Научная статья на тему 'Историко-архитектурное наследие татарского народа как фактор культурного и экономического развития'

Историко-архитектурное наследие татарского народа как фактор культурного и экономического развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТАРО-ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА / МЕЧЕТИ / ЛОКАЛЬНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ / ВЕЛИКИЙ БОЛГАР / ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / TO STUDY AND ACCOUNTING MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE / OLD TATAR SLOBODA IN KAZAN / THE COMMUNITY MOSQUE "MARJANI" / KAZAN KREMLIN / GREAT BOLGAR / THE ISLAND-TOWN SVIYAZHSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салихов Р. Р.

В статье рассматриваются основные этапы государственной политики Республики Татарстан по сохранению исторического и культурного наследия. На первом этапе 1990-2000 годов проводилась большая исследовательская работа по выявлению, изучению и учету памятников истории и культуры. Специфика исследовательского процесса показана на примере изучения объектов общинной мечети «Марджани» в Старотатарской Слободе в Казани. В 2000-2010 годах началось систематическое восстановление некоторых городских объектов в Казани и других городах Татарстана. В результате ансамбль Казанского Кремля был включен в список материального наследия ЮНЕСКО. Была определена дата начала Казани, празднование 1000-летия города привлекло значительные финансовые вложения. Современный этап характеризуется возрождением крупных исторических, архитектурных и археологических комплексов Великого Болгара, островного города Свияжска, исторического центра Казани, интеграции исторического наследия в экономику Татарстана. Значительный рост доходов от туристической деятельности, Казань и Республика Татарстан стали одним из самых привлекательных туристических центров Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND ARCHITECTURAL HERITAGE OF THE TATAR PEOPLE AS A FACTOR OF CULTURAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The article deals with the main stages of the state policy of the Republic of Tatarstan on preservation of historical and cultural heritage. In the first stage in 1990-2000 years was carried great research work to identify, study and accounting monuments of history and culture. The specifics of the research process is shown by the example of the study of objects of the community mosque "Marjani" in Old Tatar Sloboda in Kazan. In the 2000-2010 years began the systematic recovery of some of the city-forming objects in Kazan and other cities of Tatarstan. As a result, the ensemble of the Kazan Kremlin was included in the list of material heritage of UNESCO. There was determined a origin date Kazan's, a celebration of the 1000th anniversary of the city attracted significant financial investment. The modern stage is characterized by the revival of of large historical, architectural and archeological complexes of the Great Bolgar, the island-town Sviyazhsk, the historical center of Kazan, the integration of historical heritage in Tatarstan economy. There is a marked increase in revenues of tourism activities, Kazan and Republic of Tatarstan became one of the most attractive tourist centers of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Историко-архитектурное наследие татарского народа как фактор культурного и экономического развития»

УДК 94(470.41) "18/19" Р.Р.Салихов

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются основные этапы государственной политики Республики Татарстан по сохранению исторического и культурного наследия. На первом этапе 1990-2000 годов проводилась большая исследовательская работа по выявлению, изучению и учету памятников истории и культуры. Специфика исследовательского процесса показана на примере изучения объектов общинной мечети «Марджани» в Старотатарской Слободе в Казани. В 2000-2010 годах началось систематическое восстановление некоторых городских объектов в Казани и других городах Татарстана. В результате ансамбль Казанского Кремля был включен в список материального наследия ЮНЕСКО. Была определена дата начала Казани, празднование 1000-летия города привлекло значительные финансовые вложения. Современный этап характеризуется возрождением крупных исторических, архитектурных и археологических комплексов Великого Болгара, островного города Свияжска, исторического центра Казани, интеграции исторического наследия в экономику Татарстана. Значительный рост доходов от туристической деятельности, Казань и Республика Татарстан стали одним из самых привлекательных туристических центров Российской Федерации.

Ключевые слова: Историко-культурное наследие, научные исследования, Старотатарская слобода, мечети, локальная мусульманская община, Казанский Кремль, Великий Болгар, остров-град Сви-яжск.

R.R.Salikhov HISTORICAL AND ARCHITECTURAL HERITAGE OF THE TATAR PEOPLE AS A FACTOR OF CULTURAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT. The article deals with the main stages of the state policy of the Republic of Tatarstan on preservation of historical and cultural heritage. In the first stage in 1990-2000 years was carried great research work to identify, study and accounting monuments of history and culture. The specifics of the research process is shown by the example of the study of objects of the community mosque "Mar-jani" in Old Tatar Sloboda in Kazan. In the 2000-2010 years began the systematic recovery of some of the city-forming objects in Kazan and other cities of Tatarstan. As a result, the ensemble of the Kazan Kremlin was included in the list of material heritage of UNESCO. There was determined a origin date Kazan's, a celebration of the 1000th anniversary of the city attracted significant financial investment. The modern stage is characterized by the revival of of large historical, architectural and archeological complexes of the Great Bolgar, the island-town Sviyazhsk, the historical center of Kazan, the integration of historical heritage in Tatarstan economy. There is a marked increase in revenues of tourism activities, Kazan and Republic of Tatarstan became one of the most attractive tourist centers of the Russian Federation.

Keywords: historical and cultural heritage, to study and accounting monuments of history and culture, Old Tatar Sloboda in Kazan, the community mosque "Marjani", Kazan Kremlin, Great Bolgar, the island-town Sviyazhsk.

Историко-культурное наследие является важнейшим фактором национальной идентичности и при соответствующей политике, перспективным направлением развивающейся экономики региона. Это подтверждается ,накопленным за прошедшие двадцать пять лет, позитивным опытом Татарстана. Сегодня уже можно оценивать непростой и противоречивый путь, пройденный общественностью, органами государственной власти в деле сохранения и интеграции памятников истории и культуры в экономическую и социальную жизнь республики.

Первый этап, охватывающий девяностые годы ХХ века - начало двухтысячных, стал временем исследовательского бума и комплексной поисковой работы, на который оказывал сильное воздействие рост национального самосознания. Так, если в доперестроечный, советский период, на территории Казани стояло на государственной охране всего два памятника истории, посвященных татарским деятелям, да и то, связанных с революционным движением, то уже к 1995 году, в городе было выявлено 366 объектов, отражавших основные этапы истории татарского народа. Это мечети и медресе, жилая, гражданская и промышленная архитектура, мемориальные места выдающихся сынов татарского народа, эпиграфические памятники. Благодаря масштабным архивным изысканиям, удалось не только провести выявление и учет памятников, но охарактеризовать с научных позиций формирование целых градостроительных комплексов в национальных частях Казани. Определены границы Старотатарской и Новотатарской слобод, основных мусульманских общин, проведена персонификация этого наследия. Всего по Татарстану в этот период зафиксировано более 500 памятников 18-начала 20 вв.

Впервые в истории в татарских районах столицы Татарстана были обследованы все исто-рико-архитектурные объекты, связанные с национальной культурой. Изучался каждый дом, поквартально в привязке к определенной мечети, что позволило не только составить реестр наиболее значимых памятников, но и изучить структуру махаллей, ввести в научный оборот большой, ранее неизвестный, фактический материал.

Центральная община мусульманской части города формировалась вокруг мечети «Мард-жани», построенной в 1768-1771 годах по личному разрешению императрицы Екатерины Великой. Поэтому основное исследовательское внимание уделялось главным общественным институтам махали, зданиям, имеющим важное мемориальное значение в контексте истории татарского народа.

Помимо мечети, это, конечно же, медресе «Марджания» (Ул.З.Султана, 4), возведенное в 1880 году по проекту архитектора П.И.Романова [1, л.238]. Это мусульманское учебное заведение являлось старейшим в городе. Самый яркий период в истории медресе связан с именем выдающегося богослова и историка Шигабутдина Марджани, который здесь преподавал с 1850 по 1889 год. Данный памятник связан с именами выдающихся татарских священнослужителей, общественных деятелей, представителей культуры

В медресе в разные годы учились и преподавали: религиозный и общественный деятель, казий Магометанского Духовного Собрания, редактор журнала «Ислам Мэжэллэсе» (Исламский сборник) Кашшафетдин Тарзимани (1877 - 1940), религиозный деятель, богослов, издатель и редактор газеты «Идел», мухтасиб Астраханской области Абдрахман Гумари (1867 - 1933), имам-хатиб мечети «аль-Марджани», педагог Сафиулла Абдуллин (1859 - 1926), учились: артист Ситдик Ханафиевич Айдаров (1895 - 1938), поэт Абрар Закирович Сагиди (1895 - 1939), композитор Салих Замалетдинович Сайдашев (1900 - 1954), большевик Хусаин Мингазетдино-вич Ямашев (1882 - 1912) и многие другие.

Другим формирующим объектом историко-архитектурного ансамбля общины является сохранившийся дом Шигабутдина Марджани (ул.Каюма Насыйри,10), построенный в 18631864 гг. по проекту архитектора П.И.Романова [2,л.1-3].

Шигабутдин Марджани (1818 - 1889) - Шигабутдин бин Багаутдин бин Субхан бин Абдул-карим бин Габдельттавваб бин Габдельгани бин Габделькутдус аль - Марджани бин Ядаш бин Ядкар бин Гумер хаджи родился 16 января 1818 г. в деревне Ябынчи (ныне Арский район РТ) в семье указного муллы. Его дальние предки происходили из деревень Марджан и Коморгузя. Начальное богословское образование будущий ученый получил в медресе деревни Ташкичу, где тогда преподавал его отец. Затем в течение 10 лет (1838-1849) Ш.Б.Марджани учился в медресе «Кукельташ», «Мирараб» в Бухаре и «Ширдар» в Самарканде. По окончании этих учебных заведений молодой богослов приехал в Казань, где в 1850 г. был избран на должность имам-хатиба и главного мудариса Первой соборной мечети. Блестящие знания, безупречная нравственность позволили мулле завоевать большой авторитет среди мусульман города. В 1860 г. ему было поручено наблюдать за точностью издаваемых в Казани текстов Корана. В 1867 г. Ш.Марджани был удостоен почетных званий ахуна и мухтасиба.

Духовный наставник старейшей в городе махалли, обладавший гордым и независимым характером, он был горячим поборником истины, сторонником и идеологом обновления во всех сферах жизни татарского народа. Ш.Марджани не только стоял у истоков коренной реформы мусульманского образования, но и первым осуществил попытку создания татарской национальной исторической науки. Созданные им труды в области религиозных знаний, философии, истории предопределили взлет национального самосознания, расцвет татарской культуры в начале XX столетия.

В доме на улице Каюма Насыйри Ш.Б.Марджани написано множество научных трудов, в том числе и знаменитая книга «Мустафадал-Ахбар...». Дом Марджани являлся центром своеобразного паломничества в Старотатарской слободе. Частыми гостями его хозяина были видные представители татарского духовенства и купечества, шакирды, деятели науки и культуры. Ш.Б.Марджани широко общался с русскими учеными и просветителями. В стенах своего дома он не раз принимал инспектора татарских школ академика В.В.Радлова, члена-корреспондента Академии Наук И.Ф.Готвальда, профессора Н.Ф.Катанова. В марте 1876 году по пути в Западную Сибирь здесь побывал автор книги «Жизнь животных» немецкий ученый А.Брем [8,с.53-55].

После смерти Ш.Марджани, усадьба перешла в собственность его сына имам-хатиба мечети «аль-Марджани» Мухаметбурганутдина бин Шигабутдина (1856 - 1916). В конце 1920 -

начале 1930 г. семья М-Б.Ш.Марджани покинула Казань и переехала в Среднюю Азию.

Таким образом, конфессиональную структуру махали составляли мечеть, здание медресе и дом приходского имама, где и происходили основные события духовной жизни прихожан.

В период буржуазных преобразований традиционная мусульманская община начала формировать новые социальные институты, связанные с благотворительной и культурно-просветительской деятельностью. Эти памятники гражданской архитектуры, свидетельствующие о реформаторском этапе в жизни татарского народа, размывали привычный провинциальный ландшафт махаллей и слобод. Благодаря им, татарская Казань, приобретала «европейское» лицо. Так, например, во флигеле медресе «Марджания» (ныне ул. З.Султана, 6/15) в 1896-1917 гг. находился мектеб по обучению детей-сирот попечительства Вакуфного имущества А-В.Чукина. Оно возникло согласно завещанию казанского второй гильдии купца, торговца сырьем Абдулвали Юсуповича Чукина (1824 - 26.03.1896), который передал дом на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая, д.58) в собственность мечети «Марджани», с тем, чтобы доход получаемый с него шел на «на обучение при приходском медресе сирот детей мусульман, на содержание их и учителей их...»[3,л.3]. В мектебе ежегодно получали начальное образование десятки сирот со всех концов Казанской губернии. Кроме этого объекта, следует назвать, ныне утраченные здания Общества пособия бедным мусульманам (у.Ф.Карима,4), женской русско-татарской школы (ул.Тукая,71), женской гимназии Фатихи Аитовой (ул.Татарстан), редакции газеты «Эль-Ислах», также находившиеся в пределах махали мечети «Марджани».

Особую общественную роль играл ансамбль Юнусовской площади, который постепенно превратился в центр публичной активности всех мусульман Казани, хотя территориально он относился все к той же общине.

Особняк неформальных хозяев махали братьев Юнусовых, а затем купца 1 гильдии М-Б.А-К.Апанаева (ул.Тукая, 67/14) стал местом собраний татарской общественности города и губернии, на которых обсуждались насущные религиозные, культурные и просветительские вопросы. Сама площадь играла, в первую очередь, ритуальную роль. Здесь проводились обряды джа-наза и поминальные молитвы по случаю кончины выдающихся представителей Старотатарской слободы. Отсюда в последний путь провожали Ибрагима Юнусова, Ахмеда Хусаинова, Габ-дуллу Тукая, Галимзяна Баруди, Фатыха Амирхана и многих других знаменитых сынов татарского народа.

Следующая группа объектов истории и культуры, локализованных в махалле «Марджани» связана с мемориальными домами известных татарских писателей, ученых, музыкантов: историка Газиза Губайдуллина (ул.З.Султана, 8), литератора Гаяза Исхаки (ул.Марджани, 20), скрипача и переводчика Вали Апанаева (ул.Сафьян,5) и другие.

Таким образом, комплексное изучение памятников одной городской общины позволило их классифицировать, выявить специфику и детально представить их значение в контексте истории татарского народа. Данная методика раскрыла особенности каждой из 17 мусульманской общин Казани, среди которых были родовые, базарные, заводские, реформаторские приходы. Новые критерии оценки исторической и культурной значимости, основанные на вновь выявленных документальных источниках, новых концептуальных подходах в освещении прошлого татар, способствовали внесению многих зданий в реестр ценных объектов, охраняемых государством, включению их в популярные туристические маршруты.

Необходимо подчеркнуть, что такая работа, конечно же, не делилась по национальному признаку. В рамках программы по составлению Свода памятников РТ осуществлялось полное и сплошное обследование всех городов и районов, в том числе ансамблей традиционных купеческих городов: Елабуги, Чистополя, Тетюш. Одновременно муниципалитеты и республиканские ведомства приступили к постановке объектов на государственную охрану и выработке мероприятий по развитию градостроительной системы.

В 1989-2009 гг. в г.Казани на государственную охрану федерального, регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения поставлено почти 300 объектов, в том числе практически все выявленные объекты культурного наследия, рекомендованные ПЗО г.Казани 1988 г. В настоящее время на государственной охране федерального, регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения состоит 488 объектов культурного наследия, в Списке выявленных объектов культурного наследия-39 объектов [7]. Всего в Татарстане за этот период было выявлено 7000 памятников, из них 1635 поставлено на государственную охрану[6].

Главной проблемой того времени являлся технический износ большинства зданий, негативный социальный фон, так как в них в тяжелейших условиях проживало большое количество людей.

В 1996-2004 гг. в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан началось переселение граждан из ветхого жилья, сосредоточенного в историческом центре Казани. Масштабное переселение тысяч семей, из старинных купеческих домов поставило задачу скорейшей реконструкции большого количества городских кварталов в центре города. Решение этой сложной и масштабной задачи проходило на протяжении последующих десяти лет. Именно, в данный период сохранение культурного наследия стало одним из главных направлений правительства Татарстана, ярким маркером самостоятельности республики, претендующей на особую роль в Российской Федерации.

В 2000 году решением ХХГУсессии Комитета всемирного наследия при ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» был включен в Список всемирного культурного наследия. Это событие стало серьезным фактором привлечения инвестиций, расширения туристического потока, дальнейшей работы по сохранению объектов культурного наследия, и, самое главное определить дату возникновения Казани.

Подготовка к 1000-летию города приняла общефедеральный масштаб, государственную комиссию возглавил лично Президент РФ В.В.Путин. Празднование юбилея Казани стало праздником татар всего мира, всех народов Российской Федерации. Оно не только сделало узнаваемой столицу Татарстана, но коренным образом изменило судьбу республики, обозначив новые амбициозные задачи по социально-экономическому и культурному развитию Татарстана. Впервые, мероприятие исторического характера, провозглашавшее приоритет материального и духовного наследия, привлекло в регион по самым приблизительным подсчетам 80 млрд. рублей инвестиций.

Новый этап в планомерной деятельности по сохранению памятников истории и культуры начался в 2010 году, с избранием на пост Президента РТ Р.Н.Минниханова и назначением М.Ш.Шаймиева на должность Государственного советника РТ. Осуществление небывалого по размаху возрождения Великого Болгара и острова-града Свияжск, проводимого Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры РТ во главе с М.Ш.Шаймиевым получило достойную оценку мировой общественности. В 2014 году ансамбль древнего Болгара был включен в Список материального наследия ЮНЕСКО.

Президент РТ Р.Н.Минниханов лично возглавил процесс реконструкции исторического центра Казани. Его системная работа была нацелена не только на сохранение существующего наследия, но и на создание современной туристической инфраструктуры, интеграции объектов истории и культуры в экономическую жизнь республики. В результате, Казань достойно встретила проведение Всемирных студенческих игр 2013 года, стала признанным туристическим центром страны. Но, красноречивее всего об успехах в этой сфере свидетельствуют цифры. С 2005 года объем реализации услуг в сфере туризма вырос в 4 раза. Доходы от туристической деятельности в 2015 году составили 7,9 млрд. рублей, при общем доходе бюджета в 201 млрд. рублей[4].

Общее кол-во туристов посетивших Татарстан составило 3 млн. человек, а количество приехавших с целью отдыха выросло почти в 5 раз [5].

Сегодня республика обладает уникальным опытом сохранения и использования объектов культурного наследия, который заключается в государственном подходе, основанном на комплексном изучении памятников старины, их масштабной реконструкции и успешном включении в экономическую систему. Важно, что в этом сложном процессе принимает самое непосредственное участие общественность, предприниматели-инвесторы, специалисты разного профиля. Иными словами - сбережение исторической памяти стало дело всего народа.

Литература

1. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.98.Оп.1.Д.2117.Л.238.

2. Государственный архив Республики Татарстан. Ф.408. Оп.2. Д.740. Л.1-3.

3. Государственный архив Республики Башкортостан. Ф.-И. 295. Оп.3. Д.14464.Л.3.

4. Доклад Председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Иванова Сергея Евгеньевича «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2015 году и задачах на 2016 год» [Электронный ресурс] http://tourism.tatarstan.ru/rus/iile/pub/pub_462082.pdf/

5. Отчет о деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год

[Электронный ресурс] http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_463086.doc

6. Перечень объектов культурного наследия Республики Татарстан [Электронный ресурс] http://mincult.tatar.ru/rus/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya.htm

7. Список объектов культурного наследия г.Казани [Электронный ресурс] http ://www.uag.kzn. ru/filemanager/i/54241b19 .pdf

8. Юсупов М.Х.. Шигабутдин Марджани как историк. - Казань, 1981. - С. 53 - 55.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan. F.98.Op.1.D.2117.L.238.

2. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan. F.408. Op.2. D.740. L.1-3.

3. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Bashkortostan. F.-I. 295. Op.3. D.14464.L.3.

4. Doklad Predsedatelya Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu Ivanova Sergeya Evgen'evicha «Ob itogah raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu v 2015 godu i zadachah na 2016 god» [Electronic resource] http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_462082.pdf/

5. Otchet o deyatel'nosti Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu za 2015 god [Electronic resource] http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_463086.doc

6. Perechen' ob"ektov kul'turnogo naslediya Respubliki Tatarstan [Electronic resource] http:/ / mincult.tatar.ru/ rus / perechen-obektov-kulturnogo-naslediya.htm

7. Spisok ob"ektov kul'turnogo naslediya g.Kazani [Electronic resource] http://www.uag.kzn.ru/filemanager/i/54241b19.pdf

8. Yusupov M.H.. Shigabutdin Mardzhani kak istorik. - Kazan', 1981. - S. 53 - 55.

УДК 94 (470) "1917"

Р.Р.Салихов, Л.Р. Габдрафикова

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье повседневная жизнь населения Казанской губернии рассматривается через культуру общения. Обозначены основные проблемы межличностного диалога военной поры и революционного времени. Кроме того, выделены особенности межнационального общения в Поволжье, различия в речевых нормах и изменения в татарском языке.

Ключевые слова: революция 1917 года, татарская культура, межнациональный диалог, татарский язык, русский язык, повседневная жизнь.

Radik R. Salikhov, Liliya R. Gabdrafikova THE CULTURE OF COMMUNICATION IN THE YEARS OF REVOLUTION (THE CASE OF KAZAN GOVERNORATE). In this article we looked at Everyday life of Kazan province through the Communication Culture. We focus on studying the Problems of Interpersonal Dialogue of the Wartime and the Revolutionary time. Here we have identified several trends: features of interethnic communication in the Volga region, differences in speech norms and the transformation in the Tatar language.

Keywords: Revolution of 1917, Tatar culture, interethnic dialogue, Tatar language, Russian language, everyday life.

Революционное время, с колоссальными социальными потрясениями, выступает своеобразным индикатором культуры общения. В этой связи представляет большой интерес Казанская губерния - поликонфессиональный, многонациональный край Поволжья. Безусловно, в этот период существовал культурный разрыв между представителями различных конфессий и этносов. Хотя совместное проживание на одной территории порождало потребность в общении. Это были как деловые контакты, так и повседневное общение. В данной статье мы уделяем вниманию взаимодействию лишь двух этнических групп: татар и русских.

Очень показательно, что «Самоучитель для русских по-татарски и для татар по-русски», подготовленный А.Вагаповым, с 1852-го по 1911 г. переиздавался 18 раз [11, c.45]. Например, татарские предприниматели уже с середины XIX в. открывали совместные предприятия с русскими коммерсантами. Для такого межнационального общения, как правило, нужно было знание русского языка, т.к. знатоков татарского языка среди русских было немного. Они встречались преимущественно среди миссионеров. В некоторых случаях они выступали преподавателями русского языка. Так, Е.Малов оставил в 1881 г. в дневнике следующую запись: «Абдрах-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.