Научная статья на тему 'Формирование модели взаимодействии обучающихся разноуровневого образования в Сеченовском Университете'

Формирование модели взаимодействии обучающихся разноуровневого образования в Сеченовском Университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕНТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / PRE-PROFESSIONAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / STUDENT MENTORS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н. В., Афонина М. А., Демура Т. А.

В статье рассматривается организация взаимодействия учащихся и студентов в едином образовательном пространстве Сеченовского Университета, позволяющая созданию условий для осознанного выбора школьниками дальнейшей образовательной траектории в рамках предпрофессильной подготовки. Авторы, рассматривая предпрофессиональное образование, описывают особенности и определяют влияние разработанной модели интеграции в Сеченовском Университете на формирование мотивации абитуриентов медицинского вуза. В статье отмечается роль и значение самообразования в период предпрофессиональной подготовки, способствующей быстрой адаптации наиболее насыщенной студенческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Н. В., Афонина М. А., Демура Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A MODEL OF INTERACTION BETWEEN STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION AT SECHENOV UNIVERSITY

This paper deals with formation of interaction between students of different levels within a unified educational space of Sechenov University. This new model of interaction enables students to make an informed choice concerning their further educational path in the framework of pre-professional training. Considering pre-professional education, the authors describe its specific features and determine the influence of the implemented model on Medical University entrants’ motivation. The article notes the role and importance of self-education during a pre-professional training, which contributes to the rapid adaptation to intense student life.

Текст научной работы на тему «Формирование модели взаимодействии обучающихся разноуровневого образования в Сеченовском Университете»

2019, том 21 [5]

УДК 378.4 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-5-11-18

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЧЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Бирюкова Н.В., Афонина М.А., Демура Т.А. ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва, Российская Федерация Аннотация. В статье рассматривается организация взаимодействия учащихся и студентов в едином образовательном пространстве Сеченовского Университета, позволяющая созданию условий для осознанного выбора школьниками дальнейшей образовательной траектории в рамках предпрофессильной подготовки. Авторы, рассматривая предпрофессиональное образование, описывают особенности и определяют влияние разработанной модели интеграции в Сеченовском Университете на формирование мотивации абитуриентов медицинского вуза. В статье отмечается роль и значение самообразования в период предпрофессиональной подготовки, способствующей быстрой адаптации наиболее насыщенной студенческой жизни. Ключевые слова: предпрофессиональное образование, научно-исследовательская деятельность, студенты-менторы, мотивация. DEVELOPING A MODEL OF INTERACTION BETWEEN STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION AT SECHENOV UNIVERSITY Biryukova N. V., Afonina M.A., Demura T.A. First Moscow state medical university named after I.M. Sechenov, Moscow, Russian Federation Annotation. This paper deals with formation of interaction between students of different levels within a unified educational space of Sechenov University. This new model of interaction enables students to make an informed choice concerning their further educational path in the framework of pre-professional training. Considering pre-professional education, the authors describe its specific features and determine the influence of the implemented model on Medical University entrants' motivation. The article notes the role and importance of self-education during a pre-professional training, which contributes to the rapid adaptation to intense student life. Key words: pre-professional education, research activities, student mentors, motivation.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Материалы пленарного заседания XI Съезд Российского Союза ректоров. [Электронный ресурс]/ URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57367 (Дата обращения 27 апреля 2018 года). REFERENCES [1] Materials of a plenary session the XI Congress of the Russian Union of rectors. [Electronic resource] / URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/57367 (Date of the address on April 27, 2018).

—--—

~ 11 ~

121 Костюков Н.Н. Кризис образования в информационном обществе и пути выхода из него на примере подготовки врачей. Монография. - М.: Издательство «Перо», 2017 г. - С-130.

[3] Турбовской Я.С. Кризис образования: поиск системного решения // Профессиональное образование в современном мире, - 2016. - Т. 6, № 1. -С. 171-180.

[4] Горовая В.И. Индивидуально ориентированное обучение как современная образовательная технология / В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова // Международный журнал экспериментального образования. 2010, №7. - С. 75-76 [Электронный ресурс] / В.И. Горовая. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20215158 (Дата обращения 10.04.2018).

[5] Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» С.15.

[6] Ширяев Е.А. Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями успешности школьников в процессе обучения. / Е.А. Ширяев //Журнал Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017

[7] Бирюкова Н.В. Инновационно-интегративная модель довузовского образования, реализуемая в Сеченовском университете. /Литвинова Т.М., Нестерова О. В. // Проблемы современного образования. 2018, № 6. - С 150-176.

[2] Kostyukov N.N. Crisis of education in information society and a way of an exit from it on the example of training of doctors. Monograph. - M.: Pero publishing house, 2017 - p-130.

[3] Turbovskoy Ya.S. Education crisis: search of the system decision//Professional education in the modern world, - 2016. - T. 6, No. 1. - Page 171-180.

[4] Gorovy V.I. the training as modern educational technology/Century focused by V.I. Individualno. I. Go-rovaya, N.F. Petrova//International magazine of experimental education. 2010, No. 7. - Page 75-76 [Electronic resource]/V.I. Gorovaya. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=20215158 (Date of the address 10.04.2018).

[5] Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 04.03.2010 N 03-412 «About methodical recommendations about questions of the organization of profile training» Page 15.

[6] Shiryaev E.A. The correlation analysis of interrelations between indicators of success of school students in the course of training. / E.A. Shiryaev//Mag-azine of News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences. 2017

[7] Biryukova N.V. The innovative and integrative model of pre-university education realized at the Se-chenovsky university. / Litvinova T.M., Nesterova O.V.//Problems of modern education. 2018, No. 6. -With 150-176.

Введение. Ведущей характеристикой любого образования является его целенаправленность. Конечной целью обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов является сформированность у обучающихся определенной совокупности компетенций. Наука, медицинское образование и медицинская помощь высокого качества всегда были в приоритете для ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (далее Сеченовский Университет). Новый виток поиска наиболее эффективных методов подготовки медицинских кадров и развитие медицинской науки способствовали вступление Сеченовского Университета в программу 5/100 в конце 2015 году и майские указы Президента РФ в 2016 году, в которых одной из

ключевых стратегий развития здравоохранения это подготовка квалифицированных кадров для создания медицинской помощи высокого качества [1].

Результативность профессионального образования в значительной степени зависит от уровня развитости творческих способностей абитуриентов, желанием и стремлением к приобретению новых знаний. Подготовка специалиста, умеющего решать не только практические задачи, но и сформировать творчески мыслящих профессионалов, с хорошими данными научно-исследовательской деятельности - актуальная задача для высшей школы образования. Прежде всего, это снимет противоречие между лавинообразным ростом информации и возможностями её усвоения, а также

—--—

~ 12 ~

значительно повысит эффективность человеческого капитала в профессиональной деятельности коллектива [2].

В Сеченовском Университете сформирована модель организации научно-исследовательской работы обучающихся, которая начинается с пред-профессионального образования.

Методы. Помимо профессиональных знаний современный врач должен обладать умением проводить научный поиск, выполнять научно-исследовательскую работу, анализировать полученные результаты, а также излагать свои наблюдения в научных статьях и тезисах [3].

Низкий уровень развития у выпускников среднего общего образования способностей осуществлять поиск соответствующей информации в постоянно меняющемся и увеличивающемся информационном поле препятствует качественной реализации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.

Научно-исследовательская деятельность способствует формированию не только глубоких знаний и умение их применять, но и компетенций, напрямую относящихся к опыту применения в практической деятельности, выстраивая последовательность от поставленной задачи до её решения.

Важную роль в становлении научных догм среди студентов на протяжении 115 лет играет студенческое научное общество им. Н.И. Пиро-гова (далее СНО). Многие великие ученые и врачи, такие как Григорий Антонович Захарьин, Анатолий Михайлович Вихерт, Григорий Иванович Россолимо, Георгий Норбертович Габричевский, Владимир Петрович Филатов, Сергей Сергеевич Корсаков начинали свой путь в кружках СНО им. Н.И. Пирогова. Сегодня в состав СНО входит более 144 научных кружков на базе различных кафедр Сеченовского Университета, на которых студенты активно занимаются наукой и обсуждают актуальные проблемы современной медицины. Совет СНО организует конференции и междисциплинарные заседания на русском и на английском языках. Каждый месяц студенты могут посещать лекции, которые читают ведущие специалисты в приоритетных областях. Студенты

не только получают много новых знаний по медицине, но и учатся научно-исследовательской работе, писать научные статьи, организовывать научные конференции. СНО - это уникальная площадка для молодых ученых, где они могут начать свой путь в науку!

Важно, чтобы первые шаги в науку студенты делали уже с самых ранних курсов. Чем раньше студенты становятся самостоятельными в научно-исследовательской деятельности, тем больше возможности обогатить жизнь новыми изобретениями и открытиями.

Одним из путей в этом направлении должен стать, на наш взгляд, пропедевтический метод еще на уровне среднего общего образования, используя модель взаимодействии обучающихся разноуровневого образования в Сеченовском Университете [4].

Первые «шаги» в научно-исследовательской работе будущие студенты делают в Ресурсном центре «Медицинский Сеченовский Предунивер-сарий» (далее РЦ «МСП») на занятиях по предмету «Индивидуальный проект». Лучшие работы представляются на ежегодной открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» (далее Конференция), которая проводится в рамках мероприятий городского проекта «Медицинский класс в московской школе». Конференция проводится с целью обсуждения проблем развития предпрофессионального образования медицинской направленности, а также представления образовательных достижений обучающихся медицинских классов [4]. Организаторами Конференции являются Департамент образования города Москвы и Сеченовский Университет. Участниками Конференции являются обучающиеся 8-11-х классов, профессорско-преподавательский состав Сеченовского Университете, сотрудники учреждений здравоохранения, руководители практик.

Это хорошее начало научной карьеры для обучающихся. Однако часто ребятам не хватает знаний, как воспользоваться информацией, которая есть в их распоряжении и в этой ситуации ключевую роль играет метод наставничества, применяемый в инновационно-интегративной модели

~ 13 ~

—--—

единого образовательного пространства Сеченовского Университета. СНО им. Н.И. Пирогова разрабатывает программу менторства, частью которой является проект - «Пироговский лекторий», который был организован студентами, состоящими в совете СНО. Девизом «Пироговского лектория» был выбран афоризм «БосеМо &8стш», что в переводе с латыни означает «уча, мы учимся». Проект включает в себя лекции и практические занятия по хирургии и терапии для обучающихся РЦ «МСП», на которых подростки начинают лучше понимать специфику их будущей профессии. Уникальность проекта в том, что он помогает как будущим, так и настоящим студентам. Для студентов это огромный педагогический опыт. Необходимо не просто адаптировать материал для учащихся, но и правильно его преподнести, вложить первые «кирпичики» клинического мышления [4].

Цель данного проекта: выработать у обучающихся 10-11 классов навыки поиска информации и мотивации для достижения научных целей посредством введения цикла научно-образовательных лекций и мастер-классов [6]. Современная образовательная программа средних общеобразовательных школ сформировала стимул у школьников изучать предмет исключительно для сдачи единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) и успешного поступления в ВУЗ [7]. Для коррекции данной ситуации студенты СНО им. Н.И. Пиро-гова создатели проекта «Пироговский лекторий» разработали свою образовательную программу, нацеленную на всестороннее медицинское развитие и расширение кругозора, начиная с предпро-фессионального образования.

Обучающая программа состоит из лекционного материала, охватывающего такие предметы как клиническая анатомия, физиология, гистология и патологическая анатомия, и физиология основных заболеваний. Программа занятий разработана, на основе личного опыта студентов, материал интерактивно и качественно адаптирован, благодаря наглядным иллюстрациям и блок-схемам, таблицам, а также комментариям, что облегчает уровень понимания сложных для подростков медицинских предметов - именно такой подход

включает в себя непрерывное образование - lifelong education, развивая у обучающихся стремление к беспрерывному получению знаний «профильный класс - ВУЗ - клиника».

Студенты-менторы, которые занимаются данным проектом - это одни из лучших студентов 4 курса Сеченовского Университета, средний бал у которых выше 4,5, активные участники совета СНО. Все они инициативно занимаются наукой, а также участвуют в олимпиадах и международных конференциях. Студенты активно практикуют свои знания и навыки в больнице, ходят на дежурства и посещают кружки по интересующим их направлениям. Важно подчеркнуть, что студенты-лекторы уже освоили основные дисциплины по фундаментальным наукам и могут полноценно раскрывать темы лекций для школьников. Каждый из менторов старается сделать свою лекцию интерактивной и понятной для участников, а также помочь ребятам с научными проектами, которые они уже сейчас пишут на базе Сеченовского Университета.

Студенты-менторы уделяют внимание определенным аспектам, сложным в понимании базовых фундаментальных предметов, изучаемых на начальных курсах. Материал изложен в краткой, тезисной форме. При рассмотрении основных, часто встречающихся патологий упор сделан на клиническую картину, профилактику [6]. Глубины этиологии, патогенеза, естественно, недоступные школьникам рассмотрены кратко, в общих чертах. Такие социально-значимые заболевания как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, а также хронический гастрит и многие другие, были разобраны максимально подробно для раннего выявления, полного обследования, профилактики. Школьникам были обозначены основные факторы риска развития различных опухолей, а также сделан акцент на онкологическую настороженность. В каждой теме рассказывается об основах канцерогенеза, о ранних, неспецифических симптомах развития опухолей, о группах риска. Для создания учебного материала используются ведущие учебники по фундаментальным дисциплинам: Гайтон, А.К. Медицинская физиология/ А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл /

~ 14 ~

—--

Пер.с англ.; Под ред. В.И. Кобрина. - М.: Ло-госфера, 2008. - 1296 с.: ил.: 21,1 см. -ISBN 9785-98657-013-6; Быков В.Л. Частная гистология человека. 2-е издание - СПб. СОТИС, 1997; Хирургические болезни: учебник/ под ред. А. Ф. Черно-усова. М.: ГЭоТдР-Медиа, 2010. - - 664 ^ISBN 978_5-9704-127 8-7; Пропедевтика внутренних болезней: Учебник -5-е издание, 2001-592с. ISBN 5-225-04704-1; Анатомия человека. В двух томах. Под ред. М.Р. Сапина 5-е издание 2001. ISBN 5225-04585-5; Физиология человека: В 3-х томах. Пер.с англ. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. 1996 ISBN 5-03-002544-8. Также студенты активно используют статьи с PubMed.gov, elibrary.ru; cyberleninka.ru.

Теоретический материал дополнен более «развлекательными» семинарами, основной целью которых является обучение основам пропедевтики и хирургии, и создание положительной мотивации в обучении. Первый практический семинар посвящен основам физикального обследования, ценность которого незаслуженно снижается в последнее время, в связи с повсеместным назначением дорогостоящего инструментального обследования. Современные тенденции делают из врача «менеджера», направляющего пациента от одного инструментального исследования к другому. Но именно глаза и руки врача являются его главным инструментом. Большое внимание уделяется вопросам важности правильного сбора анамнеза, проведения общего осмотра, с использованием перкуссии, пальпации [5].

«Хирургический семинар» завершает курс лекций, для многих ребят очень долгожданный. Профессия хирурга привлекает своей самоотверженностью, порой граничащей с героизмом. Несомненно, данное занятие явилось мощным стимулом в дальнейшем познании медицины.

Программа также преследует концепцию поощрения знаниями - посредством коллоквиумов отбираются обучающиеся, которые показали хорошие результаты обучения, и допускаются к закрытым мастер-классам - «хирургический семинар». Система устных опросов и коллоквиумов является необходимой для развития у обучаю-

щихся навыков грамотного формулирования собственных мыслей. Также устные ответы психологически готовят ребят к обучению на начальных курсах, к сдаче коллоквиумов и зачетов профессорско-преподавательскому составу [5]. Конкуренция за знания и расположение ментора к работе с обучающимися и есть залог успешной работы данной концепции. Близкое и доверительное общение менторов с обучающимися создает гораздо более сильное стремление к обучению, мотивирует к развитию. Необходимо также сказать, что осуществляется индивидуальный подход к каждому подростку - индивидуальные задания, оцениваемые ментором посредством устной беседы и обсуждения самостоятельно освоенного материала. Студенты-менторы учитывают характерологические особенности некоторых ребят для составления индивидуального плана и подбора соответствующей литературы. Активное использование системы «упорный труд, чтение - вознаграждение знаниями» является лучшей мотивацией для ребят 10-11 классов [6].

Результаты. Для изучения эффективности обучения в «Пироговском лектории» было проведено исследование входящих знаний школьников, пришедших на лекции, и исходящих знаний после окончания обучения по программе.

Методы оценки входных знаний. Входной контроль учащихся 10-11 классов проводился, как в формате тестов единого государственного экзамена (далее ЕГЭ), так и в виде коллоквиума - устной беседы. Студенты-менторы оценили уровень знаний учащихся в области общей биологии, цитологии и анатомии используя разделы кодификатора ЕГЭ 2018 года. Для стандартизации контроля тестовый материал составлялся с использованием заданий открытого банка заданий Федерального института педагогических измерений (далее ФИПИ) по темам анатомия и физиология человека [4].

Тестовый вариант состоит из десяти вопросов базового и повышенного уровня сложности. Тесты включали вопросы как с одним, так и с множественным выбором, а также вопросы на сопоставление.

~ 15 ~

—--—

Методы оценки пройдённого материла. Для оценки эффективности образовательной программы использовался комплексный подход. Зачетные занятия состояли из устной части - коллоквиума и письменной - тестовых заданий, составленных на основе пройденного материала. Важно отметить, что подготовка к зачетным занятиям велась школьниками исключительно по «конспектам-выжимкам», которые содержали всю необходимую информацию, подробные схемы, иллюстрации из атласов. Данный подход помог избежать поиска литературы, разности в источниках информации. Студентами-менторами были выбраны лучшие, по их мнению, отечественные и зарубежные учебники и атласы, из которых были взяты ключевые моменты. По итогам устных коллоквиумов были выявлены особо успешные и мотивированные обучающиеся, с которыми началась индивидуальная работа. Персональная работа заключалась в следующем:

- выявление интересующих областей, связанных с будущей профессией;

- помощь в подборе соответствующей литературы;

- систематический контроль за освоением материала в форме опроса-беседы, разбора особо сложных моментов.

Мотивированный предпрофессиональный интерес формирует у школьников потребность заниматься самообразованием, что, несомненно, является важным для будущей профессии. И как говорил знаменитый терапевт, основоположник мощной терапевтической Школы, известной не только по всей России, но и на международном уровне, Е.М. Тареев: «Путь формирования врача: больной

- книга, книга - больной».

Нашей целью является формирование у учащихся стойкого понимания важности ежедневной работы с литературой [6].

Тестовый контроль был выбран, как еще один элемент в оценке знаний, из-за отсутствия субъективного компонента и повсеместном их распространении. По результатам тестового контроля были составлены диаграммы успеваемости школьников для оценки усвоения материала. Это позволило получить обратную связь для коррекции программы, дальнейшего развития проекта.

Обучающиеся 10 и 11 классов тестировались по единой системе тестов формата ЕГЭ по разделам анатомия и физиология человека. Содержание и степень сложности для обеих параллелей были одинаковыми, что позволило объективно оценить уровень подготовки ребят.

Ученики как 10, так и 11 классов находились в равных условиях в силу того, что проходили курс Биологии человека согласно программе федеральных государственных образовательных стандартов в 8 классе, а изучение предмета Анатомия человека в программе профильной подготовке в РЦ «МСП» им только предстоит во второй половине обучения в 11 классе. Основные сложности возникли у обучающихся в заданиях по физиологии сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы и нервной системы (Рис. 1). Приведены два графика: первый отражает оценку входных знаний по 10 балльной шкале (первичный балл ЕГЭ), второй график демонстрирует результаты тестирования после первого цикла занятий, тест также оценивается по 10 балльной шкале. Тестовый контроль проводился в группе, состоящей из 50 обучающихся (Рис.2).

~ 16 ~

—--

#1-3 5

4-7 б ♦ ii-S 6

Итоговый контроль

• 110 б

Рис. 1. Результаты входного и итогового контроля.

Входной кнтроль

Итоговой контроль

100

IT

К i

un

о

50

25

Беллы

Рис. 2. Гистограмма, отражающая процентное соотношение входного и итогового контроля.

Еще одной особенностью в действующей модели взаимодействии обучающихся разно уровне-вого образования в Сеченовском Университете РЦ «МСП» и проекта «Пироговский лекторий» -в частности, является комплексное развитие и сочетание Ьа^кй^ (получение профессиональных знаний и навыков) и 80Й8кШ8-развитие личностных навыков таких как - лидерство, ораторское

искусство, умение работать в коллективе. Несомненно, уверенность в себе, своих знаниях, умение преподать себя, грамотно и четко сформулировать свои мысли перед аудиторией - особенно важно в современных реалиях.

Выводы. Таким образом, проект «Пироговский лекторий» адресован учащимся, которые уже выбрали для себя медицинское направление

~ 17 ~

—--

профильного образования. Поступая на первых курс медицинского университета, эти ребята имеют пропедевтический запас знаний базовых дисциплинах программы обучения. Это позволит им уже на первых курсах начать заниматься наукой, а это очень важно для развития нашего университета, а также для их профессионального роста. Так как программа охватывает большое количество материала первых трёх курсов, «Пироговский лекторий» дает дополнительную возможность показать хорошие результаты на олимпиадах не только школьного, но и университетского уровня.

«Пироговский лекторий» - уникальный пример реализации как вертикальной диверсификации образования - развития преемственности в системе непрерывного медицинского образования, так и горизонтальной диверсификации - индивидуального саморазвития личности. Студенты-менторы личным примером показывают необходимость непрерывного, ежедневного получения знаний в профессиональном становлении врача, необходимость глубокого понимания и освоения фундаментальных наук в развитии клинического мышления.

~ 18 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.