Научная статья на тему 'Развитие системы налоговых ставок по налогообложению доходов физических лиц в Российской Федерации: анализ, проблемы и перспективы'

Развитие системы налоговых ставок по налогообложению доходов физических лиц в Российской Федерации: анализ, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговые ставки / система налогообложения доходов граждан / трансформация налогообложения доходов / уровень жизни населения / коэффициент Джини / rates / the system of taxation of income of citizens / the transformation of income taxation / the standard of living of the population / the Gini coefficient

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Сергеевич Юхно

Развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации начинается после распада Советского Союза и продолжается до сих пор. Стоит отметить, что на протяжении 30 лет налоговые ставки постоянно трансформировались, использовались различные модели налогообложения. Однако за период 1992—2023 гг. отмечается снижение темпов прироста доходов бюджетной системы Российской Федерации от налоговых поступлений, кроме того, отмечается высокий уровень дифференциации доходов населения, что свидетельствует о неэффективности действующей системы налогообложения доходов граждан, в связи с чем необходимо добиться положительного эффекта от трансформации налоговых ставок в 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of tax rates for the taxation of personal income in the Russian Federation: analysis, problems and prospects

The development of taxation of personal income in the Russian Federation begins after the collapse of the Soviet Union and continues still. It is worth noting that over the past 30 years, tax rates have been constantly transformed, and various tax models have been used. However, over the period 1992—2023, there has been a decrease in the growth rate of income of the budget system of the Russian Federation from tax revenues, in addition, there is a high level of differentiation of income of the population, which indicates the inefficiency of the current system of taxation of income of citizens, and therefore, it is necessary to achieve a positive effect from the transformation of tax rates in 2025.

Текст научной работы на тему «Развитие системы налоговых ставок по налогообложению доходов физических лиц в Российской Федерации: анализ, проблемы и перспективы»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 156—161. Audit journal. 2024;(3):156—161.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-1 56-1 61 NIION: 201 7-0074-3/24-101

EDN: https://elibrary.ru/DTIHHD MOSURED: 77/27-021-2024-03-301

Развитие системы налоговых ставок по налогообложению доходов физических лиц в Российской Федерации: анализ, проблемы и перспективы

Николай Сергеевич Юхно

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, col.yuhno@yandex.ru

Аннотация. Развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации начинается после распада Советского Союза и продолжается до сих пор. Стоит отметить, что на протяжении 30 лет налоговые ставки постоянно трансформировались, использовались различные модели налогообложения. Однако за период 1992—2023 гг. отмечается снижение темпов прироста доходов бюджетной системы Российской Федерации от налоговых поступлений, кроме того, отмечается высокий уровень дифференциации доходов населения, что свидетельствует о неэффективности действующей системы налогообложения доходов граждан, в связи с чем необходимо добиться положительного эффекта от трансформации налоговых ставок в 2025 г.

Ключевые слова: налоговые ставки, система налогообложения доходов граждан, трансформация налогообложения доходов, уровень жизни населения, коэффициент Джини

Для цитирования: Юхно Н.С. Развитие системы налоговых ставок по налогообложению доходов физических лиц в Российской Федерации: анализ, проблемы и перспективы // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 156—161. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-156-161. EDN: https://elibrary.ru/DTIHHD.

TAXES AND TAXATION

Original article

Development of the system of tax rates for the taxation of personal income in the Russian Federation: analysis, problems and prospects

Nikolay S. Yuhno

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, col.yuhno@yandex.ru

Abstract. The development of taxation of personal income in the Russian Federation begins after the collapse of the Soviet Union and continues still. It is worth noting that over the past 30 years, tax rates have been constantly transformed, and various tax models have been used. However, over the period 1992—2023, there has been a decrease in the growth rate of income of the budget system of the Russian Federation from tax revenues, in addition, there is a high level of differentiation of income of the population, which indicates the inefficiency of the current system of taxation of income of citizens, and therefore, it is necessary to achieve a positive effect from the transformation of tax rates in 2025.

Keywords: tax rates, the system of taxation of income of citizens, the transformation of income taxation, the standard of living of the population, the Gini coefficient

For citation: Yuhno N.S. Development of the system of tax rates for the taxation of personal income in the Russian Federation: analysis, problems and prospects // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):156—161. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-156-161. https://elibrary.ru/DTIHHD.

© Юхно Н.С., 2024

Система налогообложения представляет собой особый государственный институт, который отвечает за пополнение федерального и консолидированного бюджетов Российской Федерации. Налоговое администрирование затрагивает все сферы жизни — как отношения между людьми, так и между организациями. Контроль за данными отношениями осуществляется надзорными органами.

Стоит отметить, что около половины доходов бюджета Российской Федерации составляют налоговые отчисления. Отдельно выделим налогообложение доходов населения.

Налогообложение доходов физических лиц имеет большое значение в контексте пополнения бюджетной системы Российской Федерации. При этом становление и развитие системы налогообложения доходов граждан началось с момента распада Советского Союза. Изначально налоговые ставки были прогрессивными, т.е. увеличивались вместе с ростом дохода налогоплательщика.

В 1991 г. применялись налоговые ставки 12%, 15% и 60% для доходов населения до 42 тыс. руб., до 84 тыс. руб. и от 420 тыс. руб. соответственно. До конца 2000 г. размер нало-

В 2023 г. доходы консолидированного бюджета от налоговых отчислений составили 6539,1 млрд руб., что более чем в 15 тыс. раз больше, чем на начало анализируемого периода. Кроме того, отмечается рост удельного веса доходов бюджета от налога на доходы физических лиц в общей структуре ВВП Российской Федерации. Прирост составил 3,79 п.п., что равно 3,82 п.п. общей доли ВВП в 2023 г.

говых ставок не менялся, повышался только минимальный уровень дохода, с которого взимался налог.

В 2001 г. произошла серьезная инновация как налоговых ставок, так и относительно размера налогооблагаемого дохода. Так, доходы до 50 тыс. руб., до 150 тыс. руб. и от 150 тыс. руб. облагались 13%, 20% и 30% налога соответственно.

Следующее масштабное изменение было в 2020 г., когда были предложены две налоговых ставки: 13% — для граждан, чьи доходы составили менее 5 млн руб. в год, и 15% — в случае превышения указанной суммы.

Применение различных налоговых ставок по налогообложению доходов населения России диктовалось не только проведением налоговых реформ, но и социально-экономическими изменениями в Российской Федерации.

Проведем анализ доходов бюджетной системы Российской Федерации от налога на доходы физических лиц за период с 1992 по 2023 г. Таблица 1 содержит информацию об изменении доходов бюджетной системы Российской Федерации от налоговых отчислений за период 1992—2023 гг.

Стоит отметить, что начиная с 2019 г. происходит замедление темпов прироста доходов консолидированного бюджета от налоговых поступлений. То есть действующая система налогообложения доходов населения становится менее эффективной. Это обусловлено тем, что изменяется численность населения, занятого в экономике, снижается уровень доходов населения, наблюдается дальнейшее развитие теневого сектора экономики России и т.д.

Таблица 1. Динамика доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от общей доли ВВП за период 1992—2023 гг.

Показатель Период

1992 1997 2002 2007 2012 2017 2020 2021 2022 2023

Налог на доходы физических лиц, млрд руб. 0,43 75,2 358,1 1266,1 2260,3 3252,3 4253,1 4883,9 5729,1 6539,1

Доля ВВП, % 0,03 3,21 3,31 3,81 3,32 3,54 3,95 3,60 3,69 3,92

Трансформация бюджетно-налоговой системы, в свою очередь, влияет и на уровень жизни, поскольку изменение доходов улучшает или ухудшает условия существования граждан.

В этой связи проведем анализ влияния системы налогообложения доходов физических лиц на уровень жизни населения и выявим основные проблемы и перспективы. Ко-

Вместе с тем в 2023 г. отмечается резкий рост коэффициента Джини в сравнении с 2022 г., при этом, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, дифференциация доходов населения в 2024 г. возрастет.

Среднедушевой доход — это индикатор экономического развития региона. Он рассчитывается как сумма всех денежных доходов жителей определенной территории за год, рассчитанная за один месяц, на среднегодовую численность населения этой территории. Данный показатель отражает качество жизни людей в регионе, поскольку учитывает различные источники дохода: заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты, доходы от собственности и т.д.

эффициент Джини отражает неравенство распределения доходов среди населения (рис. 1). Так, за последние пять лет можно отметить незначительное снижение дифференциации доходов населения — всего на 0,07 п.п. При этом стоит отметить, что, несмотря на снижение данного показателя, неравномерное распределение доходов населения в Российской Федерации находится на высоком уровне.

За рассматриваемый период среднедушевые доходы населения Российской Федерации выросли на 50,8%, составив на конец 2023 г. 53 139 руб. (рис. 2).

Однако положительная динамика не свидетельствует об улучшении уровня жизни населения, поскольку учитываются доходы всех регионов Российской Федерации.

Так, среднедушевые доходы населения Москвы составляют 115 843 руб., в Санкт-Петербурге — 71 746 руб., что на 118% и 46,2% больше, чем в среднем по России в 2023 г. Среднедушевые доходы населения в Республики Ингушетия составили 24 367 руб., в Республике Тыва — 28 920 руб., что соответственно ниже, чем в среднем по России в 2023 г. на 54,2% и 45,6% соответственно.

0,415 4,0,412

0,410 ^----чХ.409

0,405 0,406 у 0,405

0,400 0,398

0,395

0,390

2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 1. Динамика коэффициента Джини в Российской Федерации за период 2019—2023 гг., п.п.

Рис. 2. Динамика среднедушевых доходов населения Российской Федерации за период

2019—2023 гг., руб./мес.

Таким образом, снижение дифференциации доходов за период 2019—2023 гг. не свидетельствует об улучшении качества жизни населения, при этом отмечается ситуация неравномерного регионального распределения доходов.

Как указывалось ранее, до конца 2024 г. в Российской Федерации действуют две налоговые ставки — 13% и 15%, кроме того, отсутствует налогооблагаемый минимум. Складывается ситуация, при которой действующая система налогообложения доходов физических лиц только усугубляет проблемы бедности и социального неравенства.

Например, если доход гражданина Российской Федерации равен минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), т.е. 16 242 руб. в месяц, а стоимость минимальной продовольственной корзины в 2023 г. составляла 5803,4 руб., то 30% денежных средств физического лица уходит на удовлетворение первичных потребностей. Не стоит забывать, что гражданин должен оплачивать коммунальные услуги, налоговые сборы и пр. Другими словами, после того как люди оплачивают налоги и другие регулярные расходы, у жителей регионов не остается денег, в то время как более обеспеченные граждане могут инвестировать свои средства, чтобы увеличить свое состояние.

Можно сделать вывод, что главная проблема налогового администрирования дохо-

дов физических лиц заключается в неэффективности действующих налоговых ставок, поскольку налоговая нагрузка распределена неравномерно, более бедные слои населения не имеют должной возможности обеспечения собственных потребностей.

Проблема неэффективности действующих налоговых ставок заключается в том, что не выполняется регулирующая функция. Другими словами, налоговое администрирование в контексте налоговых ставок на доходы физических лиц слабо развито.

Контроль за соблюдением своевременной уплаты налоговых отчислений в полном объеме налоговыми органами отсутствует. Все большее число налогоплательщиков скрывают свои реальные доходы, умышленно занижая налоговую базу, что приводит к потерям бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим были приняты поправки в гл. 2 Налогового кодекса РФ, в которой содержатся новые налоговые ставки по налогообложению доходов населения России. Измененный подход к исчислению налога на доходы будет применяться с начала 2025 г. Так, доходы физических лиц будут разделены на несколько категорий, в зависимости от уровня их дохода будут применяться различные размеры налоговых ставок, что подробно отражено в табл. 2.

Таблица 2. Прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации

Величина дохода, млн руб. Размер налоговой ставки, %

До 2,4 13

От 2,4 до 5 15

От 5 до 20 18

От 20 до 50 20

От 50 22

Между тем, стоит отметить, что, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, более 60% населения России имеют совокупные доходы не более 2,4 млн руб., т.е. предстоящая реформа налогообложения не затронет большинство граждан. Несмотря на это, по оценкам Министерства финансов РФ, после оптимизации системы налогообложения в 2025 г. налоговые поступления увеличатся примерно на 500 млрд руб. Это, в свою очередь, приведет к росту ВВП на 0,15 п.п.

В заключение можно сделать вывод, что действующая система налогообложения доходов граждан имеет ряд проблем, которые не только отражаются на уровне жизни населения, но и влияют на ухудшение макроэкономических показателей Российской Федерации.

Вместе с тем изменение налогообложения доходов граждан в контексте изменения налоговых ставок на данный момент не подлежит оценке, поскольку социальное неравенство в Российской Федерации в случае высокой дифференциации доходов населения останется на прежнем уровне, что напрямую связано с тем, что большинство граждан России зарабатывают менее 2,4 млн руб. в год, однако принцип налогообложения доходов граждан Российской Федерации станет более справедливым.

Оценить потенциал предлагаемых налоговых инструментов для повышения эффективности системы налогообложения доходов населения достаточно трудно, поскольку новая система налоговых ставок практически не учитывает различия в условиях жизни всех слоев населения как в имущественном, так и в материальном плане.

Список источников

1. Федеральная налоговая служба. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) // URL: https: //www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/nd fl/?ysclid=lt55fkw8db45904734

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/3e4bbd6dd9fb5dd4e9394f447653506 e1d6fa3a9/?ysclid=ltxxoolls763087959

3. Краткая ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов // URL: https://www. garant.ru/infografika/621831/?ysclid=lznvzf4zwv 785813762

4. Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата // URL: https://rosstat.gov.ru/ labor_market_employment_salaries

5. История НДФЛ в России // URL: https://www.garant.ru/infografika/621831/?ysclid =lznvzf4zwv785813762

6. Налоговая реформа: что меняется с 2025 года // URL: https://school.kontur.ru/ publi-cations/52498-nalogovaya_reforma_2025? ys-clid=lzwqjyc29i573310545#header_52498_2

References

1. The Federal Tax Service. Personal income Tax (personal income tax) // URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/?yscli d=lt55fkw8db45904734

2. Tax Code of the Russian Federation dated 08/05/2000 No. 117-FZ // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ 3e4bbd6dd9fb5dd4e9394f447653506e1d6fa3a9/?y sclid=ltxxoolls763087959

3. Brief annual information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation and state extra-budgetary funds // URL: https://www.garant.ru/infografika/621831/?ysclid =lznvzf4zwv785813762

4. Federal State Statistics Service. The labor market, employment and wages // URL: https:// rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

5. The history of personal income tax in Russia // URL: https://www.garant. ru/in-fografika/621831/?ysclid=lznvzf4zwv785813762

6. Tax reform: what has been changing since 2025 // URL: https://school.kontur. ru/pub-lications/52498-nalogo-vaya_reforma_2025?ysclid= lzwqjyc29i573310545#header_52498_2

Информация об авторе

Н.С. Юхно — аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author N.S. Yuhno — Graduate Student of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 17.06.2024; одобрена после рецензирования 16.07.2024; принята к публикации 16.08.2024.

The article was submitted 17.06.2024; approved after reviewing 16.07.2024; accepted for publication 16.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Преступления

экономической деятельности

Молчанова Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности. Статистическая оценка и возможности прогнозирования: монография / под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 191 с. ISBN 978-5-238-03624-3

Монография посвящена статистическому измерению преступности в сфере экономической деятельности и ее прогнозированию. Изложены вопросы статистической оценки преступлений с учетом особенностей лиц, совершивших их в сфере экономической деятельности. Сфера экономической деятельности статистически измерена состоянием организованной преступности, преступлениями с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Дана общая характеристика статистико-математических методов прогнозирования. Статистико-математические методы прогнозирования преступности рассмотрены в зависимости от вида математического описания. Продемонстрирована методика прогнозирования на определенных статистических показателях преступлений в сфере экономической деятельности, описаны их прогнозные тенденции.

Для научных работников, студентов, преподавателей юридических вузов, практических работников, читателей, интересующихся проблемами экономической преступности в России, а также для самого широкого круга любителей статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.