УДК 930.2
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЧЕТИ АЛЬ-МАРДЖАНИ Г. Р. Фахрутдинова, Ф. Г. Мухаметзянова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Р.Ю. Мамедлаев
Институт педгогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия
Аннотация. Статья посвящена одной из старинных мечетей г. Казани — мечети Аль-Марджани, рассматриваемой как туристический ресурс. В целях выявления туристского потенциала мечети приводится ее анализ как духовного центра, а также как историко-архитектурного памятника Казанского края.
Ключевые слова: мечеть Аль-Марджани, Ш. Марджани, исламский центр, туристский потенциал, СтароТатарская слобода
Сегодня Казань на туристическом рынке позиционирует себя как восточную столицу, исламский центр России, чем привлекает к себе большое число туристов. Гости, приезжающие в наш город, активно интересуются татарской культурой, местными обычаями и традициями. Знакомясь с религиозным наследием края, туристы непременно стремятся посетить соборную мечеть республики - мечеть Кул-Шариф. Помимо мечети Кул-Шариф в городе имеются ряд мечетей, обладающих неплохим туристским потенциалом, позволяющим использовать культовые сооружения в качестве ресурсов для развития сферы туризма в республике.
К ним относится мечеть Аль-Марджани. Мечеть Аль-Марджани - первая соборная мечеть города. Своему появлению она обязана Екатерине II. По высочайшему указу императрицы было получено разрешение на строительство в Казани мечетей. В результате, в 1767-1770 гг. на левом берегу озера Нижний Кабан по проекту архитектора В. Кафты-рева в городе строится первая каменная мечеть.
Особую значимость мечети придет и тот факт, что 1850-1889 гг. ее имам-хатыйбом являлся знаменитый татарский ученый, просветитель и богослова Шигабутдин Марджани. Безуловно, что Шигабутдин Марджани - это «достояние мировой истории ислама» [10]. Имеено благодаря его тудам и титаническим усилиям ученого и просвещенца, казанские татары получили возможность приобщиться к современным для своего времени достижениям науки и искусства. Взрослые и дети получили уникальную возможности приобрести знания в области истории, географии, математики, астрономии, психологии, педагогики и этики.
С полной уверенность и гордостью можно утверждать, что именно Ш. Марджани стал для своей эпохи «знаменосцем борьбы за просвещение и свободомыслие» [1]. Он первым из татарских историков обратился к проблеме этногенеза татарского народа. Указав на историческую связь между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства, Марджани внес вклад в развитие национального самосознания казанских татар. За научные труды и личность ученого Ш.Марджани называют «татарским Геродотом»
Более того, Марджани заложил основы изучения и понимания исламского вероучения «в духе Нового времени» [1]. Именно Ш.Марджани настаивал на акцентировании внимания мусульман к Корану и хадисам. Он неустанно призывал шакирдов к самостоятельному поиску ответов на волнующие их вопросы человеческого бытия. В этих стремлениях Ш.Марджани мы видим его как подлинного субъекта научной и образовательной деятельности [2].
Таким образом, благодаря деятельности татарского богослова в понимании казанских мусульман произошло переосмысление ислама, «очищении веры от вековых предрассудков и заблуждений и возвращение к чистым и благородным традициям мусульманской общины времен Пророка» [13].
Мечеть Аль-Марджани - это уникальный архитектурный памятник, представляющий собой самобытный тип татарской мечети, не имеющей аналогов в других странах, поскольку художественное оформление мечети - синтез провинциального барокко и элементов татарского национального декоративного искусства (украшения в виде тюльпанов, виноградных лоз).
Как и для большинства татарских мечетей, для мечети Аль-Марджани характерно наличие лишь одного минарета, восходящего из крыши мечети. Между тем, этого минарета могло бы и не быть. Когда мечеть строилась, городские власти посчитали минарет мечети чересчур высоким. Свое недовольство они выразили Екатерине II, написав ей письмо, содержавшее следующее: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила, что «Я определила им место на земле, а в небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения» [4].
Прямоугольная в основании с одним минаретом и без внутреннего двора так выглядела мечеть Марджани до 1861 г., пока во II половине XIX в. на средства купца И. Г. Юнусова у северной стены не был сооружен пристрой с лестницей, а на территорию мечети не появилась кирпичная ограда. Юнусовы жертвовали немалые денежные средства, не только на ремонт мечети, но и на содержание имамов, муэдзинов и мугаллимов. «Можно сказать, что в период с первой трети XIX в. до 70-х гг. XIX в. мусульмане прихода полностью зависели в материальном плане от воли и благосклонности этих предпринимателей» [11; 26]. Оттого неудивительно, что за мечетью закрепилось еще одно название - Юнусовская.
С самого своего основания мечеть Марджани сохраняет свое положение центральной мечети Казани, объединяющей вокруг себя всех мусульман города. Наряду с деятельностью духовного центра мечеть Марджани выполняет функции главного образовательного центра Старо-Татарской слободы. С 1770 г. при мечети действует медресе «Марджания» (ныне - Казанский исламский колледж), где татарская молодежь получала, как религиозное, так и светское образование. В свое время выпускниками медресе стали политический и религиозный деятель Габдулла Апанаев, ученый-этнограф и просветитель Каюм Насыйри, поэт Абрар Сагиди, композитор Салих Сайдашев и большевик Хусаин Ямашев. В этом учебном заведении преподавал и Шигабутдин Марджани. «Будучи талантливым педагогом, Шигабутдин хазрат реформировал учебный процесс. Он помимо религиозных предметов ввел в программу обучения и светские предметы» [5]. По его же инициативе в 1870 г. было построено нынешнее здание Казанского исламского колледжа.
За свою многовековую историю мечеть Аль-Марджани переживала множество перестроек и реконструкций, но, к счастью, постройки XIX не были вовсе утеряны. Более того, даже в советское время, когда многие мечети закрывались, двери прихода Марджа-ни были открыты для прихожан.
Вместе с тем, для поддержания архитектурной постройки в хорошем состоянии, в начале нулевых под руководством, имам-хатыйба мечети Мансура хазрата Джалялет-дина была проведена серия работ по реставрации мечети Марджани и здания бывшего медресе. В результате, уникальные сооружения были восстановлены и превращены в единый Исламский культурный центр им. Ш. Марджани. Исламский культурный центр им. Ш Марджани включает мечеть, детский культурно-образовательный центр, исламскую библиотеку, мусульманский медицинский центр, гостевой дом, центр женского развития, а также кафе и магазин с продукцией Халяль. В конференц-залах центра про-
водятся семинары, тренинги и конференции, где обсуждаются различные вопросы, связанные с положением исламом в современном мире.
Сама мечеть Марджани продолжает играть важную духовную и градообразующую роль в деятельности казанских махаллей (районных общин), поскольку остается «историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане» [8]. В мечети ежегодно отмечаются главные мусульманские праздники (Ураза-байрама, Курбан-байрама), проводятся религиозные обряды (никах). Действуя на протяжении 248 лет, мечеть Мар-жани «сохраняет историческую преемственность между разными поколениями казанских мусульман» [11; 54]. Ведь как отмечает, имам-хатыйб Мансур-хазрат Джалялетдин, «сюда ходят в основном пожилые люди, чьи отцы и деды тоже молились в этой мечети». Поэтому среди казанских приходов мечеть Марджани негласно называют «старческой» [11; 54].
Наличие богатого исторического прошлого, связь с известным богословом Шигабут-дином Марджани, расположение мечети в одной из популярнейших туристических зон города (Старо-Татарской слободе) - это то, что вызывает интерес и привлекает внимание людей к этому культовому объекту.
О фактах, связанных с историей и деятельностью мечети, рассказывают различные обзорные [9] и тематические экскурсии по г. Казани и Старо-Татарской слободе, в чьих маршрутах мечеть Аль-Марджани фигурирует как неотъемлемый объект показа. Для того осмотреть мечеть Аль-Марджани гости города могут посетить следующие тематические экскурсии: «Казань религиозная» [3], «Казань многоликая» [15], «Казань - город всех религий» [14] и «Казань Мусульманская» [16]. Кроме того, турфирмы нашего города предлагают многочисленные пешеходные экскурсии по Старо-Татарской слободе, включающие посещение «первой каменной мечети, построенной с личного разрешения императрицы Екатерины II» [17].
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что мечеть Аль-Марджани имеет богатые исторические традиции ислама и развитую исламскую инфраструктуру. Это дает основание считать ее не только главной соборной мечетью города, но и одной из тех исторических построек города, благодаря которым и складывается столь уникальный национальный колорит города. Поэтому мечеть Аль-Марджани является обязательным объектом показа, при посещении туристами Старо-Татарской слободы. Отмечаемый у туристов интерес к мечети Марджани свидетельствует о наличии перспектив для большего развития туристского потенциала мечети.
В то же время, этот потенциал непременно следует использовать и развивать. Для того, чтобы поднять туристский интерес к мечети за пределами Татарстана, необходимо дальнейшее развитие образовательно центра Марджани регулярное проведение крупных конференций, образовательных курсов и иных мероприятий с привлечением СМИ, рассказывавших бы об истории, традициях мечети.
Литература
1. Вселенная угрюмого гения Шигабутдина Марджани // Татарская деловая газета «еТатар» URL: http://etatar. ru/top/38671 (дата обращения 08.03.18)
2. Гордость Казани. Шигабутдин Марджани // Старая Казань URL: http://www.иске-казан.рф/lyudi/54-gordost-kazani-shigabutdin-mardzhani (дата обращения 08.03.18)
3. Индивидуальная экскурсия «Казань религиозная» URL: https://experience.tripster.ru/experience/9359/ (дата обращения: 15.03.18)
4. История мечети «Аль-Марджани» // Соборная мечеть Аль-Марджани. URL: http://marjani-mechet.ru/ru/ history (дата обращения: 08.03.18)
5. Казанский исламский колледж // Соборная мечеть Аль-Марджани URL: http://marjani-mechet.ru/ru/node/119 (дата обращения 15.03.18)
6. Макарем И.Ф., Илюшина О.В. Религиозный туризм и паломничество в исламе // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы IV всероссийской науч-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. - 430 с.
7. Мечеть аль-Марджани // Туристско-информационный центр города. Казани. URL: https://kazantravel.ru/ attractions/mechet-mardzhani/(дата обращения 14.03.18)
8. Мечеть Марджани // kazan.ru. URL: http://kazan.rU/foto-kazani/p/mechet-mardzhani-2 (дата обращения: 08.03.18)
9. Обзорная экскурсия по Казани // Бюро путешествий «Казань» URL: http://www.kazantur.ru/tour/782.html (дата обращения: 15.03.18)
10. Почему Казань - мусульманская столица России? // Info-Ислам URL: http://www.info-islam.ru/publ/stati/ aktualno/pochemu_kazan_musulmanskaja_stolica_rossii/49-1-0-39068 (дата обращения: 11.03.18)
11. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. «Исторические мечети Казани» [Текст]/ Р. Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов. -Казань: Татар. Кн. изд-во, 2005. - 191 с.
12. Христов Т.Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т. Т. Христов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
13. Шигабутдин Марджани: потомственный имам, триумфальное возвращение на родину и удары судьбы // Газета «Реальное время». URL: https: // https://realnoevremya.ru/articles/86574-shigabutdin-mardzhani-200-let-tatarskomu-uchenomu (дата обращения: 09.03.18).
14. Экскурсия "Казань - город всех религий" // BusCity URL: https://gocitybus.ru/cruise/ekskursii-po-kazani/ tematicheskaya-ekskursiya-kazan-gorod-kontrastov.html (дата обращения: 15.03.18)
15. Экскурсия «Казань многоликая» // Туристско-информационный центр города Казани URL: https:// kazantravel.ru/tours/kazan-mnogolikaya/ (дата обращения: 15.03.18)
16. Экскурсия «Казань Мусульманская» // KazanTravels URL: http://www.kazantravels.ru/ekskursiya-kazan-musulmanskaya/ (дата обращения: 15.03.18)
17. Экскурсия по Старо-Татарской слобода // Kazan - CityTour URL: http://kazan-citytour.ru/peshehodnaya-ekskursiya-po-staro-tatarskoy-slobode-s-posescheniem-muzeya-chak-chaka (дата обращения: 15.03.18)
18. Юзеев А.Н. Марджани — первый идеолог татарской нации (К 190-летию со дня рождения) [Текст] // Эхо веков. - 2008. - №1. - С. 112.
Авторы публикации
Г.Р. Фахрутдинова, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, email: [email protected]
Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, [email protected]
Р.Ю. Мамедлаев, аспирант, Институт педгогики, психологии и социальных проблем, г,Казань, Россия TOURIST POTENTIAL OF AL-MARGANI MOSQUE
G. Fakhrutdinova, F. Mukhametzyanova
Kazan Federal University, Kazan, Russia R. Mamedlaev
Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia
Abstract. The article is devoted to one of the ancient mosques of Kazan - Al-Mardjani mosque, considered as a tourist resource. In order to identify the tourist potential of the mosque, its analysis as a spiritual center, as well as a historical and architectural monument of the Kazan region, is given.
Keywords: Al-Mardjani mosque, Sh. Mardjani, Islamic center, tourist potential, Staro-Tatar sloboda.
Authors of the published work G. Fakhrutdinova, student, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Email: [email protected] F. Mukhametzyanova, Doctor of Pedagogicial Sciences, Professor, Kazan Federal University, Kazan, Russia R. Mamedlaev, Post-Graduate Student, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia
Дата поступления 11.03.2018