Научная статья на тему 'ДЕЯНИЯ, ОБЕССМЕРТИВШИЕ ИМЕНА. КАЗАНСКИЕ МЕЦЕНАТЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

ДЕЯНИЯ, ОБЕССМЕРТИВШИЕ ИМЕНА. КАЗАНСКИЕ МЕЦЕНАТЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПЕЧЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КАЗАНЬ / МЕЧЕТЬ / МЕКТЕБ / ПРИЮТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайруллина Алсу Даниловна

Статья освещает участие казанского купечества в благотворительной деятельности XIX - начала ХХ в. по материалам Национального музея РТ. В рамках этой темы затрагивается деятельность как татарского, так и русского купечества. Рассматриваются побуждающие мотивы к благотворительности, в том числе обусловленные религиозными традициями. Показаны основные направления филантропической деятельности казанского купечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTS, IMMORTALIZED NAMES. KAZAN PATRONS OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES (BY THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article based on the materials of the National Museum of the Republic of Tatarstan highlights the participation of the Kazan merchants in the charitable activities of the 19th - early 20th centuries. Within the framework of this topic, the activities of both the Tatar and Russian merchants are touched upon. The stimulating motives for charity, including conditioned by religious traditions are considered. The main directions of philanthropic activity of Kazan merchants are shown.

Текст научной работы на тему «ДЕЯНИЯ, ОБЕССМЕРТИВШИЕ ИМЕНА. КАЗАНСКИЕ МЕЦЕНАТЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 94(470.41)"18/19"

Деяния, обессмертившие имена. Казанские меценаты XIX - начала ХХ в. (по материалам Национального музея Республики Татарстан)

А.Д. Хайруллина

Национальный музей Республики Татарстан Казань, Российская Федерация

Статья освещает участие казанского купечества в благотворительной деятельности XIX - начала ХХ в. по материалам Национального музея РТ. В рамках этой темы затрагивается деятельность как татарского, так и русского купечества. Рассматриваются побуждающие мотивы к благотворительности, в том числе обусловленные религиозными традициями. Показаны основные направления филантропической деятельности казанского купечества.

Ключевые слова: купечество, благотворительность, Казань, мечеть, мектеб, приют.

Для цитирования: Хайруллина А.Д. Деяния, обессмертившие имена. Казанские меценаты XIX - начала ХХ в. (по материалам Национального музея Республики Татарстан) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2022. Т. 12, № 1. С. 97-102.

Доброта, милосердие, сострадание - ценности, как теперь принято говорить, общечеловеческие. Всегда находились люди, отзывающиеся на чужие нужды и проблемы.

Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II - «золотые годы» благотворительности в России. В это время имели место такие ее виды, как правительственная, которая возглавлялась представителями царствующей династии и губернской администрацией; церковная; общественная, создающая для этой цели различные организации и учреждения; а также земская и частная. Как в целом в государстве, так и в отдельных его регионах, эти направления могли взаимодействовать, существовать самостоятельно и даже случайно.

После отмены крепостного права в развитии благотворительности в Казани наблюдается заметный скачок. «Первую скрипку» в этом благом деле играло купечество. Среди жертвователей доминировали богатые купцы и крупные предприниматели. Формы проявления частной благотворительности были различные: пожертвование капиталов, безвозмездная передача имущества, домовладений, передача в дар библиотек, вещей.

Ряд купцов стремились оставить память о себе благотворительными акциями. Их имена оставались в названиях многих филантропических учреждений Казани: Лихачевское родильное отделение, богадельня Сергея

и Евдокии Павловых и Прибытковой, Шамовская больница, Юнусовский мусульманский детский приют и др. [2].

Почему именно эта социальная группа выдвигается на первый план в благотворительности? Думается, этому есть свое объяснение. Именно в руках представителей этих слоев российского общества находились реальные и ощутимые денежные капиталы. Чем они были богаче, тем обладали большими потенциальными возможностями для участия в благотворительности. Их участие, как известно, в этом благородном деле, не было абсолютно бескорыстным. И это не было секретом в российском обществе. Помогая другим, купцы поднимали свой престиж, укрепляли свою фамилию в торговом и промышленном деле, обретали признание соотечественников, попадали в поле зрения верховной и местной власти. Они получали чины, ордена, удостаивались личного, а то и потомственного дворянства. Все это свидетельствовало не только об усилении роли купечества в регионе, но и об его активном участии в общественной жизни страны.

В фондах Национального музея РТ представлены фотографии и документы благотворителей и меценатов - представителей купеческого сословия (Юнусовых, Апаковых, Аитовых, Лихачевых, А.К. Месетникова, Я.Ф. Ша-мова, И.И. Алафузова и многих других). Подавляющая часть экспонатов поступила в музей в 1960-1970-х гг. в связи со строительством экспозиций.

Купеческая династия Юнусовых на протяжении столетий занимала ведущие позиции в торговле и промышленности Казанской губернии. Родоначальник династии Мухаметрахим Юнусов еще в 1780-е гг. успешно занимался коммерцией, с 1793 г. состоял в должности городского головы Татарской ратуши. Торговую славу семьи продолжили его внуки - Ибрагим и Исхак, до конца жизни имевшие нераздельный капитал. «Опись имущества казанских купцов Юнусовых Ибрагима и Исхака, заложенного в ломбард», датируемая 1849 г., представлена в новой экспозиции Национального музея РТ [7].

Братья Юнусовы жертвовали средства погорельцам на постройку жилья, на содержание арестантов. В 1844 г. они направили 20 тыс. руб. на открытие приюта для детей-сирот самых нуждающихся татар, который стал называться Юнусовским. Кроме того, Исхак передал приюту в вечное владение каменные лавки на Сенной площади стоимостью 5 тыс. руб. (лавки сдавались в аренду, и вырученные средства шли на содержание приюта) и выстроил во дворе каменную мечеть, которая обошлась ему в такую же сумму. В приюте преподавали русскую и татарскую грамоты, арифметику, «религиозные правила магометанского исповедания», арабский и персидский языки. Это заведение пользовалось громадным сочувствием татарского общества, и в его адрес шли значительные пожертвования. Приют находился в ведении Казанского губернского попечительства детских приютов Учреждений императрицы Марии и пользовался особым покровительством Романовых. В фондах музея хранится фотография зда-

ния приюта, а также фотокопия портрета одного из представителей династии Юнусовых - Исхака Губайдулловича Юнусова [15].

Благотворительная деятельность братьев Юнусовых была замечена властями. Так, Исхак в 1844 г. был утвержден в должности попечителя, а в 1859 г. - директора приюта. Тем самым он получил возможность контролировать капиталы, работу этого учреждения, стал одним из действующих лиц местной администрации. В 1867 г. Исхак Юнусов был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени, в 1879 г. - Св. Анны 3-й степени, что несомненно, подняло его вес среди казанского купечества [3, л.11 об .-12]. Эти поощрения сыграли важную роль в присвоении братьям Юнусовым звания «коммерции советника». Юнусовы так и остались первыми и единственными в истории татарами-предпринимателями, удостоевшимися подобного высокого звания.

Большим уважением в городе пользовались представители династии Апанаевых, которые оставили заметный след в истории Казани. Вид Апа-наевской мечети на литографиях Турнерелли стал своеобразной визитной карточкой Татарской слободы г. Казани [9].

Габдулла Апанаев являлся одним из самых известных татарских меценатов начала XX в. В 1908 г. он был отлучен от служения в Сенно-базарной мечети и сослан на два года в Вологодскую губернию. Сохранилась фотография, которая запечатлела Габдуллу Апанаева во время встречи со своей семьей в ссылке [11]. В 1913 г. он выступил с очень интересной инициативой - предложил создать музей, фонды которого бы составили древние книги, рукописи и другие реликвии, сохранившиеся в татарских семьях Казани. Идея так и не была реализована из-за начавшейся Первой мировой войны.

Своими благотворительными делами прославился и другой представитель династии Апанаевых - Мухаммадбадретдин Абдулкаримович (1867-1937 гг.). Он был членом попечительских советов Александровского ремесленного и Казанского коммерческого училищ, председателем Правления Общества пособия бедным мусульманам, убежденным сторонником новометодного обучения в медресе и не раз собирал в своем доме на Юнусовской площади представительные совещания татарского духовенства, купечества, интеллигенции [8].

В ряду известных казанских благотворителей стоит имя Фатихи Аитовой - основательницы первой женской гимназии в Казани. В фондах музея представлена ее большая личная коллекция. В их числе - уникальный документ, напечатанный на пишущей машинке, - «Моя биография и общественная деятельность» [12, л.1], где раскрываются этапы развития татарского женского образования, побудительные мотивы благотворительной деятельности и личные переживания Фатихи-ханум. Началу своей деятельности на благо просвещения девочек-мусульманок она скромно посвятила лишь несколько строк: «... благодаря моральной и материальной поддержке моего мужа, мне удалось в 1887 году приняться за общественную работу. Начала с того, что открыла бесплатную школу шитья для девочек татар Суконно-слободского района. Все обучающиеся в моих классах девочки были детьми беднейшего населения Казани, живущего в этом

районе. Необходимые при обучении материалы покупались на средства моего мужа. Эти классы существовали в течение трех лет, и в них обучалось примерно 30-50 детей» [12, л.2].

После смерти отца, получив наследство, в 1909 г. на Екатерининской улице (ныне - Г. Тукая) Фатиха организовала «женский мектеб для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте по программе начальных школ». Для школы было построено специальное двухэтажное каменное здание (на средства супруга Сулеймана и Фатихи Аитовых). В период подготовки и проведения юбилея династии Романовых в 1913 г. ею была предпринята попытка организации среднего учебного заведения для татарских девочек - гимназии. После длительных хлопот и хождений по различным чиновничьим инстанциям Фати-ха получила 4 марта 1916 г. разрешение «открыть в Казани частное учебное заведение для девочек магометанок...». Торжественное открытие первой татарской женской гимназии состоялось 29 октября 1916 г. [1, с.74].

В гимназии на первый план выдвигалась задача подготовки учительниц для начальных татарских школ. Здесь преподавали вероучение, татарский, арабский, русский, французский языки, историю всеобщую и отечественную, географию общую и России, математику, физику, естествознание, анатомию и физиологию человека, гигиену, педагогику, чистописание русское и татарское, рисование и рукоделие. В своей автобиографии Ф.Аитова обратила внимание на то, что особенно трудно было добиться разрешения у местных властей на преподавание общеобразовательных предметов на татарском языке. Другая проблема, которую пришлось преодолевать, - отсутствие соответствующих учебных программ. Организаторы новометодных школ разрабатывали их на основе программ русских женских средних учебных заведений, приспосабливая к требованиям татарской школы [12, л.3]. Качество преподавания зависело от опыта учителя и учебной базы школы, которая создавалась за счет личных средств организаторов, педагогов и благотворительных взносов жертвователей.

Помимо многочисленных фотографий преподавателей и учениц школы, в коллекции Фатихи Аитовой представлены: «Расписание уроков на неделю в ГУ-У классах женской мусульманской школы», «Список учебников», «Похвальная грамота, выданная Ракие Ганеевой, в связи с окончанием начальных классов школы Ф.В. Аитовой», «Аттестат Казанской ремесленной управы №209 о присвоении бывшей ученице школы Аитовой Р.Г. Мухутдиновой звания мастерицы по дамско-портновскому ремеслу 1912 года» [13]. Значительная часть экспонатов поступила в дар музею в 1965 г. от сына Ф. Аитовой - Ибрагима. Экспонаты данной коллекции дают представление о трудностях и характерных особенностях развития женского образования среди татарского населения г.Казани. Они неоднократно экспонировались на выставках и представлены в настоящее время в экспозиции Национального музея РТ.

Таким образом, рациональные и духовные устремления татарского национального купечества объективно способствовали укреплению авто-

ритета татарского населения города Казани, развитию просвещения и образования среди единоверцев.

Своими благотворительными акциями широкую известность в Казани получил и другой предприниматель - И.И. Алафузов. В 1868 г. 3200 руб. им было пожертвовано на три стипендии имени своей покойной жены -Людмилы - в Казанское Мариинское женское училище, в 1884 г. -7000 руб. - на содержание 5 лиц в богадельне Казанского попечительного о бедных комитета. После его смерти - в 1891 г. газета «Казанский биржевой листок» сообщала о духовном завещании покойного. В соответствии с его желанием 200 тыс. руб. жертвовалось на возведение больницы с храмом на 50 коек в Адмиралтейской слободе. В день похорон были розданы 2 тыс. руб. бедным казанцам за упокой души покойного, всем служащим и рабочим его предприятий были аннулированы долги и штрафы, общая сумма которых достигала 6 тыс. руб. [4; 5; 6].

В 1898-1900 гг. на средства И.И. Алафузова было построено здание, которое носило официальное название «Образовательный дом имени Александра II». Первоначально здание было задумано как своеобразный массовый культурно-просветительный центр для рабочих. В образовательном доме были устроены учебные аудитории на двести учащихся, библиотека, читальня, чайная и столовая, детский сад для детей рабочих, а также зрительный зал со сценой (потому-то дом часто называли Алафу-зовским театром). Многочисленные фотографии этого монументального здания хранятся в фондах Национального музея РТ [10].

Заметный след в истории благотворительности Казани оставил купец Яков Филиппович Шамов. Выходец из небогатой купеческой семьи, он в молодости служил в различных торговых фирмах, постигая секреты купеческой предприимчивости. Женившись, разбогател. Шамов почитался современниками как умный и оборотистый купец, вышедший к концу века в миллионеры. Он вел оптовую торговлю зерном и мукой. Однако Я.Ф. Шамов, в отличие от многих купцов, не ограничивался пожертвованиями небольших сумм в помощь бедным, хотя и это имело место. С 1887 г. и вплоть до своей смерти (1908 г.) он был бессменным казначеем Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. Принял активное участие в постройке для училища нового здания, сам пожертвовал для этого 5 тыс. руб., им же было передано 25 тыс. руб. на постройку здания коммерческого училища. А весь свой годовой доход - 200 тыс. руб. - он завещал на постройку больницы [16, с.146]. Уникальный документ - «Акт передачи Шамовской больницы купчихой первой гильдии А.Х. Шамовой городу Казани в 1910 году» хранится в фондах музея [14]. На документе присутствуют многочисленные подписи лиц, ставших свидетелями этого замечательного события в истории города, включая строителей здания больницы и студентов-медиков университета.

Национальный музей РТ хранит память о добрых и праведных делах наших предков и современников. Экспонаты - «немые свидетели» истории - позволяют увидеть подлинную историю российской благотворительности и понять ее масштабы на разных этапах развития страны.

Источники и литература

1. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбоны. Казань: Алма-Лит, 2003. 183 с.

2. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф.359. Оп.1. Д.110.

3. ГА РТ. Ф.418. Оп.1. Д.240.

4. Казанские губернские ведомости. 1869. 10 января.

5. Казанские губернские ведомости. 1884. 23 августа.

6. Казанский биржевой листок. 1891. 31 августа, 1 сентября.

7. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Фонд письменных источников. Книга поступлений письменных источников-106126 (КППи-106126).

8. НМ РТ. Фонд изобразительных источников. КППи-118488/42.

9. НМ РТ. Фонд изобразительных источников. КППи-121795/9.

10. НМ РТ. Фонд изобразительных источников: КППи-123088/24; КППи-119833/4.

11. НМ РТ. Фонд личных коллекций. №В-23018.

12. НМ РТ. Фонд личных коллекций. КППи-122272/13. 3л.

13. НМ РТ. Фонд личных коллекций: КППи-122272/14; КППи-122272/15; КППи-122272/8; КППи-122272/7.

14. НМ РТ. Фонд письменных источников. КППи-121227.

15. НМ РТ. Фотофонд. №В-23017/147; №КППи-116292.

16. Хайруллина А.Д. Казанские газеты как исторический источник изучения благотворительности (1861-1896 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 1993. 264 с.

Acts, immortalized names. Kazan patrons of the 19th - early 20th centuries (by the materials of the National Museum of the Republic of Tatarstan)

A.D. Khairullina

National Museum of the Republic of Tatarstan Kazan, Russian Federation

The article based on the materials of the National Museum of the Republic of Tatarstan highlights the participation of the Kazan merchants in the charitable activities of the 19th - early 20th centuries. Within the framework of this topic, the activities of both the Tatar and Russian merchants are touched upon. The stimulating motives for charity, including conditioned by religious traditions are considered. The main directions of philanthropic activity of Kazan merchants are shown.

Keywords: merchants, charity, Kazan, mosque, mekteb, shelter.

For citation: Khairullina A.D. Acts, immortalized names. Kazan patrons of the 19th - early 20th centuries (by the materials of the National Museum of the Republic of Tatarstan). From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2022, vol. 12, no. 1, pp. 97-102 (In Russian)

Информация об авторе:

Хайруллина Алсу Даниловна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального музея Республики Татарстан (Казань, Российская Федерация); e-mail: alsou.khayrullina.59@mail.ru

Khairullina Alsu Danilovna - Cand. Sci. (history), Senior Researcher of the National Museum of the Republic of Tatarstan (Kazan, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.