальных курсов повышения квалификации педагогов по вопросам персонализированных форм воспитания студентов. Наиболее высокое количество процентов набрали следующие мотивационные позиции: «Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины» (96,6 %), «Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию» (98,3 %), «Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным» (96,6 %), «Потребность в самовыражении, самосовершенствовании» (94,9 %). На основании полученных результатов можно сделать вывод, что педагогический коллектив техникума готов к реализации инновационной деятельности для освоения новых педагогических технологий, способствующих повышению роли педагога в воспитательном процессе.

Анкетирование студентов по вопросу действенности условий для персонализированного воспитания показало, что они заинтересованы в обогащении перечня услуг дополнительного образования в техникуме. Студенты предлагают свои варианты мероприятий, модели проектов, что обогащает воспитательный процесс и оживляет воспитательную среду техникума.

В части организации и деятельности студенческого самоуправления проведенный мониторинг выявил три основные проблемы:

- отсутствие заинтересованности студентов в работе органов студенческого самоуправления, поскольку не действует система стимулирования активистов;

- отсутствие инноваций при подготовке плана работы органов студенческого самоуправления;

- отсутствие индивидуального контроля.

Так, 24 % студентов считают, что могли бы участвовать в студенческом самоуправлении, но не хотят этим заниматься; каждому десятому оно совсем безразлично. При этом, по мнению 51 % студентов, их развитие сдерживается их собственной неподготовленностью, инертностью, причем значительная часть респондентов не хочет самостоятельно предпринимать какие-либо действия для изменения сложившегося положения.

Очевидно, что для эффективного функционирования студенческого самоуправления в первую очередь необходимы две составляющие — студенческая активность и готовность администрации к сотрудничеству

Анкетирование родителей и законных представителей показало, что большинство из них (более 87,9 %) удовлетворены деятельностью администрации и преподавательского состава техникума в части воспитательной работы, однако остается ряд нерешенных вопросов, касающихся поведения студентов. Функционирование инновационной площадки по формированию персонализированной системы воспитания сделает взаимодействие между родителями, законными представителями, студентами, педагогическим коллективом и администрацией техникума более эффективным и продуктивным. Это позволит расширить поле возможностей для социализации и самореализации обучающихся, в том числе снизит риски совершения правонарушений и преступлений студентами.

В этой связи педагогический коллектив техникума в процессе реализации целей региональной инновационной площадки создает условия для воспитания в студентах качеств, позволяющих молодому человеку надежно социализироваться и формировать свою жизненную позицию на основе приобретенных в процессе обучения ценностей, в соответствии с собственными потребностями и индивидуальными особенностями. Эти условия на современном этапе социального развития общества постоянно трансформируются и обогащаются, что накладывает видимый отпечаток на процесс индивидуализированного воспитания студента техникума.

В качестве одного из способов и средств решения этих задач может выступать портфолио индивидуальных достижений. Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения, что необходимо для развития навыков рефлексивной деятельности, формирования умения учиться — ставить цели,

планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разных видах деятельности, и дополняет традиционные формы контроля обучения.

Портфолио (фр. porter — 'излагать, формулировать, нести' и folio — 'лист, страница') — досье, собрание достижений.

Применительно к среднему профессиональному образованию портфолио можно определить как способ установления, накопления и анализа индивидуальных достижений студента за время его обучения. Это аутентичный, индивидуализированный способ, представляющий собой целенаправленное собрание работ обучающихся, демонстрирующих усилия студента, его достижения по освоению учебного плана, а также его становление как квалифицированного выпускника [4].

Портфолио выступает в качестве наглядного представления индивидуальных учебно-профессиональных достижений, в котором при помощи определенной структуры демонстрируется степень продвижения студента к результату деятельности (продукту обучения и воспитания). Другими словами, с помощью портфолио студент может оценить свои достижения, понять, на каком этапе он сейчас находится, спроектировать дальнейшие цели и задачи [5].

Цель портфолио — помочь студенту как личности, как будущему специалисту, владеющему профессиональными знаниями, умениями, навыками и способному творчески решать поставленные задачи, в самореализации, ориентировать его на успех. При этом очень важным аспектом является адекватная самооценка обучающимися своих успехов, т. е. способность к адекватной рефлексии, «взгляд» на себя и свои действия со стороны, оценивание своих личностных качеств. В случае с воздействием на студента воспитательной персонализированной системы важна еще и адекватность выбора соответствующих питательных свойств среды воспитания. Профессиональная направленность личности молодого человека, его сугубо индивидуальные особенности, конкретно ориентированные потребности в социализации и самореализации, — все это может отражаться в индивидуальном портфолио достижений «Траектория успеха» [6].

Портфолио состоит из разделов, демонстрирующих участие обучающегося в различных видах деятельности и имеющих свою систему ранжирования.

Раздел 1. Сведения о владельце портфолио «Траектория успеха»

Включает общую информацию студента о себе в рамках учебы в техникуме по выбранной специальности.

Раздел 2. Мониторинг достижений студента

Включает общий мониторинг достижений студента в учебной и внеучебной деятельности (графики, диаграммы и т. п.).

Раздел 3. Учебные достижения

Отражает достижения студента за период обучения в техникуме.

Раздел 4. Практическое обучение

Отражает профессиональные достижения студента за период обучения в техникуме, итоги прохождения учебной и производственной практики.

Раздел 5. Внеаудиторная работа:

5.1) спортивные достижения;

5.2) творческие достижения.

Отражает спортивные и творческие достижения студента за период обучения в техникуме.

Раздел 6. Папка документов (дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, фото- и видеоматериалы и т. п.)

Раздел 7. Папка работ (проекты, учебные материалы, исследовательские работы и т. п.)

Фиксирует достижения в виде тезисов, текстов, докладов выступлений на научно-практических конференциях; научные работы, проекты, исследовательскую деятельность; планы профессионального самосовершенствования.

В данный раздел можно поместить фотоснимки, аудио- или видеоматериалы по результатам участия в мероприятиях.

Оформление содержания и наполняемость папок документами (файлами) регулируется студентом самостоятельно по согласованию с преподавателями, руководителем общественной организации, руководителем кружков, клубов, сообществ, ответственным за воспитательную работу на факультете на основе взаимного согласия.

Портфолио заполняется студентами в печатном и электронном вариантах с приложением сертификатов, дипломов, грамот, благодарственных писем и передается на проверку куратору группы, который осуществляет проверку предоставленной информации.

Портфолио оценивается на соответствие структуре, оформлению, содержанию. При защите портфолио необходима презентация, которая оценивается по следующим критериям [7].

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии оценивания презентации студентов при защите портфолио

Параметры Критерии оценивания портфолио студентов

1. Требования к оформлению портфолио студентов

1.1. Грамотность - фактические ошибки отсутствуют, текст написан в соответствии с нормами русского языка — 2 балла; - есть одна фактическая ошибка и/или присутствует незначительное количество грамматических ошибок и опечаток — 1 балл; - больше 1 фактической ошибки и/или много ошибок и опечаток — 0 баллов

1.2. Дизайн - страницы портфолио оформлены в соответствии с общепринятыми требованиями (единообразие шрифта, количество цветов, форматирование текста) аккуратно и эстетично — 2 балла; - есть нарушения в оформлении — 1 балл; - оформление не соответствует требованиям — 0 баллов

2. Информационная содержательность

2.1. Структурированное представление основных раздело в портфолио - содержание имеет четкую логичную структуру, отраженную в меню портфо-лио, соответствующую целям создания портфолио — 2 балла; - содержание структурировано, но структура не соотносится с целевой установкой — 1 балл; - содержание не структурировано — 0 баллов

2.2. Актуальность представленной информации - проявляется в достаточной степени — 2 балла; - частично проявляется — 1 балл; - не проявляется — 0 баллов

2.3. Соответствие содержательного наполнения портфолио целевым установкам разделов и порт-фолио в целом - содержание портфолио полностью соответствует целям, задачам создания портфолио и в полной мере предназначено определенной целевой группе пользователей — 2 балла; - содержание портфолио не полностью соответствует целям, задачам создания портфолио и не в полной мере предназначено определенной целевой группе пользователей — 1 балл; - содержание портфолио не соответствует целям, задачам создания портфолио и не предназначено определенной целевой группе пользователей — 0 баллов

3. Учебные достижения

3.1. Уровень успеваемости (средний балл успеваемости по курсам) - средний балл от 4 до 5 — 3 балла; - средний балл от 3,5 до 4 — 2 балла; - средний балл от 3 до 3,5 — 1 балл

4. Достижения во внеучебной деятельности

4.1. Участие в конкурсах - за участие: внутритехникумовский уровень — 1 балл; городской уровень — 2 балла; федеральный уровень — 3 балла; - за победу: внутритехникумовский уровень — 2 балла; городской уровень — 4 балла; федеральный уровень — 6 баллов

4.2. Участие в научно-практических конференциях, семинарах - за участие: внутритехникумовский уровень — 1 балл; городской уровень — 2 балла; федеральный уровень — 3 балла; международный уровень — 4 балла; - за победу: внутритехникумовский уровень — 2 балла; городской уровень — 4 балла; федеральный уровень — 6 баллов; международный уровень — 8 баллов

4.3. Достижения в общественной деятельности

Окончание таблицы 1

Параметры Критерии оценивания портфолио студентов

4.3.1. Участие в волонтер- каждое участие — 2 балла

ском движении, шефская

помощь

4.3.2. Участие в студен- членство в органе самоуправления — 1 балл;

ческих советах и других руководство — 2 балла

органах самоуправления

студентов

4.3.3. Реализация соци- за каждый — 1 балл

ально значимых программ

и проектов

4.3.4. Другие проявления 2 балла

социальной активности

студента

5. Отзывы

5.1. Представлены отзы- - представлено больше 2 отзывов от экспертов целевой группы — 2 балла за

вы экспертов различных каждую группу;

целевых групп (препода- - представлено 1-2 отзыва от целевой группы — 1 балл за каждую группу

вателей, потенциальных

и реальных работодателей, общественных ор-

ганизаций, студенческих организаций)

5.2. Представлен самоанализ образовательных достижений - представлен самоанализ образовательных и профессиональных достижений за каждый учебный год, выявлены сильные и слабые стороны, предложен план работы на следующий учебный год — не более 2 баллов за каждый качественный самоанализ; - представлен итоговый самоанализ образовательных достижений за весь период обучения в техникуме — не более 2 баллов

5.3. Портфолио содержит 3 балла

указание на выявленные

в процессе работы затруд-

нения и рекомендации по

их преодолению

6. Бонусное оценивание от эксперта

Эксперт сам формулирует бонусный критерий оценивания — не более 5 бал-

лов

Данные критерии разработаны педагогами техникума вместе со студентами и одобрены на открытом родительском собрании. Было отмечено, что портфолио «Траектория успеха» представляет собой инструмент, позволяющий студенту наглядно увидеть картину своего развития, сделать важные для себя выводы и при этом, возможно, изменить подход к жизни и добиться успеха.

Таким образом, можно констатировать, что в рамках реализации РИП «Формирование условий для персонализированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации» одним из механизмов оценивания проявления персонально-личностных качеств студентов выступает портфолио «Траектория успеха».

В конце апреля 2023 г. в техникуме прошел конкурс «Лучший портфолио студента», позволивший выявить индивидуальные достижения студентов вторых курсов разных специальностей.

Участники конкурса представляли на рассмотрение жюри портфолио в бумажном и электронном видах.

В результате первого тура (начало апреля 2023 г.) в каждой группе были определены студенты, набравшие наибольшее количество баллов. Именно они стали участниками финального тура.

При рассмотрении электронных портфолио студентов-финалистов можно отметить, что они стремятся разнообразить поле своей деятельности, участвуя в разных проектах и добиваясь интересных для себя результатов.

Самоанализ образовательных достижений с освещением результатов по всем предметам широко представлен всеми финалистами. Достижения в общественной деятельности есть у 99,5 % студентов. Участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах освещено на основе рефлексии у 79,5 % участников финального тура.

Следует отметить, что работа над личными портфолио как для студентов, так и для педагогов явилась отличной школой визуализации личностного роста молодых людей. Кроме того, это стало хорошим примером для других обучающихся, которые отнеслись к пополнению электронного портфолио со скепсисом, недоверием или просто ленью.

Проведение презентаций портфолио имело в техникуме определенный резонанс и послужило мотивационным воспитательным инструментом, способствующим повышению социальной активности студенческого коллектива и желания самопрезентации перед товарищами.

Заключение

Таким образом, мы можем заключить, что, с одной стороны, с помощью портфолио не

только задаются, корректируются и контролируются индивидуальные образовательные траектории студентов, но и отслеживаются этапы и направления деятельности всего педагогического коллектива, представляются «наработки» образовательного учреждения, анализируются и прогнозируются результаты учебно-воспитательного процесса, и все вышеперечисленное в целом содействует управлению образовательным процессом. С другой стороны, при подготовке портфолио (разработке, оформлении и представлении личных достижений студентов) происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса во время различных этапов изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения. Проведенные диагностические мероприятия второго этапа исследования подтвердили наше заключение, что индивидуальное портфолио «Траектория успеха» может считаться одним из условий успешной реализации инновационного проекта «Формирование условий для персонифицированной воспитательной работы в профессиональной образовательной организации».

Список источников

1. Круподерова Е. П., Круподерова К. Р., Савина К. С. Организация проектной деятельности студентов в рамках цифровой образовательной среды ОПОП // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 111-114.

2. Рабимов Н. Р., Туракулов И. Мобильные приложения и их роль в жизни современного человека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-prilozheniya-i-ih-rol-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka/viewer (дата обращения: 04.12.2023).

3. Белаш В. Ю., Денисенко М. С., Лаврентьев Д. О. Об использовании мобильных приложений в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 51-54.

4. Швецова А. Н. Технология портфолио студента // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8. С. 110-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-portfolio-studenta/viewer (дата обращения: 11.10.2023).

5. Самсонова А. А. Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 709-711.

6. Старченко С. А. Модель ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности при личностно-личностном взаимодействии // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 45-52.

7. Мазяркина Н. Г. Критерии оценивания электронного портфолио // Nsportal: образовательная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/19/kriterii-otsenivaniya-elektronnogo-portfolio (дата обращения: 05.12.2023).

References

1. Krupoderova EP, Krupoderova KR, Savina KS. Organization of project activities of students within the framework of the digital educational environment of the BOP. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2021;(70-2):111-114. (In Russ.).

2. Rabimov NR, Turakulov I. Mobile applications and their role in the life of modern man. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-prilozheniya-i-ih-rol-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka/ viewer (accessed: 04.12.2023). (In Russ.).

3. Belash VYu, Denisenko MS, Lavrentiev DO. On the use of mobile applications in the educational process. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2022;(75-4):51-54. (In Russ.).

4. Shvetsova AN. Student portfolio technology. Intellektual'nyy potentsialXXI veka: stupenipoz-naniya = Intellectual potential of the 21st century: stages of knowledge. 2011;(8):110-112. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-portfolio-studenta/viewer (accessed: 11.10.2023). (In Russ.).

5. Samsonova AA. Portfolio as a means of designing individual educational activities of a student. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2020;(21(311):709-711. (In Russ.).

6. Starchenko SA. Model of the value-semantic attitude of students to pedagogical activity in personal-personal interaction. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of professional education. 2023;(3(39):45-52. (In Russ.).

7. Mazyarkina NG. Criteria for evaluating an electronic portfolio. Nsportal: obrazovatel'naya set' = Nsportal: educational network. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/19/kriterii-otsenivaniya-elektronnogo-portfolio (accessed: 12.05.2023). (In Russ.).

Информация об авторе

А. Н. Калинина — преподаватель.

Information about the author

A. Kalinina — Teacher.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.12.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 09.01.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.