Научная статья на тему 'Влияние налогообложения доходов физических лиц на социальное неравенство населения Российской Федерации'

Влияние налогообложения доходов физических лиц на социальное неравенство населения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дифференциация доходов / социальное неравенство / подоходный налог / шкала налогообложения / коэффициент Джини / income differentiation / social inequality / income tax / tax scale / Gini coefficient

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Сергеевич Юхно

Население Российской Федерации разделяется на группы в соответствии с уровнем доходов. Главная социально-экономическая проблема Российской Федерации заключается в высоком неравенстве населения. Доходы высшего класса России сильно отличаются от доходов низшего и средних классов, вызывая социальную дифференциацию. Налогообложение доходов населения не оказывает должного влияния на социальное неравенство, что обусловлено неэффективной системой налоговых ставок. Кроме того, снижение дифференциации населения должно осуществляться при помощи комплексных мер налогового администрирования, которые включают в себя имущественное, подоходное и косвенное налогообложение физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of taxation of personal income on the social inequality of the population of the Russian Federation

The population of the Russian Federation is divided into groups according to income level. The main socio-economic problem of the Russian Federation is the high inequality of the population. The incomes of the upper class in Russia differ greatly from those of the lower and middle classes, causing social differentiation. Taxation of household income does not have a proper impact on social inequality, which is due to an inefficient system of tax rates. In addition, reducing the differentiation of the population should be carried out through comprehensive tax administration measures, which include property, income and indirect taxation of individuals.

Текст научной работы на тему «Влияние налогообложения доходов физических лиц на социальное неравенство населения Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 202 — 206.

Audit journal. 2024;(2):202 — 206.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья

УДК 336.22

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-202-206 NIION: 2017-0074-2/24-062

EDN: https://elibrary.ru/XBXSRM MOSURED: 77/27-021-2024-02-262

Влияние налогообложения доходов физических лиц на социальное неравенство населения Российской Федерации

Николай Сергеевич Юхно

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, col.yuhno@yandex.ru

Аннотация. Население Российской Федерации разделяется на группы в соответствии с уровнем доходов. Главная социально-экономическая проблема Российской Федерации заключается в высоком неравенстве населения. Доходы высшего класса России сильно отличаются от доходов низшего и средних классов, вызывая социальную дифференциацию. Налогообложение доходов населения не оказывает должного влияния на социальное неравенство, что обусловлено неэффективной системой налоговых ставок. Кроме того, снижение дифференциации населения должно осуществляться при помощи комплексных мер налогового администрирования, которые включают в себя имущественное, подоходное и косвенное налогообложение физических лиц.

Ключевые слова: дифференциация доходов, социальное неравенство, подоходный налог, шкала налогообложения, коэффициент Джини

Для цитирования: Юхно Н.С. Влияние налогообложения доходов физических лиц на социальное неравенство населения Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 202—206. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-202-206. EDN: https://elibrary.ru/XBXSRM.

TAXES AND TAXATION

Original article

The impact of taxation of personal income on the social inequality of the population of the Russian Federation

Nikolay S. Yuhno

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, col.yuhno@yandex.ru

Abstract. The population of the Russian Federation is divided into groups according to income level. The main socio-economic problem of the Russian Federation is the high inequality of the population. The incomes of the upper class in Russia differ greatly from those of the lower and middle classes, causing social differentiation. Taxation of household income does not have a proper impact on social inequality, which is due to an inefficient system of tax rates. In addition, reducing the differentiation of the population should be carried out through comprehensive tax administration measures, which include property, income and indirect taxation of individuals.

Keywords: income differentiation, social inequality, income tax, tax scale, Gini coefficient

For citation: Yukhno N.S. The impact of personal income taxation on the social inequality of the population of the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):202—206. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-202-206. EDN: https://elibrary.ru/XBXSRM.

Социальное неравенство является одной из основных социально-экономических проблем. В условиях ухудшения геополитической ситуации в мире данная проблема все более актуальна.

© Юхно Н.С., 2024

Социальное неравенство представляет собой разделение общества на группы или классы, которые имеют различные возможности удовлетворения собственных потребностей (материальных, духовных или социальных).

Отдельно стоит отметить экономическое неравенство населения, которое заключается

в различии благосостояния граждан. Другими словами, ключевую роль экономического неравенства играет высокая дифференциация доходов населения.

В Российской Федерации проблема социального неравенства тесно связана с бедностью населения. Нарастающая глобальная геополитическая и геоэкономическая турбулентность социально-экономического развития многократно усиливает социально-экономические проблемы страны.

Все это связано не только с бедностью населения, но и с концентрацией доходов в руках высшего слоя общества, что приводит к еще большему расслоению общества. Пока одни граждане пытаются выжить, другие извлекают экономическую выгоду.

Несмотря на это, за период с 2013 по 2022 г. отмечается снижение уровня бедности на 1 п.п. с 10,8% до 9,8%, что отображено на рис. 1.

Рис. 1. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

за период 2013—2022 гг., %

Стоит отметить, что после пика в 2016 г. уровень бедности населения в России пошел на спад и к концу анализируемого периода обновил минимум 2013 г.

Снижение отмечается и у коэффициента Джини (рис. 2), который отражает неравенство распределения доходов среди населения.

Рис. 2. Коэффициент Джини в Российской Федерации за период 2013—2022 гг., п.п.

При этом можно отметить снижение концентрации доходов у ограниченного круга лиц, однако коэффициент Джини в Российской Федерации все равно остается высоким — 0,396 пункта.

То есть отмечается более справедливое распределение доходов среди населения Российской Федерации, однако стоит отметить высокую дифференциацию доходов по адми-

нистративным округам, в частности по отдельным регионам. Так, в Москве и Санкт-Петербурге среднедушевые доходы в 2022 г. составили 95 465 руб. и 63 495 руб. соответственно, когда в среднем по России средняя заработная плата составила 45 307 руб., аналогичная дифференциация отмечается и в предыдущие периоды, что отражено в табл. 1.

Таблица 1. Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации за период 2013—2022 гг., руб.

Среднедушевые денежные доходы

населения по субъектам Российской Федерации руб./месяц 2013 г. 2016 г. 2019 г. 2021 г. 2022 г.

Центральный федеральный округ 33 499 40 200 47 584 54 796 59 461

Северо-Западный федеральный округ 25 490 32 822 38 079 44 632 50 214

Южный федеральный округ 21 563 26 435 30 204 34 994 39 263

Северо-Кавказский федеральный округ 18 616 22 275 24 406 26 772 29 567

Приволжский федеральный округ 21 639 25 615 28 292 31 310 35 467

Уральский федеральный округ 28 719 32 907 37 038 40 219 45 544

Сибирский федеральный округ 20 108 23 815 27 217 30 778 35 548

Дальневосточный федеральный округ 28 210 35 785 37 962 42 454 48 613

Российская Федерация 25 684 30 865 35 506 40 304 45 307

При этом темп роста среднедушевого дохода населения снизился за рассматриваемый период на 8 п.п., что в совокупности с инфляционными процессами только усугубляет проблему социального неравенства.

То есть снижение уровня бедности, более рациональное распределение доходов среди населения еще не гарантируют сглаживание неравенства. Кроме того, необходимо задействовать все государственные ресурсы, кото-

рые способны решить данную проблему. К примеру, гражданин России получает доход, равный МРОТ, т.е. 16 242 руб. в месяц, при том, что минимальная продовольственная корзина в 2023 г. составляла 5803,4 руб. Таким образом, свыше 30% денежных средств физического лица уходит на удовлетворение первичных потребностей. Кроме того, стоит учитывать и прочие расходы на коммунальные услуги, платежи по налогообложению имущества.

В основном такой уровень дохода приходится на региональных гражданам, в то время как население крупных городов и столицы имеют доходы в несколько раз превышающие. После уплаты всех налоговых отчислений и прочих постоянных расходов население регионов не имеет свободных средств, в то время как более зажиточные граждане имеют в своем распоряжении денежные активы, которые вкладываются с дальнейшим расчетом увеличения их объема.

Данная ситуация и порождает социальное неравенство населения Российской Федерации. Часть населения имеет высокие доходы и имеет возможность увеличивать собственный объем денежных средств, в то время как остальное население находится в постоянном поиске средств для выживания.

Стоит отметить, что государство имеет рычаги воздействия, которые способствуют сокращению социального неравенства. Указанные факторы можно разделить на три условных группы: денежно-кредитная политика, регулирование рынка труда и налоговое администрирование. Последнее может быть осуществлено посредством подоходного налогообложения физических лиц.

Налоговый кодекс РФ, в частности ст. 224, регламентирует налоговое администрирование доходов физических лиц путем определения налоговой базы и налоговых ставок. На данный момент в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения, которая подразумевает три основных ставки: 13% от налогооблагаемой базы, не превышающей 5 млн руб., 650 тыс. руб. и 15% от налогооблагаемой базы, превышающей 5 млн руб., или 30% — для налоговых нерезидентов. При этом доходы от продажи и дарения имущества, а также страховые выплаты независимо от суммы продолжают облагаться налогом по ставке 13%.

Механизм воздействия подоходного налога на снижение дифференциации доходов населения заключается в его снижении за счет доходов наиболее богатых граждан. Однако плоская шкала подоходного налога не только не способствует сглаживанию неравенства, но и усугубляет его вследствие применения наиболее существенных имущественных и инвестиционных налоговых вычетов наиболее обеспеченными гражданами, что привело к снижению для них эффективной налоговой ставки НДФЛ. Фактически

плоская шкала налогообложения стала в России регрессивной.

В связи с этим с 2025 г. планируется введение новой шкалы налогообложения доходов физических лиц. Так, налоговая ставка в 13% останется неизменной для тех граждан, чей совокупный доход за год не превысит 1 млн руб. Для физических лиц, чей доход составит от 1 до 5 млн руб., налоговая ставка будет 15%. Доходы свыше 5 млн руб. будут облагаться налогом в размере 20%. Данные нововведения, на наш взгляд, только поспособствуют увеличению неравенства населения. Первое и самое очевидное — уход высоких зарплат в «серый» сектор. Люди предпочитают получать больше денег здесь и сейчас.

Кроме того, при повышении налогов реальная заработная плата у высокооплачиваемых специалистов снизится, работодатели начнут переманивать сотрудников разными махинациями с уклонением от налогов, к примеру, в виде выдачи ценных бумаг в качестве заработных выплат, которые не облагаются налогом, и т.д.

Таким образом, социальное неравенство населения и бедность есть и останутся одной из ключевых проблем социально-экономического развития Российской Федерации. Влияние налогового администрирования на снижение дифференциации доходов населения минимально.

Действующая система налоговых ставок не учитывает социальную дифференциацию общества не только в контексте доходов, но и в имущественном плане.

При этом потенциал налоговых инструментов сглаживания неравенства реализован весьма слабо. Предполагаемые меры совершенствования системы налоговых ставок имеют слабые места.

Вместе с тем предлагаемые меры по совершенствованию подоходного налогообложения сомнительны, так как для снижения социальной дифференциации населения необходимо рассматривать комплекс имущественного, подоходного и косвенного налогообложения.

Список источников

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) // URL: https://www.nalog.gov.ru/ rn77/taxation/taxes/ndfl/?ysclid=lt55fkw8db4590 4734 (дата обращения: 16.03.2024).

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/3e4bbd6dd9fb5dd4e9394f447653506 e1d6fa3a9/?ysclid=ltxxoolls763087959 (дата обращения: 04.03.2024).

3. Пугачев А.А. Налоговые инструменты в системе факторов воздействия государства на неравенство // Налоги и налогообложение. 2022. № 3. С. 16-31. DOI: 10.7256/2454-065X.2022.3.37827. URL: https://e-notabene.ru/ ttmag/article_37827.html (дата обращения: 25.02.2024).

4. Федеральная служба государственной статистики. Цены, инфляция, потребительские цены // URL: https://rosstat.gov.ru/ statistics/price (дата обращения: 02.03.2024).

5. Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата // URL: https://rosstat.gov.ru/ labor_market_employment_salaries (дата обращения: 02.03.2024).

6. Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни // URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 02.03.2024)

7. Рейтинг регионов по доходам населения - 2023 // URL: https://riarating.ru/ infografika/20231016/630251260.html?ysclid=ltw up41qx1930231202 (дата обращения: 27.02.2024).

References

1. Personal income Tax (personal income tax) // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn 77/taxation/taxes/ndfl/?ysclid=lt55fkw8db459047 34 (accessed: 03.16.2024).

2. Tax Code of the Russian Federation dated 08/05/2000 No.117-FZ // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28165/ 3e4bbd6dd9fb5dd4e9394f447653506e1d6fa3a9 /?ys clid=ltxxoolls763087959 (accessed 04.03.2024).

3. Pugachev A.A. Tax instruments in the system of factors influencing the state on inequality // Taxes and taxation. 2022. No. 3. pp. 16—31. DOI: 10.7256/2454-065X.2022.3.37827. URL: https: //e-notabene.ru/ttmag/article_37827.html (date of application: 25.02.2024).

4. Federal State Statistics Service. Prices, inflation, consumer prices // URL: https ://rosstat. gov.ru/statistics/price (date of application: 03.02.2024).

5. Federal State Statistics Service. The labor market, employment and wages // URL: https: //rosstat.gov.ru/labor_market_employment _salaries (date of application: 03.02.2024).

6. Federal State Statistics Service. Standard of living // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of application: 03.02.2024).

7. The rating of regions by income of the population is 2023 // URL: https://riarating. ru/infografika/20231016/630251260.html?ysclid= ltwup41qx1930231202 (accessed: 27.02.2024).

Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 11.04.2024; принята к публикации 13.05.2024.

The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 11.04.2024; accepted for publication 13.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.