Научная статья на тему 'Преимущества и недостатки действующей системы налоговых ставок налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации'

Преимущества и недостатки действующей системы налоговых ставок налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговые ставки / налогообложение доходов физических лиц / шкала налогообложения / доходы физических лиц / налоговое администрирование / tax rates / taxation of personal income / scale of taxation / personal income / tax administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Сергеевич Юхно

Налогообложение доходов граждан является одним из источников доходов консолидированного бюджета. За свое существование система налоговых ставок по доходам граждан находилась в постоянной реформации, наиболее глобальная из которых произошла в январе 2001 г., когда была утверждена плоская шкала налогообложения. Действующая система налоговых ставок сильно зависит от экономического эффекта от налогообложения доходов граждан в совокупности с социальной справедливостью, которая выражается в сбалансированном распределении налоговой нагрузки, а также от уровня контроля со стороны налоговых органов за выполнением законных требований налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and disadvantages of the current system of tax rates for personal income taxation in the Russian Federation

Taxation of citizens' incomes is one of the sources of income for the consolidated budget. During its existence, the system of tax rates on citizens' incomes has been in constant reformation, the most global of which occurred in January 2001, when a flat scale of taxation was approved. The current system of tax rates strongly depends on the economic effect of taxation of citizens' income, together with social justice, which is expressed in a balanced distribution of the tax burden, as well as on the level of control by the tax authorities over compliance with the legal requirements of tax legislation.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки действующей системы налоговых ставок налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 131—135. Audit journal. 2024;(1):131 —135.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.228.3

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 31 -1 35 NIION: 201 7-0074-1 /24-01 7

EDN: https://elibrary.ru/CMRDLJ MOSURED: 77/27-021-2024-01-217

Преимущества и недостатки действующей системы налоговых ставок налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

Николай Сергеевич Юхно

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, col.yuhno@yandex.ru

Аннотация. Налогообложение доходов граждан является одним из источников доходов консолидированного бюджета. За свое существование система налоговых ставок по доходам граждан находилась в постоянной реформации, наиболее глобальная из которых произошла в январе 2001 г., когда была утверждена плоская шкала налогообложения. Действующая система налоговых ставок сильно зависит от экономического эффекта от налогообложения доходов граждан в совокупности с социальной справедливостью, которая выражается в сбалансированном распределении налоговой нагрузки, а также от уровня контроля со стороны налоговых органов за выполнением законных требований налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговые ставки, налогообложение доходов физических лиц, шкала налогообложения, доходы физических лиц, налоговое администрирование

Для цитирования: Юхно Н.С. Преимущества и недостатки действующей системы налоговых ставок налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 131—135. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-131-135. EDN: https://elibrary.ru/CMRDLJ.

TAXES AND TAXATION

Original article

Advantages and disadvantages of the current system of tax rates for personal income taxation in the Russian Federation

Nikolay S. Yuhno

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, col.yuhno@yandex.ru

Abstract. Taxation of citizens' incomes is one of the sources of income for the consolidated budget. During its existence, the system of tax rates on citizens' incomes has been in constant reformation, the most global of which occurred in January 2001, when a flat scale of taxation was approved. The current system of tax rates strongly depends on the economic effect of taxation of citizens' income, together with social justice, which is expressed in a balanced distribution of the tax burden, as well as on the level of control by the tax authorities over compliance with the legal requirements of tax legislation.

Keywords: tax rates, taxation of personal income, scale of taxation, personal income, tax administration

For citation: Yukhno N.S. Advantages and disadvantages of the current system of tax rates for personal income taxation in the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):131—135. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-131-135. EDN: https://elibrary.ru/CMRDLJ.

© Юхно Н.С., 2024

Доходы граждан в Российской Федерации о благаются налогом и выступают в качестве доходов бюджетной системы. Данный доход, в свою очередь, выступает в качестве налоговой базы, от которой исчисляется сумма налога в зависимости от налоговой ставки на доходы физических лиц.

К уплате налогов по доходам подлежат все физические лица, получающие доход на территории Российской Федерации, а также доходы россиян, полученные за рубежом.

Налоговый кодекс РФ регламентирует налоговое администрирование доходов физических лиц путем определения налоговой базы и налоговых ставок. Кроме того, НК РФ разделяет всех получателей дохода на две группы: налоговые и неналоговые резиденты.

Налоговое резидентство присваивается физическому лицу, получающему доход на территории Российской Федерации в случае, если лицо пребывало в стране более чем 183 дня в течение календарного года. Если же данное условие не выполняется, физическое лицо является налоговым нерезидентом.

Доходы физических лиц в подавляющем большинстве облагаются налогом, однако существуют источники дохода физических лиц, которые не облагаются. Такие доходы прописаны в ст. 217 НК РФ.

Так, не предусмотрен налог на продажу имущества гражданина, которое находится в собственности лица не менее трех лет. Однако, если продается имущество, находящееся во владении физического лица меньше установленного срока, в таком случае налог на доход должен быть уплачен.

Имущество, которое получено лицом от ближайшего родственника, который определяется Семейным кодексом РФ, также не подлежит налогообложению, равно как и при получении имущества в собственность через вступление физического лица в наследство.

Вместе с тем любой доход физического лица, полученный за рубежом, подлежит налогообложению так же, как и доход в виде приза или выигрыша. Сдача жилья в аренду, согласно действующему законодательству, признается доходом, с которого должен быть уплачен налог.

В Российской Федерации действуют пять основных налоговых ставок на доходы физических лиц, которые различаются по источникам дохода или категориям налогоплательщиков.

Налоговая база физического лица определяется как совокупность источников дохода,

отдельно рассчитанных, с учетом применяемых к ним налоговых ставок.

В случае если источником дохода являются процентные доходы по ипотечным облигациям, выпущенным до 2007 г., или доходы от доверительного управления ипотечным покрытием учредителей, применяется налоговая ставка в размере 9%.

Если доход гражданина за календарный год составляет не более 5 млн руб., или же иностранный гражданин привлечен к трудовой деятельности на территории Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста, то доход указанных категорий граждан облагается налогом по ставке 13% налоговой базы физического лица.

Если доходы физического лица превышают 5 млн руб., применяется налоговая ставка в размере 15%. Стоит отметить, что данная налоговая ставка применяется только к той сумме, которая превышает 5 млн руб. К примеру, гражданин за год получил доход, равный 15 млн руб. В данном случае физическое лицо облагается налогом на доход в 5 млн руб. по ставке 13%. Остальные 10 млн руб. облагаются налогом в размере 15%.

Аналогичная ситуация отмечается и при налогообложении доходов высококвалифицированных иностранных специалистов, чей доход превысил 5 млн руб. в год. Для налоговых нерезидентов Российской Федерации ставка на доходы универсальная — 30%.

В случае если физическое лицо выиграло в лотерею или получило какой-либо приз, налоговая ставка применяется в размере 35%. Если доход гражданина по процентам от вкладов превысил размер, установленный действующим законодательством, данный доход также облагается налогом в размере 35%.

То есть налогообложение доходов граждан рассматривается по каждому источнику отдельно. При этом налоговая база суммируется, после чего производится расчет суммы налога [1].

Система налогообложения доходов граждан до января 2001 г. отличается от действующей сейчас системы налоговых ставок на доходы физических лиц. В тот период времени действовала прогрессивная шкала налогообложения, при которой были установлены налоговые ставки в размере 12—35% в зависимости от налоговой базы физического лица.

На первый взгляд, действовавшая на то время прогрессивная шкала налогообложения

доходов физических лиц выглядит эффективной и справедливой. При этом отмечался рост теневой экономики, что было обусловлено стремлением физических лиц скрыть реальный уровень дохода, так как чем ниже доход физического лица, тем меньше налоговых отчислений оно должно уплатить в бюджетную систему Российской Федерации. В данном случае бюджетная система Российской Федерации не только недополучала нужную сумму, которая должна была быть взыскана, но и не получала никаких доходов, так как установить реальный уровень заработка было невозможно, в связи с чем отсутствовала возможность установить налоговую базу, что свидетельст-

Стоит отметить, что рост доходов консолидированного бюджета обеспечен за счет увеличения налоговых отчислений по всем видам деятельности.

За период 2000—2022 гг. отмечается устойчивая динамика роста доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Поступления в бюджет от налогов на доход физических лиц составил 5729,14 млрд руб. против 174,8 млрд руб. в 2000 г. За период 2000— 2022 гг. объем поступлений от налогов на доходы физических лиц вырос на 3277,5%, а доходы консолидированного бюджета — на 2530,1%. Удельный вес налога на доходы физических лиц в структуре консолидированного бюджета вырос незначительно, всего на 2,5%. Однако за период 2002—2004 гг. ежегодный прирост доходов от налогообложения физических лиц составлял 147% [4].

вует о неэффективности данной системы налогообложения физических лиц.

Внедрение новой системы налогообложения в 2021 г. позволило скорректировать подходы к определению налоговой базы физического лица. Кроме того, действующая система стала учитывать не только интересы бюджетной системы Российской Федерации, но и налогоплательщиков [2].

Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогов на доходы физических лиц изменились после внедрения новой шкалы налогообложения, что отражено в табл. 1.

Можно сделать вывод, что ввод единой налоговой ставки на доходы физических лиц позволил увеличить доходы консолидированного бюджета, однако стоит отметить, что темп прироста данных доходов значительно снизился с 2015 г. по настоящее время.

Новая система налогообложения доходов физических лиц позволила сбалансировать налоговую нагрузку на население Российской Федерации, так как налоговое бремя распределяется по уровню дохода гражданина. Кроме того, действующая система налоговых ставок на доходы физических лиц позволяет распределить налоговое бремя в соответствии с уровнем дохода физического лица. Отмечаются простота и определенность данных налоговых ставок. Сумма налога, которая должна быть уплачена, считается по определенной формуле, которая достаточно проста для налогоплательщика .

Таблица 1. Налог на доходы физических лиц в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации за период 2000—2022 годов, млрд руб.

Показатель Период

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2022 г.

Консолидированный

бюджет Российской

Федерации 2097,70 8579,60 16031,93 26922,01 38205,71 53073,83

Налог на доходы

физических лиц 174,80 707,10 1790,50 2807,80 4253,14 5729,14

Удельный вес

налогов на доходы

физических лиц

в структуре

консолидированного

бюджеты 8,3 8,2 11,2 10,4 11,1 10,8

Стоит отметить, что действующая система налоговых ставок экономически эффективна, так как издержки государства на взимание всех налогов и сборов минимальны.

Несмотря на это, действующие налоговые ставки имеют и недостатки, которые связаны не только с исчислением налоговой базы, но и с организацией налогового администрирования. Так, оптимальное соотношение между социальной справедливостью и экономической эффективностью действующей системы налоговых ставок на доходы физических лиц не достигнуто. Население РФ имеет разные уровни доходов, при этом налогообложение доходов применяется ко всем практически одинаковое, что лишь усугубляет социальное неравенство населения. Причиной такого явления выступает невозможность определения приоритета между экономической эффективностью налогообложения доходов физических лиц и социальной справедливостью, которые выступают в качестве основы развития экономической системы, а также при выборе шкалы налогообложения [5].

Отдельно стоит отметить налоговые вычеты по налогам на доходы физических лиц. С учетом сложной геополитической ситуации, в совокупности со снижением реальных доходов населения, налоговый вычет позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков.

Однако основная проблема неэффективности действующих налоговых ставок заключается в том, что не выполняется регулирующая функция. Другими словами, налоговое администрирование в контексте налоговых ставок на доходы физических лиц слабо развито.

Отсутствует контроль за соблюдением своевременной уплаты налоговых отчислений в полном объеме. Все большее число налогоплательщиков скрывают свои реальные доходы, умышленно занижая налоговую базу, что приводит к потерям бюджетной системы РФ.

Система налоговых ставок РФ сильно отличается от систем налогообложения доходов граждан других стран, при этом экономическая эффективность значительно хуже, чем в странах, где налоговые ставки на доходы физических лиц достигают 40—50% [3].

Отдельное внимание стоит обратить на социальное неравенство населения Российской Федерации. Помимо разницы в доходах, граждане облагаются и иными налогами, ко-

торые в совокупности дают серьезную налоговую нагрузку на бедные слои населения.

Подводя итог, отметим, что действующая система налоговых ставок на доходы физических лиц в РФ после 2000 г. претерпела существенные изменения. Путем реформирования данной системы были сформированы основные налоговые ставки, которые различаются между собой в соответствии с действующим законодательством РФ.

Переход к новой модели налогообложения доходов физических лиц позволил не только увеличить объем доходов бюджетной системы РФ, но и упростить подходы к налоговому администрированию доходов физических лиц, что является главным преимуществом действующей системы налоговых ставок. Кроме того, сформировалось четкое разделение доходов, облагаемых собственной ставкой налога, что упростило расчет налоговой базы по каждому источнику дохода физических лиц.

Однако действующая система налоговых ставок на доходы физических лиц имеет и недостатки, которые выражаются в несоответствии экономической эффективности данных налоговых ставок и социальной справедливости, что усугубляется отсутствием должного контроля со стороны налоговых органов.

Сокращение социального неравенства населения путем использования налоговых ставок обеспечивается за счет повышения налоговой нагрузки у более состоятельных граждан. При этом действующая плоская шкала налогообложения доходов физических лиц лишь усугубляет социальное неравенство населения, так как более богатые граждане пытаются умышленно занизить уровень реальных доходов для снижения налоговой нагрузки, что в совокупности с налоговыми и инвестиционными вычетами значительно занижает реальную налоговую базу. В конечном итоге действующая шкала налогообложения доходов физических лиц все больше похожа на регрессионную, так как социально-экономическая ситуация в стране становится хуже.

Список источников

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn 77/taxation/taxes/ndfl/?ysclid=lt55fkw8db45904 734 (дата обращения: 19.01.2024).

2. Финансы // URL: https://www.kp.ru/ money/nalogi/nalog-na-dokhody-dlya-fiziches-

kikh-lits/?ysclid=lss03k6cli704141529 (дата обращения: 19.01.2024).

3. Нефедьева А.С., Корнева Е.В. Актуальные проблемы налогообложения доходов физических лиц и пути их решения в налоговой системе РФ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=20384 (дата обращения: 19.01.2024).

4. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный бюджет // URL: https://budget.gov.ru/Бюджет/ До-ходы/Исполнение-бюджета-по-видам-дохо-дов (дата обращения: 16.01.2024).

5. Краткая ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов // URL: https://minfin.gov. ru/ru/statistics/conbud/execute?id_57=93449krat kaya_ezhego dnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_k onsolidirovannogo_byudzheta_rossiiskoi_federatsi i_i_gosudarstvennykh_vnebyudzhetnykh_fondov_ mlrd._rub

References

1. Personal income tax (personal income tax) // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/

taxation/taxes/ndfl/?ysclid=lt55fkw8db45904734 (accessed: 01/19/2024).

2. Finance // URL: https://www.kp.ru/ money/nalogi/nalog-na-dokhody-dlya-fiziches-kikh- lits/?ysclid=lss0 3k6cli704141529 (date of reference: 01/19/2024).

3. Nefedieva A.S., Korneva E.V. Actual problems of taxation of income of individuals and ways to solve them in the tax system of the Russian Federation // Modern problems of science and education. 2015. № 2-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20384 (date of application: 01/19/2024).

4. The unified portal of the budget system of the Russian Federation. Electronic budget // URL: https://budget.gov.ru/BrogxeT/Income/ Exe cutio n-of-the - budget-by- typ e - o f- inc o me (date of reference: 01/16/2024).

5. Brief annual information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation and state extra-budgetary funds // URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/co nbu d/execut e?id_57=93449kratkaya_ezhegodnaya_informatsi ya_ob_ispolnenii_konsolidirovannogo_byudzheta _rossiiskoi_federatsii_i_gosudarstvennykh_vneby udzhetnykh_fondov_mlrd._rub

Статья поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 20.03.2024.

The article was submitted 20.01.2024; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансовый менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / [М.И. Ермилова, Н.В. Грызунова, М.Е. Косов, Ю.С. Церцеил]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 255 с.

ISBN 978-5-238-03679-3

Освещены основные вопросы, касающиеся управления финансами компании. Представлен анализ управления денежными потоками, структурой и ценой капитала, финансового планирования в компании. Изложены как теоретические основы, так и даны практические примеры и задания для самостоятельного решения.

Учебник предназначен для студентов, магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.