Научная статья на тему 'Туристский потенциал мечети Аль-Марджани'

Туристский потенциал мечети Аль-Марджани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЧЕТЬ АЛЬ-МАРДЖАНИ / AL-MARDJANI MOSQUE / Ш. МАРДЖАНИ / ИСЛАМСКИЙ ЦЕНТР / ISLAMIC CENTER / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST POTENTIAL / СТАРОТАТАРСКАЯ СЛОБОДА / STARO-TATAR SLOBODA / SH. MARDJANI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фахрутдинова Г. Р., Мухаметзянова Ф. Г., Мамедлаев Р. Ю.

Статья посвящена одной из старинных мечетей г. Казани мечети Аль-Марджани, рассматриваемой как туристический ресурс. В целях выявления туристского потенциала мечети приводится ее анализ как духовного центра, а также как историко-архитектурного памятника Казанского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристский потенциал мечети Аль-Марджани»

УДК 930.2

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЧЕТИ АЛЬ-МАРДЖАНИ Г. Р. Фахрутдинова, Ф. Г. Мухаметзянова

[email protected]

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Р.Ю. Мамедлаев

Институт педгогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Аннотация. Статья посвящена одной из старинных мечетей г. Казани — мечети Аль-Марджани, рассматриваемой как туристический ресурс. В целях выявления туристского потенциала мечети приводится ее анализ как духовного центра, а также как историко-архитектурного памятника Казанского края.

Ключевые слова: мечеть Аль-Марджани, Ш. Марджани, исламский центр, туристский потенциал, СтароТатарская слобода

Сегодня Казань на туристическом рынке позиционирует себя как восточную столицу, исламский центр России, чем привлекает к себе большое число туристов. Гости, приезжающие в наш город, активно интересуются татарской культурой, местными обычаями и традициями. Знакомясь с религиозным наследием края, туристы непременно стремятся посетить соборную мечеть республики - мечеть Кул-Шариф. Помимо мечети Кул-Шариф в городе имеются ряд мечетей, обладающих неплохим туристским потенциалом, позволяющим использовать культовые сооружения в качестве ресурсов для развития сферы туризма в республике.

К ним относится мечеть Аль-Марджани. Мечеть Аль-Марджани - первая соборная мечеть города. Своему появлению она обязана Екатерине II. По высочайшему указу императрицы было получено разрешение на строительство в Казани мечетей. В результате, в 1767-1770 гг. на левом берегу озера Нижний Кабан по проекту архитектора В. Кафты-рева в городе строится первая каменная мечеть.

Особую значимость мечети придет и тот факт, что 1850-1889 гг. ее имам-хатыйбом являлся знаменитый татарский ученый, просветитель и богослова Шигабутдин Марджани. Безуловно, что Шигабутдин Марджани - это «достояние мировой истории ислама» [10]. Имеено благодаря его тудам и титаническим усилиям ученого и просвещенца, казанские татары получили возможность приобщиться к современным для своего времени достижениям науки и искусства. Взрослые и дети получили уникальную возможности приобрести знания в области истории, географии, математики, астрономии, психологии, педагогики и этики.

С полной уверенность и гордостью можно утверждать, что именно Ш. Марджани стал для своей эпохи «знаменосцем борьбы за просвещение и свободомыслие» [1]. Он первым из татарских историков обратился к проблеме этногенеза татарского народа. Указав на историческую связь между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства, Марджани внес вклад в развитие национального самосознания казанских татар. За научные труды и личность ученого Ш.Марджани называют «татарским Геродотом»

Более того, Марджани заложил основы изучения и понимания исламского вероучения «в духе Нового времени» [1]. Именно Ш.Марджани настаивал на акцентировании внимания мусульман к Корану и хадисам. Он неустанно призывал шакирдов к самостоятельному поиску ответов на волнующие их вопросы человеческого бытия. В этих стремлениях Ш.Марджани мы видим его как подлинного субъекта научной и образовательной деятельности [2].

Таким образом, благодаря деятельности татарского богослова в понимании казанских мусульман произошло переосмысление ислама, «очищении веры от вековых предрассудков и заблуждений и возвращение к чистым и благородным традициям мусульманской общины времен Пророка» [13].

Мечеть Аль-Марджани - это уникальный архитектурный памятник, представляющий собой самобытный тип татарской мечети, не имеющей аналогов в других странах, поскольку художественное оформление мечети - синтез провинциального барокко и элементов татарского национального декоративного искусства (украшения в виде тюльпанов, виноградных лоз).

Как и для большинства татарских мечетей, для мечети Аль-Марджани характерно наличие лишь одного минарета, восходящего из крыши мечети. Между тем, этого минарета могло бы и не быть. Когда мечеть строилась, городские власти посчитали минарет мечети чересчур высоким. Свое недовольство они выразили Екатерине II, написав ей письмо, содержавшее следующее: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила, что «Я определила им место на земле, а в небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения» [4].

Прямоугольная в основании с одним минаретом и без внутреннего двора так выглядела мечеть Марджани до 1861 г., пока во II половине XIX в. на средства купца И. Г. Юнусова у северной стены не был сооружен пристрой с лестницей, а на территорию мечети не появилась кирпичная ограда. Юнусовы жертвовали немалые денежные средства, не только на ремонт мечети, но и на содержание имамов, муэдзинов и мугаллимов. «Можно сказать, что в период с первой трети XIX в. до 70-х гг. XIX в. мусульмане прихода полностью зависели в материальном плане от воли и благосклонности этих предпринимателей» [11; 26]. Оттого неудивительно, что за мечетью закрепилось еще одно название - Юнусовская.

С самого своего основания мечеть Марджани сохраняет свое положение центральной мечети Казани, объединяющей вокруг себя всех мусульман города. Наряду с деятельностью духовного центра мечеть Марджани выполняет функции главного образовательного центра Старо-Татарской слободы. С 1770 г. при мечети действует медресе «Марджания» (ныне - Казанский исламский колледж), где татарская молодежь получала, как религиозное, так и светское образование. В свое время выпускниками медресе стали политический и религиозный деятель Габдулла Апанаев, ученый-этнограф и просветитель Каюм Насыйри, поэт Абрар Сагиди, композитор Салих Сайдашев и большевик Хусаин Ямашев. В этом учебном заведении преподавал и Шигабутдин Марджани. «Будучи талантливым педагогом, Шигабутдин хазрат реформировал учебный процесс. Он помимо религиозных предметов ввел в программу обучения и светские предметы» [5]. По его же инициативе в 1870 г. было построено нынешнее здание Казанского исламского колледжа.

За свою многовековую историю мечеть Аль-Марджани переживала множество перестроек и реконструкций, но, к счастью, постройки XIX не были вовсе утеряны. Более того, даже в советское время, когда многие мечети закрывались, двери прихода Марджа-ни были открыты для прихожан.

Вместе с тем, для поддержания архитектурной постройки в хорошем состоянии, в начале нулевых под руководством, имам-хатыйба мечети Мансура хазрата Джалялет-дина была проведена серия работ по реставрации мечети Марджани и здания бывшего медресе. В результате, уникальные сооружения были восстановлены и превращены в единый Исламский культурный центр им. Ш. Марджани. Исламский культурный центр им. Ш Марджани включает мечеть, детский культурно-образовательный центр, исламскую библиотеку, мусульманский медицинский центр, гостевой дом, центр женского развития, а также кафе и магазин с продукцией Халяль. В конференц-залах центра про-

водятся семинары, тренинги и конференции, где обсуждаются различные вопросы, связанные с положением исламом в современном мире.

Сама мечеть Марджани продолжает играть важную духовную и градообразующую роль в деятельности казанских махаллей (районных общин), поскольку остается «историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане» [8]. В мечети ежегодно отмечаются главные мусульманские праздники (Ураза-байрама, Курбан-байрама), проводятся религиозные обряды (никах). Действуя на протяжении 248 лет, мечеть Мар-жани «сохраняет историческую преемственность между разными поколениями казанских мусульман» [11; 54]. Ведь как отмечает, имам-хатыйб Мансур-хазрат Джалялетдин, «сюда ходят в основном пожилые люди, чьи отцы и деды тоже молились в этой мечети». Поэтому среди казанских приходов мечеть Марджани негласно называют «старческой» [11; 54].

Наличие богатого исторического прошлого, связь с известным богословом Шигабут-дином Марджани, расположение мечети в одной из популярнейших туристических зон города (Старо-Татарской слободе) - это то, что вызывает интерес и привлекает внимание людей к этому культовому объекту.

О фактах, связанных с историей и деятельностью мечети, рассказывают различные обзорные [9] и тематические экскурсии по г. Казани и Старо-Татарской слободе, в чьих маршрутах мечеть Аль-Марджани фигурирует как неотъемлемый объект показа. Для того осмотреть мечеть Аль-Марджани гости города могут посетить следующие тематические экскурсии: «Казань религиозная» [3], «Казань многоликая» [15], «Казань - город всех религий» [14] и «Казань Мусульманская» [16]. Кроме того, турфирмы нашего города предлагают многочисленные пешеходные экскурсии по Старо-Татарской слободе, включающие посещение «первой каменной мечети, построенной с личного разрешения императрицы Екатерины II» [17].

Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что мечеть Аль-Марджани имеет богатые исторические традиции ислама и развитую исламскую инфраструктуру. Это дает основание считать ее не только главной соборной мечетью города, но и одной из тех исторических построек города, благодаря которым и складывается столь уникальный национальный колорит города. Поэтому мечеть Аль-Марджани является обязательным объектом показа, при посещении туристами Старо-Татарской слободы. Отмечаемый у туристов интерес к мечети Марджани свидетельствует о наличии перспектив для большего развития туристского потенциала мечети.

В то же время, этот потенциал непременно следует использовать и развивать. Для того, чтобы поднять туристский интерес к мечети за пределами Татарстана, необходимо дальнейшее развитие образовательно центра Марджани регулярное проведение крупных конференций, образовательных курсов и иных мероприятий с привлечением СМИ, рассказывавших бы об истории, традициях мечети.

Литература

1. Вселенная угрюмого гения Шигабутдина Марджани // Татарская деловая газета «еТатар» URL: http://etatar. ru/top/38671 (дата обращения 08.03.18)

2. Гордость Казани. Шигабутдин Марджани // Старая Казань URL: http://www.иске-казан.рф/lyudi/54-gordost-kazani-shigabutdin-mardzhani (дата обращения 08.03.18)

3. Индивидуальная экскурсия «Казань религиозная» URL: https://experience.tripster.ru/experience/9359/ (дата обращения: 15.03.18)

4. История мечети «Аль-Марджани» // Соборная мечеть Аль-Марджани. URL: http://marjani-mechet.ru/ru/ history (дата обращения: 08.03.18)

5. Казанский исламский колледж // Соборная мечеть Аль-Марджани URL: http://marjani-mechet.ru/ru/node/119 (дата обращения 15.03.18)

6. Макарем И.Ф., Илюшина О.В. Религиозный туризм и паломничество в исламе // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы IV всероссийской науч-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. - 430 с.

7. Мечеть аль-Марджани // Туристско-информационный центр города. Казани. URL: https://kazantravel.ru/ attractions/mechet-mardzhani/(дата обращения 14.03.18)

8. Мечеть Марджани // kazan.ru. URL: http://kazan.rU/foto-kazani/p/mechet-mardzhani-2 (дата обращения: 08.03.18)

9. Обзорная экскурсия по Казани // Бюро путешествий «Казань» URL: http://www.kazantur.ru/tour/782.html (дата обращения: 15.03.18)

10. Почему Казань - мусульманская столица России? // Info-Ислам URL: http://www.info-islam.ru/publ/stati/ aktualno/pochemu_kazan_musulmanskaja_stolica_rossii/49-1-0-39068 (дата обращения: 11.03.18)

11. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. «Исторические мечети Казани» [Текст]/ Р. Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов. -Казань: Татар. Кн. изд-во, 2005. - 191 с.

12. Христов Т.Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т. Т. Христов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

13. Шигабутдин Марджани: потомственный имам, триумфальное возвращение на родину и удары судьбы // Газета «Реальное время». URL: https: // https://realnoevremya.ru/articles/86574-shigabutdin-mardzhani-200-let-tatarskomu-uchenomu (дата обращения: 09.03.18).

14. Экскурсия "Казань - город всех религий" // BusCity URL: https://gocitybus.ru/cruise/ekskursii-po-kazani/ tematicheskaya-ekskursiya-kazan-gorod-kontrastov.html (дата обращения: 15.03.18)

15. Экскурсия «Казань многоликая» // Туристско-информационный центр города Казани URL: https:// kazantravel.ru/tours/kazan-mnogolikaya/ (дата обращения: 15.03.18)

16. Экскурсия «Казань Мусульманская» // KazanTravels URL: http://www.kazantravels.ru/ekskursiya-kazan-musulmanskaya/ (дата обращения: 15.03.18)

17. Экскурсия по Старо-Татарской слобода // Kazan - CityTour URL: http://kazan-citytour.ru/peshehodnaya-ekskursiya-po-staro-tatarskoy-slobode-s-posescheniem-muzeya-chak-chaka (дата обращения: 15.03.18)

18. Юзеев А.Н. Марджани — первый идеолог татарской нации (К 190-летию со дня рождения) [Текст] // Эхо веков. - 2008. - №1. - С. 112.

Авторы публикации

Г.Р. Фахрутдинова, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, email: [email protected]

Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, [email protected]

Р.Ю. Мамедлаев, аспирант, Институт педгогики, психологии и социальных проблем, г,Казань, Россия TOURIST POTENTIAL OF AL-MARGANI MOSQUE

G. Fakhrutdinova, F. Mukhametzyanova

[email protected]

Kazan Federal University, Kazan, Russia R. Mamedlaev

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Abstract. The article is devoted to one of the ancient mosques of Kazan - Al-Mardjani mosque, considered as a tourist resource. In order to identify the tourist potential of the mosque, its analysis as a spiritual center, as well as a historical and architectural monument of the Kazan region, is given.

Keywords: Al-Mardjani mosque, Sh. Mardjani, Islamic center, tourist potential, Staro-Tatar sloboda.

Authors of the published work G. Fakhrutdinova, student, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Email: [email protected] F. Mukhametzyanova, Doctor of Pedagogicial Sciences, Professor, Kazan Federal University, Kazan, Russia R. Mamedlaev, Post-Graduate Student, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Дата поступления 11.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.