Научная статья на тему 'Из истории новгородского педагогического образования'

Из истории новгородского педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1069
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВГОРОД / ЗЕМСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЗЕМСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / HISTORY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / NOVGOROD / SCHOLASTIC ZEMSTVO SCHOOL / PAROCHIAL SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Е.В.

Представлены основные вехи развития педагогического образования в Великом Новгороде. Раскрыта предыстория этого процесса, ведущая свое начало от «мастеров грамоты» Средневековья, первого русского математика Кирика Новгородца, архиепископа Геннадия и др. Показано значение для новгородского и российского образования греко-славянской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии. Подробно рассмотрен этап становления профессионального педагогического образования в Новгороде на примере Александровской земской учительской школы, мужской и женской земских учительских семинарий, женского епархиального училища. Акцентируется внимание на истории Новгородского государственного педагогического института, преемником которого в деле подготовки учителей стал Институт непрерывного педагогического образования, входящий в структуру Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF NOVGORODIAN PEDAGOGICAL EDUCATION

The article represents the main milestones of pedagogical education development in Veliky Novgorod. It deals with the prehistory of this process, springing from the “masters of ABC” in the Middle Ages, Russian mathematician Cyricus of Novgorod, archbishop Gennadius (Gonozov) and the others. The significance of Likhud brothers Greek-Slavic school and Novgorodian ecclesiastical seminary and their impact on Novgorodian and Russian education are reflected in the paper. The article also gives detailed description of the formation stage of professional pedagogical education in Novgorod by the example of Alexander scholastic zemstvo school, male and female scholastic zemstvo seminaries and the parochial secondary school for girls. In the end of the article it is focused on the history of Novgorodian State Pedagogical Institute that has developed into today’s Institute of Continuing Pedagogical Education, a part of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Текст научной работы на тему «Из истории новгородского педагогического образования»

УДК 376.1

ИЗ ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В.Иванов

FROM THE HISTORY OF NOVGORODIAN PEDAGOGICAL EDUCATION

E.V.Ivanov

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Evgeniy.Ivanov@novsu.ru

Представлены основные вехи развития педагогического образования в Великом Новгороде. Раскрыта предыстория этого процесса, ведущая свое начало от «мастеров грамоты» Средневековья, первого русского математика Кирика Новгородца, архиепископа Геннадия и др. Показано значение для новгородского и российского образования греко-славянской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии. Подробно рассмотрен этап становления профессионального педагогического образования в Новгороде на примере Александровской земской учительской школы, мужской и женской земских учительских семинарий, женского епархиального училища. Акцентируется внимание на истории Новгородского государственного педагогического института, преемником которого в деле подготовки учителей стал Институт непрерывного педагогического образования, входящий в структуру Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Ключевые слова: история образования, педагогическое образование, Новгород, земская учительская школа, земская учительская семинария, епархиальное училище

The article represents the main milestones of pedagogical education development in Veliky Novgorod. It deals with the prehistory of this process, springing from the "masters of ABC" in the Middle Ages, Russian mathematician Cyricus of Novgorod, archbishop Gennadius (Gonozov) and the others. The significance of Likhud brothers Greek-Slavic school and Novgorodian ecclesiastical seminary and their impact on Novgorodian and Russian education are reflected in the paper. The article also gives detailed description of the formation stage of professional pedagogical education in Novgorod by the example of Alexander scholastic zemstvo school, male and female scholastic zemstvo seminaries and the parochial secondary school for girls. In the end of the article it is focused on the history of Novgorodian State Pedagogical Institute that has developed into today's Institute of Continuing Pedagogical Education, a part of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Keywords: history of education, pedagogical education, Novgorod, scholastic zemstvo school, parochial secondary school

Великий Новгород по праву считается колыбелью российского образования. Это подтверждают и исторические исследования, и многочисленные письменные источники, и уникальные археологические находки последних десятилетий, наглядно показывающие, что с давних времен грамотность здесь имела большое распространение и охватывала все слои населения, включая женщин.

В условиях, когда получение образования не было государственно обязательным и отсутствовала развернутая сеть учебных заведений, этот факт можно объяснить лишь тем, что среди жителей земли новгородской были сильны народно-педагогические традиции умственного воспитания и в их среде были грамотные люди, способные передавать свои знания другим.

Главными распространителями грамотности в Новгороде, как и в других русских городах в те времена, были так называемые «мастера грамоты». По сути — это народные учителя-самоучки, удовлетворявшие образовательные запросы населения на основе свободного найма. Кроме них, педагогической деятельностью занимались священнослужители, религиозные ученые и писатели, а также писцы летописей и книг.

Среди религиозных деятелей ранней новгородской истории, внесших наиболее заметный вклад в

развитие педагогических идей и опыта, следует, прежде всего, назвать Кирика Новгородца, автора знаменитого «Учения им же ведати числа всех лет». Его называют и первым русским математиком, ни в чем не уступавшим лучшим византийским и западноевропейским ученым Средневековья, и основоположником русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусским астрономом, и талантливым литератором [1]. С полным правом его можно назвать и замечательным педагогом, задолго до В.Ратке и Я.А.Коменского предугадавшим основные принципы современной дидактики, а именно системности, последовательности, наглядности и прочности. Это явно прослеживается в структуре и содержании «Учения о числах», имеющего четкую, дидактически выверенную логику построения и обучающую направленность изложения, ориентированную на сознательное, самостоятельное усвоение и практическое применение полученных знаний в реальной жизни.

Нельзя не вспомнить и новгородского архиепископа Геннадия, которым в конце XV в. впервые была высказана идея о необходимости создания на всей территории Руси сети училищ по подготовке священников, которых народ, как известно, традиционно считал своими учителями.

В годы правления Петра I, в 1706 г., по инициативе митрополита Новгородского и Великолук-

ского Иова, была открыта греко-славянская школа, располагавшаяся в новгородском кремле. В греческом классе преподавали, вызволенные Иовом из заточения в Ипатьевом монастыре, известные ученые братья-греки Иоанникий и Софроний Лихуды, а в славянском — широко образованный переводчик Федор Герасимов. Данное учебное заведение функционировало весьма успешно, подтверждением чему служит тот факт, что в 1722 г. Синод объявил Новгородскую школу образцовой. С позиции заявленной в статье темы важно отметить, что к этому времени она стала своеобразным образовательным центром, готовившим кадры учителей и грамотных канцеляристов для всей империи. Кроме того, каждый из ее выпускников, успешно прошедший курс обучения, получал право преподавать церковнославянский язык.

Лихудовская греко-славянская школа в Новгороде просуществовала вплоть до 1740 г. Ее своеобразным преемником в деле поддержания высокого уровня новгородского образования, включая подготовку религиозно-учительских кадров, стала духовная семинария, созданная, согласно указу императрицы Анны Иоанновны, архиепископом Амвросием Юшкевичем на территории Антониева монастыря в этом же 1740 г.

Между тем, вплоть до последней четверти XVIII в. целенаправленная специальная подготовка учительских кадров в Новгороде и, в целом, по стране практически отсутствовала.

Начало этапа профессионального педагогического образования в России приходится на 13 ноября 1779 г., когда при гимназии Московского университета была учреждена учительская семинария. Ее руководителем стал доктор права Иенского университета, ординарный профессор (с 1780 г.) по кафедре философии Московского университета И.-Г.Шварц. Содержалась семинария на частные средства, а срок обучения в ней составлял 3 года.

Вслед за Московской, в 1786 г., при Главном народном училище в Санкт-Петербурге, открывается еще одна учительская семинария. В 1804 г. она реорганизуется в педагогический, а в 1816 г. в Главный педагогический институт, на базе которого в 1819 г. был основан Петербургский университет.

Что касается истории педагогического образования в Новгороде, то его профессиональный этап связан с открытием 30 августа 1869 г. Александровской земской учительской школы в Колмово (через 5 лет была переведена в Новгород), предназначенной для пополнения «крайне скудного» общего образования поступающих, а также, чтобы «дать им специальную педагогическую подготовку» [2]. Срок обучения в данном заведении составлял 3 года. В школе получали образование, преимущественно, юноши из крестьянских семей. На содержание каждого из них из местного бюджета выделялось по 120 рублей в год, в то время как их товарищи из семей чиновников, духовенства, военнослужащих и мещан должны были ежегодно платить за обучение по 75 рублей [3]. Что касается учебного плана, то он изначально включал в себя Закон Божий, русский и церковнославянский языки, математику (арифметику и геометрию), гео-

графию, педагогику и педагогическую практику. Немногим позднее в него были добавлены русская история, основы всеобщей истории и естествознания, черчение, чистописание, пение, игра на скрипке и гимнастика [4]. Практику проходили на базе начальных классов, переданного учительской школе с согласия городской думы, приходского училища. Учитывая, что подавляющее большинство выпускников будут работать в сельской местности, из утилитарных соображений учащимся давалось еще и дополнительное начальное профессиональное образование в области столярного дела и огородничества. По окончании школы выдавался аттестат и единовременное пособие в размере 50 рублей. За время своего существования (до 30 мая 1890 г.) Александровская земская учительская школа подготовила для Новгородской губернии 272 народных учителя [5].

Заметный вклад в подготовку учителей вносили и женские епархиальные училища, выпускницы которых пополняли ряды преподавателей начальной школы и домашних учительниц. Что касается новгородского епархиального училища, то его открытие состоялось 28 сентября 1875 г. Располагалось училище в Деревяницком монастыре, который к этому моменту был обращен из мужского в женский, и предназначалось для девочек-сирот духовенства Новгородской епархии. Наблюдение за учебно-воспитательной работой изначально осуществляла игуменья монастыря Валентина (Ивановская), а с сентября 1882 г. и до кончины 5 июля 1911 г. инспектором классов данного училища был протоиерей

A.В.Вихров, который также преподавал там словесность и дидактику [6].

В 1870 г. в России, в том числе и Новгороде, открываются женские гимназии с дополнительным педагогическим классом, в котором преподавались общая педагогика, дидактика и методики преподавания дисциплин в начальной школе, а также давалась возможность гимназисткам получить практический опыт в виде пробных уроков в младших классах своего учебного заведения. По окончании такого обучения девушкам предоставлялось право работать домашними воспитательницами или же учительницами в начальных народных училищах.

Что касается новгородской Николаевской женской гимназии, то ее первой начальницей была Е.П. Можайская, а располагалась она в старом административном здании на углу улиц Большой Московской и Знаменской, там, где ныне находится Первая Новгородская университетская гимназия имени

B.В.Сороки.

Данное помещение в то время не могло вместить всех новгородских девочек желающих получить образование, а потому, при поддержке местных властей и меценатов, через некоторое время были открыты ее филиалы сначала, в 1901 г. на улице Газон, а затем, в 1906 г., на улице Ново-Николаевской.

В начале ХХ в. на повестке дня встал вопрос о введении в стране всеобщего начального образования. Заметное место в этом процессе играли организуемые местной представительной властью педагогические курсы по подготовке народных учителей. Но

этого было мало. А потому через 11 лет после закрытия Александровской земской учительской школы, в 1901 г. в селе Григорово близ Новгорода начинает работу земская мужская учительская семинария (открыта 25 октября 1901 г.), учрежденная в память императора Александра II. Ранее здесь в течение 10 лет размещалась первая в России сельскохозяйственная школа, теперь же стали готовить учителей для начальной школы. Директором нового учебного заведения был назначен Д.П. Соболев, ранее работавший инспектором народных училищ Псковской губернии.

С момента открытия в семинарии был трехлетний срок обучения, но затем он был увеличен до четырех лет. Обучались там, в большинстве своем, дети из крестьянских семей. Образование для них было бесплатным, включая проживание в общежитии, питание, получение медицинской помощи, одежды, учебных пособий. Во время летних каникул им выдавались деньги на проезд домой, а наиболее успешные в учебе получали еще и именные стипендии.

Учебный план данного заведения включал в себя Закон Божий, русский и славянские языки, педагогику, арифметику, геометрию, естествознание, историю, географию, музыку, пение, чистописание, рисование, гимнастику и в качестве дополнительных предметов, как и в Александровской земской учительской школе, еще и дисциплины, связанные с сельским хозяйством. В структуру семинарии входило начальное одноклассное образцовое училище, на базе которого будущие учителя проходили педагогическую практику. По окончании положенного срока обучения выпускники должны были отработать в земских школах Новгородской губернии не менее пяти лет или же уплатить земству за каждый год обучения весьма солидную по тем временам сумму в размере 100 рублей [7].

В годы Первой Мировой войны под руководством офицеров, сформированного в 1914 г. и расквартированного в Новгороде 177-го пехотного запасного полка, в семинарии стали проводиться занятия по начальной военной подготовке, после посещения которых многие выпускники поступали в школы прапорщиков, военные училища или же сразу отправлялись на фронт.

Заметное место в истории новгородского педагогического образования оставила и, открытая 16 сентября 1912 г., земская женская учительская семинария с четырехлетним сроком обучения, размещавшаяся на углу Дворцовой и Предтеченской улиц. В учебный план данного заведения были включены Закон Божий, чистописание, педагогика, русский и цер-ковно-славянский языки, математика (арифметика, алгебра, геометрия), история, география, физика, естествознание, космография, гигиена, рисование и черчение, пение и музыка, гимнастика, рукоделие и домоводство. В качестве дополнительного образования будущие учительницы должны были обучаться еще и какому-либо ремеслу. Необходимо также отметить, что при семинарии было создано начальное училище, а немного позднее и детский сад, на базе которых старшекурсницы проходили педагогическую практику [8].

Таким образом, накануне Первой мировой войны в Новгороде и его пригородах работало два специальных педагогических учебных заведения, выпускавших ежегодно от 80 до 90 учителей (общее количество учителей в губернии к 1915 г. составляло 1770 человек, из которых 415 были мужчины), а также женская гимназия и епархиальное училище с педагогическими классами [3].

Новый шаг в развитии педагогического образования в Новгороде был сделан в первые годы советской власти, когда после постановления Нарком-проса от 9 июля 1919 г. «О преобразовании учительских семинарий» был создан Новгородский институт народного образования, начавший работу 1 октября 1919 г. в Антониевом монастыре, в помещениях, упраздненной к тому времени, Духовной семинарии. С его появлением, по сути, и было положено начало высшему педагогическому образованию в Новгороде.

За свою историю институт в Антоново несколько раз менял свое название. В 1922 г. он стал называться Практическим институтом народного образования, в 1923 был преобразован в педагогический техникум, а в 1932 — в Новгородский государственный педагогический институт имени М.Н.Покровского с историческим., русского языка и литературы, физико-математическим и естественно-географическим факультетами. Правда, уже в 1934 г. физмат был переведен во Псков, естественно-географический в Ленинград, а сам вуз стал называться «учительским». За первый период деятельности, с 1919 по 1941 г., существовавшими в Антоново педагогическими учебными заведениями поочередно руководили: В.И.Покровский, К.Д.Митропольский, П.М.Кимен и В.В.Скобеев.

В годы Великой Отечественной войны Новгородский государственный учительский институт был закрыт и возобновил свою деятельность лишь с 1 октября 1945 г., но не в разрушенном Новгороде, а в Боровичах, временно разместившись в здании 3-й неполной средней школы на улице Ленинградской. Руководил им тогда А.И.Антипов, а обучались такие известные впоследствии в новгородском педагогическом образовании люди, как будущий ректор НГПИ П.В. Волков и декан исторического факультета А.В.Петров.

Из Боровичей в Новгород институт вернулся только в 1953 г. и вновь стал называться государственным педагогическим институтом с историческим, русского языка и литературы и физико-математическим факультетами. Позднее были открыты еще 4 факультета: в 1960 г. — естественно-географический, в 1961 — иностранных языков, в 1977 — педагогики и методики начального обучения и в 1989 — индустриально-педагогический. С 1953 по 1993 гг. НГПИ поочередно возглавляли Н.М.Карпенко, В.З.Джинчарадзе, В.И.Брагин, И.И.Костиков, А.С.Паничев, М.И.Куликов, П.В.Волков и Н.Г.Биндюков [9].

Успешное послевоенное развитие института привело к тому, что в 1974 г. тогдашний ректор НГПИ М. И. Куликов выступил с ходатайством об открытии в Новгороде университета. Однако в то время

этому не суждено было случиться. Произошло это позднее, в году 1993-м, и преемником НГПИ в деле подготовки педагогических кадров стал входящий в структуру НовГУ им. Ярослава Мудрого Институт непрерывного педагогического образования.

В завершение стоит отметить следующее. Отечественная педагогическая наука и практика в последние годы усиленно старается создать и внедрить что-то новое. При этом «радикалы от образования» порой пренебрегают законами эволюции, согласно которым новое никогда не может стать полноценным, если оно создается на развалинах или же без должного учета старого, так как в любом позитивно развивающемся эволюционном процессе всегда присутствует и то, и другое. Сегодня мы охотно перенимаем и западный, и другой привнесенный опыт, что, конечно же, необходимо, и дает определенные результаты. Однако не менее важно для позитивного движения вперед сохранять преемственность с собственными традициями и, осмысляя их на должном уровне, актуализировать в теорию и практику наших дней. Несомненно, история новгородского педагогического образования заслуживает того, чтобы стать основой для серьезных научных исследований, которые, быть может, дадут ответы и помогут в решении актуальных проблем сегодняшнего дня.

1. Симонов Р.А. Кирик Новгородец — ученый XII века. М.: Наука, 1980. 111 с.

2. Чарнолусский В.И. Земство и народное образование. СПб, 1910. Ч. 1. С. 50.

3. Великий Новгород — колыбель российского образования / Под ред. В.Л.Янина. Великий Новгород: НовГУ, 2000. С. 69.

4. Матвеева М.А. Первое педагогическое учебное заведение в Новгородской губернии по подготовке земских учителей для сельских народных училищ // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Великий Новгород: НовГУ, 2006. С. 44-47.

5. Александровская учительская школа [Электр. ресурс] // История образования в Новгороде Великом. URL: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=14 (дата обращения: 11.01.2016).

6. Никитина Н.И. Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию // Вестник Новгородского государственного университета.

Серия «Педагогика. Психология». 2011. № 64. С. 48-51.

7. Новгородская мужская учительская семинария [Электр. ресурс] // История образования в Новгороде Великом. URL:

http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=15 (дата обращения: 11.01.2016).

8. Новгородская женская учительская семинария [Электр. ресурс] // История образования в Новгороде Великом. URL:

http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=16 (дата обращения: 11.01.2016).

9. Иванов Е.В., Макейкина Р.П. и др. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование. Великий Новгород: НовГУ, 1999. 224 с.

References

1. Simonov R.A. Kirik Novgorodec — uchyony XII veka [Kirik Novgorodec as a Scientist of 12th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 111 p.

2. Charnolussky V.I. Zemstvo i narodnoye obrazovanie [Zemstvo and Popular Education]. SPb, 1910, part 1, p. 50.

3. Yanin V.L., ed. Veliky Novgorod — kolybel rossiyskogo obrazovaniya [Veliky Novgorod — the Cradle of Russian Education]. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 2000, p. 69.

4. Matveeva M.A. Pervoye pedagogicheskoye uchebnoye zavedenie v Novgorodskoy gubernii po podgotovke zemskih uchiteley dlya selskih narodnyh uchilish [The First Pedagogical Educational Institution of Zemstvo Teacher Preparation for Rural Popular Schools in Novgorodian Province]. Dokumentalnoye naslediye Novgoroda i Novgorodskoy zemly. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 2006, p. 44-47.

5. Aleksandrovsraya uchitelskaya shkola [Alexander Teacher's School]. Istoriya obrazovaniya v Novgorode Velikom. Available at: http://museum.novsu.ac.ru/ body.php?chap=events&sub=14 (accessed 11.01.2016).

6. Nikitina N.I. Zenskoye eparhialnoye uchilishe: ot religioznogo vospitaniya k pedagogicheskomu obrazovaniyu [Zemstvo Eparchial School: from Religious Education to Pedagogical Education]. Vestnik of NovSU, 2011, no. 64, pp. 48-51.

7. Novgorodskaya muzskaya uchitelskaya seminariya [Novgorodian Teacher's Male Seminary]. Istoriya obrazovaniya v Novgorode Velikom. Available at: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=15 (accessed 11.01.2016).

8. Novgorodskaya zemskaya uchitelskaya seminariya [Novgorodian Zemstvo Teacher's Seminary]. Istoriya obrazovaniya v Novgorode Velikom. Available at: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=16 (accessed 11.01.2016).

9. Ivanov E.V., Makeykina R.P. Veliky Novgorod: shkolnoye i pedagogicheskoye obrazovaniye. [Veliky Novgorod: Secondary and Pedagogical High Education]. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 1999. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.