Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ И ШКОЛ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЗАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ И ШКОЛ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЗАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-просветительная деятельность / народные училища и школы / образование / дореволюционная Россия / филантропия / меценатство / cultural and educational activities / public schools and schools / education / pre-revolutionary Russia / philanthropy / patronage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каюмова Лейсан Амировна

В статье раскрыты социально-экономические предпосылки развития культурно-просветительной дея-тельности учреждений Казанской губернии конца XIX века. Исследование содержит анализ периодической печати, освещающей культурно-просветительную деятельность общества Казанской губернии конца XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каюмова Лейсан Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC COLLEGES AND SCHOOLS IN THE KAZAN PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE KAZAN PERIODICAL PRESS)

The article reveals the socio-economic prerequisites for the development of cultural and educational activities of the institutions of the Kazan province at the end of the 19th century. The study contains an analysis of the periodical press covering the cultural and educational activities of the society of the Kazan province at the end of the 19th century.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ И ШКОЛ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЗАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)»

8. Malinina N.L. Dialektika hudozhestvennogo obraza. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta, 1989.114 s.

9. Hejzinga J. Chelovek igrajushhij. HomoLudens. Igra v kul'ture // HomoLudens. Stat'i po istorii kul'tury. Moskva : Progress -Tradicija, 1997. 416 s.

10. Jung K.G. Psihologicheskie tipy. Moskva : Progress, 1995.715 s. УДК 351.858(091)

Л.А. Каюмова

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ И ШКОЛ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАЗАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

В статье раскрыты социально-экономические предпосылки развития культурно-просветительной деятельности учреждений Казанской губернии конца XIX века. Исследование содержит анализ периодической печати, освещающей культурно-просветительную деятельность общества Казанской губернии конца XIX века.

Ключевые слова: культурно-просветительная деятельность, народные училища и школы, образование, дореволюционная Россия, филантропия, меценатство

Leysan A. Kayumova DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC COLLEGES AND SCHOOLS IN THE KAZAN PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE KAZAN PERIODICAL PRESS)

The article reveals the socio-economic prerequisites for the development of cultural and educational activities of the institutions of the Kazan province at the end of the 19th century. The study contains an analysis of the periodical press covering the cultural and educational activities of the society of the Kazan province at the end of the 19th century.

Key words: cultural and educational activities, public schools and schools, education, pre-revolutionary Russia, philanthropy, patronage

Введение

Во II половине XIX в. после отмены крепостного права Россия оказалась в ситуации, когда общество стало испытывать потребность не только в грамотных и квалифицированных специалистах, но и личностях развитых, обладающих высоким уровнем общей культуры. Отсутствие таковых порождало нестабильность в стране, в экономике, что мешало её поступательному развитию. В связи с этим передовая общественность, частные предприниматели, государство в целом, осознавало острую необходимость культурно-просветительной работы с населением.

Материалы и методы

Цель данной статьи состоит в попытке раскрыть тенденции и особенности развития культурно-просветительной деятельности учреждений в Казанской губернии в конце XIX века, в связи с чем были решены задачи: охарактеризованы социально-экономические и культурные предпосылки культурно-просветительной деятельности в Казанской губернии конца XIX века; проанализированы тенденции и особенности деятельности культурно-просветительных учреждений ( Казанского университета, народных училищ и школ, библиотек, театра, музыкальных школ) в регионе.

Литературный обзор

Историографическую и методологическую базу данного исследования составили труды известных ученых: К.Ф. Амирова [1], Г.М. Му-стафина, Н.П. Мунькова, Л.М. Свердлова [12], которые внесли значительный вклад в изучение истории города Казани, в том числе и её культуры. Е.Г. Бушканец [6], А.В. Гарзавина, А.И. Новицкий [8] изучали историю архитектурного облика Казани. Более всего для нас интересны и актуальны работы М.С. Берсона [3], Ю.А. Благова [5], Л.И. Девятых[9], В.В. Пе-телина[13], Д.Р. Хайрутдиновой [14], которые в своих трудах рассмотрели культурную жизнь дореволюционной Казани; С.В. Михайловой, внесшей неоспоримый вклад в историю просветительства в крае [11], а труды Аристова В. дали много интересного в области персоналий деятелей науки, культуры и искусства [2]. Просветительство народов Поволжья, особенно татарское, ярко отражено в работе А.Н. Юзеева [15], а искусством народов Поволжья, в частности казанских татар, занималась И.Н. Бороздина [4].

В качестве источникового материала в данной статье использована периодическая печать (газеты «Волжский Вестник» [7] и «Казанский Биржевый Листок» [10]) за последние 20 лет XIX века.

Результаты

К началу 1885 года в Казанской губернии было 18 городских училищ, из них 8 - мужских. 7 - женских, 3 - смешанных. В центре города - 5, за Булаком -4, в Плетенях - 2, в Ягодной слободе - 2, в Адмиралтейской слободе - 2, в Суконной - 1, в Козьей - 1, на Ар-ском поле - 1 [10], а в сентябре Казанская управа открыла 6 школ грамотности - в Ка-дышеве, Берликове, Топкине, Киндирях, Кун-шечи, Сапогулях и 2 земские школы в с. Тага-шево и Девликеево [10].

3 ноября 1885г. открылось первое училище для слепых детей на 12 человек. Пребывание детей в училище имело целью подготовить слепых к будущей самостоятельной жизни в обществе, развивать нравственно, подготовить к ремеслу или какой-нибудь работе. Для этого дети поступали в училище с 8 до 12 лет и обучались таким предметам, как Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, музыка, пение (духовное), различного рода рукоделия и работы [10].

В 1888 году на заседании членов уездных училищ Н.А.Осокин и П.П.Перцев решили открыть 3 новых школы грамотности при деревнях Князь-Камаево, Алексина - Гаръ и Уренчай. С их открытием в тот период школ насчитывалось 78 [10].

16 февраля 1889 года произошло открытие ремесленных классов при сиротском отделении Мариинской богадельни. На нём присутствовали и.д. начальника губернии К.Н. Хитрова, городской глава С.В. Дьяченко, правитель дел канцелярии губернатора Т.Ф. Орлов, купеческий староста Тарасов-Родионов и более 30 человек поверенных мещанского общества. Целью деятельности благотворителей явилось не только открыть приют для детей, но и подготовка из них вполне полезных членов общества, способных к самостоятельной трудовой жизни. Для мальчиков представилась возможность обучаться сапожному ремеслу, а девочек - рукоделию [10].

Ремеслу обучали и в Александровском местном училище, в котором учились 143 студента ежегодно, из числа 38 учеников, обучающихся в классе грамотности, 5 - получили в благодарность от училища свидетельства об окончании курса на льготу по воинской повинности IV разряда, а также за успехи были выданы свидетельства на звание подмастерьев. В течение отчётного 1888 года училищем было выполнено работ на сумму 4771 руб., в том числе в столярной/токарной

мастерской на 2108 руб., в слесарной/кузнечной на 1183 руб., в сапожной/башмачной - 1201 руб., в портной - на 276 руб. [10].

Кроме государственных учреждений просвещения народа в Казанской губернии стали открываться и частные школы. Для девушек в 1889 году открылось частное училище госпожи А.Я.Смеловой. За вполне доступную плату - 20 руб. в год, оно давало своим воспитанницам довольно обширные познания по Закону Божию, русскому языку, арифметике, геометрии, географии, истории России, естествознанию, преподавалось чистописание, рисование, рукоделие. Курс был рассчитан на 4 года. Возраст поступающих в 1 класс - не меньше 9 лет и не больше 14, приём на учёбу вёлся 2 раза в год, в августе и январе. В качестве самостоятельного обучения ученицы могли пользоваться фондами библиотеки, в которой находились разнообразные учебные пособия (географические карты, глобусы, зоологические и ботанические таблицы), хорошо составленная библиотека, в которой имелись произведения всех русских классиков, а также представлены были для просвещения такие журналы, как «Родник», «Семья», «Школа», «Детское чтение», «Задушевное слово» [10].

Огромной известностью пользовалось училище госпожи Шумковой, основанное в 1871 году. Главной своей задачей училище считало давать своим воспитанникам вместе с умственным развитием возможность самостоятельного заработка, готовя из них развитых мастериц дамских нарядов и башмачного мастерства.

За последние годы своего существования школа дала образование 377 девушкам, в 1885 году их было - 30, 1886 году - 49, 1887 году - 54, 1888 году 66, 1889 году - 78, 1890 году - 100 человек.

С 1879 года в Казани существовала частная школа живописи и рисования г-на Травкина, которая потеряла свою значимость в связи с открытием в городе начальных училищ, в которых обучали искусству на добровольной основе [10]. Примером служит открытие 2 марта 1894 года бесплатной рисовальной школы при Казанском отделении Императорского русского технического общества [7].

В 1889 году в Петербурге среди татар зародилась мысль об устройстве женской школы для татарских девушек с профессиональным отделением [10].

В Казанской губернии с 1876 года существовала Татарская учительская школа для

мальчиков, которая полностью содержалась на средства Министерства народного просвещения. Она была основана по инициативе и благодаря деятельности бывшего инспектора татарских, башкирских, киргизских школ, казанского учебного округа, академика В.В. Рад-лова. Огромную помощь в деле основания школы сыграл и бывший попечитель казанского учебного округа П.Д. Шестаков, который много работал в плане образования инородцев.

Целью школы была подготовка молодых татар в качестве учителей начальных татарских училищ. Содержалась школа за счёт правительства, городов или земств. На главной улице татарской части города, Булаке, и располагалось данное учреждение просвещения. Оно включало в себя 4 классных комнаты, залы, химическую лабораторию, физический кабинет, библиотеку, учительскую, столовую, спальню, гардероб, умывальню, мастерские, молебную комнату, квартиры для инспектора, сторожей, небольшую больницу. Всего учащихся было 25, в связи с тем, что родители опасались, что их дети поменяют религию. В основном большинство учеников были приезжие из Вятской и Уфимской губернии [10].

К началу 1897 года Казанское уездное земство имело 92 училища, 80 из которых смешанные, 6 - мужских, в том числе, 1 - магометанское в Пороховой слободе, 5 - женских, прядильно-ткацкая школа на 12 стипендиан-ток.

27 ноября 1896 года открыто училище в деревне Шемевка Кашаповской волости. Таким образом, было 93 училища, а с открытием 3 училищ в дер. Малые Алаты, Бизюргубь, Новые Биляры-96, количество учащихся равнялось 4422 чел. (3411 мальчиков и 1611 девочек), к 1 марта 1897 года количество понизилось до 4070 (3170 мальчиков и 900 девочек).

Распространение в Казанском уезде грамотности среди детей школьного возраста составляло 52,6%. Помимо общеобразовательных предметов в учебных учреждениях преподавалось рукоделие, пение, рисование, гимнастика.

Рукоделие преподавалось в 64 земских школах уезда 750 девочкам. Предметами рукоделия были вышивание по канве, вязание кружев, чулок, кройка и шитьё белья, а в некоторых школах - сборка искусственных цветов.

Прядильно-ткацкие школы состояли на особом положении, в частности, Кадышевская школа.

Пение преподавалось в 52 училищах, где его вели особые регенты, члены приходского притча, обучавшие 1067 мальчиков и 350 девочек, рисование велось в 4 училищах, преподавание гимнастики проходило в 11 училищах, где 401 мальчику было дано 393 урока

[7].

В 1894 году Казанское уездное земство решило открыть в Казани женскую центральную рукодельную школу в двухэтажном доме купца Кузнецова в Суконной слободе [7].

В 17 городском женском училище 30 октября 1896 года по инициативе г-жи Береле-вой открылись женские классы плетения. Плетению обучала А.А. Плотникова [7].

В конце 80-х годов была основана женская прядильно-ткацкая школа. Обучение в школе длилось 3 года, по окончанию которой ученицам выдавался аттестат учительницы по прядению и тканию, а также станки с приспособлениями для ткания. Таким образом, школа заботилась о дальнейшей профессиональной деятельности воспитанниц [7].

Для развития просвещения народных масс большую роль играли воскресные школы. Исследователи того времени Я.И. Линков, Я.Д. Пичкуренко, Р.А. Таубин в своих трудах доказали, что воскресные школы являлись не только очагами развития просветительства, но и средством пропаганды. В изучении деятельности воскресных школ в Поволжье и Приуралье большой вклад внесла Н.С. Чугуно-ва. Она привлекла новые документы, широко использовала «Казанские губернские ведомости» и другие материалы.

В.В. Стасов высоко ценил значение воскресных школ. По его словам, их деятельность была не делом филантропии и благотворительности, а собственное своё дело, вызывающее наружу все силы и непоколебимую горящую огнём деятельность. Цель их деятельности была освободительная, ведущая других к свету и устраняющая невежество и предрассудки.

О тех, кто посвятил себя делу народного образования, Н.Г.Чернышевский отзывался с особой теплотой [11].

В некоторых местах Казанской губернии для обучения детей грамотности пользовались услугами «хожалых учителей». За 1883 год в 17 волостях было создано 42 домашние школы. В них обучались 643 мальчика и 99 девочек.

Домашнее обучение строилось на следующих основаниях:

- родители приглашали «хожалого» учителя за месячную плату от 20 до 50 коп. за каждого учащегося;

- помещение для обучения и для учителя отводилось особое, постоянное по найму родителей, или же в домах самих родителей, по порядку очереди;

- обучение проводилось до 6 месяцев, с 1 октября по 1 апреля;

- книги приобретались родителями по указанию учителя и нередко по своему выбору;

- обучение производилось нередко по букварю, часослову, псалтырю, и в немногих школах по подвижным буквам и «Родному слову».

Многие крестьяне, из-за недостатка книг для обучения своих детей, собирались в доме по несколько семей, тем самым учебный процесс не обходил стороной каждого ребёнка на селе [7]. Среди татарского населения 60% детей изучали азы грамоты, тогда как среди русских их было лишь 10% [7].

Обсуждение

Нельзя не отметить следующего факта, что народная школа начинает пользоваться всё большими и большими симпатиями общества. Эти симпатии выражаются пожертвованием значительных сумм на нужды школы. Так, в 1885г. и 1-ой половине 1886 года поступили на народные школы Казанской губернии следующие пожертвования: на постройку дома для Апазовского училища от Арского купца Гурьянова - 1225 руб., одно из частных городских училищ г-жи Шумковой получило от почётного гражданина А.П.Александрова-500 руб., училища Спасского уезда получили постоянное пожертвование - 728 руб. 50 коп., Ядринского - 60 руб., Чистопольского - 12 руб. [7].

Духовенство также принимало немалое участие в открытии школ. С 4 сентября 1885 года священником Палладием открыто 60 церковно-приходских школ. Школы открываются в сёлах Ширдан, Тихого плёса, Кобы-зева, Лебедино, а также в деревнях Елизаве-тино и Улитино. Преподавание в сельских школах приняли на себя священники, при-чётники, и только в деревенских школах оно в силу необходимости было поручено особым учителям: в некоторых местах это были учителя, окончившие курсы в городских и 2-классных министерских училищах, а в некоторых - окончившие курс в земских народных школах. Преподавание же Закона Божия и руководство этими деревенскими школами приняли на себя приходские священники, не-

смотря на иногда довольно порядочное расстояние их местожительства от школ [7].

Для обучения учителей, работающих в церковно-приходских школах, 8 января 1885 года в Казанской духовной семинарии была открыта образцовая начальная школа, целью которой являлось преподавание педагогики для прохождения курса подготовки преподавателей. Большой вклад в развитие школы внёс Д.М.Лаврентьев. Для постоянных занятий в школе был приглашён учитель, окончивший полный курс в семинарии и бывший несколько лет учителем начальных классов школы, Н. Сердобольский [7].

Помимо богословского образования местное духовенство при Казанской духовной академии с 15 августа 1885 года приняло решение о преподавании иностранных языков и ведения миссионерской деятельности. Миссионерский факультет состоял из 4 курсов. Кроме арабского и татарского языков было введено изучение монгольского, бурятского, калмыцкого, чувашского, черемисского языков.

15 сентября 1889 года при миссионерском отделении Казанской духовной академии открываются двухгодичные курсы. Целью курсов являлось доставить миссионерское образование таким лицам, которые при всей своей пригодности не могли поступать в число студентов по недостатку образовательного ценза. На курсах преподавались науки обоих миссионерских отделений - лютеранского и монгольского [10].

Кроме языков повышенное внимание уделялось изучению этнографии татар, киргизов, башкир, чувашей, черемис, монголов, бурят, калмыков, остяков, якутов. Был введён специальный курс по изучению магометанства, ламаизма, и распространения христианства

[7].

В 1896 году в Казанской губернии открываются 2 воскресные школы. 17 ноября была открыта женская бесплатная школа при Покровской школе. В ней изучали Закон Божий, русский язык, арифметику и славянское чтение по программе церковно-приходских школ

[7].

20 ноября 1896 года с разрешения архиепископа Владимира при участии студентов духовной академии в Забулачной части г. Казани, в церковно-приходских школах открывается бесплатная мужская воскресная двухклассная школа. Занятия проводились ежедневно с 12:00 до 16:00 часов; предметами обучения были: Закон Божий, русское и цер-

ковно-славянское чтение, письмо, арифметика, краткие сведения из отечественной истории и географии [7].

2 февраля 1897 года была открыта Бого-любская воскресная школа. Помещением было выбрано здание городского училища, а также чайная Боголюбского отдела Казанского общества трезвости. Школа делилась на 2 части: мужскую и женскую, каждая из которых состояла ещё из 3 разделов: грамотные, малограмотные, неграмотные. На занятия принимались люди различных сословий в возрасте от 9 до 30 лет, разных профессий -рабочие на заводе, фабриках, мастеровые, белошвейки, горничные, различных вероисповеданий. Кроме православных было 6 мусульман, 2 католика, 1 лютеран, 1 старообрядец, 2 еврея. Учащиеся приходили из Адмиралтейской, Ягодной, Игумновой, Пороховых слобод. Кроме 3 существующих воскресных школ необходимо было открыть ещё 3 школы в Суконной слободе и Плетенях [7].

С разрешения архиепископа Казанского и Свияжского в Адмиралтейской слободе в 1897 году была открыта 3-я воскресная школа. В неё изначально поступило 80 человек. Мужским отделением заведовал В. Охотин, а женским - Е.А. Каткова [7].

В конце марта 1897 года прошло XXXII заседание Казанского губернского земского собрания, на котором обсуждался вопрос о введении в Казанской губернии обязательного обучения мальчиков. Гласный А.Н. Островский предлагал возбудить ходатайство перед правительством о выдаче субсидии земству на развитие народного образования. А П.Л. Ухтомский внёс предложение о ходатайстве перед правительством об освобождении земства от уплаты пособия казне на содержание подводной и квартальной повинностям и на содержание известных гражданских управлений с тем, чтобы эти деньги расходовать на улучшение дела народного образования и ремесленного обучения [7].

11 сентября 1897 года произошло открытие среднего и низшего техническо-промышленного училища. Возглавил управление данным учебным заведением г-н Грузен, в училище преподавание велось параллельно с программой Санкт-Петербургского технологического университета, за исключением высшей математики. К открытию училища был принято 83 воспитанника: из них 38 - в среднетехническое и в низшие - 45, из них 5 с разрешения министра просвещения.

Главный корпус училища был сооружён на Арском поле лишь в 1899 году [7].

Распоряжением попечителя Казанского учебного округа преподавателями училища были приглашены:

- инженер-технолог - Станислав Эссе (механика и черчение, математика в среднем и низшим технических училищах);

- руководитель практических работ Крас-ноуфимского промышленного училища, техники по горнозаводской промышленной специальности - Константин Рихтерг - руководителем технических работ в среднем химико-техническом училище, с поручением ему обязанностей лаборанта по приготовлению опытов для курса химии в средне-химическом и низшим механическом училищах;

- окончивший курс Омского среднетехнического училища со званием техника по механической специальности - Георгий Володин -руководитель работ в механических мастерских низшего механико-технического училища [7].

С начала 1898 года в Казанской губернии открыто ещё 4 новых училища. Два из них были открыты в Спасском уезде: в чувашской деревне Верхней Качееве с 35 учащимися и в мордовской деревне Налёткиной с 34 учащимися, третье училище было открыто в русском селе Ишееве Тетюшского уезда с 37 учащимися и четвёртое - в деревне Таишеве Ма-мадышского уезда, русско-татарское училище с 5 учащимися [7].

В марте 1898 года было открыто частное приготовительное училище, содержавшее учительница Е.К.Артеменко. Преподавание в этой школе велось по программе приготовительного класса средних учебных заведений для приготовления детей в 1 класс гимназий, причём желающие могли обучаться французскому и немецкому языкам. Кроме элементарного начального обучения для девочек открывался и рукодельный класс, где преподавались первые приёмы кройки, шитья и вязания. Стоимость обучения была номинирована от 2 до 3 рублей в месяц. Школа находилась на Рыбнорядской улице в доме Магницкого [7].

За огромную помощь в развитии Волжско-Камского района в правительственном Вестнике был опубликован список учителей, заслуживших серебряные медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. Среди них были:

- учитель 5 Приходского училища - Бубнов;

- учитель Вятского 1-го приходского училища - Разумовский;

- учитель Кыштымского двухклассного народного училища - Ходов;

- учитель 1-го и 4-го Казанских училищ -Казинский и Кононов;

- учитель Чистопольского училища - Че-ремшанский;

- учитель Арского двухклассного училища - Лазарев;

- учитель Билярского двухклассного училища - Димитриевский [7].

В 1889 году Академия наук присудила премии профессорам:

- Московского университета - Ключевскому;

- Киевского университета - Романовичу-Славатинскому;

- Казанской духовной академии - Порфи-рьеву, а также библиотекарю Публичной библиотеки - Кеппену и казанскому члену-корреспонденту Н.Н. Буличу [10].

Заключение

Таким образом, несмотря на проводимые контрреформы, которые были нацелены на торможение в области образования, на ориентацию его в религиозной направленности, развитие капитализма объективно вело к демократическим преобразованиям в области просвещения. И приведённые выше факты о количественном и качественном росте школ, училищ, в первую очередь технической и прикладной направленности, признания высокого профессионализма профессорско-

бернии, говорят о реально происходивших позитивных переменах в области образования и культуры.

В изучаемый период не менее широко была представлена деятельность Духовной академии, её влияние нельзя преуменьшать, но не потому, что абсолютно всё население было религиозно (к тому же Казанская губерния всегда была поликонфессиональна), а потому, что она пользовалась государственной поддержкой.

Население губернии было религиозным, но веление времени, необходимость современных передовых знаний и умений, вела людей всё больше не в церкви и мечети, а в библиотеки, которые в Казанском крае в этот период формировались и открывались в значительных количествах. Ведущую роль среди них занимала научная библиотека при Казанском университете, а в регионе открывались библиотеки: общественные, частные, народные и читальни. В их фондах (относительно небольших в то время) была представлена и научная, и художественная, и религиозная литература.

Тема культурно-образовательной и просветительной деятельности в Казанской губернии широка и объёмна. Мы рассмотрели лишь её небольшую, но наиболее примечательную часть в период с 1884 года по конец XIX века, тот отрезок времени, который позволяет сделать вывод о том, что Казанская губерния была одним из заметных российских центров культурно-просветительной деятельности.

преподавательского состава в Казанской гу-

Литература:

1. Амиров К.Ф. Казань: где эта улица, где этот дом? Казань : Казань, 1995. 320с.

2. Аристов В. Страницы славной истории : рассказы о Казанском университете. Казань : Изд-во Казанского университета, 1987. 224 с.

3. Берсон М.С. Волжский вестник как исторический источник для изучения культурной жизни Казани // Вопросы историографии и источниковедения : сборник статей. Казань, 1969. С.102-119 (Ученые записки / М-во просвещения РСФСР. Казан. гос. пед. ин-т).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бороздина И.Н. Искусство казанских татар. Москва : Центр. изд-во народов СССР. 1925. 19 с.

5. Благов Ю.А. П.М. Медведев и казанский театр во второй половине XIX века. Казань : Татарское книжное издательство, 2001. 95с.

6. Бушканец Е.Г. Казань. Казань : Татарское книжное издательства, 1961. 182с.

7. Волжский Вестник. Казань,1884-1898.

8. Гарзавина А.В., Новицкий А.Н. Моя Казань : исторический и архитектурный художественный облик. Казань : Татарское книжное издательство,1984. 192с.

9. Девятых Л.И. Казань : забытое и незнаемое. Казань: Титул, 2002. 399с.

10. Казанский биржевый листок. Казань,1885-1890.

11. Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век).Казань : Издательство Казанского университета, 1979. 224 с.

12. Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана XIX века: учебное пособие для федер. образ. школ, гимназий, лицеев, сред. спец. уч. заведений. Казань : Магариф, 2003. 255с.

13. Петелин В.В. Заволжье : документальное повествование. Москва : Современник, 1988. 528с.

14. Хайрутдинова Д.Р. Жизнь, отданная искусству : Юлиан Фёдорович Закржевский / / Человек в контексте эпох : сборник статей. Казань,1999. С.97- 101.

15. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. Казань : Татарское книжное издательство, 2001.192 с.

References:

1. Amirov K.F. Kazan': gde jeta ulica, gde jetot dom? Kazan' : Kazan', 1995. 320s.

2. Aristov V. Stranicy slavnoj istorii : rasskazy o Kazanskom universitete. Kazan' : Izd-vo Kazanskogo universi-teta, 1987. 224 s.

3. Berson M.S. Volzhskij vestnik kak istoricheskij istochnik dlja izuchenija kul'turnoj zhizni Kazani // Voprosy istoriografii i istochnikovedenija : sbornik statej. Kazan', 1969. S.102-119 (Uchenye zapiski / M-vo prosveshhenija RSFSR. Kazan. gos. ped. in-t).

4. Borozdina I.N. Iskusstvo kazanskih tatar. Moskva : Centr. izd-vo narodov SSSR. 1925. 19 s.

5. Blagov Ju.A. P.M. Medvedev i kazanskij teatr vo vtoroj polovine XIX veka. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe iz-datel'stvo, 2001. 95s.

6. Bushkanec E.G. Kazan'. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe izdatel'stva, 1961. 182s.

7. Volzhskij Vestnik. Kazan',1884-1898.

8. Garzavina A.V., Novickij A.N. Moja Kazan' : istoricheskij i arhitekturnyj hudozhestvennyj oblik. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo,1984. 192s.

9. Devjatyh L.I. Kazan' : zabytoe i neznaemoe. Kazan': Titul, 2002. 399s.

10. Kazanskij birzhevyj listok. Kazan',1885-1890.

11. Mihajlova S.M. Kazanskij universitet i prosveshhenie narodov Povolzh'ja i Priural'ja (XIX vek). Kazan' : Iz-datel'stvo Kazanskogo universiteta, 1979. 224 s.

11. Mustafina G.M., Mun'kov N.P., Sverdlova L.M. Istorija Tatarstana XIX veka: uchebnoe posobie dlja feder. obraz. shkol, gimnazij, liceev, sred. spec. uch. zavedenij. Kazan' : Magarif, 2003. 255s.

12. Petelin V.V. Zavolzh'e : dokumental'noe povestvovanie. Moskva : Sovremennik, 1988. 528s.

13. Hajrutdinova D.R. Zhizn', otdannaja iskusstvu : Julian Fjodorovich Zakrzhevskij // Chelovek v kontekste jepoh : sbornik statej. Kazan',1999. S.97- 101.

14. Juzeev A.N. Tatarskaja filosofskaja mysl' konca XVIII-XIX vv. Kazan' : Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.192 s.

УДК 37.01

А.А. Зиннатуллина

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ МАГРУЙ МУЗАФФАРИИ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В статье представлена педагогическая и просветительская деятельность выдающейся личности татарского народа Магруй Габделвалиевны Музаффарии, которой в этом году исполнилось бы 150 лет. Дана краткая биография просветительницы, осуществлена попытка раскрыть её роль в распространении образования среди населения в целом, в просвещении татарских девушек в частности. Особое внимание уделено анализу письменного наследия. Наиболее подробно описаны и проанализированы две её работы, которые до сегодняшнего дня не становились объектами научных исследований. Это книга наставнического характера «Насихатнамэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и первый путеводитель по городу Казани для татароязычных путешественников и горожан. Труды написаны на старотатарском языке на основе арабской графики.

Ключевые слова: Магруй Музаффария, просветительницы, педагогическая деятельность, женское образование, женские школы, татарская периодическая печать, путеводитель, город Казань

Alsou A. Zinnatullina LITTLE KNOWN PAGES OF SCIENTIFIC HERITAGE MAGRUY MUZAFFARIA (TO THE 150th ANNIVERSARY)

The study of the life and work of outstanding personalities of their people is one of the most significant areas of modern historical research. It is especially important to study the heritage of educators who lived and worked at the turn of the XIX-XX centuries. They directed all their efforts, knowledge and skills to the enlightenment of the people. Magruy Muzaffaria is one of the first Tatar enlighteners of that time. She made a significant contribution to the development of the Tatar people and to the education of Tatar girls. The article is dedicated to the 150th anniversary of her birth. The article highlights her brief biography, pays special attention to her teaching activities, and analyzes her written legacy. The main novelty of the article is a brief overview of her two works, which until today have not yet become objects of scientific research. This is the book "Nasihatnamе li-ehli zamanа" and the first guide to the city of Kazan for Tatar-speaking travelers and citizens.

The book "Nasihatnamе li-ehli zamana" is of a moralizing nature. It was published in 1901. The book consists of three small parts. The first part of the book is addressed to young girls and women. In this part, the author emphasizes the need for education, pays special attention to the upbringing and education of children. The second part of the book contains instructions for relatives and mothers-in-law. According to the author, it is the mother-in-law who

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.