Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ДОХОД / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафарова Л.А.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога является одним из основных инструментов совершенствования налоговой политики в России. Однако эффективность использования прогрессивной шкалы подоходного налогообложения зависит от специфики регионального развития. Поскольку уровень дохода и его дифференциация различается по регионам, это определяет совокупный объем пополнения региональных бюджетов в результате изменений подоходного налогообложения. Поэтому целью работы является оценка эффективности и социально-экономического эффекта введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения на региональном уровне на примере Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTING THE PROGRESSIVE PERSONAL INCOME TAXATION IN REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The implementing of a progressive personal income tax scale is one of the main tools for improving tax policy in Russia. However, the effectiveness of using a progressive scale of income taxation depends on the specifics of regional development. Since the level of income and its differentiation varies by region, this determines the total volume of replenishment of regional budgets as a result of changes in personal income taxation. Therefore, the purpose of the work is to evaluate the effectiveness and socio-economic effect of introducing a progressive income taxation scale at the regional level on the example of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОМ ШКАЛЫ

ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Л.А. Гафарова, канд. экон. наук, научный сотрудник

Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-8-49-51

Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 07501134-23-00 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Аннотация. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога является одним из основных инструментов совершенствования налоговой политики в России. Однако эффективность использования прогрессивной шкалы подоходного налогообложения зависит от специфики регионального развития. Поскольку уровень дохода и его дифференциация различается по регионам, это определяет совокупный объем пополнения региональных бюджетов в результате изменений подоходного налогообложения. Поэтому целью работы является оценка эффективности и социально-экономического эффекта введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения на региональном уровне на примере Республики Башкортостан.

Ключевые слова: регион, доход, подоходный налог, налоговая политика, региональный бюджет, неравенство доходов.

Специфика введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения в России определяется основными социально-экономическими параметрами развития регионов: уровнем доходов, их дифференциацией, уровнем экономической активности. Поскольку уровень дохода и его дифференциация различается по регионам, в каждом отдельном регионе совокупный доход по НДФЛ, аккумулируемый в региональном бюджете, будет определятся величиной подоходного налога, отклоняющейся от среднерегионального значения.

Результаты исследования

Рассмотрим ведение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения на региональном уровне на примере Республики Башкортостан. Рассчитаем совокупный налоговый доход по НДФЛ по расчетным ставкам прогрессивной шкалы на примере Республики Башкортостан. Для сравнения налогового дохода до и после введения прогрессивной шкалы подоходного налога рассмотрим данные по распределению общей суммы средств, направленных на оплату труда, по десятипроцентным (децильным) группам работников по республике в апреле 2023 года (табл. 1).

Таблица 1. Распределение средней заработной платы по десятипроцентным (дециль-

Децильные группы 1 2 3 4 5

Средняя заработная плата 18865,1 25163,8 30862,3 36215,8 41883,8

Доля оплаты труда, в % 3,4 4,5 5,5 6,5 7,5

Децильные группы 6 7 8 9 10

Средняя заработная плата 48239,8 55596,9 66062,5 82888,8 155197,1

Доля оплаты труда, в % 8,6 9,9 11,8 14,8 27,5

Расчет налогового дохода по предло- населения республики каждой группы женным ставкам дает следующие величи- налогообложения (табл. 2). ны долей оплаты труда и численности

Таблица 2. Доли заработной платы и численности населения по каждой группе налогообложения по Республике Башкортостан___

Границы шкалы, в месяц Ставка подоходного налога, % Доля от общего объема оплаты труда, % Доля в общей численности населения, %

До 35000 руб. 0 16,4 34,2

От 35000 руб. до 140000 руб. 10 57,6 61,5

От 140000 руб. до 400000 руб. 23 22,9 4,12

От 400000 руб. 36 3,1 0,18

Расчет по полученным ставкам показал, что получаемая совокупная величина подоходного налога по Республике Башкортостан составляет 86,6% от среднероссийской величины подоходного налога. Это связано с тем, что средний уровень доходов, и, в частности, средней заработной платы, в республике ниже среднероссийского уровня.

Различие уровней оплаты труда в Республике Башкортостан относительно среднероссийского уровня увеличивается с

ростом доходов (табл. 3). Несмотря на то, что совокупный налоговый доход по НДФЛ в Республике Башкортостан ниже, чем в среднем по России, в налогообложении относительно всех доходов требуется унифицированный подход [2]. Поэтому в рамках данного направления совершенствования подоходного налогообложения в России является целесообразным централизованная аккумуляция налоговых доходов по НДФЛ и равное их распределение по бюджетам субъектов РФ.

Таблица 3. Соотношение средней заработной платы в России к средней заработной

Десятипроцентные группы работников

первая вторая третья четвертая пятая шестая седьмая восьмая девятая десятая

0,96 1,08 1,11 1,14 1,16 1,18 1,22 1,26 1,32 1,54

Переход на прогрессивную шкалу подоходного налогообложения дает значимый социальный эффект, в частности сокращение неравенства доходов [3]. Снижение уровня неравенства населения в доходах способствует снижению бедности, увеличению потребительского спроса, раз-

витию среднего класса, сокращению социального напряжения [4].

Рассмотрим изменение социального неравенства в Республике Башкортостан на примере расчета коэффициента фондов дифференциации доходов по данным за апрель 2023 (табл. 4).

Таблица 4. Неравенство доходов до и после введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения по Республике Башкортостан [1, 5]__

Доходы (заработная плата) Десятипроцентные группы работников Коэффициент фондов

первая десятая

Доход группы до налогообложения, млн. рублей 1 234,85 10 158,74 8,23

Доход группы при 13-15% налоге, млн. рублей 1 074,32 8 838,1 8,23

Величина налога группы при прогрессивном налогообложении, млн. рублей 0 991,39

Доход после прогрессивного налогообложения, млн. рублей 1 234,85 9 167,35 7,42

Таким образом, дифференциация доходов по данным Республики Башкортостан в результате предлагаемого введения прогрессивной шкалы налогообложения снижается (снижении коэффициента фондов с 8,23 до 7,42). При этом происходит сохранение трудового дохода не только первой низкодоходной группы, но и относительное увеличение совокупной оплаты труда высокодоходной группы.

Заключение

Применение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения в Республике Башкортостан на основании предлагаемых ставок приводит к двойственному результату: с одной стороны обеспечивает сокращение социальной дифференциации

доходов, а с другой приводит к снижению поступлений доходов по подоходному налогу в региональный бюджет, что требует дополнительного совершенствования механизмов данного направления развития подоходного налогообложения, в частности перераспределения аккумулируемых доходов по НДФЛ по региональным и муниципальным бюджетам. В дальнейших исследованиях предполагается оценка системного социально-экономического эффекта введения прогрессивного налогообложения на национальном и региональном уровне с учетом влияния на снижение уровня бедности, аккумуляции налоговых поступлений в бюджет, увеличения других налоговых доходов.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705.

2. Гафарова Л.А. Ключевые детерминанты подоходного налогообложения: межстрано-вые сопоставления // Фундаментальные исследования. - 2023. - № 4. - С. 6-12.

3. Jackson L., Otrok C., Owyang M. T. Could more progressive taxes increase income inequality? // Federal Reserve Bank of St. Louis Working paper. 2020. May. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stlouisfed.org/on-the-economy/2020/may/could-more-progressive-taxes-increase-income-inequality.

4. Гафарова Л.А. ^циальные детерминанты экономического роста: неравенство в распределении доходов // Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 4-1 (31).

5. Федеральная налоговая служба России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/.

THE EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTING THE PROGRESSIVE PERSONAL INCOME TAXATION IN REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

L.A. Gafarova, Candidate of Economic Science, Researcher

Institute of Socio-Economic Research of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)

Abstract. The implementing of a progressive personal income tax scale is one of the main tools for improving tax policy in Russia. However, the effectiveness of using a progressive scale of income taxation depends on the specifics of regional development. Since the level of income and its differentiation varies by region, this determines the total volume of replenishment of regional budgets as a result of changes in personal income taxation. Therefore, the purpose of the work is to evaluate the effectiveness and socio-economic effect of introducing a progressive income taxation scale at the regional level on the example of the Republic of Bashkortostan.

Keywords: region, income, personal income tax, tax policy, regional budget, income inequality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.