Научная статья на тему 'Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования на примере Казанской губернии в конце XIX начале XX'

Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования на примере Казанской губернии в конце XIX начале XX Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHERS'' CONVENTIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ / РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DEMOCRATIZATION OF EDUCATION / INDUSTRIALIZATION OF SOCIETY / EDUCATIONAL POLICY / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / SHORT COURSES / CRAFT TRAINING WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Евгения Евгеньевна

Предметом исследования является исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования. Профессиональный рост современных специалистов обеспечивается системой дополнительного образования, формирование которой протекало в течение длительного времени. В связи с этим, исследование становления данной системы представляет собой важное направление в изучении истории образования в целом. Методологической основой исследования послужил системно-исторический подход. Основными методами явились анализ исторических источников, архивных материалов, философской и психолого-педагогической литературы. В результате проведенного исследования выявлены тенденции, определившие характер и ход становления системы дополнительного образования на примере Казанской губернии в конце XIX начале XX. Основополагающими из них являются следующие: демократизация образования, индустриализация общества, повышение культурного уровня населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL BACKGROUND OF THE FORMATION OF ADDITIONAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF KAZAN PROVINCE IN THE LATE XIX EARLY XX

He subject of this study is the historical background of the formation of additional education. It is the system of additional education which provides the professional development of modern specialists. In this regard, the study of the formation of this system is viewed as an important area of exploration the history of education in general. As the methodological basis of the study a systems and history approach is used. The main methods of the research are the analysis of the historical sources, archival material, philosophical, and psychological and educational literature. Several trends that shaped the character and course of the formation of additional education on the example of Kazan Province in the late XIX early XX have been identified. The fundamental ones are as follows: the democratization of education, industrialization of society, raising the cultural level of the population.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования на примере Казанской губернии в конце XIX начале XX»

УДК 374.72 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX

Журавлева Е.Е.

Предметом исследования является исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования. Профессиональный рост современных специалистов обеспечивается системой дополнительного образования, формирование которой протекало в течение длительного времени. В связи с этим, исследование становления данной системы представляет собой важное направление в изучении истории образования в целом. Методологической основой исследования послужил системноисторический подход. Основными методами явились анализ исторических источников, архивных материалов, философской и психолого-педагогической литературы. В результате проведенного исследования выявлены тенденции, определившие характер и ход становления системы дополнительного образования на примере Казанской губернии в конце XIX - начале XX. Основополагающими из них являются следующие: демократизация

образования, индустриализация общества, повышение культурного уровня населения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; демократизация образования, индустриализация общества, образовательная политика, культурно-просветительская деятельность, краткосрочные курсы, учительские съезды, ремесленные учебные мастерские.

THE HISTORICAL BACKGROUND OF THE FORMATION OF ADDITIONAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF KAZAN PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX

Zhuravleva E.E.

The subject of this study is the historical background of the formation of additional education. It is the system of additional education which provides the professional development of modern specialists. In this regard, the study of the formation of this system is viewed as an important area of exploration the history of education in general. As the methodological basis of the study a systems and history approach is used. The main methods of the research are the analysis of the historical sources, archival material, philosophical, and psychological and educational literature. Several trends that shaped the character and course of the formation of additional education on the example of Kazan Province in the late XIX - early XX have been identified. The fundamental ones are as follows: the democratization of education, industrialization of society, raising the cultural level of the population.

Keywords: additional professional education, democratization of education, industrialization of society, educational policy, cultural and educational activities, short courses, teachers' conventions, craft training workshops.

Процесс образования - это неотъемлемая характеристика личностного

роста, необходимое условие человеческого существования. Человек

обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Он может сам строить себя как личность и существенно улучшить качество своей жизни. Человек, который прекращает учиться, лишает себя возможностей роста и развития во всех сферах жизни.

В настоящее время, когда существенной характеристикой

профессионализма становится способность компетентно работать в

изменяющихся условиях и без напряжения переучиваться при необходимости непрерывно, в течение всей жизни, дополнительное профессиональное образование становится основным связующим звеном между различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики и социальной сферы.

Система дополнительного образования, которая в настоящее время обеспечивает профессиональный рост современных специалистов, формировалась в течение длительного времени. В связи с этим, исследование становления системы дополнительного образования представляет собой важное направление в изучении истории образования в целом.

Обращение к истории образования конца XIX - начала XX на примере Казанской губернии позволило изучить предпосылки формирования системы дополнительного образования и выявить основополагающие тенденции этого процесса.

Во второй половине XIX века в России происходили серьезные преобразования в экономической, общественной и духовной жизни, которые определяли развитие высшего и среднего образования. Именно в последние десятилетия XIX века происходило становление государственной системы общего образования. Реформы среднего и высшего образования, инициированные правительством под влиянием объективных условий исторического развития страны, повлекли за собой резкий количественный рост учебных заведений, изменения в их учебных программах. В наши задачи не входит детальное рассмотрение противоречий образовательной политики того времени, которая в основном являлась отражением внутренней политики страны. Лишь заметим, что осуществление официального курса в области образования было возложено на попечителей Казанского Учебного Округа (КУО), которыми в рассматриваемый период были П.Б.Шестаков (1865-1883), П.Н.Масленников (1883-1890), Н.Г.Потапов (1890-1894), В.А.Попов (18941899), С.Ф.Спешков (1901-1905).

На фоне бума в области общего образования, процесс становления дополнительного образования в XIX веке представляется довольно размыто. Само понятие дополнительного образования в то время еще отсутствовало. Однако в процессе анализа различных форм образовательной деятельности вполне реально вырисовываются важнейшие тенденции, которые впоследствии, обогатившись новым опытом, легли в основу современной системы дополнительного образования. Необходимо отметить, что данные тенденции необычайно плотно вплетены в канву образовательной деятельности различных учебных заведений XIX- начала XX века.

Первая из них, состоит в том, что элементы дополнительного образования присутствовали неизменным компонентом в университетах, воспитывающих образовательную элиту, в которых всегда практиковались командировки с образовательными целями, наставничество, издательская и кружковская деятельность.

Вторая тенденция заключается в том, что наиболее рельефно

дополнительное образование выделялось в сфере педагогического образования в виде таких дифференцированных форм обучения как краткосрочные курсы или учительские съезды, одногодичные и двухгодичные педагогические курсы, которые в тот период времени представляли систему подготовки и повышения квалификации учителей.

Третья тенденция находит свои истоки в процессе демократизации образования, развернувшейся во второй половине 19 века. Активная

культурно-просветительская деятельность для народа в рамках «внешкольного образования» породила многочисленные воскресные школы, открытые

университеты, народные библиотеки, курсы под эгидой различных обществ.

Одновременно, привнесение образования в народные массы потребовало профессиональной подготовки целой армии учительских кадров. Помимо специальных учебных заведений, таких как учительские институты и школы,

действовали педагогические курсы и классы, принимались экзамены на звание учителя народной школы.

Четвертая тенденция проявилась в виде профессионализации образования. Она уходит корнями в процесс индустриализации общества, когда возникшая острая необходимость в высококлассных профессионалах для молодой, бурно развивающейся промышленности, повлекла за собой создание особых курсов, классов в рамках существующих промышленных училищ. Другая сторона тенденции, связанной с индустриализацией, нашла свое отражение в кампании Министерства Просвещения, по открытию в сельских школах ремесленные учебных мастерских для крестьянских детей. В определенном смысле эта политика преследовала социальные цели, предполагая открыть новые источники доходов для беднейших слоев населения.

Пятая тенденция охватывает деятельность учебных заведений по эстетическому воспитанию учащихся. Эстетизация воспитания осуществлялась в ходе разнообразной деятельности учебных заведений по организации досуга своих воспитанников, которая, в тоже время, способствовала расширению их кругозора и повышению уровня образованности.

Изучение и освещение различных аспектов образования в России началось по существу в конце XIX столетия современниками и продолжается до сих пор. Вопросы педагогического образования и деятельность Министерства народного просвещения (МНП) в этой области рассматривались в работах таких видных деятелей образования прошлого как Н.А.Корф, А.И.Кирпичников, В.Ф.Дерюжинский, В.В.Григорьев, Н.В.Чехов. Сравнительный анализ западноевропейской и русской систем образования находим в трудах Тихомирова Д.И., Знаменского С.А., Алешинцева И.А. Изучению проблемы подготовки учителей посвящены работы Р.Виппера, С.Зенченко, С.Любомудрова. Подготовка преподавателей в условиях реформы

среднего образования рассматривалась в исследованиях М.Н.Каткова, П.Капниста, А.И.Георгиевского. С точки зрения темы дополнительного образования интересна концепция подготовки учителя к преподавательской деятельности, предложенная С.Зенченко. Он справедливо считал, что основа подготовки учителя - это улучшение условий педагогической деятельности, которое, по его мнению, в первую очередь, заключается в увеличении жалования учителей и уменьшении учебной нагрузки. Высоко оценивая постановку обучения и воспитания за границей, где существовали уже проверенные на опыте приемы, С.Зенченко рассматривал зарубежную стажировку как эффективную форму педагогической подготовки [6 ].

В исторический период XIX - начала XX века наиболее рельефно элементы дополнительного образования проступают в системе подготовки учителей. Высшее и среднее государственное педагогическое образование в Казанской губернии было представлено многообразием учебных заведений, наиболее заметными из которых были Казанский университет, высшие женские курсы, Казанский учительский институт, Казанская инородческая учительская семинария, Казанская татарская учительская школа, женские гимназии в Казани и в уездах (Чистопольская, Чебоксарская, Царевококшайская гимназии).

На рубеже XIX - XX веков учебные заведения Казанской губернии рассматривались с точки зрения их развития и особенностей в работах современников (Д.Беленина, Д.Васильева, П.Знаменского, Д.Львова, П.Траубенберга, С.Троицкого, П.Смирнова, В.Соколова). Они публиковались в виде исторической записки и носили в большинстве своем описательный характер. Посвященные определенному учебному заведению и приуроченные к его юбилею, эти очерки в основном представляли историю учебного заведения, состав и деятельность попечительного и педагогического советов, учебную и воспитательную деятельность, сословный состав и количество учащихся, финансовую сторону. Значительный фактический материал,

использованный авторами, представляет особую ценность для современного исследователя. Рассмотрение данных работ позволило выявить и проанализировать элементы дополнительного образования, присутствующих в деятельности Казанских учебных заведений.

Состояние педагогического образования в Казанской губернии в рассматриваемый период нашло свое отражение в главе коллективной монографии «Казанский государственный педагогический институт: ученые записки», посвященной деятельности Казанского учительского института с 1876 по 1918 год. Авторы Т.Я.Курбанов и Я.И. Ханбиков представили основательный анализ учебной деятельности института, что представляет особый интерес, так как опыт работы преподавателей института получил плодотворное развитие в XX веке и широко использовался педагогами различных учебных заведений Казани и Татарстана [9].

Определенный интерес представляют исследования, освещающие проблематику Казанского края, в особенности деятельность Казанского университета. Среди них работы Королевой Г.И., Михайловой С.М., Хакимовой А.С., Чекменевой Т.Г. Анализ данных исследований показал, что университет являлся центром формирования и развития духовной культуры народов Востока. Одновременно здесь осуществлялась педагогическая и эстетическая подготовка учителя. Педагогическая подготовка в университете являлась дополнительным образованием студентов, которое они получали в ходе основного образования. Таким образом, элементы дополнительного образования были плотно вплетены в учебную и общественную деятельность Казанского университета.

Обобщенный материал по вопросам образования в Казанской губернии представлен в коллективных трудах и монографиях по истории Татарстана и Казани. В конце 80-х годов вышло две книги «История Казани» [8], в которой отражена культурная жизни города со времени основания. В главе шестой первой книги, посвященной пореформенной Казани, представлена развернутая

картина состояния и развития просвещения в Казани, проведен анализ государственных, общественных и частных учебных заведений, выявлены их общие черты и особенности.

Во второй половине XIX века в России наблюдался значительный скачок в развитии капиталистических отношений, что повлекло за собой увеличение потребности государства в квалифицированных образованных специалистах. В этой связи в 60 - 70 годы было открыто множество новых учебных заведений. Фундамент образования составляли средние учебные заведения, которые готовили специалистов для различных сфер деятельности, включая народное образование. Зачастую обеспечивая общее классическое образование, школа не давала достаточного уровня практических навыков, чтобы эффективно работать в какой-либо сфере. В этом случае оказывались довольно полезны дополнительные курсы и дисциплины.

Выяснение степени присутствия элементов дополнительного образования в деятельности учебных заведений Казанской губернии требует обзорного рассмотрения состояния образования и определения характерных особенностей данных учреждений.

К концу XIX века система образования в Казанской губернии охватывала целый ряд начальных, средних и высших учебных заведений, имевших различную ведомственную принадлежность. Большинство школ относилось к ведомству МНП, созданного в 1802 году, основной целью которого было «управление учебной частью» [5, с.1]. Помимо

общеобразовательных школ в ведении МНП находились учебные заведения педагогической направленности, такие как учительские институты, семинарии и школы. Остальные учебные заведения должны были быть переданы в другие ведомства [4, с.13]. На основе утвержденного в 1803 году плана организации дела образования под названием «Предварительные правила народного просвещения» и устава учебных заведений (1804) были выделены шесть учебных округов, в том числе Казанский. К 1880 году он охватывал огромную

территорию среднего и нижнего Поволжья с целым рядом прилегающих губерний и уездов, среди которых была и многонациональная и этноконфессинальная Казанская губерния.

В ходе исторического развития народное образование преобразовывалось в сложную взаимосвязь различных типов школ и учебных заведений. Представляя собой крупнейший социальный институт, являющийся мощным средством социализации, система образования в конце XIX - начале XX века, включала в себя элементы дополнительного образования, которые предстоит рассмотреть на примере Казанской губернии.

К концу XIX века широкий размах социально-экономических преобразований привел к быстрому вовлечению всех слоев населения в общественную производственную жизнь страны, к увеличению числа учебных заведений и количества учащихся. Ряды казанских школ ежегодно пополнялись двумя учебными заведениями и 313 учащимися. Так, в 1882 году в Казани насчитывалось 59 русских учебных заведений с числом учащихся 7843. К 1904 году количество учебных заведений возросло до 102, а контингент учащихся составил 14330 человек [8, с.216].

Сложившаяся к концу XIX века, система образования Казанской губернии в основном соответствовала общероссийской системе образования. Тем не менее, специфические особенности состава населения наложили отпечаток на губернскую систему образования. Начальные школы, как основа народного образования в Казанской губернии, были представлены несколькими типами: казенные трехклассные училища (мужские, женские, смешенные), приходские двухклассные училища, земские начальные школы, церковно-приходские школы, школы братства Святого Гурия, одно- и двухклассные школы МНП, школы грамоты, воскресно-повторительные классы, училища при детских приютах, русско-татарские школы, татарские мектебе и медресе [10, с.3]. К обязательным предметам, преподаваемым в начальной школе, относились закон божий, чтение, письмо, арифметика.

Необязательными были пение, ручной труд в мастерских, которые варьировались в разных школах в зависимости от местных возможностей и особенностей. Обучение в начальных училищах было платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Относительно дополнительных, необязательных предметов следует сказать, что чаще всего за обучение им взималась определенная плата. В силу того, что в губернии сохранялась платность обучения, преемственность между начальной и средней школой отсутствовала, поэтому среднее и высшее образование оставалось для народа недоступным.

Региональные особенности образования в Казанской губернии выражались в присутствие мощного национального сектора, представленного мектебе, медресе и кружками при мечетях, которые содержались за счет добровольных пожертвований татарского населения. Несмотря на общее религиозное направление таких школ, здесь изучались европейские языки и светские науки. В целом начальное образование татар отличалось большей светскостью, чем мусульманское образование у других народов Востока.

Количество начальных школ постоянно увеличивалось. В 1883 году в Казанской губернии насчитывалось 636 начальных школ, а в конце 1892 года их количество увеличилось более чем в два раза и составило 1238. К 1905 году их число достигло 1568 [11, с.4]. Такой бурный рост определял растущие потребности в учителях, образовательный уровень которых в основном не превышал среднего образования. Средние учебные заведения давали вполне законченное образование, которое являлось хорошей основой для высшего общего или специального, к примеру, педагогического, образования. На практике массовое педагогическое образование больше тяготело к дополнительному, так как обучение часто проходило либо в особых педагогических классах, либо на педагогических курсах.

К средним учебным заведениям относились:

- мужские гимназии, прогимназии,

- реальные училища,

- технические училища,

- специальные учебные заведения,

- учительские институты, семинарии и школы,

- женские гимназии и прогимназии [14, с.247].

Средняя школа делилась на классическую и реальную. В программе классической гимназии доминировали предметы историко-филологического цикла с особым вниманием к греческому и латинскому языкам. Естественноматематической подготовке уделялось меньше времени и внимания. Выпускники гимназии в первую очередь готовились для службы в государственном аппарате и работе в системе просвещения.

В реальных училищах, которые стояли на ступень ниже гимназий, преобладали предметы естественно-математического цикла. Выпускники реальных училищ готовились для работы в сфере народного хозяйства. Они могли продолжить обучение в специальных высших школах. Некоторые из реалистов преподавали в школе предметы естественно-математического цикла.

В Казанской губернии в конце века гимназии существовали только в Казани. В 1885 году было три казенных мужских гимназии, одна мужская частная гимназия Мануйловой и одно реальное училище в составе семи классов.

Промежуточное положение между начальной и средней школой занимали мужские и женские прогимназии. Как и гимназии это были классические учебные заведения, которые могли состоять из шести классов. В Казанской губернии это были неполные средние школы, состоящие из четырех классов. Открывались прогимназии в уездных городах. Например, в Чистополе были мужская и женская прогимназии [12]. Выпускники

прогимназий в основной своей массе становились преподавателями сельских школ.

Специальное педагогическое образование можно было получить в учительском институте, учительской семинарии и учительских школах, которые готовили учителей для начальной школы.

Учительские семинарии, призванные готовить учителей для начальных школ, имели трехлетний курс обучения.

Высшее образование в Казанской губернии было представлено учебными заведениями, подведомственными МНП. К ним относились Казанский университет, ветеринарный институт и высшие женские курсы. Имея статус частного учебного заведения, высшие женские курсы, однако, подчинялись МНП. Еще одно высшее учебное заведение - Духовная Академия, основанная в 1797 году, принадлежала к ведомству Православного Вероисповедания.

Данные учебные заведения не ставили своей целью подготовку педагогических кадров. Однако их выпускники часто работали в этой сфере. Выпускники Казанской Духовной Академии преподавали в церковных учебных заведениях, в светских мужских и женских средних школах в должности законоучителя, в высшей школе в должности профессоров богословия.

Являясь ведущим высшим учебным заведением в губернии, Казанский университет создавался в основном для подготовки юристов, врачей, преподавателей средней школы. В конце XIX- начале XX века в Казанском университете обучалось более 900 студентов [7, с.4] - выходцев из Поволжья, Урала, Сибири и Кавказа, многие, из которых впоследствии преподавали в гимназиях, семинариях, училищах и т.д. Следует отметить, что к подготовке учителей в университете относились особо. Среди профессоров постоянно дискутировалась тема о необходимость ее кардинальной перестройки. Одним из важных предложений, выдвинутых в этой связи помощником попечителя

КУО М.Малиновским, было введение преподавания педагогики в качестве отдельного предмета. Значительным событием для становления дополнительного педагогического образования в стенах Казанского университета было организация кафедры педагогики. Об ее учреждении с ходатайством перед попечителем С.Ф.Спешковым выступил профессор А.В.Васильев. Эта кафедра должна была поставить предмет педагогики на научную почву и создать условия для более квалифицированной подготовки учителей. Подготовка к преподавательской деятельности по предметам историко-филологических и физико-математических факультетов университетов имела дополнительный характер и проводилась спонтанно, что влекло за собой ломку учебных планов старших курсов университетов. В учебном плане Казанского университета курс педагогики и педагогической практики укоренился с 1899\1890 года. На аудиторные занятия отводился один час в неделю. Этот процесс отражал все возрастающее потребности в педагогических кадрах. В силу этого новый министр просвещения Г.Э.Зенгер рекомендовал решать вопросы, связанные с подготовкой учителей на местах, принимая во внимание местные особенности. Эти рекомендации еще раз подтверждают статус педагогического образования как дополнительного, что было характерно для того периода времени.

Развивающиеся капиталистические отношения требовали все больше и больше образованных специалистов. В связи с этим в России повсеместно возникали учебные заведения университетского типа. Казань, серьезный центр высшего образования, в этом отношении не была исключением. В 1876 году в Казани были открыты высшие женские курсы с двумя отделениями -историческим и физико-математическим. Лекции и занятия на курсах проводились преимущественно профессорами Казанского университета. Тематика лекций была довольно обширна: философия история, литература, психология, гражданское и государственное право. Большое внимание уделялось изучению языков: греческому, латинскому, французскому,

немецкому и английскому. Обучение на курсах было платное - 25 рублей за полугодие. Педагогика преподавалась факультативно, однако многие выпускницы курсов преподавали в начальных и средних школах Казанской губернии. К сожалению, к 1884 году прием слушательниц был остановлен по политическим соображениям. Вторично курсы открылись в 1906 году [13]. Анализ деятельности высших женских курсов также подтверждает, что педагогическое образование имело дополнительный характер.

Вместе с образовательными учреждениями МНП в Казани действовал ряд средних учебных заведений, открытых и содержавшихся за счет частных лиц и обществ. Такие учебные заведения представляли особые индивидуальные типы, которые действовали на основе особых отдельно утвержденных планов. К числу таких учебных заведений отнесем промышленное техническое училище (с тремя низшими техническими училищами: механическим, строительным и химическим), ремесленное училище, земледельческое училище, юнкерское училище, прядильно-ткацкую земскую школу, фельдшерскую школу при ветеринарном институте, фельдшерскую земскую, школу частную шестиклассную школу Шумковой, художественную школу, частную музыкальную школу Гумбольта [1; 2]. Элементы дополнительного образования были представлены в данных учебных заведениях в форме факультативных занятий и кружковской деятельности и носили в основном прикладной характер.

Подводя итог общему анализу образовательных учреждений Казанской губернии конца XIX- начала XX века, следует сказать, что начальное, среднее и высшее образование было представлено целым рядом разнообразных учебных заведений, количество которых постоянно росло.

Все типы учебных заведений, действующих на территории Казанской губернии, в первую очередь способствовали повышению общего культурного уровня населения. Одновременно в большинстве учебных заведений в определенной мере присутствовали элементы дополнительного образования в

виде «необязательных» предметов, курсов переподготовки, дополнительных классов.

Список литературы

1. Галишникова Е.М. Развитие эстетической мысли и практики в педагогике 18 и 19 веков. Казань: Монография: Изд-во КГУ, 2003. 110с.

2. Галишникова Е.М. История и теория эстетического воспитания в Татарстане (20 век). Казань: Монография: Изд-во КГУ, 2003. 192с

3. Георгиевский А.И. Предположенная реформа нашей средней школы. СПб., 1898.

4. Главные основы общей системы народного образования. СПб., 1899.

С.13.

5. Дерюжинский В.Ф. Народное образование в России. СПб., 1900.

С.1.

6. Зенченко С. О подготовке преподавателей средних учебных

заведений к педагогической деятельности. М. 1898;

7. Императорский Казанский университет в 1896 - 1897 году // ЖМНП. 1898. Ч.317. С.4.

8. История Казани. Кн.1. Казань, 1988.

9. Казанский государственный педагогический институт: Ученые

записки / Под ред. Э.А. Салимова. Казань, 1974.

10. Материалы для истории народного образования. Народные училища в Казанской губернии. Казань, 1888; Народное образование в Казанской губернии. Вып.1. Казань, 1905. С.3.

11. Народное образование в Казанской губернии // Педагогическая хроника. Казань, 1885. №40. С.632; Народное образование в Казанской губернии. Вып.1. Казань, 1905. С.4.

12. НАРТ, ф.92, оп.1, д.12702, л.2.

13. НА РТ ф. 92, оп.1, д. 14815, л.12-15; д.12512, л.15.

14. Свод законов Российской империи. Т.11. Ч.1. Свод устава ученых учреждений и учебных заведений МНП. СПб., 1893. С.247.

References

1. Galishnikova E.M. Razvitie ehsteticheskoj mysli i praktiki v pedagogike 18 i 19 vekov [The development of aesthetic thought and practice in teaching in the 18th and 19th centuries]. Kazan': Monografiya: Izd-vo KGU, 2003. 110 p.

2. Galishnikova E.M. Istoriya i teoriya ehsteticheskogo vospitaniya v Tatarstane (20 vek) [History and theory of aesthetic education in Tatarstan (20th century)]. Kazan': Monografiya: Izd-vo KGU, 2003. 192 p.

3. Georgievskij A.I. Predpolozhennaya reforma nashej srednej shkoly [The assumed reform of our school].SPb., 1898.

4. Glavnye osnovy obshhej sistemy narodnogo obrazovaniya [The main foundations of the general system of public education]. SPb., 1899. p.13.

5. Deryuzhinskij V.F. Narodnoe obrazovanie v Rossii [Public education in Russia]. SPb., 1900. p.1.

6. Zenchenko S. O podgotovke prepodavatelej srednih uchebnyh zavedenij k pedagogicheskoj dejatel'nosti [On the preparation of teachers of secondary schools to teaching]. M., 1898.

7. Imperatorskij Kazanskij universitet v 1896-1897 godu [Kazan Imperial University in 1896-1897]. ZHMNP. 1898. Part 317. p.4.

8. Istoriya Kazani. Kn.1 [History of Kazan. Vol. 1]. Kazan', 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kazanskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut: Uchenye zapiski

[Kazan State Pedagogical Institute: Scientific notes]. Kazan, 1974.

10. Materialy dlya istorii narodnogo obrazovaniya. Narodnye uchilishha v Kazanskoj gubernii [Materials for the history of public education. Public schools in the province of Kazan]. Kazan', 1888; Narodnoe obrazovanie v Kazanskoj gubernii. Vyp.1. Kazan', 1905. p.3.

11. Pedagogicheskaya khronika, no. 40 (1885): 632; Narodnoe obrazovanie v Kazanskoj gubernii, Issue 1 (1905): 4.

12. NART, f.92, op. 1, d.12702, l.2.

13. NA RTf. 92, op. 1, d. 14815, l.12-15; d.12512, l.15.

14. Svod zakonov Rossijskoj imperii. Vol.11. Part 1. Svod ustava uchenykh uchrezhdenij i uchebnykh zavedenij [Code of Laws of the Russian Empire. Vol.11. Part 1. Code of the statute of scientists and educational institutions MNP]. SPb., 1893. p.247.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Журавлева Евгения Евгеньевна, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов, кандидат педагогических наук

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

ул. Бутлерова, д.4, г. Казань, республика Татарстан, 420012, Россия

e-mail: zhurawlewa. evg@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zhuravleva Eugenia Eugenievna, docent of Department of Foreign Languages in the sphere of economics, business and finance, Ph.D. in Pedagogical Science

Kazan (Volga region) Federal University

4, Butlerova street, Kazan, Tatarstan, 420012, Russia e-mail: zhurawlewa. evg@yandex. ru

Рецензент:

Сахиева Регина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ЧОУ ВПО «Академия социального образования», ст. научный сотрудник лаборатории исследований зарубежного опыта профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.