Научная статья на тему 'Музыкально-педагогическая деятельность земского учителя Новгородской губернии второй половины XIX - начала XX века'

Музыкально-педагогическая деятельность земского учителя Новгородской губернии второй половины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / MUSIC TEATHER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NOVGORODIAN PROVINCE / ЗЕМСТВО / ZEMSTVO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилова Елена Владиславовна

В статье раскрывается содержание музыкально-педагогической подготовки учителя Новгородской губернии в период второй половины XIX начала XX века, рассматриваются статус и характер педагогической деятельности учителя музыки в системе общеобразовательных школ и профессиональных педагогических учебных заведений, таких как Александровская земская мужская учительская школа, мужская и женская учительские семинарии, педагогические классы Николаевской женской гимназии, двухгодичные женские педагогические курсы и летние краткосрочные курсы повышения квалификации учителей, сформировавших в отсутствие профессиональных музыкальных учебных заведений музыкально-образовательное пространство Новгородской губернии рассматриваемого периода и ставших основой всей образовательной системы подготовки новгородского губернского учителя. Проанализировано влияние новгородского земства как выборного органа местного самоуправления на становление и развитие школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work of a Music Teacher in Novgorodian Province During the Latter Half of the 19 th - First Half of the 20 th Century

This article reports a study on pedagogical training of a music teacher in Novgorodian province during the latter half of the 19 th first half of the 20 th century. It reviews the occupational level of the teacher and the nature of his activity within the system of regular school education and peda,gogical education, such a,s Aleksandrovskaya zemskaya boys-only peda,gogical school, boys and girls only normal schools, tea,cher training in Nikolaevskaya girls-only school, two-year girls-only tea,cher training courses and summer further education teacher courses, which in the absence of professional musical training became a main field of musical education in Novgorodian province of the period under review, and also a groundwork of the peda,gogical training of novgorodian tea,cher. The article reviews the impact Novgorodian zemstvo made as an elected local government body on the development of school education.

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогическая деятельность земского учителя Новгородской губернии второй половины XIX - начала XX века»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКОГО УЧИТЕЛЯ НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Е. В. Нилова*

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Аннотация. В статье раскрывается содержание музыкально-педагогической подготовки учителя Новгородской губернии в период второй половины XIX -начала XX века, рассматриваются статус и характер педагогической деятельности учителя музыки в системе общеобразовательных школ и профессиональных педагогических учебных заведений, таких как Александровская земская мужская учительская школа, мужская и женская учительские семинарии, педагогические классы Николаевской женской гимназии, двухгодичные женские педагогические курсы и летние краткосрочные курсы повышения квалификации учителей, сформировавших в отсутствие профессиональных музыкальных учебных заведений музыкально-образовательное пространство Новгородской губернии рассматриваемого периода и ставших основой всей образовательной системы подготовки новгородского губернского учителя. Проанализировано влияние новгородского земства как выборного органа местного самоуправления на становление и развитие школьного образования.

158

Ключевые слова: музыкальное образование, учитель музыки, педагогические учебные заведения Новгородской губернии, земство.

Summary. This article reports a study on pedagogical training of a music teacher in Novgorodian province during the latter half of the 19th - first half of the 20th century. It reviews the occupational level of the teacher and the nature of his activity within the system of regular school education and pedagogical education, such as Aleksandrovskaya zem-skaya boys-only pedagogical school, boys - and girls - only normal schools, teacher training in Nikolaevskaya girls-only school, two-year girls-only teacher training courses and summer further education teacher courses, which in the absence of professional musical training became a main field of musical education in Novgorodian province of the period under review, and also a groundwork of the pedagogical training of novgorodian teacher. The article reviews the impact Novgorodian zemstvo made as an elected local government body on the development of school education.

Keywords: musical education, music teather, educational institutions of Novgorodian province, zemstvo.

* Научный руководитель О. Н. Желнина.

Для человека XIX столетия было бесспорно, что благосостояние каждого народа зависит от степени его развития. Чем народ менее образован, тем он беднее, чем более - тем богаче. Образование же зависит от числа школ. В архивных документах, отражающих становление образования Новгородской губернии, говорится о том, что школа должна дать воспитаннику сознательное и разумное отношение к самому себе, к окружающим и к природе, умственное развитие и нравственное воспитание, а также вселить учащимся любовь к знанию и критическое отношение к окружающей жизни. «Воспитание же состоит в том, чтобы учитель внимательно следил за поступками ребенка и руководил им, и школа существует не для того, чтобы в ней воспитывали лжецов, а наоборот, людей честных и правдивых» [1, с. 58].

Одной из характерных особенностей организации «школьного дела» в России рассматриваемого периода являлось давление политики на школу с позиций крайнего консерватизма в вопросах сословности, с чем связана задержка развития народного образования. «Школы реформировались сами собою под влиянием роста культуры и действительных нужд народа или той его части, которую эти школы обслуживали» [2, с. 10].

Образовательная система России второй половины XIX - начала XX века представляла собой яркую, многообразную, разветвлённую структуру, прошедшую трудный путь реформирования, который принято подразделять на три этапа.

Первый этап (1860 - конец 1880-х годов) характеризуется количественным ростом учреждений профессио-

нального образования во всех доступных сферах деятельности. Минусом профессионального образования на этом этапе можно считать слабость государственной поддержки, что приводило к преимущественному распространению частной и общественной инициативы в этой области. Профессионально-педагогическое образование развивалось относительно самостоятельно и стихийно.

Второй этап (конец 1880-х годов -начало XX века) отличается упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием системы начального и среднего образования при непосредственном участии местного самоуправления и под контролем государственных надзорных органов. В России появляются первые женские учебные заведения, растёт общее количество педагогических учебных заведений, в том числе высших. Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений, занимающихся профессиональной педагогической подготовкой, к отставанию государственной политики от образовательной практики, к минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, к искусственному поддержанию архаичных форм профессионально-педагогического образования.

Третий этап (1910-1917 годы) - период качественного перелома, на протяжении которого происходит усиление роли педагогических идей, их влияния на развитие общества и осуществление большого количества реформ перспективного характера.

Для России XIX века всегда была характерна централизация всех происходящих процессов: политических, социальных, образовательных, культур-

159

ных и т. д. Новгород, являясь с 1727 года одной из российских губерний (к началу XIX века в России было 47 губернских городов), с 1865 года становится земской губернией, где выборным органам местного самоуправления предоставляется право облагать население сборами и повинностями на земские нужды и решать административно-хозяйственные проблемы образования, медицины, благотворительности и т. п. В Новгородской земской губернии, как и в других подобных ей «российских провинциях», реформирование образования проходило под непосредственным влиянием органов местного самоуправления.

Территориальные границы Новгородской губернии значительно отличались от границ современной Новгородской области. С 1859 по 1918 год Новгородская губерния состояла из 11 уездов (Белозерский, Боровиче-ский, Валдайский, Демянский, Кирилловский, Крестецкий, Новгородский, Старорусский, Тихвинский, Устюжен-ский, Череповецкий), в которые входило 127 волостей.

С 1804 года Российская империя была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа стояли университеты, которые возглавляли всю научно-педагогическую деятельность округа. Ими создавались училищные комитеты, а преподаватели университета являлись «визитаторами», выполнявшими функции наставников, методистов, инспекторов учебных заведений округа. Новгородская губерния входила в Петербургский учебный округ.

Вследствие этого устанавливалась система взаимосвязанных по вертика-

ли общеобразовательных школ - приходские училища (одногодичные в городах и селениях, дававшие элементарную грамотность и религиозное воспитание, выпускники могли поступать в уездные училища), уездные училища (двухгодичный срок обучения с 15 предметами в учебном плане), гимназии (в губернских городах).

В структуре образования Новгородской губернии из образовательно-управленческих подразделений, состоявших из 11 ведомств, активно участвовали три. Это - ведомство министерства народного просвещения, ведомство православного исповедания и ведомство военного министерства, которым были подчинены все образовательные учреждения Новгородской губернии.

Одним из самых распространённых, наряду с общим школьным образованием, было школьное частное (пансионное) образование. Особое распространение оно получило в уездных и губернских городах, в государственных школьных учреждениях которых было ограничено количество бюджетных мест.

Судя по дошедшим до нашего времени данным [3, с. 27], именно частные, или так называемые партикулярные, школы, которые открывались причетниками, мещанскими вдовами и девицами, имели в глазах местных жителей больший авторитет по сравнению с общественными учебными заведениями и в наибольшей мере способствовали распространению грамотности. На этой почве заявляла о себе конкуренция между этими учебными заведениями. И хотя конкуренция эта, как свидетельствуют приводимые далее исторические свидетельства, «...для общественных школ с ат-

тестованными учителями была не опасна; но нередко оказывалось противное: перевес был на стороне частных учителей. В существовании их и местные патентованные педагоги, и дирекция подозревали причину неуспешности уездных училищ. Поэтому против партикулярных учителей были направлены строгие меры при содействии местных властей. Директор разослал смотрителям и уездным учителям ордер о принятии деятельных мер к узнанию, не находятся ли где в домах учители, не имеющие на сие звание аттестата от российских учебных заведений» [3, с. 27].

Представляют в этом отношении интерес данные, которые были предъявлены в ответ на выполнение указанного предписания. Так, согласно сведениям, полученным от смотрителей и учителей в 1810 году, оказалось, «что обучающих без свидетельства находилось: в Череповце 5 человек, учеников 15; в Белозерске учителей было 12, столько же в Валдае; в Руссе - 4, учащихся 26; в Боровичах - учителей 9. Учителями были причетники, священники, мещане, приказные, чиновники и вдовы. Обучали же детей азбуке, часослову и псалтыри. По донесениям 1812 года видно, что число учащих[ся] уменьшилось и плата за обучение составляла от 5 до 10 рублей в год. В числе учащих[ся] находился, между прочим, и сторож уездного духовного устюжского училища. В Валдае же один мещанин обучал шестерых учеников приказному порядку, а дьячок пятерых - церковному порядку, оба бесплатно» [Там же, с. 27-30].

Как мы видим, велась активная открытая борьба государства с частным преподаванием и в какой-то мере с самим населением, поддерживающим

такой вид образования. Для большей легитимности домашнего и частного образования в 1834 году Министерством народного просвещения было принято «Положение о домашних наставниках и учителях» с целью повышения престижа профессии домашнего педагога и необходимостью привлечения к частному преподаванию лиц из среды отечественной интеллигенции. Следует подчеркнуть, что, несмотря на все усилия, достичь этого результата не удалось и частное образование, особенно нелицензирован-ное, ставилось на ступень ниже государственного. О наличии обучения музыке в таких частных школах и его качестве мы можем говорить только гипотетически.

Проведённый анализ имеющихся исторических источников, характеризующих состояние музыкального и музыкально-педагогического образования в Новгородской губернии второй половины XIX - начала XX века, показал, что практически во всех светских учебных заведениях Новгородской губернии (городские и уездные училища, гимназии) с момента их I6' образования проводились уроки музыки и пения, но как необязательные предметы. Уровень и глубина их преподавания зависели от статуса учебного заведения, его финансового обеспечения и др. Учителям приходилось работать в довольно тяжёлых условиях: учебная литература отсутствовала, использование нотных пособий и методик по преподаванию музыки не предусматривалось. Учителя музыки, как, впрочем, и учителя гимнастики и рисования, в отличие от преподавателей обязательных дисциплин, не являлись штатными преподавателями и не относились к государственным служа-

162

щим. Они считались «обучающими по найму». Поэтому финансовое положение учителей музыки отличалось от положения других учителей-предметников, они не имели права на получение государственных льгот и пенсий. Доказательством этому можно считать факты, раскрывающие статус учителей музыки в самый первый период становления школьного образования в Новгороде. Эти данные были обнародованы в 1865 году в сборнике материалов по истории учебных заведений Министерства народного просвещения, и в частности истории новгородской дирекции до 1828 года [3].

Так, например, известно, что учитель музыки Миладовский, работавший в Новгородской мужской гимназии с 1811 по 1818 год, устав от подобных условий и будучи совсем ещё нестарым человеком, подал прошение об отставке: «...служа с 1811 года по сие время при гимназии в звании учителя музыки, должность сию исправлять доселе по возможности сил моих и желал бы ещё впредь оную продолжать; но ныне, по старости лет моих не имея в руках легкодвижимо-сти к действованию и ясного в ушах слышания, желаю оную совсем оставить, по невозможности впредь исполнять ее надлежащим образом» [Там же, с. 29].

Сменивший его на этом поприще в 1818 году капельмейстер Каппе поступил в Новгородскую гимназию учителем музыки также без жалования. Такое финансовое положение губернских учителей музыки не изменялось до конца XIX века. Из вышеуказанного архивного документа также видно, что отношение к учителям музыки было настолько пренебрежительным, что даже в официальном отчёте того

времени не считалось нужным указывать имя и отчество преподавателя, работавшего «по найму», в отличие от педагогов, входивших в основной штат учебного заведения.

Также стоит отметить, что в Новгороде XIX - начала XX века отсутствовали профессиональные музыкально-образовательные учебные заведения. Музыкальное образование жители Новгорода могли получать в столицах (Москва и Санкт-Петербург) и других крупных городах.

Показательно, что первыми учителями музыки в новгородских учебных заведениях были выпускники духовных академий и семинарий, окончившие курс в педагогическом институте, отставные военные музыканты и педагоги других дисциплин, имевшие большой интерес к музыке и получившие частное музыкальное образование.

С появлением в Новгородской губернии земских органов местного самоуправления стала вестись планомерная работа по расширению сети начальных школ и расширению содержания образования. Если в 1868 году в Новгородской губернии действовали 484 народные школы, то в 1890 году их было уже 810. К 1880 году земские школы составляли 75% от всех школ губернии. На их обустройство и содержание земские учреждения затрачивали средств уже в восемь раз больше, чем в первую половину XIX века.

В конце 80-х годов XIX века в Новгородской губернии в области школьного строительства определились три формы начального образования, распространённые на селе:

• «образцовое» начальное училище Министерства народного просвещения,

• земское начальное народное училище,

• церковно-приходское начальное училище.

Лидером среди этих учебных заведений стала земская школа, или «трёх-зимка», как называли её в народе. В 1884 году на её долю приходилось 80% от общего числа начальных школ, в конце века - половина, а в 1912 году - 70%.

Сложившееся положение, прежде всего, объяснялось тем, что земские деятели стремились организовать такую форму начальной школы, которая отвечала бы условиям жизни и запросам крестьянства. Со своей стороны крестьянское сообщество имело возможность принимать участие в жизни школы настолько, что зачастую она превращалась в просветительский центр для всей округи. В такой школе не били и не оскорбляли учеников. Новгородское земство добилось отмены телесных наказаний для учащихся своих школ. В «трёхзимке» практиковалось смешанное обучение и проводилась большая работа по привлечению девочек в школы. Наконец, это была одна из самых дешёвых школ, а с 1908 года - вообще бесплатная. Земская школа давала качественное образование, что достигалось благодаря соответствующей подготовке педагогических кадров и беззаветному труду земского учителя, который не ограничивался 5-часовым рабочим днём и школьной программой.

На момент открытия земских учреждений главной причиной неудовлетворительного состояния начального образования в Новгородской губернии было отсутствие подготовленных учительских кадров, следствием чего стало решение губернского зем-

ского собрания открыть в Новгороде специальное учебное заведение для подготовки учителей сельских народных училищ [4, с. 51].

Примерами таких образовательных учреждений стали Александровская учительская школа, мужская и женская учительские семинарии, которые готовили учителей для начальной школы, восьмой педагогический класс Николаевской женской гимназии, по окончании которого выпускницы получали звание домашних наставниц, двухгодичные женские педагогические курсы и летние краткосрочные педагогические курсы. Следует отметить, что объём преподаваемых музыкальных дисциплин, направления, цели и задачи музыкально-педагогической подготовки в этих учебных заведениях значительно различались.

Рассмотрим подробнее организацию музыкально-педагогической подготовки в вышеперечисленных учебных заведениях.

Александровская земская мужская учительская школа (Новгород) внесла заметный вклад в подготовку учителей для сельских школ. За первые 10 лет своей работы она подготовила 147 выпускников, 118 из которых остались работать в школах Новгородской губернии. «По предложению князя Ва-сильчикова в учительскую школу принимали преимущественно крестьянских детей» [5, с. 51]. Это объяснялось тем, что народными учителями могли быть только лица, вышедшие из народа, а значит, социально близкие ему, привыкшие к его тяжёлой жизни, ведь сельский учитель, помимо преподавания, должен был уметь работать на земле - другой возможности добыть пропитание у него не было.

163

При разработке устава Александровской учительской школы было признано невозможным ограничиться преподаванием основ наук без усвоения навыков профессии. Поэтому уже в первый год была открыта и начальная школа, в которой воспитанники проходили педагогическую практику. С 1872 года в школе дополнительно были введены уроки игры на скрипке, которые давали возможность будущему педагогу всегда иметь при себе музыкальный инструмент, в каком бы отдалённом уголке губернии ему не пришлось преподавать. Скрипку он мог использовать как камертон для настройки хора и для аккомпанирования.

По окончании школьного курса выпускникам выдавался аттестат, дающий право на получение должности учителя начальной школы. Для того чтобы помочь выпускникам в дальнейшей педагогической деятельности, земства выдавали им вместе с аттестатом о профессиональном образовании единовременное пособие в размере 50 рублей на обустройство '64 и приобретение необходимой литературы [6, с. 51].

Однако динамика подготовки учителей в земской школе не соответствовала росту числа сельских школ. Поэтому в 1879 году по решению губернского земского собрания была открыта первая в губернии земская мужская учительская семинария в городе Череповце. Она стала крупнейшим центром подготовки учителей для северо-восточных уездов губернии, так же как Александровская учительская школа для юго-западных уездов [Там же, с. 52].

Комиссия по всеобщему образованию при губернской управе ещё в 1896 г. пришла к выводу, что «на

средства губернского земства должна быть учреждена вторая учительская семинария в губернии, так как одной Череповецкой семинарии недостаточно» [7, с. 5]. Однако только в 1901 году, спустя пять губернских земских собраний (сессий), которые занимались вопросом открытия учительской семинарии, была открыта мужская учительская семинария в посёлке Григорово близ Новгорода.

Устав семинарии напоминал устав правительственного среднего учебного заведения. Первоначально курс обучения в учительской семинарии составлял три года. Изучаемые предметы: Закон Божий, русский и славянские языки, педагогика, арифметика, геометрия, естествознание, история, география, музыка, пение, чистописание, рисование, гимнастика. Требования для поступающих: знание курса двухклассного училища, православное вероисповедание, возраст - не менее 15 лет.

В структуру семинарии входило одноклассное образцовое училище, на базе которого осуществлялась практическая педагогическая деятельность. Через девять лет учительская семинария стала четырёхклассной, что дало возможность расширить программу преподавания отдельных дисциплин и повысить качество подготовки будущих учителей.

Воспитанниками семинарии были в основном дети крестьян, выдержавшие вступительные испытания. Платы за обучение не существовало, почти все расходы оплачивали уездные и губернское земства. На одного человека тратилось в среднем 350 рублей в год и 120 рублей на содержание в общежитии. Учащимся предоставлялись готовый стол, одежда, учебные посо-

бия, лечение, деньги на проезд домой во время летних каникул; за успехи в учёбе были учреждены именные стипендии.

Музыкально-педагогическое образование в этом учреждении было поставлено на достаточно высокий уровень, в первую очередь благодаря учителю музыки И. Н. Анисимову.

Изучение отчётов директора семинарии Д. П. Соболева позволило исследователям констатировать, что в этом учебном заведении в распоряжении учащихся, кроме учебных классов, были «большой рекреационный зал, библиотека-читальня и музыкальная комната. В свободное от чая, завтрака и обеда время они (учащиеся. -Е. Н.) могли пользоваться столовой для гимнастических упражнений и занятий музыкой» [8]. Особое внимание в семинарии уделялось устному народному творчеству: в содержание образования входило изучение песен, колядок, свадебных и похоронных обрядов, загадок, пословиц, былин. По всей видимости, такое внимание к народному творчеству было обусловлено подготовкой выпускников школы к работе с крестьянскими детьми. Поэтому пение, музыка, рисование, необходимые для эстетического развития, были предметами обязательными. На уроках учащиеся «знакомились не только с теорией музыки, но также разучивали песнопения из всенощного бдения, обедни, великопостных и пасхальных служб, гимны и русские народные песни. По окончании обучения воспитанники могли играть на струнных и духовых инструментах, управлять хором и оркестром» [Там же, с. 24-25].

Педагоги семинарии старались общаться со своими учениками и духовно

просвещать их и во внеурочное время. «Вместе со своими наставниками семинаристы выступали со спектаклями и концертами перед горожанами, а в годы первой мировой войны - перед ранеными в лазаретах. Зимой устраивались литературно-музыкальные вечера, на которые приглашались слушательницы Новгородских педагогических курсов» [Там же, с. 26].

В 1911 году в семинарии торжественно отметили 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости. А через два года, 22 февраля, семинария, как и вся Россия, участвовала в торжествах, посвящённых 300-летию царствования дома Романовых. «Вечером при участии приглашённых артистов из города, семинарский хор и оркестр исполнили главные сцены из оперы "Жизнь за Царя". <...> Большинство учащихся... отличалось прекрасными нравственными качествами: проявляло хорошие задатки, отличалось серьезным отношением к делу, трудолюбием, правдивостью и добродетельностью» [Там же, с. 25].

Получив образование в специаль- 165 ных педагогических учебных заведениях Новгородской губернии, учитель начальной школы обязан был прослужить в земских школах этой губернии не менее пяти лет или уплатить земству за каждый год пребывания в семинарии огромные по тем временам деньги - 100 рублей. Имея на руках аттестат, учителя старались найти себе по возможности работу в ближайших к месту своего прежнего жительства сёлах и деревнях, чтобы облегчить свои бытовые условия. В архивных публицистических данных довольно часто можно встретить статьи народных учителей, препода-

166

вавших в сельских школах, с описанием их «монотонной и тяжёлой учительской жизни». По пять часов утомительных занятий в день с 50-60 учениками, нередко в душной комнате, затем сухой и скудный обед, исправление ученических работ, чтение любимых авторов, мечты и думы о жизни, о школе в «обществе самого себя» и, наконец, ночлег, часто в холодной и сырой квартире. Именно так день за днём проходила жизнь сельского учителя. Попав в такую начальную сельскую школу, учитель преподавал все предметы учебной программы, в том числе и музыку, один.

При этом главное внимание педагога в классе должно было быть сосредоточено на неуспевающих учениках. В его обязанности входило зорко следить за ними, определять их слабости и недостатки и использовать все зависящие от него средства борьбы с этими недостатками, по возможности щадя самолюбие учеников и поддерживая в них бодрость духа, если им трудно справиться с изучаемым предметом. Более того, педагог должен был вести преподавание так, чтобы каждый из его учеников каждый урок был о чём-то спрошен и чтобы в каждый урок спрашивалось не только то, что задано, но и ранее пройденное. Считалось, что при такой работе учитель сможет достичь «.двух прекрасных результатов: во-первых, ученики не будут дремать в классе, как иногда делают теперь, зная наверно, что их не спросят, и, во-вторых, каждый урок будут повторяться части пройденного и таким образом прочно засядут в головах учеников» [9, с. 26-27].

Сегодня трудно представить себе, что выполнение данных предписаний было возможным в полной мере при

наполняемости класса в 50-60 человек и существовавших условиях труда в сельской школе. Вдобавок ко всему учитель находился не только под неусыпным надзором и контролем начальства, но и под постоянным подозрением. Общение учителей друг с другом и обращения их к начальству считались явлением нежелательным.

Обращаться к содействию инспектора или директора педагог мог только в исключительных случаях, считалось, что из-за этого может сильно пострадать авторитет педагога, так как он, действуя подобным образом, открыто признается в своём бессилии справиться с учениками.

Несомненно, педагогическая деятельность сельского учителя была сопряжена со многими трудностями, борьба с которыми требовала от него определённых усилий. Что же касается заработной платы учителя, преподающего в сельской школе, то она составляла всего лишь 20-30 рублей в месяц, что было несоизмеримо ниже оплаты труда учителей городских гимназий, жалование которых достигало 80-120 рублей в месяц за 12 уроков в неделю.

Среди женских губернских учебных заведений, дающих музыкально-педагогическою подготовку, первыми стали педагогические классы Николаевской женской гимназии (с 1870-х годов). Они предназначались «для девушек, которые хотели бы в дальнейшем связать свою жизнь с педагогической деятельностью». С этой целью «утверждался восьмой дополнительный педагогический класс. <...> Тех, кто успешно окончил общий курс гимназии, без испытания принимали в VIII специальный педагогический класс» [10, с. 59-60]. Учащимся специального

класса объяснялись главные положения о воспитании, а также приёмы и методы преподавания предметов учебного курса женских гимназий, в том числе музыки и пения. Кроме того, они должны были проходить практику в младших классах гимназии под руководством учителей и преподавательниц.

После окончания педагогического класса гимназии девушки, решившие преподавать, продолжали находиться под надзором и контролем образовательных ведомств. При определении в частный дом для воспитания детей домашняя наставница или учительница должна была предъявить свидетельство директору училищ или предводителю дворянства того уезда, где она будет проживать. Правило это должно было соблюдаться всякий раз при поступлении в новый дом. По окончании каждого года занятий воспитанием детей в частном доме наставница или учительница обязана была предоставлять директору училищ отчёт о своих занятиях и положительные свидетельства о своей работе от уездного предводителя дворянства и лиц, у которых она работает.

При точном соблюдении всех этих правил домашняя наставница или учительница после 20 лет работы в области образования получала право на пенсию или возможность жить в доме призрения бедных девиц благородного звания на казённом содержании. Выпуская домашних наставниц (статус которых был выше, так как они должны были окончить гимназию с золотой или серебряной медалью, а также прослушать специальный курс дополнительного - педагогического - класса) и домашних учительниц (не получивших медалей, но

окончивших полный курс), гимназия способствовала оживлению народного образования в России. Выпускницы давали уроки в частных домах, становились учительницами сельских школ, прогимназий и гимназий, начальных школ. В начале XX века до трети выпускниц гимназии поступали в высшие педагогические учебные заведения.

На протяжении достаточно длительного периода педагогические классы Николаевской женской гимназии оставались единственным учебным заведением по подготовке учительниц для школ губернии. Только в 1902 году были открыты также двухгодичные женские педагогические курсы в Новгороде, в учебный план которых входили следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметика, история и география и др., среди обязательных предметов было и пение [11, с. 29].

Что касается поиска работы, то выпускницы учебных заведений занимались этим вопросом самостоятельно, доступными им формами и способами. Это были протекции для лучших выпускниц, рекомендации частных лиц, объявления в газетах. Так, например, нами было найдено несколько таких примеров поисков работы, размещённых в «Вестнике Новгородского земства» за 1905 год.

«Три учительницы желают получить места в земских школах. В случае открывшихся вакансий просят адресовать в Новгородскую Губернскую Земскую Управу.

Александра Николаевна Знаменская, имеющая звание учительницы начального народного училища, желает получить место народной учительницы в Новгородской губернии.

167

Адрес её - г. Волоколамск Московской губернии, Уездная Земская Управа» [12, с. 91].

Для более качественной подготовки учительниц земской начальной школы усилиями Министерства народного просвещения и земских органов самоуправления в 1912 году в Новгороде была открыта женская учительская семинария. В семинарии ежегодно обучалось до 110 девушек, преимущественно из крестьянских семей. Обучение было бесплатным, более половины учениц проживали в общежитии на полном пансионе. Девушкам, живущим на частных квартирах или у родителей, выдавалась стипендия. Всё это давало им возможность стать учительницами начальных школ. При семинарии было открыто начальное четырёхгодичное училище и чуть позже - детский сад на 20 ребят трёх-семи лет. В них учащиеся старших групп проходили педагогическую практику. Воспитанницы семинарии изучали Закон Божий, чистописание, педагогику, русский и церковно-сла-вянский языки, математику (арифме-ШО тику, алгебру, геометрию), историю, географию, физику, естествоведение, космографию, гигиену, рисование и черчение, пение и музыку, гимнастику, рукоделие, домоводство.

В подавляющем большинстве школьные кадры составляли молодые люди до 30 лет. После некоторого периода практической деятельности, живя в глуши, часто не имея средств для дальнейшего получения знаний, а также возможности общения с коллегами и вообще с интеллигентными, образованными людьми, сельские учителя испытывали постоянную по-

требность в повышении профессионального уровня.

В 90-е годы XIX века новгородской общественностью широко обсуждалась необходимость открытия летних краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц губернии. «Здесь [в школьном деле] недостаточно усилий и работы каждого в отдельности учителя. требуется общая дружная работа учителей, требуется обмен мыслей учителей друг с другом, чтобы общими советами и указаниями выяснить и устранить все те затруднения и недоразумения, какие встречает в своем деле каждый учитель в отдельности, живя где-либо в глуши и часто не имея кругом себя никого, с кем бы можно было просто и с пользой для дела побеседовать. Обмен мыслями людей друг с другом, при посредстве ли печати или устного слова, вообще, великая сила для развития образованности в обществе. Отсюда понятно, какое значение имеют педагогические курсы для учителей и учительниц начальных училищ» [13, с. 40].

Но, признавая всю необходимость организации такой учебной работы, в прессе всё же высказывались сомнения в правильности выбора её формы. Такая позиция аргументировалась тем, что в летнее время не каждый учитель или учительница могли позволить себе уехать из дальнего уезда в Новгород или другой город, оставив семью, хозяйство и потратив на дорогу немалые материальные средства.

Тем не менее к концу XIX - началу XX века земством были организованы летние краткосрочные курсы для повышения квалификации учащих2 Новгородской

Так в документах того периода называются педагоги.

2

губернии, где, помимо других основных предметов, преподавались теория пения и методика его преподавания. Кроме лекционных и практических занятий, проводилась организационно-воспитательная работа, из собравшихся учителей и учительниц был сформирован хор, который принимал участие в богослужениях и концертных выступлениях. Свободное от лекций и практических занятий время слушатели посвящали репетициям спектакля, спевкам. Таким кружком любителей музыки было устроено несколько музыкальных вечеров и приобретена необходимая для школ литература по методике пения.

Пройдя сложный путь преобразования и усовершенствования, летние краткосрочные педагогические курсы к началу XX века стали не просто «ликбезом» для уездных учителей, но и настоящей кузницей кадров новгородского земского образования. Расширился перечень школ, откуда направлялись «учащие» для обучения, повысился их статус. Повысить уровень своей квалификации старались представители не только уездных учебных заведений, на территории которых организовывались курсы, но и учебных заведений всей Новгородской губернии и соседних регионов. В отчёте организаторов летних краткосрочных педагогических курсов за 1902 год в списке учебных заведений, принявших в них участие, значатся: Гатчинская, Псковская и Череповецкая учительские семинарии, Новгородская духовная семинария, Новгородская женская гимназия, Деревя-ницкое епархиальное училище, Царскосельское училище девиц духовного звания, Московское епархиальное училище и др.

В преподавательский состав курсов вошли лучшие представители педагогических учебных заведений Новгорода и Санкт-Петербурга. Благодаря поддержке земства увеличиваются сметные расходы курсов, пересматриваются его рабочие программы и изменяются учебные планы.

Новгородское губернское земство, возложившее на себя обязанность образования народа, достаточно активно ходатайствовало перед правительством о разрешении учительских курсов и съездов и не жалело средств на их устройство. В начале XX века разрабатывался проект об учреждении Всероссийского педагогического союза, который осуществил бы единение между учителями, а также поднял на новый уровень статус народного учителя.

Таким образом, благодаря огромной работе земства при активной общественной поддержке, со второй половины XIX до начала XX века, несмотря на все организационные трудности, была создана действенная и структурно выстроенная система подготовки учителей земской начальной школы для всей Новгородской губернии. Только с появлением новгородского губернского и уездного земств к началу XX века создана система управления образованием, основанная на принципах равенства и социальной справедливости. Реформа системы образования за короткое время кардинально изменила структуру учебных заведений, цели и задачи обучения, сословный состав учащихся. «Так в земском образовании встречались и находили согласие три "субъекта" образовательного процесса: земские учреждения, педагоги и население. Центральной в земском

169

170

образовании являлась фигура народного учителя. Это был настоящий подвижник, и в значительной степени именно на подвижничестве, высоких духовных идеалах, бескорыстном служении народу стояло народное учительство. Это была настоящая деятельность, недаром учитель назывался деятелем народного просвещения» (курсив мой. - Е. Н.) [14, с. 52].

При этом музыкальное образование земского учителя также перешло на новый уровень. Этому способствовало изменение отношения к преподаванию музыкальных дисциплин, перенос их статуса из внеучебной деятельности в обязательную, что потребовало включения в содержание педагогической подготовки учителя земской школы необходимых предметов музыкально-методического цикла. Деятельность земского учителя являлась одним из ключевых звеньев всей сложившейся на тот период системы музыкального образования, которое во многом и определило качество и перспективы её дальнейшего развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Из воспоминаний учителя [Текст] // Вестник Новгородского земства. - 1906. -№ 20. - С. 54-63.

2. Чехов, Н. В. Типы русских школ в их историческом развитии [Текст] / Н. В. Чехов. -М. : Изд. т-ва «Мир». - 1923. - 150 с.

3. Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения: история новгородской дирекции до 1828 г. [Текст]. - СПб. : Н. Отто, 1865. - 134 с.

4. Матвеева, М. А. Роль земства в развитии народного образования Новгородской губернии во второй половине XIX в. [Текст] / М. А. Матвеева // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли: проблемы сохранения и научного использования : материалы Четвёртой научной

конференции историков-архивистов / [ред-кол.: С. Д. Трифонов и др.]; общерос. обществ. орг. «Рос. о-во историков-архивистов». - В. Новгород : Изд-во НовГУ им. Я. Мудрого. - 2002. - С. 48-53.

5. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование: статьи и очерки [Текст] / ред. Р. М. Шерайзина, И. В. Лукашенко, Р. П. Макейкина и др. - В. Новгород : Изд-во НовГУ им. Я. Мудрого, 1999. - 224 с.

6. Великий Новгород - колыбель российского образования [Текст] / отв. ред. Е. В. От-кидач. - В. Новгород: Изд-во НовГУ им. Я. Мудрого, 2000. - 268 с.

7. К открытию Новгородской учительской семинарии [Текст] // Вестник Новгородского земства. - 1901. - № 18. - С. 5-10.

8. Николаева, Е. Новгородская земская мужская учительская семинария: (по отчётам директора Д. П. Соболева) [Текст] / Е. Николаева, С. Мятисова // София : Изд. Новгородской епархии, 2008. - № 1. - С. 2426.

9. Житие-бытие народного учителя [Текст] // Вестник Новгородского земства. - 1905. -№ 11. - С. 26-29.

10. Жигуляева, Е. В. Организация учебного процесса в Новгородской женской гимназии. Вторая половина XIX - начало XX века [Текст] // Е. В. Жигуляева // Альманах «Чело». - 2009. - № 2-3. - С. 55-61.

11. Местная хроника. О Новгородских женских педагогических курсах [Текст] // Вестник Новгородского земства. - 1902. -№ 21. - С. 29-30.

12. Объявления [Текст] // Вестник Новгородского земства. - 1905. - № 11. - С. 91.

13. Отчет о педагогических курсах в городе Новгороде, учреждённых в 1902 году Новгородским губернским земством для учителей и учительниц начальных народных училищ Новгородского, Демянского и Валдайского уездов (с 1-го по 28 июля) [Текст]. - Новгород : Губернская типография, 1903. - 362 с.

14. Цирульников, А. Земское образование: история и современные уроки [Текст] / А. Цирульников // Новые ценности образования: образование и сообщество. -Вып. 5. - М. : Инноватор, 1996. - С. 15-23.

Сведения об авторах

Абдуллин Эдуард Борисович -

заведующий кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при МПГУ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, академик-секретарь Отделения педагогики и психологии музыкального образования Международной академии наук педагогического образования, член Нью-Йоркской академии наук, доктор педагогических наук, профессор, член Союза композиторов России

e-mail: [email protected]

Анисимов Павел Васильевич - декан музыкального факультета Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, кандидат педагогических наук, доцент

e-mail: [email protected]

Антонова Вера Михайловна -

учитель музыки ГБОУ Центр образования № 1403 г. Москвы, кандидат педагогических наук

[email protected]

лы музыки и исполнительского искусства, Высшей школы музыки «Моцар-теум» в Зальцбурге, Центра по исследованиям в музыкальной дидактике во Флоренции/Фьезоле, Бостонского университета, Колумбийского техно-лого-педагогического университета, Университета Сассари, Conservatorio Luigi Canepa и др.

e-mail: [email protected]

Велихов Евгений Павлович - академик и член президиума Российской академии наук, доктор физико-математических наук, Герой Социалистического Труда, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», председатель Совета ИТЭР, член Президентского совета в области науки и образования, лауреат Ленинской, государственных и международных премий, председатель Российской ассоциации содействия науке e-mail: [email protected]

Горемычкин Анатолий Иванович - профессор кафедры теории и методики музыкального образования и хореографии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, заслуженный учитель Татарстана, кандидат педагогических наук, доцент e-mail: [email protected]

171

Брайнин Валерий Борисович -

руководитель международной сети музыкальных школ (Россия, Украина, Молдова, Германия, Колумбия, США), президент Российской общенациональной секции ИСМЕ, приглашённый профессор Венской высшей шко-

Зотова Елена Борисовна - директор центра образования № 324 «Жар-птица» (Москва), кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования e-mail: [email protected]

172

Иофис Борис Романович - доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, член Союза композиторов России

e-mail: [email protected]

Корноухов Михаил Дмитриевич - профессор кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, доктор педагогических наук

e-mail: [email protected]

Лесовиченко Андрей Михайлович - заведующий кафедрой народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета, профессор кафедры философии и культурологии Сибирского государственного университета путей сообщения, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент

e-mail: [email protected]

Мелик-Пашаев Александр Александрович - заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института Российской академии образования, профессор кафедры психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор журнала «Искусство в школе», доктор психологических наук

e-mail: [email protected]

Морозова Нина Виссарионовна - декан факультета музыки, доцент кафедры музыковедения и музыкальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

e-mail: [email protected]

Мочалова Екатерина Анатольевна - магистр кафедры музыковедения и музыкальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углублённым изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

e-mail: [email protected]

Неменский Борис Михайлович -

народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования, профессор e-mail: [email protected]

Николаева Елена Владимировна - профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор

e-mail: [email protected]

Нилова Елена Владиславовна -

концертмейстер кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

e-mail: [email protected]

Одинокова Ирина Николаевна - доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

e-mail: [email protected]

Орджоникидзе Григорий Эдуардович - ответственный секретарь комиссии по делам ЮНЕСКО при Министерстве иностранных дел РФ, президент комитета Всемирного наследия России

e-mail: [email protected]

Пивницкая Ольга Васильевна -

доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук e-mail: [email protected]

Ройтерштейн Михаэль Иосифович - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России

e-mail: [email protected]

Семёнов Алексей Львович - ректор Московского педагогического государственного университета, академик Российской академии наук и Российской академии образования, доктор физико-математических наук, лауреат премии Президента РФ, премии Правительства РФ, премии ЮНЕСКО, премии имени А. Н. Колмогорова РАН, член Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России

e-mail: [email protected]

Соколов Александр Сергеевич -

ректор Московской государственной консерватории (университет) имени П. И. Чайковского, заведующий кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, член Союза композиторов России e-mail: [email protected]

Хазанов Павел Абрамович - проректор по научно-методической работе Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, доктор педагогических наук, профессор

e-mail: [email protected]

Цыпин Геннадий Моисеевич -

профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов России e-mail: [email protected]

173

Щедрин Родион Константинович - композитор, народный артист СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени, ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Международной премии за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда», почётный профессор Московской и Санкт-Петербургской государственных консерваторий, Пекинской консерватории, МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.

e-mail: [email protected]

Щербакова Анна Иосифовна -

декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры Российского государственного социального университета (Москва), доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор e-mail: [email protected]

Юдин Александр Наумович - доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения

e-mail: [email protected]

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.