Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ДОХОД И ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Нелля Расимовна, Данилова Светлана Витальевна, Зяблицкая Наталья Викторовна

В статье исследуется трансформация налогообложения имущества и доходов физических лиц в СССР и современной России. Рассмотрены основные аспекты развития системы налогообложения, их отдельные характеристики и результаты преобразований. Несмотря на определенные изменения в системе налогообложения, до сих пор присутствуют отдельные диспропорции в налогообложении физических лиц, которые в целом порождают социально-финансовое неравенство или требование к совершенствованию налогового законодательства. Для рассмотрения данного вопроса были использованы методы системного анализа, а также обобщение и абстракция. В статье проведен хронологический анализ трансформации налогообложения, на основе которого можно определить влияние государства на систему налогообложения, особенности адаптации общества к возникающим изменениям, а также позицию власти, отраженную в законодательстве. Следуя изменяющейся налоговой политике современного периода, становится возможным сравнить отдельные временные этапы, выделить положительные и отрицательные черты налогообложение имущества и доходов физических лиц и сделать соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROPERTY AND INCOME TAXATION SYSTEM INDIVIDUALS: FROM THE FORMATION OF THE USSR TO THE PRESENT

The article examines the transformation of taxation of property and income of individuals in the USSR and modern Russia. The main aspects of the development of the taxation system, their individual characteristics and the results of transformations are considered. Despite certain changes in the taxation system, there are still some disproportions in the taxation of individuals, which generally generate socio-financial inequality or the requirement to improve tax legislation. To consider this issue, methods of system analysis, as well as generalization and abstraction were used. The article presents a chronological analysis of the transformation of taxation, on the basis of which it is possible to determine the influence of the state on the taxation system, the peculiarities of society's adaptation to emerging changes, as well as the position of the authorities reflected in the legislation. Following the changing tax policy of the modern period, it becomes possible to compare individual time stages, highlight the positive and negative features of taxation of property and income of individuals and draw appropriate conclusions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

Алиева Н.Р., Данилова С.В., Зявлицкля Н.В.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

УДК 336.221.4 АЛИЕВА НЕЛЛЯ РАСИМОВ-

НА

магистрант, кафедра экономики, менеджмента и права, филиал ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» в г. Нижневартовске, e-mail: uli.alieva01@mail.ru

ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

к.э.н., доцент, доцент кафедры коммерции и менеджмента ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: svaprel@yandex.ru

ЗЯБЛИЦКАЯ НА ТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики, менеджмента и права, филиал ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» в г. Нижневартовске, e-mail: econ10@rambler.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-1 -72-79 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье исследуется трансформация налогообложения имущества и доходов физических лиц в СССР и современной России. Рассмотрены основные аспекты развития системы налогообложения, их отдельные характеристики и результаты преобразований. Несмотря на определенные изменения в системе налогообложения, до сих пор присутствуют отдельные диспропорции в налогообложении физических лиц, которые в целом порождают социально-финансовое неравенство или требование к совершенствованию налогового законодательства. Для рассмотрения данного вопроса были использованы методы системного анализа, а также обобщение и абстракция. В статье проведен хронологический анализ трансформации налогообложения, на основе которого можно определить влияние государства на систему налогообложения, особенности адаптации общества к возникающим изменениям, а также позицию власти, отраженную в законо-

/-1 о 45

дательстве. Следуя изменяющейся налоговой политике современного периода, становится возможным сравнить отдельные временные этапы, выделить положительные и отрицательные черты налогообложение имущества и доходов физических лиц и сделать соответствующие выводы.

Ключевые слова: налогообложение физических лиц, налоговая реформа, развитие налоговой системы, доход и имущество физических лиц._

ALIYEVA NELYA RASIMOVNA

Master's student, Department of Economics, Management and Law, branch of the South Ural State University in Nizhnevartovsk,

e-mail: uli.alieva01@mail.ru

DANILOVA SVETLANA VITALIEVNA

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Commerce and Management, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia,

e-mail: svaprel@yandex.ru

ZYABLITSKAYA NATALIA VIKTOROVNA

Dr.Sc of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics, Management and Law, Branch of the South Ural State University in Nizhnevartovsk,

e-mail: econ10@rambler.ru

DEVELOPMENT OF THE PROPERTY AND INCOME TAXATION SYSTEM INDIVIDUALS: FROM THE FORMATION OF THE USSR TO THE PRESENT

Abstract. The article examines the transformation of taxation of property and income of individuals in the USSR and modern Russia. The main aspects of the development of the taxation system, their individual characteristics and the results of transformations are considered. Despite certain changes in the taxation system, there are still some disproportions in the taxation of individuals, which generally generate socio-financial inequality or the requirement to improve tax legislation. To consider this issue, methods of system analysis, as well as generalization and abstraction were used. The article presents a chronological analysis of the transformation of taxation, on the basis of which it is possible to determine the influence of the state on the taxation system, the peculiarities of society's adaptation to emerging changes, as well as the position of the authorities reflected in the legislation. Following the changing tax policy of the modern period, it becomes possible to compare individual time stages, highlight the positive and negative features of taxation of property and income of individuals and draw appropriate conclusions.

Keywords: taxation of individuals, tax reform, development of the tax system, income and prop-

Введение. С момента становления СССР налогообложение физических лиц и субъектов хозяйствования постоянно трансформировались. В частности, согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года, в СССР проводилась коренная налоговая реформа. В результате система акцизного налога была полностью отменена и все платежи интегрировали в налог с оборота и начисления на прибыль, получается, данные изменения затронули в большей мере хозяйствующих субъектов. Относительно налогообложения физических лиц: часть налогов на население - объединили, а значительный перечень в итоге упразднили.

Следуя требованиям закона, в Российской Федерации регулярно проводится мониторинг нормативно-правовых актов, регулирующих различные отрасли права, в т. ч. и систему налогообложения. Согласно ст. 15 Федерального закона от 31 июня 2020 г. № 247-ФЗ об обязательных требованиях в Российской Федерации Правительству Российской Федерации было поручено переработать перечень видов государственного контроля, затрагивающих и налоговую сферу [1].

Согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467, в 2021 г. продолжат действовать 1 275 нормативных правовых актов РСФСР и Союза ССР в различных сферах государственного контроля, в т. ч. нормативно-правовые акты:

- об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями;

- о предельно допустимых значениях просроченной кредиторской задолженности по заработной плате работников, превышение которых влечет за собой расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения;

- об утверждении условий оплаты труда отдельных категорий работников;

- Постановление Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР»;

- Постановление Совмина СССР от 21 декабря 1989 г. № 1119 (в ред. от 7 июля 1990 г.) «О выпуске государственных целевых беспроцентных займов»;

- Постановление Совмина СССР от 7 июля 1990 г. № 653 «Об изменении Условий выпуска государственных целевых беспроцентных займов и государственных казначейских обязательств СССР» [2].

Перечисленные и иные нормативные правовые акты в определенной степени, но достаточно косвенно, влияют и на налоговую сферу общественного развития.

Целью написания статьи является анализ процесса трансформации системы налогообложения с 1930-х гг. по настоящее время. В современной науке различные этапы становления нало-

Алиева Н.Р., Данилова С.В., Зявлицкля Н.В.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

гообложения и налогового права рассматриваются в работах Д. Г. Черника, Е. А. Кировой, Л. И. Гончаренко, М. Е. Косова, Р. Г. Ахмадеева, В. Г. Панскова, М. Ю. Малкина, которые были использованы в ходе работы.

Основная часть. С началом индустриализации в 1930-1932 гг. в СССР была проведена налоговая реформа, как отмечалось ранее. Предполагалось унифицировать всю налоговую систему, упростить и, самое главное, улучшить управление в сфере налоговых правоотношений. С этого момента отменяются все, ранее применявшиеся, акцизы, а оборотный налог и налог на прибыль стали самостоятельными видами системы налогообложения. Соответственно, проводимая налоговая реформа была нацелена на существенную трансформацию налоговых платежей функционирующих субъектов хозяйствования, и внедрялась двухканальная процедура налоговых отчислений, т. е предприятия выплачивали одновременно оборотный налог и налог на прибыль.

Следует отметить, что налог с оборота приносил бюджету около 62% всех доходов, в т. ч. акцизы - 29% и промысловый налог - 21,5%. Также в государственный бюджет зачислялись платежи социалистических хозяйств и населения.

Акцентируем внимание, что проведенная налоговая реформа в целом не достигла первоначальной цели - прозрачности и понятности, конец 1930-х годов стал переломным для России. Налоговые методы государственного регулирования стали неотъемлемым атрибутом экономики того периода. Кроме непосредственно «денежного» взимания налогов в этот период времени Советский Союз наложил невероятно жесткую реквизицию зерна в сельской местности, чтобы «прокормить» городское население или продавать его на международном уровне. Схема по реквизиции зерна привела к существенному разорению хозяйств в сельской местности, включая массовый голод в сочетании с иными факторами [3].

Обратим внимание, что в этот период налог с населения не превышал 7%. Однако следует уточнить, что, помимо прямых налогов, оплачивали огромное количество прочих сборов [4]. Существовали и отдельные сборы, которые могли достигать 80 руб., в частности, культжилс-бор, сборы с лиц, играющих в бильярд, таможенный сбор с радиотоваров, используемых для приема радиостанций.

В результате реализуемых процедур по трансформации налоговых платежей различных отраслей хозяйствования косвенное налогообложение стало менее прозрачным и более загроможденным, что, в конечном итоге, представилось в форме значительного перечня акцизных платежей, например, в середине1933 г. - более 400 ставок, 1937 г. - 1 109, а с учетом поясов для продуктов питания и зерна - 2 444. В 1935 г. государство конфисковало более 45% всей сельскохозяйственной продукции в селе, что в три раза больше, чем в 1928 г. [5]. С 1930 по 1941 г. в стране существовала система таможенных пошлин. В 1935 г. из этих сборов было выделено 44,9 млрд руб. В 1936 г. бюджет получил уже 53,1 млрд руб., а в 1937 г. - 57,8 млрд руб.

К концу 1930-х гг. начинается создание благоприятных условий для введения социальных отчислений. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, кооперативах и государственных предприятиях, получали больше льгот, чем доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены налоговые льготы.

Самым значительным налогом был налог с оборота, который действовал аналогично налогу на добавленную стоимость. Существовало множество других налогов, включая подоходный налог, который составлял относительно небольшой процент от общего дохода страны. Например, подоходный налог составлял всего около 10% от общего дохода в 1950-х гг. [6].

Советский Союз также вводил налоги, чтобы влиять на поведение граждан. Объективным примером этого была послевоенная советская пронаталистская политика, которая облагала семьи налогом за бездетность. Потери Советского Союза в Великой Отечественной войне, по разным оценкам, составляют примерно 25 млн чел. После войны было много проблем с ростом населения. Налог на бездетность был частью политики повышения деторождения.

До 1953 г. налоговая система СССР оставалась неизменной. Одновременно были введены льготы для участников войны и пересмотрена минимальная необлагаемая налогом сумма отчислений из доходов для некоторых граждан.

В 1960-е гг. прошлого столетия произошел следующий виток реформирования налогообло-

жения в СССР, в данный временной интервал произвели изменения в алгоритмах аккумуляции налоговых платежей в государственных централизованных и децентрализованных фондах. Однако значительных изменений в доходах государственного бюджета, связанных с налоговой реформой, не произошло, т. е. в доходах бюджета, относимых к налоговым, преобладали денежные взносы от государственных предприятий и общественных организаций [5].

Одним из элементов проводимой налоговой реформы стал отказ в 1957 г. от обязательной подписки на ссуды, но следует отметить, что данная процедура сопровождалась дефолтом по предшествующим подпискам. Одним из новаторских моментов в данном этапе реформы стала инициатива Н.С. Хрущева, обозначенная 5 мая 1960 г. на сессии Верховного Совета СССР, по отмене подоходного налога, но вызывает сомнение подобная инициатива, так как подоходный налог был введен согласно требованиям социалистов и коммунистов в революционный период [3, 7].

По мнению Н.С. Хрущева, реальные доходы гражданина СССР уступали доходам рядового ремесленника. Об этом он писал так: «Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при советской власти». «С рабочих и служащих при тарифных ставках и окладах свыше двух тысяч рублей в месяц подоходный налог будет отменен с уменьшением этих ставок и окладов на всю сумму исчисляемого с них подоходного налога» [8]. Предлагали отменить налог, при этом уменьшив заработную плату на сумму этого налога. Данная ситуация описывает экономическое взаимодействие между государством и гражданами СССР [9].

Но отменить налогообложение физических лиц в СССР не вышло, подоходный налог по-прежнему взимался как с советских, так и с иностранных граждан. В городах жители платили налог на постройки - 1% от их стоимости без амортизации, в сельской местности - аренду земли. Они также должны были платить за каждое животное в личном хозяйстве. Так, средняя доходность одной коровы в РСФСР была установлена государством на уровне 2 540 руб. в год. В течение года необходимо было отдать в казну 40 кг мяса, 360 кг молока, одну шкуру, 120 кг картофеля и 30 штук яиц, кроме того, выплачивали членские взносы, страховки, кредиты.

В целом весь период деятельности Н.С. Хрущева налоговую политику можно охарактеризовать как жесткий государственный протекционизм. Налоги и сборы равнялись доходам тех, кто работал на государство, и тех, кто работал на себя. В итоге все оказались в одинаковой финансовой ситуации.

В 1965 г. СССР внесло изменения в коллективизацию. Доля налогов на домашнее и коллективное хозяйство в общих доходах бюджета составляла 1-1,5%. До 1966 г. организации перечисляли в бюджет из прибыли до 10% своих финансовых ресурсов. Государственные ассоциации, а также коммерческие компании в этот период по-прежнему облагались налогом с оборота. В дальнейшем организации стали оплачивать:

- стандартизированные основные средства и производственные фонды;

- арендную плату (фиксированную) [7].

Период 1970-х годов налоговую сферу следует охарактеризовать, как застой. Резкий рост цен на нефть и газ обеспечил советской экономике стабильный источник дохода. От реформ отказались в пользу попыток улучшить существующую налоговую систему. Темпы роста были стабильными (хотя и низкими), что резко контрастировало с продолжающимся экономическим кризисом (особенно стагфляцией) [7, 9].

Планировалась отмена налога с продаж и переход его на акциз и НДС. Также планировалось ввести новый налог, который будет включен в себестоимость продукции. Он должен был стать одним из элементов формирования государственного бюджета, но реализация этих мероприятий не состоялась из-за распада СССР.

Кроме того, в период с 1970-х по 1980-е гг. в СССР физические лица осуществляли соответствующие платежи в бюджет:

1) налог на бездетность, который платили бездетные мужчины и замужние женщины без детей;

2) сельскохозяйственный налог, взимаемый с владельцев участков и подразделений. Была довольно разветвленная система льгот по его выплате;

Алиева Н.Р., Данилова С.В., Зяблицкая Н.В.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

3) налог на тунеядство платили трудоспособные граждане, не трудоустроенные без уважительной причины;

4) транспортный налог взимался с владельцев практически всех транспортных средств [5].

А также существовало большое количество взносов: профсоюзные, комсомольские и другие, которые были обязательны, но в государственный бюджет не поступали.

1985-1991 гг. стали периодом кризиса и отказа от советской системы. Падение цен на нефть и начало финансового кризиса привели к экономическим и политическим реформам. В этих условиях необходимость радикальных реформ стала еще более очевидной. К концу 1980-х гг. было слишком поздно для реформ, политическая и экономическая модель Советского Союза утратила свою актуальность.

В 1992 г. были внесены изменения в налоговую сферу в целях сокращения или освобождения некоторых видов доходов от подоходного налога с населения. Начиная с 1993 г. минимальная ставка налога составляла 12% на доход до 1 млн рублей, а уже в 1996 г. ставка в таком же размере была применена к доходам до 12 млн руб. Денежная реформа 1992-1993 гг. повлияла на многие аспекты в стране, как на экономические, так и на административные. Произошло видоизменение денежных знаков, которое связано, в т. ч., и с регулярной их эмиссией, а отмена золотомонетного стандарта привела к применению новых методов регулирования денежных потоков государства. Данные события стали причиной инфляции и изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте. К концу 1997 г. Правительство РФ и Центральный Банк России приняли решение о деноминации, основной целью которой были упорядочи-

Период Изменения

1940-е гг. Изменение произошло в 1943 г. Доход менее 70 руб. налогом не облагался, поэтому процент зависел от его уровня. Например, налог 25 коп. на зарплату 71 руб. и 3 руб. на 41 коп. на 80 руб.

1960-е гг. В 1960 г. было решено отменить подоходный налог и даже был принят соответствующий закон. Тем не менее он так и не заработал, а некоторое время спустя отменен. С 1 января 1968 г. было решено возобновить подоходный налог с заработной платы ниже 70 руб. и снизить нагрузку на получающих менее 90 руб.

1980-е гг. В 1980-е гг. налог сильно зависел от дохода и составлял от 0,35% для людей с доходом менее 80 рублей в месяц и до 13% для дохода более 100 руб.в месяц. С 1984 г. до начала 1990-х гг. необлагаемый доход составлял 70 руб. и колебался от 25 коп. при зарплате 71 руб. до 8 руб. 20 коп. при зарплате 100 руб.

1990-е гг. С 1992 г. было принято новое налоговое законодательство, предусматривающее уже известную прогрессивную шкалу, которая варьировала от 12% от дохода до 200 000 руб. до 40% от дохода свыше 600 000 руб. Кроме того, ставки корректировались практически ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране и уровня инфляции до 2001 г., когда существовала фиксированная ставка налога в размере 13%

2001 г. по настоящее время ^Источник: С 1 января 2001 г. с введением второй части Налогового кодекса РФ утвердилась ставка НДФЛ в размере 13%, которая применяется к доходам налоговых резидентов РФ, за исключением специальных ставок из п. 1 ст. 224 НК РФ[10]. С 1 января 2021 г. в силу вступил Закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 г., по которому доходы граждан свыше 5 млн руб. в год и доходы с депозитов, сумма сбережений которых свыше 1 млн руб., облагаются по ставке 15%. Вместе с этим ставка налога 15% действует и в отношении физических лиц -нерезидентов РФ, которые получают доход от дивидендов российских организаций. Ставку налога 9% используют при определении доходов налоговых резидентов с процентов по облигациям с ипотечным покрытием (эмитированных до 1.01.2007 г.) и с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия (выданным до 1.01.2007 г.). Ставка 30% применяется к доходам по ценным бумагам. Исключение составляют дивиденды российских организаций, полученных по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации. Также 30% применяют к доходам нерезидентов РФ. Согласно п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК РФ, по каж-д&Тыттвжтвщт наимвашгшддеяъ но[6ез прймён Йи12Щчета. Ставка 35% применяется к доходам по выигрышам и призам (п. 2 ст. 224 НК)

В настоящее время граждане платят также:

1) налог на имущество;

2) земельный налог;

3) транспортный налог.

Указанные налоги начисляются тем гражданам, в собственности которых есть машина, участок или недвижимость. Налоговая инспекция в соответствии с имеющимися данными присылает уведомление на адрес регистрации или в личный кабинет гражданина с начисленными налогами. Там отражены объекты налогообложения, суммы по каждому налогу и реквизиты для оплаты.

Кроме того, согласно современному налоговому законодательству, физические лица платят некоторые виды акцизов и НДС (как вид косвенных налогов), отдельные виды государственных пошлин и могут платить водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Необходимо принять во внимание еще один аспект трансформации налоговой системы, а именно то, что с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2000 г. в Российской Федерации стала применяться прогрессивная шкала ставок НДФЛ. Она была неоднократно пересмотрена, и несколько лет годовой доход облагался по ставке от 12 до 35%.

В начале 2018 г. Госдума начала обсуждение возможности введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для высоких заработных плат - до 15 %. 7 июня 2018 г. состоялась прямая линия президента России В.В. Путина. Он заявил, что переход на прогрессивную шкалу налогов нецелесообразен: «Бюджетный результат почти нулевой, экономическая ситуация в стране находится на низком уровне» [11].

При внесении поправок Бюджетно-налоговая комиссия Госдумы предложила скорректировать перечень доходов ниже 15%. В частности, прежняя ставка 13% сохранится для доходов от продажи недвижимости и ее акций, страховых выплат, пенсионных выплат. По данным Федеральной налоговой службы России за 1-е полугодие 2020-2021 гг. поступления по скорректированным ставкам НДФЛ в консолидированный бюджет увеличились на 17,8%.

В ноябре 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, предусматривающий повышение налогов с граждан России с высокими доходами в рамках борьбы с экономическими последствиями эпидемии коронавируса. С 1 января 2021 г. с граждан России с высокими доходами (свыше 5 млн руб.) взимается 650 тыс. руб. и 15-процентный налог на доходы. Согласно заявлению, дополнительные налоговые поступления от граждан с высоким доходом будут использованы для лечения детей с тяжелыми и редкими заболеваниями [12].

Еще одним инструментом реформирования налогообложение физических лиц стало введение категории «самозанятые» в 2021 г. Минфином РФ был разработан специальный режим с целью вывода самозанятых граждан из финансовой «тени». Согласно закону № 422-ФЗ, устанавливается налог на профессиональный доход (НПД) и выплачивается по льготным ставкам 4 и 6%[13]. В соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень деятельности, доходы от которой не облагаются налогом. Такой эксперимент проводился только в 4 субъектах и был направлен на привлечение граждан к введению легального бизнеса. В настоящее время все граждане РФ имеют возможность оформить самозанятость и перейти на налог на профессиональный доход [12].

Заключение. Таким образом, эволюцию налогообложения физических лиц за последние почти 100 лет можно условно разделить на 5 этапов, но при этом налогообложение населения не следует рассматривать изолированно от налогообложения субъектов хозяйствования, так как налоговые реформы одновременно затрагивают как отдельных граждан, домохозяйства, так и юридических лиц.

Период становления СССР отождествляют с первым этапом создания налоговой системы, который связывают с попыткой коренной реформы налогообложения имущества и доходов физических лиц, вплоть до их упразднения. Но реформа принесла обратный эффект, система налоговых сборов стала еще более сложной.

Второй период связывают с кардинальным подходом в ликвидации налоговых платежей с физических лиц, что нашло свое отражение в издание соответствующего нормативного-правового акта. Отдельные ученые характеризуют этот период налогообложение как неорга-

Алиева Н.Р., Данилова С.В., Зяблицкая Н.В.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ СССР И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

низованный [14, 15].

Третий период считается более организованным с точки зрения решения проблемы выравнивания доходов разных слоев населения, что происходило в результате перераспределения. Четвертый этап развития налогообложения имущества и доходов физических лиц в части

Литература

1. Утвержден перечень нормативных правовых актов РСФСР и Союза ССР, которые продолжают действовать после 1 января 2021 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://ivo.garant.ru/#/ document/400170320/paragraph/17:0. Дата обращения 05.01.2022.

2. Действующие постановления Совмина СССР 2020 и 2021 [Электронный ресурс]. - URL : https:// ppt.ru/docs/postanovlenie/sovmin-sssr. Дата обращения 05.01.2022.

3. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник [и др.] ; под ред. E. А. Кировой. - М. : Изд-во Юрайт, 2022.

4. Налогообложение физических лиц : учебник и практикум для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.] ; под ред. Л. И. Гончаренко. - М. : Изд-во Юрайт, 2022.

5. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период [Электронный ресурс]. - URL : https://www.nalog.gov.ru/rn39/about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4336974/. Дата обращения 29.12.2021.

6. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник [и др.] ; под ред. E. А. Кировой. - М. : Изд-во Юрайт, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. История НДФЛ в России. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.garant.ru/infografika/621831/. Дата обращения 10.01.2022.

8. Хрущев, Н.С. Люди. Время. Власть (воспоминания). - М. : Московские новости, 1999 [Электронный ресурс]. - URL : https://www.litres.ru/nikita-hruschev/vospominaniya-vremya-ludi-vlast-kniga-1. Дата обращения 04.01.2022.

9. Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих : Закон СССР от 7 мая 1960 г. (прекратил действие) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=ESU&n=20046. Дата обращения 15.01.2022.

10. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах : Федер. закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28126/. Дата обращения 16.01.2022.

11. Косов, М. Е. Введение прогрессивной шкалы по НДФЛ : палитра мнений /М. Е. Косов, Р. Г. Ахмаде-ев // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 205-212..

12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 15 февраля 2015 г. № 372-Ф3 (вред. от 23 ноября 2020 г.), п. 3 ст. 210 НКРФ [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/9. Дата обращения 03.09.2021.

13. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима (налог на профессиональный доход) : Федер. закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/. Дата обращения 05.09.2021.

14. Пансков, В. Г. Налоговая система РФ : проблемы становления и развития : монография / В. Г. Пансков. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2017.

15. Малкина, М. Ю. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики : монография /М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин. - М. : ИНФРА-М, 2019.

References:

1. Utverzhden perechen' normativnyh pravovyh aktov RSFSR i Soyuza SSR, kotorye prodolzhayut dejstvovat' posle 1 yanvarya 2021 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://ivo.garant.ru/#/document/400170320/ paragraph/17:0. Data obrashcheniya 05.01.2022.

2. Dejstvuyushchie postanovleniya Sovmina SSSR 2020 i 2021 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://ppt.ru/ docs/postanovlenie/sovmin-sssr. Data obrashcheniya 05.01.2022.

3. Nalogi i nalogooblozhenie : uchebnik i praktikum dlya vuzov / D. G. CHernik [i dr.] ; pod red. E. A. Kirovoj. - M. : Izd-vo YUrajt, 2022.

4. Nalogooblozhenie fizicheskih lic : uchebnik i praktikum dlya vuzov / L. I. Goncharenko [i dr.] ; pod red. L. I. Goncharenko. - M. : Izd-vo YUrajt, 2022.

5. Etapy evolyucii nalogovoj sistemy v posleoktyabr'skij period [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.nalog.gov.ru/rn39/about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4336974/. Data obrashcheniya 29.12.2021.

6. Nalogi i nalogooblozhenie : uchebnik i praktikum dlya vuzov / D. G. CHernik [i dr.] ; pod red. E. A. Kirovoj. - M. : Izd-vo YUrajt, 2022.

7. Istoriya NDFL v Rossii. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.garant.ru/infografika/621831/. Data obrashcheniya 10.01.2022.

8. Hrushchev, N.S. Lyudi. Vremya. Vlast' (vospominaniya). - M. : Moskovskie novosti, 1999 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.litres.ru/nikita-hruschev/vospominaniya-vremya-ludi-vlast-kniga-1. Data obrashcheniya 04.01.2022.

9. Ob otmene nalogov s zarabotnoj platy rabochih i sluzhashchih : Zakon SSSR ot 7 maya 1960 g. (prekratil dejstvie) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=ESU&n=20046. Data obrashcheniya 15.01.2022.

10. O vvedenii v dejstvie chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v

nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii o nalogah : Feder. zakon ot 5 avgusta 2000 g. № 118-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28126/. Data obrashcheni-ya 16.01.2022.

11. Kosov, M. E. Vvedenie progressivnoj shkaly po NDFL : palitra mnenij / M. E. Kosov, R. G. Ahmadeev // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 1. S. 205-212..

12. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' vtoraya ot 15 fevralya 2015 g. № 372-FZ (v red. ot 23 noy-abrya 2020 g.), p. 3 st. 210 NK RF [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/9. Data obrashcheniya 03.09.2021.

13. O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima (nalog na professional'nyj dohod) : Feder. zakon ot 27 noyabrya 2018 g. № 422-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/. Data obrashcheniya 05.09.2021.

14. Panskov, V. G. Nalogovaya sistema RF : problemy stanovleniya i razvitiya : monografiya / V. G. Panskov. -M. : Vuzovskij uchebnik: INFRA-M, 2017.

15. Malkina, M. YU. Nalogovaya sistema Rossijskoj Federacii i ee harakteristiki: monografiya /M. YU. Malki-na, R. V. Balakin. -M. : INFRA-M, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.