Научная статья на тему 'Педагогические курсы как этап становления системы педагогического образования в Пермской губернии в 1865-1917 гг'

Педагогические курсы как этап становления системы педагогического образования в Пермской губернии в 1865-1917 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "УЧАЩИЕ" / УЧИТЕЛЯ / ЗЕМСТВО / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ФРЕБЕЛЕВСКИЕ КУРСЫ / ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маткин Андрей Александрович

В статье анализируется опыт организации педагогических курсов в Пермской губернии в последней трети XIX начале XX вв., включая содержание образовательных программ и состав участников, выясняется роль педагогических курсов в формировавшейся системе подготовки учительских кадров. Статья содержит факты, не описанные ранее в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические курсы как этап становления системы педагогического образования в Пермской губернии в 1865-1917 гг»

371:94(47).08 Маткин A.A.

Педагогические курсы как этап становления системы педагогического образования в Пермской губернии в 1865-1917 гг.

В статье анализируется опыт организации педагогических курсов в Пермской губернии в последней трети XIX - начале XX вв., включая содержание образовательных программ и состав участников, выясняется роль педагогических курсов в формировавшейся системе подготовки учительских кадров. Статья содержит факты, не описанные ранее в научной литературе.

Ключевые слова: педагогическое образование, «учащие»,учителя, земство, начальная школа, педагогические курсы,учительская семинария, женская гимназия, Фребелевские курсы, институт народного образования, педагогический институт.

9 сентября 2016 г. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ) отметил свой 95-летний юбилей. В этот день в 1921 году в Перми был создан педагогический институт, от основания которого и ведет свою историю современный ПГГПУ. Необходимо отметить, что открытию института предшествовал почти 50-летний процесс формирования системы педагогического образования в России в целом и в Пермской губернии в частности. В досоветский период была проделана большая научная, просветительская, организационная и экономическая работа, создавшая основу для появления первого педагогического высшего учебного заведения на Урале. Этот процесс требует своего дальнейшего изучения и осмысления. Большой массив исторических источников, связанных с историей педагогического образования в Прикамье в XIX -нач. XX вв. до сих пор остается неизученным.

Важный импульс развитию педагогического образования в Пермской губернии дала деятельность земских органов местного самоуправления, учрежденных в России 1 января 1864 г. указом императора Александра II. Отныне забота о содержании начальных школ возлагалась на местные земские учреждения. Выборы депутатов Пермского губерн-

ского земства (ПГЗ) прошли весной 1870 г. Уже в декабре на своем первом очередном собрании депутаты ПГЗ, собрав отчеты должностных лиц, анализировали состояние народного образования в Пермской губернии. Состояние это находилось в «весьма неудовлетворительном состоянии». По сведениям Уездных управ, в Ирбитском уезде 1 грамотный приходился на 44 неграмотных, в Осинском 1 на 49, в Пермском 1 на 41. Были такие волости, в которых 1 грамотный приходился на 2000 человек [1, с. 207]. К концу 1870 г. 90% населения губернии было неграмотно. Среди призывников набора 1867 г. неграмотных было 93%. В 1870 г. земства Пермской губернии получили в наследство от дореформенного времени 209 начальных школ с 9219 учащимися (в т.ч. 1324 девочки). С учетом 39 церковноприходских, всего было 248 школ. В них обучалось до 10 тысяч учащихся, что составляло 0,47% всего населения и 5% от числа детей школьного возраста [6, с. 171].

В школах не хватало учителей и учебных пособий. Качество обучения было низким. Главными учебными пособиями были: славянский букварь, часослов, псалтырь и прописи. Обучение состояло в механическом зазубривании церковнославянских букв,

слогов, слов, изречений из псалтыря. Из арифметики изучалось четыре действия. Практиковались телесные наказания учеников (в т.ч. розгами). Наглядные пособия не применялись.

Учительство состояло из духовенства и случайных людей, не имевших педагогического образования. В учителя мог попасть всякий грамотный человек. Нередко это были люди, которые не могли найти другую работу по состоянию здоровья или другим причинам. «В некоторых школах преподают грамотеи, которые сами плохо разбирают печать и своим образом жизни могут даже дурно влиять на нравственную сторону учащихся» [1, с. 209].

Из 315 учителей в 1870 г. преподавателей из духовенства было 202, светских - 113. В части уездов (Чердынском, Кунгурском, Ирбитском) в сельских школах занимались исключительно священники. В Пермском уезде в 9 училищах преподаватели были из бывших дворовых и крестьян, обучавшихся в этих же училищах или дома.

Земские деятели, вырабатывая масштабную программу расширения и улучшения системы народного образования в губернии, понимали, что без решения вопроса о подготовке народных учителей (как тогда говорили «учащих»), программа эта будет обречена на провал. В 1870 году на заседании Губернского земского собрания (ГЗС) был впервые поставлен вопрос о создании учебного заведения для подготовки учителей. «Губернская управа считает необходимым учреждение в Перми учительской школы. Она уже имела честь представить на благоусмотрение ГЗС свои соображения о переделке дома бывшего канцелярского училища, ... в котором может удобно поместиться и учительская школа» [1, с. 214]. Осознавая, что результаты деятельности учительской школы могут появиться только в отдаленном будущем, Губернская управа сразу предусмотрела расходы (1200 руб.), которые предполагалось израс-

ходовать на содержание 10 стипендий в педагогических курсах при Пермском уездном училище.

Упоминание о первых педагогических курсах в Перми относятся еще к 1865 году. Целью данных курсов была подготовка учителей начальной школы. С момента начала деятельности земских органов местного самоуправления по развитию образования характер и масштаб педагогических курсов изменился. Они проходили по инициативе земских учреждений то в одном, то в другом городе Пермской губернии, как правило, летом. Так, в 1875 году состоялись краткосрочные педагогические курсы в городе Осе. Цель курсов была определена следующим образом: «Уяснить и усвоить основные начала, выработанные современной педагогикой, дидактикой и методикой в применении их к народной школе».

В содержании программы курсов отразились следующие темы:

1. Отношение школы к физическому воспитанию.

2. Школьная гигиена.

3. Отношение школы к нравственному воспитанию.

4. Нравственное воспитание.

5. Основы для построения общей дидактики.

6. Общие свойства правильного обучения.

7. Наглядное обучение.

8. Обучение грамоте.

9. Письменные работы

10.Граммати ка.

11.Арифмети ка.

12. Геометрия.

13.Объяснительное чтение.

14. Практические уроки.

На Осинские курсы съехались 63 учителя: из Осинского уезда 34 учителя и 15 учительниц, из Оханского - 8 учителей, Кунгур-ского - 4, Пермского - 2 учителя [5, с. 124].

На курсах были подняты вопросы о необходимости развития умственных и твор-

ческих способностей детей, их любознательности, наблюдательности, самообразования. Одной из главных тем обсуждения было введение новых методов обучения, в том числе звукового способа обучения грамоте.

С 1872 по 1885 год в Пермской губернии было проведено более 20 уездных учительских съездов и педагогических курсов. Летние педагогические курсы с небольшим охватом учителей проводились в различных территориях. В 1877 и 1883 гг. - в Ирбитском уезде, в 1878 г. - в Шадринском, в 1881 г. -в Верхотурском и т.д. Учителя, принимавшие участие в педагогических курсах, активно обсуждали учебные программы, вопросы преподавания истории и естествознания в начальной школе, место школьной экскурсии и др. [5, с. 125].

Тем временем, вопрос о создании учительской семинарии в Пермской губернии оставался нерешенным. 26 января 1874 года попечителем Казанского учебного округа П.Д. Шестаковым был утвержден Устав Пермской земской учительской школы. Предполагалось, что семинария будет готовить учителей начальных народных училищ. Образовательная программа предусматривала четырехгодичный курс обучения. Основными предметами определялись следующие: русский и старославянский языки, математика, физика, всеобщая и русская история, всеобщая и русская география, естествознание с кратким курсом физиологии и гигиены и Закон Божий. Также предусматривались специальные предметы: методика преподавания, чистописание, черчение, рисование, обучение ремеслам.

Несмотря на утвержденный Устав, учительская школа в Пермской губернии не открылась. Основным препятствием к этому явилось открытие в 1872 г. Казанской правительственной учительской семинарии. Две учительские семинарии в одном округе в то время открывать не рекомендовалось.

Между тем, в связи с открытием новых земских школ, потребность в учительских кадрах только увеличивалась. В последней трети XIX - нач. XX века число начальных школ стремительно росло. Если в 1870 г. в Пермской губернии было 209 начальных училищ, в 1874 г. - 380, в 1904 г. - 2040 (в т.ч. 1020 земских), в 1911 г. - 2522, то в 1917 г. их число достигло 3226 [3, с. 135].

Земские учреждения были вынуждены решать вопросы подготовки учителей, выделяя для этих целей стипендии для обучения педагогов в учительских семинариях за пределами Пермской губернии. Другим способом подготовки учителей стало открытие 8-го педагогического класса при пермской Мариинской женской гимназии. Педагогический класс был открыт в 1873 году с двумя отделениями: первое для окончивших курс гимназии, второе - с 1875 года - для прошедших прогимназический курс. Пермское губернское земство ежегодно выделяло для поддержки отделений педагогического класса по 1500 руб. Кстати, в самой гимназии педагогический класс называли педагогическими курсами [2, с. 87].

В период с конца 1880-х гг. и до начала XX века педагогические курсы по инициативе земских органов почти не собирались. В сентябре 1900 г. на 31-й сессии Пермского уездного земского собрания было внесено предложение организовать в Перми учительские курсы. С разрешения попечителя Оренбургского учебного округа и согласия пермского губернатора Д.Г. Арсеньева курсы учителей были открыты 10 июля 1901 г. В Пермь приехало 180 учителей начальных школ почти из всех 12 уездов губернии, а также из Вятской и Вологодской губерний. Курсы должны были помочь слушателям освоить дидактику, методику преподавания и воспитания. На курсах с циклом лекций «Народная школа как воспитательно-образовательное учреждение» выступил П.Ф. Каптерев, видный российский педагог

и психолог, автор «Педагогической психологии» и «Дидактических очерков». Его приезд в Пермь значительно поднял авторитет курсов [3, с. 125].

Пермское уездное земское собрание дало высокую оценку состоявшимся в 1901 г. курсам. Обращая внимание на недостаток собственных финансовых средств, уездные депутаты обратилось к Пермскому губернскому земству с предложением устроить педагогические курсы для учителей всей губернии летом 1902 г. ПГЗ идею поддержало, но в последующие годы губернские учительские курсы так и не состоялись, дата их проведения постоянно переносилась.

В то же время наметились подвижки с открытием учительской семинарии в Перми. 20 сентября 1909 г. распоряжением Министерства народного просвещения в губернском центре была открыта Пермская женская учительская семинария. Ее начальницей стала К.А. Степанова, бывшая управляющая Ирбитской женской гимназией. Это было четырехклассное учебное заведение с подготовительным классом. При семинарии было создана начальная школа, в которой проходили практику будущие учительницы начальных классов. Семинария содержалась на казенные средства. Учащиеся семинарии получали стипендии от губернского и уездных земств. Для семинарии было арендовано каменное здание на углу Кунгурской (Комсомольский пр-т) и Торговой улиц (ул. Советская). В учебном плане семинарии значились предметы: Закон Божий, педагогика, русский язык и словесность, история, география, арифметика, геометрия, физика, естествознание, гигиена, чистописание, рисование, пение, рукоделие, гимнастика [3, с. 196].

Учительская семинария просуществовала до 1919 года и впоследствии стала одним из учреждений, положивших начало Пермскому институту народного образования.

Тем временем земские учреждения возобновили организацию педагогических

курсов. Так в 1912 году Оханское уездное земство откликнулось на потребности учительства и организовало летние учительские курсы с приглашением столичных лекторов. Оханские курсы прошли успешно и вызвали у других земств желание организовать подобные курсы.

ПГЗ не могло проигнорировать создавшуюся потребность и приняло решение организовать летом 1913 года первые общеобразовательные курсы для учителей Пермской губернии. Выработка программы курсов была возложена на Губернскую управу и школьную комиссию. Первые губернские курсы должны были продлиться 1 месяц, на них планировалось пригласить 600 «учащих» из Предуральских уездов губернии. В короткий промежуток времени было необходимо выполнить множество подготовительных работ: подобрать лекторский персонал, подыскать аудитории, устроить общежития, организовать педагогическую выставку, выработать общий план курсов. Кроме того предстояла масса хлопот по сношению с разными общественными учреждениями и лицами [4, с. 5].

Городская управа с 15 июня предоставила Губернской управе помещение городского театра в полное распоряжение для проведения курсов. Для размещения слушателей курсов были выделены помещения в Ольгинском, Александровском и Кирилло-Мефодиевском училищах. Педагогическую выставку решили разместить на верхнем этаже Кирилло-Мефо-диевского училища. Организация выставки была поручена руководителю местного отделения Общества содействия начальному образования В.М. Шулепову.

Открытие курсов состоялось 17 июня в здании Губернской управы. После молебна Председатель Губернской управы А.И. Мух-лынин обратился с речью к присутствующим в зале слушателям. Выступающий отметил, что «устройство курсов - одна из наиболее целесообразных форм содействия Губерн-

ского земства лучшей постановке начального образования», и что «образованный учитель, с достаточно широким кругозором и знанием лучших методов школьного преподавания -главный рычаг развития народной школы, главное условие успешного выполнения ею культурно-просветительной миссии». Докладчик сообщил аудитории, что общие расходы по народному образованию земств Пермской губернии с 1901 по 1913 годы выросли с 1 млн до 5 млн рублей [4, с. 9].

Вслед за А.И. Мухлыниным к курсистам с приветственными словами обратились губернатор И.Ф. Кошко и директор народных училищ А.И. Раменский. Губернатор с радостью отметил «стремление учащих к знанию, которому они жертвуют столь дорогим и необходимым для них каникулярным временем». Этими речами торжество открытия закончилось.

Программа лекций, выработанная Губернской управой и школьной комиссией и утвержденная 49-м чрезвычайным земским собранием, включала в себя следующие предметы:

I. Цикл гуманитарных наук (46 часов)

1. История русской литературы IX и XX веков - 19 часов

2. Русская история в связи со всеобщей

- 14 часов

3. Первоначальные сведения о праве и государстве - 13 часов

II. Цикл естественных наук (64 часа)

1. Биология, анатомия, физиология -25 часов

2. Геология и физическая география -17 часов

3. Физика и химия - 22 часа

III. Цикл педагогический (40 часов)

1. Общая и педагогическая психология

- 16 часов

2. Общая и школьная гигиена - 12 часов

3. Библиотековедение - 12 часов

Всего - 150 часов [4, с. 11]. Лекции

по физике и химии сопровождались демон-

страцией опытов. Внепланово была прочитана лекция «Кинематограф, его устройство и применение в науке и педагогике», во время которой в зале городского театра демонстрировались кинофильмы. В воскресенье 7 июля земство устроило для участников курсов гулянье на пароходе. Пароходной фирмой Ржевина был бесплатно предоставлен пароход «Соликамец», на котором курсисты, профессора и представители земств совершили прогулку до устья реки Чусовой, где на берегу, отдыхая в непринужденной обстановке, провели несколько часов.

В свободное от лекций время курсисты могли осматривать экспозицию Пермского научно-промышленного музея и посещать педагогическую выставку в Кирилло-Ме-фодиевском училище. На выставке были представлены: наглядные пособия, учебная и детская литература, школьная мебель, письменные принадлежности, работы учащихся, отдельные образовательные учреждения и коммерческие компании. Участниками выставки были 77 учреждений и частных лиц из Перми, Пермской губернии, Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Вильно, Костромы, Нижнего Новгорода, Вятки, Витебска, Одессы,Рязани и др.

Всего участие в курсах приняли 563 «комплектных курсиста» (т.е. приглашенных организаторами) и 288 вольнослушателей. Общее количество слушателей курсов достигло 851 человека (272 мужчины и 579 женщин) [4, с. 29].

24 сентября 1917 года в Перми начали работу одногодичные женские Фребелев-ские курсы по программе высшего учебного заведения - Петроградского Фребелевского института. Через год курсы стали двухгодичными и готовили воспитателей и руководителей дошкольных детских учреждений. С апреля 1919 г., при колчаковской власти, курсы стали именоваться Пермским Фребе-левским институтом.

После революции 1917 года советские власти начали серию реорганизаций в системе образования. 9 июля 1919 г. вышло постановление Наркомпроса «О преобразовании учительских семинарий». 13 сентября 1919 года губернские власти, выполняя указание Наркомпроса, приняли решение об открытии в Перми института народного образования (ПИНО). Материальная база, педагогические кадры и учащиеся Пермской женской учительской семинарии, Мотовили-хинской учительской семинарии и Фребелев-ского института включались в состав нового учебного заведения. Первоначально ПИНО, рассчитанный на 4-годичное обучение, должен был иметь два отделения: первое по подготовке дошкольных работников, второе - работников школы 1-й ступени. Чуть позже было открыто отделение по подготовке учителей 2-й ступени. Среди преподавателей ПИНО были профессора открывшегося в 1916 г. в Перми отделения Петроградского университета (с 1917 г. ПГУ). В 1920 году ПИНО перебрался из здания женской семинарии в более просторное помещение бывшего Екатерино-Петровского городского начального училища на улице Екатерининской. Именно здесь ПИНО и застала очередная реорганизация. 9 сентября 1921 года Плановая комиссия Главпрофобра в Москве приняла решение преобразовать ПИНО в Педагогический институт.

Таким образом, педагогические курсы в Пермской губернии в последней трети XIX - начал XX века были универсальным, гибким и мобильным инструментом для подготовки учителей для начальной школы. В отсутствии постоянно действующих учреждений педагогического образования педагогические курсы, организованные земством и местным педагогическим сообществом, оперативно решали задачи, стоящие перед системой народного образования. Периодически локализуя курсы в различных частях обширной Пермской губернии, их

организаторы доносили до педагогов самые актуальные научно-педагогические знания, доставляли современные учебные пособия и средства обучения. Программы курсов постепенно усложнялись, отражая развитие научных знаний (в т.ч. педагогических) и технологий в то время. Участие в курсах позволяло учителям не только повысить свою квалификацию, но и почувствовать свою причастность к большому профессиональному сообществу.

Инициаторами, организаторами и вдохновителями педагогических курсов выступали земские учреждения. Именно избранные народом местные органы самоуправления выражали глубинные народные чаяния и устремления, заботились о народной школе и народном учителе.

Следует отметить, что идея создания «учительской школы» в Пермской губернии возникла еще в 1870 г., а система педагогического образования на Урале начала складываться задолго до появления первого высшего учебного заведения в регионе.

В условиях масштабного становления и расширения системы народного образования Пермской губернии педагогические курсы были оптимальным инструментом для решения стоящих перед системой задач. Вместе с тем курсы не могли решить задач планомерной и непрерывной подготовки педагогических кадров, задач системного и методичного обучения педагогов Пермской губернии. Для этого требовалась стройная система средних и высших учреждений педагогического образования. Осознание ее необходимости и оформление ее модели начались в Российской империи и продолжились после 1917 года уже в Советском государстве. Причем советская система педагогического образования вобрала в себя все лучшее, что было создано в досоветский период: научные концепции, научно-педагогические кадры, учебные пособия, методический опыт.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журналы Первого очередного Пермского губернского земского собрания, декабрьской сессии 1870 года, с докладами Губернской управы и другими приложениями. Пермь, 1871.

2. Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за двадцать пять лет ее существования (с 1861 по 1886 год) / В. К. Семченков. Пермь, 1886.

3. Капцугович И.С. У истоков: историко-публицистический очерк высшего педагогического образования на Урале. Пермь, 2014.

4. Отчет об организации первых общеобразовательных курсов для народных учителей Пермской губернии в 1913 году. Пермь, 1913.

5. Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX - начале XX века. Пермь: Издательство ПОИПКРО, 1998.

6. Черныш М.И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство: моногр. Пермь, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.