УДК 376.1
О СТАНОВЛЕНИИ НОВГОРОДСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Е.В.Иванов
DEVELOPMENT OF NOVGOROD TEACHER EDUCATION IN THE LATE XIX — EARLY XX
CENTURIES
E.V.Ivanov
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Представлены основные вехи становления профессионального педагогического образования в Новгороде конца XIX — начала XX веков на примере Александровской земской учительской школы в Колмово, первой Новгородской мужской учительской семинарии в Григорово, женской учительской семинарии и Новгородского института народного образования. Главное внимание уделено деятельности мужской учительской семинарии, занимавшей ведущую позицию среди педагогических учебных заведений Новгорода рассматриваемого периода. Названы имена и заслуги наиболее видных деятелей того времени, внесших вклад в становление новгородского профессионального педагогического образования, среди которых И.П.Можайский, Д.П.Соболев. Е.Н.Лебедева и В.И.Покровский.
Ключевые слова: история образования, педагогическое образование в Новгороде, земская учительская школа, мужская и женская учительские семинарии, институт народного образования
The article presents the major milestones of professional teacher education in Novgorod in the late XIX — early XX centuries by the example of Alexandrov Zemstvo normal school in Kolmovo, Novgorod first men's normal school in Grigorovo, women's normal school and Novgorod institute of public Education. The main attention is paid to the activities of the men's normal school which is the leader among teaching institutions of Novgorod in the period under review. There announced the names of the most prominent figures of the time, who contributed to the formation of the Novgorod professional pedagogical education, including I.P.Mozhaisk, D.P.Sobolev, E.N.Lebedeva and V.I.Pokrovsky.
Keywords: history of education, teacher education in Novgorod, Zemstvo normal school, men's normal school, women's normal school, Institute of public Education
Истории новгородского образования посвяще -но немало научных работ. Наиболее привлекатель -ным для исследователей является период средневеко-
вья, что обусловлено, с одной стороны, расцветом вечевой республики и культуры Великого Новгорода, а с другой — многочисленными археологическими на-
ходками последних десятилетий, подтверждающими широкое распространение грамотности среди всех слоев населения города и его окрестностей в то давнее время. Эти факты также позволяют нам судить о плодотворной деятельности первых новгородских учителей, среди которых были, в основном, священники, писцы и, так называемые, мастера-грамоты. При этом никто из них не имел и не мог иметь профессиональной педагогической подготовки, потому как профессиональное педагогическое образование у нас в стране ведет отсчет от 13 ноября 1779 г., когда при гимназии Московского университета была открыта первая в России учительская семинария.
На Новгородчине подобное значимое событие произошло через 90 лет — 30 августа 1869 года. В этот день состоялось открытие Александровской земской учительской школы в Колмово, созданной по инициативе и проекту Ивана Павловича Можайского — инспектора народных училищ, учителя словесности, краеведа, писателя, поэта (писал детские стихи под псевдонимом «Дядя Пахом»), удостоенного за свою 40-летнюю работу на поприще новгородского образования пяти орденов (святого Станислава 3-й и 2-й степени с Императорскою короною, святой Анны 2-й степени, святого Владимира 4-й и 3-й степени), тёмно-бронзовой медали в память войны 1853—1856 гг., а также множества поощрений и благодарностей от местных земств.
Первым директором Колмовской учительской школы был барон М.О.Косинский. Перед зачислением в данное заведение кандидаты на поступление подвергались испытаниям на педагогическом совете в уездном училище. Им необходимо было показать знание основных молитв, умение читать и писать по-русски и навыки в арифметических исчислениях. При этом внимание обращалось не на механическую бойкость ответов, а на понимание и способность соображать. Затем, по рекомендации уездной управы, лучших зачисляли в учительскую школу. В основном это были дети из крестьянских семей. Первый набор 1869 года составил 21 человек [1].
Через 5 лет, в 1864 г. школу перевели из пригородного Колмово непосредственно в Новгород, где она выполняла свою миссию до 30 мая 1890 г., подготовив за это время, в общей сложности, двести семьдесят два народных учителя [2].
Надо сказать, что видимых объективных причин, по которым министерство просвещения приняло решение о закрытии новгородской учительской школы, не было. Более того, единственная, оставшаяся тогда в Новгородской губернии, учительская семинария в Череповецке не справлялась с обеспечением местных народных школ квалифицированными педагогами. А потому в ноябре 1896 г. Комиссия по народному образованию при новгородской губернской управе пришла к выводу, что на средства земства следует открыть еще одно подобное учебное заведение. Однако поданный тогда в министерство проект Устава земской учительской семинарии не был утвержден, так как отличался от Уставов подобных правительственных заведений, в первую очередь, в плане возможностей осуществления контроля цен-
тральных органов за ее работой.
На согласование документов ушло четыре года, и лишь 9 августа 1901 г. заместитель министра народного просвещения, сенатор Иван Васильевич Мещанинов наконец-то утвердил Устав семинарии, а 25 ноября этого же года состоялось ее освящение и официальное открытие.
Данное заведение быстро стало признанным культурным и образовательным центром Новгорода. Его посещали и министр просвещения, и попечитель учебного округа, и другие высокие светские и духовные чины. В семинарии проводилось много творческих мероприятий, читали лекции известные ученые из Санкт-Петербурга, повышали свой профессиональный уровень учителя со всей Новгородской губернии, которая тогда по площади и населению превосходила современную Новгородскую область примерно в два раза.
Располагалась семинария в Григорово, а ее первым и единственным директором был еще один замечательный деятель Новгородского образования, бывший инспектор народных училищ Псковской губернии Дмитрий Платонович Соболев, награжденный за усердие и результаты при исполнении своих обязанностей серебряной медалью императора Александра III, орденами святого Станислава и святой Анны II и III степени, многими благодарностями Новгородского земства, а в 1916 г., за строительство при семинарии домовой церкви и образцовой одно-классной школы, ему был присвоен еще и чин действительного статского советника.
Надо сказать, что благоустройству и укреплению материальной базы семинарии Д.П.Соболев и местные власти всегда уделяли много внимания, а потому строительные работы там практически не прекращались. Помимо учебных корпусов и только что упоминавшихся церкви и школы, были также построены дома для директора, преподавателей и обслуживающего персонала, спальный корпус для учащихся, столовая с ледником для хранения продуктов, баня с прачечной, актовый зал, который использовался и как спортзал. Кроме того, был проведен водопровод, оборудована метеостанция, устроены сад и огород, стадион, тротуары и многое другое [3].
Большинство из названных зданий простояло до 70-х годов ХХ века. В наши дни существует и работает, восстановленная в 2000 г., церковь Александра Невского с воскресной школой, построенной на месте дома директора семинарии, сохранились также столовая и актовый зал, где сейчас располагается ДЮСШ, а к бывшей образцовой одноклассной школе, где будущие учителя проходили практику, достроены два этажа и сейчас там размещается Григоровская основная общеобразовательная школа. То есть, помимо архивных документов память о семинарии до сих пор хранят и некоторые здания, в которых она размещалась.
Безусловно, говоря о семинарии, нельзя не сказать и о некоторых аспектах, связанных с организацией учебного процесса.
Обучались в ней, в большинстве своем, дети из крестьянских семей, причем бесплатно, включая
проживание в общежитии, питание, получение медицинской помощи, одежды, учебных пособий и денег на проезд домой во время летних каникул. Кроме того, наиболее успешные в учебе получали еще и именные стипендии (П.А.Столыпина, Н.А.Некрасова, кн. Голицына, директора семинарии Д.П.Соболева и др.). Однако такая существенная материальная поддержка будущих учителей со стороны местных властей и меценатов не была чистой благотворительностью, а носила определенный утилитарный характер. Дело в том, что по окончании положенного срока обучения выпускники должны были отработать в школах Новгородской губернии не менее 5 лет или же уплатить за каждый год обучения весьма солидную по тем временам сумму в размере 100 рублей.
Что же касается учебного плана семинарии, то он был во многом традиционным для своего времени и включал в себя Закон Божий, русский и славянские языки, педагогику, арифметику, геометрию, естествознание, историю, географию, музыку, пение, чистописание, рисование и гимнастику. Заслуживающим внимания здесь является то, что наряду с педагогическими и общеобразовательными изучались также дисциплины, связанные с огородничеством, которые должны были помочь будущим учителям сельских школ быстрее интегрироваться в сельский социум. Кроме того, воспитанники осваивали столярное дело, сами изготавливали верстаки и разнообразную мебель для нужд семинарии, а особенно хорошо освоившие данное ремесло при выпуске получали в подарок набор столярных инструментов [4].
Учеба, как и полагается в учебном заведении, занимала большое место. Между тем, директор семинарии в своих отчетах особо отмечал, что деятельность преподавательского состава направлена, прежде всего, «на развитие у воспитанников религиозно-нравственных и эстетических чувств, любви к Родине и усердия к своим обязанностям» [3, с. 15]. То есть личностные качества учителя, его культурное развитие и социальная позиция ставились выше, чем просто узко профессиональные знания.
И это действительно были не пустые слова. Семинаристов обучали пению, а также игре на рояле, струнных и духовых музыкальных инструментах. Вместе со своими наставниками они выступали со спектаклями и концертами перед местными жителями, а в годы Первой Мировой войны — перед ранеными в лазаретах и госпиталях, организовывали тематические литературно-музыкальные вечера с приглашением гостей.
В течение учебного года семинаристов в обязательном порядке знакомили с памятниками истории и культуры Новгорода, организовывали экскурсии в Старую Ладогу, музеи, картинные галереи и театры Санкт-Петербурга и Москвы, включая МХАТ и Ма-риинский. Случались и более дальние поездки: в Киев, Крым и даже на Кавказ (в 1913 г.) с посещением мест, связанных с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова и А.С.Грибоедова.
Среди памятных дат российской истории наиболее широко и торжественно в семинарии ежегодно отмечался, почти позабытый сегодня, День отмены
крепостного права — 19 февраля. На это мероприятие приглашались почетные гости из новгородского земства и управы, рассказывавшие учащимся о значении реформы для развития России, развития народного просвещения и важной роли народного учителя в этом процессе. В этот день всегда совершался молебен, хор воспитанников исполнял гимн России, а затем и другие произведения, сочиненные, в том числе, и талантливым новгородским музыкантом и педагогом Иваном Никифоровичем Анисимовым, работавшим в то время в семинарии [3].
С февраля 1916 года, под руководством офицеров расквартированного в Новгороде 177-го пехотного запасного полка, в мужской учительской семинарии стали проводиться занятия по начальной военной подготовке, после которых многие выпускники поступали в школы прапорщиков, военные училища или же сразу отправлялись на фронт. Из-за возросшей мобилизации преподавателей и учащихся к началу 1917 г. организация учебного процесса в семинарии стала испытывать большие сложности, но, несмотря на это, заведение продолжало работать вплоть до 1919 г.
В контексте рассматриваемой в статье проблемы нельзя не сказать несколько слов и о женской учительской семинарии, открывшей дорогу к профессиональному педагогическому образованию новгородским девушкам. Она была открыта 16 сентября 1912 г. и изначально размещалась на «3 этаже наемного дома, принадлежащего Новгородскому Городскому Управлению по Ново-Николаевской улице» [5]. Её начальницей была дочь действительного статского советника, выпускница четвертой Московской женской гимназии (окончила в 1882 г. с серебряной медалью), имевшая успешный опыт работы учительницей Екатерина Николаевна Лебедева [6]. В учебный план данного заведения были включены Закон Божий, чистописание, педагогика, русский и церков-но-славянский языки, математика (арифметика, алгебра, геометрия), история, география, физика, естествознание, космография, гигиена, рисование и черчение, пение и музыка, гимнастика, рукоделие и домоводство. Кроме того, будущие учительницы должны были обучаться еще и какому-либо ремеслу. Необходимо также отметить, что при семинарии было открыто начальное четырехгодичное училище, а немного позднее и детский сад для детей трех-семи лет, на базе которых старшекурсницы проходили педагогическую практику.
Таким образом, накануне Первой Мировой войны в Новгороде и его пригородах работало два специальных педагогических учебных заведения выпускавших ежегодно от 80 до 90 учителей [7].
9 июля 1919 г. вышло постановление Нарком-проса «О преобразовании учительских семинарий», после чего на базе новгородских мужской и женской учительских семинарий и эвакуированного в 1916 г. из Польши в Новгород Седлецкого учительского института был создан Новгородский институт народного образования (НИНО), начавший работу 1 октября 1919 г., располагаясь, некоторое время, в помещениях образовавших его учебных заведений (речь идет об
учительских семинариях), а затем переехав в Антониев монастырь в помещения упраздненной Духовной семинарии (Седлецкий учительский институт размещался там с момента образования НИНО).
Здесь надо отметить, что из ста восьмидесяти учительских семинарий, которые были в то время в России, лишь двадцать восемь, включая новгородские, смогли стать основой для создания институтов [8], которые тогда считались заведениями высшего педагогического образования.
Что касается Новгородского института народного образования, то его возглавил бывший директор Седлецкого института, выпускник Московской Духовной семинарии, имевший опыт работы учителем и инспектором народных училищ, Василий Иванович Покровский. Всего же в НИНО на момент открытия работало 26 преподавателей и обучалось 393 студента (128 перешли из Новгородской мужской учительской семинарии, 107 — из женской и 158 — из Седлецкого учительского института) [9].
Надо сказать, что условия проживания и обучения первых студентов были весьма непростыми: не было света, не хватало керосина, дров; холод, плесень, к тому же еще и явно недостаточный продовольственный паек, обрекавший на полуголодное существование, особенно тех, кому не могли помочь родители. Не все это выдерживали и к 1920 г. число обучающихся в институте составляло уже 280 человек, а к январю 1923 г. — всего 98 [9, с. 8]. Тем не менее, несмотря на все сложности, институт работал и выпускал учителей. В 1920 г. состоялся первый выпуск в количестве 37 человек. Двое из этих выпускников (П.Г.Ашмутайт и Е.И.Бедова) в дальнейшем стали заслуженными учителями школы РСФСР [10].
За историю своего существования Новгородский институт народного образования несколько раз менял название, какое-то время (с 1923 по 1932 гг.) был даже техникумом, восемь послевоенных лет (с 1945 по 1953 гг.) находился в Боровичах, но где бы он ни был, и как бы он не назывался (последнее название — Новгородский государственный педагогический институт с 1953 г.), всегда достойно выполнял свою главную миссию, подготовив до времени вхождения в состав Новгородского государственного университета (1993 г.) более 25 тысяч учителей, 87-ми из которых было присвоено звание заслуженный учитель РСФСР.
1. Александровская новгородская земская учительская школа: отчет за первое десятилетие 1869—1879. Новгород, 1880. 58 c.
2. Александровская учительская школа [Электр. ресурс] // История образования в Новгороде Великом. URL: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=14 (дата обращения: 10.01.2017).
3. История Новгородской учительской семинарии и воздвигнутой при ней церкви святого Александра Невского / Гл. ред. протоиерей Сергий Мельников; авт.-сост. С.М.Митясова. Великий Новгород, 2016. 96 c.
4. Новгородская мужская учительская семинария [Электронный ресурс] // История образования в Новгороде Ве-
ликом. URL: http://museum.novsu.ac.ru/
body.php?chap=events&sub=15 (дата обращения: 10.01.2017).
5. ЦГИА СПб. Ф. 139 (Канцелярия попечителя Петроградского учебного округа (1803—1918)). Оп. 1. Д. 13394. Л. 2.
6. Гнатюк В.Э. Организация и деятельность Новгородской женской учительской семинарии в конце XIX — начале XX вв. // Наука, образование и культура. 2016. № 4(7). С. 24-26.
7. Новгородская женская учительская семинария [Электр. ресурс] // История образования в Новгороде Великом. URL:
http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=16 (дата обращения: 10.01.2017).
8. Желваков Н.А. Начало строительства советского педагогического образования (1917—1920) // Советская педагогика. 1947. № 10. С. 71-80.
9. Библиотека первого высшего учебного заведения в Новгороде: 1919—1941 годы / Авт.-сост. В.В. Рукавичнико-ва; науч. ред.: Е.В.Откидач, О.В.Матвеев. Великий Новгород, 2013.С. 6.
10. Иванов Е.В., Макейкина Р.П. и др. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование. Великий Новгород, 1999. C. 104.
References
1. Aleksandrovsraya novgorodskaya zemskaya uchitelskaya shkola: otchyot za pervoye desyateletie 1869—1879 [Novgorodian Alexandrov's Zemstvo School: Report for the First Decade 1869—1879]. Novgorod, 1880. 58 p.
2. Aleksandrovsraya uchitelskaya shkola [Alexander Teacher's School]. Istoriya obrazovaniya v Novgorode Velikom. Available at: http://museum.novsu.ac.ru/ body.php?chap=events&sub=14 (accessed 10.01.2017).
3. Mityasova S.M. (comp.), Sergiy Melnikov (ed.). Istoriya Novgorodskoy uchitelskoy seminarii i vozdvignutoy pri ney tserkvi svyatogo Aleksandra Nevskogo [The History of Novgorodian Teacher's Seminary and Reared St. Alexander Nevsky Cathedral]. Veliky Novgorod, 2000, p. 69.
4. Novgorodskaya muzskaya uchitelskaya seminariya [Novgorodian Teacher's Male Seminary]. Istoriya obrazovaniya v Novgorode Velikom. Available at: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=15 (accessed 10.01.2017).
5. CGIA SPb. F. 139 (Kancelyariya popechitelya Petrogradskogo uchebnogo okruga (1803—1918) [The Registry of Petrogradsky Sponsorial Educational Community (1803—1918)]. Op. 1. D. 13394. L. 2.
6. Gnatyuk V.Ye. Organizaciya i deyatelnost Novgorodskoy zhenskoy uchitelskoy seminarii v kontse XIX — nachale XX vv. [The Organization and Activities of Novgorodian Female Teacher's Seminary in the late XIX — early XX]. Nauka, obrazovaniye i kultura, 2016, no. 4(7), pp. 24-26.
7. Novgorodskaya zhenskaya uchitelskaya seminariya [Novgorodian Female Teacher's Seminary]. Istoriya obrazovaniya v Novgorode Velikom. Available at: http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=16 (accessed 10.01.2017).
8. Zhelvakov N.A. Nachalo stroitelstva sovetskogo pedagogicheskogo obrazovaniya (1917—1920) [The Beginning of Formation of Soviet Pedagogical Education (1917—1920)]. Sovetskaya pedagogika, 1947, no. 10, pp. 7180.
9. Rukavichnikova V.V. (comp.), Otkidach E.V., Matveev O.V. (eds). Biblioteka pervogo vysshego uchebnogo zavedeniya v Novgorode: 1919—1941 gody [The Library of the First Higher Education Institution in Novgorod: 1919—1941]. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 2013, p. 6.
10. Ivanov E.V., Makeykina R.P. et al. Veliky Novgorod: shkolnoye i pedagogicheskoye obrazovaniye. [Veliky Novgorod: Secondary and Pedagogical Higher Education]. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 1999, p. 104.