УДК 37.047
Технология построения индивидуальной траектории образования в Сеченовском Университете
The technology of constructing an individual educational path at Sechenov University
Бирюкова Н.В., Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), N. [email protected]
Орешкина А.К., лаборатория современных форм и методов профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО, oreshkinaa2015@yandex. ru
Biryukova N., Resource Center "Medical Sechenov Pre-University Department" of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), N. [email protected]
Oreshkina A., Laboratory of Modern Forms and Methods of Professional Self-Determination and Career Guidance of the Center for Education and Personal Development of the Russian Academy of Education, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.007
Ключевые слова: индивидуальная траектория образования, персонифицированная программа обучения, индивидуальный маршрут, интеграция, предпрофессиональное образование.
Keywords: individual vector of education, personalized training program, individual path, integration, pre-vocational education.
Аннотация. Работа посвящена обоснованию эффективности практического применения технологии построения индивидуальных траекторий медицинского образования в интегрированной системе разноуровневой подготовки, реализуемой в Сеченовском Университете. В условиях непрерывного образования разработанная технология подготовки медицинских кадров оптимизирует индивидуальную траекторию профессионального образования и профессионального роста.
В ходе исследования подтверждена эффективность применяемой модели организации образовательного процесса с интеграцией обучающихся предпрофессионального медицинского направления довузовской подготовки в единую систему подготовки медицинских кадров в Сеченовском Университете и создания специализированной среды для построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Проведенное исследование подтвердило эффективность и целесообразность использования технологии персонализированного подхода для поэтапного формирования индивидуальной траектории в освоении компетенций в интегрированной системе подготовки медицинских кадров.
Abstract. The work is devoted to substantiating the effectiveness of the practical application of the technology for constructing individual vectors of medical education in an integrated system of multi-level training implemented at Sechenov University. In the context of continuous education, the developed technology for training medical personnel optimizes the individual vector of professional education and professional growth.
The study confirmed the effectiveness of the applied model of organizing the educational process with the integration of students of the pre-professional medical direction of pre-university training into a unified system for training medical personnel at Sechenov University and the creation of a specialized environment for creating an individual educational route for the student.
The conducted study confirmed the effectiveness and expediency of using the technology of a personalized approach for the phased formation of an individual vector in the development of competencies in an integrated system for training medical personnel.
Введение. Эффективность системы здравоохранения во многом определяется кадровыми ресурсами. Сложный вызов с серьезными задачами стоит перед мировым рынком труда в системе здравоохранения в направлении подготовки медицинских кадров. Современной системе образования необходимо не только обеспечить экономику кадрами, но и предоставить личности возможность
самореализоваться и быть востребованной. Принимая тот факт, что управление кадровым потенциалом любой отрасли построено на обоснованном планировании подготовки и трудоустройства, стратегия обеспечения современными специалистами необходимой квалификации в медицинской отрасли начинается с осознанного выбора профессии в сфере здравоохранения. В этой связи становится очевидна острота поиска новых эффективных решений успешного подбора уверенных в своем профессиональном выборе студентов для получения медицинского образования, готовых к непрерывному образованию и самообразованию, что способствует сохранению кадров в медицинской отрасли. Одно из таких решений -выстраивание индивидуальной траектории образования, которая ещё больше побуждает личность принять правильное решение в отношении своего профессионального развития. Важно сделать всё возможное для самореализации молодых людей: разработать актуальные, интересные программы для учёбы, создать условия для достижения успеха.
Изменения, происходящие в системе российского образования, актуализируют проблемы индивидуализации, а инновационные процессы, протекающие в образовании, предоставляют возможность реализовать собственный образовательный заказ. Развитие персонализации обучения придает осознанность происходящим учебным процессам благодаря допустимости выбора с учётом предпочтений обучающегося, вклада его личного смысла в этапы образования, а также предоставления возможности реализации собственного образовательного заказа с четким представлением своих образовательных перспектив. Сегодня понятие «видеть и выстраивать свои перспективы» приобретает особый смысл. Необходимость видеть перспективы
осуществления личного образовательного пути и благодаря выстраиванию собственных целей и задач, личность развивает необходимые и востребованные обществом качества для реализации непрерывного образования.
Социальный заказ к профессиональному образованию направлен на мобильных, гибких, с творческим стилем профессиональной деятельности специалистов, помогающим решить проблему в ситуации неопределенности и многовариантности. Таким образом, с одной стороны право спроектировать индивидуальную образовательную траекторию определяется потребностью обучающихся, с другой стороны требования к современному специалисту подразумевают необходимость самостоятельно получать новые знания, развивать и осваивать новые умения на протяжении всей профессиональной деятельности. В связи с этим важен поиск современных эффективных путей в системе медицинского образования,
способствующих воспитанию, развитию и приобретению востребованных индивидуальных качеств и перспективных компетенций молодых специалистов. Поиск эффективных путей как предмет обсуждения предполагает несколько возможных решений и разнообразные варианты развития событий. При любом из вариантов роль обучающегося занимает ключевую позицию субъекта образовательного процесса, который ориентируясь на свои возможности и желания планирует свою программу образования. По существу, это процесс саморазвития личности с характерными только для нее особенностями.
Процесс саморазвития характеризуется изменениями в структуре мотивации в части приоритетных мотивов, в развитии таких предпочтений, как привлекательная работа, результативность, активная и плодотворная жизнь, ответственность, просвещенность и адекватная самооценка. Формирование соответствующей самооценки важно, потому как критическое отношение к себе позволит личности правильно сопоставлять собственные
возможности с предъявляемыми требованиями.
Персонализированная программа образования придает глубокий смысл всему образовательному маршруту, обеспечивая наибольшую его результативность: человек становится образованным, а не просто приобретает необходимые знания. При построении своего пути образования студент ориентируется на личные взгляды, отражающие его отношение к обучению, инструменты выбора и методы получения знаний, то есть процесс обучения трансформируется в личностно-ориентированную подготовку, предполагающую выработку жизненных позиций. Это дает возможность быть успешным во многих сферах жизни, творчески развивает и профессионально формирует личность, что позволяет максимально раскрыть
имеющейся ресурс. Кроме того, индивидуальная учебная программа образования личности выстраивается в соответствии с персональными намерениями и желаниями с учетом существующих образовательных проблем, его опыта в образовании, индивидуальных возможностей и потребностей, в итоге он компенсирует свои образовательные пробелы, обретает те навыки, умения и знания, компетенции, в которых нуждается именно он с целью самоопределения и самореализации.
Целью исследования является изучение возможности построения индивидуальных образовательных траекторий в Сеченовском Университете, охватывающих этап довузовской подготовки с последующей реализацией в ходе обучения по выбранной специальности.
Методология исследования. В процессе достижения поставленной цели были использованы методы полипарадигмального подхода, представляющего собой совокупность современных подходов к формированию образовательных траекторий, комплексное использование которых способно обеспечить синергетический эффект.
Несмотря на разработки по проблематике индивидуальных образовательных траекторий [4;8], необходимо отметить, что в настоящее время нет четкого системного представления о том, как организовать обучение по индивидуальной траектории и как регулировать учебный процесс в рамках одного уровня образования, а тем более интегрируя в этот процесс разные этапы подготовки, но совершенно очевидно, что ориентацию на сферу своей будущей профессиональной деятельности человек начинает формировать на этапе среднего общего образования, и специальная подготовка по профессии предполагает согласованное взаимодействие всех структур и уровней образования как основного фактора в регуляции отношений. При удовлетворении
индивидуальных образовательных интересов и запросов, на фоне меняющихся принципов подготовки специалистов, когда наряду с профессиональными умениями, навыками и знаниями возрастает потребность в формировании самостоятельности,
коммуникабельности, инициативности,
ответственности за сделанный выбор, особо значимой для образования задачей становится обеспечение качества. В условиях, обеспечивающих высокое, устойчивое качество университетского образования, существенно возрастает роль интегративных процессов между средним общим и высшим образованием.
Продуктивно-альтернативным направлением при интеграции разных уровней образования, обеспечивающим преемственность образования, выступает вертикальная диверсификация образовательной области вуза, а горизонтальная диверсификация гарантирует
персонифицированную траекторию образования личности.
Средство, призванное обеспечить преемственность высшего и общего образования, - профильное обучение на ступени среднего общего образования [11].
Профильное обучение - возможность для индивидуализации обучения, при котором учитываются в первую очередь интересы и способности обучающихся и создаются необходимые условия в соответствии с профессиональными интересами
старшеклассников и их стремлением к продолжению своего образования за счет изменений не только организации занятий, но и в структуре, и в содержании обучения. Профилизация обучения на уровне среднего общего образования отвечает жизненным и образовательным установкам большинства старшеклассников [1; 9-11].
Обучение в соответствии с профилем призвано реализовать личностно-
ориентированное направление учебного процесса, что значительно расширяет возможности персонифицированной
образовательной траектории. Это стало возможным не только за счёт углубленного изучения отдельных предметов программы основного общего образования, но и посредством создания условий для значимой дифференциации содержания обучения. Такая среда существенно увеличивает возможности социализации обучающихся, результативно обеспечивает последовательность между общим и профессиональным образованием, тем самым эффективность подготовки по программам среднего общего образования возрастает, что дает возможность результативно осваивать программы высшего образования. В то же время общеобразовательному учреждению непросто самостоятельно удовлетворять стремление личности в формировании их креативности и успешности, развитию необходимых
компетенций. В сложившейся ситуации существенно возрастает роль поиска новых эффективных решений для организации плодотворной среды довузовского обучения как наиболее высокого инновационного и стратегического потенциала в современной системе образования.
В интересах развития личности при организации взаимодействия всех уровней образования в системообразующей
непрерывности образовательного пространства уместно интегрирование довузовского образования в систему университета [2]. Профессионализация - один из эффективных методов в решении поставленной задачи. В условиях организации профильного среднего общего образования профессионализации обучающихся старших классов возникает потребность в интегрировании разных уровней образования. Сеченовский Университет, имея большой опыт организации довузовской подготовки с высокой результативностью при активном применении принципов процесса бенчмаркинга, использовал инновационную модель практико-ориентированного
предпрофессионального образования,
организовав в 2016 году Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий». Организованная инновационная система довузовской подготовки в университете способствует выявлению способных и талантливых абитуриентов, а новые подходы в образовании создают условия для разработки персонифицированной программы обучения, формируют понимание процесса непрерывного образования как основной цели на пути развития и становления личности. Довузовское образование в этом взаимодействии приобретает особое значение [3]. Высокое качество предпрофессиональной довузовской подготовки способствует сознательному выбору
собственного профессионального развития и готовности обучающегося перейти на следующую ступень образования, а также подготавливает его к продуктивному освоению профессиональных программ высшего медицинского и/или фармацевтического образования. Значимая идея состоит в том, что организация и содержание образования должны стать функциональными, эффективными и более индивидуализированными, поэтому программа двухлетней подготовки составлена таким образом, чтобы в равной мере подготовить выпускников к продолжению образования на различных факультетах медицинских вузов, при этом создавая такую среду развития личности, которая подводит к осознанному самоопределению. Обучающиеся, получая знания по подавляющему большинству предметов учебного плана среднего общего образования, пользуются преимущественными возможностями сформировать востребованные для обучения в университете компетенции ещё на уровне
довузовской подготовки. Это стало возможным благодаря многочисленным ресурсам
Сеченовского Университета и желанию профессорско-преподавательского состава,
основная задача которого состоит в том, чтобы научить будущих студентов учиться. Как отмечает Горовая, В. И., «...центр тяжести переносится с деятельности «преподавание» на деятельность «учение», которая должна носить индивидуализированный характер» [5]. У обучающихся появляется шанс получить одну из самых значимых компетенций -самостоятельность и ответственность за свои знания и за свой выбор.
В интеграции среднего и высшего образования прослеживается преимущество использования потенциала предметов учебного плана среднего общего образования, которое не только дает возможность обучающимся иметь высокие предметные результаты, но и несет экономическую выгоду, исключая механическое повторение уже пройденного материала в университете, и позволяет перераспределить часы на другие дисциплины учебного плана высшего медицинского образования [6;7]. Система образования стала не только более открытой, но и гибкой, вариативной, при которой у обучающихся появляются условия для построения собственной образовательной траектории, которая в наибольшей степени соответствует личным стремлениям.
Образовательный путь становится персональным, позволяющим реализовать личный потенциал обучающихся.
Результаты исследования. Особо значимой задачей является обеспечение качества образования при удовлетворении
индивидуальных образовательных интересов и запросов обучающихся. В соответствии с этим концепция развития лучших университетов мира - это гарантированное качество непрерывной подготовки по выбранной специальности: от общего образования через специальное - к профессиональному постдипломному, с ориентацией, на запросы работодателей, вызовы среды и требования рынка труда. Первая ступень в решении задачи по повышению качества работы вуза - это формирование контингента, который способен к успешному освоению предложенного учебного материала. Основной объективной оценкой подготовки обучающихся соответствующего уровня и направленности в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности выступают образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты
обеспечивают фундаментальный принцип современного образования - единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования [12]. Основополагающее и важное звено преемственности устанавливается в рамках содержания рабочих программ предметов и дисциплин.
Анализ содержания основных
образовательных программ общего и профессионального образования Федеральных государственных образовательных стандартов, определяется, что пересечение планируемых предметных результатов её освоения возникает на этапе среднего общего образования. Уровень среднего общего образования является платформой и высоким стратегическим и инновационным потенциалом для необходимой предварительной работы по выстраиванию индивидуальной траектории обучения в вузе и может играть роль эффективного катализатора в ускоренном социальном лифте для мотивированных обучающихся. Созданы все реальные предпосылки и возможности для выбора самими обучающимися своего персонального пути образования, который наиболее полно отвечал бы имеющейся потребности освоения компетенций. Важно уже на начальном уровне среднего общего образования, то есть с десятого класса, ввести обучающихся в особый режим выстраивания индивидуального образовательного пути и тем самым заложить основу, на базе которой они смогут со временем независимо собственными силами формировать свою образовательную траекторию.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При предоставлении обучающимся возможности формирования индивидуального плана обучения необходимо учитывать, что в Федеральных государственных образовательных стандартах определен минимальный и максимальный объем часов учебных занятий и перечень обязательных учебных предметов и дисциплин.
При детальном анализе содержания образовательных программ естественно-научного профиля и содержания образовательных программ высшего медицинского образования выяснилось, что у студентов первого курса образование направлено на приобретение знаний, навыков, умений в части формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций, которые они уже освоили на уровне среднего общего образования или имели возможность их освоить. Это образовательные программы углубленного изучения по химии, биологии и по предметам, способствующим развить предпрофессиональные навыки будущей профессии: «Латинский язык с медицинской терминологией», «История медицины», «Индивидуальный проект». Практико-ориентированным инструментом подготовки и профориентации выступает программа дополнительного образования по ранней ориентации в профессии «Шаг в медицину», которая состоит из теоретической и практической части с отработкой навыков. Выбор обучающимся желаемых и необходимых ему образовательных программ из предлагаемых, а также темпов их освоения заслуживает особого внимания в формировании индивидуальных компетенций. Сохранить логику
последовательности освоения предметов, их структуру и содержательные основы возможно в том числе и с помощью установленного объема образовательных объектов, что обеспечивает обучающимся достижение нормативного образовательного уровня при реализации индивидуальной траектории обучения. Занятия организованы для всех в одинаковой степени доступными: предоставлены разнообразные источники информации, эффективные техники обучения, поэтому по содержанию предоставляемое образование является индивидуально ориентированным процессом, при этом объем освоенных знаний у каждого будет индивидуальным по количеству и качеству.
Согласно требованиям ФГОС СОО в учебных планах содержится перечень предметов по выбору, что также позволяет обучающемуся расширить возможности реализации
персонифицированной программы образования. В свою очередь предметы по выбору либо расширяют вектор предпрофессиональных возможностей обучающихся, либо углубляют его знания по предметам. Положительный результат по итогам реализации индивидуальной траектории обучения возможен при выполнении требований, связанных с компетентностным методом как одной из моделей
предпрофессиональной подготовки, а также по значимым практико-ориентированным
результатам образования. Закончив
предложенную двухлетнюю практико-ориентированную персонифицированную
программу обучения среднего общего образования, обучающиеся на первом курсе медицинского университета по большинству программ специалитета имеют возможность получить зачеты по следующим дисциплинам: химия, биология, латинский язык, история медицины, основы безопасности
жизнедеятельности. Это стало возможным в связи с тем, что подготовку образовательных программ, промежуточную и итоговую аттестацию по вышеперечисленным предметам проводит профессорско-преподавательский состав
профильных кафедр университета.
Для устранения возникающего дефицита предпрофессиональных компетенций на первом курсе медицинского университета и в поиске новых инструментов довузовской подготовки, сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной
специализированной предпрофессиональной подготовки с обязательной итоговой аттестацией.
В связи с этим была разработана новая практико-ориентированная программа
профориентации в сфере медицины для школьников «Шаг в медицину». На занятиях обучающиеся не только знакомятся с основами организации здравоохранения и развития личных и профессиональных качеств, но и большое значение придается самообучению, эмпатии, воспитанию ответственности и долга, бережного отношения к пациентам, уходу за больными, «прививаются» навыки консультирования по разделам здорового образа жизни. Тем самым обеспечиваются условия профессионального становления и начало формирования профессиональных компетенций. При реализации программам предпрофессионального обучения, за счёт совмещения практической подготовки обучающегося и знакомством с работой медицинского направления, включающим информационную поддержку выбора дальнейшего маршрута профессионального образования, развивается профессиональная ориентация и формируется мотивация к профессиональному развитию. По итогам обучения проводится аттестация качества знаний по сформированным предпрофессиональным умениям в формате объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Обучающиеся, имеющие
положительные результаты сдачи
предпрофессионального экзамена, автоматически получают на первом курсе зачет по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков «Уход за больными».
Таким образом, предпрофессиональный экзамен является эффективным практико-ориентированным инструментом
преемственности и непрерывности выстраивания образовательной траектории на всех этапах медицинского образования. Возможность построить свой индивидуальный маршрут образования в медицинском университете является сильным мотивационным фактором получить хороший результат по итогам сдачи экзамена. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 2018 году средний балл у выпускников Сеченовского Предуниверсария по итогам по получению первичных профессиональных умений и навыков «Уход за больными» по итогам сдачи предпрофессионального экзамена.
Пройдя подготовку в специализированных группах Предуниверсария и поступив в медицинский университет, студенты уже с первого курса отличаются академической мобильностью. Мы исходим из того, что при выстраивании дифференциации и
индивидуализации обучения целесообразно считаться с персональными особенностями и образовательными потребностями обучающегося. Каждому обучающемуся дается возможность сформировать свой личный образовательный маршрут. В данной ситуации задача образования состоит в обеспечении организации индивидуальной зоны развития личности, позволяющей ему на каждом этапе своего образования создавать свой образовательный продукт, используя свои индивидуальные личностные качества. Образовательный продукт - это достижения, выраженные в полученных знаниях, реализуемые в умениях и компетенциях, ориентируясь на которые можно судить о результатах движения по образовательной траектории. Вместе с тем, целесообразна регулярная обратная связь, обеспечивающая возможность оценивать либо своевременно корректировать образовательную стратегию.
При реализации индивидуальной программы образования в условиях интеграции разных уровней образования в Сеченовском Университете обучающийся на довузовском этапе формирует компетенции, позволяющие максимально комфортно чувствовать себя при поступлении в университет, такие как готовность и умение ставить задачи, способность разрабатывать алгоритмы достижения поставленных целей, намерение к
самообразованию и/или умение выявлять в своих знаниях и умениях пробелы, умение проводить информационный поиск, умение использовать информационные ресурсы в части принятия сознательного решения, умение планировать и анализировать итоги своей работы.
Концепция индивидуализации обучения приобретает практическую реализацию в составлении индивидуальных программах обучения на основе принципа вариативности в отношении содержания учебного плана, персональной скорости освоения знаний и умений. Персональные программы составляют основу для самостоятельного планирования обучающимся собственной траектории профессионального образования. Отсюда следует, что мы можем говорить о разработке новой технологии, с помощью которой реализуется идея индивидуализации обучения. Практическое применение данной методики доказало её значимость, поскольку разработанная нами новая технология практически стёрла границы между разными уровнями образования. Можно говорить о создании единой эффективной системы, которая консолидирует уровни образования в доступную для обучающегося траекторию развития.
Но ни один проект, даже самый уникальный, не будет иметь успеха, если реализуется в рамках одного вуза. Необходимо создание взаимодействующей сети медицинских вузов, связанных единством целей в научно-образовательных подходах, методиках и программах подготовки. Так, с целью обеспечения равенства при поступлении всех абитуриентов, с учётом высокой вариативности образовательных программ, а также для сохранения единства образовательного пространства между медицинскими вузами создана Ассоциация Медицинских
Предуниверсариев. Это продуктивное межвузовское сотрудничество в части генерирования новых идей и трансляции эффективной образовательной подготовки обучающихся, в том числе совершенствования системы организации и управления персонифицированным обучением. Переход на обучение с построением индивидуальной траектории привел к трансформации в общепринятой методической системе обучения. Разработанная нами технология поможет системно развить индивидуализацию в образовании, построенную не на смещении существующих форм организации образования, а на улучшении и повышении её эффективности.
Наиболее востребованными становятся образовательные программы, которые позволяют получить классическое профессиональное образование по персонифицированной программе. Актуализация тенденции
выстраивания индивидуального пути обучения нашла свое отражение в признании роли обучающегося в его собственном образовании. В профессиональном образовании требуется действенный потенциал самореализации молодых людей, выраженный в индивидуальной траектории образования. Для реализации поставленных задач в настоящее время сняты избыточные регламенты и требования в формировании основной образовательной программы, а современные образовательные стандарты стали более гибкими и актуальными, что позволяет проводить необходимую систематическую корректировку
образовательных программ разных уровней с учетом современной экономики.
В российской системе образования происходят преобразования, при этом каждая образовательная организация высшего образования определила свою модель развития, которая так или иначе обращена к теме качественного образования с учетом апробации моделей работы университетов мирового уровня. Сеченовский Университет наряду с другими инновациями успешно внедряет систему построения индивидуальных траекторий образования.
Заключение. Реализованная преемственность в интеграции разных уровней образования, в части установления важных связей между осваиваемыми предметами и дисциплинами на содержательном и методологическом уровнях, способствует высокому качеству достижений в образовательном процессе. Демонстрация и использование связей между достигнутыми результатами по итогам освоения профильных и предпрофессиональных предметов среднего общего образования и организация обучения на младших курсах медицинских вузов, с учетом достигнутых личных успехов обучающегося, актуальны для повышения мотивации к будущей профессии, в контексте подготовки к системе непрерывного образования. Целенаправленное приобретение учебных компетентностей медицинской направленности ещё на довузовском этапе является не только необходимым подготовительным этапом, но и закладывает основы плодотворной организации для изучения клинических дисциплин. Таким образом, к концу обучения по программе среднего общего образования медицинской
направленности обучающиеся приобретают персональный набор компетенций, расширяющий его возможности при поступлении в медицинский университет для выстраивания своей траектории уже профессионального образования,
предоставляя студенту возможность реализовать индивидуальные потребности, осваивая необходимые только для него профессиональные компетенции, которые обеспечат ему конкурентоспособность на рынке труда.
Литература:
1. Абрамова П.А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П.А. Абрамова, М.В. Немировский // Образование: Вызовы нового времени. - 2020. - № 3. - С. 188-199.
2. Бирюкова Н.В. Формирование модели взаимодействии обучающихся разноуровневого образования в Сеченовском Университете [Электронный ресурс] / Н.В. Бирюкова, М.А. Афонина, Т.А. Демура // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2019. -№ 21(5). - С. 11-18. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-5-11-18
3. Бирюкова Н.В. Интегративная модель довузовского образования, реализуемого в Сеченовском Университете [Электронный ресурс] / Н.В. Бирюкова, Т.М. Литвинова, О.В Нестерова // Проблемы формирования образования. - 2018. - № 6. -С. 159-178. - Режим доступа: http://www.pmedu.ru/images/2018-6/17.pdf
4. Весманов С.В. Исследование практик формирования индивидуальных образовательных траекторий в старшей школе / С.В. Весманов, Д.С. Весманов, В.В. Источников // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - № 34(54). - С. 93105.
5. Горовая В.И. Индивидуально ориентированное обучение как современная образовательная технология [Электронный ресурс] / В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 7. - С. 7576. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20215158
6. Гришина Ю.В. Содержание довузовской подготовки в условиях интеграции общего и
профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - № 2(48). - С. 103-115.
7. Деркачев П.В. Опыт формирования региональной системы предуниверситетского медикобиологического образования [Электронный ресурс] / П.В. Деркачев, Н.А. Танкабекян // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - № 1. -С. 43-57. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nopyt-formirovaniya-regionalnoy-sistemy-prsduniversitetskogo-medikobiologicheskogo-obrazovaniya
8. Дмитриева Д.Д. Теоретические аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов-медиков / Д.Д. Дмитриева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 5. - Ч. 2. -С. 318-320.
9. Заварзин А.А. Предуниверсарий как один из основных видов профориентационной работы преподавателя высшей школы / А.А. Заварзин // Современные научные исследования и разработки. -2018. - № 10(27). - С. 357-358.
10. Козакова О.Н. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки / О.Н. Козакова, Н.И. Кобозева // Вестник Оренбургского Государственного Университета. -2017. - № 8(208). - С. 9-15.
11. Коньшина Ю.Е. Профильные классы с медицинской направленностью в системе подготовки «школа-вуз» / Ю.Е. Коньшина, А.Ф. Амиров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 4(77). - С. 64-73.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) // Российская газета от 21 июня 2012.
References:
1. Abramova P.A. New approaches to vocational guidance at school in the changing world of professions / P.A. Abramova, M.V. Nemirovsky // Education: Challenges of the new time. - 2020. - № 3. - P. 188-199.
2. Biryukova N.V. Formation of a model of interaction between students of multi-level education at Sechenov University [Electronic resource] / N.V. Biryukova, M.A. Afonina, T.A. Demura // Electronic scientific and educational bulletin "Health and education in the XXI century". - 2019. - № 21(5). - P. 11-18. - Access mode: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-5-11-18
3. Biryukova N.V. An integrative model of pre-university education implemented at Sechenov University
[Electronic resource] / N.V. Biryukova, T.M. Litvinova, O.V. Nesterova // Problems of formation of education. -2018. - № 6. - P. 159-178. - Access mode: http://www.pmedu.ru/images/2018-6/17.pdf
4. Vesmanov S.V. Study of the practices of forming individual educational vectors in high school / S.V. Vesmanov, D.S. Vesmanov, V.V. Istochnikov // Vestnik MGPU. Series: Pedagogy and psychology. - 2020. - № 34(54). - P. 93-105.
5. Gorovaya V.I. Individually oriented learning as a modern educational technology [Electronic resource] / V.I. Gorovaya, N.F. Petrova // International Journal of Experimental Education. - 2010. - № 7. - P. 75-76. - Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=20215158
6. Grishina Yu.V. The content of pre-university training in the conditions of integration of general and vocational education // Russian and foreign pedagogy. -2018. - № 2 (48). - P. 103-115.
7. Derkachev P.V. Experience in the formation of a regional system of pre-university medical and biological education [Electronic resource] / P.V. Derkachev, N.A. Tankabekyan // Domestic and foreign pedagogy. - 2021. -№ 1. - P. 43-57. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-regionalnoy-sistemy-preduniversitetskogo-medikobiologicheskogo-obrazovaniya
8. Dmitrieva D.D. Theoretical aspects of the formation of individual educational trajectories of medical students / D.D. Dmitrieva // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2017. - № 5. - Part 2. - P. 318320.
9. Zavarzin A.A. Pre-university as one of the main types of career guidance work of a teacher of higher education / A.A. Zavarzin // Modern scientific research and development. - 2018. - № 10(27). - P. 357-358.
10. Kozakova O.N. Pre-university education in the system of modern vocational training / O.N. Kozakova, N.I. Kobozeva // Bulletin of the Orenburg State University. -2017. - № 8 (208). - P. 9-15.
11. Konshina Yu.E. Profile classes with a medical orientation in the system of training "school-university" / Yu.E. Konshina, A.F. Amirov // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2018. - № 4(77). - P. 64-73.
12. Federal State Educational Standard of Secondary General Education: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 17, 2012 N 413 (as amended on December 11, 2020) // Rossiyskaya Gazeta dated June 21, 2012.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Сведения об авторах:
Бирюкова Наталья Викторовна (г. Москва, Россия), директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), e-mail: [email protected]
Орешкина Анна Константиновна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент РАО, заведующая лабораторией современных форм и методов профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО, e-mail: [email protected]