Научная статья на тему 'Дело учителя «требует и особого искусства, и специальных познаний» (Из истории подготовки и повышения квалификации учителей в Казанском учебном округе. Конец XIX – начало XX вв.)'

Дело учителя «требует и особого искусства, и специальных познаний» (Из истории подготовки и повышения квалификации учителей в Казанском учебном округе. Конец XIX – начало XX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанский учебный округ / система подготовки и переподготовки педагогических кадров / учебные заведения / образование / Испытательный комитет / временные педагогические курсы / съезды учителей / повышение квалификации учителей

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гильмеева Римма Хамидовна

В данной публикации описывается история подготовки и повышения квалификации учителей в Казанском учебном округе в конце XIX – начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дело учителя «требует и особого искусства, и специальных познаний» (Из истории подготовки и повышения квалификации учителей в Казанском учебном округе. Конец XIX – начало XX вв.)»

Цело учителя "требует и особого искусства, и специальных познаний"

(Из истории подготовки и повышения квалификации учителей в Казанском учебном округе. Конец XIX - начало >0< вв.)

В первой половине 60-х годов XIX века в России начинает складываться массовая система образования. В пореформенный период произошел невиданный прежде рост числа сельских (земских) и городских школ; основой среднего образования стали классические гимназии (однако общее их число, в том числе реальных, было невелико); положено также начало женскому среднему образованию, представленному женскими гимназиями.

Все это требовало огромного количества учителей. В данный период начинает складываться система подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации, которая к концу XIX столетия обрела вполне определенное содержание и формы, включая соответствующие учебные заведения, курсы, съезды, совещания, педагогические библиотеки и выставки, экскурсии и т.д.

В Казанском учебном округе в 1896 году существовало восемь заведений, занимавшихся подготовкой учителей и учительниц городских и начальных народных училищ - учительский институт (г.Казань), учительская семинария для инородцев (г.Казань), учительская семинария (с.Поречецкое Симбирской губернии), русская учительская семинария (г.Вольск), татарская учительская школа (г.Казань), чувашская учительская школа (г.Симбирск), русская земская женская учительская школа (г.Казань, г.Самара). При Казанской и Поречецкой семинариях, Самарской школе имелись, кроме обычных, также подготовительные классы. При Казанской инородческой семинарии действовали

чувашское, мордовское, вотское и черемисское начальные училища, а в ведении директора семинарии состояла и Казанская центральная крещено-татарская школа.1

Все заведения, кроме женских, финансировались государством, которое покрывало более 70 процентов их расходов. Женские учительские школы содержались на средства местных земств. Около 43 процентов из этих средств поглощало содержание служащих, среди других статей расходов значились содержание интернатов и стипендиатов, хозяйственные и канцелярские нужды, ремонт и наем помещений, стипендии учащимся, учебные пособия, содержание церкви. В среднем содержание и обучение одного ученика составляло 221 рубль 25 копеек в год.2

Учебные заведения располагали библиотеками, физическими и естественно-историческими кабинетами, комплектами приборов и инструментов для ремесел.-3 В учебном процессе в 1896 году было занято 76 преподавателей (речь идет о мужчинах), большинство из которых имели высшее законченное образование.4

На 1 января 1897 года общее количество учащихся составило 807 человек, в том числе в Самарской женской школе - 200, Казанской инородческой семинарии • 158. В отношении успеваемости первое место занимала Казанская земская женская школа (100% переведенных и окончивших курс), за ней следовали КУИ (89,1%), Казанская инородческая семинария (85,9%), КТУШ (81,1%), Вольская семинария (77,7%), Самарская земская школа (77,6%),

Поречецкая семинария (67,7%).°

На что же был направлен учебно-воспитательный процесс в этих учебных заведениях, в чем заключалось его содержание, какие использовались формы обучения? К общим целям воспитания и обучения было отнесено умственное развитие личности, развитие ее чувств, волевых качеств. Они определялись соответственно как способность "знать добро", "любить добро" и наличие достаточных "сил совершить это добро". В плане физического воспитания речь шла о том, чтобы помочь учащимся "сделать свое тело послушным орудием духа".6 Принципом такой подготовки учителей являлось единство обучения и воспитания. Особое значение придавалось формированию умственных и нравственных качеств будущего педагога. К первым были отнесены зрелость ума, исключающая произвол, умение передавать свои знания, понимание психологических особенностей воспитанника, знание внутренних мотивов к обучению, педагогический такт, умение находить уместные и действенные средства психолого-педагогического воздействия. Ко вторым - твердость нравственных убеждений, добросовестность в исполнении обязанностей, умение сочетать любовь к ученику со строгостью и взыскательностью, стремление к самообразованию, знание той среды, в которой формировался ученик. В целом считалось, что дело учителя не рабочий труд, а созидание живой человеческой личности, требующее "особого искусства и специальных познаний".

Многие педагоги главным в деле воспитания считали вопрос о цели последнего, в содержание которой включались счастье, гуманность, развитие в соответствии с природой человека, гармоническое развитие человеческих сил, формирование самостоятельной личности и религиозная добродетель.'

Учитель был обязан владеть такой совокупностью воспитательных средств, которая должны была, говоря современным языком, обеспечить превращение воспитанника в субъект воспитания, перевод его в режим саморазвития. Осуществление этого подхода оценивалось как высшая степень мастерства учителя.8 Воспита-

тель был обязан владеть искусством выбирать из различных побуждений такие, которые соответствуют возрасту и нравственному воспитанию воспитанника. В число воспитательных мер включались похвала и порицание, "естественные наказания, вытекающие из проступка", и "искусственные наказания, налагаемые вне связи с поступком". Формами последних могли быть наказания, затрагивающие чувство чести, наказания, основанные на лишениях (лишение прогулки, права на выход в город к друзьям и родным, лишение свободы и т.п.), принудительная работа, удаление из школы.

Теперь - о практической стороне работы учебных заведений Казанского учебного округа, занимавшихся подготовкой педагогов. В КУИ, например, до 1907 года основной являлась урочная форма обучения, затем была введена и лекционная. Кроме обязательных общеобразовательных и специальных предметов, в программу входили занятия ручным трудом, рисованием, музыкой. С 1892 года эти факультативные предметы становятся обязательными. Полагалось, что они важны не только для профессионального становления, но и нравственного развития будущих педагогов.9 В 1893 году была введена гимнастика.10

Много внимания уделялось самостоятельной подготовке. Считалось, что письменные работы, например, "помогают развивать и укреплять мысли ученика, а также приучают вдумчиво относится к текущим впечатлениям, разумно проводить дорогое время, трудиться настойчиво и серьезно".11

В рамках учебных заведений педагогического профиля велась также факультативная работа, не предусмотренная программой и штатом ("особые труды", по терминологии тех лет). Так, в Поречецкой семинарии желающие обучались игре на скрипке, плетению соломенных ульев, в Вольской семинарии - теории и практике рационального пчеловодства, садоводства и огородничества.12

Учительские институты и семинарии-институты не были единственной структурой, призванной обеспечивать профессиональную подготовку учителей. Звание учителя могли полу-

чить лица, не имеющие специального педагогического образования. С этим вопросом связана деятельность Испытательного комитета при попечителе Казанского учебного округа.

В Испытательный комитет подавали прошения выпускники епархиальнгго женского училища, частных женских гимназий, юридического факультета Казанского университета, Казанского реального училища, а также девушки, получившие домашнее образование. Все они, окончив курсы в образцовом городском училище при КУИ, сдавали экзамен в комитете. Успешная сдача экзамена предоставляла право преподавания в частных школах. В Национальном архиве РТ сохранились документы о деятельности Испытательного комитета за 1893 год. Согласно выявленному, в указанном году в комитет было подано прошений об испытаниях на звание уездного учителя - 2, домашнего учителя • 5, домашней учительницы - 19, городского приходского учителя - 5, городской приходской учительницы - 5, сельского начального учителя - 12, сельской начальной учительницы - 8. Из 56 соискателей 11 человек не выдержали экзамен.13

Большое число соискателей проходило испытания на базе народных училищ Казанской губернии. Так, в 1900 году в эти учебные заведения было подано 40 прошений об испытании на звание городского приходского училища и городской приходской учительницы (всего 7), сельского начального учителя (всего 21), сельской начальной учительницы (всего 12). Искомого звания были удостоены 29 человек14.

Со второй половины XIX века широкое распространение стали получать курсы учителей, как форма повышения квалификации. В Казанской губернии первые временные педагогические курсы были организованы в 1850 году. В программу курсов, кроме теоретических лекций, входили практические занятия, экскурсии, собеседования. Финансирование курсов имело различный уровень: на уровне земств содержание их брали на себя земские собрания учебных округов, в уездах - губернские и уездные ведомства.

В первую очередь, курсы устраивались для

сельских учителей, учителей земских школ и народных училищ. К чтению лекций и практических занятий привлекались известные ученые и практики. Программы, состав и кураторы курсов утверждались на уровне губернатора Казанской губернии и министра народного просвещения Российской Империи.

В конце XIX века курсы стали чаще устраиваться в каникулярное время. Летом 1896 года, например, для учителей начальных народных училищ были проведены курсы в Саратове, в Вятке, в 1897 году - в Уржуме для преподавателей русского языка, арифметики, письма, пения, гимнастики и рукоделия, где наряду с вопросами методики преподавания предметов начальной школы, рассматривались способы совместного обучения русских детей и детей других национальностей, а также обучение рукоделию в крестьянскому быту.

С течением времени педагогические курсы становятся основной формой повышения квалификации учителей. Содержание занятий строилось таким образом, чтобы слушатели имели возможность удовлетворить свои профессиональные интересы. Так, программа занятий по педагогике основывалась на сочетании историко-педагогических, теоретических, психологических и практических аспектов. Слушатели имели возможность пополнить знания о древнегреческом образовании, научных основах педагогики, социально-педагогических воззрениях Монтеня, Бекона, Декарта, Руссо, дидактических взглядах Коменского, Песталоцци, организации семейного воспитания, системах Фребеля, Герберта, Бене-ке, по возрастной психологии, по проблемам соотношения умственного и физического воспитания и т.д.

С конца XIX • начала XX века в практику начинают входить педагогические курсы для татарских учителей. На курсах учителей начальных русско-татарских училищ в августе 1900 года присутствовали 8 учителей из училищ Казани, Черемшан, Кукморского, Мама-дышского, Свияжского, Лаишевского уездов, Усмановского медресе, Русско-татарского училища Тетюшского района. На занятия допускались и другие учителя татарских училищ, если

они изъявляли желание не только присутствовать, но и принимать деятельное участие в проведении уроков.10

С течением времени мусульманская общественность Казанской губернии стала поднимать вопрос об открытии курсов для подготовки "специальных" учителей для мусульманских школ.16 Революционные события 1905-1907 годов инициировали появление требований о создании татарской национальной школы. Первая попытка реализации этой идеи не удалась. Планировавшиеся курсы в д.Байряки Бугуль-минского уезда так и не были открыты, поскольку официальные власти не дали разрешения на их проведение. Только в 1908 году в Бугульме были организованы двухгодичные мусульманские педагогические курсы для подготовки мугаллимов, которым предстояло работать в мектебах и медресе.

В 1903 году руководством Казанского учебного округа было принято решение об открытии летних временных педагогических курсов. На краткосрочные курсы возлагались задачи, связанные с разрешением текущих вопросов школьной практики, с организацией товарищеского общения коллег-учителей, с обеспечением их знакомства с современными течениями в различных областях научного знадия, с вопросами краеведения. Курсы предполагались трех уровней - уездные, губернские и областные (в университетских городах и главных культурных центрах). Необходимым условием должны были стать экскурсии по России и за границу, которые дополняли бы общеобразовательную часть учебной программы и давали бы слушателям возможность усвоить приемы и навыки ведения экскурсионного дела. Наряду с общеобразовательными предусматривались специально-педагогические экскурсии. Со второй половины 60-х годов XIX столетия в Казанском учебном округе входят в практику съезды учителей. В июле 1866 года в Казани состоялся съезд учителей русского языка и словесности. Он был посвящен проблемам разработки программ по методике преподавания теории слова, поэзии и прозы. В ходе дискуссии было высказано немало интересных суждений. Так, подчеркивалась

необходимость осуществления в процессе обучения русскому языку межпредметных связей, организации обучения иностранному языку с опорой на родной язык. Обсуждались также и общепедагогические вопросы. Среди них вопрос о воспитательном влиянии преподавателей на учащихся. По мнению участников съезда, решающим фактором является добросовестное исполнение учителем своих обязанностей, которое служит доказательством его любви и уважения к делу. Попечителем Казанского учебного округа было выражено пожелание довести это мнение до членов педагогических советов учебных заведений. В 1871 году съезды учителей земских начальных школ состоялись в 48 уездных и губернских центрах, курсы - в 14, в 1872 году - соответственно в 53 и 10. В 1874 году были проведены съезды учителей приходских училищ в Казани, Мамадыше и Чистополе.

Весьма примечательны в плане роста значимости съездов как формы повышения квалификации педагогов архивные материалы, касающиеся организации в начале 1902 года по предложению Министерства народного просвещения съезда учителей городских училищ при КУИ.1' Это предложение обсуждалось со всеми директорами училищ, программа съезда рассматривалась на всех педагогических советах. На имя попечителя Казанского учебного округа от директоров училищ Самарской, Астраханской, Вятской и других губерний поступило немало соображений, касавшихся возможной тематики съезда.

Какие проблемы волновали учителей? Во-первых, предлагалось обсудить вопросы о системе преподавания в городских училищах, о затруднениях, встречающихся в процессе реализации программ учебных предметов, о разработке пособий, методик преподавания, о способах оценки знаний учеников, об устройстве педагогических музеев. Во-вторых, это проблемы, связанные с взаимодействием семьи и учебных заведений в решении воспитательных задач. В-третьих, речь шла о вопросах постановки музыкального образования в школе, трудового обучения, досуга учащихся, о роли педагогических советов в городских училищах и расши-

рении их прав в управлении учебно-воспитательной работой заведений.18

В 1902-1903 годах состоялись съезды учителей начальных народных и земских училищ Казанской губернии. Судя по сохранившимся проектам программ этих съездов, на них предлагалось подвергнуть критическому анализу азбуки и книги для чтения; обсудить программы грамматических знаний, систему "упражнений в устном и письменном изложении мыслей", проблемы самообразования учителей, организации учительских курсов и съездов, командировок с целью пополнения знаний, образовательных путешествий, библиотек, повышения успеваемости отстающих учеников.19

В июне 1906 года в Санкт-Петербурге по инициативе Педагогического музея военно-учебных заведений был созван Первый русский съезд по проблемам педагогической психологии. От Казанского учебного округа в его работе приняло участие И человек.20

Программа съезда носила наряду с теоретическим и прикладной характер. Кроме вопроса о подготовке отечественных психологов, на нем обсуждались вопросы о психологии как предмете преподавания в высшей и средней школе, о психологических основах воспитания и обучения и роли психологии в учебно-воспитательном процессе.21 Красной нитью в выступлениях участников съезда прошла мысль о необходимости педагогам знаний в совермен-ной психологии и педагогике для коренных реформ школьного дела.

В рассматриваемый период использовались и другие формы работы, служившие делу профессионального роста учителя. Так, к концу XIX века сложилась система внутренней взаимопомощи учительства, а самообразование и саморазвитие постепенно стало рассматриваться как главное условие повышения профессионального уровня педагога. Учитель мог пополнить свои знания в различного рода библиотеках и музеях, в том числе педагогического профиля. В 1890 году в стране насчитывалось 10 таких музеев, спустя 12 лет их количество возросло более чем в шесть раз.

Постепенно библиотеки и музеи стали

включаться в систему повышения квалификации учителей. 6 июля 1903 года был утвержден Устав педагогических музеев по начальному образованию. Основными подразделениями музея, согласно уставу, являлись функциональная и ученическая библиотеки, кабинет наглядных учебных пособий. Музеи открывались практически во всех губерниях Казанского учебного округа. В архиве сохранились отчеты о деятельности педагогического музея при управлении Казанского учебного округа в 1907, 1909-1910 годах. Эти документы отражают его

многообразную культурно-просветительскую дея-

22

тельность.

Объединению учительства, его профессиональному росту способствовали общества взаимопомощи учителей народных училищ. В конце 1902 года в стране насчитывалось более 70 таких обществ. В архивах сохранились отчеты о деятельности Общества вспомоществления учителям и учительницам Казанской губернии с 9 февраля по 7 июля 1890 года.23 В этом обществе состояло 396 человек. Его цели заключались в сборе средств на пожертвования бедным учителям и на просветительские нужды. Так, в 1890 году статьи расходов предусматривали: выдачу пособий нуждающимся, финансирование посещения выставок, оплата проживания учителей в удешевленных квартирах, бесплатные методические пособия.

В конце XIX века в Казанской губернии зародились службы педагогической помощи учительству. В 1899 году при Казанском университете открылось, педагогическое общество. Его уставной целью являлось "рассмотрение образования в г.Казани" (оно имело также право открывать отделы в Казанской губернии). Общество намеревалось организовать школы всех типов и другие общеобразовательные учреждения - библиотеки, читальные и книжные склады, заниматься чтением лекций.

В начале XX века более активно начинает проводиться работа по повышению профессионального уровня педагогических кадров (совещания, командировки, связанные с изучением отечественного и зарубежного педагогического опыта). В этом отношении весьма приме-

чательны документы мая-августа 1906 года о командировках преподавателей гимназий и реальных училищ Казанского учебного округа с учебной целью внутри России и за границу.24 Так, в указанном году учитель рисования и чистописания Царицынской Александровской гимназии М.Шутов был направлен на летние дополнительные курсы в С.-Петербург; для ознакомления с постановкой учебно-воспитательного дела в школе и усовершенствования знания иностранных языков в Германию выехали: преподаватель 2-й Казанской гимназии Д.Чирихин, помощник классных наставников П.Елисеев, учительница французского языка Аткарского реального училища

А.Соллертинская, преподаватель искусств Слободского реального училища П.Дульский (на оплату этих командировок, как правило, выделялись специальные средства).20

Возникновение различных типов учебных заведений, проведение курсов, съездов, распространение новых педагогических идей оказывали, несомненно, положительное влияние на профессиональное становление и развитие учителя. Вместе с тем ряд серьезных проблем, связанных с повышением профессионального уровня учителей не получили разрешения. Большинство учителей все же оставалось в плане подготовки на очень низком профессиональном уровне. Невысоким по отношению к общей массе учительства был удельный вес педагогов, стремившихся к дальнейшему самообразованию. Как следует из данных, поступивших управляющему Казанским учебным округом, в 1902 году на должности учителя в Казанском учебном округе состояло 1006 человек, из них окончили курсы при средних специальных учебных заведениях, в учительских семинариях или получили специальную подготовку 341 человек (34%).

Много внимания в процессе обучения отводилось воспитанию.

Состоявшийся в 1864 году в Казани учительский съезд рекомендовал учителям отменить использование наказаний учащихся. Однако это предложение не выполнялось. Ситуация существенно не изменилась и в последующие годы. В

"Педагогическом вестнике" за 1896 год в статье "О плохом воспитании и обучении" отмечалось отсутствие в отношениях между учителем и учеником любви, взаимопонимания, а также плохая подготовка учителей средних учебных заведений, "не умеющих передать ученикам те знания, которые они им дать обязаны".

Разумеется, и в это время было немало по-настоящему влюбленных в свое дело, зрелых учителей. Показательна профессиональная деятельность Ш.И.Ахмерова (1853-1900). Будучи еще студентом Казанского университета, по распоряжению попечителя учебного округа он был допущен к исполнению обязанностей учителя русского языка в новообразованной КТУШ, позднее работал здесь инспектором. В 1885 году ему было поручено исполнять должность инспектора татарских и киргизских школ Казанского учебного округа. Кроме того, он состоял почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов, был избран гласным городской думы. За свою службу Ш.И.Ахмеров был награжден орденами Св.Станислава I и II степени.

Вместе с тем неблагоприятная тенденция сохранялась. По мнению участников I Всероссийского съезда по вопросам народного образования, профессиональный уровень учителей не соответствовал выдвинутым критериям профессиональной компетентности народного учителя. Подготовка учителей, окончивших городские училища была признана "не соответствующей нормальным требованиям".26

Характерно, что к началу XX века был подготовлен план работы государственной системы школ. Главной целью этого плана, как отмечал О.В.Езерский в своей работе "Государственная система школ", было сохранение в молодом поколении жизнерадостности, достоинства личности, а в конечном счете -достижение единства и гармонии в системе образования. Обеспечить решение этой задачи были призваны учителя, которые уже не только сознали необходимость преобразований в школьном деле, но и предлагали конструктивные пути их осуществления.

5. Я-462

В каком направлении пошло бы развитие системы непрерывного педагогического образования - предполагать трудно. События Октября 1917 года кардинально переменили экономическую, социальную, политическую и духовную

Примечания

1. НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.22456. Л.1-1об.

2. Там же. Л.5об.-7.

3. Там же. Л.4.

4. Там же. Л.8об.-9об.

5. Там же. Л.13об-15об.

6. Там же. Ф.150. Д.ЗЗ. Л. 15.

7. Там же. Д.5. Л.47.

8. Там же. Л.54.

9. Там же. Д. 133. Л. 169.

10. Там же. Д.2. Л.37.

11. Та же. Д.294. Л.36.

12. Там же. Ф.92. Оп.1. Д.22456. ЛЛЗоб.

13. Там же. Оп.2. Д.5802. Л.1-3.

14. Там же. Л.42.

жизнь российского общества. Образование, как составная часть культуры, также подверглось трансформации. И снова на первое место выдвигается проблема формирования новых педагогических кадров.

15. Там же. Д.471. Л.2,9,10,26,51,91.

16. Там же2. Д.8825. Л.8-9.

17. Там же. Д. 1340. Л.9.

18. Там же. Л.24-26.

19. Там же. Д.3816. Л.4.

20. Там же. Д.5731. Л.67.

21. Там же. Д.4988. Л.14-18.

22. Там же. Д. 6254. Ф.92. Оп.2. Д.11. Л.531.

23. Там же. Оп.1. Д.1858. Л.13-14.

24. Там же. Оп.2. Д.5733.

25. Там же. Л.1,7,8-9.12-13,17.

26. Чарнолусский В.К. Съезды по народному образованию // Сб. постановлений и решений.-Петроград, 1915.

Римма Гилъмеева,

проректор ИПКРО РТ

дхжяади ишугьетпюра ЖЗК^^Ш ут^аЛлялсшрму, Жаужсмьж унес/шуьж ом^уяаль (хГ(^¿шпи^щиуЫу тге^игти/шжшху ^ля

тсшифстсшк, у/штеяеИ

19 марта 1898 г.

Вследствие предложения Вашего превосходительства от 11 февраля сего года за № 1319 имею честь почтительнейше представить на благоусмотрение Ваше нижеследующие свои соображения по вопросу об устройстве педагогических курсов для татарских учителей.

Необходимость ежегодных педагогических курсов для татарских учителей не подлежит никакому сомнению. Русско-татарские училища в Казанском учебном округе разбросаны по татарским деревням, нередко изолированным от русских селений многоверстным расстоянием со всех строн, так что в течение всего учебного года татарские учителя лишены возможности общения с русским миром и практики в русском языке. Между тем, связь с русским, более культурным, миром для них крайне необходима, ибо молодые люди, окончившие курсы в учительской школе, имеют запас знаний, требующих дальнейшего развития. [...]

НА РТ. Ф.150. Оп. Д.115. Л.4.

'nozo спрута

19 июня 1898 г.

Вследствие отношения от 16 сего июня за № 297 по вопросу о предполагаемом устройстве в августе сего года при Казанской татарской учительской школе педагогических курсов для 20 учителей начальных татарских училищ Астраханской, Вятской, Казанской и Симбирской губерний имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство не отказать в сообщении мне, в дополнение к сказанному отношению, под чьим главным наблюдением будут вестись означенные курсы, а также список учителей-участников означенных курсов, с указанием имени, отчества, фамилии и места жительства их.

Вследствие представлений Вашего превосходительства от 19 февраля и 8 марта текущего года за №№ 501 и 664 я разрешаю устроить в городе Казани с 16 по 22 августа сего года съезд учащих в начальных народных училищах Казанского уезда на основании временных правил о съездах, утвержденных Министерством народного просвещения 26 ноября 1899 года под председательством и руководительством инспектора народных училищ Казанского и Царевококшайского уездов статского советника Феликсова и за его ответственностью за порядок при занятиях на съезде, с допущением [к участию] на съезде [...]

Имею честь сообщить об этом Вам, милостивый государь, для надлежащего распоряжения, с возвращением утвержденной мною программы вопросов, предположенных к обсуждению на съезде. Попечитель округа.

НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.23958. Л.28.

23 июля 1902 г.

НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.2236. Л.7-7об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее в документе неразборчиво.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.